Ребенок с дцп не говорит не ходит

Благотворительный фонд "Радость детства"

В наш фонд обратилась мама маленькой девочки. История этой семьи началась с красивой и необычной свадьбы. В назначенный день Инна была непохожа на всех невест: с особым шармом и запоминающимся платьем.
Прошло время и у молодоженов

появился долгожданный ребенок - девочка с редкими именем Лия.


Из письма мамы:
"Наша малышка родилась вовремя на 39.5 неделе с весом 2870 кг, миниатюрная, естественным путем, почти сразу закричала.В роддоме предупредили, что у нас кривошея,порекомендовали воротник Шанца и все. Никаких диагнозов не было. ДО ГОДА МЫ ЖИЛИ СПОКОЙНО. В 3.5 месяцев начали держать голову, в 5.5 - переворачиваться. Вроде бы шло своим чередом и не стояло на месте, а вот позже: ни в 9, ни в 10 месяцев ребенок не сидел и даже не вставал в кроватке".
А дальше история стала стандартной для всех, кто знаком с ДЦП.
После снимка мозга Инну с дочерью направили в стационар. После первого курса лечения начались сдвиги: ребенок научился вставать в кроватке. Через 3 месяца после лечебной физкультуры и дополнительных массажей Лия стала садиться и поползла.
Но сейчас - в год и 11 месяцев малышка не может самостоятельно вставать и ходить, хотя лечение продолжается. Также девочка не разговаривает.

Повторные снимки головы показали органическое поражение головного мозга,небольшую кисту и внутреннюю гидроцефалии.
В больнице №8 Лие вынесли вердикт: ДЦП, атактический паралич, психомоторное отставание.

Наш фонд несколько лет оказывает помощь в реабилитации детям с ДЦП. Так мы и познакомились с Инной. Лие мы передали бесплатное направление на курс иппотерапии с реабилитологом. После него Инна пришла и поблагодарила нас: результаты были хорошие - девочка стала удерживать равновесие и пытается встать. Мы сразу же выдали второе направление на лечебную верховую езду, понимая, что в реабилитации ДЦП медлить нельзя! Время, когда ребенок может встать на ноги, ограничено. Врачи знают, то после 4 лет это уже крайне сложно.
Лие мя подарили ортопедический матрас для детей с ДЦП для правильного развития мыщц и позвоночника.
И конечно мы не могли не задать главный вопрос: ПОЧЕМУ ВРАЧИ НЕ ОПРЕДЕЛИЛИ ПРОБЛЕМУ ДО ГОДА?
- Инна, странно, что невролог при обязательном медосмотре в 1 месяц и три месяца ничего не сказал, ведь голову держат уже в 1 месяц. К какой вы больнице прикреплены?
Вот что ответила Инна:
- Это 6 поликлиника на Отрадной, там была врач лет 70.
Мы ей доверяли, она говорила, все в порядке, а сама в карточке писала ЦПНС - поражение нервной системы.
И главное говорила, это я вам так, на всякий случай пишу.
Именно это и обидно,что время ушло.

Но на этом история с ошибками не закончилась.
Инна сейчас проходит очередной курс лечения в ДРКБ. И снова сообщила нам "новость":
"Вчера нас смотрела профессор Дина Дамировна и поставила нам совершенно другой диагноз - левосторонним гемипарез, а ДЦП отменила. Его нам в 8 болнице поставили, но врач была молодая, неопытная.

Получается, что время опять потеряно.
Лие сейчас оказывают профессиональную помощь. Мы надеемся, что у Лии все будет хорошо и она сделает свои первые шаги. А вас, дорогие настоящие и будущие мамы, просим быть внимательны к своим детям! Еще раз о том, что должен уметь ребенок до года:
Если вашей крохе что-то не удается сделать в положенный срок, это повод обратиться с нескольким врачам одновременно и выслушать мнение каждого по отдельности. Так будет надежнее.

В 1 месяц после рождения ребенок уже удерживает головку вертикально, пусть и кратковременно, лежа на животе пока только пытается поднять. В периоды бодрствования сосредоточивает взгляд на объекте. Улыбаться дети начинают на третьей неделе или к концу первого месяца.

В 2 месяца ребенок уже вовсю улыбается, гулит, может следить за вами, если вы перемещаетесь по комнате, внимательно и долго рассматривает игрушки. Лежа на животике, приподнимает голову и даже грудь. Некоторые дети в два месяца могут поворачиваться набок.

В 3 месяца ребенок активно реагирует на вашу речь, может громко агукать и заливисто смеяться. Умеет хвататься за пальцы взрослого, пытаясь приподнять голову, а лежа на животе уверенно ее удерживает и даже пытается приподнять туловище, опираясь на локти. Неосознанно захватывает игрушки руками.

В 4 месяца активно двигается: подтягивается, держась за ваши пальцы, уверенно поднимается на локтях, лежа на животе, упирается и дрыгает ногами, если взрослый держит его вертикально или на коленях. Держит ручками бутылочку с соской, различает характер звуков (по-разному реагирует на нежные и резкие звуки), переворачивается со спины на живот.

В 5 месяцев неуверенно сидит с поддержкой, покачиваясь. Хватает игрушки и сознательно удерживает их в руке, тянет в рот. Самостоятельно переворачивается со спины на живот и обратно, пытается ползать, уверенно приподнимается на прямых руках, лежа на животе. При поддержке под мышки упирается ногами в пол и пытается идти на носочках. Распознает голоса родных и чужих.

В 6 месяцев ребенок пробует разные позы: встает на четвереньки, некоторые из детей уже ползают. Осваивает многоэтапные действия: берет игрушку в одну руку, перекладывает в другую. Может сесть из положения лежа, но сидит пока что неуверенно, предпринимает попытки принять вертикальное положение. В речи шестимесячного малыша уже угадываются первые слоги.

В 11 месяцев ребенок уверенно встает на ноги из положения сидя, на это время часто приходятся первые шаги, особенно если ребенок не ползал. Понимает смысл своих действий и выполняет их осознанно. Словарный запас потихоньку расширяется.

В 12 месяцев ребенок умеет говорить порядка 8 слов, многие в это время уже ходят самостоятельно или с поддержкой, при этом могут приседать для того, чтобы подобрать игрушку. Развивается мелкая моторика: теперь он берет игрушку не всей рукой, а большим и указательным пальцами.

Наверняка каждому россиянину доводилось видеть людей, которые передвигаются с большим трудом: их тело странно подергивается, а ноги, словно не слушаясь, цепляются друг за друга. Как правило, причиной такой странной походки является болезнь — детский церебральный паралич (ДЦП).

Проблема ДЦП сегодня весьма актуальна для нашей страны. Как отмечают российские специалисты, в последние 15 лет у нас наблюдается тенденция к увеличению количества пациентов с этим недугом. Так, если в 1992 г. показатель заболеваемости был равен 0,17 случая на 1000 человек, то сегодня в разных регионах он составляет от 2,5 до 8 случаев. Надо сказать, большинство родителей, чьим детям поставлен диагноз "ДЦП", воспринимают это как катастрофу. Они начинают думать, что их ребенок никогда не сможет стать полноценным членом общества. Однако, как утверждают эксперты, при грамотном лечении детского церебрального паралича вполне возможно достигнуть значительного улучшения состояния ребенка.

Еще не родился, но уже заболел

Сначала определимся с тем, что такое детский церебральный паралич. Как рассказала нам заведующая детским психоневрологическим отделением клиники нервных болезней Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова, кандидат медицинских наук Елизавета Роговина, в России под термином ДЦП подразумевают "группы непрогрессирующих двигательных расстройств. Эти расстройства возникают в результате недоразвития мозга и его повреждения на различных этапах онтогенеза (развития) и характеризуются неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения". (Двигательные нарушения могут сочетаться с изменениями психики, речи, слуха, зрения, судорожными припадками, нарушениями чувствительности.)

Иными словами, детский церебральный паралич — это заболевание, связанное с повреждением головного мозга (в основном тех его участков, которые контролируют мышечный тонус и движения). Оно формируется у ребенка нередко еще тогда, когда он находится в самом, казалось бы, надежном месте — материнской утробе. Кроме того, малыш может получить его во время родов, а также в течение первых трех месяцев.

Существует немало факторов риска развития ДЦП, основные из них можно условно разделить на три группы: дородовые, родовые и послеродовые.

Итак, в дородовый период мозг ребенка может пострадать, если будущая мать имеет хронические заболевания, такие, например, как ожирение, анемию, сахарный диабет. Также велика вероятность возникновения патологических процессов, если женщина в период беременности употребляет алкоголь, наркотики, принимает сильнодействующие лекарства, трудится на вредном производстве.

Кроме того, болезнь может быть обусловлена критическим в плане репродуктивности возрастом женщины (в группе риска — представительницы слабого пола младше 18 и старше 40 лет), внутриутробными инфекциями, несовместимостью матери и плода по группе крови.

В момент появления маленького человека на свет факторами риска заболевания являются трудные роды — преждевременные, затяжные либо, наоборот, слишком быстрые. А уже после рождения, в течение первых месяцев, детский церебральный паралич может возникнуть как следствие травм и тяжелых болезней, например менингита и сепсиса.

Стоит отметить, что специалисты, перечисляя причины ДЦП, нередко употребляют термин "полиэтиологичность". Это означает, что болезнь, как правило, обусловлена воздействием не одного, а нескольких факторов, при этом зачастую сложно определить, каких именно. Однако считается, что главенствующую роль играют те, что могут действовать в дородовый период.

Таким образом, чем благоприятнее фон внутриутробного развития, тем больше шансов, что ребенок родится здоровым, даже если его движение по родовым путям будет не вполне благополучным. Его организм сможет справиться с временными трудностями. В случае, когда мозг младенца пострадал уже в материнском чреве, тяжелые роды только усугубят его состояние. Тогда велика вероятность, что позже в его медицинской карте появится запись о том, что он болен детским церебральным параличом.

Как проявляется ДЦП

Как отмечают специалисты, до настоящего времени отсутствует общепринятая единая классификация детского церебрального паралича. В России принята классификация, предложенная доктором К.Семеновой.

Согласно ей, выделяются следующие формы этого заболевания:

  • Двойная (или спастическая) гемиплегия. При данной форме либо в одинаковой степени нарушены функции верхних и нижних конечностей, либо в основном поражены верхние.
  • Спастическая диплегия. В этом случае поражаются ноги. При попытке больного встать они перекрещиваются в виде ножниц, человек при этом стремится перенести тяжесть тела на носки.
  • Гиперкинетическая форма. Характеризуется наличием непроизвольных, неконтролируемых движений, которые подразделяются на виды: хорей (быстрые, похожие на танцевальные), атетоз (медленные, червеобразные), хореатетоз (комбинация хорея и атетоза).
  • Атонически-астатическая форма. Ее отличают размашистые движения конечностей, при которых нарушается равновесие. При этом может наблюдаться тремор — дрожание рук.
  • Гемипаретическая форма. Отличается тяжелым нарушением основных функций одной верхней и одной нижней конечности с правой или левой стороны.

История вопроса

Детский церебральный паралич, как и многие другие сложные недуги, — болезнь с почтенным возрастом. Ее описание, как утверждают историки, встречается еще в трудах Гиппократа.

Основоположником глубокого изучения проблемы ДЦП принято считать британского хирурга-ортопеда XIX века Джона Литтля, определившего ряд факторов этого заболевания (поэтому в клинической практике до сих пор наряду с официальным названием иногда используют термин "болезнь Литтля").

Известный австрийский ученый Зигмунд Фрейд в самом начале своей карьеры занимался вопросами детского церебрального паралича. Он описал целый ряд форм заболевания, выделил типы церебральных параличей, которые легли в основу всех последующих классификаций.

ДЦП можно пресечь в самом начале

Необходимо заметить, что младенцу с явными признаками поражения центральной нервной системы (некоторыми отклонениями, заторможенностью в развитии) диагноз "ДЦП" не ставят в течение года после рождения. По словам Елизаветы Роговиной, в таких случаях состояние ребенка рассматривается в рамках перинатальной энцефалопатии — внутриутробного поражения нервной системы. При условии, что на раннем этапе будет назначено адекватное лечение и родители малыша станут выполнять все предписания врачей, после нескольких месяцев возможно значительное улучшение состояния, в ряде случаев — нормализация работы двигательной системы. Естественно, после этого диагноз "ДЦП" становится неактуальным, поскольку это заболевание характеризуется в первую очередь нарушениями движения.

Как утверждают эксперты, такой прогресс реален, поскольку поражение мозга носит не прогрессирующий характер. К тому же мозг ребенка обладает большими резервами и способностью к адаптации, и не исключено, что его другие, непострадавшие участки возьмут на себя функции поврежденных. Если же по истечении года у малыша остается стойкий, осложненный судорогами двигательный дефект и другие нарушения (при том, что он проходил полный курс лечения), тогда специалисты констатируют факт ДЦП.

Родителям важно знать, что перинатальная энцефалопатия не проходит сама. Так что если при наличии отклонений никаких реабилитационных мероприятий не проводилось, то вероятность формирования паралича может быть равна почти 100 процентам. До достижения ребенком трех лет врачи обычно определяют форму заболевания.

Клинические проявления ДЦП могут быть и очень незначительными, и весьма выраженными (это зависит от масштабов повреждения мозга).

В первую очередь у больных наблюдается патологический мышечный тонус: мышцы могут быть либо очень тугими (спастичными), либо чрезмерно расслабленными (гипотоническими). Из-за повышения мышечного тонуса конечности могут находиться в непривычном, неудобном положении. Так, напряженность мышц ног может привести к их перекрещиванию, при котором они станут похожими на ножницы.

Естественно, патологический тонус отражается на характере движения человека. У больных ДЦП движения обычно резкие, внезапные, могут быть неконтролируемыми или бесцельными.

Людям, страдающим этим заболеванием, как правило, сложно управлять также мышцами языка, губ, горла. Поэтому у них возникают проблемы с речью — она очень заторможенная, невнятная.

При ДЦП у ребенка с самого начала жизни могут наблюдаться частичная потеря слуха (может не откликаться на некоторые звуки), а также проблемы со зрением (три четверти больных детей имеют косоглазие, при этом страдают близорукостью), эпилептические припадки.

Некоторые дети, страдающие детским церебральным параличом, отстают от сверстников в умственном развитии. Это обусловлено не только локальным поражением мозга, но и нарушением формирования и взаимодействия двигательной, вестибулярной и других систем организма, а также зрения и слуха.

Профилактика и лечение ДЦП у детей

Детский церебральный паралич — действительно тяжелое заболевание, и поэтому каждая женщина, решившая стать матерью, обязана, по мнению специалистов, принять все меры для того, чтобы уберечь своего ребенка от этой беды.

В период беременности следует соблюдать все предписания врача, правильно питаться, позабыть обо всех вредных привычках. Если вынашивание ребенка проходило нелегко, с тяжелыми токсикозами, а роды были непростыми (преждевременными, затяжными и т.д.), то женщине следует особенно тщательно наблюдать за ребенком, выявляя, нет ли признаков формирования детского церебрального паралича. Есть ряд симптомов, которые являются веским поводом для обращения к врачу: слишком высокий или, напротив, чересчур низкий мышечный тонус, специфический перекрест ног, чрезмерная (в виде резких вздрагиваний и хаотичных движений) реакция на световые и звуковые раздражители, неустойчивость эмоциональной сферы (частый плач, беспокойство), плохая восприимчивость посторонних людей.

Очень важно проконсультироваться с хорошим специалистом — детским неврологом. Если доктор в ответ на ваше беспокойство отреагировал лишь словами, что все это пройдет у ребенка с возрастом, то он, скорее всего, не тот, кто вам нужен. Стоит обратиться в специализированное медицинское учреждение, к высококвалифицированному добросовестному врачу. Он проведет необходимое обследование, по результатам которого назначит лечение, включающее в себя медикаментозную терапию, сеансы массажа и лечебной физкультуры. Не забывайте, что на первом году жизни ребенку не ставится неутешительный диагноз, поскольку указанные меры способны решить проблему отклонений.

Если же ваши труды не увенчались успехом и после 12-15 месяцев врачи говорят о том, что у вашего ребенка детский церебральный паралич, то и это не повод для отчаяния. Конечно, добиться значительного улучшения состояния непросто: нужно, чтобы ребенок постоянно был под наблюдением врачей, лечился по возможности в специализированных центрах, но все это, как правило, бывает не напрасно. Как заявляют многие специалисты, родители, которые не жалеют в борьбе за здоровье своего ребенка ни сил, ни времени, ни средств, способны добиться потрясающих результатов. В клинической практике нередки случаи, когда дети, которым скептики предрекали инвалидность, становились полноценными членами общества: получали образование, создавали семьи и рожали здоровых детей.

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом


Когда определяется уровень по GMFCS?

Шкала глобальных моторных навыков GMFCS подробно описывает пять функциональных уровней, различающихся по доступным человеку возможностям контроля над телом. Так, дети с первым уровнем (GMFCS I) освоят ходьбу и даже бег, а дети с самым тяжелым (GMFCS V) – смогут с помощью специальных приспособлений удерживать позу.

Классификация подробно описывает стадии развития ребенка для каждого уровня, выделяя пять возрастных групп: до 2 лет (с 8 месяцев), от 2 до 4, от 4 до 6, от 6 до 12 и от 12 до 18 лет. В России для самой младшей группы Шкала не используется.


Набор основных навыков происходит примерно до 6-7 лет у детей с уровнем GMFCS I, а у детей из других групп заканчивается тем раньше, чем тяжелее уровень.

Нужно учитывать также особенности каждого конкретного ребенка. Так, например, дети с гиперкинетическими формами ДЦП (формами, при которых происходят непроизвольные движения) с возрастом улучшают контроль движений и могут приобретать новые навыки, которые ранее были им недоступны.

Уровень GMFCS — это на всю жизнь?


На границах уровней II и III или III и IV по GMFCS в период активного роста и развития может возникать неясность, но дети с ДЦП как правило не переходят с одного уровня на другой.

Сам по себе ДЦП не прогрессирует, но вторичные ортопедические осложнения могут привести к ухудшению состояния.

Так во взрослом возрасте человек с уровнем GMFCS III может перестать ходить с ходунками и пересесть в коляску, но это не значит, что он перешел на более тяжелый уровень – это естественное течение болезни. Чтобы снизить вероятность такого развития событий, необходимо прицельно заниматься профилактикой ортопедических осложнений и тренировать мышечную силу. Только заниматься реабилитацией и профилактикой и в детском, и во взрослом возрасте нужно по рекомендации специалиста, так как неправильные нагрузки также могут привести к ухудшениям.

Вредно ли мечтать?


Ситуацию всегда нужно оценивать реально, чтобы в ней нормально функционировать и с ней справляться. Даже продолжая мечтать о том, как ребенок будет ходить самостоятельно, не стоит пытаться перепрыгнуть сразу через несколько ступенек. Внутри одного уровня GMFCS развитие тоже должно идти поступательно.

Ходьба — главное, все остальное – приложится?


Правильно подобранные технические устройства и приспособления помогают ребенку жить насколько возможно в его ситуации комфортно и самостоятельно. То есть, пользуясь диагностическими данными, можно не тратить огромное количество времени и сил на то, чтобы ребенок сделал три шага в ходунках, а научить его пользоваться коляской и активность направить в другое русло.

Большая моторика – это важнейшая, но только одна из составляющих жизнедеятельности человека. Чтобы пользоваться компьютером и гаджетами, должна быть развита мелкая моторика. Чтобы общаться, нужны коммуникативные навыки. Чтобы справляться с ежедневными задачами, нужна устойчивость эмоционально-волевой сферы. Без набора знаний об окружающей действительности ребенок может подвергнуть себя и других опасности. И развитие по всем этим направлениям нельзя откладывать на потом.


Фото: диакон Андрей Радкевич

Ни врачи, ни родители не должны обещать невероятное.

Если переключить внимание с ограничений, которые дает ДЦП, на возможности, которые есть у ребенка, то он научится с ними жить и радоваться. Ведь при всех степенях ДЦП есть доступные способы активности.

Даже неподвижного ребенка можно оставить сидеть так, что голова будет болтаться, и он не будет видеть ничего вокруг, а можно зафиксировать в позе, когда он сможет видеть окружающий мир и интересоваться им. Есть электрические кресла и коляски, передвижение на которых приносит массу положительных эмоций детям с различной тяжестью нарушений.

В современном мире ограниченный в движении человек может получать образование дистанционно, общаться, делать покупки и оплачивать счета через интернет, пробовать себя и добиваться своих личных успехов в разных областях.

На самом деле, Шкала больших моторных функций, определяя границы возможностей ребёнка, не столько закрывает, сколько открывает перед ним большие, а главное, реальные перспективы.

Массаж, плавание и нетрадиционная медицина помогли поставить сына на ноги.

Популярный автор кулинарных книг Эльмира Меджитова рассказывает историю преодоления детского церебрального паралича у своего сына. Активная позиция матери, нетрадиционные методы лечения и "неинвалидный" образ жизни позволили добиться успеха.

С разрешения сына я пишу эту главу в ободрение тем, кому в жизни привелось встретиться с нелегким заболеванием — детским церебральным параличом (ДЦП).

Читая книгу, вы, возможно, обратили внимание на то, что я постоянно ищу нетрадиционные методы лечения — то экстрасенсов, то колдунов, то интересуюсь целительством, то иглоукалыванием. Сейчас думаю о стволовых клетках. За их применением в медицине слежу уже более 30 лет, с тех пор, как появились первые сообщения об опытах на мышах. Но мой сын — не мышь, поэтому я жду, когда будут убедительные сведения об эффективном и безопасном применении стволовых клеток в любой точке земного шара. А ищу я нетрадиционные методы лечения потому, что остальные недостаточно эффективны.

Меж тем, когда сын родился, никто не заметил этого грозного заболевания, хотя с четвертого дня после рождения он наблюдался у лучших педиатров СССР в Институте педиатрии. Спустя некоторое время мне неоднократно укоризненно говорили:

— Мамочка, что же вы раньше не обращались? Если бы вы обратились до года, мы бы вылечили.

Тем не менее, до года и практически до двух лет ему не ставили никакого диагноза.


— Хорошенький мальчик, хорошенький мальчик, — говорили каждый раз педиатры, осматривая малыша.

Однако ему исполнился год, потом другой, а малыш не ходил.

— Задержка в развитии, — стали говорить врачи.

Я протащила сына по всей московской профессуре, но ничего внятного услышать не смогла. Известный специалист по ДЦП профессор Семёнова на мой вопрос, будет ли ходить сын, ответила:

— Мамочка, я не Господь Бог.

Профессор Лебедев ответил более ободряюще:

— Будет ходить, не скоро. с палочкой.

А я никогда не думала, что ребенок, у которого есть ноги, не будет ходить. Я говорила:

— Есть ноги — будет ходить! Медведи не умеют ходить по проволоке, но их учат. И я научу.

Поэтому он никогда не сидел, когда нужно было идти: сначала мы с мужем держали его за две руки и переставляли ему ноги. Потом, держась за две руки, он стал переставлять ноги сам. Потом — о счастье! — он стал держаться за одну руку. Потом оторвался от руки и сделал первый самостоятельный шаг.

На мой вопрос, можно ли медикаментозно лечить ДЦП, один из профессоров ответил:


— Попробуйте этот препарат, попробуйте тот.

Не получив конкретных рекомендаций, я осталась один на один со своими проблемами. "Мой сын — не подопытный кролик", — подумала я и, не зная, как все же лечить ДЦП, приняла решение использовать те методы, которые не могут повредить и здоровому ребенку: плавание, массаж, лечебная физкультура. Поэтому ему еще не исполнилось двух лет, как мы двинулись в Евпаторию.

— Загорайте в кружевной тени деревьев! — напутствовал нас врач из Института педиатрии.

С тех пор мы всегда загораем в кружевной тени, не упускаем случая поплавать в море. Нужно ли говорить, что курортное лечение, при разумном его использовании, никому еще не повредило. Спустя месяц-другой после лечения в Евпатории ребенок стал ползать! Потом стоять на ногах, сначала секунду, другую. Дома мы продолжали делать массаж, старались, чтобы он не сидел сиднем, постоянно любым способом старались водить его за руки или на ходунках. Сначала он буквально висел на наших руках, его ноги не чувствовали опоры, отсутствовали рефлексы. Потом — о чудо! — он смог без поддержки простоять секунду! Спустя месяц он стоял сам уже две секунды, потом три.

(Перечитывая рукопись, я увидела следующую ремарку сына, которую решила сохранить: "Справедливости ради надо сказать, что медикаментозно меня тоже лечили. Мама с настороженностью относилась к лекарственной терапии, внимательно изучала справочную литературу по лекарствам, проверяя все назначения врачей и советуясь с двумя-тремя специалистами. Она исповедует главный принцип: "Не навреди!".)

Когда сыну исполнилось семь лет, мы отдали его в специальную школу-интернат на пятидневку. Трудности были с обучением письму, с ориентированием в пространстве и прочее, и прочее, и прочее. В школе, в основном, были прекрасные специалисты, которые помогли справиться со многими проблемами, которые сопутствуют диагнозу ДЦП.

В старших классах сын перешел в обычную школу, а по окончании школы поступил в Московский государственный университет печати, окончил редакторский факультет, с тех пор помогает мне в работе, в частности, над этой книгой. За развитый интеллект, обширную кладовую знаний в самых разных областях он получил кличку Большая Бродячая Энциклопедия. Речь у него чистая, внятная, без логопедических дефектов, лучше, чем у многих дикторов нынешнего телевидения.

Остались ли у него какие-нибудь проблемы? Да, в частности, его походка сохраняет последствия ДЦП. А многие ли люди могут сказать, что у них нет проблем? По крайней мере, он никогда не вел "инвалидного" образа жизни, то есть ни в чем не был ограничен. С детских лет он обычно ездил с нами на съемки, путешествовал по родной стране и за границей. И сейчас у него большие планы, которые, если Бог даст и живы будем, осуществятся.

В ободрение страждущим, у кого в семье появился малыш с таким диагнозом, хочу сказать, что это заболевание имеет одну характерную особенность: если вы занимаетесь ребенком, болезнь отступает. С каждым днем ребенок становится крепче, двигательные функции улучшаются. Во взрослый возраст ребенок переносит те проблемы, которые остались от детских лет, если они остались.

Добрый день, вопросов стало еще больше:
Насколько деформация стоп мешает стоять и ходить.
Насколько выражена спастика нижних конечностей, например, как вы сами можете описать тонус ребенка в ногах:
в позе на спине как лежат ноги у ребенка.
может ли он согнуть ногу в колене?
Когда разгибает ногу в колене, что происходит со стопой (не оттягивает ли носочки)
Попробуйте из позы на спине потянуть мальчика за руки (присадить) Что происходит с ногами (оттягивает ли носки, поворачивает ли колени вовнутрь или..)

Есть ли разница в движениях ног.
Есть ли перевороты. Как переворачивается со спины на живот (опишите положение ног - сгибаются в коленях или вытянуты и напряжены)
Как ползает ребенок (на животе, на четвереньках)
Умеет ли сам сесть и как это делает
Умеет ли сам встать к опоре и как это делает.
Как ходит у опоры (опираясь всем корпусом, придерживается только руками)
Пока все.:)

Ваш вопрос не для виртуальной консультации. Нужно не только смотреть ребенка в движении, но и это движение создавать.

Одно могу сказать наверняка - чем быстрее Вы попадете на консультацию к грамотному специалисту - тем лучше.

Здравствуйте. Мы снова к вам. Сделали МРТ. Помогите расшифровать.

На представленных МР изображениях отмечается:
1. корковая субатрофия лобных долей;
2. очаги глиоза в перивентрикулярном белом веществе теменно-затылочных и в меньшей степени лобно-теменных регионов;
3. реактивное субатрофическое расширение задних рогов боковых желудочков.
Срединные структуры не смещены.
Кортикальная пластинка без явных дисгармонических изменений рисунка коры.
Гиппокампы и парагиппокампальные регионы без нарушений структуры.
Гипоталамо-гипофизарный регион без очаговых нарушений МР-сигнала.
Кранио-вертебральный переход сформирован правильно.
В целом, по данным МРТ-картина постгипоксической энцефалопатии; перивентрикулярной лейкопатии.

*Много ползать, менять позы: перевороты, садиться, вставать, ходить у опоры боком.
*Кроме того, сейчас важно ходить за опорой. ее можно сделать из устойчивой табуретки, перевернув ее сиденьем вниз и врезав перекладину на уровне груди мальчика. Ребенок должен ходить самостоятельно. Вы идете сзади для страховки . Вначале сдвигаете вперед табуретку, ждете пока малыш сделает пару шагов, чтобы приблизится к ней. Потом снова толкаете табуретку вперед. Можно петь при этом песенку, задавая темп ходьбы.
*Сидя верхом на валике можно доставать игрушки справа и слева ( снизу, сверху), Предлагать предмет нужно так, чтобы потянувшись, ребенок опирался на слабую ногу. Хорошо, если в качестве валика будет ваша нога.
* Чтобы во время ходьбы ребенок не подтягивал ногу, а поднимал и переступал ею, нужна ходьба с переступанием через препятствиями(порожек, ступеньки, лежащая на полу стремянка.
*Когда одеваете мальчика, делайте это в позе стоя. Когда вы поднимаете одну ногу, он учится стоять на одной ноге.
* Качаться с ноги на ногу на балансире.
*Качать на мяче до опоры на ноги, потом с ноги на ногу.

Ортопедических советов дать не могу. Вам нужна правильная обувь, но часть времени нужно ходить без обуви и лучше это делать по неровной поверхности. Дома это может быть доска с набитыми планочками, ящик с фасолью.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.