Методы и средства обучения детей с дцп


Методы работы с детьми с ДЦП

Скачать:

ВложениеРазмер
dtsp.docx 19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная работа с детьми с ДЦП

Методы работы с детьми с ДЦП

Главный принцип коррекционной работы на уроке – практическая направленность специально организованного, целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся, направленного на решение развивающих и образовательных задач.

Особенности коррекционного воздействия на ребёнка зависят от характера, имеющегося у него дефекта, от возрастных и компенсаторных возможностей ребёнка, от условий жизни и воспитания ребёнка. Важно учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в момент исследования, но и их возможности в обучении – «зону ближайшего развития.

Основная коррекционная задача, которую должен ставить перед собой каждый педагог, работающий с такими детьми – это внесение элементов коррекции во все виды деятельности и развитие всех психических процессов через формирование фундаментальных знаний, умений и навыков, способствующих успешной адаптации и социализации учащихся, подготовка к равноценному участию детей в различных видах деятельности. Практически каждое задание, выполняемое детьми в ходе урока, является корригирующим – способствует развитию памяти, объёма и переключаемости внимания, целостного предметно-зрительного, зрительно-пространственного и тактильного восприятия, наглядно-образного, словесно-логического, наглядно-практического мышления, моторики, развитию личности ребёнка, его потенциальных возможностей и способностей.

Методы, формы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата.

Соотношение методов, приемов, форм работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата на каждом этапе обучения и воспитания определяется структурой нарушений, уровнем развития детей, а также задачами, стоящими перед специальным педагогом.

Основными принципами , определяющими систему и последовательность коррекционно-развивающего воздействия на детей с двигательными нарушениями, являются следующие:

  • Комплексный характер коррекционно-развивающей работы, предусматривающий постоянный учет взаимовлияния двигательных, психических и речевых нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка.
  • Раннее начало онтогенетически последовательного поэтапного коррекционно-развивающего воздействия, опирающегося на сохранные функции.
  • Учет индивидуального уровня развития ребенка.
  • Тесное единство коррекционно-педагогической работы с лечебными мероприятиями.
  • Учет взаимосвязи двигательных, психических и речевых расстройств при ДЦП.
  • Организация коррекционной работы в рамках ведущей деятельности.
  • Динамическое наблюдение за психофизическим развитием ребенка в течение длительного времени.
  • Гибкое сочетание различных видов и форм коррекционной работы.
  • Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка
  • организация среды (быта, воспитания), стимулирующая развитие ребенка, сглаживающая негативное влияние заболевания на его психическое состояние.
  • Ежедневный учет психофизического состояния ребёнка при определении режима нагрузок (объема и характера проводимых с ним занятий).

Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных методов. Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса предполагают сочетание теоретического, теоретико-практического и практического усвоения учебного материала.

В образовательных учреждениях используются следующие методы:

Практические методы и приемы обучения:

  • Постановка практических и познавательных задач;
  • Целенаправленные действия с дидактическими игрушками; многократное повторение практических и умственных действий; наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения); подражательные упражнения.
  • Дидактические игры;
  • Создание условий для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, в быту.

  • обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);
  • наблюдени я за предметами и явлениями окружающего;
  • рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.

  • речевая инструкция, беседа, описание предмета;
  • указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;
  • метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком);
  • вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);
  • педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата.

  • дифференцированный (в том числе логопедический) массаж;
  • пассивная гимнастика;
  • искусственная локальная контрастотермия.

В процессе коррекционной работы используются современные образовательные технологии:

В качестве основных методов являются:

-Подвижные игры по словесной инструкции с использованием стихотворных текстов;

-Подвижные игры с использованием наглядности (стрелки-векторы, схемы);

-Подвижные игры с правилами.

Учитывая направления коррекционной программы, 4 комплекта игр: игры, направленные на ориентировку в схеме собственного тела; игры, направленные на определение местоположения предметов в пространстве; игры, направленные на определение отношений между предметами и игры, направленные на умение ориентироваться на плоскости. Однако несмотря на определенную последовательность в работе, выделение ее направлений достаточно условное, комплексы игр строго не специализированы и легко комбинируются между собой.

У детей с ДЦП отмечаются нарушения в двигательном, зрительном, тактильно-кинестетическом анализаторах. Поэтому в коррекционных играх мы предлагаем максимально использовать все возможные анализаторы для формирования знаний в пространстве. В ходе занятия создаются такие условия, чтобы у детей вырабатывались установка на успех, на принятие помощи взрослого.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело мозга, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимани.

В докладе представлен краткий обзор существующих методических разработок в коррекционной работе с детьми раннего возраста с речевыми нарушениями, дается описание контингента детей, посещающих коррекци.

В статье рассказывается о формах и методах работы по коррекции и развитиии личности ребенка.

В настоящее время проблема сохранения, поддержания и укрепления здоровья становится особенно актуальной. Решение данной проблемы видится во внедрении элементов здоровьесберегающих технологий, то.

Диагностика, программа индивидуальной работы, конспекты занятий.

программа индивидуальной работы, конспекты.

Лариса Басырова
Методические рекомендации по работе с детьми с ДЦП

Методическая рекомендация по работе с детьми с ДЦП.

Подготовительная группа (6 - 7 лет)

К детям с нарушением опорно-двигательного аппарата обычно относят детей с детским церебральным параличом (ДЦП).

Детский церебральный паралич составляет группу расстройств двигательной сферы, которые возникают в результате поражения двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.

Основная особенность при ДЦП - существование двигательных нарушений с самого рождения и их тесная связь с сенсорными нарушениями.

Из – за имеющихся у ребенка двигательных нарушений различной степени он с рождения оказывается полностью зависим от взрослых. Это отрицательно влияет на эмоциональную сферу ребенка, у него отсутствует инициативность и развивается пассивность в действиях.

Особенностью психического развития при детском церебральном параличе является не только его замедленный темп, но и неравномерный характер, ускорение в развитии одних функций, и отставание других.

Расстройства внимания и памяти проявляются в повышенной отвлекаемости, неспособности длительно концентрировать внимание, узости его объема, преобладании вербальной памяти над зрительной и тактильной.

Нарушение пространственного гнозиса: проявляется в замедленном формировании понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из частей целое.

Интеллектуальное развитие детей с детским церебральным параличом может быть сохранным, но несколько сниженным. По мнению Э. С. Калижнюк, дети с ДЦП могут подразделяться на две группы в зависимости от степени нарушения интеллекта (задержка психического развития и атипичная форма олигофрении).

Для детей с ДЦП характерно недоразвитие высших форм мыслительной деятельности – абстрактного мышления.

Характерными проявлениями речевых расстройств у таких детей являются разнообразные нарушения звукопроизносительной стороны речи. Вот почему речь этих детей невнятна и мало понятна для окружающих.Тяжесть нарушений звукопроизносительной стороны речи усиливается за счет дыхательных расстройств: речевой выдох укорочен, во время речи ребенок производит отдельные вдохи, речь теряет плавность и выразительность.

В письме проявляются ошибки в графическом изображении букв, цифр, их зеркальность, асимметрия.

Почти все дети с ДЦП отличаются повышенной утомляемостью. При целенаправленных действиях, требующих участия мыслительных процессов, они становятся вялыми быстрее, чем их здоровые сверстники, им трудно сосредоточиться на задании. Они могут отказаться выполнять задание, если им не удается с ним справиться, и полностью потерять интерес к нему.

Личностное развитие у воспитанников с ДЦП имеет свои особенности. Эмоциональные нарушения проявляются в виде повышенной возбудимости, склонности к колебаниям настроения, появлению страхов. Склонность к колебанию настроения часто сочетается инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении.

Важным фактором развития является также осознание ребенком себя как части коллектива, который делает полезное дело. Детям всегда наиболее интересны занятия, приносящие коллективу наибольшую практическую пользу. Это побуждает их к различным видам общественно полезного труда.

Дети с детским церебральным параличом очень чутко чувствуют отношение к ним окружающих и реагируют на любое изменение в их поведение. Такие дети очень впечатлительны, их легко обидеть, вызвать у них недовольство или какую-либо негативную реакцию.

Рекомендации.

1. Коррекционную работу нужно начинать как можно раньше, так как вследствие нарушения некоторых психических функций могут вторично нарушаться другие психические процессы. Коррекционные мероприятия, должны осуществляться посредством разнообразных игр, т. к. ведущей деятельностью в этом возрасте является игра. Игра способствует благоприятному развитию психики ребенка и его речи, приобретению им различных умений и навыков.

2. На занятия важно объединять детей с различными двигательными возможностями, т. к. это способствует выработке стремления к совершенствованию своих двигательных навыков, подражанию тем детям, у которых они более развиты.

3. Важно грамотно организовать двигательный режим в течение всего времени пребывания детей в ДОУ. Необходимо подбирать наиболее удобную для ребёнка позу во время работы за столом, игр, сна.

4. Во время коррекционного занятия важно своевременно проводить равномерные включения динамических пауз (через 10 минут).

5. Длительности коррекционных занятий, усложнение заданий, увеличение амплитуды действий должно происходить постепенно с учётом индивидуальных возможности ребёнка.

6. В течение занятия важно активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать, а использование музыки, танцев благоприятно влияет на развитие моторики у таких детей.

7. В процессе обучения и воспитания педагогу важно уделять внимание одобрению при неудачах, поощрение за малейший успех такого ребёнка.

8. Педагогу необходимо знать положительные черты характера, на которые можно будет опереться в процессе учебной деятельности, а также негативные, требующие особого внимания со стороны педагога.

9. Развивать двигательный навык, а так же воспитывать правильное представление о нём через ощущение движений: формирование навыка самообслуживания; развитие практической деятельности и подготовка руки к письму. Важно помнить, что овладение двигательными навыками происходит поэтапно и требует много времени и большого терпения со стороны взрослого. Развитие двигательных навыков целесообразно использовать в виде интересных и понятных для детей игр, которые соответствуют его двигательным возможностям.

10. Уделять особое внимание развитию сенсорных эталонов.

11. Для коррекции нарушений кинестезии проводить игры, помогающие детям на ощупь определять предмет.

12.Ручные навыки необходимо развить поэтапно: научить произвольно брать, опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать в определённое место, выбирать предметы.

14. Перед тем как перейти к процессу обучения грамоте и письму, важно научить ребёнка конструировать асимметричные буквы из палочек и обведению букв с помощью карандаша.

15. Учить детей пространственной ориентировке в различных направлениях и при удалённости предмета через игры, в том числе и подвижные.

16. Также необходимо включать в занятия упражнения с опорой на зрительный или зрительно – осязательный анализатор. Например, при освоении математических действий, требующих от ребёнка пересчёта использовать наглядные предметы и манипуляцию с ними.

17. Необходимо стимулировать речевую активность ребенка, с помощью описанию предметов, действий, загадыванию и отгадыванию загадок. Использовать игры и упражнения на формирование правильного речевого дыхания, сильной воздушной струи.

18. Использовать игры по звукоподражанию способствующие правильному звукопроизношению речи.

19. Необходимо воспитывать в ребенке с детским церебральным параличом полноценного члена общества, ничем не хуже остальных и относиться к нему соответствующе!

Список литературы

1. Арбашина Н. А. Двигательные церебральные нарушения.Саратов: Приволж. кн. изд-во, 2007.

2. Епифанцева Т. Б. Настольная книга педагога – дефектолога. Ростов н/Д: Феникс, 2006.


Методическая разработка о работе по ПДД с детьми дошкольного возраста Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Задачи.

Основы работы с детьми ОВЗ «…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает.

Методические рекомендации для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. В отечественной литературе это понятие появилось.

Совместная двигательно-игровая деятельность как средство эмоционального сближения родителей и детей Методическая рекомендация "Совместная двигательно-игровая деятельность как средство эмоционального сближения родителей и детей" 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ.

Организация психолого-педагогического сопровождения детей и родителей во время адаптации Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Многие ученые, которые занимались.

Рекомендация родителям для индивидуальной работы с детьми с общим недоразвитием речи Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребенка, взрослому необходимо четко представлять, что ребенок должен знать и уметь.

Также как современное образование немыслимо без инновационных процессов, немыслимо без них и обучение детей с ДЦП. В настоящее время насчитывается около десятка современных методов обучения детей с патологией развития. К их числу можно отнести такие методы, как: игротерапия, лекотека, хоббитерапия, арттерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, пескотерапия, гарденотерапия, гидрокенезотерапия, дататека, биологическая обратная связь (БОС).

Рассмотрим подробнее вышеупомянутые методы обучения.

Игровая терапия - это метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры. Игровую терапию можно описать как опыт, чувства, мысли и желания человека, проецируемые на игрушки и различные материалы, такие как песок, краска и вода. Игровая терапия - метод коррекции эмоциональных нарушений, а также метод развития познавательной сферы у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра.

Специалисты, работающие с детьми, имеющими проблемы в развитии (в частности с ДЦП), психологи, дефектологи, логопеды, психотерапевты и педагоги, уже давно заметили, что ребенку намного проще выражать свои переживания, потребности, мечты в игровом процессе. Основная цель игровой терапии - помочь ребенку выразить свои переживания через игру, проявить творческую и социальную активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, "отыгрываемых" в игровом процессе, а также развивать мыслительные процессы, формировать активное воображение, произвольность памяти и внимания.

Исследования С.В. Григорьева показали, что хорошо зарекомендовали себя многие настольные игры, головоломки, занимательные задачи, которые могут использоваться в индивидуальной и групповой работе с детьми. Всегда полезно значительное разнообразие игр, что дает возможность переключать внимание воспитанников от одной игры к другой в рамках отведенного на игровые занятия времени. Обычно игры подбираются так, чтобы обеспечивалась разносторонность игровых задач (например, игры на развитие мелкой моторики рук сочетаются с интеллектуальными играми-головоломками), чтобы у детей была возможность проявить себя как индивидуально, так и в небольших группах

Игра является наиболее естественной формой жизнедеятельности ребенка в дошкольном возрасте. Дети с ДЦП обнаруживают большую потребность в помощи взрослого, недостаточность мотивации к игровой деятельности, снижение активности и самостоятельности в игре. Поэтому особое значение в психокоррекции познавательных нарушений детей с ДЦП имеют игровые методы. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется личность в целом.

В настоящее время свое распространение получила новая форма дошкольного образования - лекотека. Лекотека подразумевает под собой индивидуальные занятия для детей с логопедом, дефектологом, психологом. Педагоги лекотеки помогают детям с нарушениями развития, формирования у них предпосылки к учебной деятельности, поддерживают развитие личности детей и даже оказывают психолого-педагогическую помощь родителям. Обучение проходит в форме игры.

Материальная база лекотеки должна включать в себя:

· оборудование для развития общих движений

· игрушки для развития движений рук и ручных навыков

· игрушки для развития тактильного восприятия

· игрушки и средства для развития зрительного восприятия

· игрушки для развития слухового восприятия

· игрушки для развития мышления

· игрушки для развития речи и языка

· средства для развития альтернативной коммуникации

· игрушки для социально - эмоционального развития

· материалы для изобразительного творчества

· средства для музыкального развития

· книги для детей

· книги для родителей

· выставка самодельных игрушек

· специальное оборудование для детей с нарушением движений

Довольно мощным фактором для "запуска" двигательной деятельности может стать потребность ребенка в самовыражении, самоутверждении, для реализации которой дети широко используют творчество. Поэтому среди современных возможностей совершенствования реабилитационных технологий особое внимание уделяется арт-терапии.

Арт-терапия - это лечение с помощью привлечения ребенка к искусствам. При этом ребенок учится общаться с окружающим миром на уровне экосистемы, используя изобразительные, двигательные и звуковые средства. Он имеет возможность самостоятельно выказывать свои чувства, потребности и мотивацию своего поведения, деятельности и общения, необходимые для полноценного развития и приспособления к окружающей среде (Киселева, 2006).

Основное внимание при проведении коррекционной арт-терапии отводится отношению ребенка к своей деятельности, своим рисункам, игре на музыкальных инструментах и т.п. Главная задача педагога направлена на развитие мотивации ребенка к деятельности, отбор приемов арт-терапии для лучшего формирования мотивационной сферы у детей с различными формами органического поражения нервной системы.

Арт-терапию, как методику коррекции, целесообразно использовать в комплексе функционально-системной медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение арт-терапии повышает познавательную активность детей, содействует сенсорному и двигательному развитию, концентрирует внимание. Кроме того, арт-терапия позволяет осуществлять более эффективное влияние на формирование эмоциональной сферы, побуждает к дальнейшему развитию компенсаторных свойств сохраненных функциональных систем.

Педагогическая коррекция с помощью арт-терапии у детей с ограниченными возможностями здоровья (клинико-синдромологическими формами органического поражения нервной системы) имеет свои особенности и определяет целесообразность учета общих и индивидуальных направлений и условий работы, а именно: возраста ребенка, степени зрелости всех функциональных систем, индивидуальных свойств его личности.

Общие направления и условия проведения арт-терапии похожи на другие методики педагогической коррекции, использующиеся в реабилитации детей с органическим поражением нервной системы. Педагог обязан:

· осознавать и помнить о трудностях ребенка в реализации возможностей своих функциональных систем;

· установить направления и задачи коррекционной работы по арт-терапии;

· подобрать те виды арт-терапии, которые конкретный ребенок способен выполнить и получить результат;

· дать возможность ребенку самостоятельно выбрать задание;

· установить с пациентом доброжелательный двусторонний контакт;

· регламентировать работу ребенка, что дает возможность повысить сосредоточение внимания.

Такие правила проведения коррекции и арт-терапии стимулируют познавательную активность ребенка, организуют его поведение, повышают самооценку.

Одной из наиболее доступных технологиий для детей с ДЦП является сказкотерапия.

Возможности сказок велики, они позволяют проводить "сказочные" занятия с детьми, у которых различный уровень не только физических возможностей, но и развития речи и интеллектуальных способностей. Погружение в сказку снижает уровень тревоги, агрессивности, помогает отдохнуть от стресса, восстановить силы. Сказки наполняют ребенка жизнеутверждающей силой: добро побеждает зло, и вместе с героями сказок ребенок приобретает уверенность в их и своей силе.

Сказкотерапия для данных групп детей является наиболее продуктивной в развитии адаптивных механизмов в окружающем мире.

Во время прослушивания сказки нервная система находится в особом состоянии, во время которого происходит бессознательная проработка собственных проблем ребенка, его внутренний мир восстанавливается и гармонизируется.

Целью коррекционной работы является развитие эмоциональной сферы.

К задачам данной терапии можно отнести следующее:

· Развитие умения распознавать и передавать базовые эмоции.

· Развитие вербальных и невербальных средств общения.

· Развитие адаптивных механизмов к изменениям в социуме.

· Развитие дружеских чувств.

· Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения, моторики).

Для решения этих задач используются дополнительные технологии: музыкотерапия, релаксация, арт-терапия, библиотерапия, театрализация, драматизация.

Важное значение для развития и нормализации движений у детей с ДЦП имеет проведение физических упражнений в воде- гидрокинезотерапия. Гидрокинезотерапия - является современным методом лечения в бассейне с теплой водой для достижения более полного расслабления мышц под наблюдением и под руководством опытных методистов по лечебной физкультуре по индивидуально спланированным комплексам. Особенно полезна лечебная гимнастика в воде в период начального формирования активных движений. С помощью водолечения нормализуются процессы возбуждения и торможения, снижается мышечный тонус, улучшается кровоснабжение органов и тканей. Обычно лечебные ванны сочетаются с пассивными и активными движениями. Эффективность гидрокинезотерапии -- активного метода консервативного лечения -- ограничивает лишь наблюдающееся у данной группы больных снижение интеллекта. (Дубровский, 2007)

Водолечение благодаря своей эффективности и доступности считается одним из наиболее часто используемых больными ДЦП методов физиотерапии. Вода является естественным биологическим раздражителем, с которым человек постоянно встречается в повседневной жизни. Ее высокая теплопроводность и теплоемкость, способность растворять важнейшие для организма органические и неорганические вещества и газы, а также некоторые другие физические свойства делают воду уникальной средой, через которую могут осуществляться разнонаправленные воздействия на организм.

В практике водолечения больных ДЦП наиболее часто используются ванны индиферентной температуры (35-37°С), существенно не отличающейся от внутренней температуры тела. При действии таких ванн на организм больного уменьшается количество импульсов, поступающих в центральную нервную систему. В результате тормозится активность коры головного мозга, что ведет к снижению мышечного тонуса, болевых ощущений и гиперкинезов.

При проведении водолечения используется игровой метод, который позволяет добиться хороших результатов у всех детей с ограниченными возможностями. Игровая деятельность формирует у детей познавательный интерес, характер, волю. Для коррекции мелкой моторики, координации движений применяются элементы спортивных игр (броски и ловля больших и малых мячей).

Сочетание закаливающего и игрового метода в воде позволяет решить следующие задачи по оказанию медико-социальной помощи детям с любой формой ДЦП: укрепление здоровья ребёнка, снижение спастики, развитие двигательных способностей, улучшение психо-эмоционального состояния, адаптация к ежедневным физическим нагрузкам.

Большое значение имеет общение ребёнка с ДЦП с другими детьми на фоне радостных эмоций во время проводимых занятий. Известно, что общение - главный источник психического развития ребёнка. Дефицит общения с окружающими, недостаток тепла, любви нарушают формирование личности ребёнка. Недостаточность социальных контактов, неспособность к общению проявляется во время процесса обучения детей, имеющих грубое недоразвитие когнитивной и эмоционально-волевой сферы. Простота, доступность, естественность позволяет применять водолечение у детей в любое время года.

5. Биологическая обратная связь.

Сущность метода биологической обратной связи (БОС) заключается в организации тренировок активных движений с использованием зрительной и звуковой информации о выполняемом движении в режиме реального времени. Информация об усилиях переключается с проприоцептивного канала (глубокое мышечное чувство) на зрительный и слуховой анализаторы, обладающие большей осознаваемостью воспринимаемых сигналов. Ориентируясь на такую информацию, пациент получает возможность сознательно корректировать выполняемое движение. Метод получил теоретическое обоснование и развитие в трудах проф. О.В. Богданова и других отечественных и зарубежных авторов.

Ведущим является процесс ассоциации, основанный на формировании временной связи между изменениями регулируемой функции и предъявляемых сенсорных сигналов БОС. Произвольные двигательные акты могут характеризоваться особой сложностью. В их основе лежат не просто реакции на определенный сигнальный раздражитель, а стремление к удовлетворению потребностей (у человека и социальных потребностей) по определенной программе, составляемой в мозге на основании обширного афферентного синтеза всех тех сигналов из внешнего мира и внутренней среды организма, которые поступают в мозг по различным чувствительным путям (зрительным, слуховым, тактильным, проприоцептивным и пр.), а также на основании использования аппаратов памяти, сохраняющих и воспроизводящих сведения о прошлом опыте.

Известно, что, приступая под влиянием определенных мотиваций к действию, человек обычно прогнозирует его результаты. В связи с этим П.К. Анохин (1898--1974) выдвинул гипотезу о существовании физиологического аппарата предвидения и оценки результатов действия, который формируется на основе предшествующего опыта, мотиваций и избранной программы предстоящего действия, а также текущего афферентного синтеза.

Совпадение или несовпадение прогнозируемых и реальных результатов действия оказывает влияние на характер сопутствующих действию эмоциональных реакций. При совпадении реальных результатов с прогнозом они обычно положительны, при несовпадении -- отрицательны. Последнее обстоятельство является стимулом к занятиям лечебной физкультурой, включающими компьютерные игры, которые позволяют пациенту выполнять единичные или построенные на взаимодействии частей тела упражнений. Визуальный контроль на экране монитора за качеством выполняемых упражнений помогает планировать и направлять движения, а также предотвратить развитие моделей компенсаторных движений.

Выводы по второй главе

1. "Инновация" - нововведение, изменение, обновление, которая связывается с деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению нового.

2. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счёт максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности.

3. Такие инновационные методы обучения детей с ДЦП как игротерапия, арт-терапия, лекотека, сказкотерапия, биологическая обратная связь, гидрокинезотерапия и др. являются важной частью обучения и реабилитации детей с патологией в развитии.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.