Индивидуальное логопедическое сопровождение ребенка с дцп

Тимошенкова Надежда Георгиевна

учитель-логопед 1 квалификационной категории

Глава 1. Особенности организации деятельности детей с

нарушениями опорно-двигательного аппарата на уроках. 5

Глава II Логопедическое сопровождение ребенка с ДЦП. 8

2.1. Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда. 8

2.2. Использование информационных технологий в работе

На современном этапе всё более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основной задачей системы обучения и воспитания детей с двигательными нарушениями является их социальная адаптация и интеграция в общество. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). В настоящее время дошкольники с двигательными нарушениями широко интегрированы в дошкольные учреждения общего вида. Дети с легкой двигательной (ортопедической) патологией не испытывают трудностей в коллективе здоровых сверстников, успешно осваивают программу массового детского сада. Дети с двигательными нарушениями неврологического характера часто испытывают трудности в адаптации к условиям массового образовательного учреждения, так как у этих детей нарушения движения часто сочетаются с недостатками речевого и познавательного развития. При принятии решения о поступлении ребенка с двигательной патологией в общеобразовательное учреждение необходимо тщательно проанализировать возможные риски.

Нецелесообразно рекомендовать инклюзивное образование детям с тяжелыми двигательными нарушениями, неспособным к самостоятельному передвижению и самообслуживанию. Большие трудности могут испытывать дети, у которых двигательные нарушения сочетаются с нарушениями зрения или слуха. Таким детям можно рекомендовать посещение лекотеки, группы кратковременного пребывания, центра игровой поддержки и других структурных подразделений. По мере положительного изменения их состояния дети могут быть переведены в массовые группы или классы.

Нецелесообразно интегрировать детей с сочетанием двигательных и тяжелых интеллектуальных нарушений. В случаях же, когда легкие двигательные нарушения сочетаются с негрубым отставанием в познавательном развитии, совместное обучение и воспитание таких детей с нормально развивающимися сверстниками в условиях образовательной организации может выступать как важный диагностический этап, который покажет родителям и педагогам истинные возможности ребенка и позволит правильно выбрать дальнейший педагогический маршрут. Вопрос об инклюзии детей с двигательными нарушениями должен всякий раз решаться индивидуально и очень взвешенно. Опыт показывает, что достаточно успешными в условиях интеграции оказываются только дети без неврологических нарушений. Дети с органическим поражением центральной нервной системы обычно должны пройти предварительные этапы в виде посещения службы ранней помощи, лекотеки и других структурных подразделений, прежде чем будут готовы к совместному пребыванию со здоровыми сверстниками.

Для того чтобы инклюзивное (совместное) обучение и воспитание оказалось эффективным, необходимо:

• создание безбарьерной архитектурно-планировочной среды;

• соблюдение ортопедического режима;

• осуществление профессиональной подготовки и/или повышения квалификации педагогов к работе с детьми с двигательной патологией;

• наличие рекомендаций лечащего врача к определению режима нагрузок организации образовательного процесса (организация режима дня, режим ношения ортопедической обуви, смена видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т. д.);

• организация коррекционно-развивающих занятий по коррекции нарушенных психических функций;

• организация работы по формированию навыков самообслуживания и гигиены у детей с двигательными нарушениями;

• организация логопедической помощи по коррекции речевых расстройств;

• организация целенаправленной работы с родителями детей с ОВЗ, обучая их доступным приемам коррекционно-развивающей работы;

• формирование толерантного отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья у нормально развивающихся детей и их родителей;

• обязательное включение в совместные досуговые и спортивно-массовые мероприятия ребенка с двигательными нарушениями.

Таким образом, цель работы – разработка логопедического сопровождения ребенка с ДЦП, определение условий, требований к образовательному процессу, содержания и приемов обучения с анализом различных аспектов личностного развития школьника.

Особенности организации деятельности

детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на уроках

Речь детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а чаще детей с ДЦП, характеризуется краткостью, бедностью словарного запаса, обилием грамматических ошибок. Оценивая состояние речи ребенка с ДЦП условно можно выделить 3 уровня развития речи и возможности речевой коммуникации.

Высокий уровень речевой коммуникации: ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета.

Средний уровень: ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении, чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое.

Низкий уровень речевой коммуникации: ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание.

Для определения уровня развития связной речи детям предлагается прослушать небольшие по объему незнакомые тексты и пересказать их.

Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям: понимание речи, структурирование текста, объем словаря, использование грамматических конструкций, синтаксически правильное оформление рассказа.

При правильном воспроизведении текста можно говорить о высоком уровне развития речи. Для среднего уровня характерны незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок. При низком уровне сформированности связной речи отмечается неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках. Учет полученных результатов обязателен при разработке программы обучения русскому языку и литературе, при разработке программы логопедического сопровождения.

Методы и приемы работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных методов. Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса предполагают сочетания теоретического, теоретико-практического и практического усвоения учебного материала. В специальных образовательных учреждениях используются следующие методы.

Практические методы и приемы обучения:

- постановка практических и познавательных задач;

- целенаправленные действия с дидактическими материалами; многократное повторение практических и умственных действий; наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения); подражательные упражнения;

- создание условий для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, в быту.

- обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);

- наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира;

- рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.

- речевая инструкция, беседа, описание предмета;

- указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;

- метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком);

- вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);

- педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата.

- дифференцированный (в том числе логопедический) массаж;

- искусственная локальная контрастотермия.

Формы работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Формы работы на уроке с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные; возможен лабильный подход к уровню усвоения материала разными детьми. В зависимости от возраста количество занятий, их продолжительность, а также их виды варьируют на разных годах пребывания ребенка в образовательном учреждении. Формы коррекционной работы с учащимися определяются общеобразовательным учреждением.

Логопедическое сопровождение ребенка с ДЦП.

2.1. Использование здоровьесберегающих технологий

в работе учителя-логопеда.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс- это одно из самых важных и доступных условий для сохранения здоровья обучающихся. Раскрывая понятие о здоровьесберегающих технологиях (ЗСТ) важно отметить, что речь идет не о какой-то универсальной и чудодейственной технологии, а о системе, направленной на коррекцию речевых нарушений, психического развития ребенка и сохранение его здоровья.

Большинство учащихся, имеющих нарушения устной и письменной речи и посещающих логопункт, являются ослабленными, имеющие в анамнезе различные перинатальные повреждения головного мозга, что негативно сказывается на развитии ребенка.

Поэтому, рекомендуется внедрять в коррекционную работу различные виды здоровьесберегающих технологий. Необходимо так организовать коррекционный процесс, при котором качественное обучение и коррекция речевых отклонений учащихся происходила без ущерба их здоровью, а наоборот способствовала укреплению здоровья.

На занятиях создается благоприятный фон, доброжелательная обстановка, чтобы дети смогли раскрыть свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

Все ЗСТ, используемые на занятиях, основываются на следующих принципах:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2020
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Мария Артемова
Логопедическое сопровождение ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата

В настоящее время дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата все больше интегрируются в общеобразовательную среду. Обучающиеся с НОДА испытывают особые образовательные потребности, обусловленные недостатками в их физическом развитии, в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности. В связи с этим возникает необходимость создания специальных образовательных условий для детей с НОДА, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребёнка в полном соответствии с его особенностями и образовательными возможностями. Одним из таких условий для дошкольников с НОДА, имеющих нарушения в развитии устной речи, является индивидуальное логопедическое сопровождение. Оно должно стать частью индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ.

Логопедическое сопровождение ребенка с НОДА, посещающего общеобразовательный детский сад, по моему мнению, может быть представлено так.

По рекомендации территориальной психолого-медико-педагогической комиссии ребенок нуждается в сопровождении учителя-логопеда. Ему необходима индивидуально-ориентированная помощь в коррекции или устранении нарушений в развитии речи, в преодолении затруднений в освоении Основной общеобразовательной программы, реализуемой в дошкольном учреждении, с учётом его психических и физических возможностей.

Цель логопедического сопровождения – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию речи, совершенствованию коммуникации ребенка с НОДА для успешного усвоения образовательной программы ДОУ.

1. Выявление и коррекция нарушений в развитии речи ребенка с НОДА, интегрированного в общеобразовательное пространство.

2. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении ребенком с НОДА образовательной программы ДОУ.

3. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди воспитателей, обеспечивающих педагогическое сопровождение детей с НОДА в условиях инклюзивного образования.

4. Разъяснение специальных логопедических знаний среди родителей (законных представителей) дошкольника с НОДА, имеющего речевые нарушения.

Специфика логопедической работы состоит в необходимости учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка с НОДА.

Основные направления работы учителя-логопеда: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативно-просветительское и профилактическое.

Содержание основных направлений

Диагностическое направление включает в себя углубленное изучение ребенка с НОДА, выявление индивидуальных особенностей речевого развития и причин возникновения проблем в развитии, воспитании, обучении и социализации. Логопед осуществляет подробное логопедическое обследование в течение двух недель. Исследуется звукопроизношение, анатомическое строение артикуляционного аппарата, речевая моторика, особенности динамической стороны речи, способность воспроизводить звуко - слоговую структуру слова; выявляется состояние слухо - произносительной дифференциации звуков речи, фонематического анализа и синтеза; исследуется лексика и грамматический строй экспрессивной речи, связная речь, а также изучаются данные о раннем речевом развитии и состояние неречевых психических функций (зрительно-пространственный гнозис и праксис, степень сформированности двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук).

Результаты логопедического обследования учитель-логопед заносит в речевую карту. Первичное логопедическое обследование позволяет судить об уровне речевого развития ребенка с НОДА и сформулировать основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической работы с ребенком с ОВЗ. В процессе осуществления логопедической помощи ребенку предусматривается промежуточное логопедическое обследование, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития ребенка. Итоговая диагностика представляет собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее уровень их сформированности.

Используется общепринятая методика диагностики устной речи детей дошкольного возраста.

Коррекционно-развивающее направление включает в себя реализацию коррекционно-развивающей программы с учетом особенностей развития обучающегося с НОДА, структуры дефекта. Учителем- логопедом после проведения педагогической диагностики индивидуального развития и на основе Программы коррекционно-развивающей работы разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, подбираются педагогические технологии, методики и формы деятельности, соответствующие образовательным потребностям данного ребенка.

В содержание данного направления входят следующие аспекты:

- выбор оптимальных для развития ребенка с НОДА коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

- организация и проведение индивидуальных занятий по коррекции нарушений устной речи, а также развитию коммуникативных навыков.

Учитель-логопед осуществляет информационно-просветительскую деятельность среди педагогов группы и родителей, подключая последних к коррекционно- развивающей деятельности, обучая их педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком. Активное сотрудничество педагогов с семьёй, включение родителей в коррекционно-развивающий процесс, формирование у них психолого-педагогической и реабилитационной компетентности, а также обучение членов семьи доступным приёмам взаимодействия с ребёнком, подбор адекватных способов и средств общения в условиях семейного воспитания являются залогом эффективности реализации индивидуального образовательного маршрута, максимальной компенсации нарушений развития и успешной социализации детей с ОВЗ.

Консультативно-просветительское направление включает:

• индивидуальное консультирование семьи по вопросам речевого развития и коммуникации ребенка с НОДА, формирования психолого-педагогической компетентности родителей (или законных представителей) ребенка с НОДА, задействованных в инклюзивном процессе, по вопросам онтогенеза устной речи, проявлений нарушений речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по коррекции речевых нарушений;

• консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с развитием обучением и воспитанием ребенка с НОДА в процессе реализации инклюзивной практики.

Профилактическое направление заключается в своевременном предупреждении у ребенка с НОДА возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования. Так, упорядочение представлений о звуковой стороне речи, развитие фонематического восприятия и овладение навыками анализа и синтеза звукобуквенного состава слова создают необходимые предпосылки для формирования навыка правильного письма и чтения, развития языкового чутья, предупреждения общей и функциональной неграмотности.

Характеристика уровня речевого развития ребенка

Дошкольник имеет легкие нарушения опорно-двигательного аппарата, обусловленные органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы (ДЦП).

Нарушено произношение отдельных звуков. Звуки М, Н звучат нечетко (отмечается заложенность носа).Звук Л искажает: произносит, как двугубный звук w. Звук Р заменяет звуком Л', звук Р' - звуком Й.Фонематическое восприятие недостаточно сформировано: наблюдаются ошибки различения звуков в группе сонорных. Навыки фонематического анализа сформированы в соответствии с возрастом, звук на фоне слова определяет.

Объем и качество словарного запаса в пределах возрастной нормы. Грамматический строй речи практически не нарушен: навыки словообразования и словоизменения сформированы достаточно.

Вследствие нарушений опорно-двигательного аппарата (ДЦП) страдает мелкая моторика рук и общая моторика. Работоспособность немного снижена из-за физических недостатков. Внимание достаточно устойчивое. Сформированы пространственные представления. Средний уровень развития мыслительных операций.

Логопедическое заключение: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, обусловленное нарушением иннервации речевого аппарата

Форма реализации логопедического сопровождения – индивидуальные коррекционно-развивающие занятия обучающегося с логопедом.

Перспективный план индивидуальной коррекционно-развивающей работы

Задача: тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе,а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

в) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;

I.Подготовительные упражнения артикуляционной гимнастики:

II. Упражнения для пальчиковой гимнастики.

III. Упражнения для координации речи с движением.

IV. Дыхательные упражнения,способствующие выработке направленной сильной воздушной струи и плавному речевому выдоху:

V. Самомассаж мышц лица, шеи, рук, в том числе с применением массажеров Су Джок.

Этап формирования произносительных умений и навыков.

а) устранение дефектного звукопроизношения;

б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;

в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

г) развитие артикуляционной моторики, мелкой моторики рук, общей моторики, координации речи с движением.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

1). Постановка звуков.

Последовательность: сонор Л; соноры Р, Р'.

Способ постановки: (по подражанию, от базовых звуков, механический, смешанный).

Параллельно ведется отработка упражнений артикуляционной гимнастики.

2).Автоматизация каждого исправленного звука в слогах:

а) Л - автоматизируется вначале в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

в) Р, Р' - можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию

3)Автоматизация каждого исправленного звука в словах:

Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.

4) Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи.

5). Автоматизация в спонтанной речи (в диалогической и монологической речи в организованной и игровой деятельности).

Этап совершенствования фонематического восприятия и навыков фонематического анализа и синтеза слов

Осуществляется параллельно с коррекцией звукопроизношения. Сначала формируется умение различать смешиваемые звуки из группы сонорных на слух, а затем (после постановки и автоматизации звуков в речи)проводится произносительная дифференциация звуков в определенной последовательности: в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихах, скороговорках, связной речи.

Предполагается следующая последовательность дифференциации смешиваемых сонорных звуков: Л’-Л, Р-Л, Р-Р’, Р’-Л’, Р’-Й’, Р-Л. Работа при этом осуществляется при строго обязательном индивидуальном подходе к воспитаннику с учетом его психофизических особенностей, выраженности речевого дефекта, степени отработанности каждого звука.

В ходе работы на данном этапе и на этапе автоматизации поставленных звуков формируются также фонематические процессы и уточняются представления о звуко-слоговом составе слова.

Этап развития лексико-грамматического строя и связной речи на базе правильно произносимых звуков.

В процессе автоматизации и дифференциации поставленных звуков методом устного опережения осуществляется работа по уточнению и активизации имеющегося у ребенка словарного запаса и моделей простых синтаксических конструкций. Необходимость такого подхода обусловлена основным принципом коррекционно-развивающего обучения,а именно: одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В связи этим методом устного опережения, в занятия избирательно включаются элементы работы по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи.Основные направления работы:

- Лексические и грамматические упражнения.

- Нормализация просодической стороны речи.

Систематические упражнения на развитие внимания, мышления (на отработанном речевом материале).

Развитие мелкой моторики рук и общей моторики.

Упражнения для координации речи с движением

(выполняются регулярно на всех этапах коррекционно-развивающей работы):

(выполняется регулярно на всех этапах коррекционно-развивающей работы):

Консультативно-просветительская работа с педагогами и родителями

Проведение консультаций для воспитателей:

Участие в разработке адаптированной образовательной программы, методических рекомендаций по обучению ребенка с НОДА. Определение разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала.

Совместное с воспитателем проведение работы по соблюдению в группе правильного речевого режима, по обогащению и систематизации словарного запаса обучающихся в соответствии с образовательными областями, развитию коммуникативных умений.

Проведение консультаций для родителей обучающегося с НОДА:

Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы

Речевое развитие. Ребенок контактен, часто становится инициатором общения со сверстниками и взрослыми; пассивный словарь ребенка и уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрастной норме; ребенок владеет грамматически правильной речью; не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов; объем дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса в норме. Темп и ритм речи нормальные. Ребенок различает оппозиционные звуки, владеет простыми формами фонематического анализа; звуки поставлены и автоматизированы.

Развитие общей и тонкой моторики. Ребенок освоил статические и динамические упражнения пальчиковой гимнастики; заметно развитие мелкой моторики рук. Наблюдается улучшение общей моторики, координации речи с движением. Отмечается развитие моторики речевого аппарата вследствие выполнения артикуляционной гимнастики.


Час двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи Тема: "Волшебный цветик-семицветик". Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации.

Циклограмма деятельности воспитателя. Средняя группа с нарушением опорно-двигательного аппарата 1 смена: время и мероприятия воспитателя 7.00 – 8.00. Прием детей в группе. 1. Беседы с родителями и детьми о самочувствии детей или по.


Логопедическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ ГБОУ Школа № 935 г. Москва учитель-логопед Марьина О. В. Тема: Логопедическое сопровождение детей инвалидов и детей с ОВЗ. В развитии.

Схема обследования артикуляционного аппарата ребенка. Схема обследования артикуляционного аппарата ребенка. Обследование артикуляционного аппарата. Особенности строения, функции. Упражнения.

Условия организации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях ДОУ Дошкольное детство-пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Дети стремятся к общению с искусством музыки, находя.


Программа коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ (ДЦП, ОНР3) в условиях дошкольного логопункта.

Скачать:

ВложениеРазмер
rabochaya_programma_raboty_s_detmi_s_ovz.docx 74.76 КБ

Предварительный просмотр:

Протокол №_______ от________ Приказ от______

коррекционной логопедической работы с детьми с ОВЗ

Составитель: О.С. Мальцева,

5.Содержание логопедической работы на логопункте с детьми с ДЦП.

6. Календарно-тематическое планирование.

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом , направлена на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ. Приоритетным направлением в области образования является коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии. Число детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени растет. Логопедическая помощь направлена на разностороннее развитие детей, коррекцию недостатков в речевом развитии Коррекционно-развивающая работа возможна при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов ДОУ и законных представителей ребёнка

При проектировании логопедической помощи учитываются индивидуальные особенности ребёнка: диагноз ребёнка, уровень двигательной активности, группа здоровья.

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Лица с ОВЗ – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.

Известно, что у детей с церебральным параличом наиболее частыми формами речевых нарушений являются различные формы дизартрии. Ребенок слабо ощущает как положение своих конечностей, так и органов артикуляции. Это способствует проявлениям общей и артикуляционной апраксии, что затрудняет выполнение целенаправленных движений и усиливает нарушения звукопроизношения.

Одной из важных задач логопедической работы при ДЦП является развитие ощущений артикуляционных поз и движений, преодоление и предупреждение оральной апраксии. Для улучшения ощущений артикуляционных поз и движений используются упражнения с сопротивлением, чередования упражнений с открытыми глазами со зрительным контролем с помощью зеркала и с закрытыми глазами с целью сосредоточения внимания на проприоцептивных ощущениях.

Взаимосвязь нарушений общей и речевой моторики при ДЦП проявляется также в том, что тяжесть нарушений артикуляционной моторики обычно коррелирует с тяжестью нарушений функции рук.

Эти данные определяют необходимость сочетать логопедическую работу с развитием функции рук и общей моторики ребенка.

Нарушения звукопроизносительной стороны речи при ДЦП проявляются в виде различных форм дизартрии. Логопедическая работа дифференцируется в зависимости от формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребенка. Логопедическая работа проводится поэтапно.

Первый этап - подготовительный. Основные цели: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов; у ребенка раннего возраста - воспитание потребности в речевом общении, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса.

Важной задачей на этом этапе является развитие сенсорных функций, особенно слухового восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма.

Методы и приемы дифференцируются в зависимости от уровня развития речи, возраста и формы дизартрии. При отсутствии речевых средств общения в ребенка стимулируют начальные голосовые реакции и вызывают звукоподражания, которым придают характер коммуникативной значимости.

Второй этап- формирование первичных коммуникативных произносительных навыков. Основная его цель – развитие речевого общения и звукового анализа. Проводится работа по коррекции артикуляционных нарушений: при спастичности – расслабление мышц артикуляционного аппарата , выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса; коррекция речевого дыхания; развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса.

Важное значение в логопедической работе имеет также артикуляционная гимнастика. При ее проведении большое значение имеет тактильно-проприоцептивная стимуляция, развитие статико-динамических ощущений и четких артикуляционных кинестезий.

Артикуляционная гимнастика языка начинается с воспитания активного прикосновения концом языка к краю нижних зубов. Затем развивают общие движения языка, сначала менее, а затем все более дифференцированные. Работа над артикуляционной моторикой сочетается с развитием голоса и речевого дыхания.

Пассивный словарь обогащают такими словами, как форма, величина, цвет, такой же, похожий, больше, меньше. Учат сравнивать контрастные по величине предметы, различать объемные формы предметов, показывая и называя их: шар-шарик, куб-кубик, большой-маленький. Объясняют назначение отдельных предметов в практической деятельности – мячом играют, ложкой едят и т.д. Обучают сличать предметы и их изображения, слушать и понимать речь взрослого, рассматривать картинки в книгах. Ребенку рассказывают о предметах, нарисованных на картинках, и просят его показать названную картинку. Подбирают игрушки, для захватывания которых необходимо участие большого пальца.

Важное значение имеет развитие игровой деятельности в обращении со сверстниками, обучение и коррекция нарушенных функций в процессе игры, воспитание навыков самообслуживания и гигиены, формирование манипулятивной деятельности, зрительной координации.

В дошкольном возрасте большое внимание уделяют тренировке функциональных возможностей кисти и пальцев рук. При развитии функции кисти особое внимание следует уделить тренировке захвата и отпускания предмета, отведения – приведения предплечья и кисти, стимуляция изолированных движений пальцев.

При воспитании ребенка с ДЦП важное значение имеет развитие его эмоционально-волевой сферы, предупреждение невротических и неврозоподобных расстройств, особенно страхов, повышенной возбудимости в сочетании с неуверенностью в своих силах.

У ребенка с церебральным параличом часто отмечается своеобразное развитие по типу психического инфантилизма. Для предупреждения психического инфантилизма важно развивать у ребенка волю и уверенность в своих силах.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.