Как научить пить из кружки ребенка с дцп

К чему приводит долгое применение соски

Часто можно заметить детей, которые пьют из бутылочки с соской чай или другой напиток. Многие родители, думая, что их малышу так удобно, не настаивают на изменении этой привычки, что является большой ошибкой.

Затягивание с отучением ребенка от соски грозит такими проблемами в будущем:

  • Неправильное развитие прикуса.
  • Проблемы с развитием зубов.
  • Бутылочный кариес.
  • Отсутствие самостоятельности малыша.

Помните, что вопрос о том, как научить ребенка пить из кружки, поднимается многими докторами, которые говорят о необходимости подбора правильной посуды. Важно обратить внимание на чашку, которая станет первой для малыша. Правильно подобранная посуда для детей – это половина успеха.

Трудности, которые могут возникнуть

Маленькие дети очень упрямы, часто они реагируют на многие факторы совсем не так, как мы от них ожидаем. Они не понимают губительного последствия питья из бутылочки, но это совсем не единственная сложность, с которой вы столкнетесь.

Итак, помните о таких пунктах:

  • Если ваш ребенок охотно пьет из чашки сок, то это не значит, что он свободно начнет пить молоко.
  • Если дети друзей и подруг без проблем перешли к чашке, это не значит, что ваш малыш не столкнется с трудностями.
  • Забудьте о том, что чем старше чадо, тем легче его научить. Это миф.
  • Часто именно мама виновата в том, что малыш не признает чашки. Она считает, что ребенок не выпьет достаточного количества молока из кружки и злоупотребляет соской.
  • Не требуйте от ребенка немедленного выполнения ваших желаний. Он просто не поймет вас.

Детские кружки не все одинаковы. Обратите особое внимание на первую чашку вашего малыша.

Какой должна быть посуда для малышей

Поильники для детей отличаются цветом, формой, размером, материалом изготовления и многими другими факторами. При выборе чашки для ребенка помните о таких моментах:

  • Выбирайте кружку, которая понравится малышу внешним видом. Она должна быть яркой, красивой, бросающейся в глаза, чтобы ребенок заинтересовался новым предметом.
  • Посуда должна быть удобной в первую очередь для малыша. Не исключено, что вам придется купить не один вариант чашки, чтобы угодить ребенку.
  • Возможно, ваш ребенок предпочтет кружку-непроливайку. Позвольте ему это сделать, поскольку эта посуда станет переходным этапом к полноценной чашке.

Чтобы без проблем и нервов отучить малыша от соски, запаситесь терпением. Не показывайте ребенку свою раздражительность, иначе он может побояться взять в руки чашку, а вы станете для него пугающим фактором.

Детская посуда отличается от взрослой. Она должна быть удобной для ребенка, а не для родителей. Кроме того, посуда должна быть изготовлена из небьющихся материалов, легких по весу и нетоксичных. Обратите внимание: дешевые товары часто бывают некачественными. Подберите ребенку посуду, в свойствах которой вы будете уверены.

Выбираем чашку

Сначала будет лучше использовать кружку-непроливайку. Или по-другому, поильник для детей.

Это кружка с крышкой, в которой есть небольшой носик с отверстием. Придумала ее Мэнди Хаберман — мама-изобретательница из Англии, которая создала такой поильник для своего ребенка. За свое изобретение она получила множество наград.

С поильником ребенку будет легче. Он не будет захлебываться и обливаться. Поильник больше похож на бутылочку, чем простая чашка. С какого возраста можно использовать поильник? Обучать питью из кружки-непроливайки можно раньше полугодовалого возраста. Уже в 4-5 месяцев можно приобрести эту посуду и начать уроки.

Существует несколько видов поильников.

  • Кружки для детей до 6 месяцев. В комплект входит мягкий наконечник и соска. Можно чередовать насадки.
  • Поильник-непроливайка. В комплект входит клапан, который открывается только во время питья.
  • Термопоильник. В течение длительного времени эти кружки сохраняют нужную температуру напитка, благодаря двойным стенкам. Они незаменимы для прогулки в холодное время года.
  • Поильник с соломинкой. В крышку вставляется специальная соломинка, через которую можно втягивать напиток.

У поильника может быть твердый или силиконовый наконечник. Последний более мягкий, и дети чаще предпочитают его. Лучше выбирать поильник с крышкой, чтобы не загрязнялся наконечник.

После того, как поильник освоен, можно переходить к обычной кружке.

Лучше всего купить несколько чашек. Сначала ребенок выберет ту, которая ему больше понравится. А в процессе обучения и вы поймете, какая из кружек более удобна. На что обратить внимание при выборе?

  • Яркий цвет. Дети в этом возрасте предпочитают насыщенные цвета. Если ребенок любит какое-то животное, поищите чашку с рисунком именно этой зверушки.
  • Одна или две ручки. Конечно, чашка с двумя ручками более удобна в использовании. Однако ребенок может предпочесть посуду с одной ручкой. Поэтому приобретите 2 разные кружки.
  • Пластмасса. Тут не может быть двух вариантов. Чашка должна быть пластмассовой. Если малыш уронит ее, она не разобьется.
  • Легкость. Тяжелую кружку будет трудно долго держать. Поэтому выбирайте легкую.
  • Экологичность. Кружка должна быть сделана из не токсичного материала.

Мыть детскую посуду следует мягким жидким мылом в теплой воде. Кипятить посуду нельзя. В комплект некоторых поильников входят маленькие ершики. С их помощью можно легко отмыть труднодоступные части.

Как научить ребенка пить из кружки

Чтобы малыш без проблем перешел к питью из кружки, выполняйте такую последовательность действий:

  • В 7 месяцев предложите ребенку отказаться от соски. Даже если вы кормили его грудью, не предлагайте ему соску, сразу переходите к чашке.
  • Покажите малышу на своем примере, как пить из чашки.
  • Поднесите кружку ко рту ребенка и слегка наклоните ее, чтобы малыш смог сделать маленький глоток.
  • Если ребенок проявит желание взять чашку в руки и попить самостоятельно, позвольте ему это сделать. Дети любят экспериментировать, это лучшее средство для обучения.
  • Не ругайте ребенка, если он случайно выльет жидкость из чашки, ведь он только учится.
  • Если малыш не допил жидкость, не переживайте. Дайте ему попить из той же кружки, когда он снова испытает жажду.
  • Хвалите малыша – это обязательное условие. Хвалите и отвлекайте от соски, чтобы он не возвращался к мыслям о ней.

Если ребенок периодически не допивает жидкость из чашки, не нужно допаивать его соской. Возьмите кружку и своими руками поднесите ее ко рту ребенка так, чтобы он выпил все содержимое.

Другие способы обучения

Имеется много способов обучить малыша желаемому:

  1. если в руки кружку он брать не желает, можно взять её самостоятельно, чтобы личным примером показать, как из неё удобно и приятно пить;
  2. попоить игрушки – кукол или плюшевых мишек;
  3. если ребенок тянется к кружке, нужно помогать ему, придерживать, чтобы он пил правильно, небольшими глотками;
  4. поить его ложкой, где находится ровно один глоток воды. Когда малыш научится глотать несколько раз, начать использовать поильник. Если жидкость проливается, ребенок не может сомкнуть губы вокруг отверстия, можно помочь, слегка их прижав.

Не нужно беспокоиться. Все дети разные, так что некоторые будут отказываться от чашки, а другие, последовав примеру родителей, будут пробовать научиться самостоятельно. Обязательно хвалить малыша за достижения.

Терпеливое обучение приведет к желаемому результату быстрей, чем крики или нервы. Чашки или поильник должны оставлять только положительные воспоминания, чтобы хотелось вернуться к ним снова.

Чего нельзя делать

Детские чашки рассчитаны исключительно на детей. Помните, что поить ребенка из вашей кружки нельзя. Это первое правило. Кроме того:

  • Ни в коем случае не ждите удобного момента для знакомства малыша с чашкой. Оптимальный возраст – 7 месяцев. Если ребенку исполнилось 2 года, а он все еще не знает, что такое чашка, это грозит серьезными проблемами со здоровьем, а также сильными истериками ребенка при попытке отобрать у него соску.
  • Никогда не позволяйте себе дополнительно поить малыша из бутылочки. Сработает принцип сравнения. Ребенок будет видеть, что пить с помощью соски удобнее, что ему позволяют пить из бутылочки. Со временем малыш откажется пить из чашки совсем.
  • Часто мы видим, как дети до 3 лет повсюду носят с собой бутылочку. Не позволяйте ребенку этого делать. От этой привычки сложно избавиться. Тяжело морально будет как вам, так и ребенку.
  • Нельзя один напиток давать из чашки, а второй – из бутылочки. Вы же не хотите, чтобы малыш охотно пил сок, но категорически отказывался от молока? Разделяя напитки, вы создаете в подсознании ребенка условный рефлекс, что сок – это чашка, а молоко – это бутылочка, и никак иначе. Без истерик в этом случае не обойтись.

Детские кружки бывают разные. Поговорим о такой разновидности, как непроливайка.

Оптимальный возраст для перехода

Очень часто родители думают, что возраст, в котором ребенка стоит начинать отучать от бутылочки, не играет никакой роли. Однако большинство врачей и специалистов в области детской психологии утверждают обратное. Возраст малыша имеет колоссальное значение — чем раньше ребенок будет совершать определенные самостоятельные действия (к которым относится и то, что он пьет из чашки), тем интенсивнее будет развиваться его интеллект в будущем. Помимо всего прочего, соска от бутылочки может способствовать развитию неправильного прикуса у малыша. Поэтому не стоит откладывать обучение, ведь чем позднее малыш начнет приучаться к кружке, тем больше времени у него это займет.

Наиболее оптимальный возраст – это полгода. В этом возрасте малыш начинает подражать взрослым, его интересую предметы вокруг, а его моторика становится более осознанной.

Немного о чашке-непроливайке

При попытке научить малыша пить из кружки купите чашку-непроливайку, которая является очень удобным помощником. Дело в том, что любая жидкость выливается из нее таким образом, что малыш не подавится и не захлебнется. Она вытекает очень медленно, поэтому ребенок может самостоятельно пользоваться такой кружкой.

Но помните, что непроливайка – это один из периодов развития ребенка. Как только он научится хорошо пить из нее, нужно заменить ее на обычную кружку. Не затягивайте с этим, чтобы малыш не привык к ней. В обратном случае эффект будет такой же, как и с соской. Ребенок привыкнет к непроливайке и не захочет отказываться от удобной поилки.

Можно ли знакомить ребенка с чашкой раньше 7 месяцев

Многие родители стремятся развивать свое чадо с ранних лет, поэтому и возникает вопрос о раннем приучении малыша к чашке. Посуда для детей рассчитана на малышей самого раннего периода, поэтому четкого ограничения в возрасте нет. Более того, многие врачи уверяют, что приучить малыша к кружке удастся более эффективно, если начать это делать с 5 месяцев.

Дело в том, что в этом возрасте дети очень любознательны. Их интересует все новое, поэтому новая посуда, несомненно, придется им по вкусу. Правильным шагом с вашей стороны будет дать ребенку красивую яркую чашку в руки, чтобы он рассмотрел ее и подержал в руках, возможно, поиграл с ней. Так он привыкнет к новому предмету и уже не будет реагировать на него неожиданно.

Начало учебы

После выбора чашки, понравившейся ребенку, следует давать ему воду в небольших количествах. Дается по 1-2 глотка, поильник следует подносить ко рту и наклонять, чтобы можно было сделать глоток. Важно выбрать момент, когда малыш находится в хорошем расположении духа, чтобы при виде чашки настроение у него не портилось. Если ничего не получается, злиться не следует. Сначала нужно дать понять, для чего кружка нужна.

Можно дать потрогать, погрызть, поиграть с новым предметом, ведь детям интересно узнать про всё, что их окружает. В таком возрасте уже приходит понимание, когда хвалят, а когда отчитывают.

Общие рекомендации:

  1. Если вода прольётся – ничего, пускай. Можно пробовать через некоторое время снова.
  2. Напиток выбрать следует исходя из предпочтений ребенка. Соки, компоты или простая вода – всё это подойдет для поилки.
  3. Давать поильник или чашки можно, когда ребенок купается. В воде отсутствует риск пролить содержимое на пол, так что родителям место обучения покажется подходящим.
  4. При питье следует давать малышу отдых. Насильно жидкость заливаться не должна, ребенок сам должен открывать ротик.

Доктор Комаровский о детских чашках

Рекомендации опытного педиатра Комаровского, как правило, помогают мамам справиться со сложностями в воспитании детей. На просьбу дать советы, как научить ребенка пить из кружки, Комаровский сделал несколько замечаний, среди которых следующие:

  • Если вы затянете с приучением малыша к чашке, то уже к 10 месяцам ребенок не захочет из нее пить.
  • Маленькие дети имеют привычку тянуть в рот любые предметы, воспользуйтесь этим, дав им поилку.
  • Малыш может повторять за взрослыми некоторые действия, показывая, что он сам взрослый. Пейте из чашки вместе с ним, чтобы он чувствовал себя старше.
  • Бывает, что ребенок не хочет пить из привычной посуды, но охотно это делает из новой красивой кружки.
  • Малыш не сможет сделать несколько глотков сразу, относитесь к этому спокойно. В лучшем случае он научится этому спустя полгода.
  • Ни в коем случае не старайтесь заставить ребенка силой пить из чашки. Это не приведет к хорошим последствиям, зато отлично поселит в ребенке отвращение к кружкам.
  • Поильники для детей можно приобрести в детских магазинах или в интернете. Главное – чтобы чашка нравилась вашему ребенку.

Таким образом, приучение ребенка к кружке – это постепенный процесс. Запаситесь терпением и пониманием, и уже вскоре ваш ребенок начнет пить из поилки и радовать вас результатами.

Дарья Алейникова
Технология обучению питью

Актуальность темы обучение ребенка самостоятельному питью из чашки, является важной целью, так как пить пассивно – значит вызвать повышение чувствительности слизистой рта, спровоцировать попадание жидкости в дыхательное горло (ребенок поперхнется) и даже аспирацию жидкости, то есть еще более осложнить ситуацию.

Обучение должно быть максимально индивидуальным в зависимости от двигательных возможностей ребенка. Важно, чтобы двигательные умения включались в повседневную жизнь и практическую деятельность, постоянно развивались и постепенно становились автоматизированными навыками. Все бытовые умения и навыки отрабатываются в пассивно-активной форме (с помощью взрослого, постепенно роль взрослого уменьшается и, наконец, ребенок, по возможности, овладевает самостоятельным выполнением различных действий.

Если у ребенка еще слабо развиты реакции равновесия, обучать навыкам самостоятельного питья из чашки, посадив его на специальный стул так, чтобы обе руки были свободны. Для большей устойчивости этого положения его можно фиксировать поясом. Если у ребенка сильно выражены непроизвольные движения и он с трудом сохраняет равновесие в положении сидя, необходимо фиксировать его стопы. Однако все приспособления для фиксации должны использоваться как временные средства в начале обучения.

На первых занятиях лучше использовать небьющиеся чашки. Важно научить ребенка брать кружку или чашку, удерживать ее в одной или двух руках и пить из нее. При обучении питью можно сначала использовать резиновую трубку, соломинку, поильник с носиком, кружку с двумя ручками, пластмассовый стакан с вырезанным краем.

Питье ребенку с нарушениями работы мышц челюстно-лицевой области научиться пить из чашки сложно, какое-то время вам придется помогать ему. Для этого необходимо контролировать положение всего тела и головы, и особенно внимательно управлять челюстями.

Формирование навыка самостоятельного питья из чашки у детей так же будет успешным, если использовать расслабляющий и стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры и артикуляционную гимнастику.

Цель: выявить педагогические условия формирования навыка самостоятельному питью из чашки детей и использовать их в работе.

- определение текущего уровня развития данного навыка у детей;

- развивать у детей зрительно-моторную координацию;

- развивать у детей оральную моторику;

- воспитывать интерес к самостоятельному питью из чашки.

Методы и этапы обучения были разработаны по рекомендациям логопеда___

Методы и этапы обучения

№ Название этапов и методов Сроки проведения этапа

1 Расслабляющий и стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры и артикуляционная гимнастика. ежедневно и для каждого ребенка подбирается индивидуально в соответствии с рекомендациями логопеда

2 Обучение детей питью из ложки Срок выполнения индивидуальный для каждого ребенка

3 Обучение детей питью из чашки Срок выполнения индивидуальный для каждого ребенка

4 Обучение детей питью из соломинки Срок выполнения индивидуальный для каждого ребенка

1. Расслабляющий и стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры и артикуляционная гимнастика.

Расслабляющий и стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры и артикуляционная гимнастика используется ежедневно и для каждого ребенка подбирается индивидуально в соответствии с рекомендациями логопеда.

1.1 Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры.

-"Поза эмбриона" - в положении на спине приподнимают и опускают голову ребенка на грудь, руки и колени сгибают и приводят к животу. В этой позе производят плавные покачивания до 6-10 раз, направленные на достижение максимального мышечного расслабления (метод Бобат).

-В положении на спине под шею ребенка подкладывается валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; ноги при этом согнуты в коленях.

-В положении на спине голова с обеих сторон фиксируется валиками, позволяющими удерживать ее по средней линии.

Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы).

Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц. Логопед совершает пассивные движения головой ребенка.

Положение ребенка на спине,голова несколько свешивается назад:

а) Одной рукой взрослый поддерживает шею ребенка сзади, другой производит круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки.

б) Медленными, плавными движениями логопед поворачивает голову ребенка в одну и в другую сторону, покачивает вперед (3-5 раз). Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.

Расслабление лицевой мускулатуры.

Поглаживание от середины лба к вискам.

От бровей к волосистой части головы.

От линии лба вокруг глаз.

Поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей.

От линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее.

От нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа.

Легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти.

Надавливающий массаж лица от корней волос вниз.

Расслабление губной мускулатуры.

Поглаживание верхней губы от углов рта к центру.

Поглаживание нижней губы от углов рта к центру.

Поглаживание верхней губы (движение сверху вниз).

Поглаживание нижней губы (движение снизу вверх).

Поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ.

Точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке).

Легкое постукивание губ пальцами.

При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводят с гиперкоррекцией пораженной стороны, то есть на ней осуществляется большее число массажных движений.

1.2 Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры.

Стимулирующий массаж осуществляется при гипотонии мышц (с целью укрепления мышечного тонуса). Массажные движения проводятся от центра к периферии.

Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры.

Поглаживание лба от середины к вискам.

Поглаживание лба от бровей к волосам.

Поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны.

Поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам.

Сжимание подбородка ритмичными движениями.

Разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам).

Перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи).

Укрепление губной мускулатуры.

Поглаживание от середины верхней губы к углам.

От середины нижней губы к углам.

Поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа.

1.3 Артикуляционная гимнастика проводится сначала в пассивной форме, затем в пассивно-активной, и, наконец, в активной форме.

Пассивная артикуляционная гимнастика.

Пассивная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Взрослый выполняет пассивные движения органов артикуляции. Их целью является включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих, или увеличение интенсивности мышц, ранее включенных. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Направление, объем и траектория пассивных движений те же, что и активных. Они отличаются от активных движений тем, что время включения и выключения из движения, фиксация не зависят от ребенка.

Воспитатель оформляет схему артикуляционного движения, по возможности объясняя ее ребенку, требуя от него зрительного контроля. Пассивные упражнения осуществляются сериями по 3-5 движений.Ребенку предлагается осознать 3 стадии каждого движения: вход, фиксация, выход. Нужно постепенно воспитывать способность зрительно контролировать и оценивать каждое движение, ощущать и запоминать его.

Пассивная гимнастика губ.

Собирание верхней губы (поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии).

Собирание нижней губы (тем же приемом).

Собирание губ в трубочку ("хоботок", производя движение к средней линии.

Растягивание губ в "улыбку", фиксируя пальцами в углах рта.

Поднимание верхней губы.

Опускание нижней губы.

Смыкание губ для выработки кинестетического ощущения закрытого рта.

Создание различных укладов губ, необходимых для произнесения гласных звуков (а, о, у, и, ы, э)

Активная артикуляционная гимнастика.

При выполнении активных артикуляционных движений в мимической, губной мускулатуре важно формировать полноту объема движений, дифференцированность включения различных мышц; плавность, симметричность движений; скорость включения и переключения. Необходимо развитие произвольности, дифференцированности артикуляционных движений и контроля за их выполнением.

Упражнения для развития мимических мышц лица.

Закрывание (обычное и плотное) и открывание глаз.

Поднимание бровей, образование продольных морщин.

Открывание и закрывание рта.

Упражнения для развития губной мускулатуры.

Вытягивание губ вперед трубочкой.

Растягивание их в стороны.

Чередование движений "хоботок - оскал".

Смыкание губ (обычное и плотное) при сомкнутых и разомкнутых челюстях.

Размыкание губ при закрытом и открытом рте.

Мгновенное смыкание губ с разрывом (типа "поцелуй").

Вялый губной выдох (струя воздуха направлена под губы, щеки надуваются не напряженно).

Целевой губной выдох (в определенном направлении с напряженными и расслабленными щеками).

Поднимание верхней губы с обнажением зубов (плаксивое выражение лица).

2. Формирование навыка детей питью из чашки, не удерживая ее самостоятельно.

2.1 Обучение детей питью из ложки.

Сначала ребенка надо научить пить из чашки ложкой. Так рекомендуется организовать примерно два питья или до тех пор, пока ребенок не поймет, что содержимое чашки следует глотать.

2.2 Обучение детей питью из чашки.

При обучении пить из чашки, начинаем с использования пластикового стаканчика с защитным ободком (рис. 1,а). С одной стороны сделайте выемку для носа (рис. 1,б, она позволит максимально приподнимать стакан и выпивать все до конца, не задирая голову (рис. 1,в, а вы сможете все время наблюдать за процессом и контролировать его. Рис. 2. а – неправильно. Чашку подносят сверху, ребенок откидывается назад; б – правильно. Ребенок пьет в положении сидя, его туловище и голова наклонены вперед, стакан подносят спереди. Рис. 1. а – пластиковый стаканчик с предохраняющим ободком хорошо подходит для обучения питью; б – край стакана вырезан, чтобы нос ребенка не упирался в него; в – так надо наклонять стакан, давая ребенку пить. Главное условие правильного питья – закрытый рот. Челюсти должны быть сомкнуты, а губы – охватывать край стакана. При соблюдении этих условий ребенок сможет втягивать жидкость губами и глотать ее, не захватывая воздух. Наклоните стакан так, чтобы жидкость коснулась верхней губы малыша, а остальное он сделает сам. Нельзя убирать стакан после каждого глотка, пусть малыш держит его край губами, в противном случае он потянется за стаканом, и вы потеряете контроль над его ртом и положением головы. Легче всего пить густые жидкости, например йогурт, с них и надо начинать обучение. Кислые напитки вызывают обильное слюноотделение и пить их труднее всего. Ни в коем случае не давайте ребенку, которому трудно научиться пить, поильник с носиком – это заставит его вернуться к примитивному (и неправильному) сосанию.

2.3 Обучение детей питью из соломинки.

Даже здоровые дети могут пить через соломинку или трубочку не раньше, чем научатся есть и пить из чашки, поскольку этот навык – один из самых трудных. Давать соломинку ребенку с церебральным параличом можно только после того, как он довольно хорошо научится пить из чашки. Питье через соломинку позволяет еще лучше научиться действовать губами. Оно помогает ребенку с атетоидной или атаксической формой церебрального паралича пить самостоятельно, поскольку ему самому трудно поднять чашку и поднести ее ко рту. Соломинка должна иметь толстые стенки и узкий просвет, тогда ребенок не сможет втянуть много жидкости и не будет глотать воздух. Соблюдайте те же правила, что и при обучении питью из чашки – ребенок должен держать соломинку и пить из нее только губами, челюсти должны быть сомкнуты; при необходимости поддерживайте его нижнюю челюсть пальцем. Чтобы соломинка не выпадала из стакана, а жидкость не расплескивалась, возьмите стакан больничного образца – с крышечкой и носиком, в который вставляется соломинка. Ребенок сможет пить, опираясь обеими руками на стол и таким образом стабилизируя положение тела.

3. .Формированию навыка самостоятельного питья из чашки.

Для того чтобы приступить к обучению этому навыку, нужно, чтобы ребенок уже умел пить из чашки, которую держите вы.

Используйте пластмассовую чашку (без ручки) или стакан, достаточно узкий для того, чтобы ребенок мог легко обхватить его руками. Наполните чашку на четверть любимым напитком вашего малыша. Детям с трудностями глотания лучше предлагать более густые напитки (кисель, кефир и пр.). Сначала заниматься нужно в то время, когда, по вашему мнению, ребенок может испытывать жажду, а вы не очень заняты. Заметим, что напиток сам по себе должен стать достаточным вознаграждением ребенку наряду с похвалой.

Обучение проводится в 4 этапа.

На протяжении всего занятия стойте позади ребенка. Обхватите его руками чашку, а сверху поместите свои руки.Проделайте один за другим следующие шаги:

1. Поднесите чашку к его рту.

2. Наклоните чашку и позвольте ребенку сделать глоток.

Все шаги делаем, как и в первом этапе, добавляем шаги

1. Поставьте чашку на стол.

Прежде чем вы перейдете к третьей части программы, убедитесь, что ребенок научился крепко держать чашку в руках. Когда он осознает, какой должна быть последовательность действий при питье из чашки, переходите ко второму этапу программы и прорабатывайте каждый ее шаг.

После того как ребенок овладеет одним шагом и сумеет на последующих занятиях успешно проделать необходимые действия без вашей физической помощи, переходите к следующему шагу.

1. Продолжайте направлять руки ребенка, как вы это делали в первой части программы, до того момента, когда чашка вот-вот должна будет оказаться на столе. В этот момент уберите свои руки и позвольте ему самому завершить процесс, поставив чашку на стол. Это станет его первым шагом на пути к овладению умением пить самостоятельно.

2. Уберите свои руки после того, как, возвращая чашку на стол, пройдете вместе три четверти пути.

3. Постепенно убирайте свои руки, предоставляя ребенку возможность самому закончить действие.

4. Уберите свои руки сразу после того, как ребенок сделает глоток, и дайте ему поставить чашку на стол самостоятельно. Теперь он уже усвоил вторую половину умения пить из чашки.

5. Помогайте ребенку, пока он не донесет чашку до рта. Теперь уберите свои руки. Дайте ему самостоятельно наклонить чашку и сделать глоток. Вернуть чашку на стол он уже может сам.

6. Помогайте ребенку подносить чашку ко рту до того момента, когда она окажется почти у его рта. Уберите свои руки и дайте ему самостоятельно донести ее до губ и сделать глоток. Поставить чашку на стол он и в этом случае сможет сам.

Продолжайте все меньше и меньше помогать ему, пока он не научится выполнять все действия самостоятельно.

Третий и четвертый этап можно отрабатывать, начиная с обучения брать чашку, т. е. в обратном порядке.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.