Как спят люди с дцп

– Положение кровати
– Выбор положение тела для сна
– Поза во сне
– Влияние дневной активности на сон
– Обучение самостоятельности

Ночное время – одно из самых тяжелых испытаний для родителей ребенка с церебральным параличом. Многие из этих детей плохо спят, и это понятно, потому что днем они тратят очень мало энергии, и по многим причинам такие дети требуют ночью внимания родителей.
В данной главе мы обсудим, как важно удачно расположить кровать, выбрать матрас и постельные белье. Все это влияет на положение ребенка во сне. То, как он проводит время днем, тоже важно – тренируя определенные навыки, можно помочь ему принимать удобное положение во время сна.

Кровать

Большинство детей с церебральным параличом в положении лежа на спине постоянно поворачивают голову в одну сторону, выгибая спину – как бы отталкиваясь от подушки. Из-за этого у ребенка со временем может появиться тенденция к деформации позвоночника и к асимметричному положению рук и ног. Поэтому, решая куда лучше поставить кроватку, необходимо учитывать конкретные проблемы вашего малыша. Мы разберем важность этого на примере ситуации, когда ребенок поворачивает голову всегда вправо.
Сначала посмотрите на рис. 14.1, где показано неправильное, для указанного случая, положение кровати. Вы видите, что все, что может заинтересовать ребенка – окно, свет лампы, игрушки, – находится справа. Слева же нет ничего, кроме стены, поэтому у него нет стимула поворачивать голову влево.
Теперь посмотрите на рис. 14.2, где показано правильное положение кровати. Все стимулы исходит слева, и это побуждает ребенка смотреть влево.

Лучше всего, чтобы ребенку с церебральным параличом заменили детскую кроватку с перилами на обычную кровать приблизительно в том же возрасте, что и другим детям. Может быть, вам хочется немного помедлить с переходом на взрослую кровать, поскольку вы боитесь, что ребенок не почувствует опасности и придвинется слишком близко к краю. Или вы замечали, что, если положить ребенка на взрослую кровать, он сам боится скатиться с нее, и тогда вы решили, что ему еще рано спать в кровати без перил. В таких случаях можно использовать низкую кровать с бортиками, приделать к обычной кровати съемные перила или просто приставлять на ночь к кровати тяжелый стул.

Все люди двигаются во сне, выбирая более удобное положение. Если вы пробовали спать на мягком матрасе, вы, наверное, помните, как вам было тяжело поворачиваться, и как к утру все ваше тело было одеревеневшим. Тогда вы можете представить, как неудобно ребенку с церебральным параличом спать на недостаточно жестком матрасе – ведь он и без этого ограничен в своих движениях. Если у вас нет достаточно жесткого матраса, попробуйте положить под матрас доску или подложить под верхнюю часть матраса очень жесткую подушку – тогда получится небольшой скат, и ребенку будет легче двигаться и менять положение.


Рис. 14.1. Неправильное расположение кровати.


Рис. 14.2. а, б – Правильное расположение кровати.

Лучше всего использовать легкие, но теплые одеяла, потому что тяжелые еще больше затрудняют движения ребенка.
Внимание. Не стоит накрывать ребенка младше одного года очень теплым пуховым одеялом, ему может быть слишком жарко.
Если движения младенца ограниченны и при этом он не любит, чтобы его одеяло подворачивали по краям, то в спальном мешке ему будет легче двигаться, и он почувствует себя уютнее.
Большинство детей с периодическими мышечными спазмами и непроизвольными движениями расслабляются во сне, но все же есть дети, которые так много двигаются в кровати, что одеяло все время падает. Многие родители решают эту проблему, пришивая к четырем углам одеяла ленточки, которые привязывают к кровати под матрасом.

Будет лучше, чтобы ваш ребенок спал совсем без подушки, но, если она все же необходима ему, следите, чтобы подушка была твердая.
Детям, которые чрезмерно выгибают спину и поворачивают голову в сторону, иногда подкладывают под шею валик. Для детей постарше мы рекомендуем использовать подушку, которая была разработана в Бобат-центре (рис. 14.3), также можно взять подушку, повторяющую контуры шеи.
Те проблемы, которые возникают, если ребенок все время бьется обо что-нибудь головой, обсуждались в главе 3. Детям, которые делают это постоянно, могут помочь специальные противоударные подушки для младенцев.


Рис. 14.3. Подушка под шею, разработанная в Бобат-центре.

Распространенные проблемы и практические советы

Если младенец с повышенным тонусом спит в положении на спине, то он выгибается назад, его голова, туловище и конечности принимают асимметричное положение.
Многие родители нашли способ решить или облегчить эту проблему, подкладывая что-то твердое под матрас сверху, снизу и по бокам. При этом постель по форме становится похожей на гамак. Другой способ – приподнять верхнюю часть матраса, затем, свернув небольшое одеяло в форме валика, обернуть его вокруг таза младенца, а края подогнуть под матрас. Так бедра будут согнуты, а таз не будет наклоняться ни вперед, ни назад, а займет нейтральное положение. Подушка под шею тоже может помочь, если ребенок поворачивает голову преимущественно в одну сторону. На рис. 14.4,а, в показан другой способ удобно уложить ребенка – используя Т-образный валик (он был разработан в Mary Marlborought Disability Centre в Оксфорде; при его использовании ноги ребенка сгибаются в коленных и тазобедренных суставах и положение его тела несколько напоминает позу при положении сидя). Для поддержания в правильном положении головы применяют валик Тейлора (рис. 14.4,б, в). По сторонам этого валика можно прикреплять съемные полужесткие накладки, регулируя форму валика индивидуально.

В данном случае картина совершенно иная: ребенок не откидывается на спину, а падает, шлепается" на матрас. При этом он обычно лежит асимметрично, голова повернута в одну сторону, руки согнуты (или одна согнута, а другая разогнута и в плечевом суставе повернута наружу), бедра повернуты наружу, ноги отведены, колени касаются поверхности кровати (рис. 14.5,а).


Рис. 14.4. а – Т-образный валик; б, в – валик Тейлора, поддерживающий голову. Чтобы уложить ребенка в симметричное положение и сохранять его позу, мы должны помочь ему удерживать правильное положение плечевых суставов и таза – так он сможет вывести плечи и руки вперед, а бедра и таз в нейтральное положение. Для очень маленького ребенка вполне подойдет свернутое полотенце или одеяло, которое оборачивают вокруг таза, кладут вдоль туловища до подмышек, как показано на рис. 14.5, б. Другой способ придать ребенку стабильность в плечевом поясе – обернуть восьмеркой шаль или мягкий шарф вокруг его плеч. При этом вы сводите плечи ребенка, перекрещивая шарф на животе (рис 14.5,в). Если младенец обычно лежит так, что его подбородок выдвигается вперед, а шея кажется короткой, попробуйте подложить ему под голову валик Тейлора.


Некоторые дети старшего возраста с церебральным параличом лежа на спине или на боку стремятся согнуться и, конечно, очень мало двигаются во сне; их тело становится очень напряженным. Часть из них чувствуют себя комфортно, когда их кладут на живот, и мы иногда советуем им спать в таком положении. Но мы не рекомендуем делать это, пока ребенок не научится достаточно хорошо контролировать положение головы, чтобы поднимать и поворачивать ее в сторону в положении лежа на животе. И даже если ребенок хорошо контролирует положение головы, его можно переворачивать на живот, только когда он уже лежит в кровати. Взрослый должен внимательно присматривать за ребенком, чтобы не произошло никаких неприятностей.
Внимание. Прежде чем пробовать укладывать ребенка спать на живот, обязательно поговорите с вашим педиатром.


Рис. 14.6. а, б – привычная асимметричная поза на спине некоторых старших детей с выраженной спастикой; в – использование Т-образного валика, твердой подушки и, если нужно, валика под спину.

Занятия и игры, которые помогут маленькому ребенку привыкнуть к новой позе для сна

Поскольку наша задача – научить ребенка спать в разных положениях и менять положение тела во сне, мы должны сначала научить его делать это днем, когда он бодрствует. Лучше всего это получается, когда вы удерживаете ребенка на руках или во время игры.
Возьмем в качестве примера младенца, который предпочитает спать на спине, но обычно разгибается, и его голова, туловище, руки и ноги принимают асимметричное положение. Для него было бы полезнее научиться спать на боку. Как же добиться этого?

Когда вы носите малыша на руках – это хороший способ приучить его к положению, в котором он чувствует себя не очень удобно. На руках у взрослого на тело ребенка не оказывает давление поверхность опоры (например, кровати). Важно помнить, что, когда вы приучаете младенца лежать на боку, он должен также научиться сам принимать это положение и переходить из этого положения в другие (подробнее см. в главе 19).

Удобнее всего учить младенца играть лежа на боку, когда он лежит у вас на коленях спиной к вам. При этом голова ребенка может опираться на ваше предплечье или бедро, если вы положите ногу на ногу или поставите под ногу низкую скамеечку так, чтобы младенец лежал под наклоном – голова и верхняя часть тела должны быть выше, чем таз и ноги. В таком положении легче всего контролировать движения верхней части тела ребенка и добиться того, чтобы он вывел плечи и руки вперед, и в то же время следить за положением таза и ног. Постепенно во время игры можно вводить повороты и другие движения так, как это показано на рис. 14.7, а,б.
Чтобы вы поняли, как важна для ребенка надежная опора, когда он лежит на боку и играет или смотрит на игрушки, попробуйте читать книжку лежа, не подложив под голову подушку. Через несколько секунд вы почувствуете, что вам неудобно и трудно читать, и обопретесь на локоть, потому что вашей голове необходима опора.


Рис. 14.7. а – когда ребенок уже может лежать на боку, мама отодвигает игрушку так, чтобы он тянулся за ней, поворачивая туловище. При этом мама следит за правильным положением таза и ног ребенка; б – в конце концов мама полностью переворачивает ребенка в положение на живот.

Если у малыша не слишком тяжелая форма церебрального паралича, но ему все же трудно, играя на полу, удержаться в положении на боку, стоит попробовать подложить ему под спину валик, который обычно кладут под дверь для защиты от сквозняков. Эти валики достаточно гибкие и одновременно твердые. Сейчас их обычно выпускают в форме разных животных, и детям это нравится. Их можно купить в любом большом магазине.

Самостоятельная игра

Пока младенец не научился удобно лежать на боку, мы должны придумать для него способ играть в положении на спине так, чтобы разгибание тела и асимметрия были минимальны.
По форме для этого подойдет гамак (см. главу 8, рис. 8.14), большой кусок пенопласта, с вырезанной серединой (рис. 14.8), или мягкая цилиндрическая подушка (рис. 14.9). Все эти приспособления хорошо сохраняют позу ребенка в положении на спине, дают ему возможность сохранять симметричную позу, стабилизируют плечи и таз и помогают вывести руки вперед и играть, удерживая игрушку по средней линии тела. Когда у ребенка сформируются все необходимые движения таза и он сможет согнуть вперед поясничный отдел позвоночника, он будет дотягиваться до своих ножек и играть с ними.
Если малыш уже может с удовольствием играть с мамой в положении лежа на боку, попробуйте предложить ему играть одному в этой позе. Для этого удобно использовать простое приспособление, состоящее из двух досок, скрепленных под углом 90°,—угловую доску (рис. 14.10, см. также главу 8).
Когда наша цель – научить ребенка лежать на боку, мы не должны забывать, что ему нужно играть и в других положениях, в соответствии с уровнем развития его движений.


Рис. 14.8. Кусок пенопласта с вырезанной серединой поддерживает ребенка в нужном положении.


Рис. 14.9. Использование мягкой цилиндрической подушки.


Рис. 14.10. Если положить на диван угловую доску, некоторые маленькие дети чувствуют себя гораздо увереннее. К тому же так ребенку легче смотреть в глаза взрослому.

Когда ребенок играет лежа на боку, предлагайте ему яркие игрушки, стимулирующие зрительное восприятие. Игрушки должно быть удобно держать в руке и они должны давать ребенку интересные тактильные ощущения. Подробнее это обсуждалось в главе 7.

Старшему ребенку с тяжелыми двигательными нарушениями специалист, который с ним занимается, может иногда посоветовать в течение коротких периодов времени использовать угловую доску (в главе 8 описаны угловые доски и то, что важно знать о положении ребенка при занятиях с ними).
Лежа на доске, ребенок может играть с простыми игрушками, которыми он способен самостоятельно управлять. Например, с игрушками типа коробочек с сюрпризом, в которых от простого нажатия на кнопку происходит что-то интересное – загорается лампочка, раздается мычание коровы или играет музыка и т. п. Таких игрушек существует очень много, в том числе детский кассетный магнитофон или игры, в которые можно играть, используя магнитную доску.

Чтобы быть полностью самостоятельным

Чтобы ребенок с церебральным параличом, который может двигаться, не требовал вашего постоянного внимания по ночам, его нужно постепенно, шаг за шагом, этому учить и тренировать его. Важно, чтобы он сам делал все, что в его силах, как бы ни были малы его возможности. Выбирайте такое время для обучения, когда вы никуда не торопитесь, например по выходным. Обычно легче вовлечь ребенка в такие занятия утром, после того как он проснулся, а не вечером перед сном.
Специалист, который занимается с вашим малышом, поможет вам понять, что ребенок способен делать самостоятельно и как вы можете помочь ему использовать в новой ситуации основные навыки, приобретенные им во время других занятий, игр или упражнений. Сюда войдут навыки одевания и раздевания, а также умение самому надевать пижаму. Ребенку нужно будет, например, делать следующее:
– самому накрываться простыней и одеялом, потом раскрываться;
– двигаться под одеялом, принимая удобное положение;
– садиться из положения лежа в кровати, пододвигаясь к краю и спуская ноги;
– самостоятельно ложиться в кровать и вставать.
Из всех этих основных навыков, как из кирпичиков, будут строиться новые. После того как ребенок много раз повторит это, вы сможете перейти к решению следующей задачи, следующему упражнению или попробовать делать то же упражнение в другом положении.
Дети с церебральным параличом, как и многие другие дети, проходят через тяжелый этап, когда они плачут по ночам, требуют воды, пытаются перебраться в кровать родителей. Остерегайтесь поддаваться на такие провокации, это самый распространенный у детей способ привлечь внимание родителей, и не стоит его поощрять. Если вы уже попались на эту удочку и не можете изменить привычки своего ребенка или не понимаете его поведения, обязательно обратитесь за помощью к специалистам.
Если ваш ребенок очень беспокойный и постоянно не спит, советую вам обратиться к доктору.

on 16.09.2014 at 10:16

С диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич) я живу с рождения. Точнее — с годовалого возраста (примерно тогда врачи наконец-то определили, как называется то, что со мной происходит). Я окончила спецшколу для детей с ДЦП, а через 11 лет пришла туда работать. С тех пор прошло уже 20 лет… По самым скромным подсчетам, я знаю, более или менее близко, больше полутысячи ДЦПшников. Думаю, этого достаточно для того, чтобы развеять мифы, которым склонны верить те, кто столкнулся с этим диагнозом впервые.

Миф первый: ДЦП — тяжелое заболевание

Не секрет, что многие родители, услышав от врача этот диагноз, испытывают шок. Особенно в последние годы, когда СМИ все чаще и чаще рассказывают о людях с тяжелой формой ДЦП — о колясочниках с поражением рук и ног, невнятной речью и постоянными насильственными движениями (гиперкинезами). Им и невдомек, что многие люди с ДЦП нормально говорят и уверенно ходят, а при легких формах вообще не выделяются среди здоровых. Откуда же берется этот миф?

Как и многие другие заболевания, ДЦП варьируется от легкой до тяжелой степени. По сути, это даже не болезнь, а общая причина целого ряда расстройств. Ее суть — в том, что во время беременности или родов у младенца оказываются поражены отдельные участки коры головного мозга, в основном те, которые отвечают за двигательные функции и координацию движений. Это и вызывает ДЦП – нарушение правильной работы отдельных мышц вплоть до полной невозможности управлять ими. Медики насчитывают более 1000 факторов, которые могут запустить этот процесс. Очевидно, что разные факторы вызывают разные последствия.

Традиционно выделяются 5 основных форм ДЦП, плюс смешанные формы:

Спастическая тетраплегия – самая тяжелая форма, когда больной из-за чрезмерного напряжения мышц не в состоянии управлять ни руками, ни ногами и нередко испытывает сильные боли. Ею страдает только 2% людей с ДЦП (здесь и далее статистика взята из Интернета), но именно о них чаще всего рассказывают в СМИ.

Спастическая диплегия – форма, при которой сильно поражены либо верхние, либо нижние конечности. Чаще страдают ноги – человек ходит с полусогнутыми коленями. Для болезни Литтля, наоборот, характерно сильное поражение рук и речи при относительно здоровых ногах. Последствия спастической диплегии имеют 40% ДЦПшников.

При гемиплегической форме поражены двигательные функции руки и ноги с одной стороны тела. Ее признаки есть у 32%.

У 10 % людей с ДЦП основная форма – дискинетическая или гиперкинетическая. Для нее характерны сильные непроизвольные движения – гиперкинезы – во всех конечностях, а также в мышцах лица и шеи. Гиперкинезы часто встречаются и при других формах ДЦП.

Для атаксической формы характерен пониженный тонус мышц, вялые замедленные движения, сильное нарушение равновесия. Она наблюдается у 15% больных.

Итак, малыш родился с одной из форм ДЦП. А дальше включаются другие факторы — факторы жизни, которая, как известно, у каждого — своя. Поэтому то, что происходит с ним после года, правильнее называть последствиями ДЦП. Они могут быть совершенно разными даже в рамках одной формы. Знаю человека со спастической диплегией ног и довольно сильными гиперкинезами, который окончил мехмат МГУ, преподает в институте и ходит в турпоходы со здоровыми людьми.

Есть мнение, что Леонардо да Винчи с детства страдал правосторонним спастическим гемипарезом, одной из разновидностей ДЦП, нетяжелая форма. Он хромал на правую ногу и не мог полноценно пользоваться правой рукой, потому и писал, и рисовал левой.

Миф второй: ДЦП излечим

Миф третий: ДЦП не прогрессирует

Так утешают себя те, кто столкнулся с нетяжелыми последствиями заболевания. Формально это верно – состояние мозга действительно не меняется. Однако даже легкая форма гемиплегии, практически не заметная окружающим, уже к 18 годам неизбежно вызывает искривление позвоночника, которое, если им не заниматься, — прямой путь к раннему остеохондрозу или межпозвонковым грыжам. А это – сильные боли и ограничение подвижности вплоть до невозможности ходить. Подобные типичные последствия есть у каждой формы ДЦП. Беда лишь в том, что в России эти данные практически не обобщаются, а потому растущих ДЦПшников и их родных никто не предупреждает об опасностях, подстерегающих в будущем.

Гораздо лучше известно родителям, что пораженные участки мозга становятся чувствительными к общему состоянию организма. Временное усиление спастики или гиперкинезов могут вызвать даже банальный грипп или скачок давления. В редких случаях нервное потрясение или серьезное заболевание вызывают резкое длительное усиление всех последствий ДЦП и даже появление новых.

Особое внимание должны проявлять родители к состоянию ребенка с 12 до 18 лет. В это время даже здоровые дети испытывают серьезные перегрузки из-за особенностей перестройки организма. (Одна из проблем этого возраста – рост скелета, опережающий развитие мышечных тканей.) Знаю несколько случаев, когда ходячие дети из-за проблем с коленными и тазобедренными суставами в этом возрасте садились на коляску, причем навсегда. Именно поэтому западные врачи не рекомендуют ставить на ноги ДЦПшников 12-18 лет, если до этого они не ходили.

Миф четвертый: всё от ДЦП

Последствия ДЦП бывают самые разные, и все же их перечень ограничен. Однако близкие людей с этим диагнозом порой считают ДЦП причиной не только нарушения двигательных функций, а также зрения и слуха, но и таких явлений как аутизм или синдром гиперактивности. А главное – считают: стоит вылечить ДЦП – и все остальные проблемы решатся сами собой. Между тем, даже если причиной болезни действительно стал ДЦП, лечить надо не только его, но и конкретное заболевание.

В процессе родов у СильвестраСталлоне были частично повреждены нервные окончания лица — часть щеки, губ и языка актера так и остались парализованными, впрочем невнятная речь, ухмылка и большие грустные глаза стали в дальнейшем визитной карточкой.

Миф пятый: с ДЦП никуда не берут

Этот миф распространяют в основном те, кто не в состоянии трезво оценить свои способности и хочет учиться или работать там, где ему вряд ли удастся соответствовать предъявляемым требованиям. Получая отказ, такие люди и их родители нередко обращаются в СМИ, стремясь силой добиться своего. Если же человек умеет соизмерять желания с возможностями, он находит свой путь без разборок и скандалов.

Показательный пример – наша выпускница Екатерина К., девушка с тяжелой формой болезни Литтля. Катя ходит, но может работать на компьютере всего одним пальцем левой руки, а ее речь понимают только очень близкие люди. Первая попытка поступить в вуз на психолога не удалась – посмотрев на необычную абитуриентку, несколько преподавателей заявили, что отказываются ее учить. Через год девушка поступила в Академию печати на редакторский факультет, где была дистанционная форма обучения. Учеба пошла настолько успешно, что Катя стала подрабатывать сдачей тестов за своих однокашников. Устроиться после окончания вуза на постоянную работу ей не удалось (одна из причин – отсутствие трудовой рекомендации МСЭ). Однако время от времени она работает модератором учебных сайтов в ряде вузов столицы (трудовой договор оформляется на другого человека). А в свободное время пишет стихи и прозу, выкладывая произведения на собственный сайт.

Сухой остаток

Что же я могу посоветовать родителям, которые узнали, что у их малыша ДЦП?

Прежде всего – успокоиться и постараться уделять ему как можно больше внимания, окружая его (особенно в раннем возрасте!) только положительными эмоциями. При этом постарайтесь жить так, будто в вашей семье растет обычный ребенок – гуляйте с ним во дворе, копайтесь в песочнице, помогая своему малышу наладить контакт со сверстниками. Не нужно лишний раз напоминать ему о болезни – ребенок должен сам прийти к пониманию своих особенностей.

А главное – верьте: у вашего ребенка всё будет хорошо, если он вырастет открытым и доброжелательным человеком.

Проявления ДЦП разнообразны — это могут быть как психические нарушения, так и двигательные расстройства. Строго говоря, ДЦП не считается генетическим заболеванием, однако сегодня ученые полагают, что фактор наследственности все же присутствует. Основные причины ДЦП — повреждение клеток мозга ребенка в результате кислородного голодания, вызванного гипоксией или асфиксией, или травмы, полученные в дородовый или послеродовый период. Развитие ДЦП также могут спровоцировать инфекционные и эндокринные болезни матери во время беременности, неблагоприятный радиационный фон, преждевременная отслойка плаценты. Статистика также показывает, что примерно половина детей с ДЦП рождаются недоношенными.

Признаки и ранние симптомы детского ДЦП

В некоторых случаях симптомы ДЦП можно заметить сразу после рождения ребенка. Однако иногда они проявляются постепенно, и крайне важно вовремя распознать их. К основным признакам ДЦП относятся нарушения двигательной активности. Дети с ДЦП позже начинают держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. При этом рефлексы, характерные для грудных детей, у них сохраняются дольше. Мышцы таких детей могут быть чрезмерно расслабленными или, наоборот, слишком напряженными. Оба состояния приводят к тому, что конечности принимают неестественные положения. Примерно у трети детей с ДЦП случаются судороги. Этот симптом нередко проявляется не в младенческом возрасте, а несколько позже.

Помимо этого встречаются такие симптомы ДЦП, как нарушения зрения, речи и слуха, изменение восприятия и способности ориентироваться в пространстве, эпилепсия, задержка психического и эмоционального развития, проблемы с обучением, функциональные нарушения работы желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы.

В раннем возрасте диагностировать ДЦП бывает непросто. Но родители должны обратиться за консультацией к неврологу, если:

  • в возрасте одного месяца ребенок не моргает глазами в ответ на громкий звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не поворачивает голову на звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не тянется за игрушкой;
  • в возрасте семи месяцев ребенок не может сидеть без поддержки;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не может произносить слова;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок совершает все действия только одной рукой;
  • у ребенка судороги;
  • у ребенка косоглазие;
  • движения ребенка слишком резкие или слишком медленные;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не ходит.

ДЦП может проявляться по-разному, в зависимости от пораженной зоны головного мозга. Иногда проявления этого заболевания незначительны, однако в тяжелых случаях нарушения могут быть крайне серьезными. Существует несколько видов ДЦП:

  • Спастическая диплегия встречается в 40% случаев. При этом виде ДЦП поражается часть мозга, ответственная за двигательную активность конечностей. В результате этого наступает полный или частичный паралич рук и ног.
  • Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП, при которой поражаются большие полушария мозга. Это приводит к ригидности мышц. Дети с двойной гемиплегией не способны держать голову, стоять, сидеть и нормально двигаться.
  • Гемипаретическая форма, которая характеризуется поражением одного из полушарий мозга корковыми и подкорковыми структурами, приводит к гемипарезу конечностей на одной стороне тела.
  • Гиперкинетическая форма, при которой страдают подкорковые структуры, выражается в гиперкинезах — непроизвольных движениях. Эта форма ДЦП часто встречается в сочетании со спастической диплегией.
  • Атонически-астатическая форма возникает при поражении мозжечка. Более всего страдает координация движений и чувство баланса, наблюдается также атония мышц.

Реабилитация при ДЦП держится на двух главных принципах — комплексном подходе и непрерывности. Кроме того, при ДЦП нужна коррекция не только двигательных, но и речевых, и коммуникативных, и интеллектуальных навыков.

Лечение ДЦП — пожизненный процесс, так как полное излечение фактически невозможно. Однако это еще не означает, что ДЦП — приговор. Большинство больных ДЦП во взрослом возрасте могут вести нормальную жизнь. Однако все зависит от того, какие меры по минимизации ущерба для здоровья были приняты в раннем возрасте. В детстве мозг развивается очень активно. Он обладает гораздо большими компенсаторными возможностями, чем мозг взрослого. Поэтому лечение ДЦП, которое началось в ранние годы, будет наиболее эффективным.

Лечение ДЦП в основном направлено на устранение симптомов. Правильнее было бы называть это не лечением, а реабилитацией, ориентированной на восстановление функций, которые пострадали в результате этого заболевания. Одним из самых действенных методов считается массаж, который помогает привести в норму мышечный тонус. Также в реабилитации при ДЦП широко используется лечебная гимнастика. ЛФК помогает улучшить координацию движений. Но она дает ощутимый эффект лишь в том случае, если занятия проходят регулярно на протяжении всей жизни. Хороший результат дают и занятия на специальных тренажерах.

При отсутствии судорог показана и физиотерапия — например, миостимуляция и электрофорез. Многие врачи рекомендуют также электрорефлексотерапию для восстановления активности нейронов коры головного мозга — это помогает снизить мышечной тонус, улучшить координацию, речь и дикцию.

Во многих случаях показано медикаментозное лечение при помощи препаратов, улучшающих деятельность мозга.

Недавние российские исследования подтвердили у детей со спастическими формами ДЦП различные нарушения метаболизма, проявляющиеся в тканевой гипоксии (кислородном голодании клеток), в высокой интенсивности свободнорадикального окисления липидов (жировых молекул), в компенсаторном напряжении антиоксидантной системы. Все это приводит к развитию фоновых заболеваний, таких как рахит (недостаточность минерализации костей), анемия (недостаточность гемоглобина и эритроцитов в крови), гипотрофия (белково-энергетическая недостаточность), а также к хронизации болезней ЛОР-органов, ЖКТ и почек. Определена прямая зависимость биохимических нарушений от тяжести ДЦП, поэтому важна индивидуальная диагностика и контроль биохимического дисбаланса в организме, чтобы компенсировать отклонения от биологической нормы при помощи специальных препаратов, диет, коррекции образа жизни. В результате можно существенно повысить потенциал и эффективность реабилитации детей с отставанием в развитии.

Детский церебральный паралич вызывает необратимое поражение определенных областей головного мозга. Задача врачей и родителей — скорректировать последствия ДЦП. Необходимо принять тот факт, что процесс реабилитации должен быть постоянным и непрерывным.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.