Коррекция отклонений в развитии детей дцп

Психолого-педагогическая коррекция детей с ДЦП в дошкольных учреждениях

В систему помощи детям дошкольного возраста входит пребы­вание в специализированных детских садах, где осуществляются коррекционное обучение, воспитание и подготовка детей к школе. Важным является максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями (23, 24, 62, 86).

Важным обстоятельством является то, что в дошкольном возра­сте само развитие патологии еще не остановлено, так как в процес-

се физического роста ребенка у него могут формироваться деформации опорно-двигательного аппарата. В связи с этим осуществ­ляется активное систематическое лечение детей как в детском саду, так и по мере необходимости, в медицинских учреждениях.

При определении специфики коррекционно-педагогического процесса учитывается не только характер заболевания, но и воз­раст детей. Известно, что раннее начало коррекционной работы позволяет достичь ощутимых положительных результатов, так как функциональные системы мозга находятся в стадии формирова­ния. В связи с этим существует возможность оптимальной компен­сации нарушений за счет активизации сохранных звеньев и фор­мирования обходных путей.

Однако, особенности дошкольного возраста заключаются и в том, что ребенок не в состоянии разрабатывать и реализовывать долгосрочные сложные программы поведения, ориентированные на конечный результат. Отсюда, как бы значимы ни были для ре­бенка вопросы психического и физического самосовершенство­вания, он не способен к длительным монотонным тренировкам, которые часто необходимы для выработки тех или иных компенса­торных навыков.

Поэтому вся работа должна быть построена таким образом, чтобы коррекция проводилась ненавязчиво, в процессе тех видов деятельности, которые привлекательны для дошкольников.

Целью коррекционного воспитания в специальном дошколь­ном учреждении является максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями. Эта цель достигается при решении следующих задач:

- Развитие познавательной деятельности детей по ИНДИВИДУ альным программам.

-Коррекция развития речи.

-Развитие двигательной сферы но индивидуальным прог­раммам.

- Формирование социальной адаптации.

- Развитие творческих способностей.

- Подготовка к школьному обучению и подбор типа школы;

- Формирование оптимальных подходов к воспитанию ребен­ка в семье.

Система воспитания базируется на следующих принципах:

1. Принцип компетенции.

Вся работа с ребенком должна проводится профессиональ­но грамотно. Развитие познавательной деятельности детей осуще­ствляют педагоги, имеющие специальное образование. Развитие

и коррекцию речи проводят логопеды. Занятия по физическому воспитанию проводят инструкторы ЛФК. Воспитатели проводят, занятия по программам I и II ступени, совместно с помощникам воспитателей формируют навыки самообслуживания в процесс выполнения режимных моментов, организуют деятельность детей вне занятий, прогулки, читают детям книги. Психологи корректируют развитие личности детей, работая непосредственно с детьми и их окружением персоналом детского сада и семьей.

2 Принцип взаимосвязи в работе специалистов.

Каждый специалист не только осуществляет непосредственней свой раздел работы, но и включает в свои занятия материал, рекомендованный другими специалистами для закрепления их работы. В свою очередь он дает рекомендации по своему разделу работы и контролирует правильность их выполнения.

3. Принцип сочетания индивидуального подхода с групповыми формами работы.

Контингент детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата крайне неоднороден. В то же время подготовка детей к обучению в классе и жизни в обществе предусматривает включение их в коллективную деятельность. Это определяет необходимость соче­тания дифференцированных индивидуальных программ развития с такими программами фронтальной работы, в рамках которых возможен лабильный подход к уровню усвоения материала разны­ми детьми.

4. Принцип ежедневного учета психофизического состояния ре­бенка при определении объема и характера проводимых с ним занятий.

Органические поражения ЦНС, имеющие место у многих де­тей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто сопро­вождаются колебаниями внутричерепного давления, повышенной метеочувствительностью, и как следствие, колебаниями эмоцио­нального состояния, работоспособности, внимания.

Нужно учитывать и то, что педагогический процесс осуществ­ляется наряду с лечением. Проведение лечебных мероприятий тре­бует значительного количества времени и сил ребенка. Кроме того, некоторые медицинские препараты и процедуры оказывают раз­личное влияние на психофизическое состояние ребенка.

В связи с этим приходится максимально ограничивать занятия или вообще не проводить их с детьми, чувствующими себя дискомфортно, чтобы не сформировать у них негативное отношение к са­мому процессу занятий.

5. Принцип приоритетного формирования качеств личности, не­обходимых для успешной социализации.

Весь лечебно-педагогический процесс строится таким обра-

зом, чтобы у детей формировалась активная жизненная позиция, коммуникативность, уверенность в своих силах,

6. Сочетание при коррекции работы по развитию нарушенных функций и формированию приемов их компенсации.

Чем тяжелее патология, тем больше акценты смещаются в сто­рону создания компенсаторных средств. Это означает, что нужно формировать функциональные системы за счет более активного развития сохранных функций. Усиленная тренировка нарушенных функций, попытки развить те функции, возможности развития которых чрезвычайно ограничены у данного ребенка, часто приво­дят к формированию комплексов неполноценности и негативному отношению к определенным видам деятельности.

Большое значение придается формированию правильного отношения к воспитанию ребенка в семье. Обычно в семьях детей дошкольного возраста основное внимание привлечено к лечению ребенка и подготовке к обучению. Педагогам нужно тактично под­водить родителей к реальной оценке возможностей ребенка и про­гнозированию дальнейших перспектив его жизни, Это поможет родителям переместить акцент в воспитании, оценить значение умений и навыков, необходимых в повседневной жизни, лучше понять своего ребенка.

Коррекционно-педагогический процесс реализуется в 2 ступени:

I ступеньпропедевтическая — включает воспитание детей в возрасте от 1-го года до 4-х лет.

На этой ступени осуществляется адаптация ребенка в дошколь­ном учреждении, первичная диагностика психического развития, составляются и реализуются индивидуальные программы развития, проводится пропедевтическая работа к усвоению программ II ступени.

Предпосылками к усвоению программы II ступени являются:

- Адаптация ребенка в дошкольном учреждении:

а) создание положительной установки на посещение детско­го сада;

б) активное включение ребенка в коррекционно-педагоги­ческий процесс.

— Создание психологической основы развития разных видов деятельности:

а) развитие психических процессов: ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения;

б) формирование функций передвижения, манипулирова­ния, имитации, соотнесения, обозначения, осмысления и за­мещения.

- Формирование первичных умений и навыков разных видов деятельности: общения, игры, познавательной деятельноcти, творчества, самообслуживания.

II ступеньосновная — включает воспитание детей в возрасте от 4-х до 7 лет.

На этой ступени реализуются задачи коррекционного воспитания и формируется готовность к школьному обучению.

Педагог, учитывая двигательные нарушения у детей с церебральным параличом, должен помнить о правильной организаций двигательного режима. Это заключается в том, что он должен подобрать для ребенка наиболее удобную позу во время работы за стой­лом, во время проведения игр и сна. Педагог не должен забывать, что эти дети быстро устают, особенно быстрая утомляемость у них отмечается во время активных действий, поэтому взрослый обязательно должен с детьми проводить физкультурную паузу. Например, дети делают постройку из кубиков. Педагог замечает, что ребенок с ДЦП устал и начинает Отвлекаться. Он должен подойти к нему, попросить встать со стула, подойти к шкафу с игрушками и взять какую-либо из них. Смена активности явится для ребенка отдыхом. После этого можно продолжать строительство из кубиков. Или, например, дети раскрашивают рисунки в альбоме. Педагог может подойти к больному ребенку и провести короткое собеседование по содержанию раскрашиваемого рисунка, тем самым давая руке отдых.

Педагогу важно помнить, что у детей с ДЦП не только не сформированы двигательные навыки из-за заболевания, но и отсутствуют правильные представления о движении. Следовательно, при развитии двигательных навыков и умений у детей с ДЦП важно развивать не только тот или иной двигательный навык, но и воспитывать правильное представление о нем через ощущение движений.

Основными направлениями работы педагога по коррекции двигательных нарушений является формирование навыков самообслуживания, развитие практической деятельности и подготовка; руки к письму

При этом важно помнить, что развитие двигательных навыков у детей с ДЦП, так же, как и у здоровых, происходит поэтапно и требует большего времени и терпения со стороны взрослого. Развитие двигательных навыков у детей с ДЦП должно происходить в виде интересных и понятных для них игр. Все предъявляемые ребенку задания должны соответствовать его двигательным возможностям.

Развитие ручных навыков проводят постепенно, поэтапно. На первом этапе важно научить ребенка произвольно брать и опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать их в опре­деленное место, выбирать предметы, соразмеряя свои двигатель­ные усилия в зависимости от их размера, веса, формы.

Для развития двигательных умении педагогу нужно исполь­зовать различные наборы замков, кранов, телефоны, с помощью которых взрослый обучает ребенка действию: открыть и закрыть замок (разные виды замков — разные движения), открывать и зак­рывать краны, крутить телефонный диск, поднимать, трубку. При помощи имитации детей обучают таким действиям как включить, выключить и переключить телевизор, приемник, свет и т.д. Такие занятия ребенку интересны, а при наличии заинтересованности он быстрее овладевает тем или иным действием.

В процесс организации и проведения коррекционно-развивающей работы должны включаться родители детей. Они отраба­тывают и закрепляют навыки и умения у детей, сформирован­ные специалистами. Домашние задания, предлагаемые логопедом и педагогом для выполнения, должны быть четко разъяснены. Это обеспечит необходимую эффективность коррекционной ра­боты, ускорит процесс восстановления нарушенных функций у детей.

Важно учитывать возможности ребенка, четко знать, что мож­но от него потребовать и в каком объеме; он должен обязательно видеть результат своей деятельности.

Развитию движений руки нужно уделять особое внимание уже с первых дней пребывания ребенка в детском саду, только в этом случае у него к школе сформируются ее функции (опорная, указы­вающая, отталкивающая, хватательная), составляющие двигатель­ную основу манипулятивной деятельности.

Перед школой особенно важно развивать у детей те движения рук, на основе которых затем формируются двигательные навыки, важные в самообслуживании, игре, учебном и трудовом процессах. При обучении различным движениям рук и действиям с предмета­ми не нужно спешить.

Только терпеливое отношение, кропотливая работа взрослого, ободрения при неудачах, поощрения за малейший успех, неназой­ливая помощь и необходимая коррекция помогут добиться настоя­щего успеха.

Таким образом, в процессе подготовки ребенка с ДЦП к школе специальное внимание педагога и родителей следует обращать на формирование у детей двигательных навыков и умений, составля­ющих основу игровой, учебной и трудовой деятельности.


Сегодня я начинаю цикл постов про ДЦП, как и в случае с Инсультом, запланировал сделать порядка пятнадцати постов на эту тему. В ближайшее время мы поговорим о таких вопросах как:

Детский церебральный паралич заявляет о себе не прогрессирующим симптокомплексом двигательных нарушений и прочих вторичных отклонений, которые связаны с нарушением развития центральной нервной системы.

Проведение качественной коррекции ДЦП позволяет снизить проявление симптомов, лучше адаптировать ребенка к жизни в обществе.


Лечение речевых нарушений при ДЦП

  1. Поражение речевого центра мозга.
  2. Нарушение процесса созревания некоторых участков, формирующих речевые навыки по мере взросления.

Стандартные упражнения на развитие моторики и логопедическая коррекция не дают результатов. Коррекция детей с ДЦП в такой ситуации требует применения разных методов. Они должны быть направлены на развитие речевых и интеллектуальных навыков, снижение спастики. Чаще всего у малышей диагностируются:

• дизартрия;
• анартрия;
• алалия;
• дислексия;
• ЗРР;
• ЗПР.

Методы коррекции речевых проблем при ДЦП направлены на снижение тонуса мышц, которые мешают нормальному произношению звуков. Для этого требуется совместная работа дефектолога, невролога и врача-психолога. Основные варианты лечения:

• разработка слухового внимания;
• коррекция речи у ребенка с ДЦП с помощью логопедической гимнастики; расслабляющего массажа;
• стимуляция голосовой реакции;
• развитие мелкой моторики.

Одновременно проводится нейропсихологическая коррекция детей младшего возраста с ДЦП. Это стимулирует развитие речи, улучшает словарный запас. При ранней диагностике и терапии удается добиться отличных результатов уже к 5–6 годам.


Методы двигательной коррекции


Коррекция любых двигательных нарушений у детей с ДЦП помогает увеличить активность. В комплексе с другими методами она учит малыша чувствовать свое тело, способствует развитию нервно-мышечной связи, снимает гипертонус мышечного корсета.

Для ребенка важно научиться выполнять простые движения, ползать и присаживаться самостоятельно, чтобы адаптироваться к окружающей среде.


Одним из наиболее успешных методов считается система двигательной коррекции ДЦП Светланы Грибовой. Она разработала комплексы упражнений, ориентированные на разные степени нарушений. С ее помощью малыша учат навыкам ползания, ходьбы, управления корпусом тела.

Для работы используются мячи, валики и другие приспособления, многие из которых родители без труда изготавливают самостоятельно.

Многочисленные отзывы родителей отмечают высокую эффективность плавания и водных занятий с целью двигательной коррекции ДЦП. Вода является уникальной средой для больного малыша:

• удается добиться полного расслабления мышц;
• стимулируется иммунитет;
• крохе легче контролировать собственное тело.

Упражнения для аквагимнастики подбираются индивидуально с учетом индивидуальных проблем, требующих лечения.

Одним из последних методов является дельфинотерапия. Ее применение в коррекции ДЦП показывает невероятные результаты, как и другие виды анималотерапии:

• стимулируются биологически активные точки на теле малыша;
• вибрация от тела дельфина работает как гидромассаж;
• контракт с животным дает ребенку положительный заряд, уменьшает раздражительность, нервозность.

Данные занятия при ДЦП рекомендуется проводить одновременно с психологической коррекцией.
Под контролем специалиста родители помогают своим детям осваивать следующие навыки:

• манипуляции с предметами, игрушками, канцелярскими принадлежностями;
• формирование мышления и логики;
• изучение цветов, оттенков, форм.

Коррекцию интеллектуальных нарушений у маленьких детей с ДЦП рекомендуется проводить индивидуально и в небольших группах. Поддержание режима занятий и отдыха дополняет методику лечения, делает ее более эффективной.

Уже завтра читайте на моем блоге Опоры для детей с ДЦП

Психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеет отвечать нескольким принципам:

1. Коррекционная работа должна носить комплексный характер (участие специалисты различного профиля).

2. Раннее начало психолого-педагогической коррекционно-развивающей работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

3. Систематичность, организованность, целеустремленность коррекционной работы [1, с. 210].

Коррекция двигательных нарушений предполагает комплексный, систематическое воздействие, включающее медикаментозную терапию, физиотерапию, ортопедическое лечение, массаж, лечебную физкультуру. Медикаментозное лечение направлено на нормализацию мышечного тонуса, уменьшение насильственных движений, усиление активности компенсаторных процессов в нервной системе. В каждом конкретном случае терапия носит индивидуальный характер с учетом формы ДЦП, структуры двигательного дефекта, особенностей психической деятельности и соматического состояния ребенка. Физиотерапевтические процедуры направлены на уменьшение эластичности, улучшение трофики тканей и кровообращения в мышцах (грязевое лечение, тепловые процедуры). Ортопедическая работа предполагает соблюдение ортопедического режима, использование ортопедических приспособлений для ходьбы, коррекции положения конечностей и др. Лечебная физкультура направлена на развитие двигательных навыков и умений, обеспечивающих школьную и социально-бытовую адаптацию детей.

В каком бы учреждении не находилась ребенок с ДЦП, необходимо вести с ней активную и систематическую психолого-педагогическую коррекционно-развивающую работу. Эта работа должна быть направлена ​​на развитие познавательных психических процессов, формирования личности и различных видов деятельности, коррекцию имеющихся нарушений и предотвращения вторичных нарушений. Данная деятельность осуществляется педагогом-психологом, дефектологом, логопедом, воспитателями.

Комплекс коррекционных мероприятий на этапе младенческого и раннего возраста должен включать: стимуляцию сенсорной сферы (разнообразие зрительных, слуховых, кинестетических, эмоциональных впечатлений, тренировки различных видов восприятия, развитие всех форм безмовленневои коммуникации) развитие ручной умелости, предметных действий и зрительно-моторной координации путем формирования пассивно-активных действий; развитие понимания речи, стимуляцию передмовленневои и речевой активности; активизацию деятельности (развитие эмоционально-положительного отношения к окружающему и к различным видам деятельности, формирование способности произвольно включаться в предметную, игровую деятельность, деятельность по самообслуживанию). Важным психолого педагогическим и коррекционно-развивающим задачей является развитие ручной умелости, мелкой моторики рук у детей с Д ЦБ в раннем и дошкольном возрасте и формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.

Игра в дошкольном возрасте, будучи ведущей деятельностью, занимает основное место среди методов физического и психического развития детей. Дети дошкольного возраста с ДЦП нуждаются в усиленном внимании и помощи взрослых для развития их познавательных возможностей и ориентирования в окружающей среде. Одним из средств, помогающих в решении этой задачи, могут служить различные игры, подобранные с учетом имеющегося у ребенка нарушения. Особенностью этих игр является их направленность на развитие зрительной, слуховой памяти, зрительной и слуховой внимания, пространственных представлений, понятий о цвете, форме и величине предметов, автоматизации различия фонем и т. Подбор дидактических игр и игровых занятий для дошкольников с церебральным параличом должен основываться на знании специфических структурных нарушений познавательной деятельности и быть направлен на коррекцию этих нарушений. Большое значение имеет включение в комплекс коррекционных мероприятий таких видов деятельности, которые в своих истоках связанные с игрой: рисование, лепка, аппликация, конструирование, труд и т.

Кроме работы, направленной на формирование и коррекцию познавательных психических процессов, большое значение имеют мероприятия по предупреждению у детей патохарактерологические формирования личности. Необходимо разъяснять родителям негативные последствия гиперопеки, акцентировать внимание на развитии в детях самостоятельности, активности, инициативности, волевых качеств, мотивационно-потребностной сферы личности, черт характера, которые позволят ребенку в дальнейшем адекватно адаптироваться в обществе.

Правильная коррекция нарушенных и ослабленных психических функций в старшем дошкольном возрасте является важным звеном профилактики тех трудностей, которые почти всегда возникают при обучении детей с церебральным параличом письму, чтению, счету, а позже - при освоении геометрии, черчения, географии.

В основе специальной коррекционной работы со школьниками лежат общие принципы. Коррекционная работа по ряду разделов (пространственные, временные представления, обогащение словарного запаса) должна продолжаться и в средней школе, причем в этот период она строится непосредственно на программном материале.

Большинство детей с ДЦП способна овладеть определенным комплексом трудовых навыков, благодаря использованию в процессе обучения оптимальных приемов и методов, среди которых важное место занимает метод тренировки, осуществляемый путем многократного повторения однотипных упражнений.

Важность трудового воспитания дошкольников и школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата связана и с необходимостью определения наиболее доступного круга профессий для каждого ученика, а также с необходимостью создания наиболее благоприятных условий для профессиональной подготовки, в дальнейшем облегчит социальную адаптацию ребенка. Важность лечебной, коррекционно-развивающей работы в дошкольный период была показана в исследовании И. Мирзоева, А. Зайдель. По их данным, несомненное значение имеет характер полученного больным лечение, его систематичность и комплексность. Так, больные, начавшие лечение в дошкольном возрасте, в дальнейшем трудоустраиваются значительно лучше, чем те, которые не получили специальной помощи в школу. Таким образом, коррекционно-развивающая работа в дошкольный период имеет большое влияние даже на профессиональное определение лиц, страдающих ДЦП, а следовательно, на их социальную адаптацию и реабилитацию.

Основной целью психокоррекции эмоциональных нарушения у детей является облегчение эмоционального дискомфорта, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими как агрессивность, тревога, паника подозрительность и тому подобное.

Важным этапом работы с детьми с ДЦП является коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции (Мамайчук И.) [1, с. 210]. Исследования показывают, что наибольший патогенный влияние на личность ребенка с ДЦП имеют не острые психические травмы, а пролонгированные (хронические). Пролонгированным психотравмирующей ситуацией для них является их физическая беспомощность в результате двигательной недостаточности, вынужденная изоляция в связи с инвалидизацией, частая госпитализация.

Особое значение в психокоррекции эмоциональных нарушений детей с ДЦП имеют игровые методы. Эффективность проведения сюжетно-ролевых игр в значительной степени зависит от интеллектуальных и физических возможностей ребенка, его социального опыта, от особенностей его представлений о людях, их чувства и взаимоотношения. Психокоррекции в форме сюжетно-ролевой игры рекомендуется использовать при работе с детьми с ДЦП с потенциально сохранным интеллектом, а также с выраженными межличностными конфликтами и с нарушением поведения.

В процессе коррекции целесообразно предложить детям не только игровое воспроизведение прошлого или приобретенного опыта, но и моделирование нового опыта в возможных стрессовых условиях, например, на этапах послеоперационного лечения, в ситуации вынужденного общения и др.

Для детей с ограниченным вследствие физической и психической неполноценности социальным опытом используются игры-драматизации на темы знакомых им сказок. Основной целью игр-драматизации е коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Сказка актуализирует воображение ребенка, развивает у него умение представлять игровые коллизии, в которые попадают персонажи. Ребенок должен создать образ персонажа и уподобиться ему. Способность ребенка входить в роль и уподобляться образу - это важное условие, необходимое для коррекции не только эмоционального дискомфорта, но и негативных характерологических проявлений.

Свои негативные эмоции и качества личности дети переносят на игровой образ, наделяя персонажи собственными негативными эмоциями и чертами характера. И. Мамайчук, например, разработанные игры-драматизации на тему госпитализации и оперативного лечения.

Групповые методы психокоррекции достаточно широко используются психологами и психотерапевтами при коррекции эмоциональных нарушений у детей и подростков (Спиваковская, 1988; Захаров, 1982). В процессе психокоррекции детей с ДЦП в форме групповых занятий особое внимание следует уделять положительной установке родителей и детей на процесс занятий.

Особое значение для установочного этапа психокоррекции имеет место, где проводятся занятия. Это должно быть просторное, хорошо оборудованное помещение с мягким освещением, со специальными креслами для детей, где ребенок должен чувствовать себя безопасно.

В атмосфере открытости и доверия ребенок свободно раскрывает свои эмоциональные проблемы, получает эмоциональную поддержку, модифицирует свои эмоциональные отношения, переживания и способы реагирования.

Для коррекции интрапсихичних конфликтов и межличностных отношений разыгрываются различные психодраматические ситуации, с использованием специальных сценариев, имеющих целью отреагування конфликта, нормализации отношений.

Важное значение в коррекции эмоциональных расстройств у детей с ДЦП имеет психорегулирующей тренировки (Мамайчук, 1997).

Основными целями этих занятий является: смягчение эмоционального дискомфорта, формирование приемов релаксации, развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения, улучшения концентрации внимания, снижение эмоционального напряжения.

Психологическая коррекция гностических процессов у детей с ДЦП

В систему психокоррекционных занятий с дошкольниками с ДЦП входит обязательное обучение детей конструированию и рисованию, которые являются основными видами продуктивной деятельности в дошкольном детстве. Занятия рекомендуется проводить с детьми, начиная с четырехлетнего возраста, а если у ребенка наблюдается умственная отсталость (дебильность), то занятия можно начинать с шести-семи лет, в зависимости от уровня его умственного развития.

Обучение конструированию способствует умственному развитию ребенка, развивает его способность к точному расчленение целого на отдельные элементы, формирует глазомер у ребенка и положительно сказывается на произвольной регуляции процессов внимания и памяти.

Кроме общепринятых методов, в дошкольной педагогике получил распространение особый вариант - конструирование по моделям. В данном методе модель выступает для ребенка как образец, структуру которого ребенок не видит (модель оклеена плотной бумагой или картоном) и она должна подобрать детали и расположить их в соответствии конструкции образца. Такой способ конструирования требует от ребенка воображаемого обследования образцов-моделей и их четкого обследования с включением не только зрительного, но и осязательного восприятия.

Сложная структура интеллектуального дефекта у детей с церебральным параличом требует дифференцированного подхода к психологической коррекции. При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать форму, степень тяжести, специфику нарушения психических функций и возраст больного с ДЦП.

Исследования показали, что у больных с ДЦП в сочетании с умственной отсталостью наблюдаются выраженные нарушения сенсорно-перцептивных процессов, проявляется в недоразвитии константности и предметности восприятия, в замедленном темпе узнавания предметов, в трудностях обобщения сенсорных сигналов (Мамайчук, 1978) [1, с . 211].

Эти особенности определяют основные задачи психологической коррекции сенсорно-перцептивных процессов:

1. Обучение детей усвоению сенсорных эталонов и формирование перцептивных операций.

2. Развитие константности, предметности и обобщенности восприятия.

3. Развитие скорости восприятия объектов.

С этой целью используются различные занятия с детьми по обучению их адекватному восприятию форм и величины предметов.

Занятия проводятся поэтапно с возрастающей сложностью каждого задания.

1. Восприятие детьми простой недробленые формы. Для этого психолог подбирает предметы, формы которых совпадают с формами-эталонами. Например, блюдце и круг, тетрадь и прямоугольник, и пр. Психолог просит ребенка найти предмет, похожий на образец-эталон.

2. Восприятие формы, не вполне совпадает с геометрической. Этот этап занятий характеризуется усложнением способов обследования и усложнением сопоставления.

Память детей с ДЦП отличается недостаточностью объема запоминания, трудностями приема, хранения и воспроизведения информации. У детей с ДЦП в сочетании с психическим недоразвитием наблюдается существенное недоразвитие опосредованного запоминания, что обусловлено трудностями смысловой организации запамьятовання. В связи с этим важными направлениями психокоррекции памяти являются:

1. Увеличение объема памяти в зрительной, слуховой и осязательный модальности.

2. Развитие приемов ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и учебной деятельности.

Недоразвитие мышления является ядерной признаком у детей с ДЦП с психическим недоразвитием. их мышление отличается конкретностью, невозможностью понимания понятий, трудностями переноса и обобщения. Развитие мышления у них напрямую связан с развитием деятельности и восприятия. Важным направлением психокоррекции является развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. В связи с этим психологическая коррекция должна решать следующие задачи:

1. Обучение детей разнообразным предметно-практическим манипуляциям с предметами разной формы, величины, цвета.

2. Обучение использованию вспомогательных предметов (орудийные действия).

3. Формирование наглядно-образного мышления в процессе конструктивной и изобразительной деятельности [1, с. 212].

Важным принципом психокоррекции детей с ДЦП и психическим недоразвитием является деятельностный подход. Сам процесс психокоррекции должен проходить в процессе того вида деятельности, который доступен ребенку с интеллектуальной недостаточностью. Если у ребенка не сформирована игровая деятельность, то психокоррекции необходимо проводить в контексте предметно-практической деятельности. Вторым важным принципом является комплексный подход к психокоррекции. Соблюдение этого принципа требует тесного контакта психолога с педагогом-дефектологом, логопедом, воспитателем и родителями. Третьим наиболее важным принципом является иерархический принцип коррекции. Психолог в процессе коррекции должен ориентироваться не только на уровень актуального развития ребенка, но и на ΰ потенциальные возможности.

Психокоррекционные занятия с детьми по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе.

Важна единство требований к ребенку со стороны педагога, психолога и других специалистов, особенно при коррекции способности контролировать свои действия. Это успешно достигается при соблюдении режима дня, четкой организации повседневной жизни ребенка, исключение возможности незавершения начатых ребенком действий. Важным направлением психокоррекции детей с ДЦП является работа с родителями. Перед психологом стоит задача смягчить тот эмоциональный дискомфорт, который испытывают родители в связи с тяжелой болезнью ребенка, а также сформировать у родителей положительные установки на активную помощь ребенку, найти адекватный стиль семейного воспитания детей с ДЦП.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.