Искусственная локальная гипотермия при дцп

Искусственная локальная гипотермия (ИЛГ) была создана и разработана во Всесоюзном научно-методичес­ком центре по восстановительному лечению детского церебрального паралича. ИЛГ — это одно из направле­ний современной криомедицины, которая использует в качестве лечебного фактора холодовое воздействие на органы и ткани (В.И. Грищенко, Б.П. Сандомирский, 1987). Использование ИЛГ в логопедической практике как средства коррекции мышечного тонуса способству­ет нормализации мышечных реакций. Все это создает благоприятные условия для коррекционной работы.

Искусственная локальная гипо- и гипертемия — это контрастное термальное воздействие низкотемператур­ных (лед) и высокотемпературных (вода) аппликаций.

Для проведения ИЛГ используются лед и теплая вода. Тепловое и холодовое воздействие можно применять поочередно и избирательно. Существуют различные ва­рианты воздействия:

· только гипотермия (холодовой массаж);

· только гипертермия (тепловой массаж);

· гипотермия, затем гипертермия;

· поочередное использование тепловых и холодовых воздействий.

Показанием к применению данной методики являются:

· возраст с двух лет;

· формы ДЦП: спастическая диплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма;

· различные виды артикуляционных апраксий;

· синкинезии в артикуляционной моторике;

Противопоказания к использованию ИЛГ:

· атонически-астатическая форма ДЦП;

· заболевания ЛОР-органов и ОРВИ;

· эписиндром и повышенная судорожная готовность.

Пределы проведения холодовой аппликации огра­ничиваются языком, губами, и не затрагивают около­ушные и подчелюстные слюнные железы. Холодовую аппликацию необходимо начинать с пробной дозы воз­действия (3-5 с). Если не возникнет аллергических ре­акций, значит, метод приемлем для данного ребенка и может быть включен в схему коррекционно-логопедической работы.

Авторы методических рекомендаций К.А. Семено­ва, О.В. Степанченко и Л.И. Виноградова предлагают следующую методику использования ИЛГ в логопеди­ческой практике.

Лед в марле накладывается поочередно на мышцы артикуляционного аппарата: круговая мышца рта, большая скуловая мышца, подбородок в области подчелюст­ной ямки, язычная мускулатура. При накладывании льда на язык, придерживая последний за кончик марлевой салфеткой, делаем скользящие движения по кончику, спинке и боковым краям языка. Для активизации центральных отделов речедвигательного анализатора контрастное термальное воздействие можно применять и на мышцы верхних конечностей, особенно на кисть правой руки. При этом в качестве низкотемпературного агента выступает лед, а в качестве высокотемпературного — шерстяная варежка, опущенная в горячий на­стой трав успокоительного сбора. Продолжительность экспозиции в первый день проведения ИЛГ 10 с, затем при ежедневном увеличении процедуры на 10-15 с, сле­дует довести воздействие до 4 минут и в этом режиме продолжить курс, состоящий из 20-25 сеансов. Целе­сообразно проводить по три курса ИЛГ с перерывом в 10 дней, затем через 6 месяцев повторить полный курс лечения.

Артикуляционная гимнастика

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артику­ляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и опреде­ленных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки за­креплялись.

При отборе упражнений для артикуляционной гим­настики надо соблюдать определенную последователь­ность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для по­вторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать пра­вильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим руч­ным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом:

1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2.Показывает его выполнение.

3.Упражнение делает ребенок, а взрослый контроли­рует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнасти­ку, должен следить за качеством выполняемых ребен­ком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движе­ния к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрич­но по отношению к правой и левой стороне лица. В про­тивном случае артикуляционная гимнастика не дости­гает своей цели.

1.Ребенку объясняют необходимость проглатывания слюны.

2.Проведение массажа жевательных мышц, которые мешают проглатыванию слюны.

3.Вызывая пассивно и активно жевательные движе­ния, попросить ребенка откинуть голову назад, так возникает непроизвольное желание проглотить слю­ну; можно подкрепить просьбой.

4.Ребенку перед зеркалом предлагается жевать твер­дую пищу (можно печенье), это стимулирует движе­ния жевательной мускулатуры и приводит к необ­ходимости делать глотательные движения, можно подкрепить просьбой (таким образом, непроизволь­ные движения переходят в произвольные).

Дата добавления: 2018-05-31 ; просмотров: 396 ;

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лильин Е. Т., Шалоник А. С., Степанченко А. В., Месилова Н. В.

1. Яхно H.H., Штульман Д.Р. Болезни нервной системы. - М.: Медицина, 2001. - С. 293-317.

2. Лекарственные препараты в России: Справочник. М.: Астра Фарм Сервис, 2005г. 1536 с.

3. Белова А.Н., Шепетова О.Н. Шкалы, тесты и опросники в медицинской реабилитации. - М.: Антидор, 2002. - С.265-284

ИСКУССТВЕННАЯ ЛОКАЛЬНАЯ ГИПОТЕРМИЯ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЦП

Одной из актуальных проблем современного здравоохранения является постоянно возрастающее количество детского населения с ограничением возможностей, вследствие пренатального и перинатального органического поражения центральной нервной системы и проявляющегося в постнатальном периоде различной по выраженности и тяжести неврологической патологией. В нашей стране ежегодно рождается более 50 000 инвалидов с детства - ведущее место принадлежит детскому церебральному параличу (ДЦП). У больных с данным заболеванием в клинической картине на первый план выступают двигательные расстройства, интеллектуальная и психоречевая недостаточность.

Наличие патологических синергий, возникающих в результате преобладания нередуцированных позо-тонических рефлексов у больных ДЦП ведет к нарушению функционирования эфферентного и афферентного звеньев рефлекторного кольца управляемой подсистемы двигательного аппарата (1,3). Поэтому патогенетической основой нейромоторного перевоспитания детей с двигательным дефицитом является применение корригирующих афферентацию методик, направленных на дестабилизацию имеющегося патологического двигательного стереотипа, и на этой основе создание другой, более физиологичной стато-локомоторной системы (2,4).

Положительный терапевтический эффект применения метода ИЛГ реализуется посредством создания гипобиотического состояния мышцы и ее рецепторного аппарата, приводящего к снижению патологически высокого мышечного тонуса. На данном фоне значительно повышается эффективность применения массажа и ЛФК (4). Депривируя патологическую афферентацию, гипотермическое воздействие на рецепторную систему мышечно-связочного аппарата, формирует тем самым более физиологическую регуляторику движения и, соответственно, более физиологичную эфферентацию.

Для проведения ИЛГ используется ледяная крошка, которая помещается в гермитичную тару, соответствующую размерам мышцы ребенка, на которую будет проводиться криоапликация. Топография криовоздействия зависит от особенностей, формирующих патологию статики и локомоции в каждом конкретном случае, и преобладающего влияния нередуцированных позо-тонических рефлексов периода новорожденных. Воздействие производится

непосредственно перед проведением кинезотерапевтических мероприятий, с постепенным увеличением времени процедуры и одновременной стимуляцией ослабленных мышц антагонистов.

В нашем исследовании динамика восстановления двигательной функции под влиянием терапии была прослежена у 115 больных ДЦП, в возрасте от 2 до 15 лет. Пациенты основной группы, 83 ребенка (диплегическая форма - у 38, гемиплегическая - у 32, гиперкинетическая - у 13), прошли курс кинезотерапии в сочетании с ИЛГ; 35 детей (контрольная группа) с аналогичным двигательным дефицитом лечили общепринятым методом.

После курса кинезотерапии в сочетании с ИЛГ у больных ДЦП, формой спастическая диплегия, сила в мышцах кисти увеличилась по показаниям динамометра на 2,3 кг, в контрольной группе - на 0,89 кг (Р

Гипотермическое воздействие на рецепторную систему мышечно-связочного аппарата. Эффективность применения кинезотерапевтических методик. Качество реабилитационных технологий в лечении больных детским церебральным параличом. Применение локальной гипотермии.

Рубрика Медицина
Вид автореферат
Язык русский
Дата добавления 29.11.2017
Размер файла 330,6 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

14.00.13 - "Нервные болезни"

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук

Роль искусственной локальной гипотермии в комплексной реабилитации больных спастическими формами детского церебрального паралича

Носко Анастасия Сергеевна

Работа выполнена в ГОУ ВПО "Московский государственный медико-стоматологический университет Росздрава"

Научный руководитель:

Научный консультант:

Официальные оппоненты:

Доктор медицинских наук, Алексей Львович Куренков

Ведущая организация:

Защита состоится на заседании диссертационного совета Д 208.041.04 при ГОУ ВПО "Московский государственный медико-стоматологический университет Росздрава" (127473, Москва, ул. Делегатская 20/1).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного медико-стоматологического университета (127206, Москва, ул. Вучетича, д. 10а).

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат медицинских наук, доцент Т.Ю. Хохлова

Общая характеристика работы

Актуальность темы.

Одной из актуальных проблем практического здравоохранения на сегодняшний день является охрана здоровья материнства и детства. Это обусловлено постоянно возрастающим количеством детского населения с ограничением возможностей - ведущее место принадлежит детскому церебральному параличу (ДЦП).

На современном этапе одним из важнейших принципов реабилитации больных ДЦП является комплексный подход к лечению, который заключается в сочетании применения различных методов воздействия на основные патогенетические механизмы данной патологии и непосредственное активное включение самого пациента в процесс занятий.

Данным принципам наиболее соответствует метод "кондуктивной терапии", разработанный А.Пето (Виноградова Л.И., 2002; Лильин Е.Т., 2000; Лильин Е.Т., Доскин В.А., 1997; Акош К., Акош М., 1994; Пето А., 1946). Основным направлением кондуктивной терапии является интеграция ребенка в условия социальной среды, что достигается путем расширения спектра целенаправленных действий больного в сочетании с психолого-педагогической и логопедической коррекциями. В процессе лечения проводятся занятия, направленные на формирование движений в этапах двигательного развития, развитие мышления, памяти, внимания, эмоциональной сферы и других сторон интеллектуальной деятельности, ликвидация логопедических проблем. Суммация вышеперечисленных задач неизбежно приводит к улучшению самообслуживания. Улучшение самообслуживания, в свою очередь, является наиболее общим, интегративным отражением состояния двигательной и психической сфер ребенка с ограничением возможностей.

В сочетании с кондуктивной терапией применяют различные методики, направленные на коррекцию патологической афферентации у больных ДЦП, особого внимания заслуживает применение искусственной локальной гипотермии (ИЛГ), разработанная (Виноградовой Л.И. с соавт., 1989).

Гипотермическое воздействие на рецепторную систему мышечно-связочного аппарата, депривируя патологическую афферентацию, способствует формированию физиологической перестройки на разных уровнях двигательного анализатора, обусловливая, тем самым, более физиологическую регуляторику движения и, соответственно, более физиологичную эфферентацию. На данном фоне значительно повышается эффективность применения кинезотерапевтических методик.

Цель исследования.

Изучить качество современных реабилитационных технологий в лечении больных детским церебральным параличом на основании динамики развития статико-локомоторных функций, состояния биоэлектрической активности головного мозга и периферического нейро-мышечного аппарата, темпов социально-бытовой адаптации при использовании кондуктивной терапии в сочетании с искусственной локальной гипотермией.

Задачи исследования:

1. Провести анализ эффективности применения кондуктивной терапии в сочетании с искусственной локальной гипотермией на динамику формирования стато-локомоторных функций у больных спастическими формами детского церебрального паралича.

2. Изучить динамику показателей биоэлектрической активности головного мозга и периферического нейро-мышечного аппарата при использовании кондуктивной терапии в сочетании с искусственной локальной гипотермией в лечении пациентов с ДЦП.

3. Определить необходимую и достаточную кратность курсов комплексного восстановительного лечения детей со спастическими формами ДЦП по данным лонгитудинального исследования.

4. Оценить влияние использования метода кондуктивной терапии в сочетании с искусственной локальной гипотермией на темпы социально-бытовой адаптации детей с ДЦП.

Научная новизна исследования

- впервые оценена эффективность применения метода кондуктивной терапии в сочетании с ИЛГ в лечении больных со спастическими формами ДЦП. кинезотерапевтический паралич гипотермия

- впервые проведено лонгитудинальное исследование использования комплексного восстановительного лечения (кондуктивная терапия в сочетании с ИЛГ) на различных временных этапах реабилитации больных ДЦП. Проанализирована динамика неврологического статуса и нейрофизиологических параметров у больных спастическими формами ДЦП на фоне проводимого в течении трех лет лечения.

- изучено влияние использования метода кондуктивной терапии в сочетании с искусственной локальной гипотермией с наиболее эффективной кратностью курсов лечения не только в плане динамики становления стато-локомоторных функций, но и, что крайне важно, на темпы социальной адаптации больных с ДЦП.

Практическая значимость

Результаты исследования изменения неврологических, а также статико-кинетических, психо-речевых проявлений у детей с ДЦП, на фоне проводимого восстановительного лечения (кондуктивная терапия в сочетании с ИЛГ), могут быть использованы в практике различных специалистов (медработников психоневрологического профиля, логопедов, психологов, социальных работников), занимающихся проблемой больных с указанной нозологической формой в условиях стационаров, реабилитационных центров, домов ребенка и других интернатных учреждений.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Проведение реабилитации по методу кондуктивной терапии в сочетании с ИЛГ достоверно улучшает состояние периферического нейро-моторного аппарата у больных спастическими формами ДЦП в ранней резидуальной стадии. Клинически этот эффект реализуется в редуцировании патологических позо-тонических рефлексов, уменьшении тонуса мышц, участвующих в патологической мышечной синергии, увеличении мышечной силы и объема движений в голеностопных суставах.

2. Проведение реабилитационных мероприятий с необходимой кратностью курсов при использовании эффективной схемы восстановительного лечения является обязательным условием достижения достоверной динамики в становлении стато-локомоторных функций, улучшении активности периферического нейро-моторного аппарата и ускорении темпов возрастного созревания основных корковых ритмов у больных ДЦП

3. Достоверное увеличение темпов социально-бытовой адаптации как интегративный показатель снижения уровня ограничения возможностей у больных ДЦП следует рассматривать как один из критериев эффективности проводимых реабилитационных мероприятий.

Личный вклад автора

Автором лично в течение трех лет было проведено неврологическое обследование 93 больных ДЦП, проходивших реабилитацию с использованием 4-х различных схем лечения. Так же автор самостоятельно проводил ЭЭГ обследование пациентам исследования, результаты которого были внесены в результаты представленной диссертационной работы.

По теме диссертации опубликовано 5 печатных работ, в том числе 2 работы - в журнале, рекомендованном ВАК Минобрнауки России.

Внедрение результатов работы в практику.

Основные положения исследования внедрены в клиническую практику дневного стационара и неврологических отделений ФГУ "Российского реабилитационного центра "Детство" Росздрава.

Апробация диссертационного материала.

Работа апробирована на научно-практической конференции кафедр нервных болезней стоматологического и лечебного факультетов МГМСУ, врачей отделения неврологии городской клинической больницы №50 4 июля 2007 года.

Основные положения диссертации доложены на научно-практических конференциях ФГУ "Российского реабилитационного центра "Детство" Росздрава с 2006 по 2007 годы.

Объем и структура диссертации

Диссертация изложена на 113 страницах машинописного текста, состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, указателя литературы, включающего 217 работ, из них 111 отечественных и 106 иностранных авторов. Работа иллюстрирована 4 таблицами, 36 рисунками.

Данная система разработана и апробирована в процессе многолетнего экспериментального изучения и обучения детей раннего возраста с ДЦП. При проведении коррекционно-логопедической работы по нормализации тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата с детьми с двигательными нарушениями использовались следующие методы логопедического воздействия:

– дифференцированный логопедический массаж (расслабляющий или стимулирующий),

– точечный, мануальный, зондовый, щеточный массаж,

– пассивная и активная артикуляционная гимнастика,

– искусственная локальная контрастотермия (сочетание гипо- и гипертермии).

Логопедический массаж применяется в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц.

Массаж проводится на всех этапах коррекционно-логопедического воздействия. Но особенно значимо его использование на начальных этапах работы, когда у ребенка еще нет принципиальной возможности выполнить определенные артикуляционные движения.

Дифференцированный логопедический массаж осуществляется логопедом-дефектологом после прохождения специальной подготовки (курсов повышения квалификации). По возможности мать ребенка может обучиться элементарным приемам массажа и пассивной артикуляционной гимнастики.

Задачи, показания, противопоказания и условия проведения логопедического массажа.

Основные задачи логопедического массажа:

1. Нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата (в более тяжелых случаях – уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, синкинезий).

2. Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих).

3. Стимуляция проприоцептивных ощущений.

4. Подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции.

5. Уменьшение гиперсаливации.

6. Укрепление глоточного рефлекса.

7. Афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития при задержке формирования речи).

Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в мышечной и нервной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе. Под влиянием массажа повышается эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц.

Сущность массажа состоит в нанесении механических раздражений в виде поглаживания, пощипывания, растирания, разминания, поколачивания и вибрации. При легком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей, что оказывает успокаивающее, расслабляющее воздействие. Энергичные и быстрые движения при массаже повышают раздражимость массируемых тканей. Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить мышечный тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при гипотонии артикуляционной мускулатуры. Дифференцированный массаж помогает в дальнейшем формированию и осуществлению произвольных (активных), координированных движений органов артикуляции.

Логопедический массаж выполняется в области мышц головы, лица, шеи, а также верхнего плечевого пояса у ребенка с наличием неврологической симптоматики в артикуляционной мускулатуре. Логопед определяет состояние тонуса следующих мышц: языка, губ, лица, шеи, верхнего плечевого пояса.

Логопедический массаж проводится в теплом, хорошо проветренном помещении, циклами по 10-15-20 сеансов, каждый день или через день. После перерыва от 1-2 до 5-6 месяцев (при амбулаторном лечении) цикл повторяется. При определенных обстоятельствах, когда массаж невозможно делать часто и регулярно, допускается его проведение в течении более длительного времени, но реже. При выраженных нарушениях мышечного тонуса массаж проводится в течение нескольких лет (с небольшими перерывами). Длительность одной процедуры варьируется в зависимости от возраста ребенка, тяжести речедвигательного нарушения, индивидуальных особенностей. Начальная длительность первых сеансов - от 1-2 минут до 5-6 минут, а конечная – от 15 до 20 минут. В раннем возрасте массаж не должен превышать 10 минут, в последующей работе в младшем дошкольном возрасте – 15 минут, в старшем дошкольном возрасте – 20 минут.

Если ребенок негативно настроен или испуган, первые сеансы массажа должны быть очень короткими и ограничиваться только массажем кистей и пальцев рук или легким поглаживанием лицевой мускулатуры. Во время массажа используютя различные отвлекающие средства: пение песенки, чтение сказки или стихотворения.

В зависимости от состояния мышечного тонуса проводится расслабляющий массаж или стимулирующий массаж.

1. "Поза эмбриона" - в положении на спине приподнимать и опускать голову ребенка на грудь, руки и колени сгибать и приводить к животу. В этой позе производить плавные покачивания до 6-10 раз, направленные на достижение максимального мышечного расслабления (метод Бобат).

2. В положении на спине под шею ребенка подкладывать валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; ноги при этом согнуты в коленях.

3. В положении на спине голова с обеих сторон фиксируется валиками, позволяющими удерживать ее по средней линии. Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы).

Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, добиваются расслабления этих мышц. Положение ребенка на спине, голова несколько свешивается назад:

а) одной рукой поддерживают шею ребенка сзади, другой производят круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки;

б) медленными, плавными движениями поворачивают голову ребенка в одну и в другую сторону, покачивая вперед (3-5 раз). Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения - легкие, скользящие, слегка прижимающие, но не растягивающие кожу. Каждое движение повторять 5-8 раз.

Расслабление лицевой мускулатуры:

– поглаживание от середины лба к вискам;

– от бровей к волосистой части головы;

– от линии лба вокруг глаз;

– поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей;

– от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее;

– от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа;

– легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;

– надавливающий массаж лица от корней волос вниз.

Расслабление губной мускулатуры:

– поглаживание верхней губы от углов рта к центру;

– поглаживание нижней губы от углов рта к центру;

– поглаживание верхней губы (движение сверху вниз);

– поглаживание нижней губы (движение снизу вверх);

– поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;

– точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке);

– легкое постукивание губ пальцами.

При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводится с гиперкоррекцией пораженной стороны, то есть на ней осуществляется большее число массажных движений.

Стимулирующий массаж осуществляется при гипотонии мышц (с целью укрепления мышечного тонуса). Массажные движения - от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений их сила нарастает, они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторять 8-10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры:

– поглаживание лба от середины к вискам;

– поглаживание лба от бровей к волосам;

– поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны;

– поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;

– сжимание подбородка ритмичными движениями;

– разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам);

– перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи);

Укрепление губной мускулатуры:

– поглаживание от середины верхней губы к углам;

– от середины нижней губы к углам;

– поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа;

Массаж язычной мускулатуры.

При спастичности языка проводится расслабляющий массаж, при гипотонии языка - укрепляющий. При гипотонии приемы массажа более активные и интенсивные, чем при спастичности.

Массаж языка осуществляется различными способами:

1) массаж зубными щетками (различными по материалу, форме, жесткости щетины, размеру)

2) мануальный массаж (в напальчнике или через марлевую салфетку);

3) массаж деревянным или металлическим шпателем;

Перед началом массажа языка необходимо выяснить степень и границу глоточного (рвотного) рефлекса. В случае его повышения во время каждого последующего массажа понемногу заходить за границу глоточного рефлекса. Массаж языка никогда не проводится после кормления ребенка.

Приемы массажа языка (направление массажных движений):

– поглаживание языка в различных направлениях: от корня языка к кончику (воздействие на продольные мышцы); от центра языка к боковым краям (поперечные мышцы); круговые, спиралевидные движения;

– похлопывание языка (начиная с кончика, продвигаясь постепенно к корню и обратно (ритмичные надавливания воздействуют на вертикальные мышцы);

– легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через зонд, щетку или шпатель;

– покалывание языка (игольчатым зондом);

– массаж верхнего подъема языка, растягивая уздечку (движение снизу вверх под языком);

– "перетирание" языка марлевой салфеткой или чистым носовым платком (в случае повышенной чувствительности ребенка к марле);

– распластывание языка маленькой клизмой-спринцовкой (сложенная два раза большая часть клизмы - во рту; кончик - снаружи).

Пассивная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Пассивные упражнения осуществляются сериями по 3-5 движений.

Пассивная гимнастика языка:

– выведение языка из ротовой полости вперед;

– втягивание языка назад;

– опускание языка вниз (к нижней губе);

– поднимание языка вверх (к верхней губе);

– боковые отведения языка (влево и вправо);

– придавливание кончика языка ко дну ротовой полости;

– приподнимание кончика языка к твердому небу;

– легкие плавные покачивающие движения языка в стороны.

Пассивная гимнастика губ:

– собирание верхней губы (поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии);

– собирание нижней губы (тем же приемом);

– собирание губ в трубочку ("хоботок"), производя движение к средней линии;

– растягивание губ в "улыбку", фиксируя пальцами в углах рта;

– поднимание верхней губы;

– опускание нижней губы;

– смыкание губ для выработки кинестетического ощущения закрытого рта;

– создание различных укладов губ, необходимых для произнесения гласных звуков (а, о, у, и, ы, э).

Для стимулирования большей иннервационной активности, повышения степени кинестетического чувства речевого аппарата, для увеличения объема артикуляционных движений используются следующие упражнения:

- выталкивание языком марлевой салфетки, засунутой за щеку (попеременно слева и справа);

- удерживание губами различных предметов (пробка, марля).

Метод искусственной локальной контрастотермии (ИЛК) применяется для уменьшения спастичности мышц артикуляционного аппарата, гиперкинезов язычной и мимической мускулатуры, а также при артикуляционной апраксии. Этот метод заключается в контрастном воздействии низкотемпературных (криомассаж) и высокотемпературных агентов (термомассаж). В качестве низкотемпературных агентов выступает ледяная крошка или очень холодная вода, а высокотемпературных - горячая вода или настой трав.

Гипотермию (криомассаж) и гипертермию (тепломассаж) применяют поочередно или избирательно. Есть различные варианты их применения:

– Только гипотермия (криомассаж).

– Только гипертермия (тепломассаж).

– Гипотермия, затем гипертермия.

– Попеременное использование крио- и теплоаппликаций.

Искусственная локальная гипотермия осуществляется следующим образом: ледяную крошку в марле накладывали поочередно на мышцы артикуляционного аппарата (круговую мышцу рта, большую скуловую мышцу, подбородок в области подчелюстной ямки, язычную мускулатуру). Логопед удерживает язык марлевой салфеткой (обязательно воздействуя на корень, спинку, кончик, боковые края языка).

Продолжительность экспозиции ледяной аппликации во время одного сеанса суммарно составляет от 2 до 7 минут (время экспозиции увеличиваем постепенно). Одномоментное наложение льда на одну из заинтересованных зон криовоздействия длиться от 5 до 20 секунд. Курс лечения составлял 15-20 сеансов, проводимых ежедневно.

Аналогично проводится гипертермия (тепломассаж артикуляционной мускулатуры).

– В положении на спине путем легкого поглаживания тела и, прежде всего, верхнего плечевого пояса, потряхивания конечностей ребенка достигается некоторое расслабление скелетной мускулатуры. Захватив кисти рук ребенка и слегка потряхивая ими, разводить руки в стороны, поднимать их вверх (вдох), затем опускать вперед, прижимая руки к туловищу и легко надавливая на грудную клетку (выдох).

– В положении на спине в ритме дыхания, осторожно потряхивать ноги ребенка, вытягивать их и разгибать (при этом происходит вдох), а сгибание их в коленях и приведение к животу усиливает и удлиняло выдох. Для активизации работы диафрагмы это упражнение проводят при заведении рук ребенка под голову.

– Одновременно с поворотом головы ребенка в сторону логопед отводит в соответствующую сторону и руку ребенка (вдох). Слегка потряхивая руку, возвращает руку и голову в исходное положение (выдох). Это упражнение способствует выработке ритмичности движения и дыхания.

– В положении ребенка лежа или сидя логопед кладет свои руки на грудные мышцы ребенка, прислушиваясь к ритму дыхания. В момент выдоха нажимает на грудную клетку, как бы препятствуя вдоху (в течение нескольких секунд). Это упражнение способствует более глубокому и быстрому вдоху и удлиненному выдоху.

Источник:О.Г. Приходько РАННЯЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ. Монография

Понравилась статья? Поделись ссылкой

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.