Опора для сидения детей с дцп своими руками

Хочу отдать даром опору для сидения "туфелька-2" для тетей с дцп, для больницы или для ОЧЕНЬ нуждающейся семьи,прошу спекулянтов не беспокоить,всем добра! Санкт-Петербург



Небольшие реабилитационные центры, созданные родителями таких детей, с радостью примут.

Спекулянты прочитают и не пройдут мимо. Ведь вы простите их не беспокоить, они - спекулянты, народ не совестливый.

Вы молодец. Может указать под какой рост или возраст подходит данная опора?

я просто пожелаю здоровья ее предыдущему маленькому хозяину. или хозяйке.

Я не перекупщик, при встрече готова предъявить копии документов ребенка об инвалидности. Наша ситуация такова: ребенку 2 года, у него ДЦП, спастический тетрапарез. В июне этого года нам дали инвалидность. Ребенок не ходит, не сидит, не говорит.

Инвалидность дали, но в ИПР выписали минимум. Опора для стояния прописана (хотя с июня мы ее так и не получили), а вот опора для сидения нам якобы не положена. Как и уличная коляска. В общем наши власти в своем репертуаре.

Если Вы не готовы связаться со мной по телефону, может напишете на эл. адрес? mooncaptive@mail.ru

89500214513 можете связаться со мной в вотсапе или по телефону? Я так и не разобралась как здесь написать личное сообщение😣

Котята ищут хозяев!


Только что нашли в парадной котят, оба домашние, в ошейниках, жалобно орут, хотят жрать и домой. Накормили, напоили но домой взять не можем, так как уже есть животинка. Уже написал в группы для поиска и находок животных местные, но на всякий случай еще и на Пикабу бахнуть решил. Надеюсь найдутся желающие забрать. Улица Галицкая микрорайон Славянка.


Выросшие забранные с усыпления Барсики ищут свой дом. Кошечка и кот, 2 месяца. Санкт-Петербург и Ленинградская область


Брат и сестра (сестра слева, покрупнее).


Котята ходят в лоток, едят паштет для котят и мясо. Обращу внимание на то, что котята переболели кальцивирозом (у их матери он уже был, когда мне привезли их не передержку).

Они очень ласковые, игривые и активные. Одного котёнка забрали на выходных, ещё один в брони. Остались двое.









Я спасаю животных и ищу им дом.


Очередной многочисленный пост про пристройство котеечки :3 (Не актуально)

Upd. Котенок пристроен.

Санкт-Петербург, Лигово-Горелово-Сосновая Поляна-Красное Село.



Найден лабрадор Лен.область

Ленинградская область, г. Никольское, мкрн. Перевоз, бродит лабрадор без намордника и ошейника. Немного грязная, возможно давно потерялась.






Как кинуть весь дом на детсад

С удивительным и неприятным известием столкнулись жители ЖК "Золотая Долина" в Красногвардейском районе.

В недавно построенном доме по проекту должен был быть организован детский сад, рассчитанный на детей жителей дома. Об этом даже было подписано соглашение между Застройщиком и Администрацией Красногвардейского района.

Между тем, уже в процессе заселения жители заподозрили неладное, видя что в направлении организации обещанного детсада в здании не происходит ровным образом ничего.

Написав запрос в Администрацию Красногвардейского района, жители получили ошеломляющий ответ.

Оказывается, Администрация Красногвардейского района расторгнула Соглашение с Застройщиком ЖК "Золотая Долина" (ООО "РС-Строй") на строительство и передачу району помещения детсада на 33 ребенка в ЖК "Золотая Долина".


Вместо этого, по словам чиновников, ООО "РС-Строй" (см письмо) произвел ремонтные работы в двух других детсадах, которые, якобы, позволили увеличить число мест в этих детсадах (на сколько мест они были увеличены в реальности и были ли - на данный момент неизвестно).

Жители, возмущенные подобным развитием событий, на данный момент обдумывают варианты дальнейших действий.

А такое помещение осталось в собственности застройщика. Наверное, торговля какая-то откроется.


Котенок в добрые руки

Нашлелся тут которебенок в ужаснейшем состоянии. Был пролечен, откормлен, приучен к лотку и корму. Очень хочу найти ему хорошего родителя, который обязательно будет вакцинировать/глистогонить и кастрирует по возрасту.
Так же, желательно, чтобы человек осознавал, что открытое окно = травма кота и хотел поставить (либо уже поставил) антикошку (я серьезно, устала уже находить ломаных котеек:( )

Итак. Котенок, девочка. Уже есть первая прививка. Возраст 2,5-3 месяца. Негласно зову Финансовой дырой. г.Санкт-Петербург.




Блохина онкологический центр. Прошу помощи или Сила Пикабу

Даже не знаю с чего начать. Примерно год назад у меня заболела мама, рак яичников с метастазами. Своевременное удалили, все, что можно, и думали, что рак отступил. И вот год спустя, уже в этом мае, рак вернулся, метастазы в печени.
В Екатеринбурге в онкологии, кроме химии ничего предложить не могут, дали 3 справки 057 на консультацию, обследование и госпитализацию, и посоветовали отправится в Блохина и жить одним днём.
Первым делом, я записался через интернет и получил приглашение на консультацию и вот, через какое то время, мы с самого утра в онкоцентре Блохина. Просидев 6 часов в двух очередях, мы попадаем к врачу.
Все останется без имён.
Врач, даже не посмотрев анализы, просто сказала, что они старые, да тут наш косяк, им было 15 дней. Просто написав карандашом на бумажке, какие анализы нужны, и направление на платное обследование стекол, выгнала нас из кабинета со словами "По ОМС мне не доплачивают"
Спустя ровно неделя, собрав все свежие анализы, мы опять на пороге ее кабинета в роли просящего.
Врач, не посмотрев даже анализы, просто сказала: подождите в коридоре. Через 5 минут дала справку, что нужно наблюдаться у районного онкогола. Со словами: по протоколу вам не положена госпитализация.
И всё, всё это время, все деньги на анализы, все просто в никуда, ни рекомендаций, ничего.
Я понимаю, у врачей сейчас жизнь не сахар, что цинизм, это защитная реакция, но она даже не попыталась устроить госпитализацию, ведь есть шанс спасти человека.

Теперь к сути поста, я ещё раз записался на прием и хочу спросит совета, как мне быть с врачём, предложить коррупционную составляющию или попробовать через жалобу сначала главврачу, потом в Минздрав? И может есть пример жалобы?
Или есть знакомые, которые могут помочь устроиться.

Я просто не знаю как смотреть маме в глаза, когда буду садить ее на самолёт, что это все зря? Что я ее отправлю доживать.
Еще как обьснить моим брату с сестрой, что их мамы скоро не станет? Потом начнется вся эта жесть с опекой. (Мама воспитывает одна моих брата с сестрой 12 лет, у их отца своя семья).
Пишу сюда, потому, что мне просто страшно перед будущем.

Дети, страдающие любой формой детского церебрального паралича, нуждаются во многом: постоянном постороннем уходе и специальном лечении, ежедневной гимнастике и достаточном внимании со стороны окружающих людей. Но одним из самых главных аспектов их полноценной жизнедеятельности является наличие специального оборудования. Мы уже говорили о пользе и необходимости опор для стояния, ползания. Опора для сиденья – специальное устройство, направленное на улучшение повседневной жизни и улучшение координации движений, с её помощью ребенок, с определенными особенностями физического развития, сможет продуктивно обучиться правильно сидеть. Нахождение ребенка в опоре, кресле-опоре можно считать лечением положением.

Основные функции и виды оборудования

Регулируемая опора для сидения для детей с дцп помогает в осваивании сидячего положения при таких проявлениях заболевания, как спастичность, рефлекс переизгибания и отсутствие контроля корпуса или головы. Для правильного симметричного положения используются специальные инструменты: подлокотники регулируемые по высоте, стопы на подножке. Благодаря этим мерам ребенок постепенно учится держать равновесие и самостоятельно сидеть.

Данный вид оборудования рассчитан на возрастную категорию от 1 до 12 лет, вес до 40 кг и нацелен на постепенную адаптацию ребенка, что особенно актуально в случаях, когда сложно быстро вертикализовать ребенка. Конструкция представляет собой семь мягких модулей и жесткую деревянную основу, в которой предусмотрены колесики и тормоза, а также регулируемый по высоте и ширине головодержатель. Глубина сидения зависит от абдуктора, который по желанию можно заменить валиком.

Незаменимый вариант для лечения положением, которое имеет немаловажное значение в процессе комплексной реабилитации. Обеспечивается принятие симметричной позы, стремление вытянуть ноги вдоль пола, максимально достигая естественного положения тела. Длительная фиксация гейторами или самодельными шинами обусловливает пассивную растяжку мышц, которая корректирует контрактуры. Абдуктор при этом устраняет перекрест ног.

Ортопедический стул этого типа предназначен для детей, не контролирующих голову и туловище. Фиксируя тело в исключительно правильном положении, устройство освобождает руки для других видов деятельности и развития, не затрудняя общение малыша с окружающим миром. С помощью опускаемых подлокотников, можно постепенно учиться удержанию равновесия и самостоятельному сидению. При невозможности удерживать стопы на подножке, предусмотрено ее выдвижение вперед для расслабления спастических мышц и их постепенного разрабатывания.

Данная опора для сидения предназначена для пациентов с загипсованным тазобедренным поясом вследствие спастических мышц ног, с врожденным или приобретенным вывихом. Благодаря абдукционному валику, который регулируется по высоте, тазобедренные суставы становятся в нормальное положение, а регулируемый угол наклона позволяет ребенку не только вести активный образ жизни, но и отдыхать. Предусмотрен откидной видоизменяющийся по высоте столик, служащий в качестве дополнительной опоры для рук и средством для развития мелкой моторики.

Опора для сидения — особенности и преимущества

Опора для сидения – это, прежде всего, удобство. В нем предусмотрено наличие тазобедренного и грудного ремня, что обеспечивает удобную фиксацию ребенка в корректной и правильной позе, а также фиксирующих креплений для стоп и мягкого абдуктора. Среди преимуществ оборудования нужно выделить:

  • экологически чистые материалы – поролон, обтянутый натуральной кожей или кожзамом;
  • регулируемые подлокотники и подножка, удобное положение стоп и глубокий абдуктор;
  • изменяющийся угол наклона – от положения сидя до положения полулежа;
  • прикрепляемый складной столик;
  • мягкие элементы на поролоне.


В современной медицине не существует методов полного излечения детского церебрального паралича (ДЦП). Есть методики, дающие возможность приостановить прогрессирование болезни и, как можно лучше приготовить ребенка к взрослой жизни.

Для этого объединяются усилия врачей и близких родственников ребенка с ДЦП, которым в помощь и придуманы специальные опоры для стояния, сидения, ползания и даже лежания.

Они учат ребенка выполнять правильные движения и держать позы, которые являются важными факторами на пути к выздоровлению.

Зачем нужны подобные приспособления

Опоры подбираются для каждого больного индивидуально в зависимости от тяжести заболевания и возраста пациента. Приспособления различны: просто стул и стол, кресло-стул с оснащением, коляска для передвижения.

  • для тренировок, чтобы у ребенка с ДЦП выработались навыки нормального положения туловища;
  • развития опорно-двигательной системы;
  • стимуляции центральной нервной системы к скоординированной работе;
  • контролированию процессов возбуждения и торможения.

Каждая тренировка дает мышцам стимул к устойчивой физической памяти, что необходимо в дальнейшей реабилитации.

Все ортопедические опоры предполагают увеличение нагрузок и изменение положение тела, что приводит к увеличению мышечной силы, а мышцы и нервная система работают в одной связи более устойчиво и скоординировано. Раннее начало таких занятий с малышом дает шанс на лучшее его излечение.

Функциональные и технические особенности

Все опоры для детей-инвалидов оборудованы многочисленными регулировками, которые подгоняют под индивидуальные параметры малыша, в зависимости от возраста и физического состояния.

К характеристикам изделий относят:

  1. Высота и наклон подножки – стопа должна быть горизонтальная, а угол сгиба ног в коленях 90 градусов.
  2. Высота и наклон спинки – изменяется с ростом ребенка.
  3. Размер подголовника – фиксирует голову в удобном для больного положении при кормлении. Также движения ребенка должны быть легкими и в положенных направлениях.
  4. Параметры сиденья – подбираются для каждого ребенка, чтобы менять позу тела.
  5. Положение подлокотников – дает опору для туловища.
  6. Место положения межбедренного клина – называется абдуктор – развивает нормальное положение бедер.

Эти регулировки являются стандартными и отвечают всем требованиям ортопедов. Первая регулировка производится под присмотром лечащего врача. Приспособления для сидений имеют стандартные размеры, можно поменять только параметры регулировок:

  • высота – 36-58 см;
  • ширина – 27-36 см;
  • глубина – 11-38 см;
  • общие габариты – 76х37х90 см, в зависимости от размеров параметров.

Разновидности реабилитационных приспособлений

Для реабилитации пациентов с ДЦП выпускаются различные виды приспособлений, которые делятся на группы в зависимости от назначения.

Используются следующие приспособления:

  1. Ходунки – назначаются детям, которые могут самостоятельно ходить, но плохо держат равновесие. Это рама на четырех опорах, на колесах, к ней прикреплены ремни-фиксаторы и есть стояночный тормоз. Ребенок помещается внутрь рамы и может ходить вперед и в стороны, не рискуя опрокинуться назад. Хорошо помогает в развитии равновесия при хождении.
  2. Инвалидное кресло – предназначается для ребенка, не умеющего ходить самостоятельно. Оно помогает ему передвигаться по дому и улице. Коляска оснащена: спинкой, способной менять угол наклона; ремнями, поддерживающими больного за плечи и пояс; опорой для головы и боковыми опорами; абдуктором. Коляской обычно управляет помощник, но современные модели, имеющие большие задние колеса, дают шанс ребенку самому управлять коляской, если у него развита моторика.
  3. Сиденья – необходимы ребенку, чтобы правильно сидеть. Все модели сидений имеют страховочные ремни и абдуктор. Есть модели кресел, помогающие ребенку менять позу, тренируя при этом мышцы ног. Многие модели имеют в наборе столик.

К таковым относят:

  1. Тренажеры – это все приспособления, которые требуют от ребенка проявления активности. Популярным тренажером считается
    приспособление в виде велотренажера. Одним из востребованных — тренажер, в котором педали крутятся от электропривода, но ребенок при этом проявляет активность, что приводит к укреплению и расслаблению мышц.
  2. Велосипед – это велосипед, у которого 3 колеса, а рулевая стойка не скреплена с педалями (при повороте руля педали не делают поворота). Велосипед оснащен ремнями-фиксаторами для туловища, манжетами для рук, креплениями для голеней и стоп, ручкой для толкания. Когда малыш не способен управлять им, то это выполняет помощник. Педали надо крутить принудительно, но ноги у малыша двигаются вместе с ними. Это приспособление помогает ребенку развивать мышцы ног, расширять пространство, подготавливаться к самостоятельной ходьбе.
  3. Мебель – для больного ребенка должна быть помощником в адаптации пространства, в котором он проходит обучение и развитие. Одним из них является специальный стул и стол. Стул имеет необходимые фиксаторы, помогающие ребенку сидеть правильно. А стол бывает двух вариантов: как отдельный предмет, оборудованный множеством регулировок, пригодных к использованию с любым сидением и, как часть вертикализатора, за которым ребенок работает стоя.

  1. Кресло-туалет – избавляет родителей от переноски малыша из кресла в туалетную комнату. Кресло оборудовано съемным санитарным приспособлением и ремнями для фиксации ребенка.
  2. Кресло-сиденье для ванны – облегчает купание больного ребенка. Кресло оборудовано ремнями для фиксации и имеет регулировку наклона спинки, чтобы было удобно разместить больного во время купания.

Как выбрать


Выбрать опору для больного ребенка поможет лечащий врач. Для каждого пациента она подбирается индивидуально, и специалист объясняет, каким параметрам должны соответствовать опоры для сиденья.

Модель родители выбирают сами, в зависимости от специальных приспособлений, которые могут поддерживать тело малыша в правильном положении. Важно, чтобы в приспособлении была возможность регулировки под индивидуальные особенности и физическое состояние ребенка.

Каждодневное использование

Использовать опоры и другие устройства для инвалидов следует в зависимости от того, чем ребенок занимается в данный момент. Все опоры имеют свое предназначение и их использование помогает в развитии, обслуживании и реабилитации больного.

Для больных тяжелой формой ДЦП есть специальные опоры для лежания, которые помогают укладывать малыша в различные терапевтические позы, способствует в приобретении первичных навыков движения, познавательных и тактильных ощущений.

Приспособление для ползания помогает ребенку выработать правильный стереотип движения, стимулирует мышцы плечевого отдела, подготавливает малыша к самостоятельному ползанию и хождению.

Опоры для стояния помогают ребенку удерживать равновесие в положении стоя. Это тренирует и укрепляет ноги, готовя их к ходьбе.

Неврологу слово

Дети с ДЦП рождаются все чаще – в этом неумолима российская статистика. Поэтому открывается все больше фирм по производству специальной мебели для больных детей.

Задача родителей – это выбрать не только дешевую модель, соответствующую размерам ребенка, изделие должно быть многофункционально. Помимо прочего, важны при выборе технические характеристики выбранной опоры. Для этого советуйтесь с врачами и другими специалистами, которые наблюдают вашего ребенка.

Не лишним будет провести подгонку всех характеристик, согласовав их со специалистами. Они помогут отрегулировать высоту и расстояние так, чтобы ребенку было не только комфортно, но он и сам смог осуществлять некоторые возможные для его состояния движения – это основа к дальнейшему развитию и возможному восстановлению двигательной активности.

Станислав Ободин, г. Москва, врач-невролог

Мысли родителей

Ребенок у нас большой, весом 40 кг и ростом 150 см. Купили коляску – она удобная в использовании, ребенку в ней комфортно. Все подогнали для своих параметров и теперь гуляем с удовольствием, да и дома катается. Хорошо, что все чехлы съемные, можно стирать.

Светлана, г. Саратов

Анна, г. Нижневартовск

Цена приспособлений

Цены на опоры для больных ДЦП отечественного производства намного ниже, чем такие же аналоги импортного производства. Опоры для
сиденья можно приобрести по цене от 10 до 25 тыс. рублей.

Реабилитационные кресла стоят немного выше, в пределах 27-29 тыс. рублей. Ходунки отечественного производства можно купить от 8 тыс. рублей. Коляски для больных детей стоят от 55 тыс. рублей, если сделаны на российских предприятиях.

Опоры для больных детей необходимы. Они помогают им развиваться и адаптироваться к жизни в тех условиях, в которых они оказались. Это большая помощь в уходе за больным ребенком для родителей. Они помогают ребенку осваивать пространство, и познавать мир.



ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ РЕБЕНКА С ТЯЖЕЛОЙ ФОРМОЙ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Если у ребенка тяжелая форма ДЦП (спастический тетрапарез или тетрапарез с ярко выраженным нарушением интеллекта), то возникает множество проблем, связанных с уходом за ним и с тем, как побуждать такого ребенка к играм или другим действиям, стимулирующим его физическое и умственное развитие и способствующим его адаптации.

В этом случае работа врача-трудотерапевта не может ограничиваться сеансами терапии. Его поле деятельности распространяется на всю среду, в которой развивается ребенок. Врач-трудотерапевт должен быть в контакте со всеми, кто имеет непосредственное отношение к данному больному (родителями, друзьями, врачами и другими специалистами), чтобы информировать их о возможностях адаптации и о подручном материале, который может помочь улучшить качество жизни ребенка с ДЦП.

Как у родителей, так и у персонала реабилитационного центра или иного лечебного учреждения (если ребенок находится на стационаре) могут появляться вопросы наподобие следующих: "Как нужно носить или водить ребенка, не причиняя ему беспокойства?" "Как усадить его, чтобы он мог смотреть телевизор?" "Какие занятия ему можно предложить для проведения досуга?" "Как сажать ребенка не на его специальный стул, а на какой-нибудь другой стул или кресло, если в этом есть необходимость?" "Какое положение тела способствует расслаблению мышц?" "Какие действия ребенок может выполнять сидя?" "Сколько часов в день он должен сидеть?" "Какой материал нужен для минимума занятий с ребенком?" и т.д. Врач-трудотерапевт должен ответить на эти вопросы, используя свои творческие способности и применяя методы трудотерапии, подходящие для каждого случая.

Здесь Вы найдете некоторые рекомендации по улучшению качества жизни ребенка с тяжелой формой ДЦП, а также информацию о технических средствах помощи и подручных материалах, которые могут облегчить развитие у ребенка основных бытовых навыков и сделать его жизнь как можно более полноценной.

I. ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОМОГАТЬ РЕБЕНКУ МЕНЯТЬ ПОЛОЖЕНИЕ И СПОСОБСТВОВАТЬ ЕГО ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ:
Многие дети с ДЦП почти весь день проводят сидя на специальном стуле или в электроколяске (если они способны ею управлять). В этом случае очень важно частое изменение положения тела и движения во всех суставах. Это помогает избежать укорочения мышц и суставных контрактур. Занятия с ребенком проводятся на матрасе или на толстом ковре. При этом можно использовать следующий материал:

1.1 БОЛЬШОЙ ВАЛИК (60 см. В ДИАМЕТРЕ И ПРИМЕРНО 1 м. ДЛИНЫ) Ребенка кладут на живот поперек валика, фиксируют его колени на полу в разведенном состоянии с помощью мешков с песком, увеличивая таким образом площадь опоры.

В этом положении, помимо изменения точек опоры (они переходят со спины и ягодиц на колени и брюшную сторону туловища), у ребенка облегчается релаксация всех мышц в целом. Большинство разгибательных рефлексов удается контролировать, что облегчает ребенку произвольные движения руками и головой.

Имея правильную опору на валик, ребенок способен длительное время оставаться один и полностью расслабиться. Любая работа, производимая в присутствии ребенка, послужит для него стимулом и будет вызывать у него стремление к произвольным движениям.

1.2 СЕКЦИЯ ТИПА "МОСТ" Из матраса изготавливается секция наподобие положенного в горизонтальной плоскости арочного моста. Глубина арки 60 см., длина самого "моста" 75 см., ширина "моста" 30 см.

Эта секция служит для контроля за положением тела ребенка при сидении (по-турецки). Голова ребенка опирается на подушку в средней части арки. При этом также происходит изменение точек опоры, и облегчаются произвольные движения рук и головы.

В таком положении ребенок на досуге может выполнять различные действия: смотреть телевизор, читать журналы, участвовать в разговорах и беседах, участвовать в ручных играх (индивидуальных или групповых) и т.д. Для занятий с предметами (настольные игры, чтение журналов, складывание пирамидки и т.д.) используется складной пюпитр как подставка.

Применение фиксационных мешков с песком зависит от степени спастичности. Их можно использовать только в качестве подпорок для ног. И ни в коем случае они не должны препятствовать произвольным движениям ребенка.

Секция "Мост" также применяется для сидения и релаксации в открытых пространствах (в поле, на пляже и т.д.), по которым очень трудно передвигаться со специальным стулом.

1.3 СЕКЦИЯ ТИПА "ПОЛУМЕСЯЦ" Высота этой секции 40 см., длина 45 см., ширина 30 см.

Ребенок лежит вдоль секции совершенно самостоятельно, и в то же время происходит изменение обычных при положении сидя точек опоры. Все позвонки расслабляются и "открываются". Таким образом, удается достичь уменьшения мышечного тонуса, который обычно имеется в области позвоночника. В этом положении всю тяжесть принимает на себя брюшная сторона, в то время как спина ребенка полностью освобождается от давления при опоре на спинку стула, характерной для положения сидя.

Кроме того, лежа на секции "Полумесяц", ребенок может выполнять руками различные действия, например, играть в игрушки на полу, бросать и ловить мяч и т.д. Эта секция удобна в транспортировке. Она легко помещается в любой, даже самой маленькой комнате.

II. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ РЕБЕНКА: Особенности ребенка с ДЦП, о которых идет речь (неконтролируемые движения, ригидность суставов и т.д.), усугубляются увеличивающимся с годами весом тела, что очень затрудняет перемещение ребенка. Между тем перемещать его приходится по многу раз в день: 1. С кровати - на коляску в начале дня. 2. С коляски - на матрас для занятий трудотерапией, ЛФК и для отдыха. 3. С матраса - на коляску для того, чтобы покормить. 4. С коляски - на сидение автобуса, чтобы ехать из Реабилитационного Центра домой. 5. Пересаживать ребенка с коляски в ванную и туалет и обратно. 6. Пересаживать его вечером с коляски на кровать для ночного сна.

Очень важно уметь соответствующим образом поднимать тяжести, равномерно распределяя мышечную нагрузку. Однако даже в этом случае было бы абсурдным надеяться избежать риска перерастяжения мышц и болезней позвоночника, если не использовать технические средства, которые облегчают эту работу. Хороший подъемник выполняет те же функции. Таким образом, пользуясь подъемником, тот, кто ухаживает за ребенком сможет не рисковать своим здоровьем.

С помощью подъемника уход за больным ребенком будет в значительной степени улучшен:

"Sling" , или ткань, в которую помещается ребенок для переноски, устроена так, что вес ребенка равномерно распределяется по ее поверхности. Равновесие при переноске достигается тем, что ребенок полностью завернут в ткань. "Sling" переносит ребенка в наиболее оптимальной позе (позе эмбриона). Это положение способствует тому, что мышечный тонус снижается. Скорость, с которой "Sling" опускает, поднимает и переносит ребенка, средняя, благодаря чему у ребенка уменьшается спастичность, вздрагивания и разнообразные непроизвольные движения. Использование "Sling-a" для мытья и гигиены ребенка с ДЦП увеличивает коэффициент полезного действия данного подъемника. Он опускается в ванну, и ребенка не нужно вынимать из него, чтобы искупать. Помимо того, использование подъемника в этом случае позволяет избегать соприкосновения кожи ребенка с твердой и холодной поверхностью ванны.

Преимущества подъемника для персонала, осуществляющего уход за ребенком как дома, так и в Центре, следующие: 1. Пользоваться и управлять им может каждый. 2. Для того, чтобы пользоваться подъемником, не нужно прилагать физических усилий. 3. Подъемник прост в транспортировке благодаря своим размерам и усовершенствованному дизайну. Его можно легко складывать и даже хранить в багажнике автомобиля. 4. Управлять им несложно, он работает от батарейки, и для него не нужно ни проводов, ни включения в сеть.

III. ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ РЕБЕНОК МОГ СИДЕТЬ НА ОБЫЧНОМ СТУЛЕ:

Ребенок с ДЦП большую часть времени проводит в электроколяске или на специальном стуле. Однако такой стул или коляску нельзя брать с собой повсюду. Значит, ребенка нужно сажать на любой стул. Но как?

Для этого ребенка следует привязать к стулу и фиксировать таким образом, чтобы он мог сидеть в правильной позе и в то же время оставаться спокойным, без излишнего мышечного напряжения. Иначе у него будут появляться рефлекторные непроизвольные движения, которые вдобавок болезненны.

Самым адекватным будет "отводящий пояс для голеней". Этот пояс разводит голени на уровне бедер и одновременно фиксирует бедра к спинке и сидению стула. Когда бедра закреплены и голени разведены, ребенок будет сидеть почти нормально. Таким образом, ребенка легко приучить сидеть на любом стуле, если стул имеет достаточно широкие спинку и сидение.

Нужно помнить, что колени ребенка должны быть согнуты под углом более 90 градусов. Поэтому, если стул очень высокий и ноги ребенка свисают, будем подкладывать под них какие- нибудь предметы (мешки, дощечки) для того, чтобы увеличить сгибание и, следовательно, уменьшить переразгибание суставов ног, мешающее ребенку правильно сидеть.

Очень важно и то, чтобы стул был с подлокотниками, поскольку нужно "заполнить" пространство между подлокотниками и туловищем ребенка подушками или небольшими валиками. Таким образом, туловище ребенка закрепляется и не может наклоняться в стороны и назад. Эта несложная адаптация стула позволит ребенку с ДЦП совершенно самостоятельно выполнять различные виды ручной работы, как например, рисование, вышивка, вырезание и т.д. Кроме того, ребенок сможет участвовать в настольных групповых играх таких, как шашки, лото и т.д. Участие в групповой работе помогает интеграции и приближению ребенка к нормальной жизни, повышает его самоуважение и улучшает личностные качества. Нередко, когда ребенок бывает на экскурсии за пределами Центра или выезжает куда-либо с группой, возникают следующие проблемы:
1. Электроколяска не помещается в автобус.
2. На улицах Мадрида очень много архитектурных барьеров, преодолеть которые на коляске с электроприводом, и даже на обычной инвалидной коляске, невозможно.
3. Коляска не идет по бездорожью.

По этим причинам и по многим другим, которые могут возникать из-за больших размеров и веса электроколяски, мы задаемся вопросом: "Куда и как везти ребенка?" Отводящий пояс для голеней имеет то преимущество, что его можно использовать на любой стандартной коляске, так как он подгоняется с помощью боковых ремней к размеру ребенка и коляски. И с его помощью удается решить большинство подобного рода проблем.

IV. ПРИСПОСОБЛЕНИЯ, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ РУЧНУЮ РАБОТУ ЗА СТОЛОМ:
Как только ребенок научится сидеть на обычном стуле, за столом подходящей высоты, на который он сможет опереться локтями и предплечьями, потребуются приспособления, облегчающие ручную работу.
1. Негладкий пластик для того, чтобы предметы не скользили по столу от непроизвольных движений ребенка.
2. Горизонтальный брусок на присосках в качестве ограничителя для той руки, которая не является рабочей. Опираясь на эту руку, ребенок сможет контролировать положение туловища.
3. Вертикальный брусок с присоской, который помещается у внутренней строны локтя, препятствует его разгибанию и переразгибанию плеча, тем самым устраняет тенденцию к "позе ножниц" верхних конечностей.
4. Пластиковая трубка с отверстием для карандаша, шариковой ручки, серной палочки, кисточки и т.д. Эта трубка увеличивает поверхность соприкосновения с кистью руки и тем самым уменьшает ее рефлекторное напряжение.

С помощью таких вот несложных приспособлений ребенок может совершенно самостоятельно и успешно пользоваться рабочей рукой, поскольку большая часть непроизвольных движений, которые, естественно, преобладают над произвольными, - окажется под контролем. Фиксация туловища в правильном положении также облегчает работу ребенка.

Существует другое приспособление, облегчающее ребенку работу за столом и способствующее тому, что он тратит меньше усилий, чтобы поднимать и опускать руку. Речь идет о бифункциональном пюпитре, который можно ставить на стол и вешать на стену. С его помощью ребенок может:
1. Самостоятельно листать страницы книг и журналов.
2. Рисовать картинки, делать аппликации, пользуясь пластиковым держателем для кисточки.
3. Выполнять различную ручную работу.

Важно, чтобы высота стола, за которым будет заниматься ребенок, соответствовала его росту и ребенок мог удобно опираться на него локтями и предплечьями. Это облегчит наклон туловища над столом и одновременно затормозит большинство разгибательных туловищных рефлексов.

V. ПРИСПОСОБЛЕНИЯ, ПОМОГАЮЩИЕ РЕБЕНКУ САМОСТОЯТЕЛЬНО ЕСТЬ:
Как правило, дети с тяжелыми формами церебрального паралича едят, сидя в коляске, и их приходится кормить. Неспособность есть самостоятельно чаще всего объясняется тем, что поза ребенка в коляске не способствует выработке у него произвольных движений. Если мы посадим ребенка с ДЦП на обычный стул и будем пользоваться перечисленными выше приспособлениями, то сумеем добиться:
1. Значительного уровня самостоятельности ребенка в еде при минимальной помощи с нашей стороны, что добавит ему уверенности в своих силах.
2. Возможности для ребенка завтракать, обедать и ужинать в кругу близких ему людей (в школе - с друзьями, дома - с родными, на праздниках, в гостях и т.д.).

Чтобы ребенок мог есть самостоятельно, необходимо следующее:
1. Обычный стул со спинкой и подлокотниками.
2. Стол по росту ребенка.
3. Отводящий пояс для голеней.
4. Бруски на присосках (вертикальный и горизонтальный).
5. Негладкий пластик.
6. Адаптированная тарелка, у которой с одной стороны сужен край, что позволит ребенку брать ложку без труда.
7. Пластиковая трубка, в которую вставляются столовые предметы и которая увеличивает поверхность соприкосновения с ладонью ребенка.

Благодаря всем этим приспособлениям и правильной позе за столом, ребенок с ДЦП сможет научиться есть почти без посторонней помощи. Иногда для этого достаточно лишь слегка помогать ему поднимать предплечье, чтобы он сумел донести ложку до рта.

После того, как мы перечислили здесь все приспособления и технические средства, облегчающие ребенку с тяжелой формой церебрального паралича как самостоятельные действия, так и действия, совершаемые с посторонней помощью, - нужно подчеркнуть важность их применения в социальной интеграции такого ребенка.
Во-первых, ребенок будет способен выполнять те или иные действия самостоятельно и будет стремиться прикладывать больше усилий при выполнении назначенных ему упражнений.
Во-вторых, благотворный фактор участия ребенка в группе, что тоже немаловажно (ребенок должен есть вместе с другими детьми или членами семьи, играть, смотреть телевизор и т.д.), по мере возможности, он будет интегрировать в эти группы.

По этим причинам я считаю очень важным применение всех указанных приспособлений и технических средств, которые помогут повысить степень самостоятельности ребенка и одновременно облегчат его интеграцию в ближайшую для него социальную среду.

24-й номер Информативного журнала Испанской Профессиональной Ассоциации Врачей-Трудотерапевтов, 2000 год.

Перевод с испанского В.М. Труфанова

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.