Кружковая работа с детьми дцп

Я работаю в Реабилитационном Центре для детей и подростков с ограниченными возможностями “Золотой ключик” в школьной группе.

В группе 11 детей от 7 до 13 лет, со следующими диагнозами: задержка психического развития, легкая умственная отсталость, болезнь Дауна, фенилкетонурия, детский церебральный паралич.

Дети обучаются по коррекционным программам 1-4 классов (занятия проводят учителя из школ).

Наряду с занятиями по школьным программам, воспитателями проводятся занятия с детьми по эстетическому, нравственному, экологическому воспитанию, рисованию.

В рамках дополнительного образования в группе организованы занятия кружка “Фантазеры” (фронтальное занятие – 1 раз в неделю, индивидуальные – каждый день).

Дети выполняют поделки из бумаги, картона, кожи; работают с декоративной бижутерией, бисером, блестками, бусами, тканью, нитками.

Основной задачей обучения и воспитания детей на занятиях кружка является воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к собственным поделкам, формирование навыков работы с различными материалами.

В процессе занятий развиваются восприятие, мышление, мелкая моторика, зрительно-двигательная координация, внимание, память.

Интенсивно развивается речь, обогащается словарный запас, формируется грамматический строй речи.

Достижение подобного единства представлений и трудовых навыков детей необходимо, поскольку оно лежит в основе гармонической социализации ребенка с проблемами в развитии.

Бумага, кожа, клеенка – доступный для ребенка универсальный материал нашел широкую применяемость в работе кружка. Особенно привлекает школьников возможность самим создать такие поделки, которые затем используются в играх, в инсценировках, в оформлении уголков, музыкального зала, в качестве подарков на день рождения, к праздникам своим родителям, друзьям.

Детские работы представляются на выставках в детской библиотеке.

Через различные действия с бумагой, кожей, картоном, клеенкой с применением разных способов и приемов, дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, подчеркивать красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке свое рабочее место.

Дети овладевают навыками и культурой труда.

Работая с бумагой, кожей, клеенкой, декоративными аксессуарами и инструментами (ножницами, иголкой), дети приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков. Они узнают такие способы обработки, как сгибание и складывание, закрепляются приемы вырезания частей и декоративных элементов, учатся склеивать, скреплять поделки.

Дети узнают, что материал, используемый в их работе, бывает не только всевозможных цветов, но и различным по фактуре: блестящим, глянцевым, матовым, гладким, шероховатым, тонким или толстым на ощупь, плотным или рыхлым на разрыв, промокающим и водонепроницаемым.

Ребенок с ограниченными возможностями в точной последовательности выполняет задание, особенно при составлении тематических коллективных композиций, т.е. при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Для лучшего восприятия детьми преподносимого материала, занятия провожу в игровой форме. В случае повторения, использую другую игровую мотивацию.

Художественное слово нашло место как в предварительной работе, так и на занятиях. Читаю произведения К. Паустовского, И. Соколова-Микитова, Т. Скребницкого, Н. Сладкова, И. Толмаковой, В. Бианки, М. Пришвина, Е. Чарушина о природе и животных.

Работая над темой “Дракоша на прогулке”, учим Дракошу говорить добрые слова через знакомство с художественными произведениями О.Дриз “Добрые слова”, А Кондратьев “Доброе утро”, “Доброй ночи”, “Доброго пути”.

Использую занимательный материал, который помогает развивать логическое мышление: загадки, потешки, стихотворения.

Например, дети узнали, что слово “медведь” произошло от слов “мед” и “ведать”, т.е. он ведает, где лежит мед. Такие понятия очень интересны детям.

На занятиях по экологическому воспитанию мы наблюдаем за явлениями природы, говорим о среде обитания птиц, животных, растений.

В процессе трудовой деятельности особое внимание уделяется нравственному воспитанию. В первую очередь дети учатся взаимопомощи друг другу, взаимопониманию, заботе, вниманию.

Дети гордятся своими работами, что позволяет им испытывать ситуацию успеха.

Художественный труд имеет огромную значимость для познавательного и личностного развития ребенка, коррекции имеющихся отклонений.

В процессе занятий создаются условия для формирования у детей внимания, восприятия, памяти, речевой деятельности, воображения, личностных становлений и социализации проблемных детей.

Конспекты занятий

учить детей выполнять сюжетную коллективную работу с использованием смешанных техник.

Учить детей выполнять поделки из картона, цветной бумаги, блесток.

Учить видеть в материале сходство с отдельными частями бабочки: крыльями, головой, туловищем.

Учить использовать сочетания цветов и оттенков для передачи выразительности предмета (бабочки).

Развивать мелкую моторику рук: составлять узор из блесток, правильно располагать и наклеивать их, правильно держать и использовать в работе ножницы, кисть, карандаш.

Учить располагать предметы (бабочек) в пространстве заданного формата.

Формировать умение работать аккуратно и доводить начатую работу до конца.

Учить объективно оценивать результаты своего труда и труда товарищей.

Фронтальные занятия (3)

Время выполнения работы – две недели.

Экологическое воспитание (беседа): виды бабочек, образ жизни, среда обитания, способ размножения.

Художественная литература: Н. Сладков “Лимонница”, “Капустница”, “Крапивница”, загадки, ребусы, грамматическая арифметика.

Дидактические игры: “Цветные фоны”, “Назови бабочку”.

Развитие мелкой моторики рук: пальчиковая и кистевая гимнастика.

Рассматривание предметных и сюжетных иллюстраций о бабочках.

Подбор фона для объектов изображения.

обои, картон, цветная бумага, пайетки (блестки), клей, клеенка, кисть, простой карандаш, салфетка.

Подарки мамам ко Дню матери.

Выставки детского творчества.

Тема “Дракончик на прогулке”

Цель: учить детей выполнять коллективную фигурную композицию из бисера.

Учить выполнять изображение “динозаврика” с использованием изученных примеров работы с картоном.

Учить сочетать в одном изображении предмета несколько оттенков зеленого цвета (бисер).

Учить приему выкладывания рядов бисера иголкой на клеевую поверхность деталей.

Развивать планирующую и регулирующую функции речи в процессе изготовления поделки.

Совершенствовать мелкую моторику рук.

Фронтальные занятия (3)

рассматривание энциклопедии “Мир природы” (О динозаврах)

Д.Биссет “Забытый День Рождения”, глава “Дракончик Эндрыо”; О. Дриз “Добрые слова”;

А. Кондратьев “Доброе утро”, “Доброй ночи”, “Доброго пути”.

Загадки о растениях леса

Дидактическая игра “Девятый лишний”

Подбор фона для объекта изображения.

Оборудование: бисер цветной, калька, картон, цветные обои, иголка, ножницы, простой карандаш, фломастеры, кисть, клей.

Экспозиция “Мир динозавров”

Выставка детского творчества (коллективная работа).

Тема “Летние каникулы”

Цель: закрепить с детьми приемы работы: оригами, аппликация, декоративное украшение.

Совершенствовать приемы работа с бумагой.

Развивать умение ориентироваться на свойства материалов при изготовлении поделок.

Формировать умение заранее распределять предстоящую работу по этапам, подбирая необходимые орудия и материал для выполнения работы.

Развивать планирующую и регулирующую функции речи.

Создавать положительную эмоциональную обстановку в ходе занятия.

Развивать мелкую моторику рук.

Фронтальные занятия (1)

Время выполнения - I неделя.

Ознакомление с окружающим миром.

Беседа о летних каникулах.

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

П.И. Чайковский “Времена года”

Г. Катаев “Дудочка и кувшинчик”

Б. Житков “Кружечка под елочкой”

Е.Осеева “Добрая хозяюшка”

В. Бианки “Кто чем поет?”

“Назови домашних животных”

Кистевая и пальчиковая гимнастика

цветная бумага, пайетки (блестки), ножницы, простой карандаш, клей, кисть, обои, картон,

Выставка детского творчества.

Тема “Бумага”

Цель: дать детям представление о бумаге.

Познакомить детей с историей бумаги.

Познакомить детей с характеристиками видов бумаги.

Учить использовать бумагу разной фактуры для создания выразительного образа.

Совершенствовать основные приемы работы с бумагой: сгибание, складывание.

Обратить внимание детей на зависимость жизни и деятельности человека от природных условий.

Фронтальное занятие (1)

Беседа о деревьях.

Экскурсия на сквер.

Загадки о деревьях

Географический атлас “Мир и человек”

“Угадай по описанию”

Практические опыты: свойства бумаги.

Образцы видов бумаги





    Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

С-Пб, изд. “Союз”, 2003 г.

З.А. Богатеева Чудесные поделки из бумаги

Москва, “Просвещение”, 1992 г.

М.В. Драко Делаем 50 поделок из бумаги

Мн: ООО “Попурри”, 2001 г.

М.И. Нагибина Чудеса из ткани своими руками

Ярославль “Академия развития” 1997 г.

А.И. Савенков Волшебные ленты

Игрушки из бумаги

“Санкт-Петербург”, 1997 г.

М.А. Гусакова Аппликация

Москва “Просвещение”, 1982 г.

Н.Ф. Тарловская Обучение детей школьного возраста конструированию и ручному труду

Москва, “Просвещение”, 1994 г.

Н.Н. Васильева Развивающие игры для младших школьников

Ярославль, 2002 г.

Л.В. Грушина Мастерилка/ Живые игрушки

Москва, изд. дом “Карапуз”, 1997 г.

В. Волина Занимательное азбуковедение

Москва “Просвещение” 1994 г.

  • Журналы “Коллекции идей” (июнь-декабрь 2003 г.)
  • Газеты “Дошкольное образование”
  • Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание, которое возникает с рождения. В основе этого заболевания лежит, прежде всего, нарушение двигательного аппарата у ребёнка, связанное с поражением двигательных и речедвигательных систем головного мозга. Развитие двигательной сферы вообще, и тонкой моторики в частности, является важнейшим условием психического развития ребёнка. Мелкая моторика-основа развития, своего рода локомотив всех психических процессов. Одним из способов развития мелкой моторики является рисование. Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
    Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
    Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
    Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

    Цель:
    Основная цель занятий - развитие у детей с ДЦП творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

    Задачи:
    1. Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
    2. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
    3.Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
    4.Развивать творчество, фантазию.
    5. Активизировать детей при выборе тематики.
    6. Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
    7. Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    ОПУБЛИКОВАННЫЙ МАТЕРИАЛ МОЖЕТ СЛУЖИТЬ ХОРОШИМ ПОДСПОРЬЕМ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ. 123.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    ( группа компенсирующей ………………………направленности НОДА (ДЦП)

    Тамбов 2013 год

    Детский церебральный паралич (ДЦП)-заболевание, которое возникает с рождения. В основе этого заболевания лежит, прежде всего, нарушение двигательного аппарата у ребёнка, связанное с поражением двигательных и речедвигательных систем головного мозга. Развитие двигательной сферы вообще, и тонкой моторики в частности, является важнейшим условием психического развития ребёнка. Мелкая моторика-основа развития, своего рода локомотив всех психических процессов. Одним из способов развития мелкой моторики является рисование. Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
    Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
    Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
    Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

    Цель:
    Основная цель занятий - развитие у детей с ДЦП творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

    Задачи:
    1. Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
    2. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
    3.Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
    4.Развивать творчество, фантазию.
    5. Активизировать детей при выборе тематики.
    6. Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
    7. Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.

    Набежала тучка озорная

    Познакомить с новой техникой рисования – тампонированием.

    Учить аккуратно набирать краску.

    Продолжать знакомить с цветом.

    Развивать эстетический вкус.

    - лист бумаги белого цвета;

    -краска серого цвета в чашечке;

    Мой любимый дождик

    Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой - рисование пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, используя точку как средство выразительности.

    Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

    Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

    -заготовки тучки сделанные на предыдущем занятии;

    -краска синего цвета в мисочках;

    -зонтик для игры.

    Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки мухомора.

    Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

    Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений (представлений) в рисунке.

    - вырезанные из белой бумаги мухоморы с раскрашенной в красный цвет шляпкой;

    Программа кружковой работы

    Теперь, когда мы научились летать
    по воздуху, как птицы, плавать под водой,
    как рыбы, нам не хватает только одного:
    научиться жить на земле, как люди.

    Актуальность.

    Мечтой каждой семьи является иметь здорового ребенка. Все родители желают, чтобы их дети были крепкими, красивыми, умными и в будущем занимали достойное место в обществе. Но в современном обществе увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья. Это дети – инвалиды, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. К этой категории относятся дети с детским церебральным параличом, а также дети со сложными дефектами, комплексными нарушениями: двигательные, речевые, зрительные, интеллектуальное развитие значительно ниже возрастной нормы. И целью нашего воспитания и обучения таких детей является: формирование позитивного образа – Я, умение адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разных ситуациях и жить в социуме.

    Дети со сложными дефектами, в основном, обездвижены. У большинства детей отмечаются грубые речевые нарушения, слабое зрение, интеллектуальное развитие значительно ниже возрастной нормы. У детей с ДЦП и ДСД наблюдаются расстройства и в развитии эмоциональной сферы: тревожность, страхи, аффективные реакции, агрессия, сниженный фон настроения, необоснованный смех. Вся система коррекционно-воспитательной работы в ДОУ ориентирована на ребёнка, на раскрытие и реализацию потенциальных возможностей его развития. А так как для малыша основным способом существования, познания и освоения окружающего мира является игра, именно этот вид деятельности стал неотъемлемым элементом и важнейшим средством коррекционно-воспитательной работы детского сада. Особая роль в этом принадлежит пальчиковым играм, так как их тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Наблюдаются недостаточность внимания, слабость смысловых связей, бессистемность имеющихся представлений, нарушение памяти. Недоразвиты все компоненты устной речи, касающиеся фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон. У ребенка с отклонениями в развитии речи в силу недоразвития коры мозга медленно развивается словарь, замедленно формируются обобщающие понятия, дети с трудом абстрагируются от конкретной ситуации, их речевая продукция сводится к использованию заученных речевых шаблонов. Медленно и неточно осуществляется перенос речевого опыта в сходные ситуации, речь недостаточно регулирует деятельность таких детей. Ребенок долгое время общается только вопросно-ответной формой, контекстная речь формируется с трудом. Самостоятельный рассказ сводится к простому перечислению отдельных предметов и действий, изображенных на картинке

    Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

    Все дети с ограниченными возможностями здоровья, но очень живые, любознательные, внимательные к сверстникам. С удовольствием слушают сказки, по возможности отвечают на вопросы. Поэтому, я объединила любимые детьми сказки и гимнастику для пальчиков.

    Программа разработана по следующим принципам:

    Принцип взаимосвязи обучения и развития, который носит развивающий характер и способствует эстетическому, нравственному, и интеллектуальному развитию детей.

    Принцип интеграции, основанный на изучении разных видов сказок и разнообразных видов пальчиковой гимнастики.

    Принцип индивидуального подхода, который основан на личностно ориентированном взаимодействии.

    Важным моментом в процессе организации развивающих кружковых занятий является создание у детей мотивации, которая основывается на базовых потребностях детей дошкольного возраста. Использование игровых моментов позволяет решить проблемные ситуации на всех занятиях, которые стали осмысленными, в то же время интересными и увлекательными.

    Цель программы кружковой работы: развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи, воспитание личности ребенка положительными сказочными героями.

    Программа предполагает решение следующих задач:

    Развитие моторных способностей через овладение пальчиковыми играми, влияющими на психофизические функции ребенка.

    Вооружить детей знаниями в изучаемой области, уверенности в работе мелкой моторики рук.

    Выработать необходимые практические умения и навыки:

    -Приобщить ребенка к изобразительному искусству: к картинкам, сказкам, стихам.

    -Выработать необходимые практические умения и навыки,

    -Реализовать творческие способности детей, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление.

    -Воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность, умение занять себя в свободное время.

    Характерными особенностями кружковых занятий являются:

    -Направленность не на занятие, а на развитие ребенка, не сообщение ему суммы знаний, а приобретение практических умений.

    -Присутствие доброжелательной, творческой атмосферы.

    -Данная работа проводятся в игровой форме, интегрированной форме таких областей, как художественная, чтение художественной литературы, коммуникация, труд, безопасность, социализация.

    Содержание кружковой работы выстроено в определенной последовательности:

    Рассчитано на детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Структура кружкового занятия включает в себя следующие элементы:

    -Приветствие – создание положительного микроклимата.

    -Пальчиковую игру на развитие мелкой мускулатуры рук, памяти, внимания.

    -Работа с наглядными материалами, пособиями.

    -Знакомство с различными сказками, стихами, различными картинками по тематике.

    Работа с книжками - раскрасками требует сосредоточенности, внимания, аккуратности и сообразительности, учит наблюдать, сравнивать, анализировать, находить связь с реальными предметами, правильно держать карандаш, покрасить, не выходя за контур рисунка.

    Программа предусмотрена для детей 3-7 лет.

    Продолжительность работы: 10- 15 минут, проводится одно мероприятие в неделю – во вторник, всего за год - 36 различных интегрированных форм работы.

    Особенности проведения мероприятий:

    Форма проведения: устная часть кружковой работы проводится с подгруппой, практическая часть - индивидуально с каждым ребенком.

    Выставка творческих работ за определенный промежуток времени.

    Основными средствами выразительности являются: форма, цвет, композиция изображения, выразительное рассказывание стихов, сказок и пальчиковой гимнастики.

    У детей появляется увлечение темой, желание выполнить и покрасить красиво свою работу.

    Использование сказки в системе логопедических занятий и кружковой работы:

    -Коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка на занятии.

    -Совершенствование лексико-грамматических средств языка.

    -Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

    -Развитие диалогической и монологической речи.

    -Эффективность игровой мотивации детской речи.

    -Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

    -Создание благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка.

    -Приобщение детей к народному фольклору.

    У дошкольников развивается зрительное восприятие, произвольное внимание, воспитывается усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца, умение работать самостоятельно.

    Формируются творческие навыки: координация движений рук и мелкая моторика.

    Тематический план программы.

    (стихи, сказки, пальчиковая гимнастика)

    (работа на индивидуальных книжках - раскрасках)

    Знакомство детей с работой кружка.

    Раз, два, три, четыре, пять —

    Любим сказки мы читать.

    Мышка-норушка и Колобок.

    Маша и медведь назвать еще надо —

    Героев из сказок вспомнить мы рады!

    Кошечки и бабочки

    Очень любят салочки.

    Рассматривание картинок с использованием книжных иллюстраций.

    Этот пальчик дедка,

    Этот пальчик бабка,

    Этот пальчик внучка,

    Этот пальчик Жучка

    Где она? Кто даст ответ?

    Мышка, мышка помоги,

    Тянем репку из земли.

    Движения рук по тексту.

    Он хитер уже с пеленок,

    Рыжий маленький лисенок.

    Рассматривание картинок с использованием книжных иллюстраций.

    Вот веселый колобок

    Он из дома убежал,

    И в дремучий лес попал.

    Убежал от всех зверей,

    Но лисичка всех хитрей.

    На нос сел ей колобок,

    Избежать уже не смог.

    Движения рук по тексту.

    Не найти наверняка

    Рассматривание картинок с использованием книжных иллюстраций.

    Из пальцев, дружок, сложи теремок.

    Вот эта – ворота, вот это – замок.

    Вот серенький зайчик,

    Вот мышка – норушка,

    Но вот в теремок медведь забрался.

    Домик сломался. Народ разбежался.

    Теремок я построю большой,

    И будут там жить со мной:

    Движения рук по тексту.

    Мишка вышел на тропинку:

    Рассматривание картинок с использованием книжных иллюстраций.

    Заучивание пальчиковой гимнастики

    Три медведя шли домой.

    Папа был большой – большой,

    Мама с ним поменьше ростом

    А сынок – малютка просто.

    Очень маленький он был,

    С погремушками ходил,

    Дзинь – дзинь, дзинь – дзинь.

    Движения рук по тексту.

    Повторение пальчиковой гимнастики

    Собирает белка шишки

    Для сестренки и братишки.

    Рассматривание картинок с использованием книжных иллюстраций.

    Горшочек с землей посадим зерно.

    И к небу стало тянуться оно.

    Раскрылся цветок, а в нем – посмотри:

    Дюймовочка – крошка тихо сидит.

    Движения рук по тексту.

    У жучка и у бычка

    В черных пятнышках бока.

    Рассматривание картинок с использованием книжных иллюстраций.

    Маша в коробе сидит,
    Далеко она глядит.
    А несёт её медведь
    Быстрыми шагами.
    Путь не близкий,
    Дальний путь.
    Хочет Миша отдохнуть.
    Только Маша не даёт
    На пенёк присесть
    И румяный пирожок
    По дороге съесть.
    Провела его малышка,
    Будет он умнее впредь

    Движения рук по тексту.

    В пляс пустился у дороги

    Лебеди, лебеди, серые лебеди,

    Лебеди летели и на воду сели.

    Сели, посидели, снова полетели.

    Движения рук по тексту.

    Повторение всех сказок.

    Подготовка к выступлениям.

    -Выступление с результатами кружковой работы.

    -Показ детской деятельности.

    Выставка детских работ.

    Составитель: учитель - дефектолог

    «Ум ребёнка находится на

    В. А. Сухомлинский

    • Актуальность образовательной программы в том, что от уровня развития мелкой моторики у детей с церебральным параличом зависит состояние двигательных умений и навыков, которые составляют основу трудовой, игровой, учебной деятельности, что необходимо для успешной адаптации и интеграции детей в современном обществе;

    • установкой учреждений дополнительного образования детей на воспитание и развитие ребенка, имеющего особые возможности и потребности, при котором предмет и дисциплина не самоцель, а средство адаптации, формирования компенсаторных возможностей у детей с ОВЗ;

    • запросом образовательных учреждений на разработку программ для организации внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями;

    • образовательными потребностями родителей воспитанников города Ставрополя, для которых на первом месте стоит физическое развитие ребенка, возможности реализовать свои способности и возможности;

    Необходим индивидуальный подход к ребенку с любыми способностями, с разным уровнем знаний и ограниченными возможностями.

    Дети с тяжёлыми формами церебрального паралича – это дети с множественными нарушениями, в том числе ведущими – двигательными и чувственными (сенсорными) расстройствами. Детский церебральный паралич – заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.

    Инновация образовательной программы состоит в том, что она ориентирована на детей с ограниченными возможностями. С детьми страдающими детским церебральным параличом необходимо применять комплексную программу по развитию мелкой моторики. Применяли как дополнительное домашнее задание для дома раскрасить 2 рисунка в выходные, сбор цветных пирамидок, сбор кубиков, пальчиковая гимнастика, массаж, самомассажа, пассивно – активная гимнастика. Они не требуют специального оборудования и могут проводиться как дефектологомна занятиях, так и самими родителями. Применяемые методы помогут организовать нескучную и разнообразную деятельность детей с ДЦП. А так же разнообразие занятия благоприятно влияет не только на эмоциональный фон занятия, но и способствуют вовлечению занимающихся в реабилитационный процесс. Дети учатся концентрировать свое внимание и правильно его распределять, развивается память, так как ребенок будет пытаться запомнить определенные положения рук и последовательность движений. В результате ежедневного выполнения простых упражнений направленных на развитие мелкой моторики, пальцы ребенка приобретут гибкость, силу и хорошую подвижность.

    Была разработана программа, упражнения направленные на развитие мелкой моторики с включением в него самомассажа кистей рук с учетом возраста занимающихся и структурой дефекта.

    Цель:развитие мелкой моторики руки у детей с ДЦП в домашних условиях.

    Задачи программы:

    1-й блок. Развитие познавательных способностей.

    2-й блок. Развитие собственных движений рук для осуществления

    предметных и орудийных действий.

    Многофункциональность и многоуровневость задач программы позволяет включить в реабилитационный процесс ребенка с любым уровнем актуального развития.

    В рамках программы для каждого ребенка выбираются те задачи, которые лежат в зоне его ближайшего развития и решаются в соответствии с уровнем его актуального развития.

    1. Повышение уровня развития собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий.

    2. Сформированность умения производить перцептивные действия с предметами для формирования сенсорных представлений.

    Курс комплексной абилитации объемом 12 игровых занятий.

    Периодичность занятий: 1 раза в неделю.

    № п/п Тема занятия Цели занятия Кол-во часов

    1. Здравствуйте! *Знакомство с ритуалами и структурой занятия; формирование установки на ситуацию занятия.

    **Создание положительного эмоционального фона; выявление актуального уровня развития детей; стимулирование общего подражания. 1

    2. Вот они, игрушки! *Развитие зрительно – двигательной координации; развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта.

    **Стимулирование познавательной активности детей; развитие умения соотносить реальный предмет с его изображением и использовать этот предмет по назначению; снижение мышечного тонуса рук. 1

    3. Найди пару! *Стимулирование перцептивных действий, подражания движениям.

    *Повышение тактильной чувствительности; развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия; формирование соотносящих действий. 1

    4. Матрешки играют

    в прятки *Развитие праксиса позы пальцев; формирование соотносящих действий.

    **Развитие зрительно – двигательной координации; формирование указательного жеста; развитие праксиса позы пальцев; развитие восприятия величины до уровня проб и умения строить сериационные ряды по величине. 1

    5. Мальчики - пальчики *Формирование щепотного захвата; обособление указательного и среднего пальцев.

    **Развитие соотносящих действий, встречных движений;развитие тактильного восприятия; развитие восприятия неречевых звуков; стимулирование интереса к пальчиковым играм. 1

    7. В зоопарке *Развитие вращательных движений кистей рук, кинестетического праксиса.

    8. Я и моя семья *Развитие поворотных движений кистей рук; формирование согласованности действий обеих рук.

    9. Найди свой домик! *Развитие встречных движений кистей рук, кинетического праксиса.

    **Развитие графомоторных навыков, соотносящих действий; развитие восприятия формы до уровня соотнесения. 1

    10. Колобок *Совершенствование зрительно-двигательной координации; развитие динамического праксиса.

    **Развитие щепотного захвата; развитие восприятия формы (круг) до уровня узнавания и умения соотносить плоскостные и объемные геометрические формы (круг и шар); ознакомление со свойствами геометрических тел. 1

    11. Построим башню *Развитие согласованности действий обеих рук; дифференциация левой и правой рук.

    **Формирование умения сравнивать предметы по форме и величине; развитие восприятия формы (квадрат) до уровня узнавания, величины до уровня зрительного соотнесения. 1

    12. Разноцветные семейки *Развитие соотносящих и орудийных действий. **Дифференциация левой и правой рук; формирование указательного жеста; развитие игрового взаимодействия; развитие восприятия цвета до уровня соотнесения. 1

    Содержание программы.

    Проведению апробации данной программы предшествовал подготовительный период,включающий: выбор и обработку методической литературы, выбор необходимого дидактического материала. Важным этапом подготовки было создание педагогической копилки, включающей пальчиковые игры, развивающий видео- и аудиоматериал, способствующие выполнению задач программы. Итогом подготовки явилась разработка и проведение игровых занятий.

    В реализации программы участвуют дети с различным уровнем развития мелкой моторики и сенсорных представлений.

    Работа по развитию мелкой моторики проводится в рамках игровых коррекционных занятий, индивидуальной работы, в виде рекомендаций родителям.

    На игровых занятиях по развитию мелкой моторикисоблюдаются основные педагогические принципы: последовательность, доступность, постепенное усложнение материала, наглядность и др.

    При организации игровых занятий по формированию навыков мелкой моторики используется интегративная форма,которая позволяет одновременно решать несколько дидактических задач: развитие мелкой моторики, речи и познавательных способностей.

    Занятие состоит из 3 частей: вводная, основная и заключительная. Вводная часть включает в себя ритуал приветствия, развитие коммуникативных навыков и крупной моторики.

    Заключительная часть, в течение которой проводится ритуал окончания занятия.

    Каждое занятие имеет свою четкую структуру. Структурированность занятий позволяет детям с ДЦП быстрее усвоить стереотипы занятий и действовать в соответствиис ними.

    Каждый момент занятия имеет свою цель и специфику проведения:

    Цель ритуала приветствия – установление контакта и положительного эмоционального фона занятия.

    Цель ритуала прощания– логическое завершение занятия и подведение итогов через проговаривание положительных моментов занятия.

    Ритуалы приветствия и прощания облачены в стихотворную форму, либо включают музыкальное сопровождение.

    Пальчиковые игры проводятся с целью развития праксиса, увеличения амплитуды движений пальцев, формирования указательного жеста, обособления каждого пальца.

    В ходе проведения занятий у детей отрабатываются навыки удержания пальцевой позы, переключения с одной позы на другую, одновременного выполнения движения пальцами и кистями обеих рук. Вначале – по подражанию действиям взрослого, а затем – в сочетании с речевым сопровождением и с опорой на зрительные и тактильные образы – представления.

    В играх у детейодновременно задействованы все виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое; это способствует полноценному восприятию изучаемого материала.

    В занятия обязательно включаются физкультминутки как элемент двигательной активности и переключение на другой вид деятельности.

    Используются различные виды физминуток: игры в круге на подражание, сочетающие простые движения со стихотворным сопровождением, игры в круге, сочетающие движения с музыкальным сопровождением.

    Описывая различные моменты игрового занятия, их цели и специфику, важно помнить, что на любом этапе занятия крайне важна рефлексия и детей, и родителей.

    Использование упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и развитии речи детей.

    Анализ реализации программы.

    Апробация программы включала 3 этапа:

    1-й этап:первичная диагностика детей, участвующих в апробации программы;обработка результатов диагностики;

    2-й этап:занятия с детьми, предусмотренные тематическим планом;

    3-й этап: повторная диагностика детей ;обработка результатов диагностики.

    На втором этапе проводятся занятия с детьми, предусмотренные тематическим планом. Для проведения данного этапа исследования была разработана система занятий, написан тематический план с учетом особенностей развития детей с ДЦП.

    Третий этап включал в себя проведение повторной диагностики детей и обработку результатов диагностики.

    2. Тренажёры для развития мелкой моторики.

    3. Мячики, шарики.

    4. Пластилин, тесто, глина.

    5. Краски, карандаши.

    6. Цветная бумага, клей.

    10. Конструктор, мозаика.

    14. Счётные палочки, спички.

    Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.

    Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

    Игры с пластилином, с тестом, глиной

    Способствуют: развитию мелкой моторики, ловкости рук, творчества.

    - скатать шарик, раскатать колбаску, сделать лепёшку, колечко, сушку и т. д. ;

    - разрезать на кусочки;

    - мять и отщипывать;

    - надавливание монеткой, чтобы получился отпечаток;

    Способствует: развитию мелкой моторики, внимания, ориентировки на листе бумаги, закрепление цвета, величины, геометрических форм.

    -Рисование карандашом, мелками, восковыми мелками, кистью.

    - Рисование ватой, палочкой, пальчиком, губкой.

    - Рисование краской, гуашью, углём.

    - Рисование и раскрашивание пальцем, фломастером, ручкой, маркером, углём.

    - Работа по трафарету.

    - Дорисовывание предметов и деталей.

    - Рисование по опорным точкам.

    - Работа в книжках – раскрасках.

    Способствует развитию мелкой моторики, умение работать с ножницами, развитие сноровки, пространственной ориентировке на листе бумаги, творчества, усидчивости.

    - наклеивание готовых форм;

    - вырезывание несложных деталей;

    - использование различного материала (бумаги, картона, сухих листьев, бисера, крупы, песка).

    Способствуют: развитию мелкой моторики и ловкости и гибкости пальчиков, развития внимания, сообразительности.

    - Складывание различных фигур.

    - Разрывание бумаги на мелкие части.

    - Комкание и скатывание бумажного мячика.

    - Вырезание ножницами, склеивание различных объёмных игрушек.

    - Аппликация из бумаги, салфеток.

    Игры с конструктором и мозаикой

    Способствуют развитию мелкой моторики, развитию пространственного мышления, творческие потребности и произвольные действия, различение цвета, формы.

    -собирание по схеме;

    Игры с пуговицами – пуговичный массаж

    Способствуют развитию мелкой моторики, ловкости рук, закреплению цвета и формы, величины, пространственной ориентировки, творчества, фантазии, смекалки, сообразительности.

    -Катание пуговицы, поставленной на ребро, каждым пальцем по очереди;

    - заполнять просторную коробку пуговицами;

    - перетереть пуговицы между ладонями;

    - найти самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и т. д. ;

    - застёгивание и расстегивание пришитой пуговицы;

    - решение задач при помощи пуговиц;

    - составление узора из пуговиц.

    Способствуют развитию мелкой моторики, чувственного восприятия, закрепление цвета, формы, мышления.

    - Массаж ладоней при помощи горошины или фасоли;

    - пересыпание крупы из одной ёмкости в другую (баночки, миски, стаканчики, коробочки;

    - выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам;

    - выкладывание фигурок людей и животных, цифр, букв;

    - заполнение бобовых в отверстие разной формы и величины;

    Способствуют развитию моторики, усидчивости, глазомера; совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук; развитие логического мышления и органов артикуляции.

    - шнуровка на игрушке – основе.

    Игры со счётными палочками, спичками

    Способствуют развитию мелкой моторики, развитию речи, пространственного мышления.

    - Брать палочки, спички разными пальцами, от указательных – к мизинцам;

    - перекладывание с одного места на другое;

    - выкладывание рисунка по схеме;

    - наклеивание спичек по образцу.

    Игры с водой и песком

    Способствуют развитию мелкой моторики, тактильные ощущения.

    - различные изображения (рисование) на песке;

    - работа с пипеткой (всасывание воды пипеткой);

    - раскрашивание воды (опыты с водой);

    - поделки с применением песка.

    Игры с камушками, бусинками, пробками, макаронами

    Способствуют развитию мелкой моторики, развитие ловкости рук, мышления, творчества, фантазии, пространственной ориентировки; развитие чувства цвета, формы, величины.

    - перебирать, брать разными пальчиками;

    - находить по заданию взрослого заданный предмет (по цвету, размеру, форме);

    - раскрашивание камушек, макарон;

    - нанизывание бусинок, пробок, макарон на проволоку или шнурок;

    - выкладывание по образцу;

    -перекладывание из одной ёмкости в другую;

    Куклотерапия, пальчиковый театр

    Способствует развитию мелкой моторики, творчества, ловкости, ориентировка в пространстве, сочетать движения с речью, развитие творческого потенциала.

    - одевание куклы на разные руки;

    - имитация движений и речи.

    Игры с прищепками

    Способствует развитию мелкой моторики, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, развивает чувственный опыт.

    - доставать прищепки из корзинки;

    - подбирать прищепки по цвету одежды, ткани.

    Ниткография (ниткопись)

    Способствует развитию мелкой моторики, развитие ловкости пальцев рук, пространственной ориентировки, творчества, мышления, тактильных ощущений.

    - наматывание нитей на клубок;

    - распускание моточков;

    - выкладывание по образцу.

    Такая всесторонняя деятельность будет развивать мелкую моторику рук ребёнка, движения будут более уверенными. У детей внимание становится более устойчивое, развивается тактильная и двигательная память.

    Осуществление комплексного подхода к развитию мелкой моторикиприносят положительные результаты:

    1. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений

    2. Улучшается речь.

    3. Развивается память, мышление, внимание.

    4. Улучшаются движения пальцев руки.

    5. Определяется ведущая рука.

    6. Изменяется тип хватания.

    7. Движения в руке становятся более согласованными, координированными.

    8. Наблюдается проявление согласованности зрительного и двигательного анализаторов.

    Занимательные игры для развития мелкой моторики рук в домашних условиях Развитие мелкой моторики в домашних условиях Педагог-классик В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках.

    Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Слайд 1. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал о том, что «ум ребенка находится.

    Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП ДЦП прежде всего - это ослабленное здоровье и сниженные показатели общего физического развития ребенка,.

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.