Особенности развития детей с церебральным параличом в раннем возрасте

При детском церебральном параличе наблюдаются самые разнообразные двигательные нарушения. В максимальной степени поражаются мышечные структуры, в первую очередь выявляются нарушения координации движений. Нарушения двигательной активности формируются вследствие поражения структур мозга. Причем

объем и локализация поражений головного мозга определяют характер, форму и тяжесть проявлений мышечных нарушений. Объем и конкретная область поражения мозга у человека с ДЦП определяет формы мышечной патологии, которые могут быть единичными или сочетанными. Основные мышечные нарушения при детском церебральном параличе представлены следующими вариантами: напряжение мышц; спастическое сокращение мышц; разнообразные движения непроизвольного характера; нарушения походки; ограниченная подвижность. Кроме нарушений двигательной активности, детский церебральный паралич может сопровождаться патологиями зрения, слуха и речевой деятельности. Очень часто ДЦП сочетается с различными формами эпилепсии и нарушениями умственного и психического развития. Также дети имеют нарушения восприятия и ощущений. Вследствие перечисленных нарушений, у людей с детским церебральным параличом имеются определенные проблемы в процессе еды, непроизвольные мочеиспускание и выделение кала, трудности с процессом дыхания вследствие неправильного положения тела, формирование пролежней и трудности в восприятии информации, которые отражаются на обучении. Детский церебральный паралич не прогрессирует, поскольку повреждение структур мозга является точечным и ограниченным - оно не распространяется и не захватывает новые области нервной ткани. В процессе роста и взросления ребенка может казаться, что паралич прогрессирует, однако это не так. Впечатление прогрессирования детского церебрального паралича обусловлено взрослением ребенка, трудностями с обучением и более явственным обозначением симптоматики, которая меньше видна, пока малыш не ходит, не ест самостоятельно

Особенности эмоционально-волевого и личностного развития при ДЦП.

При ДЦП нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и личности. У одних детей расстройства эмоционально-волевой сферы проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других – в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Нарушения поведения встречаются достаточно часто и могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим. Следует подчеркнуть, что нарушения поведения отмечаются не у всех детей с церебральным параличом; у детей с сохранным интеллектом – реже, чем у умственно отсталых, а у спастиков – реже, чем у детей с атетоидными гиперкинезами.

У детей с церебральным параличом отмечаются нарушения личностного развития. Нарушения формирования личности при ДЦП связаны с действием многих факторов (биологических, психологических, социальных). Помимо реакции на осознание собственной неполноценности, имеет место социальная депривация и неправильное воспитание. Выделяются три типа личностных нарушений у учащихся с церебральным параличом: личностная незрелость; астенические проявления; псевдоаутические проявления.

Основным признаком личностной незрелости у учащихся является недостаточность

волевой деятельности. В своих поступках они руководствуются в основном эмоцией удовольствия, желанием настоящей минуты. Для этих детей характерны нарушения целенаправленной деятельности. Они эгоцентричны, не способны сочетать свои интересы с интересами других и подчиняться требованиям коллектива. Специфическим условием развития этого типа отклонений является неправильное воспитание, ограничение деятельности и общения. Дети с астеническими проявлениямиотличаются повышенной чувствительностью к различным раздражителям, эмоциональной возбудимостью, истощаемостью, часто заторможенностью в поведении, которая проявляется в виде пугливости, страха перед всем новым, неуверенности в своих силах. У этих детей часто возникают ситуационные конфликтные переживания в связи с неудовлетворением их стремления к лидерству. Этому в значительной степени способствует воспитание по типу гиперопеки, которая ведет к подавлению естественной активности ребенка.

Характерной для этих детей является склонность к конфликтам с окружающими. Они требуют к себе постоянного внимания, одобрения своих действий. В противном случае возникают вспышки недовольства, гнева, которые обычно заканчиваются слезами, отказом от еды, от устного общения с определенными лицами, в уходах из дома или из школы. Значительно реже как результат протеста может возникать суицидальное поведение, которое проявляется либо только в мыслях и представлениях, либо в совершении суицидальной попытки. Псевдоаутистический тип развития личности проявляетсяу детей с тяжелыми формами ДЦП. Эти дети склоны к уединению, у них наблюдаются коммуникативные нарушения, а также уход в мир собственных мечтаний и грез. Причиной этих нарушений чаще всего является неправильное, изнеживающее воспитание больного ребенка и реакция на физический дефект.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 615 ;

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Приходько Оксана Георгиевна

В статье отмечен рост числа детей, родившихся с двигательной церебральной патологией, охарактеризован механизм нарушений развития психики этой категории детей, показана позиция ученых в отношении характера нарушений психических функций детей с церебральным параличом, сделаны выводы по комплексному изучению детей раннего возраста с церебральным параличом.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Приходько Оксана Георгиевна

С.А. Психическое развитие детей в норме и пата-логии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Питер, 2004.

5. Морено Дж. Л. Социометрия. Экспери-

ментальный метод в науке об обществе / пер. с англ. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1958.

6. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 1999.

7. Социальная психология: Хрестоматия / сост. Е.П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2003.

УДК 159.9:616 П 775

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

В статье отмечен рост числа детей, родившихся с двигательной церебральной патологией, охарактеризован механизм нарушений развития психики этой категории детей, показана позиция ученых в отношении характера нарушений психических функций детей с церебральным параличом, сделаны выводы по комплексному изучению детей раннего возраста с церебральным параличом.

В последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с двигательной церебральной патологией, основную массу которых составляют дети с церебральным параличом. Большое число отечественных исследований посвящено проблеме изучения двигательных расстройств при ДЦП (Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова,

Н.М. Махмудова, К. А. Семенова) и речевых нарушений у детей с церебральным параличом (Е.Ф. Архипова, Л.А. Данилова, М.В. Ипполитова, И.И. Панченко и др.). Проблема нарушений психики у детей с двигательной церебральной патологией рассматривается в исследованиях Л.А. Даниловой, Э.С. Калижнюк, Е.М. Мастюко-вой, Н.С. Симоновой, И.Ю. Левченко и др. Однако до настоящего времени особенности формирования познавательной деятельности у детей раннего возраста с ДЦП остаются недостаточно изученными.

У детей с синдромами двигательных расстройств и с ДЦП задержано и в той или иной степени нарушено овладение всеми двигательными навыками: с трудом и опозданием формируются функция удержания головы, навыки само-

стоятельного сидения, стояния, ходьбы, манипу-лятивной деятельности. Двигательные нарушения, в свою очередь, оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических и речевых функций. Именно поэтому так важно как можно раньше выявлять нарушения в двигательной сфере ребенка. Степень тяжести двигательных нарушений варьирует в большом диапазоне, где на одном полюсе находятся грубые двигательные расстройства, а на другом - минимальные.

Для детей с церебральным параличом характерны специфические отклонения в психическом развитии. Механизм нарушений развития психики сложен и определяется временем, степенью и локализацией мозгового поражения (К.А. Семенова, Н.М. Махмудова [11]; Е.И. Кириченко [7]).

Многие авторы (Е.М. Мастюкова [9]; Э.С. Калижнюк [6]; Л.А. Данилова [5]; И.Ю. Левченко [8]; Е.И. Кириченко [7] и др.) подчеркивают, что для детей с церебральным параличом характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными,

сенсорными (патология зрения, слуха, кинестетического восприятия) и речевыми дефектами. Важную роль в генезе психических нарушений играют ограничение деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и окружения.

Хронологическое созревание психической деятельности детей с церебральным параличом резко задерживается. На этом фоне выявляются различные формы нарушения психики и, прежде всего, познавательной деятельности (М.Б. Эй-динова, Е.Н. Правдина-Винарская [12]; Р.Я. Абра-мович-Лехтман [1];Е.И. Кириченко [7];Э.С. Ка-лижнюк [6]; И.Ю. Левченко [8]).

О.Г.Приходько [10]) отмечают утрату одних интеллектуальных функций, задержку развития других и сохранность третьих.

Э.С. Калижнюк [6] иЕ.М. Мастюкова [9] указывают на выраженность астенических проявлений у детей с церебральным параличом (повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов), что также связано с органическим поражением центральной нервной системы.

Многие исследователи [6; 8; 9; 10] обращают внимание на сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире, что обусловлено следующими причинами:

- Вынужденной изоляцией, ограничением контактов ребенка с другими людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения.

- Затруднением познания окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанным с проявлением двигательных и сенсорных расстройств.

Многолетние исследования показали, что в случае раннего выявления в первые месяцы жизни и организации адекватной коррекционной работы можно достичь значительных успехов в преодолении двигательной церебральной патологии.

Исследования К.А. Семеновой [11], Л.О. Бадаляна [3], Е.М. Мастюковой [9] показывают, что при условии ранней диагностики - не позднее 4-6-месячного возраста ребенка - и раннего начала адекватного систематического медико-педагогического воздействия практическое выздоровление и нормализация различных функций могут быть достигнуты в 60-70% случаев к 2-3-летнему возрасту. В случае позднего выявления детей с двигательной церебральной патологией и отсутствия адекватной коррекционной работы возникновение тяжелых двигательных, психических и речевых нарушений является более вероятным.

Становление реакций выпрямления и равновесия у детей с двигательной патологией в раннем возрасте было резко задержано и качественно неполноценно. К году только часть детей с церебральным параличом удерживали голову; в основном они не могли самостоятельно сидеть. У многих отмечалось вынужденное положение тела, невозможность поворотов со спины на живот, патологическая опора при попытке поставить их на ноги. Все эти нарушения отрицательно сказывались на развитии познавательной деятельности. К двум годам дети с тяжелой двигательной патологией часто еще плохо удерживали голову, не умели свободно ее поворачивать и разглядывать окружающее. Они не в состоянии были поворачиваться и менять положение своего тела. Только часть детей могли самостоятельно сидеть, удерживать вертикальное положение стоя (у опоры) и переступать с поддержкой за руки. К трем годам у детей появлялась возможность удерживать голову, некоторые из них овладели навыком самостоятельного сидения и даже удерживали вертикальное положение стоя (у опоры). Но самостоятельная ходьба для большинства детей с двигательной патологией оказывалась недоступной.

Практически у всех детей выявлялись нару-

шения двигательных функций кистей и пальцев рук. У большинства отмечалось патологическое состояние кистей рук, характеризующееся плотным сжатием кулаков, приведением большого пальца к ладони и невозможностью или затруднением его участия при захвате игрушки. У некоторых детей кисти рук были вялые, паретичные. В тяжелых случаях хватание и манипуляции с предметами оказались недоступны детям даже к концу раннего возраста. Часть детей с трудом захватывали предметы, могли удержать их, но не осуществляли манипуляции. Только некоторые дети захватывали предметы, удерживали их, могли произвольно отпустить, осуществляли с ними простые манипуляции, но свободно манипулировать предметами не могли.

В раннем возрасте у большинства детей с церебральным параличом отмечалось нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказываются на восприятии в целом, ограничивают объем информации, затрудняют познавательную деятельность детей.

У многих детей была выявлена патология зрительного анализатора: сходящееся косоглазие, расходящееся косоглазие, частичная атрофия зрительных нервов, ограничение полей зрения, миопия. Патология зрительного анализатора усугублялась двигательными нарушениями: у некоторых детей было выражено влияние патологических тонических рефлексов на мышцы глаз. Двигательная недостаточность мешала формированию зрительно-моторной координации. Такие особенности зрительного анализатора приводили к неполноценному, а в отдельных случаях к искаженному восприятию предметов и явлений окружающей действительности. У большинства детей отмечались различные нарушения зрительного восприятия: трудности фиксации взора, отсутствие или фрагментарность прослеживания движущегося оптического объекта, недостаточность зрительных дифференцированных реакций, произвольного переключения взора с предмета на предмет и др.

Нарушения слухового восприятия проявлялись в виде кратковременности слухового сосредоточения и слуховой ориентировочно-поиско-вой реакции, недостаточности локализации звука в пространстве и дифференцированных слуховых реакций, неустойчивости акустической

установки на речь. У многих детей отмечалась повышенная чувствительность к зрительным и слуховым раздражителям в виде вздрагивания, мигания, плача. Нередко имела место недостаточность пространственно-различительной деятельности слухового анализатора.

У большинства детей были снижены познавательная активность и мотивация к деятельности. Часть детей не имела выраженных двигательных нарушений, тем не менее, они не использовали имеющиеся двигательные возможности для познания окружающего. Их деятельность была неустойчивой. В то же время другие дети, не имеющие двигательной возможности манипулировать предметами, а иногда и захватывать их, движениями глаз, головы, слабым движением руки и туловища по направлению к игрушке, выразительной мимикой в сочетании с голосовыми реакциями показывали свой выраженный интерес к ним.

Только некоторые дети с ДЦП, не имеющие тяжелой двигательной патологии функций рук, на 2-3 году жизни осуществляли предметные действия, то есть использовали предметы по их функциональному назначению. Они открывали и закрывали крышкой коробку или кастрюлю; вставляли один кубик-вкладыш в другой, катили и бросали мяч; открывали и закрывали части матрешки; снимали и надевали кольца пирамидки; стучали молотком; били по барабану; дули в дудочку; пили из чашки, ели ложкой. Большинство детей осуществляли специфические манипуляции. Учитывая физические свойства предметов, они действовали с игрушками по-разному: размахивали погремушками, чтобы они гремели; сжимали и разжимали звучащие резиновые игрушки; раскачивали игрушки, подвешенные на веревочках. Часть детей с низким уровнем познавательного развития осуществляла только неспецифические манипуляции. Со всеми предметами, игрушками они действовали стереотипно, одинаково: постукивали ими, размахивали, перекладывали из одной руки в другую, тянули в рот, сосали, бросали. Мы выделили группу детей, которые не могли осуществлять предметных действий из-за двигательной патологии кистей и пальцев рук. Но они знали функциональное назначение предметов, игрушек и пытались осуществить предметные действия, несмотря на трудности их выполнения.

При исследовании понимания обращенной речи и запаса знаний об окружающем мы встре-

тились с существенными трудностями. Развитие импрессивной речи и запаса знаний об окружающем в значительной степени зависели от того объема информации об окружающих предметах, игрушках, их свойствах, которые ребенок получил от родителей или других взрослых. Дети не знали многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имели представление лишь о том, что было в их практике. У детей было затруднено познание окружающего мира в процессе предметно-практичес-кой деятельности, связанное с проявлением двигательных и сенсорных расстройств. В силу этого уровень понимания обращенной речи и запас знаний об окружающем у детей были различными: от крайне низкого, ограниченного до приближающегося к возрастной норме.

Разнообразные расстройства эмоциональноволевой сферы у одних детей проявлялись в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенно-сти, у других, наоборот, в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочеталась с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не мог остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочеталась с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста. Эти эмоциональные проявления усиливались в новой для ребенка обстановке и при утомлении. У некоторых детей можно было наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим.

Комплексное изучение детей раннего возраста с церебральным параличом позволило сформулировать следующие выводы:

Дети с ДЦП от 1 года до 3 лет представляют собой крайне неоднородную группу по уровню психического, речевого развития и по степени проявления двигательных расстройств. При этом отмечаются многовариантные сочетания нарушений различных функциональных систем.

У большинства детей с церебральным параличом отмечается задержка темпов и качественные отклонения в развитии познавательной деятельности. Степень выраженности задержки психического развития различна, жестко не связана с тяжестью поражения двигательной сферы и лишь в некоторых случаях соответствует тяжести двигательной патологии.

В раннем возрасте нарушения познавательной деятельности у детей с двигательной церебральной патологией имеют специфические особенности: неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций; выраженность астенических проявлений -повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов; сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире.

Темпы моторного, познавательного и речевого развития ребенка с двигательной церебральной патологией могут широко варьировать. Часто обнаруживается диспропорция в развитии отдельных функций. Так, уровень развития эмоциональной И познавательной сферы может намного опережать уровень двигательного и речевого развития.

Коррекционно-педагогическая работа по развитию познавательной деятельности

Сложная структура нарушений развития свидетельствует о необходимости проведения комплексной коррекционной работы, предусматривающей параллельное воздействие на двигательную сферу, психику и речь. Коррекционно-развивающая работа проводилась в процессе целенаправленного общего развития ребенка, а также коррекции нарушений развития.

Основными направлениями коррекционнопедагогической работы по развитию познавательной деятельности в раннем возрасте являлись:

- Формирование познавательной активности, мотивации к деятельности, интереса к окружающему миру.

- Развитие знаний об окружающем и понимания обращенной речи (на доступном уровне).

- Стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического восприятия).

- Формирование предметной деятельности (использования предметов по функциональному назначению, способности произвольно включаться в деятельность).

- Развитие различных форм общения ребенка со взрослым (стимуляция стремления продлить эмоциональный, жестово-мимический контакт со взрослым, включение ребенка в практическое сотрудничество со взрослым).

- Формирование навыков самообслуживания.

Развитие наглядно-действенного мышления.

Для каждого ребенка была составлена индивидуальная комплексная программа, включающая перспективный план работы и конкретные коррекционные задачи на ближайшее время. Все занятия носили комбинированный характер, состояли из нескольких частей, каждая из которых была посвящена решению определенной задачи и предусматривала новый вид деятельности. Одновременно решались развивающие и коррекционные задачи. Постепенно содержание занятий расширялось и усложнялось.

Ранняя диагностика нарушений познавательного развития, а также организация комплексного длительного поэтапного коррекционно-педагогического воздействия позволили значительно компенсировать нарушения у большинства детей с ДЦП, а в некоторых случаях устранить их. В процессе работы была выявлена неравномерная динамика преодоления нарушенных функций. Под влиянием коррекционной работы двигательное развитие наиболее активно происходило на 2-м году жизни. Становление же познавательной и речевой деятельности на 2-м году идет крайне медленно. Результаты стимуляции познавательного и речевого развития наиболее заметны к концу 3-го года жизни, когда наблюдается значительный скачок в развитии психики и речи.

1. Абрамович-Лехтман Р.Я. Психологическая помощь детям с церебральными параличами // Лечебная помощь детям с церебральными параличами.-М., 1962.-С. 109-139.

2. Архипова Е. Ф. Методические рекомендации по проведению логопедических занятий с детьми раннего возраста, страдающими детским церебральным параличом.-М., 1984.-20 с.

3. БадалянЛ.О., ЖурбаЛ.Т., ТимонинаО.В.

Детские церебральные параличи. - Киев: Здоровье, 1988.-328 с.

4. Гуревич М. О., Озерецкий Н И. Невропатология детского возраста.-М.-Л.: Учпедгиз, 1935.

5. Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом.-М.: Медицина, 1977.-96 с.

6. Задержка психического развития при детских церебральных параличах и принципы лечения: Методические рекомендации / сост. Э.С. Ка-лижнюк.-М., 1982.-28 с.

7. Кириченко Е.И. Пограничные состояния интеллектуальной недостаточности у детей с церебральными параличами и задачи социальной реабилитации // Тезисы II конференции, посвященной медицинской реабилитации больных ДЦП. - М., 1978. - С. 275-277.

8. Левченко И.Ю. Особенности психического развития больных ДЦП в детском и подростковом возрасте // Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича: Сб. науч. тр. -М., 1991. -С. 21-44.

9. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Книга для логопеда. - М.: Просвещение, 1985. — 192 с.

10. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни: Методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2006. -112 с.

11. Семенова К.А., Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом: Руков. для врачей / под ред. Н.М. Маджидова. - Ташкент: Медицина, 1979.-490 с.

12. Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-215 с.

У детей с ДЦП с самого раннего возраста изменен весь ход моторного развития, что оказывает неблагоприятное влияние на формирование нервно-психических функций. Это связано с тем, что движение – одно из основных проявлений жизнедеятельности организма и все его важнейшие функции –дыхание, перемещение тела в пространстве, звукопроизносительная сторона речи – реализуются в конечном счете движением –сокращением мышечного аппарата.

Разнообразие мышечных нарушений у этих детей обусловлено действием ряда факторов, непосредственно связанных со спецификой заболевания:

· Ограничение или невозможность произвольных движений, что обычно сочетается со снижением мышечной силы: ребенок затрудняется или не может поднять руки вверх, вытянуть вперед, в стороны, согнуть или разогнуть конечности.

· Нарушения мышечного тонуса. Мышечный тонус условно называют ответом мышц на самоощущение. Для любого двигательного акта необходим нормальный мышечный тонус. При ДЦП часто наблюдается повышение мышечного тонуса, напряжение /спастичность/, определяющее особую позу детей: ноги согнуты в коленных суставах, опора на пальцы, руки прижаты к туловищу, согнуты в локтевых суставах, пальцы сжаты в кулаки.

· Наличие насильственных движений (гиперкинезов), что резко затрудняет выполнение любых произвольных движений, а порой делает их невозможными.

· Нарушения равновесия и координации движений, проявляющиеся в неустойчивости при сидении, стоянии, ходьбе

· Нарушения ощущений движений тела или его частей (кинестезии). Ощущение движений осуществляется с помощью специальных чувствительных клеток (проприорецепторов), расположенных в мышцах, сухожилиях, связках, суставах и передающих в ЦНС информацию о положении туловища и конечностей в пространстве, о степени сокращения мышц.

Поражения двигательной сферы при церебральном параличе бывает выражено в разной степени и форме. Есть дети, у которых двигательные нарушения настолько тяжелые, что полностью лишают их возможности свободного передвижения и действий с предметами. При одних формах заболеваний больше страдают движения рук, при других - ног. Могут отмечаться нарушения движений во всех четырех конечностях, чаще больше на одной стороне тела.

У некоторых детей при достаточном объеме движений, при нормальном мышечном тонусе отмечаются нарушения, которые носят название апраксии – невозможность выполнять целенаправленные практические действия, движения. Такие дети с трудом осваивают навыки самообслуживания, одевания, раздевания, затрудняются в конструировании из кубиков, палочек и т.д.

У многих детей с ДЦП имеется сочетание различных форм двигательных нарушений. Характерной особенностью двигательных расстройств при ДЦП является зависимость нарушений движений в конечностях от положения головы больного ребенка. Это связано с наличием у детей патологических тонических рефлексов, синкенезий (содружественных движений), среди непроизвольных поз, которые зависят от выраженности указанных рефлексов. Наиболее часто встречаются следующие патологические позы:

1. Первая поза. Голова опущена на грудь, ноги и руки согнуты. Эта поза может быть зафиксирована в положении сидя, стоя и сохраняться при ходьбе. Эта поза препятствует развитию произвольных движений ребенка.

2. Вторая поза. Голова повернута в правую сторону, правая рука и нога разогнуты, а левые – согнуты и, наоборот, голова повернута в левую сторону, левые нога и рука разогнуты, а правые конечности – согнуты. Эти неправильные позы приводят к тому, что ребенок не может согнуть руку, к которой обращено лицо, то есть не может рассмотреть взятый в руку предмет. Это препятствует развитию, как произвольных движений, навыков самообслуживания, так и познавательной деятельности.

3. Третья поза. Голова поднята вверх и откинута назад, руки и ноги напряжены и разогнуты. Такая поза затрудняет возможность сидения, прямостояния, произвольного захвата предметов и манипуляции с ними.

Наряду с этими формами нарушений, у детей могут отмечаться и другие - легкие, как бы стертые двигательные дефекты. Они проявляются в недостаточном объеме, точности и темпе движений в одной или нескольких конечностях, в нарушении равновесия, координации, в отдельных непроизвольных движениях, в недостаточности раздельных дифференцированных движений пальцев рук и т.д., они могут мешать ребенку в овладении предметно – практической деятельностью.

Независимо от степени двигательных дефектов у детей с детским церебральным параличом могут быть нарушения интеллектуальной и эмоционально–волевой сфер. Например, могут быть нарушены полностью движения рук и ног, а интеллект сохранен.

Эмоционально – волевые нарушения проявляются в повышенной возбудимости ребенка, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям и пугливости. У одних детей отмечается беспокойство, суетливость, расторможенность, у других, напротив, - вялость, пассивность, безынициативность и двигательная заторможенность.

Интеллектуальное развитие часто неравномерно задержано: одни психические функции развиваются соответственно возрасту, другие – значительно отстают.

У детей с детским церебральным параличом нередко отмечаются нарушения речи: наиболее часто задерживается речевое развитие, и ребенок овладевает речью в более поздние сроки.

При церебральном параличе в силу недостаточности слухового восприятия и недоразвитие общей моторики отмечается недостаточность пространственно-различительной деятельности слухового анализатора. У детей может иметь место снижение слуха, что наиболее часто встречается при наличии гиперкинезов.

В дальнейшем у этих детей бывают трудности при обучении чтению и письму. Отмечается также недостаточность развития фонематического слуха: они не различают звуки и звукосочетания, сходные по звучанию (коза – коса, дом – том).

Меняющийся непостоянный характер нарушений мышечного тонуса в речевой мускулатуре, его зависимость от внешних влияний, эмоционального состояния ребенка, положения тела и головы в пространстве влияют на особенности звукопроизношения.

Отсутствие стабильности артикуляционных нарушений приводит к непостоянству нарушений фонетической стороны речи. Если в спокойном состоянии в речевой мускулатуре отмечается дистония (переменный характер мышечного тонуса), то при попытке к речи наблюдается резкое повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре. У этих детей всегда наблюдаются своеобразные затруднения при устном ответе.

Проявления гиперкинезов в речевой мускулатуре грубо искажает речь, порой делает ее мало понятной, а иногда и невозможной.

Кроме того, у детей могут отмечаться гиперкинезы в мышцах диафрагмы, межреберных мышцах, что, в свою очередь, грубо нарушает дыхание, плавность речи, а в тяжелых случаях приводит к появлению выкриков и стонов.

Наиболее распространенной формой речевых нарушений является псевдобульбарная дизартрия (нарушение звукопроизношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата, чаще всего вследствие псевдобульбарного паралича), которая характеризуется нарушением мышечного тонуса. Для этого нарушения характерно ограниченная подвижность артикуляционных мышц; особенно страдают наиболее тонкие изолированные движения, повышено слюноотделение, нарушено дыхание, голосообразование.

Поражение черепно-мозговых нервов, имеющих непосредственное отношение к иннервации артикуляционного аппарата, наиболее часто сочетается с нарушением функции глазодвигательных нервов. Это часто проявляется в косоглазии. Особенно характерны для этих детей нарушения зрительно – моторной координации, когда ребенок не может фиксировать взор и плавно прослеживать движения предметов.

У детей с нарушенной фиксацией взора, с недостаточным прослеживанием предметов и ограничением поля зрения наблюдаются нарушения внимания и неумения сосредоточиться на задании. Из–за этого же может задерживаться развитие начальных элементов ориентировки ребенка в окружающем пространстве, соответственно будут иметься и пространственные нарушения.

Для всех детей с детским церебральным параличом характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство. Они начинают суетиться, сильно жестикулировать и гримасничать.

Поведение детей с ДЦП бывает различно. Для большинства характерна пассивность, вялость, нерешительность, пугливость. Дети с трудом привыкают к новой обстановке, к новым людям. Они боятся темноты, высоты, одиночества, закрытых дверей, всяких неожиданных раздражителей.

У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямства. Для них характерна быстрая смена настроения: то они чрезмерно веселы, шумны, то становятся раздражительными, плаксивыми.

Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью: болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшие изменения в настроении матери, крайне болезненно реагируют на ее слезы. Некоторым свойственно излишнее беспокойство за свое здоровье и здоровье своих близких. Поэтому необходима спокойная домашняя обстановка. Все размышления о здоровье ребенка, ссоры, слезы в его присутствии недопустимы.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите особенности развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата?

2. Какие речевые нарушения отмечаются у детей с детским церебральным параличом?

3. Какие особенности поведения характерны для детей с ДЦП?

Дата публикования: 2014-11-02 ; Прочитано: 4222 | Нарушение авторского права страницы

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.