Как убрать перекрест ног у ребенка дцп

Девочки, кто-то писал, ч то убрали перекрест массажем.
Напишите-распишите т.е. КАКИМ массажем – на какие мышцы, точечный или какой?
Как быстро ушел?

Принимается все идеи типа своша, параподиума (только с рекомендациями ,где взять банк) и ходилки с поручнями и доской… еще?
Время есть исправить, но ситуация ухудшается.

Что делаем:
Носим с разведением,
Ездим и сидим с абдуктором
Спит с подушкой (типа Фрейка)
шину Виленского она складывает уже полгода усилием ног

Они говорят:
- Как странно. и никаких советов.

Думаю о своше (вернее, как обычно о деньгах - тьфу)

но вы же не нашли. (((( уууу.

К депутату хотела с великом податься, но учитывая неудачный опыт тут присутствующих, узнавших. что и у депутатов деньги кончились (как-то это с ФСС связано) загрустила.

но вы же не нашли. (((( уууу.

К депутату хотела с великом податься, но учитывая неудачный опыт тут присутствующих, узнавших. что и у депутатов деньги кончились (как-то это с ФСС связано) загрустила.


Мы не искали - мы свою заначку отдали :(

А нам говорят,что перекрест из-за головы.


У нас все проблемы от головы. И если голова не дает нужной команды, надо ее научить - посредством обратной связи.

Никак не идет у меня из головы про перекрест ног при полном разведении в т/б, может это от слабости мышц ног? Ну,т.е. мышцы ног настолько слабые, что идет перекрест?


А от подвывихов не м.б.? Я на них грешу.

Сегодня опять распинала ее , присмотрелась - немного хуже левая отводится, чем правая, болезненнее. Но в принципе, оба колена прижимаемы . просто мне велено на 180 не нажимать, в смысле не усердствовать. Сказано, что 150 более чем достаточно, но я проверяю иногда и 180.:008: Морщится сильно - т.е. больно.

Я не думаю, что перекрест связан с вывихами. У нас тоже полное разведение и тоже при этом перекрест ног идет, но с тазобедренными суставами у нас полный порядок (ТТТ). Мы когда лежим (особенно на спине) у нас все прекрасно, а при вертикализации начинается.
Да и мышцы, я думаю, тут тоже не при чем - у нас и с мышцами все не плохо, однако.

В моем понимании, во всем виноваты те самые недопогашенные тонические рефлексы. Вот у нас, например, никак не удается справиться с СШТР. Так вот он, по-моему, и выдает нам перектрест. Кристина когда стоит, попу отклячив, так ничего не перекрещивается, а стоит ей поднять голову, выпрямить спину и начать делать шаг (да можно и не делать, посто выпрямиться), как срабатывает он самый, СШТР: голова поднимается, руки сами собою сгибаются, а ноги - насильно выпрямляются. И когда она шаг делает, то ее нога не в состоянии нормально согнуться в колене и опереться на пол впереди, а вместо этого выпрямленная "со свистом" проносится мимо, совершая перекрест.
Это тем более так, что когда (а такое редко , но бывает) этот СШТР не срабатывает, то шаг получается просто идеальным, без какого-либо намека на перекрест.
Я так мыслю, что когда мы "разберемся" со всеми оставшимися тоническими рефлексами, то вот тогда и будет всё ОК (только Ахх, как это все-таки сложно сделать. ). Это я к тому, что основное, наверное, ЛФК, ЛФК, ЛФК.
Да, кстати, а чем свош может помочь лучше шины Виленского, кроме того, что не будет сползать??

Ну сползать хоть не будет. Лиза шину научилась складывать на раз.

А с ТШР мы боремся в вертикализаторе. ничего вроде, но в еКДС лучше получалось.

Понимаешь, мы ОЧЕНЬ большие - 122 см. И тяжелые - 23,5 кг.
А на ноги встали в 3,5 года первый раз.

Она у меня в год вырастает на 17-20 см. Мне не укрепить ей спину никак. Хоть в этом году чуток поменьше росла и стало лучше.
Т.е. ножки хлипкие - спину не держим. ПРОЙТИ КРУГ - и не мечтаем. Пару шагов. Правда ходим - стараемся по чуть-чуть, но часто и каждый день. ЕЕ заносит по спрали пока.

Попробуйте высокие аппараты (до бедра), они по ИПР на бесстужевской бесплатно, они достаточно тяжелые и ноги не перекрестить.

Еще вариант: купить обыкновенную фановую трубу диаметром 100 мм, обтянуть ее пороллоном и какой-нибудь тканью и ходить , а она помещается между ног и ребенка - вещь полезная и при обучении ползанию на четвереньках.

Попробуйте высокие аппараты (до бедра), они по ИПР на бесстужевской бесплатно, они достаточно тяжелые и ноги не перекрестить.

Еще вариант: купить обыкновенную фановую трубу диаметром 100 мм, обтянуть ее пороллоном и какой-нибудь тканью и ходить , а она помещается между ног и ребенка - вещь полезная и при обучении ползанию на четвереньках.
а как она и куда крепиться? а то я замучилась свою ступню периодически вставлять:(

В 3 месяца на обследовании у детского обнаружилось ребёнка" тянет" на одну сторону, ребёнок лежит постоянно на одном боку и смотрит пеимущественно в одну сторону., головка наклонена всторону. Послали на физиотерапию, по- моему по методу Бобат, которая не приносила видимого успеха! Ребёнок развивался медленно, поздно села, пошла в 2,3 года. Ребёнок ходила не уверенно, шаталась, часто падала, сбивала углы, как пьненькая! Сильно нарушена координация движений, мышцы были по- прежнему очень слабые, даже на ощупь.

Где то к 3 годам ребёнок стала так часто скрещивать ноги( практически всё время, если не была на руках — то жалась), что я напугалась – с ребенком беда, она мучилась, кричала, стала агрессивной, было видно ребёнок страдает! не хотела играть, есть, засыпать – повезли в детскую униклинику, прошли все обследования, начиная от ортопеда, заканчивая урологом и неврологом, сделали МРТ. Надо сказать мы живём в Германии и врачи сдесь считаются – супер! Но причины этим спастикам или странным приступам не нашли, определили только что при родах, при кислородном голодании пострадал мозг, диагностицировали возможность эпилепсии, ДЦП, и до этого у неё было уже десятки диагнозов, ЗПРР и умственного и физ. развития и т.п и т.д короче ребёнок — инвалид, а у инвалидов все отклонения- НОРМА!

Я слышала что смещение в шейном отделе, а именно, смещение первого шейного позвонка или блокада может привести к хроническому нарушению кровообращения головы, и позднее проявиться как аутизм, заикание, слабый слух, зрение, косоглазие, гидроцефалия, мигрени и гол.боли, ЗРР, ЗПРР, гипертонус, гипотонус, и даже в тяжёлых формах — ДЦП и судорожный синдром или эпилепсия.

Я вас всех умоляю, если есть подобные нашим проблемы с детишками, не ждите пока врачи скажут что-то путнее… бесполезно! проверьте своих деток на КРИВОШЕЮ, сводите ск специалисту- костоправу, но к хорошему, например у нас в Германии только 10 специалистов на всю страну!


Могу посоветовать остеопатов по некоторым регионам России, так как собираю отзывы о таковых у пользователей этого сайта:

в г. Кемерово: доктор Медведев Вадим Александрович 8-903-993-9118

или
Центр Понутриевых, возле вокзала

Adresse: prospekt Lenina, 23, Kemerovo

Tel: 8 901 619-00-03


в г. Москва: Иванов Дмитрий Александрович 8-916-685-22-44

Г.Москва Мусин из 18 больницы на Мичуринском проспекте.

115114, Москва, Кожевнический проезд д. 4/5, стр. 5

с 09-00 до 21-00 без выходных. стоматология диал дент. он там рабртает)

Г. Киров -Малых Екатерина Владимировна, ул.Герцена 17.


в г. Тюмень: Кудряшов Евгений Валерьевич

г. Шахты, Ростовская обл — остеопат Брук Игорь Борисович.

Köln Huhnsgasse 34, Dr. Heiner Biedermann, Dr. RénéSchmitz,

Dr. Biedermann и Dr.Schmitz проверенны нами лично — отличные специалисты!

Есть в Кёльне так-же русскоговрящая врач остеопат -реабилитолог, у неё мы тоже побывали и она зарекомендовала себя как отличный спец в этом вопросе, а так же как врачь ортопед— Илияева Светлана: Bonner Straße 271, 50968 Köln

Ведь проверить ничего не стоит, а вдруг поможет, как нам помогло!
Ведь бедные наши беспомощные, несчастные ангелочки так страдают, а ведь не должны наши детки страдать! ведь детство должно быть самым счастливым периодом в жизни!
Я очень надеюсь, что кому-то моя история поможет.
Желаю всем успеха и с Богом!
Ваша Елена.

Визит к остеопату был в апреле 2010, был сделан рентген и вправлены шейные позвонки, после чего ребёнок начал стремительно развиваться.


Теперь нам 6 лет, мы говорим на 2х языках свободно, рассказываем стихи по русски и по немецки, учим английский, ну так отдельные слова пока.
бегаем, прыгаем, ездиим на велике, учимся плавать
знаем алфавит немецкий все буквы, можем писать на компьютере под диктовку отдельные слова( мама, папа, и прочее)
пробуем читать отдельные слова( мама, папа, ома, опа, соня, ули и прочее… коротенькие слова пока)
ходим гулять и ездиим на велике многие километры


ну и так… учимся жить по новому, без судорог и головных болей!
чего и вам желаем.!

Новости от Сони, ей уже 8 лет, ходим в школу специальную для физ.инвалидов во 2 класс, научились писать руками буквы, начинаем писать слова, рисуем, читаем отдельные словаслова и оч. Короткие предложения.

Помогает маме по дому, чистим овощи, фрукты, любим тереть картошку на драники на простой тёрке, вообщем моторика у нас восстановилась! Есть не большое УО. Но мы не падаем духом, учимся всему понемногу.

Посещаем нашего костоправа 2 раза в год, для проверки, мыш. тонус у нас всё ещё слаб и есть сколиоз, кроме того при падениях(например во сне с кровати) иногда подсъезжает шейный позвонок и его надо вправлять.(контролировать на месте ли)









вот это можно делать без опоры на ноги, держа ребенка подмышки

Автор, очень посоветую бассейн, массаж
ну и то, что невролог назначает






Спрашивала насчёт остеопата у невролога, мы пока решили закончить курс массажа, а потом если нужно будет, то к нему сходим. Просто наша невролог говорит, что остеопаты хорошо помогают при болях каких то, в основном после них ребёнок спокойнее себя ведёт, сон нормализуется, а такую проблему как у нас один остеопат не исправит.

А как переучивали? Обувь специальная, массаж, гимнастика? или что посерьёзнее?



Вот интересно, это может быть наследственное? а то мне кажется, что у мужа он тоже есть, не очень он физически развит что ли, на доходягу похож :)






ну как то наверное надо не причитать, а сводить ребенка на консультацию к узкому спецу 9по дцп) и уже начать заниматься.

хосподи.
если вы не занимались с ребенком ежедневно то рефлекс хождения угас. как он у вас должен ноги то ставить.

я ставила до опоры и после каждой гимнастики ребенок делал 3-4 шажка.
все. но ребенок не стоял на ногах и просто так я его на коленках прыгать не ставила никогда.




Это я, автор темы, и писала :ugu:

А вообще, стоит ли выяснять причины этого миатонического синдрома? А то нас невролог посылает к инфекционисту, типа это может быть внутриутробная инфекция, хотя я в беременность всё сдавала, нормально всё было. Такое ощущение, что выкачивание денег началось. Если инфекционист ничего не выявит пошлют к эндокринологу.
Хотя мне кажется, что это у нас родовая травма какая то. 20 часов безводный период, 14 часов схваток, экстренное КС :( Хотя у нас НСГ в 2 месяца было без паталогий



По инфекциям ничего не могу сказать, не сталкивалась, не знаю. Но то что с миатониками нужно заниматься это сто пудов, единственное панировать повода нет. Но определенная физическая нагрузка нужна будет в течении всей жизни, как способ "подстегивания" нервной системы, типа допинг. Да вокруг полно миатоников которые живут с этим и даже не знают.

не ленится, у него сил не

Это окружающие так могут думать, и ребенку говорить будут что он ленится, а потом и он сам поверит что он лентяй)))))



Наш эксперт – хирург-ортопед, доктор медицинских наук Анатолий Журавлев.

Тонкие вывернутые ножки, изломанная походка, невнятная дикция, косящие глаза – так часто выглядит малыш, больной детским церебральным параличом, или, как называют для краткости, ДЦП. Эту болезнь нельзя вылечить окончательно. Но с помощью лекарств, улучшающих проводимость нервных сигналов от головного мозга к мышцам и обратно, с помощью специальных упражнений, грязевых ванн, массажа, занятий с логопедом можно добиться, что ребенок будет сносно ходить, говорить так, чтобы окружающие его понимали, выполнять, пусть не самую сложную и тонкую, ручную работу. Главное, начать лечение как можно раньше, в первые же недели и месяцы после рождения, и не прерывать его, как бы долго оно ни требовалось.

Точный выбор времени

И все же, несмотря на лечение, у части детей, больных ДЦП, остаются сильные нарушения движения. Особенностью этого заболевания является то, что мышцы резко напряжены. И, если эта ситуация сохраняется годами, напряженные мышцы постепенно стягивают, деформируют и обездвиживают суставы, к которым они прикреплены. Вот тогда и возникает необходимость в хирургическом вмешательстве. Задача хирурга – высвободить суставы, вернуть им свободу движения. Для этого мышцы рассекают, удлиняют и пересаживают, пересекают нервы, входящие в них.

Лучшее время для таких операций – 5–10 лет, когда завершается формирование костно-мышечной системы.

Алгоритм вмешательства

Ребенок не ходит из-за резкого перекреста ног, возникшего в связи с перенапряжением мышц бедра. Хирург пересекает мышцы, и ребенок начинает ходить. Или после отсечения и низведения напряженной мышцы бедра выпрямляется туловище, появляется свобода движения в коленном суставе.

Ходьба детей, больных ДЦП, на полусогнутых ногах связана с гипертонусом мышц, сгибающих колено. В этих случаях хирурги делают изящные операции по отсечению и пересадке этих мышц. В результате выпрямляется туловище, появляется свобода движения в коленных суставах, улучшается походка.

Длительное перенапряжение икроножных мышц приводит к тому, что ребенок ходит только на носочках. В арсенале хирургов – множество методов, позволяющих расслабить икроножные мышцы и добиться восстановления свободного движения стопы, так чтобы ребенок мог на нее наступать полностью.

Однако для хирургического вмешательства есть строгие показания, не все дети, больные ДЦП, нуждаются в таком лечении. Оперируют:

- тех, кто достиг 5–7 лет,

- кому фиксированные деформации суставов ног мешают ходить или обезображивают походку,

- кому эти деформации не удалось исправить предварительным консервативным лечением,

- у кого патология не позволяет в дальнейшем заниматься трудовой деятельностью.

И, конечно, ребенок должен сам хотеть ходить правильно.

Мы пошли своим путем

Многие родители предубеждены против хирургического лечения. Они боятся скальпеля.

Сегодня такой страх не имеет основания. Когда-то считалось, что после операций часто возникают рецидивы, проблемы вновь возвращаются. Но хирурги все время искали верные и эффективные методики оперирования больных ДЦП и нашли их. Сейчас процент рецидивов незначительный, а удачных результатов – множество. Кстати, развитию российской хирургии помогла… наша бедность. Если на Западе шли по пути совершенствования технических приспособлений, облегчающих жизнь инвалидов, создавали, например, такие инвалидные коляски, которые могут даже подниматься вверх по ступенькам, у нас в это время совершенствовали хирургические методики. Сегодня они в России более разнообразные, чем в развитых странах.

Теперь в хирургии нет боли, применяется эффективная анестезия, которая не дает никаких побочных эффектов и неприятных последствий.

ДЦП – приговор?! Нет – это можно успешно лечить!


Холодным зимним вечером она сидела в кресле, запрокинув голову назад. Её руки беспомощно свисали вниз. Её молодой муж стоял рядом, потупив голову. Им было, от чего печалится. Сегодня утром их годовалому малышу поставили суровый диагноз. Успешная молодая пара была на грани развода. Каждый винил друг друга в этой ужасной трагедии, в которую они оба попали со своим ребёнком. В голове крутился один вопрос: “ Что делать в этой безысходной ситуации? Неужели их малыш не сможет больше двигаться как все дети?”
А начиналось всё не так. Беременность протекала хорошо, роды были в срок. Роды были без проблем. Ребёнок родился по оценке врачей без видимых признаков патологии. Правда, вот голову ребёнок начал поднимать немного позже, чем все дети. Не в 3 месяца, а в 4. Сидеть так и не начал, ни в 6, ни в 9. Посаженный, сидел не долго, всего несколько секунд. Сразу падал в сторону. Да и психо-речевое развитие начало отставать после 6 месяцев. Ребёнок словно застыл в своём развитии.
Обращались за помощью, но везде говорили, что ничего страшного, ещё не поздно, когда-нибудь пойдёт. Только когда на детской площадке увидели, что все дети в годовалом возрасте носятся без остановки, а родители их спрашивают, почему ваш ребёнок всё время сидит в коляске, заволновались ещё больше. Начали опять ходить к врачам. Но теперь реакция медиков была более конкретная – детский церебральный паралич. За этим следовал вопрос о том, где вы раньше были.
К сожалению, это строчки не из страшного сна, а из реальной жизни.
Что надо делать в такой ситуации? Ранняя диагностика неврологических заболеваний играет первостепеннейшую роль в лечении. Поэтому, родился ребёнок, обойдите всех врачей. Не нравится, как посмотрели ребёнка, не замыкайтесь на одном месте, идите в другое, третье. В одном из десяти мест найдётся врач, которому что-то не понравится в развитии ребёнка. Это может послужить поводом для более детальной диагностики и раннего лечения.
Часто родители задают вопрос: ”Доктор, откуда это у нашего ребёнка? Почему, ведь всё было так хорошо?”
Условно все причины можно разбить на 3 группы: причины, действующие в период беременности, во время родов и в послеродовой период.
К первой группе относятся различные заболевания матери, токсикозы беременных, патология пуповины и плаценты, вредные профессиональные факторы и т.д.
Ко второй группе все аномалии родовой деятельности, акушерские операции.
Но доминирующим фактором является внутриутробная патология, ведущая к хронической гипоксии, повреждения мозга во время родов вследствие асфиксии и внутричерепных кровоизлияний.
В основе полноценного двигательного развития ребёнка лежит определённый рефлекторный механизм, который представлен двумя типами автоматических реакций: выпрямления и равновесия. Они развиваются в определённой последовательности, с первых месяцев жизни ребёнка и на протяжении 5-6 лет. Реакции выпрямления и равновесия, гармонично взаимодействуя, обеспечивают адекватное распределение мышечного тонуса, координированную работу мышц и всё многообразие двигательных реакций.
При детском церебральном параличе поражение мозга приводит к формированию патологических движений, появлению повышенного мышечного тонуса.
Хотелось бы обратить внимание родителей на определённые ранние симптомы этого заболевания: высокий мышечный тонус, затруднение отведения бёдер ребёнка, перекрест ног, стопы малоподвижны, зачастую фиксированы. Мышечный тонус может быть низким, вплоть до гипотонии. У ребёнка часто отмечается чрезмерная реакция на звуковые и световые раздражители в виде резких вздрагиваний и хаотичных движений. Эмоциональная сфера неустойчива, дети плохо реагируют на чужих людей.
Диагностика ДЦП основана на знании этапов моторного развития ребёнка, на раннем выявлении отклонений в двигательном развитии. Большое значение имеет динамическое наблюдение за ребёнком, т.е. наблюдение в течение некоторого временного периода. Особенно это касается детей с отягощённым акушерским анамнезом.
Лечение должно начинаться с первых дней жизни и должно быть комплексным. Мозг ребёнка пластичен и обладает очень большими компенсаторными возможностями. Поэтому лечение, начатое в период становления двигательных функций, даёт наиболее благоприятные результаты. Двигательная деятельность у ребёнка раннего возраста в основном рефлекторная, двигательные центры начинают только созревать, поэтому раннее обучение двигательным навыкам с их закреплением способствует развитию правильной моторики.


ИНФОРМАЦИЯ ПРО ПЛАВАНИЕ:
Плавать раньше, чем ходить.

Учить ребенка плавать можно с самого рождения. Вода – естественная среда для новорожденного. Девять месяцев до появления на свет ребенок, можно сказать, плавает в животе у мамы. Поэтому не теряйте времени – учите малыша плавать уже в первые недели жизни. В воде он чувствует себя легко, ведь он становится в водной среде легче в 7-8 раз. Он может свободно, как хочет, двигать ручками и ножками, т.е. более активно знакомиться с окружающем миром. Абсолютно точно, что малыши, с которыми занимаются с рождения, опережают своих сверстников в развитии. Дети в раннем возрасте достаточно легко переносят все водные процедуры. К этому приспособлена их дыхательная система и движения. Для всех детей вода – это положительный фактор, который действует всесторонне. В первую очередь она успокаивает. Так же действует как, своего рода, массаж. На тело малыша вода оказывает некоторое давление, которое улучшает кровообращение. Способствует развитию легких, так как находясь в воде ребенок дышит всеми легкими, а значит все уголки легких обогащаются кислородом, а значит в них не будут размножаться различные болезнетворные микроорганизмы. Плавание способно корректировать работу практически всех органов и систем детского организма. Это идеальное средство закаливания и физического развития. Плавание улучшает обмен веществ, благотворно влияет на дыхательную, нервную, сердечнососудистую системы, укрепляет мышцы и связки, формирует правильную осанку. Особенно раннее плавание полезно для недоношенных, ослабленных, незрелых детей, так как оно позволяет таким детям быстро догонять и перегонять своих сверстников в развитии.
Получив разрешение от педиатра на занятия плаванием, можно приступать к обучению малыша (с 2-3 недельного возраста). Условия занятия меняются последовательно, нагрузки для малыша увеличиваются постепенно. Не думайте, что ваш кроха поплывет с третьего занятия самостоятельно. Как бы вы не желали увидеть плоды своих трудов, вам следует набраться терпения. Запомните, что плавание и закаливание способствует хорошему психическому и физическому развитию. Удачи вам!

Занятия для детей с диагнозом ДЦП.

Два варианта занятий:
Групповые (по 4-5 человек) с родителями и инструктором в воде,
Персональные только с инструктором в воде.
Занятия направлены на обучение плаванию детей с двигательными ограничениями, приобретению навыков ныряния на задержке дыхания, умению расслабляться в воде, укрепление мышечного корсета, закаливание, а главное на повышении самооценки.
В воде ребенок может использовать свои физические возможности в полной мере, т.к. способность к сохранению равновесия наименее важна. Движения в воде замедленны и дают ребенку запас времени для расчета действий. В результате чего ребенок может заставить свое тело выполнять необходимые движения в нужном темпе. Конечно все зависит от степени поражения мозга и возраста, но плавание помогает в комплексной реабилитации сформировать возможность выполнения последовательных двигательных актов, т.к. укрепляет мышечный корсет, повышает эластичность связок и уменьшает ограничения в суставах.


КОМУ ИНТЕРЕСНО ПО ЧИТАЙТЕ! ГИДРОТЕРАПИЯ ПРИ ДЦП,ароматические ванны,ванны с настоями:


ВЕРХОВАЯ ЕЗДА – совершенно особенный вид физической нагрузки, при котором задействованы все группы мышц. При этом нагрузка на мышечный аппарат статическая, то есть сердечно-сосудистая и дыхательные системы не перегружаются. Немаловажно и то, что к верховой езде практически нет медицинских противопоказаний.

Адаптивная верховая езда, реабилитационная верховая езда, иппотерапия, райттерапия – все эти слова синонимы и обозначают физиотерапевтическое воздействие, основанное на нейрофизиологии, использующей лошадь и верховую езду. Данный метод был признан Немецкой физиотерапевтической ассоциацией (Deutsche Verband fur Physiotherapie — Zentriverband der Krankengymnasten), а также французской и великобританской ассоциациями. Это одно из направлений адаптивной физической культуры.
Адаптивная верховая езда, реабилитационная верховая езда, иппотерапия, райттерапия – все эти слова синонимы и обозначают физиотерапевтическое воздействие, основанное на нейрофизиологии, использующей лошадь и верховую езду.

Иппотерапия и лечебная верховая езда

Лошадь передает пациенту от 90 до 110 разнонаправленных двигательных импульсов в минуту. Данное двигательное воздействие вызывает ответную реакцию пациента, которая помогает физиотерапевту физиологично корректировать двигательную активность больного. Лечебный эффект достигается за счет естественных циклических вибраций, возникающих в процессе верховой езды, а также благодаря трехмерным колебаниям спины лошади, передающимся при ее движении на позвоночник, суставы и окружающие их ткани наездника.

Он позволяет задействовать все группы мышц, увеличивая их силу и работоспособность, погасить патологическую рефлекторную активность и нормализовать тонус мышц.

Температура тела лошади на 1,5 градуса выше температуры тела человека. При движении происходит естественный разогрев и массаж тела ребенка, усиливая кровоток в целом улучшает кровоснабжение мозга. Поэтому специфические, тщательно подобранные иппотерапевтом упражнения, оказываются наиболее эффективными и действенными. Таким образом, иппотерапия создает базу для формирования правильного двигательного акта.

Координация туловища в положении сидя верхом на лошади при ее движении вперед оказывает реабилитационное воздействие на походку пациента.

На копчике и промежности находятся важные энергетические центры. При езде верхом мышечное и механическое раздражение в этой области достигается за счет особого ритма движения.

Занятия проводится по специально разработанной, четко структурированной программе, под наблюдением инструкторов и врачей.

Верховая езда всесторонне развивает ребенка, делая его смелым, ловким, выносливым, решительным и находчивым. Особенно хорошо влияет на детей в возрасте до 12 лет.

Наблюдаются следующие результаты:

— поведение детей стало более спокойным, уравновешенным;
— на занятии в большей степени преобладает радостное настроение;
— увеличивается активный, пассивный словарный запас;
— нормализуется темп, ритм речи;
— улучшилась ориентация в пространстве;
— повысилась способность к контакту;
— проявилась желания проявлять инициативу в ходе занятия;
— происходит нормализация положения головы, корпуса, таза;
— во время занятия и в периоде после него снижается патологический тонус мышц;
— нормализация мышечного тонуса;
— координация движений;
— укрепления мышц;
— достижение двигательной симметрии.

Спастическая гемиплегия

Характеризуется одновременным сражением руки и ноги с одной гороны. Рука обычно поражается "олыпе, чем нога. При тяжелой орме диагноз может быть поставки в первые недели после рождеия, при легкой — только к конv первого года жизни, когда реенок начинает активно брать предметы в руки. Тонус мышц подженных конечностей повышен, ногда в первые месяцы может наблюдаться их гипотония. У ребенка с этой формой ДЦП в сложении на спине паретичная ука приведена к туловищу, лсть сжата в кулак, движения у к асимметричны. Голова повернута в сторону здоровой руки, наклонена к плечу пораженной стороны. В результате того, что плечевой пояс наклоняется вниз, а таз подтягивается вверх, возникает боковое искривление туловища, при этом паретичная сторона заметно укорачивается.
Если имеет место достаточно выраженное поражение ноги, то наблюдается тенденция к ее большему разгибанию и она повернута (ротирована) кнаружи. Сухожильные рефлексы на больной стороне повышенны.
В положении лежа на животе ребенок не может высвободить паретичную руку из-под груди и опереться на нее. В положении сидя

центр тяжести смещен в здоровую сторону, плечо на больной стороне опущено. Ребенку трудно удерживать равновесие, т. к. он не может опереться на пораженную руку. В положении стоя стопа больной ноги повернута внутрь, пальцы согнуты и напряжены, на пятку ребенок обычно может встать. Плечо на стороне гемипареза приведено и отведено назад, рука согнута в локтевом суставе, кисть — в положении сгибания (рис. 3.6, а). Ребенок может сидеть на корточках, пятку больной ноги он приподнимает, массу тела переносит на здоровую ногу. При подъеме рук вверх четко выражена асимметрия движения (рис. 3.6, б).
Спастическая гемиплегия: а — поза больного в положении стоя; б — характерное положение поднятых вверх рук.
Больной ребенок начинает ходить в полтора-три года. Равновесие при ходьбе нарушается, и он может упасть в сторону пораженных конечностей. При ходьбе ребенок не может опустить ногу на пятку и опирается на пальцы стопы, в то же время вследствие включения содружественных реакций усиливаются сгибание и пронация больной руки. Со временем у ребенка возникают следующие стойкие изменения: плечо приведено, предплечье — в состоянии сгибания и пронации, кисть — в состоянии сгибания и отведена в сторону мизинца, большой палец приведен; сколиоз позвоночника, перекос таза, эквиноварусное или вальгусное положение стопы, укороченное пяточное (ахиллово) сухожилие. На пораженной стороне конечности отстают в развитии, атрофичны.
У 40% больных наблюдается умственная отсталость. Степень ее не всегда коррелирует с тяжестью двигательных нарушений. Прогноз обычно благоприятный. Практически все больные в состоянии самостоятельно ходить и могут себя обслуживать. Социальная адаптация зависит в большей степени не от двигательных возможностей, а от уровня интеллекта.

Спастическая диплегия

Спастическая диплегия — наиболее часто встречающаяся форма ДЦП. Она известна также под названием болезнь Литтла. По характеру двигательных нарушений это тетрапарез, т. е. у ребенка поражены все четыре конечности, причем ноги — больше, чем руки рис. 3.7).

Больные спастической диплегией длительное время стоят и ходят только с поддержкой взрослого за одну или обе руки. Если ребенок стоит, у него отмечается патологическая разгибательно-приводящая установка ног. При ходьбе такие дети не могут свободно перемещать ноги вперед, в стороны, назад; они не в состоянии опереться и удержать массу тела на одной ноге, чтобы другой сделать шаг; им трудно сохранить равновесие, и они совершают много дополнительных движений туловищем и руками, стремясь удержать тело в вертикальном положении; у них происходит перекрест ног. Многие дети со спастической диплегией ходят только на носках, для сохранения равновесия наклоняют туловище вперед и в стороны (рис. 3.9).
Спастическая диплегия. Сгибательная поза ребенка в положении на животе.
Для этой формы заболевания характерны раннее формирование контрактур, деформация позвоночника и суставов нижних конечностей. Как правило, возникает эквиноварусная или вальгусная деформация стоп. Часто наблюдается феномен «тройного укороче-

Двусторонняя (двойная) гемиплегия

Эдна из самых тяжелых форм ДЦП. Из-за тяжелого поражения мозга еще в период внутриутробной жизни оказываются резко нарушенными такие важнейшие функции организма, как двигательная, психическая и речевая. ричем двигательная патология ыявляется уже в период новоожденности. Резко выражены се тонические рефлексы (лабиинтный, шейные, рефлекс с голоы на туловище и с таза на тулолще), отсутствует защитный релеке. Установочный рефлекс на элову не развивается, и вследстле этого не развиваются цепные становочные рефлексы. По характеру двигательных наушений двойная гемиплегия явяется тетрапарезом. Но, в отли:е от спастической диплегии, зигательные расстройства в этом учае выражены, как правило, одинаковой степени в руках и ногах. Иногда руки поражают сильнее, чем ноги, реже — наорот.
Повышение мышечного тонуса положении лежа на спине выявится уже в первые недели жиз:. В ряде случаев этому предшегзует короткий период снижения нуса мышц. В зависимости от го, какие мышцы находятся в пертонусе, ребенок принимает ти сгибательную, или разгибальную позу. Последняя бывает ще (рис. 3.11). При обеих позах лмметричный шейный тоничелй рефлекс вызывает поворот ловы в одну сторону и наклон — в противоположную. Попыт изменить положение головы встречает резкое сопротивление мышц шеи и туловища. Ноги разогнуты или полусогнуты, часто одна из них находится в состоянии внутренней, а другая — наружной ротации. Объем произвольных движений в ногах резко снижен. Поза ребенка асимметрична. При любой его попытке совершить движение включаются содружественные реакции, в результате чего тонус нарастает еще больше, а патологическая поза усиливается.

В положении на животе ребенок испытывает сильные неудобства из-за асимметричного повышения тонуса мышц и неправильной позы. Как и в положении лежа на спине, ребенок принимает или сгибательную, или разгибательную позу. Он оказывается не в состоянии вывести руки из-под груди и опереться на них. В таком положении находиться длительное время ребенок не может и поэтому начинает плакать.
Часто возникают дистонические атаки, которые появляются раньше и более выражены, чем при спастической диплегии. Они вызываются слуховыми и зрительными раздражителями, испугом ребенка или его попыткой совершить движение.
Ребенок, больной: двусторонней гемиплегией, может сидеть долгое время только при поддержке его сзади. Ноги полусогнуты, приведены, стопы находятся в состоянии подошвенного сгибания. Ребенок сидит на крестце, для поддержания равновесия туловище наклоняет вперед (рис. 3.12).

При экстензорном гипертонусе ребенок сидит, выпрямив ноги, и, имея небольшую площадь опоры, он должен опираться на спинку стула. На рис. 3.13 изображена девочка, у которой при данной форме ДЦП повышен тонус мышц-разгибателей ног и правой руки. Правая рука ротирована внутрь и прижата к туловищу. Левая рука согнута в локтевом суставе. Кисти рук сжаты в кулаки. Отмечается спонтанный симптом Бабинского на правой ноге (большой палец поднят кверху, остальные пальцы расходятся веером). Голова повернута в правую сторону. Ребенок может сидеть, только имея опору.

Навыками стояния и ходьбь: овладевают только те больные, которых спастичность мышц вы ражена умеренно. Ходьба без по сторонней помощи практически невозможна. Произвольные движения рук также резко ограничены. Постепенно развивающиеся деформации и контрактуры в ещі большей степени затрудняют движения.
Двигательные расстройства часто сопровождаются атрофией зрительного нерва, косоглазием, микроцефалией. Чаще, чем при дру гих формах церебральных пара личей, снижен интеллект. Речь или отсутствует (анартрия), илі: тяжело нарушена (дизартрия). Прогноз двигательного развития неблагоприятный. Как правило, для таких больных самообслуживание и участие даже в самой простой деятельности оказываются невозможными.

наблюдаемых при атактической форме ДЦП, — тремор рук и головы. Если из положения лежа на животе ребенок поднимается и опирается на руки, то появляются качательные движения туловища и тремор головы. Последний нередко наблюдается при ходьбе.
Тремор руки возникает, когда ребенок пытается взять в руку предмет. Сидеть длительное время дети могут только с поддержкой. Ходить такие больные начинают в 2-3 года. При этом их движения дискоординированы, походка неустойчивая. Ребенок ходит и стоит на широко расставленных ногах и отводя руки в стороны, делает много дополнительных движений, чтобы сохранить равновесие (рис. 3.16).
Расстройства координации движений всегда сопровождаются отчетливо выраженным снижением тонуса мышц. Нередко наблюдается нерезко выраженная задержка психического развития. Про-

гноз относительно физического состояния, социальной адаптации, трудоустройства во взрослом состоянии, как правило, благоприятный.

Атонически-астатическая форма (в раннем возрасте гипотоническая форма)

Стоять ребенок начинает с 4— 3 лет, широко расставляя ноги и держась за руку взрослого или шору. Без поддержки он падает лод действием силы тяжести, при чтом защитная реакция рук и компенсаторные движения тулозища, направленные на сохранение равновесия, отсутствуют. Риунок 3.18 иллюстрирует позу ребенка, страдающего атоничеки-астатической формой ДЦП, з положении стоя. Удержание тутовигца у больного происходит с шорой на пятки при рекурвации переразгибании) коленных суставов. Голова и туловище наклонены вперед, тазобедренные суставы находятся в состоянии сгибания, голени отклонены назад, стопы ллосковальгусные. Поза в значительной степени обусловлена выраженной слабостью четырехглазой мышцы бедра.

Самостоятельно передвигаться такие дети могут после 7-9 лет, и только на небольшие расстояния. Походка характеризуется неустойчивостью, неритмичностью. Дети часто падают. Ноги при ходьбе широко расставлены.
У 80-90% детей отмечается выраженное снижение интеллекта, нарушение речи. Такие дети часто агрессивны, негативно настроены, с ними трудно о чем-либо договориться.
Прогноз в отношении восстановления двигательных функций и социальной адаптации неблагоприятный.

Гиперкинетическая форма

Эта форма встречается реже, чем остальные. Ее характерной особенностью являются периодически возникающие у ребенка насильственные движения — гиперкинезы. В раннем детском возрасте мышечный тонус обычно снижен, спонтанные движения вялые. Такой ребенок слабо сосет, часто срыгивает, поперхивается. Глотание нарушено.
тела, ребенок становится беспокойным, кричит, его кожные покровы краснеют, усиливается потоотделение, учащается пульс. Все врожденные рефлексы ярко выражены, не происходит их угасания.
Гиперкинезы появляются обычно в один-полтора года и постепенно усиливаются.
Различают следующие типы гиперкинезов:
- двойной атетоз,
- хореоатетоз,
- торсионная дистония.
Чаще других бывает двойной атетоз, который характеризуется медленными червеобразными движениями в пальцах и медленными, большой амплитуды, движениями в проксимальных суставах, возникающими одновременно в сгибателях и разгибателях (рис. 3.19). Их сила очень велика. Тонический спазм одной группы мышц постепенно сменяется спазмом другой.
Гиперкинезы типа атетоза в основном возникают в верхних конечностях. Как правило, у детей наблюдается симптом Фогта — тыльное переразгибание пальцев рук во всех фалангах.
Контрактуры в верхних конечностях встречаются редко, но в тех случаях, когда тонические спазмы повторяются и увеличивается их продолжительность, возможно формирование фиксированных порочных поз.

Хореоатетоз характеризуется преимущественно более быстрыми насильственными движениями в проксимальных и дистальных суставах; червеобразные движения в пальцах минимальные (рис. 3.20).
Как при атетозе, так и при хореоатетозе наблюдаются непроизвольные движения мышц лица.
Торсионная дистония — возникающие приступообразно медленные вращательные движения шеи и туловища, сопровождающиеся поворотом головы и другими изменениями позы. Голова запрокидызается назад, руки вытягиваются и заводятся за спину, туловище ловорачивается вокруг вертикальной оси (рис. 3.21). Торсионная дитония может сочетаться с другими формами гиперкинезов, обычно двойным атетозом. В результате повторяющихся торсионных спазмов мышц у ребенка возникают орочные позы туловища, а со временем развивается сколиоз или кифосколиоз.

Гиперкинезы уменьшаются или исчезают, если ребенок спокоен или спит, но усиливаются при азличных движениях, при положительных и отрицательных эмолях. Они меньше выражены в оложении ребенка на животе, :ем в положении на спине и стоя. ІСЛИ ребенок пытается что-то скаать, на лице возникают гримаы, иногда резко выраженные рис. 3.22).

Произвольные движения некоординированные, скачкообразные, размашистые. Длительное время больные дети не могут самостоятельно сидеть. В этом положении они падают вперед, назад или на более пораженную сторону. Ходить без помощи ребенок начинает в 6-8-летнем, а иногда и в более старшем возрасте. При этом ему очень трудно сохранять равновесие, но стоять на месте самостоятельно еще труднее.
Психическое развитие нарушается меньше, чем при других формах ДЦП. Прогноз зависит от степени поражения нервной системы. Обычно в 60-70% случаев дети могут самостоятельно передвигаться, хотя тонкая моторика, как правило, существенно нарушена.

Смешанные формы

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.