Ипполитова м в бабенкова р д мастюкова е м воспитание детей с церебральным параличом в семье

Особенности психического развития детей с церебральным параличом и общие принципы их воспитания в семье

Выраженные нарушения движений и речи у больных с церебральным параличом отражаются на особенностях их психического развития. В силу двигательной недостаточ­ности формирование восприятия предметов окружающего мира может быть нарушено на самом раннем этапе разви­тия ребенка. Длительное, вынужденное положение в посте­ли, нарушение движений глаз способствуют ограничению поля зрения у таких детей. Недостаточное развитие пред­метного восприятия может зависеть от отсутствия у боль­ных детей предметных действий. Известно, что предметные действия развиваются по мере совершенствования общей моторики. Так, ребенок начинает активно манипулировать с предметами, когда хорошо держит голову, устойчиво си­дит. По мере действий с предметами у него развивается активное осязание, возможность узнавания предмета на ощупь. Эта функция имеет важное значение для развития познавательной деятельности. У детей с церебральным па­раличом ощупывающие движения рук часто очень слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены.

Для развития восприятия предметов окружающего мира и познавательной деятельности важное значение имеет со­гласованность движений руки и глаза. Вначале ребенок, дви­гая рукой в пределах поля зрения, не обращает на нее вни­мания. Далее взгляд начинает следовать за рукой, а затем и направлять движения руки. Постепенно направляющая роль взгляда становится все более выраженной в любом целевом движении. У детей с церебральным параличом в результате поражения двигательной сферы, а также мышечного аппа­рата глаза согласованные движения руки и глаза развива­ются недостаточно. Ребенок часто не следит глазами за движениями и действиями своей руки, что препятствует позна­вательной деятельности, выработке навыков самообслужи­вания, а в дальнейшем чтения и письма.

Нарушения зрительного и слухового восприятия также ока­зывают неблагоприятное влияние на психическое развитие.

Нарушения зрительного восприятия у детей с церебраль­ным параличом зависят от недостаточной зрительной фик­сации, прослеживания предмета, сужения поля зрения и снижения остроты зрения. Кроме того, у таких детей часто отмечается косоглазие, двоение в глазах, недостаточность согласованных движений глаз, опускание верхнего века (птоз), непроизвольные движения глазных яблок. Некото­рые дети из-за наличия внутреннего косоглазия привыкают пользоваться ограниченным полем зрения, игнорируя его наружные поля. Например, при большем поражении мотор­ного аппарата левого глаза ребенок может выработать при­вычку игнорирования левого поля зрения. При конструиро­вании из кубиков или палочек он не достраивает части фигуры слева, рисует и пишет только на правой стороне ли­ста, при рассматривании картинок видит также только изоб­ражение справа. Те же нарушения отмечаются и при чтении. С такими детьми в дошкольном возрасте необходимо прово­дить специальные занятия по развитию движений глазных яблок.

. Для развития пространственных представлений у здо­рового ребенка наряду с двигательной системой и зрением большое значение имеет слух. Значение слухового воспри­ятия становится более очевидным с 3 месяцев, когда поле зрения ребенка делается устойчивым и объемным, а после 3—4 месяцев жизни слуховая ориентировочная реакция уже является важным стимулом зрительного восприятия пространства.

При церебральном параличе в силу недостаточности слу­хового восприятия и недоразвития общей моторики прояв­ляется недостаточность пространственно-различительной Деятельности слухового анализатора. Так, у детей может отмечаться снижение слуха, что наиболее часто наблюда­ется при наличии гиперкинезов. В таких случаях особенно характерны снижение слуха на высокочастотные тона и сохранность на низкочастотные. При этом наблюдаются характерные нарушения звукопроизношения. Ребенок, кото­рый не слышит звуков высокой частоты (т, к, с, п, э, ф, щ) затрудняется в их произношении и в речи пропускает их или заменяет другими звуками. В дальнейшем у таких детей отмечаются трудности при обучении чтению и письму. У некоторых детей отмечается недостаточность так называ­емого фонематического слуха: они не различают звуки и звукосочетания, сходные по звучанию. Например, они могут однотипно воспринимать на слух такие слова, как козакоса, домтом и т. д. В некоторых случаях, когда нет сни­жения остроты слуха, может иметь место недостаточность слу­ховой памяти и слухового восприятия.

Любое нарушение слухового восприятия приводит к за­держке речевого развития, а в тяжелых случаях — к недо­развитию речи. Очень важно рано выявить нарушения слу­ха у ребенка с церебральным параличом. Большую помощь при этом врачу и педагогу могут оказать родители: наблю­дая за ребенком, они должны отмечать, любит ли он играть со звучащими игрушками, подражает ли знакомым звукам (гудку машины, паровоза) или играет беззвучно, узнает ли шаги и голоса близких, любит ли музыку, предпочитает громкие или тихие передачи, как понимает обращенную к нему речь.

У некоторых детей отмечается повышенная чувствитель­ность к звуковым раздражителям, они вздрагивают при лю­бом неожиданном звуке, поэтому дифференцированное вос­приятие звуковых раздражителей у них оказывается недостаточным. Специальными педагогическими приемами ребенок постепенно преодолевает страх на неожиданные зву­ковые раздражители.

Повышенная утомляемость характерна для больных де­тей. Они быстро становятся вялыми или раздражительны­ми, плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утом­ления возникает двигательное беспокойство. Ребенок начи­нает суетиться, усиленно жестикулировать и гримасничать, у него усиливаются насильственные движения, появляется слюнотечение. В игре он пытается схватить все игрушки и тут же их бросить, темп речи его убыстряется, речь становится малопонятной для окружающих. Организованность в игровой деятельности у такого ребенка формируется с боль­шим трудом.

Дети с церебральным параличом растут пугливыми, не­решительными и неуверенными в себе, они теряются в но­вых условиях. В школе такие дети тревожны, испытывают страх перед устным ответом, нередко у них возникает заи­кание или появляются насильственные движения. Они не принимают участия в общественной жизни класса, ничем не увлекаются, все свободное время тратят на приготовление уроков, стремятся заучить заданное наизусть. Все это пре­пятствует развитию их интеллекта.

В школьном возрасте у таких детей нередко возникает страх за свое здоровье, страх смерти, возможно неправиль­ное развитие личности. Чаще это отмечается у детей, кото­рые воспитываются в семье, где все внимание сосредоточено на болезни. В доме говорят только о болезни, малейшее из­менение в состоянии ребенка вызывает у родителей не толь­ко тревогу, но и панику. В его присутствии ведутся разгово­ры о болезнях близких. Все это приводит к тому, что ребенок сосредоточивает все внимание на своей болезни, на собствен­ных болезненных ощущениях. Правильное воспитание в се­мье может предупредить подобное состояние.

Известно, что страх у маленького здорового ребенка воз­никает тогда, когда он сталкивается с незнакомыми явле­ниями. У ребенка с церебральным параличом представления об окружающем крайне ограничены. Поэтому очень важно постепенно расширять его кругозор, знакомить с различны­ми предметами и явлениями, приучать к новым явлениям осторожно, не перегружая обилием впечатлений. Прежде чем ребенку показать каких-либо домашних животных, не­обходимо рассказать о них, показать их на картинках.

Особо внимательный подход требуется к ребенку, у кото­рого особенно болезненно выражено чувство страха. Родите­ли должны очень осторожно знакомить его с предметами, Которых он боится, помочь ему постепенно преодолевать свой страх. Важное значение для предупреждения страха и раз­вития таких отрицательных черт характера, как неуверен­ность, боязливость, имеет воспитание у ребенка активнос­ти. Он должен обязательно выполнять в доме посильную работу; его надо научить самостоятельно есть, одеваться прививать элементарные бытовые навыки. Важно, чтобы ре­бенок не только обслуживал себя, но и постепенно имел оп­ределенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих: помочь накрыть на стол, убрать посуду и т. п. В результате у него появляется интерес к труду, чувство ра­дости, что он может быть полезен старшим, чувство уверен­ности в своих силах.

В деятельности расширяется кругозор ребенка, развива­ется его интеллект. А многие родители, боясь, что ребенок упадет, уронит посуду, обольется или неправильно оденет­ся, не дают ему ничего делать самостоятельно. Это приводит к тому, что он растет пассивным, вялым. В школе он отка­зывается от занятий, отказывается читать вслух. Таким об­разом, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекая его, оберегая от всего, что может огорчить, родители тем самым ставят своего ребенка в трудное положение на многие годы. Терпение, организованность и выдержка — главные условия воспитания больного ребенка в семье.

Для больного ребенка вредны частые посещения гостей, эмоциональное возбуждение перед сном. Вечером, когда вся семья собирается дома, он особенно перевозбуждается, быстро устает, у него усиливаются насильственные движе­ния, нарастает общее беспокойство. Чтобы успокоить ребенка, полезно пойти с ним погулять, переключить его на более спокойную деятельность. Только постоянное соблюде­ние режима и правильное воспитание способствуют укреп­лению нервной системы больного ребенка.

Как правило, при церебральном параличе у детей отмеча­ются множественные нарушения, поэтому их воспитание представляет большие трудности и является очень специфич­ным. Для правильного осуществления воспитания родите­лям прежде всего необходимо знать особенности развития и интересы здорового ребенка, потому что больной с церебраль­ным параличом — это прежде всего ребенок. Кроме того, родителям необходимо иметь общее представление о детском церебральном параличе, а также хорошо представлять и по­нимать особенности болезни именно своего ребенка. Необ­ходимо помнить, что каждое нарушение, вызванное цереб­ральным параличом, преодолевается постепенно, иногда в течение многих лет. Поэтому родители должны относить­ся к больному ребенку с бесконечным терпением, с большим оптимизмом, верой и любовью.

Ребенок с церебральным параличом, как и все дети его возраста, прежде всего должен научиться некоторым общим правилам поведения. Ласковая твердость родителей помо­гает ему в этом. Необходимо также, чтобы ребенок начинал понимать себя таким, каков он есть, чтобы у него постепен­но развивалось правильное отношение к своей болезни, к своим возможностям. Это поможет ему наилучшим обра­зом утвердиться в окружающей среде. Ведущая роль в этом принадлежит родителям: именно у них ребенок будет заим­ствовать оценку и представление о себе и о своей болезни. В зависимости от реакции и поведения родителей он будет рас­сматривать себя или как калеку, не имеющего шансов за­нять активное место в жизни, или, наоборот, как вполне спо­собного достичь каких-то успехов. Родители должны понять сами и внушить ребенку, что болезнь является лишь одной из сторон его личности, что у него есть много других качеств и достоинств, которые надо развивать. Ни в коем случае роди­тели не должны стыдиться больного ребенка, тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, не будет уходить в себя, в свое одиночество. Такой больной будет лишен эгоцентризма, направленности только на себя, он будет с удовольствием вы­полнять посильную работу и радоваться тому, чего достига­ет. Это даст ему возможность вести спокойную, без эмоцио­нальных конфликтов полноценную жизнь.

  • Главная
  • Новые рефераты
  • Популярные
  • Добавить реферат
  • Поиск
  • Контакты

Использование игровых приемов в коррекции двигательных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП

13. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральными параличами в семье. М., 1993.

14. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1985. – 271 с.

15. Клячкин Л.М., Виноградова М.Н. Физиотерапия. М., 1995.

16. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М., 2001.

17. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей – С.Пб.; Дельта, 1997.

18. Макович З.Х. Природа двигательных нарушений при детских церебральных параличах и некоторые особенности восстановительной терапии.- Материалы 10-й сессии Ин-та полиомиелита и энцифалита. М. 1964, с. 278-280.

19. Макович З.Х., Дементьева Р.К. Основные принципы лечебной физкультуры при детском церебральном параличе.- В кн.: Детские церебральные параличи (Тр. конф., посвящ. дальнейшему улучшению помощи детям, страдающим церебр. параличами). М.,1971, с. 140-145.

20. Макович З.Х., Жуховицкий М.С., Дементьева Р.К. Двигательные расстройства при церебральных параличах у детей и методика лечебной гимнастики. М., "Советская Россия", 1969, 42с.

21. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом – М.: Медицина, 1991.

22. Мастюкова Е.М., Певзнер М.С., Пермякова В.А. Дети с нарушением умственного развития: учебное пособие вып. 1 – Иркутск 1992.

23. Меженина Е.П. Церебральные спастические параличи и их лечение. Киев, "Здоровъя", 1966, 224с.

24. Найдин В.А. Лечебная физическая культура в клинике нервных болезней: Справочник под редакцией Епифанова – М.: Медицина, 1987.

25. Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В. Кузнецовой. М. 2003.

26. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата./ Под ред. Т.А. Власовой. М. 1985.

27. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М.: Просвещение, 1986. – 304 с.

28. Руководство по физиотерапии и физиопрофилактике детских заболеваний / Под ред. А.Н. Обросова, Т.В. Карачевцевой. М., 1987.

29. Самсонова Л.Н. Особенности комплексной коррекции нарушенной функции рук у детей с ДЦП // Дефектология № 4, 1984

30. Семенова К.А. ДЦП – М.:; Медицина, 1968.

31. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин Клиника и реабилитационная терапия ДЦП – М.; Медицина, 1972

32. Семенова К.А., Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных ДЦП – Ташкент, Медицина, 1979.

33. Справочник по физиотерапии / Под ред. В.Г. Ясногородского. М., 1992.

34. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М., 2001.

35. Техника и методики физиотерапевтических процедур / Под ред. В.М. Боголюбова. М., 1983.

36. Тингей-Михаэлис К. Дети с недостатками развития: книга в помощь родителям: пер. с англ. / под ред. Д.В. Конова – М.; Педагогика, 1988.

37. Улащик В.С., Лукомский И.В. Основы общей физиотерапии. Мн., 1997.

38. Фролов В.Г. Физические занятия с детьми дошкольного возраста. М. 1983.

39. Холодов Ж.К. и др. Теория и методика физического воспитания. – М., 2000.

40. Ходос Х.Г. Нервные болезни – М.; Медицина, 2001.

41. Шамарин Т.Г., Белова Г.И. Возможности восстановительного лечения ДЦП, Элиста, АПП. Джонгар, 1999.

42. Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. М., Изд. АПН РСФСР, 1959, 216с.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Это доказано рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова-Фомина и др.). Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются в "замок").

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать

(руки вниз, встряхнуть кистями).

На поляне дом стоит ("дом"),

Ну а к дому путь закрыт ("ворота").

Мы ворота открываем

(ладони разворачиваются параллельно друг другу),

В этот домик приглашаем ("дом").

Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

- кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;

- то же упражнение выполнять пальцами левой руки;

- те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;

Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.

- выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;

- то же левой рукой;

- то же двумя руками;

- указательный и средний пальцы "бегают" по столу;

- те же движения производить пальцами левой руки;

- те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки").

- вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;

- то же упражнение выполнить пальцами левой руки;

- то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их;

- вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца;

- то же упражнение выполнить пальцами левой руки;

- то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы;

пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз;

- поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца;

- выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца;

Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. - Л., 1977.

Дети с острым церебральным параличом. Руководство по образованию / Под ред. Х. Рай и М.Д. Скьортен. - ЮНЕСКО, 1989.

Детский церебральный паралич. Хрестоматия / Составители Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - СПб., Дидактика-Плюс, 2003.

Ипполитова М.В. и др. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. - М., 1980.

Ипполитова М.В. К вопросу о преодолении пространственно-временных нарушений у детей с церебральным параличом // Специальная школа. - 1967. - № 3.

Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличем в семье. – М., 1993.

Ипполитпова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. - М., 1993.

Калижнюк Э.С. Задержка психического развития при детских церебральных параличах и принципы лечения. - М., 1982.

Калижнюк Э.С. Клиническое обоснование принципов коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольниками, страдающими церебральными параличами. - М., 1978.

Калижнюк Э.С. Психогенные реакции и особенности формирования личности при детских церебральных параличах. - М., 1982.

Калижнюк Э.С. Роль личностных реакций в патологии формирования характера при детских церебральных параличах //Журнал невропатологии и психиатрии. - 1985. - № 3.

Кириченко Е.И. Роль биологических и социальных факторов в механизмах патологического формирования личности при детских церебральных параличах // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1983. - № 9.

Кириченко Е.С. Психические нарушения у детей, страдающих церебральными параличами. - М., 1965.

Кнупфер Х. Как помочь ребенку, больному церебральным параличом. - Марбург, 1994.

Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом: Методические рекомендации. - М. - СПб., 1998.

Коррекционная работа в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами / Под. ред. Е.М. Мастюковой. - М., 1975.

Кузнецова Г.В. Основы изодеятельности: Методические рекомендации к обучению изодеятельности детей с ДЦП в пропедевтическом периоде / Г.В. Кузнецова. — М.: Педагогика, 1998. – 238 с.

Лебедев В.Н. Нарушения психического развития у детей с церебральными параличами. - М., 1991.

Левченко И.Ю. Акцентуации характера у подростков с детским церебральным параличом // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1988. - № 8.

Левченко И.Ю. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М.: Академия. 2001.

Левченко И.Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей с церебральными параличами // Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации. - М., 1989.

Мамайчук И.И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности дошкольников с церебральным параличом // Дефектология. - 1976. - №3.

Мамайчук И.И. Комплексной психологическое исследование больных со спастической формой детского церебрального паралича // Дефектология. - 1984. - №6.

Мамайчук И.И. Нейропсихологические исследования гностических процессов у детей с различными формами детского церебрального паралича // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1992. - №4.

Мамайчук И.И. Учет личностных особенностей детей с ортопедическими заболеваниями в процессе ортопедохирургического лечения // Ортопедия, травматология и протезирование. - 1986. - № 10.

Мамайчук И.И., Мендоса С, Мендоса Д. Нейропсихологический анализ гностических процессов у школьников с церебральным параличом // Тезисы VI Всесоюзного съезда психологов. - М., 1983.

Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития // Дефектология. - 1987. - № 3.

Мастюкова Е.М. Дети с церебральным параличом // Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. - М., 2003.

Мастюкова Е.М. Клиническая характеристика задержки психического развития учащихся с церебральным параличом // Дефектология. - 1982. - № 4.

Мастюкова Елена Михайловна - доктор медицинских наук, профессор, зав. лабораторией клинического изучения аномальных детей НИИ дефектологии АПН СССР, Москва.

Книги (8)

В книге обобщены многолетние данные автора, а также отечественных и зарубежных исследований по диагностике и коррекции различных форм аномального нервно-психического развития детей.

Особое внимание обращено на раннюю диагностику наиболее частых отклонений в развитии познавательной деятельности и сложных дефектов.

Соавтор: Журба Л.Т.

Монография посвящена особенностям нарушения психомоторного развития детей первого года жизни.

На основе большого клинического опыта описан оригинальный подход к выявлению у них психических, речевых и двигательных расстройств. Представлен впервые разработанный и примененный в клинике метод количественной оценки возрастного психомоторного развития новорожденных и грудных детей, позволяющий объективизировать уровень развития и определить, какие функции страдают в первую очередь и в наибольшей степени.

Описаны предложенная авторами классификация задержки развития и основные неврологические и психопатологические синдромы, которые могут сочетаться с этой задержкой и влиять на ее качество. Намечены пути выяснения причины нарушения возрастного развития и изложены общие принципы его коррекции.

Соавтор: Ипполитова М.В.

В книге представлены неврологические данные о мозговых механизмах речевой деятельности и звукопроизносительной стороне речи у детей с церебральным параличом, а также рассматриваются методические приемы коррекционных занятий по исправлению нарушений речи у данной категории детей

Ранний детский аутизм — особая аномалия психического развития, при которой имеют место стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения, эмоционального контакта ребенка с окружающим миром. Основной признак аутизма, неконтактность ребенка, проявляется обычно рано, уже на первом году жизни, но особенно четко в возрасте2-3лет в период первого возрастного криза.

Ранняя диагностика аутизма имеет важное значение, так как прогноз этой аномалии развития в значительной степени зависит от времени начала психолого-педагогической коррекции и лечения.

Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников.

Соавтор: Переслени Л.И., Чупров Л.Ф.

Учебно-методическое пособие содержит теоретический, методический и диагностический материал по использованию в практической работе психодиагностического комплекса методик, разработанного и апробированного авторами применительно к целям школьной психологической службы и практики работы медико-педагогических комиссий по отбору детей в специальные школы.

Ранняя диагностика и коррекция.

В книге обобщены данные отечественных и зарубежных исследований по диагностике и коррекции различных форм аномального развития детей раннего возраста.

Автор рассматривает аномальное развитие как следствие органического поражения центральной нервной системы. Особое внимание обращает на раннюю диагностику и коррекцию отклонений в познавательной сфере детей.

Соавтор: Московкина А.Г.

Учебное пособие содержит сведения о современных технологиях воспитания в семье ребенка с отклонениями в развитии: сенсорными нарушениями, интеллектуальной недостаточностью, речевыми расстройствами, нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы и поведения. Особое внимание уделяется взаимодействию специалистов и родителей детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, формам его организации.

Помимо практических вопросов рассматриваются теоретические обоснования семейного воспитания детей с отклонениями в развитии.

Младенческий, ранний и дошкольный возраст.

В книге с учетом специфики двигательных нарушений обосновываются содержание и методы физического воспитания детей с церебральным параличом. Приводятся рекомендации по использованию конкретных приемов развития и коррекций движений при ДЦП.

затрудняются в определении правой и левой сторон своего тела и тела товарища, в показе его частей.

Нарушения пространственного анализа и синтеза вызы­вают затруднения в овладении навыками письма, чтения, счета. Дети не соблюдают линеек в тетрадях, не различают правую и левую стороны, могут начинать писать справа на­лево, с середины тетради. При попытках читать они не дер­жат строки, теряют ее, перескакивают. Нарушение про­странственного анализа и синтеза нередко мешает обучению счетным операциям.

Пространственные нарушения обычно наиболее выражены у детей со спастической формой церебрального паралича, но могут отмечаться и при других формах заболеваний. Разви­тие пространственных представлений составляет важный раздел подготовки больных детей к школе. Пространствен­ные представления у детей с церебральным параличом вос­питываются в тесной связи с тактильным, кинестетическим и зрительным восприятием. Все перечисленные выше игры-упражнения, а также развитие движения, речи, практичес­кой деятельности создают необходимые предпосылки для развития пространственных представлений. Однако необхо-

Особенности психического развития детей с церебральным параличом 239

димы и специальные последовательные приемы и упражне­ния.

На первом этапе работы у ребенка последовательно форми­руют пространственную дифференциацию самого себя, пред­ставление о схеме тела, представления и ощущения располо­жения и перемещения его тела в пространстве, развивают представления об ориентации в пространстве, о дистанции и интервалах. На втором этапе формируют пространственные представления в игровой, предметно-практической и конст­руктивной деятельности.

Для развития у ребенка представлений о схеме тела мо­гут быть использованы такие упражнения.

На следующем этапе эти упражнения проводятся на кук­ле, потом на картине, по рисунку. Ребенок сидит лицом к зеркалу, обводит пальцем контур лица, глаз, носа, затем пальцем обводит контур изображения лица на кукле, кар­тинке. Постепенно он обучается рисованию изображения на доске, на бумаге и т. д.; при этом его всегда просят называть то, что он рисует.

Путем специальных упражнений у ребенка развивают ориентацию. Эти упражнения также проводятся в несколь­ко этапов.

М. В. Ипполитова, Р. Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова

Для детей, владеющих навыками ходьбы, проводят спе­циальные упражнения по перемещению в пространстве. На полу рисуют белые линии справа налево, спереди назад, и ребенок передвигается в указанных направлениях. Затем в той же последовательности эти линии рисуют на доске, и ребенок пальцем, затем мелом ведет по этим линиям.

Важное значение в развитии пространственных пред­ставлений имеют восприятие и воспроизведение формы предметов. Ребенок ощупывает кубики со всех сторон, паль­цем обводит их. Затем обводит пальцем квадраты, треуголь­ники, нарисованные на доске, в тетради, копирует простые геометрические формы. После таких подготовительных уп­ражнений у ребенка развиваются пространственные пред­ставления в рисовании, конструировании и игровой дея­тельности.

Начиная с 3 лет ребенка можно научить конструировать из кубиков по подражанию, с 4 лет — учат конструировать из кубиков по образцу. Вначале ребенок использует образец, а затем он делает все самостоятельно, по памяти.

. Руководить игрой ребенка с церебральным параличом очень сложно, и от родителей требуются определенные зна­ния и большое терпение. Как и для всех детей, для больного ребенка очень важна игровая деятельность. Иногда она рез­ко ограничена из-за двигательных нарушений, но даже при тяжелой форме заболевания ребенку может и должен быть предложен широкий вариант игр. Родители должны научить его как самостоятельной игре, так и игре с другими детьми. Это будет иметь очень большое значение для больного ребен­ка, для его адаптации в коллективе сверстников. Нельзя учить детей правильным взаимоотношениям, как обучают

Особенности психического развития детей с церебральным параличом 241

навыкам счета и письма, эти взаимоотношения формируют­ся в игровой деятельности.

Направляя игру, родители учат ребенка элементарным нравственным нормам поведения, помогают войти в коллек­тив. Первой задачей является приучить ребенка не мешать другим и чтобы ему не мешали. Игры требуют соблюдения дисциплины. Надо стремиться к тому, чтобы взаимопони­мание, взаимопомощь стали привычными формами поведе­ния ребенка. Именно в игре дети получают первый опыт об­щения друг с другом, у них развиваются общественные формы поведения.

Важно развивать у детей и творческое отношение к игре. Творческая игра имеет в своей основе условное преобразова­ние окружающего. Основная задача руководства данной иг­рой состоит в том, чтобы содействовать устойчивости замыс­ла, развитию его в определенном сюжете. Надо следить за тем, чтобы игра ребенка не представляла простого механи­ческого действия.

Практический опыт детей с церебральным параличом крайне беден. Ребенок может, например, изо дня в день ка­тать машину, сидя за столом. Стоит предложить ему поса­дить пассажира в машину или нагрузить ее кубиками, как игра приобретает определенную целенаправленность, стано­вится творческой. Важно обратить внимание на подбор иг­рушек. Наиболее подходят игрушки, которые пригодны для разнообразного использования. Необходимо помнить, что игры и деятельность должны подбираться в зависимости от реальных возможностей ребенка.

Ипполитова М.В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. Пособие для родителей и воспитателей. — М., 1980. — С. 8—13; 19—34.

Е. Ф. Архипобй

Движения должны быть легкими, поглаживающими, и замедленном темпе. Каждое движение повторяется 5—7 раа, по времени массаж не превышает 3 минут, проводится ежед­невно.

1) точечный массаж в области подчелюстной ямки, кото­рый производят в течение 15 с, вибрирующие движения ука­зательным пальцем под нижней челюстью;

2) вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (также в течение 15 с);

3) легкое похлопывание, поглаживание, вибрация в тече­ние 15 с языка деревянным шпателем, который накладыва­ется на кончик языка.

Каждый прием проводится по 3 раза ежедневно. С деть­ми, находящимися на II уровне доречевого развития, диф­ференцированный массаж направлен в одних случаях ш расслабление артикуляционной мускулатуры, а в других —

ми укрепление мышц или подавление гиперкинезов нныка.

Расслабление оральноймуску латурыдости-гается легким постукиванием, поглаживанием мышц лба, шеи, щек, губ, языка. Движения проводятся двумя руками и направлении от периферии к центру. Каждое движение повторяется 6—8 раз по нескольку раз в день.

Расслабление губпредполагает проведение следу­ющих упражнений:

1) поглаживание носо-губных складок от крыльев носа 1С, углам губ;

2) поглаживание верхней и нижней губ к центру;

3) постукивание губ;

4) точечный массаж губ.

Каждое движение повторяется 3—8 раз по нескольку раз а день.

Расслабление мышц шеи.После легких расслаб­ляющих движений по лицевой, губной мускулатуре про-нодят пассивные движения головы. Для этого правая рука логопеда помещается под голову ребенка и медленными, плавными движениями поворачивает его голову в одну и а другую сторону, покачивает вперед (3—5 раз). Расслаб­ление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслаб­ление корня языка.

Укрепление лицевой мускулатурыосуществ­ляется путем проведения следующих упражнений:

1) поглаживание лба от середины к вискам;

2) поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к у там;

3) разминание скуловой и щечной мышц. Поместив ука-иительные и средние пальцы обеих рук в нижней части вис­ки , производят спиралевидные движения по скуловой и щеч­ной мышцам к подбородку.

244 Е. Ф. Архипов! I

После 4—5 легких движений сила движений нарастав? Они становятся надавливающими, но не болезненными и j вызывают отрицательных реакций ребенка. Движения поч вторяют 8—10 раз по нескольку раз (2—3) в день.

Укрепление губной мускулатуры. С этой щ лью производят поглаживание, растирание, разминание вибрацию губ:

1) от середины верхней губы к углам;

2) от середины нижней губы к углам;

3) поглаживание носо-губных складок к крыльям носа;

4) пощипывание губ.

1) продольные мышцы языка массируют путем поглажи­вания его от средней части к кончику;

2) вертикальные мышцы укрепляются с помощью рит­мичного надавливания на язык;

Движения 1, 2, 3 повторяют 4—6 раз.

Легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через шпатель в течение 5—10 с., способствуют активизации мышц языка.

Точечный массаж при гиперкинезах язы­ка:

а) перекрестный точечный массаж в области губ. Ука­зательный палец левой руки помещается в середине левой носо-губной складки, а указательный палец правой руки под углом губ справа. Производят одновременно вращд-

—i

тшгьные движения указательными пальцами в указанных точках. Затем указательные пальцы перемещаются. У ка­нительный палец правой руки помещается на правую носо-губную складку, а указательный палец левой руки опус­кается под угол губ слева, и производят вновь те же диижения;

б) указательный палец левой руки располагается в облас­
ти середины носо-губной складки слева, а указательный па­
лец правой руки помещается под угол нижней челюсти спра-
Н1>. Производятся вращательные движения в этих точках.
Иатем движения проводятся на противоположной стороне;

в) указательный палец левой руки располагается в той
же точке, что и при упражнении а и б, или же в точке под
углом губ слева, а указательный палец правой руки фик­
сируется в точке под сосцевидным отростком за ухом. Ус­
тановив пальцы в данных точках, проводят глубокий то­
чечный массаж, затем это же упражнение проводят на
противоположной стороне;

г) при резко выраженных гиперкинезах используются
следующие точки. Если палец левой руки фиксируется в зоне
носо-губной складки или под углом губ слева, то палец пра-
иой руки занимает точку под внутренним углом правой ло­
патки, и тоже осуществляются, вращательные движения
и данных точках. Затем это упражнение повторяется с про­
тивоположной стороны;

д) при стойких гиперкинезах используют точки, находя­
щиеся под коленкой, и точку в области одной из носо-губ-
11 ых складок и тоже делают точечный перекрестный массаж.
1)ти. упражнения не должны вызывать у ребенка чувства бо­
лезненности, неудобства, дискомфорта.

Упражнения подбираются в зависимости от состояния м ышечного тонуса артикуляционной зоны. По длительности массаж не превышает 5 минут. С детьми, находящимися на III и IV уровнях доречевого развития, логопедический массаж, кроме нормализации тонуса мышц языка, губ и ослабления гиперкинезов, направлен на развитие аффе-рептации оральной мускулатуры (речевых кинестезии). При асимметриях, неравномерном распределении тонуса и артикуляционных мышцах массаж проводится с гиперкор-ртщией соответствующей стороны — на пораженной

Е. Ф. Архипом

стороне большее число движений (10—12). Кроме приемо!^ ручного массажа, используется специальный аппарат — виб*^ромассаж, насадки применяются соответственно инструкций! :

Apxunoea E. Ф. Коррекционная работа с детьми с ц#' ■ ребральным параличом, доречевой период. — М.-1989. —С. 36—42.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.