Научные исследования по дцп


Реабилитацией детей с такой патологией, как ДЦП, занимаются уже много десятилетий. За эти годы, в данном направлении, появилось множество различных методов и подходов к терапии. Но какие из них являются наиболее эффективными, а какие — непродуктивными или даже вредными?

Единственным способом объективно и беспристрастно взглянуть на данный вопрос, является сравнение множества научный исследований, направленных именно на изучение результативности и эффективности конкретных методов терапии.

Панкадж Кушваха (BSc – LSE, MPhil – Glasgow University)

(Директор, Rehab and Medical Ltd., Стокпорт, Великобритания)

Состояние доказательной базы по оценке эффективности различных типов терапии для детей с церебральным параличом

(26 марта 2020 года Елена Нобл, физиотерапевт, MPT)

В 2013 году Иона Новак и ее команда составили один из наиболее полных, научно обоснованных, обзоров различных типов терапии для детей с ДЦП (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/23962350). С тех пор оно было дополнено более чем двумястами новыми систематическими обзорами, и, в феврале 2020г, появилось его обновления под названием:

Последний обзор усиливает и даёт определение рекомендуемым методам терапии для детей с церебральным параличом.

Ничто не сравнится с чтением всей статьи (доступной в полном тексте на Английском языке) для лучшего понимания доказательств и хороших визуальных иллюстраций (https://link.springer.com/article/10.1007/s11910-020-1022-z)



Но, в данной публикации, мы обращаем внимание, в основном, на двигательную реабилитацию. Вот пример того, что входит в выбранное направление результатов по двигательной реабилитации:

Большая часть данного обзора — это включение более высоких уровней доказательств в пользу систематических обзоров и рандомизированных контролируемых исследований. Результаты обзора формализованы в новой вышеуказанной статье, которая является отличным инструментом для эффективной клинической интерпретации методов терапии (вмешательств), изученных в этом исследовании. Вот как это выглядит в итоговой таблице обзора:


  • Методы терапии (вмешательства), которые попадают в категорию

зеленого цвета: ВПЕРЕД! Высокое качество доказательств свидетельствует об эффективности этих методов. Рекомендуются для использования в практике.

  • Методы терапии (вмешательства), которые попадают в категорию

красного цвета: СТОП! Высокое качество доказательств свидетельствует о неэффективности или вреде этих методов.

  • Методы терапии (вмешательства), попадающие под

желтый цвет: МЕРА! Минимальные доказательства или неубедительные доказательства требуют мониторинга результатов этих методов. Те методы, которые выше и ближе к зеленым, имеют более позитивные доказательства в эффективности и могут быть рекомендуемыми.

Данные вмешательства сгруппированы под общими направлениями/результатами лечения. Примерами этого являются результаты двигательной терапии, управление мышечным тонусом, профилактика и коррекция контрактур, наблюдение за тазобедренным суставом, раннее вмешательство, боль, когнитивные способности, функции самообслуживание, время приема пищи и профилактика. Обратите также внимание, что размер кругов (указывающих на разные виды вмешательств) пропорционален количеству рандомизированных контролируемых исследований, оцениваемых для каждого типа вмешательства.

Зеленый цвет:

Красный цвет:

  • Нейродевеломентальная терапия в первоначальном пассивном формате (традиционный подход к развитию двигательный навыков, которыми последовательно должен овладеть ребёнок, в соответствии с его возрастом)
  • Сенсорная интеграция (для развития моторных навыков)
  • Краниосакральная терапия (неинвазивный метод мануального лечения, направленный на устранение дисбаланса и напряжений в теле)

Желтый цвет:

  • Физическая активность
  • Использование наклеечных пленок (тейпирование)
  • Иглоукалывание


Конечно, применение результатов исследований в клинической практике — это следующий шаг. Исследователи рекомендуют делать это вокруг целей, ориентированных на ребенка и семью. В целом чрезвычайно интересно наблюдать, как научно обоснованные методы терапии растут и набирают обороты в педиатрии.

Перевод статьи: Панкадж Кушваха (BSc – LSE, MPhil – Glasgow University)


Цель исследования: определить эффективность разработанной дифференцированной программы комплексной медико- социальной и психолого-педагогической реабилитации с учётом степени тяжести функциональной зависимости детей-инвалидов с детским церебральным параличом от окружающих.

Материалы и методы исследования

Главным критерием формирования основной группы явилось прохождение детьми на базе Центра 2-4 курсов в течение календарного года 3-недельно- го комплексного лечения. Дети контрольной группы лечились нерегулярно (менее одного раза в год). Каждая группа была разделена на четыре возрастные подгруппы: 1-я - дети в возрасте от 6 мес. до 2 лет, 2-я - от 3 до 6 лет, 3-я - от 7 до 12 лет, 4-я - от 13 до 17 лет. Деление детей на указанные возрастные группы определялось использованием соответствующих возрасту различных видов, методов и методик реабилитации при едином (строго индивидуальном) подходе к восстановительному лечению детей-инвалидов.

Оценка степени функциональной зависимости ребенка-инвалида от окружающих осуществлялась посредством разработанного нами интегративного показателя коррекции (ИНК) с учетом имевшихся у больного стойких ограничений жизнедеятельности по четырём основным группам системных нарушений: двигательная и речевая сферы, психическое и психологическое состояние (патент на изобретение №2391899, 20.06.2010). По проведенным разделам обследования вычислялись показатели уровня функциональных возможностей ребенка до начала проведения реабилитационных мероприятий и уровня достигнутого в ходе реабилитации по формуле:


где К - коэффициент (оценка) исходного состояния; Кр - коэффициент (оценка) состояния ребенка после проведения реабилитационных мероприятий; N - количество детей; n - количество параметров наблюдений; B. - наличие параметра наблюдения (да - 1, нет - 0); i - номер параметра наблюдения; b. - оценочный балл; j - номер оценочного бала; (j = 1, b1 = 0; j = 2, b2 = 0,25; j = 3, b3 = 0,5; j = 4, b4 = 0,75; j = 5, b 5 = 1).

Показатели разности значений Кри в процентном отношении наглядно отражают динамику, произошедшую в результате реабилитационных мероприятий, образуя коэффициент эффективности (КЭ) работы с данной группой детей в том, или ином виде нарушений. Частное от деления суммарного значения КЭ на количество обследуемых детей в данной возрастной группе или сфере жизнедеятельности, представляет собой интегративные показатели коррекции (ИПК) ребенка определенного возраста в конкретном виде функциональных нарушений.

Результаты исследования и их обсуждение

При анализе физического развития выявлено, что у 757 (82,9 %) детей, страдающих ДЦП, оно ниже среднего уровня, дисгармоничное. Очень низкое, резко дисгармоничное физическое развитие выявлено у 116 (12,7 %) детей. Только 40 (4,4 %) детей с ДЦП имели физическое развитие среднее гармоничное. Распределение детей по группам здоровья произошло следующим образом: 314 (34,4 %) детей вошли в третью группу здоровья, 582 (63,7 %) - в четвертую и 17 (1,9 %) в пятую.

Анализ результатов исследования уровня соматической заболеваемости показал, что у детей с ДЦП она в 1,3 раза выше регионального показателя (3215,7 %о против 2473,6 %о,р

Хотя исследователи активно ищут лекарство от церебрального паралича, много внимание уделяется приобретению понимание состояния, выявления риска, определения причин, продвижении и реализации лечение превентивные меры. Последние исследования были сосредоточены на глаз отслеживания технологии, лечения стволовыми клетками, ремонт поврежденных клеток мозга, управление боли, био-медицинских достижений, вспомогательные технологии и наблюдения.

Государственные, общественные организации, общественные организации и промышленные организации (инвалидности и церебральный паралич) выполнять и финансировать исследования по церебральным параличом, инвалидов и нарушениями, которые могут в значительной мере лиц с церебральным параличом.Исследования помогают понять состояние и причину, образуют основу для улучшения методов лечения, и используются для разработки мер по профилактике. Некоторые исследования позволяют государственные органы подсчитать, сколько люди имеют состояние и прогнозировать тип и количество необходимой помощи.

Исследования также проводились на лечение и терапии вариантов. Например, исследования стволовых клеток в настоящее время выполняется установить, является ли поврежденные клетки мозга можно отремонтировать или заменить. В эксперименте, проведенном невролог Эван Снайдер в Гарвардской медицинской школе, мышам вводили стволовых клеток имплантатов. Результаты исследования показали, что недостающие клетки спонтанно заменить.

Хотя это слишком рано, чтобы знать наверняка, если результаты Снайдера могут быть воспроизведены в детей с церебральным параличом, ученые надеются. Если они могут найти верный способ управлять поврежденные клетки мозга, чтобы исцелить себя или пополнить, то условия, такие как ДЦП можно лечить, или, возможно, наоборот.

Чтобы узнать больше об исследовании стволовых клеток, в частности, назвать MyChild Call Center на(800) 692-4453 . MyChild колл-центр имеет материал по следующим темам стволовых клеток:

  • Основная информация об обещании исследований стволовых клеток
  • Этические вопросы, связанные с исследований стволовых клеток
  • Исследования стволовых клеток программ и клинические испытания в университетах и ​​институтах
  • Прогресс исследования Международной стволовых клеток
  • Белый дом рекомендации по исследованию стволовых клеток
  • Понимание мозга варианты крови
  • Понимание крови и трансплантация костного мозга
  • Медицинские заявления позиции по использованию пуповинной крови
  • Медицинские заявления позиции по лечению стволовыми клетками
  • Типы стволовых клеток (взрослые стволовые клетки, ткани конкретного плода, пуповинной крови, эмбриональные и индуцированные плюрипотентные стволовые клетки)
  • Международный прогресс в продвижении исследования стволовых клеток и продвижение биомедицинской науки

Чтобы узнать больше о различных других научных исследований и клинических испытаний, которые могут улучшить жизнь тех, кто с церебральным параличом, MyChild был составлен следующий перечень международных и национальных научно-исследовательских организаций, проводящих исследования в настоящее время в пользу тех, с церебральным параличом. MyChild реализует следующий перечень не всеохватывающий, всеобъемлющий, ни полностью, но это только начало. Мы надеемся добавить больше ресурсов в ближайшем будущем.

Международные агентства

Международные агентства, находящиеся за пределами Соединенных Штатов содействия церебральный паралич исследования, включают в себя:

Организация Объединенных Наций, или ООН, является международной организацией более чем 192 государств-членов, организованных с целью содействия экономическому развитию во всем мире, прав человека, международного права, международной безопасности, социального прогресса и мира во всем мире. ВОЗ филиал ООН взимается с руководство и координацию инициатив в области здравоохранения в рамках ООН. Включить Организации Объединенных Наций веб-сайт ООН по всем видам деятельности ООН, других прав и достоинства людей с ограниченными возможностями.

Всемирная организация здравоохранения, или ВОЗ, является координирующим органом ООН для здоровья и руководства по глобальным инициативам в области здравоохранения. Они формируют исследовательских программ, установленных норм и стандартов, и сформулировать варианты политики на основе фактических данных при мониторинге и оценке тенденций в области здравоохранения.

Наблюдение ДЦП в Европе, или SCPE, является сеть сотрудничества в 14 центрах в 8 странах Европы разрабатывает центральную базу данных детей с церебральным параличом. ЮИЦЭ следит за тенденциями, распространяет информацию и предоставляет рамки сотрудничества.

Правительственные организации

Департамент здравоохранения и социальных ресурсов, или HHR, является ведущим национальным агентством посвященный защите здоровья всех американцев, в то время как предоставление основных социальных служб.HHR поддерживает несколько дивизий, которые сосредоточены на исследованиях, профилактики, безопасности, здоровья и благополучия, в том числе:

Центры по контролю и профилактике заболеваний, или CDC, является подразделением Министерства здравоохранения и социальных служб, организации, занимающейся маркетинговыми коммуникациями для защиты здоровья и борьбы с болезнями, травмами и инвалидностью. CDC провела наблюдение врожденных дефектов, в том числе следующих трех инициатив:

Программа митрополит Атланты Разработка Инвалидность наблюдения или MADDSP контролирует пять отклонениями в развитии, в том числе детский церебральный паралич, в Атланте. Это модель для многих других программ в США.

Аутизм и нарушения развития сети мониторинга, или ADDM отслеживает детей с расстройств аутистического спектра и церебральным параличом.

Национальный институт неврологических расстройств, или NINDS, в настоящее время исследует травмирующие события, генетические дефекты и протоколов лечения в церебральным параличом.

Национальный институт здравоохранения, NIH или , известен как один из крупнейших научно-исследовательских центров мира, НИЗ имеет большой источник финансирования медицинских исследований во всем мире.

Центр по врожденным дефектам и порокам развития, или NCBDDD части американских Центров по контролю и профилактике заболеваний. Центр фокусируется на защите людей, которые находятся в группе повышенного риска для здоровья, в том числе с ограниченными возможностями.

Ресурсы и услуги Администрация Здоровье, HRSA, это агентство США направлена ​​на улучшение доступа к услугам здравоохранения для людей, которые не имеют страховки, изолированный, или медицинской уязвимы.

Здоровье матери и ребенка бюро здравоохранения или MCHB, направлена ​​на улучшение здоровья матерей и детей путем обучения провайдеров, проведение государственного образования и охват, а также предоставление вспомогательных услуг для детей с особыми потребностями здравоохранения. MCHB также предлагает профилактику травматизма, скрининг новорожденных и программ в области здравоохранения и безопасности по уходу за детьми.

Неправительственные организации, или НПО

Неправительственные организации, которые выполняют или финансировать исследования, а также пропаганде и помочь тем, кто с церебральным параличом, включают в себя:

Марш Dimes это ведущий негосударственный агентство по беременности и здоровье малыша. В настоящее время они сосредоточены на предотвращении врожденных дефектов, преждевременных родов и младенческой смертности.

Easter Seals является некоммерческой, общинных организация здравоохранения сосредоточены на оказании помощи тем, с ограниченными возможностями достичь большей независимости.

Соединенные церебральный паралич, или ОГП, это международная сеть независимых некоммерческих глав, который предоставляет информацию, пропаганды и непосредственный уход для тех, кто с ограниченными возможностями в развитии.

Детский церебральный паралич Международный фонд исследований является некоммерческой организацией, направлена ​​на финансирование научных исследований и образовательных инициатив, непосредственно связанных с открытием причины, лечение и доказательной медицины для тех, кто с церебральным параличом и связанных с ними отклонениями в развитии .

Университетских центров передового опыта в отклонениями в развитии, или UCEDDs

Видение университетских центров передового опыта в порокам развития, UCEDDs, чтобы быть нацией, в которой все американцы, в том числе американцев с ограниченными возможностями в полной мере участвовать в их собственной независимости, полностью включено в своих общинах, и возможность быть продуктивным в обществе ,

По крайней мере один UCEDD в каждом штате и территории они работают с физическими лицами с ограниченными возможностями в развитии, их семей, государственных учреждений и поставщиков услуг сообщество построить общественный потенциал через обучение, оказание технической помощи, обслуживание, исследования и информационные кампании. Проектные области UCEDD важные включают в себя:

  • Укрепление здоровья и профилактика
  • Образование
  • Занятость
  • Самоопределение
  • Поддержка семьи
  • Национальные и общественные работы
  • Аутизм

Финансирование UCEDDs обеспечивается, в частности, путем:

  • Управление по порокам развития, или ДОБАВИТЬ
  • Департамент образования США, или ЭД
  • Национальные институты здравоохранения, NIH или
  • Ресурсы и услуги управления здравоохранения, или HRSA
  • Центры Medicare и Medicaid Services, CMS или
  • Центры по контролю и профилактике заболеваний, CDC или

Программа была утверждена в соответствии с отклонениями в развитии помощи и Билля о правах 2000 года, также известный как "закон", DD публичного права 106-402.

ЛИДЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЕ В отношении развития нервной И СВЯЗАННЫЕ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ, или ЛЕНД

С центрами в 32 штатах США и округе Колумбия, руководство образования в развитие нервной системы и связанной с инвалидностью, или ЛЕНД, улучшает системы здравоохранения доставки для детей с отклонениями в развитии путем предоставления физическим лицам разнообразных профессиональных дисциплин с ведома и навыки по содействию интегрированные услуги для повышения культурной компетентности, семьецентрический ухода и междисциплинарного партнерства на базе общин. Работа с каждым уровнем власти, частных поставщиков, и общественных организаций, они работают вместе, чтобы обменяться передовым опытом, решения национальных вопросов, имеющих важное значение, и принять региональные вопросы, имеющие значение для улучшения особых потребностей здравоохранения детей с ограниченными возможностями.

Земельные был разработан в 1950-х годах для выявления детей с disabiliites как приоритетной программы Название V Детского бюро, в настоящее время известный как матери и ребенка бюро здравоохранения или MCHB. MCHB под руководством управления здравоохранения ресурсов и услуг, или HRSA отвечает ЛЕНД, которые в настоящее время финансируются в рамках 2006 Борьба Закон аутизм.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ И РАЗВИТИЯ ИНВАЛИДНОСТИ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР или IDDRC

В качестве одного из первых устойчивых инициатив страны для профилактики и лечения инвалидности через медико-биологических и поведенческих исследований, интеллектуальной и порокам развития Научно-исследовательские центры или IDDRC, была создана в 1963 году в начале года они были известны как умственная отсталость отклонениями в развитии научно-исследовательских центров, или MRDDRCs. Сегодня 27 центров, финансируемых для целей отличающихся участвовать в исследованиях в целях улучшения понимания различных обстоятельствах, которые приводят к интеллектуальной инвалидностью, в том числе биохимических процессов и обмена веществ вопросов, связанных с функционированием мозга, черепно-мозговой травмы или других аномалий головного мозга.

Фокус IDDRCs является разработка и внедрение научно-обоснованных методов по оценке эффективности вмешательств (биологических, биохимических, поведенческих и), продвижение пренатальной диагностики, улучшение практики отбора новорожденных, а также развитие вспомогательных технологий.

В настоящее время программа финансируется Юнис Кеннеди Шрайвер Национального института детского здоровья и человеческого развития, или NICHD, и Национальными Институтами Здоровья, или НИЗ.


Профилактика детского церебрального паралича


Распространенность и заболеваемость ДЦП


Факторы риска церебрального паралича

(26 марта 2020 года Елена Нобл, физиотерапевт, MPT)



Ничто не сравнится с чтением всей статьи (доступной в полном тексте на английском языке) для лучшего понимания доказательств и хороших визуальных иллюстраций (https://link.springer.com/article/10.1007/s11910-020-1022-z)

Но в данной публикации мы обращаем внимание в основном на двигательную реабилитацию. Вот пример того, что входит в выбранное направление результатов по двигательной реабилитации.

Большая часть данного обзора - это включение более высоких уровней доказательств в пользу систематических обзоров и рандомизированных контролируемых исследований. Результаты обзора формализованы в новой вышеуказанной статье, которая является отличным инструментом для эффективной клинической интерпретации методов терапии (вмешательств), изученных в этом исследовании. Вот как это выглядит в итоговой таблице обзора:


  • Методы терапии (вмешательства), которые попадают в категорию зеленого цвета: ВПЕРЕД! Высокое качество доказательств свидетельствует об эффективности этих методов. Рекомендуются для использования в практике.
  • Методы терапии (вмешательства), которые попадают в категорию красного цвета: СТОП! Высокое качество доказательств свидетельствует о неэффективности или вреде этих методов.
  • Методы терапии (вмешательства), попадающие под желтый цвет: МЕРА! Минимальные доказательства или неубедительные доказательства требуют мониторинга результатов этих методов. Те методы, которые выше и ближе к зеленым, имеют более позитивные доказательства в эффективности и могут быть рекомендуемыми.

Данные методы терапии сгруппированы под общими направлениями/результатами лечения. Примерами таких групп являются результаты двигательной терапии, управление мышечным тонусом, профилактика и коррекция контрактур, наблюдение за тазобедренным суставом, раннее вмешательство, боль, когнитивные способности, функции самообслуживание, время приема пищи и профилактика. Обратите также внимание, что размер кругов (указывающих на разные виды вмешательств) пропорционален количеству рандомизированых контролируемых исследований, оцениваемых для каждого типа вмешательства.

Зеленый цвет:

Красный цвет:

  • Нейродевеломентальная терапия в первоначальном пассивном формате (традиционный подход к последовательному развитию двигательных навыков у ребёнка)
  • Сенсорная интеграция (для развития моторных навыков)
  • Краниосакральная терапия

Желтый цвет:

  • Физическая активность
  • Использование наклеечных пленок (тейпирование)
  • Иглоукалывание


Перевод: Панкаджа Кушваха (BSc – LSE, MPhil – Glasgow University)

По мнению большинства ученых, исследовавших ДЦП, эта патология, вероятно, существовала и в древние времена. Однако дети с ДЦП долгое время не попадали в поле зрения науки, возможно, по той причине, что производили впечатление безнадежных калек, рано погибавших без специального ухода.

В медицинской литературе первые упоминания о ДЦП относятся к 1826 году. Врачи Денис, Биллард и Крувейлхиер пишут о возможной связи между внутричерепным кровоизлияние при рождении младенца и последующим развитием у него церебрального паралича.

В 1893 году Зигмунд Фрейд предложил объединить все формы спастических параличей перинатального происхождения под одним названием — ДЦП, но лишь спустя полвека, в 1958 году, интернациональная группа ученых в Оксфорде утвердила этот термин.

И вот в эти учреждения для детей, больных полиомиелитом или перенесших полиомиелит, стали обращаться родители детей с ДЦП. Конечно, ДЦП и полиомиелит имеют лишь отдаленное сходство в симптоматике и патогенетических механизмах. Однако врачи уже не могли отказывать в лечении больных ДЦП, тем более, что всплеск заболевания полиомиелитом проходил, клиники пустели и оказывались на грани закрытия, если бы не дети с ДЦП. (В середине XX века американцы изобрели вакцину против полиомиелита, и с тех пор это заболевание стало достаточно редким следствием халатности или предрассудков родителей, игнорирующих прививки).

Турнер. В 1931 году в том же здании был открыт Ленинградский научно-исследовательский институт детской ортопедии им. Г. И.Турнера, сотрудники которого явились в нашей стране первопроходцами в области изучения ДЦП.

После революции в крупных городах открывались дома увечного ребенка и профилактории. В 30-х годах начинает развиваться и санаторно-курортное лечение детей с патологией нервной системы и опорно-двигательного аппарата.

Но так же, как и за рубежом, решающую роль в организации помощи детям с ДЦП сыграла эпидемия полиомиелита, которая в нашей стране прошла в 40—50-х годах. В связи с эпидемией был усилен интерес к лечению детей с патологией опорно-двигательного аппарата, а в 1957 году вышел приказ Министерства здравоохранения о создании специальных школ для детей с последствиями полиомиелита. Это название сохранялось за школами еще в 80-х годах, когда детей с последствиями полиомиелита уже не было, а школы были заполнены и переполнены детьми с ДЦП.

В 1956 г. Элберт Сэйбин объявил о создании живой полиомиелитной пероральной вакцины (ОПВ), приготовленной на основе ослабленных вирусов полиомиелита 3 типов.

В 1977 г. было объявлено о создании Джонасом Солком в содружестве с Голландским Королевским Институтом вакцин и Институтом Мерье (Франция) новой усиленной ИПВ (уИПВ).

Дети с ДЦП стали основным контингентом школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Практика показала, что, хотя 78,5% детей с ДЦП — инвалиды, при наличии лечения и специального обучения 70,0% из них могут быть приобщены к труду. В связи с признанием социальной значимости данной проблемы необходимо было решать вопросы организации и повышения эффективности обучения таких детей. Эту работу возглавила московская лаборатория НИИ Дефектологии под руководством М. В. Ипполитовой.

По мере психолого-педагогического изучения школьников с ДЦП становилось очевидно, что необходимо начинать специальное образование этих детей как можно раньше. И в 1970—72 годах выходят приказы Министерства здравоохранения и Министерства просвещения о создании специальных яслей и дошкольных учреждений. Однако, развертывание сети специальных дошкольных учреждений для таких детей проходило крайне медленно в связи с неопределенностью в вопросах материального оснащения, недостаточным методическим обеспечением педагогического

процесса, отсутствием специально подготовленных педагогических кадров и сложностью комплектования учреждений. Дело в том, что специальное дошкольное образование детей с выраженными формами заболевания требовало и требует больших материальных затрат, а в те годы экономические соображения превалировали над гуманистическими. В связи с этим учреждения создавались только для детей с легкими отклонениями в физическом развитии, и проблема оказания помощи большинству дошкольников с ДЦП при таком подходе не решалась.

В эпоху перестройки демократические тенденции в развитии общества привели к организации новых учреждений для детей с ДЦП. Это, в основном, различные центры, имеющие более широкие возможности в организации материальной базы, штатного расписания, форм работы с детьми и комплектования. Однако, проблема научно-методического обеспечения педагогического процесса в этих учреждениях обозначена еще ярче в связи с тем, что большинство энтузиастов, работающих в таких центрах, имеют малый опыт и знания в области специальной педагогики.

Предмет, объект, цель и задачи исследований в области образования дошкольников с ДЦП

Современные подходы в организации специального образования должны быть основаны на научных концепциях, позволяющих прогнозировать результаты педагогической работы. При этом необходимо учитывать не только мировой опыт в области абилитации детей с ДЦП, но и опыт, накопленный человечеством в области дошкольного воспитания разных категорий детей.

К сожалению, научных исследований в области специального образования дошкольников с ДЦП еще очень мало. В методической и практической деятельности специалистам приходится больше опираться на данные общей и специальной педагогики, а также рекомендации врачей и психологов.

Для любой области научного знания важно, прежде всего, определить категориальный аппарат исследований.

Объектом изучения в данной области науки является процесс образования, включающий социальную абилитацию дошкольников с церебральным параличом. Такая абилитация должна проводиться комплексно усилиями медиков, психологов, педагогов и родителей. При этом важно определить как местоо каждого участника процесса, так и систему взаимодействия этих лиц.

Предметом изучения должны быть закономерности появления у ребенка ожидаемых качеств при создании определенных условий, использовании заданных методик и т. п. в специальном образовательном процессе.

Цель изучения — повышение эффективности абилитационного процесса. Оценивать же эффективность мы можем только тогда, когда четко определяем ожидаемый результат абилитационного процесса. По сути, здесь необходимо знать, какую личность мы хотим воспитать, т. е. каков социальный запрос. В специальной педагогике этот вопрос решается в соответствии с общепедагогическими концепциями.

1.Обобщение и анализ мирового опыта в области педагогической абилитации дошкольников с ДЦП.

2.Психолого-педагогическое исследование контингента дошкольников с ДЦП.

3.Определение ожидаемого результата педагогической работы в соответствии с потребностями и возможностями ребенка и общества.

4.Определение путей достижения ожидаемого результата работы.

5.Определение содержания педагогической работы.

6.Разработка, апробация и оценка эффективности методик, используемых в абилитационном процессе.

7.Научно обоснованная организация специальной педагогической помощи дошкольникам с ДЦП.

Решение этих задач возможно только с, привлечением знаний из разных наук. Это, прежде всего, медицинские, физиологические, психологические и педагогические знания о развитии ребенка в дошкольном возрасте, как справедливо отмечал Л. С. Выготский, в развитии любого ребенка всегда больше общего, чем особенного и специфического.

Изучение особенностей образования дошкольников с ДЦП относится к области специальной педагогики и психологии, поэтому закономерности, выявленные в этой сфере, проявляются и в работе с детьми с ДЦП.

Специфические компоненты педагогической работы с детьми с ДЦП могут быть определены только с учетом знаний о патологии ДЦП, которая исследуется, прежде всего, в детской невропатологии и ортопедии.

Разработка категориального аппарата исследований и интерпретация полученных данных зависят от философских концепций, лежащих в их основе.

Таким образом, для проведения эффективных научных исследований в области образования дошкольников с ДЦП специалист должен иметь достаточный запас знаний, позволяющих интегрировать данные из возрастной физиологии, психологии и педагогики, невропатологии и ортопедии, специальной психологии и педагогики на качественной философской основе.

Распространенность ДЦП.

Актуальность развития системы специального образования дошкольников с ДЦП определяется не только гуманистическими тенденциями развития общества, но и степенью востребованности данной системы. Какова распространенность ДЦП?

По зарубежным данным, в 50-х годах распространенность ДЦП варьировалась от 1-го в Англии до 4-х в США на 1000 школьников.

На конференции Американской Академии по изучению церебрального паралича в 1978 году отмечалось, что среди 1000 семилетних детей 5 страдают ДЦП. На 10 000 родов приходилось 32 мальчика и 22 девочки с ДЦП.

По данным М.Борковской, в Польше в 1989 году на 1000 детей было 2—3 ребенка с ДЦП.

По данным ЛНИИДОИ им. Г. И.Турнера, в Ленинграде в 1974 году было зарегистрировано 2,5 случая ДЦП на 1000 детей, а в 1988 году — 2,5—3 случая на 1000. В то же время, в 80-х годах говорилось о том, что заболеваемость ДЦП резко увеличивается.

В 1999 году К. А. Семенова привела такие данные о распространенности ДЦП в России: в 1962 году — 0,4 на 1000 детского населения, в 1972 году - 1,72 на 1000, в 1982-89 годах - 5,6-8,9 на 1000.

Среди причин роста статистических данных о заболеваемости ДЦП специалисты отмечают следующие:

1.Улучшение диагностики и учета детей с ДЦП. Действительно, трудно сказать, сколько детей с ДЦП было в то время, когда

эту патологию вообще не распознавали. Кроме того, сама организация специализированной медицинской помощи во второй

половине XX века в нашей стране претерпевала значительные

изменения, и это позволило более точно диагностировать и учитывать патологию ДЦП, особенно среди сельского населения.

2.Успехи медицины в области акушерства. В XX веке

значительно снизилась смертность новорожденных, но возросло

количество детей с врожденной патологией центральной нервной

3.Общий рост патологии детства. Человечество расплачивается с природой за увеличение продолжительности жизни, комфорт и попытки игнорировать свою биологическую сущность.

Однако женские особи оказываются более стойкими, и ДЦП в

1,3 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

Подведем итоги.

1.Патология ДЦП была выделена учеными в середине XIX века, но наибольшую актуальность эта проблема приобрела в XX веке.

2.На протяжении XX века в России, так же как в других развитых странах, оформлялась система оказания медицинской, педагогической, социальной, психологической помощи детям с ДЦП.

3.Образование дошкольников с ДЦП является частью системы общего образования, оно самым непосредственным образом зависит от социальной политики государства. В то же время, как и любая сфера деятельности, образование может быть эффективным только тогда, когда оно осуществляется на научной основе.

4.На протяжении XX века наблюдался существенный рост статистических данных о распространенности ДЦП. Это свидетельствует не только о росте заболеваемости ДЦП, но и о том, что была организована система диагностики и учета лиц с этой патологией.

Глава 2

Влияние патологии ДЦП



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.