Песочная терапия для детей с дцп презентация
Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_deti_s_ovz.pptx | 950.41 КБ |
Подписи к слайдам:
Дети с ОВЗ Это лица в возрасте до 18 лет, имеющие различные хронические заболевания (органов чувств , соматические , в том числе заболевания опорно-двигательного аппарата и нервной системы) и стойкие проблемы со здоровьем. К этой же категории относятся дети-инвалиды.
Группы обучающихся с ОВЗ Глухие, слабослышащие; Слепые, слабовидящие, имеющие функциональные нарушения зрения; Дети с тяжелыми нарушениями речи; Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; Дети с задержкой психического развития; Дети с расстройством аутистического спектра; Дети с нарушениями интеллекта; Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития.
В нашем детском саду 9 детей с ОВЗ. Это дети из следующих категорий: С тяжелыми нарушениями речи – 8 детей; С нарушениями опорно-двигательного аппарата – 1 ребенок; С задержкой психического развития – 7 детей; С расстройством аутистического спектра – 1 ребенок.
Метод песочной терапии Песок – это уникальный природный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребенка. При работе с песком активизируется чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях. А как известно, тактильно кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с познанием мира.
Цель песочной терапии: Развитие эмоционально-личностной, познавательной и речевой сферы ребенка. Задачи: 1. Способствовать обеспечению психического благополучия и здоровья детей, снижению психофизического напряжения, стабилизации эмоционального состояния. 2. Развивать психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление), используя нестандартные методы, приемы и средства обучения. 3. Побуждать к речевой активности, делиться своими впечатлениями и переживаниями, обогащать словарный запас. 4. Развивать фантазию и воображение, творческие способности. 5. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации, сотрудничества, умения ребенка вступать в разговор и поддерживать беседу. 6. Коррекция нежелательных форм поведения (агрессивность, гиперактивность , замкнутость и др.)
Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб вера в детство не пропала. Простейший ящик из стола Покрасим голубою краской, Горсть золотистого песка Туда вольется дивной сказкой. Игрушек маленьких набор Возьмем в игру… Подобно Богу Мы создадим свой мир чудес, Пройдя познания дорогу.
1. Игры в песочнице Задачи: Создание позитивной мотивации к занятиям; Развитие тактильных ощущений; Активизация речевой деятельности; Соотнесение речи с движениями; Развитие мелкой моторики; Снятие психоэмоционального напряжения.
2. Игры со световым столом Задачи: Развитие наглядно-образного мышления, мелкой моторики, внимания, воображения; Развитие умения действовать по образцу; Развитие коммуникативных навыков, работы в группе; Снятие психоэмоционального напряжения; Активизация речи детей.
Игры с кинетическим песком Задачи: Развитие речи детей, закрепление правильного использования предлогов, умение отвечать на вопрос полным ответом; Учить детей ориентироваться в пространстве; Развитие мелкой моторики; Развитие элементарных математических навыков; Снятие психоэмоционального напряжения; Обучение грамоте: закрепление зрительного образа буквы, развитие звукового анализа, умение подбирать слова на заданный звук.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа опытно-экспериментальной деятельности "Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми средней группы с ОНР и ЗПР".
Игры с песком - удивительный способ общения ребёнка, перед ним открываются новые пути развития и взаимодействия с окружающим миром.
Песочная терапия один из видов новых образвоательных технологий.
Это совместный проект педагога-психолога, учителя-логопеда и воспитателей средних групп.
Песочная терапия как метод формирования учебно-познавательных компетенций у детей с ОВЗ
«Дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с особыми образовательными потребностями", "особый ребенок". Дети с ограниченными возможностями здоровья - дети с нарушением психофизического развития, нуждающиеся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Категории детей с ОВЗ в Центре Дети с нарушениями зрения Дети с умственной отсталостью Дети с задержкой психического развития (ЗПР) Дети с нарушениями речи Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП) Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы Дети со сложными (комбинированными) дефектами в развитии и множественными нарушениями в развитии Дети с хроническими соматическими заболеваниями
Учебно-познавательные компетенции для детей с ОВЗ подразумевают владение ребенком обобщенными способами умственной деятельности, умением самостоятельно выстраивать познавательные действия, владение собственно процедурой построения и реализации учебной деятельности.
Плюсы песочной терапии: 1.Усиливает желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. 2.Развивает тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук. 3.Гармонично и интенсивно развивает все познавательные функции (восприятие, память, внимание, мышление) 4.Развивает речь, закрепляет навыки фонетико-грамматического строя, звукопроизношения, обучения грамоте и письму. 5.Совершенствует развитие предметно-игровой деятельности, сюжетно-ролевой игры, коммуникативных навыков ребенка. 6. Развивает творческую личность (саморазвитие ребенка).
Игры на песке одна из форм естественной деятельности ребёнка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих, коррекционных целях. Строя фигурки из песка с использованием символов, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. Процесс игры в песочной терапии помогает двигаться от ощущения зависимости от сложившейся ситуации к тому, чтобы стать создателем ситуации. Кроме того, песок поглощает негативную энергию. Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми, начиная с 3х летнего возраста. Развитие и коррекция посредством этого метода позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей с ОВЗ.
В частности, песочная терапия позволяет работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с детьми, испытывающими проблемы стыда, вины, лжи, трудности принятия своих чувств. В своей системе эти упражнения, используемые в терапии, обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка Важно, что проективные игры на песке открывают потенциальные возможности ребенка, развивая его творческий потенциал и фантазию.
Формирование учебно-познавательной компетенции у детей с ОВЗ Психическое развитие ребенка понимается как процесс и результат присвоения культурно-исторического опыта предшествующих поколений. Необходимым условием присвоения этого опыта является активность ребенка, в том числе и познавательная, проявляющаяся в соответствующей деятельности.
Важными факторами в развитии познавательной активности Важными факторами в развитии познавательной компетенции детей с ОВЗ является: личность педагога, характер его взаимоотношений с ребенком, закономерности и особенности внутреннего мира ребенка. Основными условиями для развития познавательной компетенции детей является: интересы и потребности детей, осмысление и осознание себя в окружающем мире, индивидуальность каждого ребенка, средства и способы добывания знаний. ичн
Метод песочной терапии Несмотря на то, что песочная терапия практикуется специалистами в России относительно недавно, она уже успела зарекомендовать как эффективный метод психокоррекции детей с ограниченными возможностями здоровья. В основу песочной терапии положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга у детей. В детском развитии творчество, задействуя воображение, занимает одну из важнейших ролей. Терапия песком (или как ее еще называют sandplay) является разновидностью терапии выразительными искусствами, которая в свою основу ставит идею о решении разного рода проблем через творчество. Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении.Оно проявляется в символической форме в процессе создания творческого продукта – образов, миров, ситуаций, построенных определенным образом в песочнице.
В качестве материала для манипуляций выбран песок, - это обуславливается его особыми свойствами. Песок является природным материалом, с которым ребенок привыкает манипулировать с самого раннего возраста. Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения рисунков, городов, миров и т.д.) и вербальной экспрессии (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции).
У детей активно развивается мелкая моторика, маленькие фигуры побуждают детей с задействовать полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, укрепляется нервная система. При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. При таком подходе гармонизируется эмоциональное состояние.
Благодаря песочной терапии удается преодолеть нежелание заниматься, негативизм, потому что все происходит в естественной и привычной для ребенка игровой среде. Можно использовать любые пособия для упражнений в песочнице. Подобные занятия являются очень полезными для детей с ОВЗ, потому что зачастую происходит задержка речи, психического развития, когнитивных способностей.
Кроме того песок - прекрасный тренажер, пропедевтическое средство для подготовки руки к письму, для овладения специальными движениями, а так же определять право-лево и ориентироваться на листе бумаге, тренируясь в песочнице. В играх-упражнениях с песком и другими сыпучими материалами активно участвуют руки ребенка, тем самым, осуществляя познание окружающего мира. Игры с песком (а так же с крупами, мозаикой, мелкими камешками и другими сыпучими материалами, которые можно совмещать с песочной терапией) предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с этапами развития ребёнка: совместные действия ребенка и взрослого; действия по подражанию и по образцу, предложенному взрослым; самостоятельные действия, которые отражают собственный замысел ребенка.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Дети с ОВЗ, отличаются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, закрытостью, зажатостью, неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны. Помимо этого у детей с проблемами в интеллектуальной сфере встречается нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т. д. Поэтому они нуждаются в особых методах коррекции психоэмоционального здоровья. Одним из наиболее продуктивных и действенных методов обучения, развития и организации коррекционной работы с детьми, имеющих подобные проблемы, является – песочная терапия.
Цель: Психическое развитие ребенка (мелкой моторики, речи, мышления, воображения); Коррекция его проблемного поведения (плохо слушается, стесняется сверстников, обманывает); Снятие стресса, проработка негативных эмоций.
Задачи: развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; развитие способностей к социализации; снимать мышечную напряжённость; помогать ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде; развивать активность, расширять жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации); стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию; совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности; способствовать расширению словарного запаса; развивать фонематический слух и восприятие; развитие связной речи, лексико-грамматических представлений.
Показания к терапии Имеются следующие показания к проведению песочной терапии: - переживание возрастного кризиса; - неспособность изложить словами свои переживания; - наличие психологической травмы; - неспособность самостоятельно принять решение; - задержка психоречевого развития; - эмоциональная заторможенность; - уменьшение напряженности; - развитие всех видов чувствительности; - нормализация мышечного тонуса; - расширение кругозор.
Противопоказания эпилептические припадки; психиатрические болезни; повышенная тревожность; пылевые аллергические реакции; болезни лёгких; заболевания кожи и травмы кистей рук.
Теперь ее можно на одну треть или наполовину заполнить чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.
Визуальное расписание. Где включено занятие с песком
Погладить песок В начале занятия мы проводим разминку. Это 3-4 упражнения, например, такие как: погладить песок, выпускаем песок тонкой струйкой из кулачка и другие.
Выпускаем песок тонкой струйкой на ладошку
Закапываем руки в песок
Упражнение "Песочные прятки" (в песочнице заранее закапываю миниатюрные игрушки). Ребятам необходимо найти спрятанные в песке игрушки и назвать их.
Песочные прятки. Ищем иголки (прищепки) ежика
Упражнение на развитие пространственных представлений. Ребята расставляют животных согласно инструкции, например: краб живет в верхнем правом углу, рыбка – в нижнем левом, собака – в нижнем правом, корова – в верхнем левом, тигр – между собакой и коровой и т.д.
Использование песочной терапии дает положительные результаты: у детей значительно возрастает интерес к занятиям; ребёнок с ОВЗ чувствуют себя более успешными; на занятиях нет места монотонности и скуке; ребёнок расширяет круг предметно-игровых действий; на занятиях повышается уровень социально-бытового ориентирования детей с ОВЗ; у детей активно развивается мелкая моторика
Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, укрепляется нервная система. Давно установлен факт о тесной связи между развитием мелкой моторики и речью. После нескольких песочных занятий дети начинают активнее говорить, становятся более спокойными. Подобные занятия являются очень полезными для детей с ОВЗ, потому что зачастую происходит задержка речи, психического развития, когнитивных способностей. Благодаря песочной терапии удается преодолеть нежелание заниматься, негативизм, потому что все происходит в естественной и привычной для ребенка игровой среде. Занятия проходят под музыкальное сопровождение. Занятия песочной терапией являются эффективными в детском развитии, особенно среди детей с ОВЗ.
Выберите книгу со скидкой:
Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ
350 руб. 222.00 руб.
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.
350 руб. 963.00 руб.
Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.
350 руб. 169.00 руб.
Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.
350 руб. 169.00 руб.
Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.
350 руб. 169.00 руб.
Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.
350 руб. 169.00 руб.
Русско-английский словарик в картинках для начальной школы
350 руб. 163.00 руб.
ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ
350 руб. 205.00 руб.
ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ
350 руб. 171.00 руб.
Рисуем по клеточкам и точкам
350 руб. 248.00 руб.
ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ
350 руб. 163.00 руб.
350 руб. 114.00 руб.
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
- Все материалы
- Статьи
- Научные работы
- Видеоуроки
- Презентации
- Конспекты
- Тесты
- Рабочие программы
- Другие методич. материалы
- Андреева Вера АндреевнаНаписать 377 28.03.2019
Номер материала: ДБ-525126
- Дошкольное образование
- Дошкольники
- Презентации
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
-
28.03.2019 96
-
28.03.2019 125
-
28.03.2019 76
-
28.03.2019 343
-
28.03.2019 72
-
28.03.2019 76
-
28.03.2019 80
-
28.03.2019 106
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
«Дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с особыми образовательными потребностями", "особый ребенок".
Дети с ограниченными возможностями здоровья - дети с нарушением психофизического развития, нуждающиеся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
Дети с ограниченными возможностями
- это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Категории детей с ОВЗ в Центре
- Дети с нарушениями зрения
- Дети с умственной отсталостью
- Дети с задержкой психического развития (ЗПР)
- Дети с нарушениями речи
- Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП)
- Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы
- Дети со сложными (комбинированными) дефектами в развитии и множественными нарушениями в развитии
- Дети с хроническими соматическими заболеваниями
Учебно-познавательные компетенции для детей с ОВЗ
подразумевают владение ребенком обобщенными способами умственной деятельности, умением самостоятельно выстраивать познавательные действия, владение собственно процедурой построения и реализации учебной деятельности.
Плюсы песочной терапии:
1.Усиливает желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
2.Развивает тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.
3.Гармонично и интенсивно развивает все познавательные функции (восприятие, память, внимание, мышление)
4.Развивает речь, закрепляет навыки фонетико-грамматического строя, звукопроизношения, обучения грамоте и письму.
5.Совершенствует развитие предметно-игровой деятельности, сюжетно-ролевой игры, коммуникативных навыков ребенка.
6. Развивает творческую личность (саморазвитие ребенка).
Игры на песке одна из форм естественной деятельности ребёнка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих, коррекционных целях. Строя фигурки из песка с использованием символов, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
Процесс игры в песочной терапии помогает двигаться от ощущения зависимости от сложившейся ситуации к тому, чтобы стать создателем ситуации. Кроме того, песок поглощает негативную энергию. Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми, начиная с 3х летнего возраста. Развитие и коррекция посредством этого метода позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей с ОВЗ.
В частности, песочная терапия позволяет работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с детьми, испытывающими проблемы стыда, вины, лжи, трудности принятия своих чувств.
В своей системе эти упражнения, используемые в терапии, обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде.
Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка Важно, что проективные игры на песке открывают потенциальные возможности ребенка, развивая его творческий потенциал и фантазию.
Формирование учебно-познавательной компетенции у детей с ОВЗ
Психическое развитие ребенка понимается как процесс и результат присвоения культурно-исторического опыта предшествующих поколений. Необходимым условием присвоения этого опыта является активность ребенка, в том числе и познавательная, проявляющаяся в соответствующей деятельности.
Важными факторами в развитии познавательной активности Важными факторами в развитии познавательной компетенции детей с ОВЗ является: личность педагога, характер его взаимоотношений с ребенком, закономерности и особенности внутреннего мира ребенка.
Основными условиями для развития познавательной компетенции детей является: интересы и потребности детей, осмысление и осознание себя в окружающем мире, индивидуальность каждого ребенка, средства и способы добывания знаний.
Метод песочной терапии
Несмотря на то, что песочная терапия практикуется специалистами в России относительно недавно, она уже успела зарекомендовать как эффективный метод психокоррекции детей с ограниченными возможностями здоровья. В основу песочной терапии положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга у детей. В детском развитии творчество, задействуя воображение, занимает одну из важнейших ролей. Терапия песком (или как ее еще называют sandplay) является разновидностью терапии выразительными искусствами, которая в свою основу ставит идею о решении разного рода проблем через творчество.
Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении.Оно проявляется в символической форме в процессе создания творческого продукта – образов, миров, ситуаций, построенных определенным образом в песочнице.
В качестве материала для манипуляций выбран песок, - это обуславливается его особыми свойствами. Песок является природным материалом, с которым ребенок привыкает манипулировать с самого раннего возраста.
Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения рисунков, городов, миров и т.д.) и вербальной экспрессии (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции).
У детей активно развивается мелкая моторика, маленькие фигуры побуждают детей с задействовать полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, укрепляется нервная система.
При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. При таком подходе гармонизируется эмоциональное состояние.
Благодаря песочной терапии удается преодолеть нежелание заниматься, негативизм, потому что все происходит в естественной и привычной для ребенка игровой среде. Можно использовать любые пособия для упражнений в песочнице.
Подобные занятия являются очень полезными для детей с ОВЗ, потому что зачастую происходит задержка речи, психического развития, когнитивных способностей.
Кроме того песок - прекрасный тренажер, пропедевтическое средство для подготовки руки к письму, для овладения специальными движениями, а так же определять право-лево и ориентироваться на листе бумаге, тренируясь в песочнице.
В играх-упражнениях с песком и другими сыпучими материалами активно участвуют руки ребенка, тем самым, осуществляя познание окружающего мира. Игры с песком (а так же с крупами, мозаикой, мелкими камешками и другими сыпучими материалами, которые можно совмещать с песочной терапией) предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с этапами развития ребёнка: совместные действия ребенка и взрослого; действия по подражанию и по образцу, предложенному взрослым; самостоятельные действия, которые отражают собственный замысел ребенка.
Читайте также: