Обучение детей с дцп компьютерной грамотности

Одним из перспективных направлений развития коррекционного образования является использование новых информационных технологий. Разумеется, информационные технологии не способны избавить ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья информационные компьютерные технологии - помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.

Компьютерные средства обучения, предназначенные для адаптированного образования, прежде всего, основаны на научно-обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывающие общие закономерности и специфические особенности детей.

1. организация адаптированного образовательного процесса обучения в соответствии c психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей.

2. реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения.

3.расширяется возможность соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций.

Занятиями, с использованием ИКТ охвачено максимально возможное количество воспитанников проживающих в детском доме-интернате. С детьми, которые не могут пользоваться мышкой и клавиатурой в связи с тяжестью заболевания (ДЦП, аутизм и др., занятия проводятся с использованием сенсорных панелей, которые дают возможность для развития всех анализаторных систем. Точные движения пальцами по сенсорному экрану даются детям с трудом, но все воспитанники проявляют большой интерес и желание к таким занятиям.

Занятия по обучению медиаграмотности проводятся в оборудованном компьютерном классе под руководством педагога, который помогает освоить компьютерную грамотность, действуя в интересах защиты детей от информации, способной причинить вред их здоровью и развитию.

1. Научить пользоваться компьютером.

2. Расширить кругозор знаний об ИКТ.

3. Обучить воспитанников основам компьютерной грамотности.

4. Формировать мотивационную и интеллектуальную готовность ребёнка к использованию ИКТ.

• Формирование знаний, умений и понятия о компьютерной грамотности.

• Воспитание бережного и аккуратного отношения к технике.

• Повышение уровня медиаграмотности детей.

• Развитие внимания, усидчивости, творчества, логического мышления.

• Развитие познавательных психических процессов, интеллектуально-творческих способностей.

Основные методические подходы:

Организуемая деятельность имеет гибкую структуру.

На занятиях организуются беседы, дискуссии, создаются проблемные и игровые ситуации.

Создаются педагогические ситуации общения на занятии, позволяющие каждому ребенку проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

учебный план, рассчитанный на 5 этапов обучения (2 занятия в неделю, по 15 - 20 минут (каждые 10 минут физминутка: гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика)

деятельность по обучению компьютерной грамотности с детьми на компьютерах проводятся перед обедом и после дневного сна;

проходит в игровой форме с использованием компьютерных игр, электронных пособий.

Методы и приемы

Компьютерный класс: компьютеры с мультимедийным проектором для демонстрации материала получения новых знаний и закрепления навыков работы; сенсорные панели, специализированная детская клавиатура с крупными клавишами, цветной принтер для печати детских рисунков, микрофон и наушники, сканер.

компьютерный класс должен соответствовать требованиям СанПиН.

Игровая зона компьютерного класса – это зона для предкомпьютерной подготовки и после компьютернойрелаксации включает в себя:

столы для работы детей,

демонстрационные дидактические игры,

демонстрационные и индивидуальные плакаты для обучения детей компьютерной грамотности, правилам поведения и правильной осанке.

Пособия для занятий

• программы: Paint; TuxPaint; ПервоЛого.

Предполагаемые результаты работы.

Дети должны усвоить:

• названия и функции основных частей компьютера;

• технику безопасности и правила поведения в компьютерном классе;

• иметь представление об основных носителях информации и о защите компьютера;

• знать рабочие программы;

• основы работы в программах:

- графический редактор Paint.

• носители информации (CD-ROM, DVD, Flash память)

• использовать в работе клавиатуру и мышь;

• осуществлять необходимые операции при работе в различных программах;

• называть части компьютера;

• определять истинные и ложные высказывания;

• сравнивать предметы, объединять в группу по признакам;

• находить закономерности в изображении предметов;

• соотносить элементы двух множеств по признаку;

• составлять целое из частей;

• составлять симметричный узор;

• расставлять предметы в определенной последовательности;

• объединять множества.

• с помощью педагога находить информацию в Интернете.

Итак, компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развивать ребенка.

Образец психолого-педагогического заключения на ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития ЗАКЛЮЧЕНИЕ по результатам психолого – педагогического обследования Психологическое обследование проводилось по запросу родителя с целью.

Основные подходы к проблеме социализации детей с тяжелыми множественными нарушениями в условиях инклюзивного образования Основные подходы к проблеме социализации детей с тяжелыми множественными нарушениями в условиях инклюзивного образования Учитель – дефектолог:.

Нетрадиционные методы развития связной речи детей с речевыми нарушениями Нетрадиционные методы и приемы развития связной речи детей с речевыми нарушениями Слайд 2. Развитие речи – одно из важных направлений коррекционной.

Дети и компьютеры

Компьютерные игры развивают у ребенка:

  • быстроту реакции
  • мелкую моторику рук
  • визуальное восприятие объектов
  • память и внимание
  • логическое мышление
  • зрительно-моторную координацию

Компьютерные игры учат ребенка:

  • классифицировать и обобщать
  • аналитически мыслить в нестандартной ситуации
  • добиваться своей цели
  • совершенствовать интеллектуальные навыки

Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.

Игры на компьютере – это те же занятия, а ребенка всегда легче привлечь к игре, чем заставить учить алфавит или, скажем, складывать цифры.

Прекрасно нарисованные, веселые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного, забавного и полностью направлены на то, чтобы малыши развивали и совершенствовали свои знания. А удобное и понятное управление и выполненное профессиональными актерами озвучивание сделают каждую игру настоящим праздником.

А что же тогда плохо?

Плохо то, что при не соблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них.

Обязательно помните о том, что для каждого детского возраста существует ограничение по времени для занятий: в 3-4 года – ребенок может находиться у компьютера 25 минут, в 5-6 лет – 35 минут, в 7-8 – 40 минут.

Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, а также к психологической зависимости ребенка от виртуального мира. Но в семьях, где не пренебрегают правилом золотой середины во всем, таких проблем никогда не возникнет.

Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в коррекционно-развивающей и реабилитационной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ)

За последние десятилетия в мире отмечается нарастание частоты рождения детей с врожденными физическими аномалиями, дефектами интеллекта и тяжелыми хроническими инвалидизирующими заболеваниями.

Чем своевременней и качественнее будет оказываться ребенку-инвалиду комплексная реабилитационная помощь, тем большее количество детей-инвалидов смогут органично войти (адаптироваться) в социум, а следовательно, и показатель качества их жизни будет неуклонно повышаться.

Очевидно, что добиться решения в современных условиях поставленной задачи без использования высоких технологий в реабилитационном процессе, невозможно.

Применение компьютеров соотносительно к реабилитационному процессу и в коррекционно-развивающей работе может быть весьма многогранным и обширным.

Прежде всего, это развивающие и обучающие компьютерные игры, ставшие одним из методов коррекции интеллектуальных, двигательных и речевых дефектов.

Основной целью применения образовательных компьютерных игр является стимуляция интеллектуальной деятельности ребенка, форми-рования и совершенствования его высших психических функций: внимания, памяти, пространственных и конструктивных представлений, речи, логического мышления. Кроме того, компьютерные игры необходимы для развития быстроты реакции ребенка, а также его манипулятивной деятельности (включая мелкую моторику).

Логопедические и дефектологические занятия современного уровня также немыслимы без компьютерных игр.

Психолого-педагогические основы использования компьютерных технологий в детской реабилитологии

Прежде, чем говорить о применении компьютерных или, как сейчас говорят, новых информационных технологий (НИТ) в реабилитации детей с различными отклонениями в развитии необходимо знать некоторые фундаментальные положения детской психологии и психологии игр.

Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения задач деятельности становятся сейчас необходимыми каждому человеку независимо от профессий. Новые информационные технологии в детской реабилитологии, прежде всего, комплекс методических и учебных материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники объединенных в систему научных знаний об их роли и месте в комплексном реабилитационном процессе.

Ребенок может овладеть информационными технологиями уже в дошкольном возрасте. Но успех этого приобщения возможен в том случае, если компьютерные средства НИТ станут подлинными средствами его деятельности, т.е. средствами его повседневного общения, игры, посильного труда, конструирования, художественной и других видов продуктивной творческой деятельности. Это, в свою очередь, требует создания наукоемких компьютерных программ, структура которых соотносима с интеллектуальной структурой деятельности ребенка.

Компьютерная развивающая программа становится необходимым звеном развивающей предметной среды детского учреждения любого типа.

Компьютер должен войти в жизнь ребенка через игру. Игра – яркая, полноправная в эмоциональном отношении практическая деятельность – является для ребенка ведущей. Компьютер – в первую очередь средство деятельности ребенка.

Важнейшая задача — не замена средствами НИТ традиционных средств дидактики игры, а включение их в общую систему на основе идеи взаимного обогащения.

Для полноценного использования компьютера как средства деятельности (средства познавательного анализа информации о действительности) от ребенка требуется умение оперировать символами (знаками), обобщенными образами (т.е. ему необходимо достаточно развитое мышление, творческое воображение, определенный уровень произвольности действий). Все это формируется в многообразной предметно-практической и игровой деятельности. При этом особое значение для формирования потребности целенаправленного управления компьютером, развития компьютерных игр принадлежит ведущей деятельности ребенка – игре.

Игра – одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры.

Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру ребенка компьютера как игрового средства.

Как правило, все детские игровые компьютерные программы, игры - носят обучающий и развивающий характер.

Вместе с тем, в разнообразном ассортименте детских программ выделяется большая группа обучающих и развивающих компьютерных игр, которые специально создаются для использования в образовательных целях. Это и отдельные программы, и наборы программ, которые представлены в виде отдельных коллекций, подсистем, пакетов, серий – в зависимости от степени их "общности".

Существует много различных подходов к классификации компьютерных игровых программ, которая нужна не только для удобства потребителя: педагогам легче ориентироваться во всем богатстве программ, если рубрики сразу дают ответы на вопросы типа "Какие программы есть для детей 3 – 4 лет?", "Какие программы способствуют развитию речи?", "В каких программах есть изображения животных?", "Есть ли программы, в которых управление осуществляется только 3 – 4 клавишами?" и т.д. Она облегчает отбор требуемой программы по различным критериям.

Программы можно делить на подгруппы, исходя из разных критериев: возрастного, сюжетной тематики, уровня сложности игровой задачи, сложности управления, задач развития умственных способностей и других характеристик.

Но в первую очередь все образовательные программы для малышей можно сгруппировать в следующие большие классы:

а) развивающие игры;
б) обучающие игры;
в) игры-экспериментирования;
г) игры-забавы;
д) компьютерные диагностические игры.

Работа с родителями

Очень важное, направление в деятельности педагога – работа с родителями. Прежде, чем педагог начнет заниматься с ребенком за компьютером, он должен, прежде всего, выяснить у родителей, стиль его поведения, и подхода к нему с целью выработки стиля (направления) своей работы с ним за компьютером, сопоставив эти данные с заключениями невропатолога и психолога. Далее, согласно плану работы учреждения, родителей детей, организовываются собрания. В непринужденной беседе педагог показывает те или иные компьютерные игры, демонстрирует, как они влияют на развитие мышления, речи, воображения и др. Как они помогают готовить ребенка к детскому саду, школе или более самостоятельной жизни. При этом подчеркивается, что родители – не сторонние наблюдатели, а активные помощники педагогов и союзники детей. На собраниях, во время индивидуальных бесед, консультаций обсуждаются успехи детей, предлагаются конкретные рекомендации помощи.

Коррекционная работа с детьми, страдающими ДЦП, с применением компьютерных технологий ведется по следующим основным направлениям:

I. Психолого-педагогическая диагностика.
II. Отбор коррекционно - развивающих программ с учетом интеллектуальных, двигательных, речевых возможностей.
III. Коррекционно-восстановительный процесс.

I. Психолого-педагогическая диагностика:

Отбор коррекционно-развивающих программ с учетом интеллектуальных, двигательных, речевых возможностей:

  1. Развитие познавательных процессов.
  2. Развитие двигательных способностей (использование СКИКа).
  3. Изучение специализированной литературы для расширения кругозора и активизации словаря учащихся.

III. Коррекционно-восстановительный процесс на основе выявления уровня знаний, умений и навыков каждого ребёнка; его психических, физических, интеллектуальных и речевых возможностей, состояния эмоционально-волевой сферы.

Кроме того, заводится журнал индивидуально-коррекционного обучения, где учитываются рекомендации психолога, учителей, инструктора ЛФК, логопеда, дефектолога.

Результатами работы по использованию компьютерных технологий в работе с детьми, страдающими ДЦП, являются:

  • умение учащихся пользоваться спортивными тренажерами;
  • специальными учебными программами;
  • специализированной компьютерной литературой.

Непосредственная работа с детьми включает четыре части:

  1. Содержательная и эмоциональная подготовка детей к решению игровых и дидактических задач на компьютере. В подготовке участвуют педагог-дефектолог (логопед), воспитатели, родители, все заинтересованные специалисты.
  2. Обучающая игра на компьютере.
  3. Проблемное общение с каждым ребенком по ходу игры.
  4. Реализация вновь полученных (после игры на компьютере) впечатлений детей в условиях детского реабилитационного учреждения семьи в разных видах игр: самостоятельных, творческих, сюжета ролевых, режиссерских, дидактических, подвижных и т. д.; в разных видах деятельности детей – в общении со взрослыми и сверстника изобразительной, конструктивной, трудовой.

Важно, прежде чем приступить непосредственно к занятиям за компьютером, сформировать у ребенка эмоционально положительное отношение к компьютеру (создать мотивационную готовность к овладению компьютером), поэтому необходимо подобрать первые компьютерные игры для детей. Они должны быть одень простыми по техническим правилам и интересными по содержанию.

При предъявлении последующих программ операциональная сторона как бы уходит на второй план, уступая место игровому и познавательному содержанию программы.

Для развертывания самодеятельной игры после окончания компьютерной игры хорошо поддержать заданную в ней воображаемую ситуацию. С игрой можно связать и гимнастику для глаз. В результате получается как бы импровизация детьми компьютерной игры в новых условиях.

К организационно-методической работе относится оформление и ведение документации, помогающей планировать компьютерные и с учетом их содержания и потенциальных возможностей детей. Занятия с каждым ребенком должны проводится не чаще 2-х раз в неделю.

Вспомогательные технологии для детей с особыми образовательными потребностями.

Специализированные устройства для детей с последствиями ДЦП

Специальные клавиатуры предназначены для содействия в использовании компьютера людям с ограниченными моторными функциями. Различные типы клавиатур адаптированы к определенным разновидностям ограничений.

Клавиатуры для людей с серьезными нарушениями моторных функций большие клавиатуры

Люди с моторными нарушениями высокой степени (спастическая кисть, не координированные движения) нуждаются в клавиатурах с клавишами увеличенного размера (Ø 20 – 27мм), расположенными далеко друг от друга, во избежание нажима нескольких клавиш одновременно.

Подобные клавиатуры могут быть использованы для управления компьютером с помощью пальцев ног.

Клавиатуры такого типа снабжены, как правило, регулируемой задержкой нажатия клавиши, функцией исключения двойного нажатия (т.е. ошибочное двойное или долгое нажатие игнорируются), регулирования скорости повторного нажатия и блокирования модифицирующей клавиши (SHIFT. Ctrl и т.п.).

Клавиатуры для людей с ограниченным радиусом движения (дистрофия мышц, заболевания суставов, отсутствие конечностей и др.)

Это маленькие клавиатуры, клавиши на которых могут быть расположены радикально и компактно для пользователей с ограниченным радиусом движения.

В случаях, когда ограничение подвижности настолько велико, что даже пользование специальными адаптированными клавиатурами становится невозможным, можно оснастить компьютер сенсорными устройствами, которые работают от импульса оставшегося возможного движения.

  • Грубые движения рукой или движение ноги
  • Движения головы
  • Удар языка
  • Дыхательные движения (вдувание воздуха)
  • Моргание глаз (удар веком)
  • Звуковые сигналы
  • Другие импульсы тела, способные вызывать импульс

Ввод информации производится однократными импульсами, посылаемыми через сенсорные устройства на виртуальную клавиатуру.

Обоснование необходимости применения компьютерно-игрового комплекса для реабилитации и восстановительного лечения детей-инвалидов
(коррекции интеллектуальных, двигательных и речевых дефектов)

Функциональный комфорт, проявляется в виде положительных эмоциональных реакций и как критерий адекватности предлагаемого ребенку предметного окружения его функциональным, психическим, индивидуальным возможностям.

Феномен творчества неразрывно связан с ориентировочно-исследовательской деятельностью человека:
интенсивность, новизна, сложность, необычность, изменчивость, вариативность. Они являются теми стимулами, которые вызывают ориентировочно-исследовательское поведение, лежащее в основе познавательной деятельности, способствующей развитию ребенка.

Новизна должна стимулировать познавательный интерес у ребенка, выражающийся в эмоционально окрашенной игровой деятельности. Феномен эмоций в деятельности ребенка играет весьма значительную роль и выступает не только как необходимое условие возникновения творческой деятельности, но и как важнейший регулятор любых психических процессов, а, следовательно, и любых видов деятельности.

Общеизвестен факт влияния эмоций (положительных) на оздоровительный эффект, который, в свою очередь, позитивно сказывается на творческих процессах в игровой деятельности детей.

  1. Дети и компьютер: что такое хорошо и что такое плохо? Материал из Интернета, 2008
  2. Лильин Е.Т., Кулишов Н.Н., Горвиц Ю.М. Компьютерные технологии реабилитации в педиатрии. М., 2004
  3. Использование компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми, страдающими ДЦП (из опыта работы). Материал из Интернета, 2008

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ул. Юбилейная, 10, г. Новый Уренгой, ЯНАО, 629300

решением педагогического Совета

председатель педагогического Совета

дополнительного образования для обучающихся

детей с ограниченными возможностями (ОВЗ)

Направленность – дополнительное образование

Дневное отделение

г. Новый Уренгой

Рабочий план дополнительного образования

для обучающихся с ограниченными возможностями (ОВЗ)

Срок обучения: 1 год (учебный год)

На базе среднего общего образования

I.План учебного процесса

I полугодие

(17 уч. недель)

II полугодие (17 уч. недель)

Теоретическое обучение

Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе

Информация и её представление средствами языка

Основы вычислительной техники

Программа Adobe Photoshop

Съёмные носители информации

Практические занятия

Работа с тренажером клавиатуры

Работа с программой Adobe Photoshop

Работа со съёмными носителями информации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа разработана согласно нормативным документам:

2. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политик воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844).

3.Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) СанПиН 2.4.4.1251-03 (Утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 01.04.2003).

Актуальность программы

Наше общество активно вступает в третье тысячелетие, всё сильнее чувствуется влияние на жизнь информационных компьютерных технологий.

В любой сфере деятельности человека используется компьютер. Дети с ограниченными возможностями – это дети, которые имеют особые образовательные потребности. В силу того, что многие дети имеют отклонения интеллекта и не способны заниматься обучению работе на компьютере в общеобразовательных школах, а также отсутствие в специализированных коррекционных школах такого предмета как информатика, особое значение приобретает деятельность по обучению детей работе на компьютере в образовательных организациях дополнительного образования. Ограниченные возможности ребёнка значительно ограничивают их жизнедеятельность, приводят к социальной дезадаптации вследствие нарушения их развития и роста, способностей к обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

В современных социально-экономических условиях развития общества перед педагогической наукой стоят задачи поиска наиболее оптимальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Успешное обучение и воспитание этих детей является предпосылкой полноценной социально- трудовой адаптации их в обществе, в этом им поможет компьютеризация. Разумеется, информационные технологии не способны избавить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы.

Весьма интересным видится вопрос о том, насколько возможно овладение хотя бы простейшими операциями на компьютере детьми с ограниченными возможностями. Вопрос этот возник совсем недавно, и всё, что касается обучения, воспитания и простого взаимодействия ребёнка с ограниченными возможностями, видится актуальной проблемой.

Обучение детей с ограниченными возможностями работе на компьютере осложняется:

отсутствием программ по обучению работе на компьютере для детей с ограниченными возможностями;

отсутствием методик по обучению работе на компьютере для детей с ограниченными возможностями.

Приоритетное направление – это овладение детьми навыками работы на компьютере.

Цель программы - п овышение грамотности детей в соответствии с требованиями, предъявляемыми современным уровнем развития компьютерных технологий, усвоение ими теоретических знаний по наиболее продуктивному использованию компьютерной техники, а также навыки работы с различными прикладными программами.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

освоение системы базовых знаний , отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ);

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ;

воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в процессе реабилитационных мероприятий, в дальнейшем освоение профессий, востребованных на рынке труда;

социальная – повышение грамотности детей в соответствии с требованиями, предъявляемыми современным уровнем развития информационных компьютерных технологий.

Отличительные особенности программы:

программа для детей, состоящих на диспансерном учёте, с нормальным уровнем интеллектуального развития.

4. Программа построена по принципу усложнения и увеличения предлагаемого материала, направлена на формирование знаний, умений и навыков работе на компьютере, которые помогут детям с ограниченными возможностями адаптироваться в окружающей среде.

5. Тематический план программы раскрывает технологию изучения программы, определяет последовательность тем, дает примерное распределение учебных часов по темам и возможную последовательность изучение тем курса в реабилитационном процессе, учитывает возрастные особенности детей, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности детей.

В программе рассматривается четыре направления:

Мировоззренческое.

Ключевое слово - информация. Дается представление об информационных процессах, о передаче, хранении и выдаче информации. В результате должны сформироваться элементарные умения видеть и анализировать информационные процессы.

Практическое.

Ключевое слово – компьютер. Формируется представление о компьютере как об универсальной информационной машине. Рассматриваются разнообразные применения ЭВМ, дети приобретают навыки общения с машиной.

Алгоритмическое.

Ключевое слово – алгоритм. Предлагаются алгоритмы решения различных задач методом проб и ошибок. Программируются алгоритмы для простейших исполнителей. В результате формируются представления об алгоритмах, складываются элементы операционного стиля мышления.

Исследовательское.

Ключевое слово - творчество. На занятиях дети как настоящие исследователи, наблюдают объекты и их поведение - информационные процессы. На основе наблюдений выдвигают гипотезу, проверяют ее, а затем превращают в создаваемый ими алгоритм.

Эти четыре основные линии проходят через все темы курса.

Учитывая общие и специальные задачи коррекционной работы, программа и методика преподавания предусматривает пролонгированные сроки обучения, повторяемость материала (в разных формах и объеме), Ряд тем постепенно усложняется и расширяется, что способствует более детальному развитию психомоторных процессов детей с ограниченными возможностями здоровья.

Среди наиболее важных задач, при решении которых осуществляется коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья, следует выделить:

развитие мыслительных операций в процессе игровой деятельности (умение анализировать, выделять важные свойства объектов, сравнивать их, соединять части в целое в соответствии с конструкцией объектов – умение осуществлять операцию синтеза; умение обобщать на основе сходства и различий признаков и др.);

развитие зрительно-двигательной и кратковременной памяти; пространственного расположения предметов и пространственных двигательных реакций, связанных с управлением;

совершенствование мелкой и крупной моторики руки;

развитие речи учащихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность, функцию общения;

обучение работе по алгоритму, инструкции педагога и самостоятельному планированию своей деятельности;

формирование умения преодолевать трудности, оценивать свои возможности адекватно;

развитие умственной работоспособности ребенка, быстрого и качественного выполнения заданий;

адаптация функциональных систем организма ребенка к новым условиям в связи с компьютерной деятельностью.

Использование компьютера позволяет решить такие проблемы, как индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая особенности его развития; диалоговый характер обучения; коррекция в любой момент процесса обучения, отслеживание положительной или отрицательной динамики в развитии; неограниченное содержание обучения его интерпретаций и приложений. Особое внимание учащихся следует обращать на соблюдение правил поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете.

Программа состоит из следующих тем:

основы вычислительной техники ;

знакомство с графическим редактором Paint ;

технология обработки текстовой информации ;

работа со съёмными носителями информации;

По окончании обучения на компьютере ребёнок должен знать, понимать:

история возникновения компьютера;

санитарно - технические требования и требования безопасности труда;

основные функциональные устройства компьютера, их назначение, общие

сведения о программном обеспечении;

(основные приёмы работы в программе с панелями инструментов, основным

(основные приёмы редактирования текста, основные приёмы форматирования

и редактирования текста, управление параметрами абзаца, представление

информации в табличной форме, создание графических объектов с помощью

встроенного графического редактора);

основные приёмы работы с принтером, сканером (ввод информации при

помощи сканера и другие возможности работы со сканером, вывод текста при

основные приёмы работы со съемными носителями (дисками и картами Flash -памяти).

По окончании обучения на компьютере ребёнок должен уметь:

(уметь самостоятельно производить запуск и завершение работы системы и

уметь работать с мышкой, клавиатурой (уметь выполнять одинарный и

двойной щелчок мышкой, открывать программы, папки и файлы, перетаскивать объекты мышкой, сочетать одновременно работу с мышкой и клавиатурой);

создавать информационные объекты :

- уметь работать с графическим редактором (уметь работать с панелями

инструментов, с основным меню, создавать и редактировать графические

- уметь работать с текстовым редактором (создавать текстовой документ,

редактировать и формировать текст, структурировать текст, используя

нумерацию страниц, списки, оглавления; проводить проверку

правописания, создавать и редактировать в тексте таблицы, изображения;

создавать и использовать различные формы представления информации:

графики, диаграммы, формулы, таблицы ) ;

уметь работать с файлами, папками и каталогами (создание, перемещение,

уметь работать с принтером и сканером;

уметь работать с дисками и дискетами, Flash –накопителями, картами памяти.

Ожидаемые результаты обучения

детей с ограниченными возможностями

Дети самостоятельно могут выполнять следующее:

планирование собственного информационного пространства (создания папок в соответствии с планом, создание именования, сохранение, перенос, удаление объектов, сохранение информационных объектов на внешних носителях), создание личных коллекций информационных объектов;

создание небольших текстовых документов посредством

квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов: форматирование и редактирование текстовых документов; вставку в текстовые документы таблиц, диаграмм;

создание объектов (рисунков) с помощью графического редактора;

распечатка на принтере и сканирование текстов и графических изображений при помощи сканера.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Количество часов

Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе

Знакомство с компьютерным классом.

Изучение техники безопасности и правил поведения в кабинете.

Основные требования при работе на компьютере.

Изучение гимнастики для глаз, рук.

Тема. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе

Знакомство с компьютерным классом. Знакомство с основными требованиями при работе на компьютере. Формирование представлений о требованиях безопасности и гигиены при работе с компьютером. Знакомство с правилами техники безопасности. Упражнения для профилактики зрения, комплекс пальчиковой гимнастики. Возможные негативные последствия для здоровья при работе на компьютере.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Количество часов

Информация и её представление средствами языка

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.