Игротерапия при работе с детьми с дцп


Игровая терапия – это, прежде всего, один из методов лечения или кор­рекции эмоциональных и поведенческих расстройств у де­тей, в основу которого положен, свойственный ребенку способ общения с окружающим миром – игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Игротерапия в доме ребёнка 44 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая терапия для воспитанников дома ребёнка с ДЦП

Наиболее частым контингентом российских домов ребёнка, являются дети, имеющие диагноз: детский церебральный паралич. Большая часть из них проводит свою жизнь в инвалидном кресле и с трудом адаптируется к дальнейшей жизни. Но многие из них в результате целенаправленных и успешных медицинских мероприятий и применения наиболее эффективных видов психолого-педагогической терапии встают на ноги и без труда вливаются в общество здоровых детей.

Один из таких видов терапии, применяемый педагогами нашего дома ребёнка – это игровая терапия

Игровая терапия – это, прежде всего, один из методов лечения или коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен, свойственный ребенку способ общения с окружающим миром – игра. Основная цель игровой терапии в том, чтобы помочь ребенку выразить свои переживания наиболее подходящим для него образом, т.е. играя. Исключительно, через игру воспитанник дома ребёнка, являющийся инвалидом, может проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций. Эти всевозможные ситуации моделируются, а затем обыгрываются в ходе игрового процесса.

Игротерапия рассматривается – это средство динамичной коррекции разбалансированной эмоционально-волевой, коммуникативной и опорно-двигательной сфер детей. Целесообразность использования игротерапии в организации коррекционно-развивающего сопровождения воспитанников дома ребёнка обусловлена следующим:

  1. Игра для детей остается наиболее освоенным и органичным видом деятельности и общения.
  2. В технологии игротерапии представлено единство психологической природы игры и общения.
  3. В игре ребенок способен свободно самовыражаться, освобождаясь от напряжения и фрустрации повседневной жизни.
  4. Игротерапия представляет уникальный опыт для социального и психического развития ребенка, открывая ему возможность установления значимых личностных связей с взрослым – психологом, педагогом, родителем, опекуном.

В связи с этими положениями в нашем доме ребёнка осуществляется разработка и внедрение специфических методов игротерапии в коррекционно-развивающую работу с детьми с детским церебральным параличом (ДЦП).

К основным задачам игровой терапии специалисты относят:

В основе игротехники направленной игротерапии лежат методические приемы и игры со структурированным игровым материалом и сюжетом. Это педагогически организованные ролевые игры, в которых дети берут на себя разнообразные социальные и сказочные роли и в специальной, создаваемой самими детьми игровой ситуации, воссоздают деятельность и отношения взрослых и детей разного возраста. Согласно игровым ролям, они проявляют те качества, которыми в реальности обладают в малой мере: общительность, уверенность в себе, настойчивость, смелость и т.д., тем самым стимулируя и укрепляя многие сущностные черты своего характера. Именно в роли скрыты коррекционные механизмы воздействия игры на познавательную и эмоционально-волевую сферу личности ребенка.

Психотерапевтическую направленность носят и строительные игры, в процессе которых в индивидуальной и совместно-групповой деятельности дети также выражают свои конструктивные или деструктивные намерения.

Для обеспечения процесса игровой терапии мы имеем все необходимые игрушки и различные игровые материалы. Среди них:

- реалистические игрушки (кукольный дом и мебель, уголок парикмахера, машина, касса, мини-магазин, телефон, деревья, железная дорога, животные и т.д.);

- игрушки и материалы, помогающие сиять эмоциональное напряжение и способствующие творческому самовыражению (различные кубики, конструкторы и мозаики, глина, краски и кисти, бумага, ножницы и клей, песок, вода, ткани, маски, парики и театральные костюмы, музыкальные инструменты, фигуры для кукольного театра).

Вплотную занимаясь игротерапией мы не оставляем без внимания игровую позицию взрослого. В соответствии с его функциями и ролью в игре применяются две формы игротсрапии: направленная (директивная) и ненаправленная (недирективная).

Для воспитанников дома ребёнка актуальной является направленная игротерапия, где взрослый активно участвует в игре ребенка. Он организатор игры и интерпретатор ее символического значения,

В качестве показателей эффективности игротерапии учитывается стремление детей поддерживать общение и деятельность с другими сверстниками и взрослыми в группе и вне ее, что проявляется:

- в улучшении эмоционального самочувствия (от первичной недифференцированности чувств к дифференцированному - положительному или отрицательному отношению к людям)

- позитивной динамике умственного развития, позволяющего детям более полно и адекватно реализовать в игре свои способности и намерения.

Метод изучения и продуктов деятельности детей включает анализ детских рисунков, поделок (лепных поделок), построек и др. Анализ продуктов деятельности позволяет увидеть, как отражается на ребенке тот или иной способ обучения и воспитания, какова эффективность коррекционного педагогического воздействия.

Метод динамического наблюдения позволяет определять динамику или отсутствие таковой в развитии коммуникативных умений ребенка в ситуации занятия, режимных моментах, различных видах деятельности; степень его обучаемости при усвоении новых способов действия.

Во всех случаях необходимо фиксировать качественные изменения (или их отсутствие) в развитии ребенка. В условиях стационарного учреждения результаты динамического наблюдения фиксируются в карте ребенка-инвалида три раза в год (сентябрь, январь, июнь). Выделяются следующие критерии оценки динамики развития:

- уровень сформированности функции, навыка, модели поведения. Фиксируется невозможность их выполнения, неадекватность действий, отсроченное воспроизведение, выполнение при условии оказания помощи, избирательное выполнение (например, только в домашних условиях). Дети с церебральным параличом часто овладевают лишь аналогом функции или навыка (т.е. эти функции и навыки никогда не выполняются ребенком нормативно в силу двигательных, интеллектуальных нарушений или иных причин).

Выделение надежных показателей уровня психической зрелости на каждом возрастном этапе развития затруднено в силу неравномерности созревания функций и диссоциированного развития, обусловленного церебральным параличом. Однако можно проанализировать усвоение коммуникативного поведения, позволяющего выстраивать отношения с социумом и воздействовать на ближайшее окружение. Именно это является наиболее значимым и объективным показателем его когнитивного потенциала.

Для воспитанника дома ребёнка с ДЦП является самым необходимым минимизирование возникающих проблем при вхождении в общество здоровых детей. И если нам удаётся свести эти проблемы к нулю, то наша задача, как педагогов, выполнена.


Игровая терапия – это, прежде всего, один из методов лечения или кор­рекции эмоциональных и поведенческих расстройств у де­тей, в основу которого положен, свойственный ребенку способ общения с окружающим миром – игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
igrovaya_terapiya_dlya_vospitannikov_doma_rebyonka_s_dtsp.doc 44 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая терапия для воспитанников дома ребёнка с ДЦП

Наиболее частым контингентом российских домов ребёнка, являются дети, имеющие диагноз: детский церебральный паралич. Большая часть из них проводит свою жизнь в инвалидном кресле и с трудом адаптируется к дальнейшей жизни. Но многие из них в результате целенаправленных и успешных медицинских мероприятий и применения наиболее эффективных видов психолого-педагогической терапии встают на ноги и без труда вливаются в общество здоровых детей.

Один из таких видов терапии, применяемый педагогами нашего дома ребёнка – это игровая терапия

Игровая терапия – это, прежде всего, один из методов лечения или коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен, свойственный ребенку способ общения с окружающим миром – игра. Основная цель игровой терапии в том, чтобы помочь ребенку выразить свои переживания наиболее подходящим для него образом, т.е. играя. Исключительно, через игру воспитанник дома ребёнка, являющийся инвалидом, может проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций. Эти всевозможные ситуации моделируются, а затем обыгрываются в ходе игрового процесса.

Игротерапия рассматривается – это средство динамичной коррекции разбалансированной эмоционально-волевой, коммуникативной и опорно-двигательной сфер детей. Целесообразность использования игротерапии в организации коррекционно-развивающего сопровождения воспитанников дома ребёнка обусловлена следующим:

  1. Игра для детей остается наиболее освоенным и органичным видом деятельности и общения.
  2. В технологии игротерапии представлено единство психологической природы игры и общения.
  3. В игре ребенок способен свободно самовыражаться, освобождаясь от напряжения и фрустрации повседневной жизни.
  4. Игротерапия представляет уникальный опыт для социального и психического развития ребенка, открывая ему возможность установления значимых личностных связей с взрослым – психологом, педагогом, родителем, опекуном.

В связи с этими положениями в нашем доме ребёнка осуществляется разработка и внедрение специфических методов игротерапии в коррекционно-развивающую работу с детьми с детским церебральным параличом (ДЦП).

К основным задачам игровой терапии специалисты относят:

В основе игротехники направленной игротерапии лежат методические приемы и игры со структурированным игровым материалом и сюжетом. Это педагогически организованные ролевые игры, в которых дети берут на себя разнообразные социальные и сказочные роли и в специальной, создаваемой самими детьми игровой ситуации, воссоздают деятельность и отношения взрослых и детей разного возраста. Согласно игровым ролям, они проявляют те качества, которыми в реальности обладают в малой мере: общительность, уверенность в себе, настойчивость, смелость и т.д., тем самым стимулируя и укрепляя многие сущностные черты своего характера. Именно в роли скрыты коррекционные механизмы воздействия игры на познавательную и эмоционально-волевую сферу личности ребенка.

Психотерапевтическую направленность носят и строительные игры, в процессе которых в индивидуальной и совместно-групповой деятельности дети также выражают свои конструктивные или деструктивные намерения.

Для обеспечения процесса игровой терапии мы имеем все необходимые игрушки и различные игровые материалы. Среди них:

- реалистические игрушки (кукольный дом и мебель, уголок парикмахера, машина, касса, мини-магазин, телефон, деревья, железная дорога, животные и т.д.);

- игрушки и материалы, помогающие сиять эмоциональное напряжение и способствующие творческому самовыражению (различные кубики, конструкторы и мозаики, глина, краски и кисти, бумага, ножницы и клей, песок, вода, ткани, маски, парики и театральные костюмы, музыкальные инструменты, фигуры для кукольного театра).

Вплотную занимаясь игротерапией мы не оставляем без внимания игровую позицию взрослого. В соответствии с его функциями и ролью в игре применяются две формы игротсрапии: направленная (директивная) и ненаправленная (недирективная).

Для воспитанников дома ребёнка актуальной является направленная игротерапия, где взрослый активно участвует в игре ребенка. Он организатор игры и интерпретатор ее символического значения,

В качестве показателей эффективности игротерапии учитывается стремление детей поддерживать общение и деятельность с другими сверстниками и взрослыми в группе и вне ее, что проявляется:

- в улучшении эмоционального самочувствия (от первичной недифференцированности чувств к дифференцированному - положительному или отрицательному отношению к людям)

- позитивной динамике умственного развития, позволяющего детям более полно и адекватно реализовать в игре свои способности и намерения.

Метод изучения и продуктов деятельности детей включает анализ детских рисунков, поделок (лепных поделок), построек и др. Анализ продуктов деятельности позволяет увидеть, как отражается на ребенке тот или иной способ обучения и воспитания, какова эффективность коррекционного педагогического воздействия.

Метод динамического наблюдения позволяет определять динамику или отсутствие таковой в развитии коммуникативных умений ребенка в ситуации занятия, режимных моментах, различных видах деятельности; степень его обучаемости при усвоении новых способов действия.

Во всех случаях необходимо фиксировать качественные изменения (или их отсутствие) в развитии ребенка. В условиях стационарного учреждения результаты динамического наблюдения фиксируются в карте ребенка-инвалида три раза в год (сентябрь, январь, июнь). Выделяются следующие критерии оценки динамики развития:

- уровень сформированности функции, навыка, модели поведения. Фиксируется невозможность их выполнения, неадекватность действий, отсроченное воспроизведение, выполнение при условии оказания помощи, избирательное выполнение (например, только в домашних условиях). Дети с церебральным параличом часто овладевают лишь аналогом функции или навыка (т.е. эти функции и навыки никогда не выполняются ребенком нормативно в силу двигательных, интеллектуальных нарушений или иных причин).

Выделение надежных показателей уровня психической зрелости на каждом возрастном этапе развития затруднено в силу неравномерности созревания функций и диссоциированного развития, обусловленного церебральным параличом. Однако можно проанализировать усвоение коммуникативного поведения, позволяющего выстраивать отношения с социумом и воздействовать на ближайшее окружение. Именно это является наиболее значимым и объективным показателем его когнитивного потенциала.

Для воспитанника дома ребёнка с ДЦП является самым необходимым минимизирование возникающих проблем при вхождении в общество здоровых детей. И если нам удаётся свести эти проблемы к нулю, то наша задача, как педагогов, выполнена.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухаметзянов И. Ш.

^енка происходить связь ме-ится только с о не каждый I . гью сказать, испытывает. . ребенка, ко-кности о них л выражать в -■этому, чтобы сломал игрушку, ^ зывать пове-ь ___Во-первых, не

же чувствами, действия с ок-г том, что здесь

и л может нанес-

р это перерастает в

« ио всему, для него ение извне может

Г Страх и тревога, ко-швает при контакте

Педагогика и психология

с другими, ведут к тому, что любой сигнал истолковывается им как осуществление его самых худших опасений. Также агрессивное поведение ребенка может быть связано с необходимостью отстаивать себя и своё жизненное пространство. Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребенка могут привести к аутоагрессии (т.е. вред будет наноситься самому себе) или перейти в психосоматическое расстройство. Хотя, вероятно,

наиболее оптимальным вариантом снижения агрессивности ребенка может служить обучение его выражать её социально приемлемым способом: словом, в рисунке, лепке, при помощи игрушек в спорте, или иных действий, безобидных для окружающих. Ведь агрессия - это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей.

ИГРОТЕРАПИЯ КАК КОМПОНЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, СТРАДАЮЩИХ ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧЕМ

И.Ш. Мухаметзянов, д-р. мед. наук, профессор

Изменения в социально-экономическом устройстве России в последние 20 лет сопровождаются ухудшением экономической и социальной обстановки, повышением экологической опасности, что обусловливает и высокую инвалидизацию населения, рост числа больных детей, в том числе и инвалидов с детства и детей-инвалидов (до 16 лет). Эта группа населения, еще не вступившая во взрослую жизнь и боящаяся ее, составляет самую незащищенную часть. Особую актуальность представляет проблема интеграции этих детей в общество. Наиболее негативными аспектами инвалидности являются многочисленные барьеры, не позволяющие детям с отклонениями в развитии активно включаться в жизнь общества.

У детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП), трудности в общении зачастую занимают преобладающее место. Это обусловливает необходимость обучения их с раннего возраста искусству общения, привития навыков позитивной коммуникации, воспитания творческой активности, предупредить развитие чувства ущербности, ненужности.

В работах ряда известных педагогов, педагогов-де-фектологов и психологов (Э.С. Калиж-нюк, С.И. Григорьев, В. А. Лапшин, К. А. Семенова) были рассмотрены вопросы специфики сенсорных, речевых, интеллектуальных и двигательных нарушений, свойственных детям, больным ДЦП. Вместе с тем, рядом авторов (J1.C. Выготский, К. Рудестам, A.M. Панова и др.) раскрывается роль игры в жизни ребенка, в том числе и для коррекции коммуникативной сферы детей с ограниченными возможностями рекомендуется игротерапия. В отечественной психологии и педагогике гуманистические идеи центрированной на ребенке игротералии успешно разрабатываются в исследованиях А. Спиваковской и Н. Михайленко.

Педагогика и психология

Преимуществом игротерапии служит повышение двигательной активности ребенка, сопровождающееся обучением его специальным навыкам и умению интегрировать и решать волнующие его жизненные ситуации в рамках игры. В зависимости от условий жизнеобеспечения инвалида возможно применение индивидуальной и групповой игротерапии. В групповой форме ведущая цель принадлежит устранению препятствий в межличностных отношениях, достижение адекватной адаптации и социализации. Индивидуальная форма способствует установлению контакта с ребенком, развивает определенные стороны его личности, его эмоциональный статус. Для правильного выбора тематики игр и игровых упражнений необходимо лучше узнать темперамент ребенка, особенности его воспитания, показатели его физического развития. Конечной целью служит увеличение физической активности детей, укрепление здоровья, т.е. игротерапия рассматривается как здоровьесберегающая технология обучения детей-инвалидов.

В рамках данного обучения необходимо учитывать ряд требований, предъявляемых к компонентам игротерапии. Это, в первую очередь, строгая регламентация умственной и физической нагрузки в сочетании с индивидуальным моделированием объема и характера двигательной активности: привитие навыков самостоятельного дозирования и сочетания разных видов физической активности; формирование позитивной психологической атмосферы сопровождения физической активности; предупреждение возникновения утомляемости и негативной самооценки; ориентация на психофизиологические особенности ребенка. В рамках моделирования игровой терапии детей с ДЦП целесообразно поэтапное обучение специфическим игровым действиям и отношениям при использовании специальных игровых упражнений и элементов их обеспечения (мебель, игрушки и т.д.). Конечной целью игровой терапии служит социальная адаптация детей-

инвалидов: обучение навыкам самообслуживания, ориентация в окружающем мире, развитие способности жить самостоятельно, насколько это возможно.

В качестве элементов обеспечения эффективности игровой терапии в последнее время активно предлагаются комплекты специальной мебели (например, ВНИИТЭ, г. Москва), позволяющей развивать пространственные представления в реальности, располагать предметы в пространстве и ориентироваться в нем, развить навыки конструирования, мелкую моторику, повышать социальную адаптацию за счет побуждения к самостоятельной деятельности.

Второй комплект мебели представляет собой структурированный игровой материал, который провоцирует детей на выражение собственных желаний, овладение социальными навыками, усвоение способов поведения в рамках заданной психологом программы. Для этого используется набор элементов, позволяющих моделировать отдельные элементы системы жизнеобеспечения ребенка - его мебель. Особенность данного комплекта в том, что он носит не только игровое, но и значительное практическое значение -ребенок сам себе строит мебель, соотнося ее со своим пониманием. Эта мебель позволяет формировать игру-упражнение, сюжетные игры (основанные на подражании взрослым), сюжетно-ролевые (семья, дом, театр и т. д.).

; навыкам самооб-—щия в окружающем ■ссобности жить самого это возможно, хементов обеспечения зой терапии в по-зно предлагаются •й мебели (напри-••¡л позволяющей ые представле-:ать предметы в . .„роваться в нем, : ,-труирования, мел-1.;зышать социальную побуждения к само-: >: >сти.

---г ВНИИТЭ пред-•_глзованные фигуры ;.-;ЛИХ моделировать -ьзование образов в ■■: алогических пре-- : .. создаются наибо-"ЗВИЯ для лич-изменяется от-. повышается уро-_ .' разы являются не-к игровым материа-—рый ребенок косвен--■елания, эмоции, так :обствует сублима-

: мебели представ-рванный игровой ¿. провоцирует детей на зсявых желаний, овла-навыками, усвоение в рамках заданной Для этого ис-:ементов, позволяю-;тдельные элементы ]£чения ребенка - его данного комплекта е только игровое, но тическое значение -мебель, соотнося Эта мебель по-ъ игру-упражнение, данные на подра-:-кетно-ролевые (се-

В заключении необходимо отметить, что использование специализированных элементов конструирования среды обитания самими детьми-инвалидами позволяет вырабатывать положительные поведенческие модели; формировать навыки

сотрудничества в рамках отношении дети-дети и дети-родители; активнее применять практику свободных игр, способствующих формированию у детей наглядно-образного мышления, воображения, фантазии, памяти и т. д.

ТАНДЕМНЫЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Т.С. Финаева, ст. преподаватель НФ КГПУ (г. Набережные Челны), аспирантка ИПП ПО РАО

Формирование единого европейского образовательного пространства тесно связано С решением проблем региональной образовательной политики в Европе, что в свою очередь является фактором объединения разных национально-образовательных единиц с соблюдением их региональной специфики и национальных особенностей. Важнейшая роль в этом принадлежит региональной образовательной политике Европейского Сообщества. Исходя из осознания поликультурности Европы, Совет Европы разрабатывает и реализовывает различные проекты, связанные с обучением и изучением современных языков.

Расширение международных контактов во всех областях человеческой деятельности, более свободный доступ к информации, стремительное развитие телекоммуникационных технологий создают принципиально новые условия для сферы лингвострановедческого образования. В настоящее время всё большее значение приобретают такие возможности, как получение образования на расстоянии, общение студентов, преподавателей не только в рамках одного учебного заведения, города, но и других регионов страны, Европы, мира. С помощью современных информационных технологий становится реальным получать образование не только очно, но и дистанционно, не только в период получения обязательного образования, но и в течение всей жизни.

Интерес представляет организация и проведение совместных региональных и международных проектов. Основной специфической особенностью международного телекоммуникационного проекта является его лингвострановедческая межпредметность. Однако, как показала международная практика и многочисленные эксперименты, в отличие от простой переписки специально организованная це-

Известно, что способность сопротивляться болезням выше у тех детей, которые, даже имея определённые заболевания, охотно общаются и играют со своими сверстниками. Ограничивать в движении детей, страдающих теми или иными заболеваниями не нужно, так как они активно растут. Мышцы, находящиеся в динамике движения, развиваются интенсивнее. Недостаток активных действий оказывает негативное влияние на опорно-двигательный аппарат, а также на нервную, иммунную, эндокринную и другие системы детского организма.

В чём смысл игротерапии?

Лечебные развивающие игры были придуманы с целью формирования у ребёнка интереса, повышения его эмоционального фона, и выступают в качестве альтернативы различным лечебно-профилактическим упражнениям, которые дети не всегда готовы выполнять целенаправленно и беспрекословно, даже если эти упражнения считаются самыми полезными.

Виды лечебных игр и их характеристика

Любая лечебная игра подбирается индивидуально в зависимости от заболевания. Для того чтобы в таких играх было легче ориентироваться специалисты разбили их на несколько групп:

  • игры при заболеваниях опорно-двигательного аппарата;
  • игры при заболеваниях дыхательной системы;
  • игры при ДЦП;
  • профилактические и восстанавливающие игры;
  • игры, развивающие речь (логопедические игры);
  • игры при различных нарушениях.

Требования к лечебным играм

Применяя игротерапию, следует учитывать следующие моменты:

  • игры должны соответствовать возрасту и состоянию здоровья ребёнка, т.е. они должны быть простыми и доступными для него;
  • игры должны пробуждать в ребёнке интерес и желание быть здоровым;
  • игры должны стимулировать ребёнка к активным действиям;
  • игры должны стимулировать ребёнка к самостоятельным действиям;
  • игры должны отвечать определённым эстетическим требованиям.

Игры при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

Особое значение эти игры имеют для тех, кому скоро в школу. Ведь ребёнку придётся подолгу находиться в сидячей позе. Тут идеальным решением будет использование всевозможных подвижных игр и разминок.

Цель. Укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки, развитие равновесия.

Описание. Для игры понадобятся 2 верёвки и мячик. Ребёнок может побыть котёнком. Для начала пусть свернётся клубочком и изобразит, как котёнок спит. Затем котёнок просыпается и потягивается. Для этого малышу нужно встать на четвереньки и прогнуть спину вниз, а голову одновременно поднять вверх.

Также котята очень любят гоняться за верёвочкой. Для этого ведущий берёт верёвочку за один конец и тянет, а ребёнок пытается поймать её, передвигаясь на четвереньках вслед за ней.

Цель. Укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, развитие координации движений и равновесия.

Описание. Для игры понадобятся платочек, палка и коврик. Ребёнок садится на гимнастический коврик, вытянув ноги
вперёд и широко их расставив. Сзади упор должен быть на кисти рук. Палка располагается между ног. Справа от неё кладётся платок. Ребёнку необходимо взять его пальцами правой ноги и перенести через палку к левой ноге, после чего вернуть правую ногу в первоначальное положение. Далее тоже самое нужно проделать левой ногой. Выполнить упражнение несколько раз.

В том случае, если играют несколько детей, можно устроить соревнование: кто перенесёт платочек быстрее, ни разу его не уронив.

Игру также можно усложнить, если через палку переносить обе ноги с платком.

Цель. Улучшение подвижности плечевых суставов.

Описание. Для игры нужна будет верёвка. Ребёнок держит в руках ве
рёвку, расставив руки по ширине плеч. Затем начинает переступать через верёвку, не выпуская её из рук, заводит за спину, переносит через голову и снова опускает перед собой. Далее из раза в раз расстояние между руками уменьшается и упражнение повторяется.

Для добавления в игру элемента соревнования взрослый может играть вместе с ребёнком или организовать игру с несколькими детьми.

Победителем в игре считается тот, кому с минимальным расстоянием между руками удастся переступить через верёвку.

Кстати, вместо верёвки можно использовать длинное скрученное полотенце.

Игры при заболеваниях дыхательной системы

Правильное дыхание тренирует лёгкие и является достойной профилактикой различных заболеваний дыхательных путей. Закалять организм и формировать правильное дыхание необходимо с раннего детства.

Цель. Формирование правильного дыхания.

Описание. Для этой игры нужно опуститься на колени, а руки сложить вдоль тела. Затем около 2-х минут малыш изображает растущий и распускающийся цветок. Сначала поднимает руки вверх через стороны, затем постепенно поднимается на ноги с коленок. В конце ребёнку нужно встать на цыпочки и раскрыть руки, слегка разведя и округлив их, словно цветочную чашечку. Эти движения выполняются очень медленно и прерывисто: лёгкое смещение – пауза, ещё смещение – и снова пауза.

Все движения необходимо совмещать с дыханием: во время них малыш вдыхает небольшое количество воздуха, во время паузы делает выдох, при этом выпуская не весь воздух, а немного оставляя в лёгких. Каждый следующий вдох должен быть чуть больше, нежели выдох. В полной мере лёгкие должны наполниться воздухом только тогда, когда цветочек полностью раскроется (распустится). После этого последнего и самого глубокого вдоха совершается несколько максимальных по объёму выдохов и вдохов. Затем руки опускаются. Можно расслабиться.

Цель. Тренировка дыхательных мышц, обучение правильному ритмичному выдоху, улучшение носового дыхания (при заболеваниях верхних дыхательных путей).

Описание. Для игры понадобятся стакан, наполненный водой и соломинка для коктейля. Ребёнку предварительно нужно показать правильное выполнение действий. Для начала надо поставить на стол стакан с водой и опустить в него соломинку. После этого через нос делается глубокий вдох, а потом такой же глубокий выдох, только через соломинку. Чем продолжительнее бульканье, тем лучше.

При участии в игре нескольких детей можно организовать соревнование с призами.

Цель. Тренировка согласованности динамических и дыхательных движений, улучшение дыхания (при заболеваниях нижних
дыхательных путей).

Описание. Поведайте малышу, что скоро должны состояться Олимпийские игры и вам предложили участвовать в лыжных гонках. Однако для успешного участия необходимы тренировки. Для начала нужно освоить технику. С этой целью ребёнок, слегка расставив ноги, по команде изображает спуск с горы. При этом, вытягивая руки вперёд, им совершается вдох, а на выдохе руки вытягиваются назад, и делается глубокое приседание. Повторить 5 – 6 раз.

Игры при ДЦП

ДЦП (детский церебральный паралич) – это группа двигательных нарушений, формирующихся при поражении двигательных центров головного мозга и проявляющихся в недостатке или полном отсутствии контроля со стороны центральной нервной системы за функционированием мускулатуры.

Цель. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Описание. К ребёнку поворачивают открытые ладони обеих рук, и он повторяет:

Существует и более сложный вариант:

Следует отметить, что каждый детский пальчик должен уметь двигаться самостоятельно, а не только одновременно с другими пальцами.

Цель. Расслабление спастичных (напряжённых) мышц, улучшение координации движений.

Описание. Упражнения выполняются при помощи методиста, встающего сзади ребёнка и удерживающего его на мяче.

  1. Ребёнок стоит на полу на коленях перед мячом, опираясь на него руками. Затем поочерёдно поднимается на каждую ногу, а потом встаёт на обе ноги и катается по мячу вперёд-назад.
  2. Малыш лежит животом на мяче, руками опираясь на пол, и катается на животе вперёд-назад, перебирая руками по полу.
  3. Ребёнок лежит животом на мяче и опирается на ноги, выполняя круговые вращения на мяче, перебирая при этом ногами по полу в одну и в другую сторону.
  4. Малыш сидит на мяче верхом и качается из стороны в сторону с поочерёдной опорой на каждую стопу.
  5. Ребёнок лежит на мяче боком и опирается на пол одной рукой, а затем начинает кататься вперёд-назад, перебирая по полу опорной рукой (с помощью взрослого).
  6. Ребёнок лежит на мяче спиной (взрослый поддерживает его за руки) и при помощи рук выполняет подтягивание корпуса вперёд.
  7. Малыш, стоя перед мячом, катает его с помощью ноги. Стопа при этом должна быть сверху. Спину необходимо держать прямо. Повторить другой ногой.
  8. Ребёнок, сидя на мяче, выполняет повороты туловища в стороны. Спина должна быть прямой.
  9. Малыш, сидя на мяче, выполняет наклоны в стороны, опираясь поочерёдно на каждую стопу.

Цель. Развитие воображения, образного мышления, умения работать в команде.

Побеждает команда, наиболее интересно и весело представившая сказку в виде мини-спектакля.

Если вдруг у ребят не получится предложить ни одной сказки, которая бы ещё не принимала участие в игре, можно придумать новые финалы известных детям сказок.

Профилактические и восстанавливающие игры

Игры этой группы улучшают настроение, стабилизируют работу сердечно-сосудистой и нервной систем, укрепляют ослабленные во время болезней мышцы, улучшают обменные процессы и повышают сопротивляемость организма инфекциям.

Цель. Развитие быстроты реакции.

Можно поменяться ролями в том случае, если малыш будет хорошо справляться с поставленной задачей.

Цель. Улучшение сна и процесса засыпания.

Цель. Улучшение слуховой функции за счёт отработки различения неречевых звуков.

Описание. Для игры нужны предметы, издаваемые шум (фантик, лист бумаги и т.д.). Играть можно как с одним, так и с несколькими детьми. Водящий (взрослый) должен усадить детей в ряд спиной к себе, чтобы никто из них не увидел, что он делает. Затем, используя подручные предметы или вещи, присутствующие в помещении, он начинает издавать определённые звуки. Задача детей – отгадывать источники звука.

Воспроизводить можно любые более или менее узнаваемы детьми шумы: шорох сминаемой бумаги или перелистываемой страницы, шуршание конфетного фантика, хлопок в ладоши, цоканье языком, гудок детской машинки, щелчки пальцами, звон колокольчика и др. Участник, отгадавший наибольшее количество звуков, побеждает.

Логопедические игры

Посетив консультацию логопеда, можно, основываясь на его рекомендациях, использовать некоторые игры, направленные на решение конкретных проблем с речью ребёнка.

Цель. Развитие моторики речевого аппарата (тренировка артикуляционного аппарата).

Описание. Можно предложить ребёнку сделать весёлую зарядку.

Если вдруг малыш заскучал, можно найти или сочинить интересные стишки к каждому из упражнений.

Цель. Развитие связной речи, обучение ребёнка абстрактным понятиям.

Описание. Для этой игры нужны будут картинки с изображениями разных времён года. Необходимо рассказать ребёнку о разных временах года, месяцах и признаках времён года. После этого поговорите с ребёнком о зиме, весне, лете и осени. Спросите у него, какая погода, во что одеты люди, какие признаки наблюдаются в природе.

Можно разучить небольшие стихи, приметы о временах года, использовать загадки.

Вы также можете выбрать любые другие темы для обсуждения и использовать соответствующие картинки или окружающие предметы.

Цель. Обучение дифференциации звука в слогах, словах и предложениях.

Подобранный вами текст должен быть интересен малышу.

Игры при различных нарушениях

Игры этой группы подбираются в зависимости от определённых нарушений.

Цель. Развитие мелкой моторики, внимания и обучение различению цветов (при отставании в психомоторном развитии).

Описание. Для игры нужны пластмассовые ведёрки и разноцветные прищепки. Необходимо разделить прищепки пополам и поместить по такому набору прищепок в каждое ведёрко. Для начала покажите ребёнку прищепки разных цветов и назовите эти цвета. Затем продемонстрируйте, как нужно брать прищепки тремя пальцами и крепить их к краю ведёрка. Далее предложите малышу поиграть в следующую игру: вы называете цвет, а он достаёт соответствующую прищепку и прикрепляет её к краю ведёрка. Если вы видите, что ребёнку трудно, помогите ему. После этого можно попробовать поменяться ролями. Можно также предложить ребёнку крепить прищепки, чередуя цвета.

Цель. Развитие координации движения, укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, развитие равновесия (в случае нарушения качества движений при некоторых хронических заболеваниях).

Описание. Вам понадобятся скамейка и мел. Рядом со скамьёй при помощи мела рисуются три круга: один – рядом, второй – немного дальше, третий – ещё дальше. Игроки должны изобразить парашютистов. Скажите детям, что хороший парашютист умеет приземляться точно в круг. Далее ребята поочерёдно прыгают со скамейки в каждый из кругов. Победителем объявляется тот, кто выполнит задание и приземлится точно в круг, сохранив при этом равновесие.

Продемонстрируйте детям, как прыгать правильно, мягко пружиня на носках.

Цель. Развитие ловкости, обучение прыжкам, укрепление различных мышечных групп (при некоторых нарушениях обмена веществ).

Описание.
Для игры нужен только мел. Мелом рисуется ручеёк, русло которого постепенно расширяется. Дети поочерёдно прыгают на двух ногах сначала через узкий участок ручейка, а затем продвигаются дальше. Победителем считается тот, кому удалось перепрыгнуть ручей с самой широкой его части, или тот, кто продвинулся вдоль ручья как можно дальше.

Признаки детского утомления и их устранение

Детская усталость может быть вызвана чересчур эмоциональной игрой, недостаточным пребыванием на свежем воздухе, плохим освещением, шумом и т.п. Кроме того, дети, страдающие определёнными заболеваниями, быстро утомляются и теряют интерес к играм, поэтому очень важно вовремя это заметить. Существуют следующие признаки утомления:

  • ребёнок начинает тереть глаза и зевать;
  • ребёнок начинает отвлекаться;
  • ребёнок капризничает и плачет;
  • ребёнком допускаются ошибки в ходе игры;
  • движения становятся вялыми и замедленными;
  • ребёнок проявляет агрессию к окружающим;
  • наблюдается гиперактивность;
  • неразговорчивость и поиск уединения (индивидуальные особенности).

Следует также учитывать скорость утомления, которая может зависеть от возраста, типа темперамента ребёнка, степени тяжести заболевания, наличия или отсутствия у него опыта общения со сверстниками, а также умения окружающих в нужный момент объяснить, подбодрить и похвалить ребёнка.

Во избежание усталости ребёнка родители должны придерживаться следующих правил:

  • соблюдать режим дня ребёнка;
  • как можно чаще бывать с ним на свежем воздухе;
  • обеспечивать комфортный температурный режим в игровой комнате;
  • как можно чаще разнообразить игры;
  • чередовать активные игры со спокойными;
  • не прерывать неожиданно интересную для ребёнка игру;
  • уважать потребность ребёнка в движении, общении, познании нового и помогать ему в этом.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.