Как заниматься на мяче с ребенком дцп

Фитбол-гимнастика представляет собой упражнения на гимнастическом мяче, который используется в качестве уникального тренажера. В практике ЛФК фитбол-гимнастика дает положительные результаты и эффективно применяется при детском церебральном параличе не только из-за физической пользы, но и для разнообразия занятий, внесения эмоциональной составляющей и активного вовлечения ребенка в лечебно-педагогический процесс.

При ДЦП на фитболах занимаются в разных исходных положениях, в зависимости от того, какова основная задача упражнений. К примеру, упражнения в положении лежа на спине и на животе с одновременным вращением мяча, благодаря антигравитационному эффекту, могут помочь ребенку поднять голову и плечи от опоры, покачивание и вибрация – снять мышечный тонус и уменьшить гиперкинезы.

Также лежа на мяче растягивается спастичная большая грудная мышца и укрепляются мышцы живота, а сидение – способствует формированию хорошей осанки и уменьшают спастичности мышц бедер, вырабатывая естественную координацию.

Специфика занятий и виды мячей

Ключевая особенность занятий – это, в первую очередь, снятие нагрузки на позвоночник и перераспределение тонуса всех групп мышц, ведь для поддержания равновесия на мяче ребенок непроизвольно стремится принять исключительно правильное положение тела.

Для того, чтобы стабилизировать позвоночник, в работу включаются мышцы туловища, поддерживающее скелет. При этом уменьшается нагрузка на связки, суставы, межпозвоночные диски. В аспекте проведения ЛФК на мяче (а это можно сделать даже в домашних условиях), важно отметить некоторые рекомендации:

  • посадка на мяче считается правильной при соблюдении прямого угла (90 градусов) между туловищем и бедром, голенью и стопой, бедром и голенью, слегка приподнятой голове и выпрямленной спине. Ноги должны находиться на ширине плеч, стопы – быть параллельными друг другу, а руки – фиксировать мяч ладонями сзади;
  • упражнения на гимнастическом мяче не должны вызывать боли или дискомфорта, состоять из слишком быстрых и/или резких движений, поворотов и скручиваний, запрокидываний головы, а также задержки дыхания;
  • в идеале мяч при выполнении манипуляций не двигается, а сложность упражнений нарастает постепенно, с чередованием силовых действий с растягиванием и расслаблением;
  • занятия проводятся с периодичностью два раза в неделю, затем через день. Продолжительность зависит от возраста пациента: для детей до 5 лет – это 15-20 минут, 6-7 лет – около получаса. В более старшем возрасте заниматься можно и 45 минут;
  • каждое упражнение повторяется – от 6 до 8 раз, завершает комплекс специальные методики восстановления дыхания и расслабления.

Виды мячей для фитбола классифицируются по таким характеристикам, как жесткость, диаметр (по соотношению к росту человека) и конструктивные особенности. В зависимости от последних, фитболы могут быть:

  • с рожками – для удержания равновесия;
  • с шипами, которые дополнительно осуществляют функцию массажера;
  • гладкие – идеальный вариант как для релаксирующих, так и интенсивного тренировок;
  • овальные, на которых особенно эффективно выполнять упражнения сидя.

Примеры упражнений

Для развития вестибулярного аппарата и координации применяются следующие упражнения:

  1. И.П – лежа на животе. Согнутые в локтях руки упираются ладонями в пол, нижние конечности чуть согнуты и разведены в стороны, носочки зафиксированы на полу. Выполняются перекатывания на фитболе вперед и назад. При легкой форме поражений дети способны выполнить упражнение самостоятельно, в более тяжелых случаях – с помощью взрослого или специалиста.
  2. В том же положении руками и ногами обхватить мяч. Родитель должен круговыми движениями раскачивать чадо на мяче, постепенно увеличивая скорость выполнения упражнения.
  3. Лежа на животе всеми конечностями ребенок обхватывает мяч и по команде выпрямляет вверх руки и ноги. Повтор от 3 до 10 раз.
  4. И.П. – спиной на мяче. При опущенных вниз конечностях совершать перекатывания вперед-назад, стараясь как можно больше выпрямить руки.
  5. Сидя на мяче, с двух сторон опереться на него руками (ладонями вниз), ноги выпрямить, колени развести в стороны. Специалист должен, удерживая малыша за плечи или бедра, помочь совершить покачивания в разные стороны (вправо-влево; вперед-назад; по кругу)
  6. Лежа на спине, обе ноги на мяче. Осуществлять перекатывания мяча одной или двумя нижними конечностями.

Для восстановления и компенсации опорной функции:

  1. И.П – сидя на мяче, который находится между ног. Просто удерживать положение.
  2. Здоровая нога стоит, поврежденная находится стопой на фитболе. Совершить перекаты мяча, стараясь удержать положение. При возможности повторить, сменив ноги.
  3. Лежа спиной на мяче, одну ногу согнуть в колене и поставить на пол, вторую – держать на весу. Сохранить положение.

Как свидетельствует практика, оздоровительный эффект занятий на фитболе сходен с результатами иппотерапии.

Лечебная физкультура в поздней резидуальной стадии ДЦП представляет определенную сложность, но тем не менее не перестает быть актуальной. Оптимальный вариант — занятия на фитболе или гимнастическом мяче.

Во-первых, мяч позволяет решить сразу несколько реабилитационных задач, и главные из них — расслабление и нормализация мышечного тонуса, плюс — пассивное растяжение спастичных мышц с целью борьбы с контрактурами.

Во-вторых, мяч заменит собой руки одного из методистов. А поскольку речь мы ведем о детях от 7 до 18 лет, то учитывая вес, рост и тяжесть их патологии, порой для эффективных занятий необходимо участие 2-3 помощников (методистов).

Почему сложно заниматься со взрослыми пациентами

Обычно к 7 годам ребенка и тем более в старшем возрасте мы сталкиваемся с тем что:

  • Уже сформирован патологический двигательный стереотип
  • Движения в некоторых суставах ограничены или отсутствуют
  • Тонические рефлексы к этому времени уже стали патологическими и мешают формированию правильных движений
  • Расстройство функции вестибулярного аппарата препятствует удержанию равновесия в положении сидя, стоя, и тем более во время ходьбы

И тем не менее все вышеперечисленное совершенно не означает, что занятия ЛФК уже не имеют смысла, это означает лишь наличие дополнительных специфических возрастных сложностей.

Основным инструментом методики является гимнастический мяч или фитбол. А основная фишка метода в том, что для занятия на фитболе используют не полностью накачанный мяч, который в таком состоянии обладает эффектом батута, но при этом удобнее батута.

Покачивания на таком мяче вверх-вниз как на батуте, создают специфическое ускорение, которое эффективно тренирует вестибулярный аппарат и способствует расслаблению. В ходе занятий мышечное расслабление дополняется упражнениями на растяжение.

Перед началом выполнения упражнений обязательно проводятся мероприятия, направленные на общее расслабление.

Упражнение для общего расслабления

Для общего расслабления пациент укладывается на мяч лицом вниз, один методист мягко фиксирует его плечи на поверхности мяча, руки — симметрично вдоль туловища. Если такое положение рук затруднено, руки могут быть разведены в стороны.

Другой методист фиксирует нижние конечности на поверхности мяча, и по мере достижения расслабления, разводит их, как бы обнимая мяч ногами. При этом выполняются медленные покачивания мяча вперед-назад, вправо-влево и по кругу.

Во время проведения упражнения на общее расслабление голову пациента через несколько покачиваний мягко поворачивают то в одну сторону, укладывая на ушко, то в другую.

Упражнение 2. И.П. то же. Руки располагаются на мяче вверх относительно туловища, голова повернута в сторону. Методист сгибает одну ногу до 90-130° в коленном и тазобедренном суставах, скользя по поверхности мяча. Если выявляется ограничение сгибания, обусловленное выраженной спастичностью мышц, конечность фиксируется в достигнутом положении рукой методиста и, продолжая покачивание, ребенок расслабляется в сформированной позе. Объем сгибания через отведение постепенно увеличивается от процедуры к процедуре. Вторая нога фиксируется другим методистом в среднем положении.

Варианты поддержки коленного сустава при выполнении этого упражнения зависят от его установки: при наличии у ребенка сгибательной установки в коленном суставе, методист одной рукой фиксирует стопу на поверхности пола, а другой содействует разгибанию в коленном суставе, при тенденции к рекурвации коленного сустава — с удержанием коленного сустава в согнутом состоянии. Упражнение на растяжение повторяется 2-3 раза.

Упражнение 5. И.П. на спине. Один методист находится со стороны головы ребенка и надежно фиксирует плечевые суставы и руки ребенка в положении вдоль туловища своими ладонями и предплечьем. Второй методист, управляя движениями мяча и фиксируя тело ребенка на мяче с захватом в нижней трети бедер, прокатывает мяч на себя с тем, чтобы создать возвышенное положение для головы — облегченное положение для сгибателей шеи, находящихся в состоянии некоторого растяжения вследствие запрокинутого положения головы на круглой поверхности мяча. Выполняется тренировка правильного сгибания головы — без смещения ее к грудине. Важность этой тренировки обусловлена усилением шейного лордоза с наклоном головы кпереди у больных при ходьбе. Подъем головы из положения лежа на спине или на животе осуществляют с помощью блока с перемещением верхней части туловища, а повороты головы из стороны в сторону в неполном объеме, амплитуда их может быть различна, особенно при выраженной сторонности поражения. Достигнутая в результате этих мероприятий стабилизация положения головы является в ряде случаев показателем значительного улучшения в состоянии ребенка.

Упражнение 6. ИП на спине. Упражнение на растяжение мышц плечевого пояса и верхних конечностей. После растягивания руки укладываются вдоль туловища или свободно располагаются на мяче.

Упражнение 7. ИП то же. Сгибание головы сопровождается сгибанием одной ноги и подтягиванием ее к животу до образования туловищем вогнутой дуги. Если во время сгибания у ребенка выявляется тибиальная синкинезия, методист неподвижно фиксирует стопу в положении сгибания и, приложив адекватное усилие, растянув разгибатели стопы, удерживает ее в этом положении. Вторая нога фиксируется на мяче.

Упражнение 8. И.П. то же. Руки ребенка несколько в отведении, плечи надежно фиксируются ладонями и предплечьем методиста со стороны головы ребенка. Второй методист, стоя справа от ребенка, заводит левую руку (ладонью вниз) под правое бедро ребенка, захватывает левую ногу и перемещает ее к себе свободной, осуществляя постепенный плавный поворот таза влево и оказывая правой рукой содействие повороту ладонью, лежащей на крестце. Третий участник поддерживает колено и голень правой ноги, совершающей поворот, в одной плоскости с поверхностью, выполняя синхронные покачивания вместе со всеми участниками процедуры. По показаниям, предварительно может выполняться локальная гипотермия или криоконтраст на спастичные мышцы, ответственные за формирование у больного патологической установки.

Упражнение выполняют очень плавно, с приложением адекватных усилий в момент поворота, до постепенного, этапного достижения поворота таза по отношению к туловищу не более 90-130°. После фиксации в конечном положении в течение 2-3 секунд следует медленный возврат туловища и конечностей в исходное положение и расслабление. Аналогично выполняется поворот в другую сторону.

Что еще нужно учесть для того что бы занятия на фитболе были эффективными

Цховребова Лейла
Упражнения на мяче для детей с детским церебральным параличом

1. И. П. стоя на коленях на полу перед мячом, с опорой рук на мяч. Поочередно, поднимаясь на каждую ногу, встать на обе ноги, прокатиться по мячу вперед и вернуться назад в И. П.

2. И. П. лежа животом на мяче, руки с опорой на пол. Катание на животе вперед- назад, перебирая по полу руками. Вернуться в И. П.

3. И. П. лежа животом на мяче, опора на ноги. Круговые вращения на мяче, перебирая по полу ногами - в одну и другую сторону.

5. И. П. боком на мяче, опираясь одной рукой на пол. Взрослый поддерживает. Катиться вперед-назад, перебирая опорной рукой по полу.

6. И. П. лежа спиной на мяче, взрослый поддерживает за руки. Ребенок выполняет подтягивание корпуса вперед с помощью рук. Вернуться в И. П.

7. И. П. стоя перед мячом. Катание одной ногой мяча, стопа находится сверху. Спину держать прямо. Повторить другой ногой.

8. И. П. сидя на мяче. Выполнить повороты туловища в стороны. Спина прямая.

9. И. П. сидя на мяче. Выполнить наклоны в стороны, опираясь поочередно на каждую стопу.

Рефлекторные упражнения для развития опорной функции стоп

• Указательным и средним пальцами захватите ступни, а большим пальцем нажмите на подошву у основания пальцев - это вызывает ргибание стопы,. Затем проведите с нажимом по внутреннему краю стопы к пятке и по наружному краю - к мизинцу, происходит разгибание стопы.

Точечный массаж стопы: надавить кончиком пальца в месте перехода тыла стопы в голень. Это вызывает тыльное сгибание стопы.

Изобразительная деятельность как средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с детским церебральным параличом Реабилитационный процесс – это целенаправленный процесс возвращения человека с ограниченными возможностями здоровья в продуктивную и полноценную.

Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении Как больно родителям, наблюдая за играми детей, видеть, что их ребенок часто стоит в стороне, робеет, не решается подойти к детям, пугается.

Игры-упражнения для малоподвижных детей Игры-упражнения для малоподвижных детей Название игры Содержание "Догнать соперника" Дети выстраиваются в две колонны напротив друг.

Кинезиологические упражнения для развития познавательного и физического здоровья через определенные двигательные упражнения Упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия. 1. Зеркальное рисование На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши.

Развивающие упражнения для детей 6–7 лет Развитие способности к равновесию Способность сохранять устойчивость позы в различных положениях тела или при выполнении движений имеет.

Реабилитационная работа с детьми с церебральным параличом в семье Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении их связи с миром. Государство призвано, не просто предоставить.

Упражнения для правильной осанки детей Научите этим упражнениям детей — это избавит их от многих проблем. Нужно начать с 5-7 повторов и одного подхода, затем постепенно увеличивать.

  • Главное
    • Нормативно-правовая документация
    • Рекомендации родителям
    • Словарь
  • Куда обратиться
    • В России
      • Реабилитационные центры
      • Учреждения здравоохранения
      • Учреждения образования
      • Общественные организации
      • Родительские организации
      • Благотворительные фонды
    • В Вологодской области
    • Сообщить о новой организации
  • Мой ребенок
    • Ранний возраст
      • У меня родился особый малыш
        • В ожидании
        • Первые дни дома
        • Я-мама особого ребенка
        • Я-папа особого ребенка
        • Как сообщить родным
        • Кто может помочь
      • Возрастные нормы развития детей раннего возраста
        • Первый год жизни
        • Второй год жизни
        • Третий год жизни
        • Четвертый год жизни
        • На что обратить внимание?
      • Развитие детей с различными заболеваниями в раннем возрасте
      • Консультации специалистов по раннему развитию
      • Методические материалы по ранней помощи
      • Полезная информация по ранней помощи
      • Буклеты для родителей
      • Куда обратиться?
    • Задержка психического развития
    • Нарушения слуха
    • Нарушения зрения
    • Тяжелые нарушения речи
    • Нарушения опорно-двигательного аппарата
    • Ментальные нарушения
    • Синдром дауна
  • Консультации специалистов
    • Консультации воспитателя
    • Консультации инструктора по труду
    • Консультации инструктора по физической культуре
    • Консультации музыкального руководителя
    • Консультации дефектолога
    • Консультации логопеда
    • Консультации психолога
    • Консультации специалистов по раннему развитию
    • Консультации специалистов сферы здравоохранения
    • Консультации специалистов сферы образования
    • Консультации специалиста по реабилитационной работе
    • Видео-уроки
    • Ответы на вопросы
  • Мероприятия
    • Обучающие
    • Проекты
    • Конкурсы
    • Акции
  • Полезные ресурсы
    • Сайты
    • Фильмы
    • Книги
  • Это интересно
    • Полезная информация
    • Притчи
    • Сказки для родителей
    • Стихи для души
  • Моя история

Упражнения с гимнастическим мячом направлены на развитие вестибулярного аппарата и координации.

Основные упражнения:

  • Исходное положение лежа на животе, руки чуть согнуты в локтях, упираются ладонями в пол; ноги, чуть согнуты и разведены в стороны, носочки зафиксированы на полу. Выполняем перекатывания на мяче вперед – назад.

Внимание! В том случае если рост ребенка недостаточен для фиксированного упора ногами и руками ему требуется постоянная помощь инструктора!

Пояснение № 1: дети среднего школьного возраста, имеющие легкую форму поражения, способны после показа выполнять упражнение самостоятельно, опираясь и толкаясь с двух сторон руками и ногами. Например: после легкого толчка ногами в перед, ребенок, перекатываясь, поддерживает себя руками.

Пояснение № 2: дети с тяжелой формой поражения выполняют данное упражнение только со специалистом и при отсутствии противопоказаний к выполнению! Во время выполнения специалист удерживает двумя руками ребенка в области таза.

При тяжелых формах ДЦП или же если рост ребенка недостаточен, упражнение можно разбить на две части:
— ребенок перекатывается только вперед, стараясь правильно поставить ладони на пол, и затем, сгибая руки, отталкивается от пола.
— ребенок перекатывается назад, правильно ставит ноги для толчка, затем толкается.

На начальном этапе, перекатывания выполняются с помощью специалиста. Далее, ребенок старается, как можно самостоятельнее выполнять упражнение.

  • Исходное положение лежа на животе. Ребенок руками и ногами обхватывает мяч. Специалист, фиксируя ребенка в области бедер, круговыми движениями раскачивает его на мяче. Скорость выполнения упражнения может быть увеличена специалистом.
  • Исходное положение лежа на животе. Ребенок руками и ногами обхватывает мяч. По команде специалиста, он выпрямляет вверх ноги и руки. Количество выполнений: от трех до десяти раз.

Внимание! При выполнении данного упражнения требуется постоянная мануальная помощь инструктора!

  • Исходное положение спиной на мяче. Руки и ноги опускаются в низ. Перекатывания на мяче вперед – назад.

Внимание! Упражнение выполняется в присутствии специалиста! Во время выполнения специалист руками удерживает ребенка в области бедер!

Упражнение состоит из двух частей:
— перекат вперед
— перекат назад

Перекат вперед: до начала выполнения упражнения ребенок старается, как можно больше выпрямить руки. За выпрямлением рук ребенка осуществляется визуальный контроль специалиста. Ребенок, перекатываясь вперед, обе руки фиксирует на полу ладонями в низ. Движение в обратную сторону проходит с мануальной помощью специалиста и осуществляется только после того, как ребенок оттолкнулся руками.

Перекат назад: ноги ребенка прямые. Ребенок, перекатываясь назад, обе ноги, старается поставить на стопы. Движение в обратную сторону проходит с мануальной помощью специалиста и осуществляется только после того, как ребенок оттолкнулся ногами.

  • Исходное положение сидя на мяче. Обе руки с двух сторон опираются в мяч, ладони вниз. Ноги прямые, колени разведены в стороны. Специалист находится лицом к ребенку, руками удерживает его за плечи или бедра.

— покачивания вправо – влево
— покачивания вперед – назад
— круговые покачивания

Внимание! Упражнение выполняется только в присутствии взрослого! Во время выполнения взрослый руками удерживает ребенка в области бедер или плеч!

На начальном этапе, покачивания выполняются с помощью специалиста. Далее, ребенок старается, как можно самостоятельнее выполнять упражнение. Не смотря на то, что ребенок способен самостоятельно выполнить это упражнение присутствие специалиста обязательно!

  • Исходное положение ребенок лежит на спине, обе ноги на мяче. Перекатывание мяча одной и двумя ногами.

Пояснение № 1: перекатывание мяча двумя ногами необходимо выполняется синхронно.

Пояснение № 2: при особо тяжелых формах упражнение можно упростить, до фиксации ног на мяче.

Количество выполнений зависит от степени поражения ребенка, его подготовленности, а также количества детей и инструкторов в группе. Рекомендуемое число повторений одного упражнения минимум три раза.

Занятие на мяче в группе

  • Исходное положение дети лежат на животе, лицом друг к другу, под грудь подложены валики. Руки прямые. Игра: толкни мяч соседу. В выполнении могут принимать участие от двух до десяти детей.

Пояснение: в игре могут принимать участие дети с различными формами ДЦП. Толчок мяча осуществляется руками. Во время толчка, ноги не двигаются, не поднимаются вверх! Траектория мяча: по прямой или по кругу в обоих направлениях.

Пояснение: расстояние между детьми зависит от возраста и физических возможностей ребенка. Данная игра рекомендуется для детей с легкой формой поражения, способных уверенно сидеть.

  • Мяч может использоваться в качестве элемента полосы препятствий.

Рекомендуемое положение ребенка при выполнении: на животе. При выполнения данного упражнения ребенку необходима мануальная помощь специалиста.

Все упражнения входящие в данный комплекс, рекомендуется проводить в игровой форме. Правила игр должны быть как можно более простыми. Основу игр должны составлять взаимопомощь и сотрудничество, основная цель деятельности специалиста направлена на улучшение индивидуальных результатов у ребенка, увеличению двигательной активности, а не на победу над кем-либо.

Здоровье – это самая важная, самая хрупкая, самая необходимая ценность в жизни любого человека. Тот факт, что не все осознают до конца важности здорового организма, ни в коей мере не умаляет его значимости. В нынешнее время люди с хорошим самочувствием и отсутствием болезненных ощущений и болезнетворного состояния относятся к этому очень легкомысленно. Оно и не удивительно: ничего не болит, ничто не беспокоит – значит, не о чем и задумываться. Но это не относится к тем, кто был рожден уже больным человеком. Этого легкомыслия не понимают те, кому не дано было радоваться здравию и полноценной нормальной жизнедеятельности. Это не относится к людям, больным ДЦП.

Суть диагноза ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это заболевание хронического характера, которое не относится к группе прогрессирующих, но требует постоянного и регулярного лечения ввиду патологий головного мозга, в его коре или подкорковых областях, стволе или капсулах. Эта болезнь проявляется, главным образом, в частичной физической и интеллектуально-психологической несостоятельности человека, а также невозможности им полноценно управлять своим телом. Подобная несостоятельность объясняется тем, что мозг больного не посылает сигнал мышцам к двигательной активности, поэтому он не может контролировать большинство своих движений. Причиной такого диагноза зачастую становится аномальное внутриутробное развитие, роды с осложнениями, родовая гипоксия или асфиксия, а также эндокринные или инфекционные заболевания, перенесенные матерью больного малыша во время беременности. Детки с церебральным параличом позже начинают держать головку, переворачиваться со спинки на живот, сидеть, ходить. Очень многие из них не могут ходить, уже будучи на стадии взросления.

Но есть во всей этой печальной истории один положительный момент: ДЦП – не приговор. Существует масса всевозможных методик, лечебных мероприятий, различных медикаментозных способов, способствующих частичному восстановлению здоровья ребенка и приближению его к нормальной жизнедеятельности.

Своевременное обращение родителей ребенка с церебральным параличом к врачу-невропатологу за консультацией может поспособствовать более раннему их вмешательству в протекание болезненного процесса и реабилитации плачевного состояния здоровья малыша посредством осуществления определенных процедур. Не стоящая на месте медицина предлагает всевозможные способы улучшения самочувствия ребенка с этим диагнозом в виде массажей, лечебной гимнастики, занятий на специальных тренажерах, физиотерапии, магнитотерапии, электрорефлексотерапии, Бобат-терапии, метода Войта, занятий с логопедами и психологами, применения вспомогательного оборудования. И не последнее место в этой цепи занимает лечебная физическая культура (ЛФК) при ДЦП.


Лечебная физическая культура

Ни для кого не секрет, что спорт является залогом здорового тела и здорового духа. Занятия спортом дают человеку возможность активно проводить время в движении, развивать все группы своих мышц, получать заряд энергии и бодрости, придавать своему телу эстетически красивые изгибы и формы, поддерживать себя в отличном настроении и приподнятом состоянии духа. Можно бесконечно долго перечислять преимущества занятий спортом, равно как и называть всевозможные разновидности спортивной активности. Но особое место в этом перечне нужно отвести лечебной физкультуре.

ЛФК представляет собой комплекс специальных терапевтических приемов с применением физкультурных упражнений, способствующих улучшению состояния и частичному восстановлению здоровья больных и инвалидов, а также применяемых в качестве профилактики от возможных заболеваний. Сама по себе лечебная физкультура считается медицинской дисциплиной с педагогическими особенностями, поскольку это не только выполнение обособленных физических упражнений, но и воспитание в пациенте веры в себя и уверенности в том, что успех придет и здоровье вернется. Неудивительно, что в качестве одного из методов реабилитации в случае с детьми, больными церебральным параличом, используется именно комплекс упражнений ЛФК при ДЦП. Ведь родители несчастного малыша готовы выполнять любые занятия, следовать всем возможным гимнастическим комплексам и проходить всевозможные терапии только ради того, чтобы их ребенок хотя бы отчасти почувствовал радость полноценной жизни.


Значение лечебных упражнений при ДЦП

В чем особенность влияния упражнений ЛФК при ДЦП? За счет чего наступает ремиссия отдельных мышечных групп в теле пораженного церебральным параличом ребенка? И как работает комплекс ЛФК при ДЦП? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно разобраться с тем, каковы цели, задачи и принципы методики лечебно-физической терапии, помогающей реабилитировать потерянное малышом в дородовом, родовом или послеродовом периоде здоровье.

Главной целью ЛФК при ДЦП у детей является развитие способностей произвольного торможения движений, а также понижение мышечного гипертонуса, улучшение двигательной координации, увеличение амплитудных движений в области суставов. Для деток, мышечная активность которых заторможена и не позволяет нормально функционировать физически, это очень важный аспект реабилитации.

Задачи комплекса ЛФК при ДЦП включают несколько основных направлений:

  • осуществление общеукрепляющего и оздоровительного воздействия на организм;
  • помощь в восстановлении работоспособности тела;
  • нормализация кровообращения и обмена веществ в зоне поражения;
  • полное или частичное урегулирование обменных и нервно-сосудистых нарушений;
  • предотвращение появления спаек в области между близлежащими тканями и нервными оболочками;
  • замещение уже образовавшихся спаек приспособленностью тканей к подобного рода образованиям посредством специальных упражнений;
  • укрепление слабой мышечной ткани;
  • развитие координации движений;
  • помощь в борьбе с сопутствующими аномалиями – искривлением позвоночника, нарушением его подвижности и так далее.

И этот перечень не окончателен. Методики ЛФК при ДЦП предусматривают построение комплекса упражнений на принципах регулярности, систематичности, непрерывности занятий, индивидуальном подходе к каждому пациенту, обращении внимания на его возраст и психическое развитие, с учетом тяжести и стадии заболевания. Все эти аспекты в совокупности предопределяют положительный результат от проводимых процедур, что обусловливает важность подобного рода физкультурной терапии для деток с отклонениями нервной и психической системы.


Виды упражнений

На каких основных вариациях упражнений ЛФК при ДЦП основывается курс реабилитации пациентов?

  1. Зафиксированное положение – модель лечебного упражнения, основанная на фиксации конечностей в специальной шине или лонгете.
  2. Мышечное растягивание – предполагает раскачивание во всех суставах конечностей с амплитудой колебаний, рассчитанной на постепенное возрастание.
  3. Мышечное расслабление – предусматривает поочередную фиксацию рук и ног для снижения количества непроизвольных движений, осуществляемых больным ребенком, а также ослабления повышенного тонуса.
  4. Ходьба – дает возможность разработать двигательный аппарат на более высокие возможности в передвижении.
  5. Упражнения со стимуляцией мышечной активности и мышечного торможения – представляют собой поочередное сгибание-разгибание суставов с параллельным мышечным массажем.
  6. Подъем по поверхности с наклоном – осуществляется с инструктором и дает возможность тренировать, насколько это возможно, пресс и мышцы ног, держать баланс и удерживать равновесие.
  7. Упражнения на выработку выносливости.


ЛФК на активизацию двигательного аппарата

В комплексе упражнений ЛФК для детей с ДЦП предусмотрены первоочередные упражнения на самую важную область реабилитации – двигательный аппарат. Ведь многие детки при церебральном параличе не способны ходить, им нужно помогать, их нужно этому учить. В случаях, когда центральная или периферическая нервная система повреждена, может возникнуть проблема с движением верхних или нижних конечностей. Эта проблема именуется в медицине как тетрапарез. Для того чтобы укрепить двигательные и координационные навыки у деток-инвалидов, а также повысить их степень контроля над собственными действиями, предусмотрены соответствующие гимнастические упражнения.

  • В исходном положении, сидя на пятках, малыш пытается встать на колени под воздействием движений инструктора (или родителя), который берет ребенка за плечи, удерживая его параллельно в тазобедренной части.
  • Сидя на коленях, под влиянием движений взрослого, который придерживает его в подмышечной зоне, ребенок начинает движения из стороны в сторону, чтобы иметь возможность уметь переносить массу своего тела на одну ногу. При этом вторую ногу кроха пытается оторвать от опоры сам, разводя руки в стороны.
  • Повернувшись лицом к маленькому сидящему на стуле пациенту с ДЦП, ЛФК-инструктор в лице специалиста или родителя фиксирует его ноги на полу своими и аккуратно берет за ручки. При этом кисти подтягиваются вперед и вверх, чтобы дать ребенку возможность научиться самостоятельно вставать.
  • В исходном положении стоя ноги ребенка ставятся стопами друг к другу в одну линию одна за одной, руками взрослого производятся легкие толчки сначала в спину, затем в грудь – так у малыша формируется понятие о поддержании равновесия.
  • В подобном исходном положении нужно пытаться раскачивать ребенка в стороны так, чтобы он пытался сделать шаг самостоятельно.

Подобные упражнения ЛФК для детей с ДЦП позволяют повысить двигательную активность малыша и дать ему шанс научиться ходить.


ЛФК на проработку суставов

Не менее важно научить ребенка управлять своими движениями и укрепить его суставы. Особенность этого момента заключается в том, что деткам, больным церебральным параличом, присущи болевые ощущения в суставах, судорожные боли и смежные патологии. Чтобы развивать суставы конечностей, нужно обратить внимание на ряд направленных на их укрепление занятий ЛФК при ДЦП.

  • Исходная позиция ребенка – лежа на спине. Одна нога разгибается и фиксируется взрослым под собственной тяжестью тела или под упором руки, а вторая постепенно сгибается в колене. Бедро при этом по возможности прижимается к животу, после чего плавно отводится назад в исходное положение.
  • Исходная позиция малыша – лежа на боку. Колено держится согнутым, бедро поочередно то отводится, то возвращается в исходное положение.
  • Первоочередное положение тела – стоя лицом к столу впритык к нему. Необходимо прислонить живот к нему так, чтобы ноги свободно висели, после чего поочередно то выпрямлять их, разгибая колени, то возвращать в подвешенное состояние.
  • Лежа на спине, ребенок при помощи взрослого сгибает ногу в колене, после чего по возможности выпрямляет ее максимально ровно.
  • Положив больного церебральным параличом ребенка на живот, взрослый или инструктор подкладывает под его грудь валик, после чего, удерживая кроху за руки, приподнимает верхнюю часть его туловища, отрывисто и пружинисто совершая движения вверх и вниз.
  • Исходная позиция малыша – лежа на спине. Руки сгибаются в локте так, чтобы лицо оставалось неподвижным и развернутым в сторону. После чего взрослый помогает согнуть ребенку конечность, разворачивая его голову в другом направлении.


ЛФК на растяжку

Повысить гибкость также помогает комплекс упражнений ЛФК для детей с ДЦП на растяжку. Он позволяет снизить уровень выраженности патологичного состояния спины и позвоночника, улучшает состояние пораженного спинного мозга, а также его нервных окончаний. Более того, подобного рода занятия ЛФК для детей с ДЦП позволяют укрепить мышцы конечностей, что, безусловно, влияет на более уверенные движения руками и ногами.

Такой комплекс упражнений ЛФК для детей с ДЦП при регулярном его выполнении изо дня в день способствует значительному улучшению состояния маленького пациента. Особенно действенна такая лечебная гимнастика в том случае, когда осуществляется она на раннем этапе взросления ребенка. И чем раньше – тем лучше.

ЛФК на расслабление

Примечательно, что занятия по ЛФК при ДЦП у взрослых так же, как и у детей, способствуют реабилитационному процессу. Но у взрослых это происходит намного медленнее, чем у детей, поскольку детский организм намного более податлив. Поэтому затягивать с ЛФК при ДЦП у детей нельзя.

Исходя из того что частым симптомом детского церебрального паралича является сильный гипертонус мышц, медициной предусмотрены специальные упражнения на их расслабление.

  • Для того чтобы руки и ноги больного ребенка могли отдохнуть, ему необходимо лечь спиной на пол, после чего конечности с одной стороны зафиксировать в неподвижном состоянии, применяя при этом утяжелители, которые можно соорудить из мешочков с песком.
  • Свободную руку с другой стороны туловища ребенок должен согнуть в локте, при этом его предплечье помогает ему держать проводящий лечебную гимнастику взрослый. Рука остается в таком положении до тех пор, пока не почувствуется снижение мышечного тонуса. После чего взрослый помогает ребенку встряхнуть кисть, периодически сгибая ее, вращая и отводя из стороны в сторону.
  • То же самое нужно проделать и с ногой. В то время, пока зафиксированные конечности одной стороны касаются живота ребенка, взрослый помогает ему держать голени и отводить ноги в тазобедренном суставе так, чтобы иметь возможность совершать круговые движения для растяжки мышц ноги. Соответственно, ноги попеременно чередуются.

ЛФК на дыхание

Система упражнения ЛФК при ДЦП предусматривает ремиссионный процесс только при регулярном их выполнении. Расписание программы тренировок должно включать занятия в досуг больного ежедневно, изо дня в день. Только регулярная гимнастика и постоянные занятия смогут вернуть физиологию больного ребенка в более или менее приемлемую форму. Поэтому пренебрегать ежедневной периодичностью комплексной терапии церебрального паралича нельзя.

Помимо всего прочего, ЛФК при ДЦП предусматривает и умение правильно дышать.

  • Взрослый показывает ребенку, как нужно делать правильный глубокий вдох и выдох как ртом, так и носом. Для этого можно использовать вспомогательный инвентарь в виде шариков, резиновых игрушек, мыльных пузырей.
  • Инструктор произносит гласные звуки, то понижая, то повышая громкость своего голоса. Ребенок должен повторять за ним. Можно попеременно чередовать это упражнение с пением или игрой на духовых.
  • Стандартное упражнение по восстановлению дыхательного процесса – подъем рук над головой и наполнение легких воздухом при вдохе полной грудью, а также опускание рук на выдохе. Можно усложнить упражнение, используя часть выдоха с погружением головы пациента в воду.


ЛФК в игровых упражнениях

Как уже было сказано ранее, программа тренировок детей, больных церебральным параличом, должна включать работу взрослого с ребенком каждый день, все семь дней в неделю. Но помимо этого нужно учитывать рациональность применяемых нагрузок, ведь ребенок должен также и отдыхать. Расчет взятых за основу нагрузок в комплексе ЛФК для детей с ДЦП должен осуществляться исходя из возрастного фактора, массы тела и роста больного ребенка. Кроме этого нужно учитывать степень пораженной психики и физиологии, ведь сам по себе церебральный паралич включает огромное количество разновидностей с разной степенью тяжести. Чем запущеннее случай – тем более частыми и напористыми должны быть тренировки, но выполняться они должны с предельной аккуратностью и только с представителем медицины. При этом кому-то из детей подходит и массаж в ЛФК при ДЦП, а кому-то и водные процедуры – здесь все очень индивидуально, в зависимости от конкретного случая протекания болезни.

Очень многим детям приходится по душе игровая методика работы с инструкторами. Игровые упражнения в ЛФК при ДЦП предусматривают не только действенность и результативность процесса, но также позволяют заинтересовать ребенка и дать ему возможность расслабиться. При этом может использоваться конкретное вспомогательное оборудование в виде поддерживающих больного на ногах устройств, всевозможных фитболов, мягких модулей, подушек и прочего инвентаря. Какие игры можно сюда отнести?

Много разных игровых процедур и упражнений лечебно-физкультурной терапии можно привести в пример – все они направлены лишь на один результат. Этот результат – частичное выздоровление малыша. Частичное потому, что поражение здоровья человека церебральным параличом происходит не только в плане физических нарушений, но также и психологических. А на психологию человека повлиять лечебной гимнастикой в той мере, в коей этого требует организм, увы, невозможно.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.