Как лошади помогают детям с дцп

“…Во всем мире по пальцам можно пересчитать тех людей, в чьей памяти и жизни, в испытаниях судьбы и личных предпочтениях лошадь не занимала бы никакого места.” ( У. Фолкнер.)

В одной из арабских легенд Бог, разговаривая с лошадью, говорил ей:

“Ни одно животное не сравнится с тобой. Все сокровища земли лежат между твоими глазами. Ты будешь возить на себе моих друзей и топтать врагов. Тебя будут ценить дороже, чем любое другое существо. Ты будешь счастлива, будешь разить без меча и летать без крыльев”.


И действительно, разве можно остаться равнодушным, глядя на скачущую лошадь?! Сила и грация, изящество и совершенство линий – захватывают наши мысли и сердца!

Лошади, как ни какое другое животное, внесли свой вклад в развитие человечества. Именно благодаря им одержано немало замечательных воинских побед. Именно лошади помогли исследователям сделать тысячи открытий, изменивших ход цивилизации.

Лошади обладают огромной физической силой, это удивительно умные и чуткие животные.

Лошади имеют идеальный слух. Они слышат звуки, не воспринимаемые человеческим ухом. Лошади не просто воспринимают звуки, а дифференцируют их, отличают и понимают интонации, ритм звука и его мелодию.

У лошади в разы чувствительнее кожа к прикосновениям, чем у человека.

У лошадей очень тонкое обоняние, они способны улавливать запахи не доступные человеку. Лошади обладают хорошей памятью, понятливые и преданные животные.

Лошади вносят неоценимый вклад в физическую и психо-эмоциональную реабилитацию особых детей.

Иппотерапия для детей с ДЦП


И ппотерапия – это лечение движением с помощью лошади. Иппотерапия эффективный метод реабилитации для детей с ДЦП. Даже при пассивной езде верхом на лошади, без выполнения каких либо упражнений, у ребенка задействованы практически все группы мышц, многие из которых в обычной жизни ребенка с ДЦП бездействуют. Во время верховой езды ребенок, не передвигающийся самостоятельно, получает от лошади двигательные импульсы аналогичные движениям человека во время ходьбы, т.е. способен пережить ощущения хождения.

Основа адаптивной верховой езды — это равномерные колебательные движения, которые совершает тело во время шага лошади. Именно в это время на уровне подсозная ребенок ищет баланс, начинает чувствовать, что такое баланс. Равномерные колебательные движения успокаивают нервное возбуждение, расслабляют спастичные мышцы и стимулируют расслабленные.

Во время езды верхом, движения мышц спины лошади оказывают мягкое массирующее и разогревающее (температура тела лошади на 1,5 – 2 градуса выше, чем у человека) воздействие на нижние конечности ребенка и органы малого таза, тем самым улучшая кровоток.


Лечебная верховая езда.

Кроме того, важным терапевтическим моментом является общение ребенка с лошадью. Он вступает в определенное взаимодействие с лошадью, разговаривает с ней, гладит, кормит. Преодолевает свои страхи и барьеры, начинает доверять этому большому и мощному животному.

Таким образом, иппотерапия – это отличный инструмент в борьбе против дцп, для развития равновесия и физической силы у ребенка, а так же для формирования позитивного психо-эмоционального баланса.

Следует понимать, что далеко не каждая лошадь подходит для таких занятий, а только лошадь с определенным размером шага, да к тому же определенным эмоциональным настроем и характером. Ни пони, ни донской рысак, ни случайная лошадь, взятая на прокат в парке, к примеру, для иппотерапии не подойдут.


Одним из способов лечения детского церебрального паралича является иппотерапия. И об этом интересном способе лечения мы расскажем в нашем материале.

Что такое иппотерапия?

Для детей, борющихся с последствиями ДЦП, подобные физические нагрузки дают хороший толчок в развитии. Кроме того, иппотерапия помогает лечить нарушение осанки, сколиоз, остеохондроз, последствия черепно-мозговых травм, эпилепсию, аутизм. Кстати, кроме иппотерапии активно используется и другой метод лечения ДЦП через общение с животными — дельфинотерапия. О дельфинотерапии читайте вот в этой статье.

Самая главная особенность метода — это мотивация ребенка к общению с животным за счет определенного психологического контакта между лошадью и ребенком. На ребенка не оказывается совершенно никакого давления. Первое знакомство с лошадью всегда сопровождается эмоциональным всплеском и живым интересом, а эмоциональный фактор всегда воздействует и на физическое состояние. Регулярная езда верхом стимулирует развитие центральной нервной системы, сохранение спокойствия и концентрации. Об укреплении мышц мы упомянули выше, но при езде на лошади улучшается также и координация движений.

Когда появилась иппотерапия?

Считается, что впервые такой метод лечения был применён на Западе, причем его долго не воспринимали всерьез. Хотя, конечно, история иппотерапии намного более длинная, чем кажется на первый взгляд.

Первые упоминания о положительном и оздоравливающем воздействии верховой езды содержатся еще в трудах древнегреческого врача Гиппократа (а это 4 век до нашей эры), где верховая езда рассматривалась как гимнастика для улучшения функций организма. Вполне возможно, что о серьезном изучении иппотерапии никто и не задумывался по одной простой причине — верховая езда была одним из частых способов передвижения вплоть до конца XIX — начала XX веков. Зачем ее изучать, если большинство людей и так ездят верхом? И с приходом прогресса люди стали меньше двигаться и эффект от иппотерапии стал более заметен.

Неким переломным моментом стал 1952 год, когда на XV Олимпийских играх Лиз Хартелл, больная полиомиелитом и прикованная к инвалидной коляске, заняла 2 место. Закономерный вопрос — как это произошло? Лиз Хартелл в прошлом была спортсменкой по верховой езде, но диагноз ввел ее в депрессию. Лечащий врач настоял на ее занятия верховой ездой и о результате Вы только что прочитали — полиомиелит был практически побежден и завоевана Серебряная медаль на Олимпийских играх!

Дальше пошло по нарастающей и стали открываться различные центры по иппотерапии стали открываться во многих странах мира. Сегодня такие центры есть в США, Великобритании, Норвегии, Франции, Грузии и многих других. В России иппотерапию стали применять где-то в начале 2000-х годов.

Положительный эффект от иппотерапии

Положительные эффекты от иппотерапии заметны достаточно быстро. Считается, что в среднем, каждый девятый ребенок с ДЦП после иппотерапии начинает ходить, а примерно у каждого десятого снижается степень инвалидности. На нашем сайте также есть несколько материалов о пользе иппотерапии. Например, история Елены Чепкиной, которая усыновила ребенка с ДЦП и поставила его на ноги, благодаря верховой езде. Или история Андрея Кубасова из Красноярского края, получившего первый разряд по конному спорту, несмотря на инвалидность.

И всегда помните, ДЦП — это не приговор. На этом сайте мы рассказываем истории разных людей, на деле доказавших, что преодолеть можно любые препятствия.

От чего лечат конные прогулки.

Экскурсия на ипподром, безусловно, произведет впечатление на любого ребенка, а для некоторых детей общение с лошадьми может стать настоящим лекарством.


Дети входили в манеж с каким-то тихим трепетом, предвкушением чуда. Даже обычные для первоклашек шепотки и смешки стихли. А в углах манежа на привязи стояли удивительно красивые, точно светящиеся в падающих через высокие окна косых солнечных лучах, лошади. Для детей, впервые соприкоснувшихся с лошадьми так близко — настоящее чудо.

Человека всегда тянуло к этому необычайно благородному животному. Ведь общение с ним, даже короткая прогулка верхом, дарит массу позитивной энергии, заряд бодрости и хорошее настроение. Взрослый понимает это и сердцем, и разумом, а ребенок тянется к нему интуитивно.

Вряд ли найдется малыш, который, завидев очаровательного пони или его высокого и стройного "старшего брата", не тянул бы родителя за руку из всех ребячьих сил с мольбой: "Ну давай покатаемся!"

Всего здесь проживает около семидесяти лошадей. Каждая из них имеет свою "комнату" — денник. Снаружи на двери денника висят два мешочка с овсом — это обед и ужин хозяина апартаментов. В широком проходе между двумя рядами денников можно увидеть ящик с овсом, седла, попоны, упряжь, специальные щетки и др.

Знаете ли вы, что это удивительное травоядное животное летом на пастбище может съедать от 25 до 100 килограммов травы и выпивать 30-60 литров воды в сутки?!

Дети с удивлением обнаружили, что лошади отличаются друг от друга не только породой и ростом, но также мастью и отметинами. Забавно, но оказалось, что название масти лошади не всегда совпадает с тем цветом, который мы видим. К примеру, Руслан — белый, но масть его называется — серая. Если бы на теле Руслана встречались черные волоски, даже редкие, он бы считался темно-серым. Коричневая лошадь, у которой черные грива, хвост и низ ног, называется гнедой, а пятнистая — чубарой, и они — большая редкость.

А еще среди лошадей так же, как и среди людей, встречаются свои флегматики, меланхолики, сангвиники и холерики.

Если для ребенка температура от 37,5 до 38,5 °C — повышенная и, скорее всего, говорит о вирусной инфекции, то для лошади это абсолютно нормально. И дышим мы по-разному: в покое лошадь дышит примерно раз в минуту. Но во время быстрой скачки частота ее дыхания увеличивается в А пульс или частота сердечных ударов во время резвой скачки с ударов в минуту возрастает до Еще один любопытный факт — в скелете лошади насчитывается 212 костей. Причем в нем отсутствуют кости ключицы, что позволяет животному совершать большой захват пространства передними конечностями.

У многих лошадок забавные имена: Степлер, Бархат, Лексус. А есть очень величественные и поэтичные: Ренессанс, Руслан, Манхэттен, Сокол. Породистым лошадям, как и собакам, имя дают, сочетая первые буквы в именах их родителей: мамы и папы. К примеру, родителей роскошной Пининфарины звали: Покорная и Игрок.

Лошади очень любят морковь, яблоки и сахар-рафинад, но это — десерт. Главный их корм все-таки овес. А вот в Италии, Испании, Португалии и особенно на Востоке лошади едят в основном ячмень.

Наконец, настало время для поездки верхом. И никто не струсил! Ощущать, как земля под тобой ходит ходуном и постоянно меняется центр тяжести, очень непривычно. Но так здорово!

Необычный доктор

Лошадь — не только хороший друг, помощник, но и доктор. Иппотерапия известна с самых древних времен, но в нашей стране ей серьезно начали заниматься всего лет двадцать назад. Общеизвестно, что иппотерапия очень помогает детям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, но это — не единственное показание к более близкому знакомству с необычным "доктором".

Сегодня специалисты говорят о том, что общение с лошадьми также полезно деткам с гипертонической болезнью 1 и 2 стадии, аутизмом, афазией, гидроцефалией, заболеваниями крови, полиомиелитом, рассеянным склерозом и с другими заболеваниями.


Что лечит лошадь?

Существует два направления иппотерапии: физическая реабилитация, когда специально подобранные комплексы упражнений тренируют определенные мышцы, и психологическая реабилитация, другими словами, коррекция психоэмоциональной сферы.

Физическая реабилитация

Иппотерапия развивает физическую активность малыша, способствует восстановлению нарушенных функций, улучшает или восстанавливает утраченные навыки и помогает формировать новые. По сути, верховая езда — это особая форма лечебной физкультуры, где в качестве спортивного снаряда выступает. лошадь, живое существо.

При верховой езде обеспечивается одновременное включение в работу практически всех групп мышц тела больного ребенка. Происходит это рефлекторно, поскольку, двигаясь вместе с лошадью, всадник вынужден стараться сохранить равновесие, чтобы не упасть. Таким образом, побуждаются к активности и здоровые, и пораженные болезнью мышцы тела.

Психологическая реабилитация

Считается, что ребятишки, поведение которых в школе, семье отклоняется от общепринятых норм — "трудные" дети — часто чувствуют себя неудачниками, готовы к проигрышу. Такой ребенок ощущает глубокое уныние, у него бывают приступы дурного настроения.

Девиантное поведение может быть попыткой привлечь внимание, доказать себе и окружающим собственную значимость, или, напротив, отомстить за свои неудачи. Работа в конюшне, забота о лошадях, содержание в порядке снаряжения, участие в общем труде дает ребенку с нарушением поведения возможность приобщиться к жизни команды и получить удовлетворение от хорошо выполненной работы.

Для детей с задержкой психического развития верховая езда — это тоже шанс обрести веру в себя.

Несмотря на то, что часто эти дети неуклюжи, понимание сложных инструкций у них нарушено, они могут и хотят ездить на лошади.

Дети, страдающие аутизмом, живут в своем мире, отгороженном от всего внешнего, и не умеют полноценно общаться с окружающим миром. Активная деятельность и многократное повторение движений помогает им избавиться от страхов, обрести любимые занятия для развития способностей и формирования интеллекта. Верховая езда — отличная возможность для этого.

А еще она полезна для детей с нарушением зрения и слуха. Способы обучения у таких детей разные: для глухих детей эффективно использование метода подражания, для слепых — четкие инструкции и многократное повторение. Слепым детям также необходимо, чтобы инструктор рассказывал и описывал то, что он видит вокруг. Детям с нарушениями слуха и зрения трудно дается самостоятельная деятельность, они чувствуют себя неуспешными. Верховая езда дает им те переживания, которых они часто лишены: эмоциональную приподнятость, радостное волнение при достижении цели.

И для любого человека — маленького и взрослого, здорового и не очень — прогулка верхом на коне станет отличным способом обретения внутренней гармонии.


Иппотерапия как лечебный метод - не нова. В конце 19 века французский доктор Перрон научно обосновал теорию, по которой под воздействием мерного покачивания лошади активизируются двигательная и дыхательная функции человека. А в середине прошлого века в Норвегии Элизабет Бодикер доказала это на практике. Она 9 лет упорно занималась верховой ездой с больной полиомиелитом Лиз Хартель. Успехи превзошли все ожидания. На параолимпийских играх в Финляндии в 1952 году женщина, которая раньше не могла самостоятельно передвигаться, выиграла в скачках серебряную медаль. Ее ноги окрепли, и она смогла самостоятельно ходить. Вдохновленная успехом, Бодикер начала преподавать верховую езду людям с ограниченными физическими возможностями. В 1953 году она открыла специальный центр лечебной верховой езды для детей-инвалидов.


Методика упражнений разработана специально для детей, больных ДЦП. Лошадь, прежде чем приступить к занятиям, ежедневно по два часа работает с инструктором. Она знает, что ее наездник - больной ребенок, к которому требуется особое отношение.

Иногда после трех-четырех лет занятий начинают ходить дети с тяжелой формой ДЦП. А если даже не ходят, а лишь оказываются в состоянии подносить ко рту ложку - это тоже огромное достижение. Для статистики важны глобальные результаты, а родители рады любому малюсенькому шажку в лечении и реабилитации больного малыша.

В иппотерапии могут принимать участие только высокопородистые лошади.Дело в том, что обычная лошадка запрограммирована на экономию энергии - она знает, что у нее впереди работа и еще раз работа. Иное дело - спортивная лошадь. Она только тогда чемпионка, когда способна выбросить максимальную энергию. Она для этого создана. И с детьми такая лошадь ведет себя так - не экономит энергию, а отдает ее без остатка.

Считается, что на Земном шаре только лошади и дельфины способны лечить. Круг заболеваний, при которых применяют лечебную верховую езду, очень широк: нарушение двигательной сферы в результате параличей, полиомиелита; поражение органов чувств - слепота, глухота, детские церебральные параличи. При верховой езде у седока задействованы практически все группы мышц. Человеку, сидящему на движущейся лошади, приходится постоянно контролировать равновесие, а это заставляет синхронизировать работу мышц спины, туловища и всех остальных - то расслабляя, то напрягая их. В результате в работу включаются группы мышц, которые у обездвиженного инвалида бездействуют, даже не будучи пораженными.

Кроме того, температура тела лошади выше человеческой на 1,5 градуса. Движения спины идущей лошади разогревают и массируют спастичные мышцы ног всадника, усиливая кровоток в конечностях. А улучшение кровотока в целом улучшает кровоснабжение мозга. Вот почему у больных детей наблюдается улучшение не только физического, но и умственного развития.

К тому же, лошадь - не тренажер, а сильное, красивое, умное животное, обладание которым дарит больному ощущение победы над огромным мощным существом, чувство превосходства над окружающими, стоящими внизу, на земле. Это именно то, чего не хватает ребенку, чья жизнь из-за болезни ограничена четырьмя стенами.

В области копчика и промежности находятся важные энергетические центры. При езде верхом эти центры раздражаются естественными вибрациями лошади. Она посылает всаднику от 90 до 120 разнонаправленных двигательных импульсов, которые передаются позвоночнику и суставам всадника. При этом не обязательно сидеть на лошади, можно лежать. При этом тренируются мышцы позвоночника, и создается корсет. Улучшаются слух и зрение, обостряется память, концентрируется внимание, снимается нервное напряжение.

Дети не воспринимают езду как лечение. Они считают, что это веселый аттракцион - а ведь положительные эмоции важнее лекарств/

Иппотерапия – это лечение различных болезней с помощью верховой езды и общения с лошадьми. В нашей стране данная методика не слишком распространена, и многие даже не знают, что это такое. Тем более важно получить об этом уникальном способе терапии побольше информации, ведь он доказал свою эффективность в коррекции многих врожденных и приобретенных болезней.


Что такое иппотерапия

Позитивное влияние контакта с лошадью на состояние больного было замечено еще во времена Гиппократа. Однако единых подходов и общепризнанной методики иппотерапии в России до настоящего момента не существует. Разрабатываются авторские методы, занятия проводятся по индивидуальному плану. Тем не менее можно выделить 4 основных способа лечения с помощью лошадей:

  1. Пассивное лечение движением лошади. Обычно применяют у пациентов с тяжелыми двигательными расстройствами. Больного усаживают на спину животного без седла, а инструктор ведет лошадь под уздцы медленным шагом. Больной может периодически менять положение на конской спине с помощью ассистента: садиться задом наперед, ложиться на живот или на спину.
  2. Терапевтическая верховая езда. Это может быть как самостоятельное управление лошадью (сидя в седле), так и выполнение заданных упражнений на ее спине (без седла).
  3. Лечебная вольтижировка. Подразумевает выполнение сложных гимнастических элементов на спине животного. Применяется только на последних этапах реабилитационного процесса.
  4. Психологический контакт с лошадью. Взаимодействие с животным (уход, кормление, общение) широко используются в терапии психзаболеваний. В таком случае физические тренировки, специальные упражнения отходят на второй план.

История появления и развития иппотерапии как самостоятельной лечебной методики начинается с 1953 года, когда женщина с тяжелыми последствиями полиомиелита смогла восстановить двигательную активность с помощью верховой езды и даже стала серебряным призером Паралимпийских игр. После этого врачи всего мира начали изучать и совершенствовать эту методику.

Показания

Занятия иппотерапией показаны при следующих проблемах со здоровьем:

1. Заболевания костно-мышечной системы:

  • Неправильная осанка;
  • Остеохондроз;
  • Врожденные или приобретенные аномалии строения конечностей;
  • Суставные или мышечные контрактуры;
  • Дисплазия тазобедренного сустава;
  • Остеоартроз, артриты.

2. Неврологические болезни:

  • Последствия инсульта, энцефалита или черепно-мозговой травмы;
  • Рассеянный склероз;
  • Паркинсонизм;
  • Полиомиелит;
  • Детский церебральный паралич (ДЦП);
  • Заболевания или травмы спинного мозга;
  • Нейропатии, радикулопатии;
  • Повреждения нервных сплетений.

3. Генетические болезни:

  • Синдром Ретта;
  • Синдром Дауна.

4. Расстройства психоэмоциональной сферы:

  • Депрессии;
  • Неврозоподобные состояния;
  • Шизофрения;
  • Алкоголизм, наркомания;
  • Задержка психомоторного развития;
  • Аутизм;
  • Девиантное поведение;
  • Умственная отсталость;
  • Гиперактивность у детей.

5. Патологии внутренних органов:

  • Бронхит, бронхиальная астма;
  • Снижение слуха, зрения;
  • Состояние после перенесенного инфаркта;
  • Сахарный диабет.


Противопоказания

Лечение с помощью иппотерапии имеет ряд противопоказаний.

  • Аллергия на лошадиную шерсть или пот;
  • Непреодолимый страх перед животным;
  • Ожирение 3-4 ст.;
  • Выраженный остеопороз;
  • Некоторые заболевания позвоночника (крупные межпозвонковые грыжи, нестабильность позвонков, сколиоз 3-4 ст., болезнь Шейермана-Мау в острой фазе);
  • Вывих бедра;
  • Асептический некроз головки бедренной кости;
  • Психзаболевание в острой стадии;
  • Острый инфекционный процесс;
  • Миастения;
  • Ранний восстановительный период после переломов;
  • Гемофилия;
  • Отслойка сетчатки;
  • Глаукома.

  • Остеопороз средней степени тяжести;
  • Выраженное снижение интеллекта;
  • Эписиндром с частыми приступами;
  • Костные деформации;
  • Миозиты.

Как проходит иппотерапия

Единого стандарта в проведении сеанса иппотерапии в России не существует. Во многом план занятий зависит от имеющегося заболевания и выбранной лечащим врачом методики. Тем не менее обычно соблюдается общий план тренировок, который включает 4 этапа:

  • 1. Первое знакомство с животным. От первоначального впечатления во многом зависит эффективность дальнейшего лечения. На этом этапе пациенту показывают место проведения тренировок, лошадь, с которой он будет заниматься, разрешают дотронуться до нее, погладить, взять за повод. Важно продемонстрировать доброту и миролюбивый нрав лошадки.

Для занятий иппотерапией выбирают спокойных лошадей (меринов или кобылиц) от 5 до 16 лет, невысоких, приземистых, с овальной формой туловища. Для занятий с маленькими детьми выбор нередко останавливают на пони.

  • 2. Посадка в седло. На первых порах пациент обычно не может самостоятельно взобраться на лошадь, поэтому его усаживает инструктор. В дальнейшем вмешательство инструктора постепенно сводится к минимуму: подсадить, поддержать, направить.
  • 3. Первое тренировочно-диагностическое занятие. Оно нужно для того, чтобы больной увереннее почувствовал себя верхом, а специалист по иппотерапии смог составить примерный план дальнейших тренировок. На первом сеансе пациент еще не едет сам, лошадь медленным шагом ведет под уздцы инструктор.
  • 4. Регулярные тренировки проводятся в соответствии с разработанным планом и методом лечения, постепенно усложняются задания и наращивается продолжительность сеансов. Первые занятия длятся не более четверти часа, но со временем они продолжаются уже по 60 минут. Как правило, бывает достаточно 1-2 тренировок в неделю.


Почему лошади лечат: физиология и психология

Лечебное воздействие иппотерапии для детей, взрослых, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями базируется на двух механизмах. Это позитивное влияние на психическую сферу и нормализация физиологических процессов в человеческом организме.

Психологический аспект играет первостепенную роль для людей, испытывающих трудности при общении. С лошадью нет необходимости разговаривать, не нужно подбирать слова и переживать, что тебя неправильно поймут. За счет уникальных способностей к эмпатии лошади хорошо понимают людей. Это крайне важно, например, для детей с аутизмом во время сеанса иппотерапии, поскольку они чувствуют себя более раскрепощенно.

Для детей и подростков с девиантным поведением особенно важно получение положительных впечатлений от общения с животным. При этом негативные эмоции (в том числе агрессия, злость, чувство конкуренции) полностью отсутствуют.

У взрослых верховая езда вырабатывает мотивацию к обретению новых сил, необходимых, чтобы удержаться в седле, подчинить себе лошадь. Многие пациенты при этом чувствуют уверенность в собственных силах, бесстрашие, повышается их самоконтроль.

Езда на лошади оказывает разнонаправленное действие на организм:

  • Укрепляется мускулатура всего тела и конечностей;
  • Формируется правильная осанка;
  • Становится проще удерживать равновесие;
  • Формируются правильные стереотипы ходьбы при ритмичной тряске в седле;
  • Происходит разогрев мышц;
  • Ускоряется кровоток;
  • Снижается патологически повышенный тонус в конечностях (при заболеваниях центральной нервной системы);
  • Регулируется процесс дыхания.

Отличия от других видов нагрузки

Иппотерапия имеет ряд преимуществ в сравнении с другими вариантами физнагрузок, что связано с особенностями езды на лошади.

  1. Вовлечение в процесс одновременно всех мышц корпуса и конечностей пациента. Это происходит еще на этапе удержания в седле, даже до начала выполнения специальной гимнастики.
  2. Пассивные колебательные движения, создающиеся во время езды на лошади, во многом повторяют сокращения мышц при ходьбе. Это формирует правильные двигательные стереотипы у инвалидов, не способных к самостоятельному передвижению.
  3. Одновременно с работой мускулатуры наблюдаются массажный и разогревающий эффекты, что помогает снизить тонус в мышцах и стимулировать кровоток.
  4. Параллельно с мышечной работой нормализуется функция вестибулярного аппарата за счет необходимости удерживать равновесие. Улучшается координация движений, уменьшается головокружение.
  5. Эмоциональный контакт с лошадью во время конных прогулок позитивно влияет на психику человека, формирует правильную мотивацию.

Интересное видео — Почему иппотерапия лечит

Иппотерапия для детей

Эту методику успешно используют в лечении и коррекции многих заболеваний детского возраста (в том числе и врожденных). Оптимальным для занятий возрастом считается 5-12 лет. До 5 лет ребенок слишком мал, ему трудно физически, он не всегда способен понять смысл тренировок. В подростковом возрасте дети менее податливы и хуже поддаются такого рода лечению, хотя бывают исключения. Иппотерапия для детей младенческого возраста в нашей стране фактически не практикуется, однако нередко используется в зарубежных странах.

Иппотерапия при аутизме заключается в первую очередь в налаживании эмоционального контакта ребенка с лошадью. Выполнение физических упражнений в данном случае отходит на второй план. Важно, чтобы ребенок самостоятельно готовил для лошади угощение, кормил ее с рук, пытался на нее взобраться.

Нарушения работы головного мозга при задержке психического развития (ЗПР) достаточно многообразны. Но столь же многообразно и положительное влияние общения с лошадью на ребенка. В процессе обучения верховой езде малыш учится быть самостоятельным, усидчивым, проявлять аналитические способности, концентрировать внимание на определенной проблеме. Все это в дальнейшем поможет ему в учебе.

Позитивное воздействие упражнений по иппотерапии на мелкую моторику способствует развитию мозговых центров: речи, чтения, письма.

Видео — Иппотерапия. Как лошади лечат детей

Иппотерапия для взрослых

Возрастных ограничений иппотерапия не имеет. Обычно взрослые медленнее поддаются терапевтическому воздействию, чем дети, поскольку у малышей исходно выше реабилитационный потенциал. Тем не менее при систематическом подходе и регулярных тренировках взрослые достигают значительных успехов в лечении патологий опорно-двигательного аппарата, нервной системы и психической сферы.

Иппотерапия не является основным методом лечения болезни. В большинстве случаев пациенты занимаются ЛФК, плаванием, массажем, получают медикаментозное и физиотерапевтическое лечение. Однако зачастую именно лечебная верховая езда становится пусковым моментом в процессе выздоровления и помогает сдвинуть все реабилитационные мероприятия с мертвой точки.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.