Пиктограммы для детей с дцп

педагогические науки

  • Орешкина Елена Михайловна , учитель
  • Средняя общеобразовательная школа
  • КОММУНИКАЦИЯ
  • ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ
  • КАЛЕНДАРНАЯ СИСТЕМА
  • МЕТОД ПИКТОГРАММ

Похожие материалы

  • Некоторые принципы проектирования эталонов оценочных средств на уровне подготовки кадров высшей квалификации
  • Коммуникативная компетентность педагога в процессе педагогической деятельности
  • Педагогическое общение в структуре педагогической деятельности
  • Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов
  • Когнитивные ожидания, связанные с употреблением алкогольных напитков

Одной из особенностей детей с церебральным параличом является то, что они требуют к себе особого внимания и испытывают огромные трудности в общении (коммуникации), так как они часто не способны выразить свои мысли, эмоции, желания и потребности. Дети с ДЦП не способны использовать вербальные средства общения, это проявляется в различных расстройствах речи, которые затрудняют их контакт с окружающими. Устная речь в большинстве случаев недоступна таким детям, а она играет важнейшую роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка и является основой социального взаимодействия.

Поэтому необходимо предоставить в распоряжение таких детей другую систему коммуницирования, которая облегчит общение, улучшит развитие ребенка, а также активизирует его участие в учебном процессе и тем самым будет способствовать интеграции таких детей в широкий социум. Описанные в статье способы коммуникации помогут детям выразить свои мысли и желания, а их семьи получат возможность общаться, понимать и правильно ухаживать за детьми.

Обучение коммуникативным навыкам и различным средствам общения детей с ДЦП оказывается одним из специфических и трудных разделов коррекционной и учебной работы.

Дети с ДЦП обладают различным потенциалом, следовательно, и выбор средств коммуницирования будет зависеть и от физических, и от интеллектуальных возможностей ребенка.

С обучающимися работают учитель - логопед, дефектолог, психолог и другие специалисты. На всех занятиях учитывается: степень выраженности нарушения интеллекта, форма ДЦП, структура двигательного нарушения, психическая деятельность и соматическое состояние.

Таким образом, для детей с ДЦП, которые испытывают трудности в вербальном общении, используют невербальные средства как альтернативные системы коммуникации. Особое внимание следует уделять взгляду, жестам и мимике.

Выбор соответствующей системы и средств коммуникации при обучении детей со множественными нарушениями, — это важный и сложный вопрос. Основная задача педагога - избрать адекватные коммуникативные системы и средства, которые упорядочат настоящие навыки ребенка и помогут эффективно продвигаться с ними к более сложному уровню коммуникации.

Одним из наиболее эффективных способов коммуникации является календарная система [5]

Календарь — система коммуникации, в которой символы или предметы - символы используются для представления основных видов деятельности в течение всего дня.

В настоящее время разрабатываются различные виды календарей, которые используются индивидуально с каждым ребенком. Выбор вида и направленности календаря зависит от физических, сенсорных, моторных, психических и интеллектуальных возможностей ребенка. Первоначально педагог учит детей связывать сигналы (предмет, символ, рисунок, жест) с определенными реакциями или поведением - это важное условие для обучения коммуникации.

В календарной системе используются предметы и картинки - символы.

Символы — это то, что обозначает, подразумевает какие-либо действия, понятия, деятельность, какой-либо предмет. Общение с помощью символов дает возможность для отражения всего, о чем можно говорить. Предмет или картинка указывает ребенку на то, что ему предстоит определённый вид деятельности.

На первой ступени работу строят со следующими типами календарей.

  1. Предметный календарь (в нём в качестве символов задействованы натуральные и миниатюрные схематизированные предметы и их изображения — барельефные, рельефные, контурные).
  2. Картинный календарь (изображение какого-либо предмета, вида деятельности или места ее осуществления).
  3. Календарь, в котором изображение дополнено словом [5]

Предметный календарь состоит из тактильных символов, они обладают определенными свойствами, они легко находятся и определяются детьми, используются для этого такие простые моторные реакции, как показ, дотрагивание, перекладывание, удерживание. Восприятие их не требует хороших навыков мелкой моторики, соответственно, может быть доступно детям с ДЦП.

Календарь также служит опорой для развития памяти, для накопления и расширения словаря. Использование календарной системы с детьми с ДЦП позволяет им переходить от предметного типа восприятия к наглядному, тем самым создавая предпосылки для овладения более сложными навыками коммуницирования.

Еще одним действенным способом, позволяющим удовлетворять потребность ребенка в общении, является метод пиктограмм. Пиктограммы - это изображение символов, заменяющих слова. Это невербальные средства общения и могут использоваться в следующих качествах:

  • временное средство общения (ребенок пока не говорит, но в будущем может овладеть речью);
  • постоянное средство общения (для ребенка, неспособного говорить и в будущем);
  • облегчающее средство в развитии общения (помощь в формировании элементарных представлений и понятий);
  • подготовительный этап к освоению письма и чтения (применяется с детьми с проблемами в развитии).

У детей с ДЦП огромное значение приобретают иные виды коммуникации – это поддерживающая и опорная (жесты и мимика, картинки и символы). Специалист учит детей использовать средства невербальной коммуникации как сигнал о своих потребностях: еде, воде, отдыхе, туалете.

Звуковой сигнал сопровождается показом пиктограммы и жеста (жестам обучаются дети, у которых нет тяжелых двигательных нарушений). Особое внимание уделяется взгляду, а мимика говорит о чувствах и настроении ребенка (радость, недомогание, беспокойство, покой).

Для работы с детьми с ДЦП были выбраны очень конкретные и простые для понимания символы, означающие элементарные желаниям и потребности. Но снижение потребности в речевом общении у детей с тяжелыми двигательными нарушениями ставит перед логопедом необходимость создания мотивов речевой деятельности с использованием различных игровых приемов.

В самом начале работы ребенку предъявлялась пиктограмма (показ сопровождается произнесением слова и мимикой). В работе с детьми уделялось внимание пиктограммам, изображающими предметы (на голубом фоне) и действиям с ними (на красном фоне). Отбирались именно те пиктограммы, которые часто встречались в окружающем мире ребенка.

Таким образом, работа по внедрению календарной системы и пиктограмм для детей с ДЦП обеспечивает ребенку возможность вступать в общение дома, в школе, в разнообразных жизненных ситуациях.

Список литературы

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Учитывая, что язык играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, является фундаментальной основой социального взаимодействия, регулятором поведения, организатором обучения в тех случаях, когда речь не может быть проводником языка, необходимо предоставить в распоряжение ребенка другую систему. Для обеспечения полноценного общения неговорящие дети с двигательными нарушениями нуждаются в альтернативных средствах коммуникации, которые могли бы полностью заменить звуковую речь- это пиктограммы.

Скачать:

ВложениеРазмер
пиктографические коды 50.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ДЦП ПИКТОГРАФИЧЕСКИМ КОДАМ

  • Развивать речь и коррегировать речевые расстройства.
  • Развивать компенсаторные механизмы ребенка.
  • Развивать коммуникативные навыки.
  • Использовать неречевые формы коммуникации.

Учитывая, что язык играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, является фундаментальной основой социального взаимодействия, регулятором поведения, организатором обучения в тех случаях, когда речь не может быть проводником языка, необходимо предоставить в распоряжение ребенка другую систему. Для обеспечения полноценного общения неговорящие дети с двигательными нарушениями нуждаются в альтернативных средствах коммуникации, которые могли бы полностью заменить звуковую речь- это пиктограммы.

Детский церебральный паралич- тяжелое заболевание нервной системы, получившее широкое распространение в последнее время, обусловлено ранним органическим поражением двигательных систем мозга. Недостаточность кинестетического восприятия способствует возникновению проявлений общей и артикуляторной диспраксии( или апраксии), что затрудняет выполнение целенаправленных действий и отражается на возможности использовать звуковую речь.

Двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую деятельность, затрудняющие развитие самостоятельного передвижения, навыков самообслуживания, формирующие зависимость ребенка от окружающих, влияют на весь ход психического и речевого развития этих детей.

Недостаточность воспитания детей с церебральным параличом( гипо- или гиперопека), отсутствие у них потребности в деятельности и в речевом общении еще более усугубляет имеющуюся речевую недостаточность. Органическое поражение речедвигательного анализатора при ДЦП влечет за собой нарушение артикуляции звуков речи, расстройство голоса, дыхания, просодических компонентов речи, что приводит к трудностям или практичекому непониманию речи таких детей окружающими.

Выраженные двигательные расстройства и нарушения речи при ДЦП затрудняют общение этих детей с окружающими, отрицательно влияют на все их развитие, способствуют формированию негативных черт характера, появлению поведенческих нарушений, формированию острого чувства неполноценности.

При тяжелых двигательных расстройствах дети часто не способны использовать вербальные средства общения. Их речь непонятна даже близким, характеризуется, в лучшем случае, наличием только отдельных голосовых реакций.

В силу целого ряда как объективных, так и субъективных причин такие дети долгое время не являлись контингентом специальных коррекционных учреждений, существующих в России, и , в лучшем случае, получали специальную помощь дома, при посещении педагогов, вне детского коллектива.

Системы специальных речевых кодов можно рассматривать как средство первичной коммуникации, предшествующие формированию языковых средств общения и являющиеся необходимой базой их развития, а в случаях серьезных органических поражениях ЦНС- как основные средства коммуникации, полностью замещающие звуковую( произносительную) речь.

Применение разнообразных коммуникационных кодовых систем, в конечном итоге, обеспечивает:

  • Социальную адаптацию ребенка, интеграцию его в общественную жизнь путем дешифровки сообщений, выраженных в этой форме в различных общественных местах,
  • Поддержку вербальных средств общения.

Одним из эффективных средств, применяемых мною в логопедической работе с детьми, лишенными возможности вследствие тяжелых поражений речедвигательной системы полноценно удовлетворять одну из главных человеческих потребностей- потребность в общении, является метод использования пиктограмм.

Апробация различных кодовых систем и выбор наиболее оптимальных должны обеспечивать развитие общения в доступных ребенку формах, поэтому в процессе работы часто возникает необходимость создания индивидуальных кодовых карт, в которых используются обозначения, представленные в различных системах. Поэтому, для детей с данной патологией мною были созданы и разработаны сводные пиктокоды по лексичечким темам и грамматическим конструкциям, а так же индивидуальные кляссеры с учетом интеллектуальных и моторных возможностей. Чтобы облегчить процесс вхождения в мир пиктографических изображений на первом этапе в кляссер помещаются фотографии близких родственников ребенка, его вещей, знакомых предметов обихода. В процессе обучения накапливается пассивный словарный запас ребенка и добавляются новые фотографии предметов, действий с предметами, их качества.

На втором этапе работы к фотографиям добавляются картинки, которые распределяются по лексическим темам в течении учебного года.

На третьем этапе логопед добавляет к картинке соответствующую пиктограмму. По мере овладения пиктограммами создается новый кляссер с отдельными пластиковыми кармашками, куда помещаются изображения усвоенных пиктографических кодов, которые распределяются по грамматическим категориям. Различие категорий слов может быть основано на цветовом коде ( обрамление или фон).

Для обеспечения полноценного общения неговорящих детей даются рекомендации и проводятся консультации для использования пиктограмм в группе воспитателями и дома родителями, а также обслуживающему персоналу.

Всевозможные сенсорные стимуляции( тактильные, кинестетические, зрительные, слуховые) дают ребенку возможность ближе познакомиться с идеографической системой общения. Уже для детей дошкольного возраста некоторые виды повторяющихся занятий я провожу с использованием фотографий, рисунков и картинок: например, приготовление блюда, режимные моменты, различные занятия, виды транспорта и т.д..Представление реального через коммуникативный код улучшает контакт с окружающей средой: обучающие знаки, иллюстрации на упаковках, указатели на дорогах и т.п .Именно через события повседневной жизни, передающиеся адаптированным способом в виде закодированных записей, я учу детей идентифицировать и постепенно интегрировать в практику общепринятые идеограммы.

Обучение пиктографическим кодам проводится в два этапа.

  1. Применение на уровне слова.
  • Идентифицировать представленные отдельно пиктограммы или их группы( количество пиктограмм может варьироваться от уровня когнитивного развития ребенка). Взрослый представляет ребенку первую пиктограмму и спрашивает, что она означает. Затем переходит к следующей. В случае ошибки взрослый ее объясняет и исправляет, прежде чем продолжать дальше.
  • Выделить требуемую пиктограмму среди других. Взрослый представляет несколько пиктограмм. Он произносит слово( существительное, глагол и т.д.) и просит ребенка показать соответствующую пиктограмму.
  • Определить пиктограмму предмета, действия, признака.

2. Применение на уровне фразы.

  • Определить фразу по пиктограммам.
  • Распознать из двух фраз, представленных на пиктограммах ту, которую произнес взрослый.
  • Составлять самостоятельную фразу.

Упражнения по пользованию кодом делятся на две группы:

  • Фиксации.
  • Применение.

Первая - упражнения по вовлечению детей в освоение кода, имеющие своей целью выработать навык использования кодовой системы.

Вторая - упражнения по применению этой системы организации общения, подготовки к овладению письмом и чтением.

На логопедических занятиях дети приобретают навыки коммуникации, где использование пиктограмм может быть единственным средством диалога, пусть даже примитивного, что важно и необходимо детям, полностью лишенным возможности вербального общения.

Использование невербальных средств общения в работе с неговорящими детьми, не способными использовать звуковую речь, повышает их языковую компетентность, расширяет возможность с окружающими, образовательные возможности, обеспечивает состояние психологического комфорта, нормализует их поведение, способствует преодолению негативизма и в конечном итоге создает благоприятные предпосылки для дальнейшей социализации и интеграции в социум безречевых детей- инвалидов с двигательными нарушениями.

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Трынова Лидия АндреевнаНаписать 1077 30.01.2017

Номер материала: ДБ-146502

  • Другое
  • Другие методич. материалы

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    30.01.2017 508
    30.01.2017 775
    30.01.2017 3998
    30.01.2017 536
    30.01.2017 573
    30.01.2017 2392

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Мы работаем с детьми у которых тяжелые формы ДЦП. Значительная часть из них не владеет речью. Поэтому перед нами возник вопрос: как же общаться с такими детьми?

Зачастую родители дома понимают что хочет их ребёнок – допустим, в туалет или попить – но, как только он попадает в иную среду с совершенно незнакомыми людьми, оказывается, что его никто не понимает. Такие дети раздражаются, плачут, сердятся. Как наладить с ними общение?

Мы долго искали способ понимать детей, которые не говорят словами. И подобрали систему обмена карточек PECS, которая изначально была создана для людей с РАС – расстройством аутистического спектра – а оказалась удобна и для наших детей с ДЦП.

Как понять, что эта система подходит и с чего начать?


Какие еще могут быть карточки и как их использовать?

Дальше мы наблюдаем за ребёнком и стараемся понять: видит ли он на карточке картинку, понимает ли эту картинку и соотносит ли картинку и ее значение? Если это понимание есть, тогда у ребёнка появляется свой набор карточек, которые обозначают события в течение дня в группе — расписание дня. Карточки выкладываются в порядке следования друг за другом в альбом и так же крепятся на липучках. Перед тем как перейти к очередному мероприятию, мы вместе с ребенком отрываем очередную карточку и кладем ее в корзинку.

Расписание нужно только для занятий вне дома?

Родители могут сделать такое расписание для дома, чтобы снять у детей тревожность. Часто бывает, что ребёнок капризничает, а родители не понимают почему. Оказывается, что ребёнок просто не знает что с ним будут делать дальше и от этого раздражается.

Был такой случай: как только семья собиралась и садилась в машину, девочка начинала капризничать. Оказалось, она думала, что ее везут к врачу. А ехали, например, в магазин или на прогулку. То есть, если бы ей как-то сообщили, что мы садимся в машину и едем на прогулку или в магазин, я думаю, что она бы, конечно, не плакала.

С какого количества карточек стоит начать?

У ребёнка, конечно, не сразу появляется полный набор карточек. Начинаем с одной. Если видим, что ребёнок понимает, добавляем еще одну – и постепенно, может быть, в течение месяца объём карточек доводится до объёма расписания.


Как ещё можно использовать карточки?

Мы используем карточки и для того, чтобы, например, с детьми выйти в кафе. Заранее смотрим какие десерты есть в меню, выбираем три основных и два напитка. Делаем карточки и вклеиваем их в альбом. Тогда в кафе ребенок может не только сам выбрать что ему хочется, но и отдать свой альбом официанту — сделать заказ.

Заговорит ли когда-нибудь ребенок, если привыкнет общаться с помощью карточек?

Многие родители боятся, что, если дети начнут пользоваться карточками, они не заговорят никогда, потому что тайная мечта каждого родителя – чтобы всё-таки ребёнок мог словами выразить свои потребности и словами общаться.

Это – большое заблуждение. Наоборот с помощью карточек происходит стимуляция коммуникации, то есть ребёнок хочет общаться, начинает строить предложения в голове. Карточки как раз и стимулируют к возникновению речи.

Что можно почитать на эту тему?

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Причины отсутствия речи:

  • Неврологические нарушения
  • Психопатологические нарушения
  • Нарушения церебрально- органического генеза свидетельствующие о задержке ЦНС
  • Наличие повреждений отдельных мозговых структур головного мозга

Если речь и связанное с ней вербальное общение не развиты или развиты крайне пассивно, следует использовать невербальное общение (альтернативная коммуникация)

Альтернативная коммуникация – это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенка

Использование языковой альтернативы призвано:

  • улучшить общение
  • облегчить всестороннее развитие ребенка
  • участие в педагогическом процессе
  • возможность интеграции в более социум

Пиктограммы могут использоваться в следующих качествах:

  • как средство временного общения
  • как средство постоянного общения
  • как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций
  • как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии

Этапы обучения в работе с пиктограммами:

  • Ознакомление ребёнка со знаком символом и уточнение его понимания
  • Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций
  • Последовательность логического конструирования фразы путём самостоятельного выбора необходимого символа

1. Ознакомление ребёнка со знаком-символом и уточнение его понимания:

  • Идентификация символа
  • Выбор нужной пиктограммы из ряда других
  • Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других;
  • Выбор такой же пиктограммы среди определённого множества других;
  • Конструирование фразы с помощью пиктограмм
  • Выбор (показ) из нескольких фраз

2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций:

  • Составить из пиктограмм пару. Например, кукла→ играть, яблоко → есть. Второй вариант: слушать → уши, пить → вода;
  • Среди определённого множества пиктограмм выбрать только те, которые относятся к одной тематической группе
  • Четвёртый лишний;
  • Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм. Например, уши – смотреть, глаза – слушать;
  • Найти и исправить ошибку во фразе.

3. Последовательность логического конструирования фразы путём самостоятельного выбора необходимого символа:

  • Дополнить фразу нужной пиктограммой, выбрав её из серии других;
  • Составить из пиктограмм произнесённую взрослым фразу;
  • Составить фразу из пиктограмм, соединив их между собой по смыслу стрелками;
  • Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку;
  • Составить логические цепочки.

Формирование логической цепочки:


В структуре дефекта у детей с церебральным параличом значительное место занимают нарушения речи, частота которых состав­ляет до 80 %. Большое значение в механизме речевых нарушений при ДЦП имеет сама двигательная патология, ограничивающая возможнос­ти передвижения и познания окружающего мира. Различные нарушения двигательной сферы обусловливают разнообразие речевых расстройств. Для каждой формы детского церебрального паралича характерны специфические нарушения речи.

Значительная часть детей с тяжелой формой ДЦП не владеет речью. Возникает закономерный вопрос: как же общаться с такими детьми? В обыденных бытовых ситуациях, повторяющихся изо дня в день, родители без труда понимают, чего хочет ребенок. Но стоит ребенку попасть в незнакомую ситуацию с новыми людьми, оказывается, что довольно непросто бывает понять причину раздражительности и капризов ребенка. Как наладить с ними общение, найти способ понимать детей, которые не говорят словами?



Picture Exchange Communication System – Система коммуникации при помощи обмена картинками. Метод позволяет невербальному ребенку инициировать общение, предъявив воспитателю (родителю, учителю) картинку, в обмен на которую он получает желаемый предмет, либо некоторое действие. Постепенно ребенок обучается строить утверждения, задавать вопросы и отвечать на вопросы при помощи картинок. Его учат принять этот навык в домашних условиях, в школе и в любой среде, готовой к такого рода общению.

Прежде чем обучать ребенка первичным навыкам коммуникации с помощью карточек РЕСS, следует основательно подготовиться к обучающему процессу. Следует начать с определения круга интересов ребенка, обращая внимание на предметы, которые окружают его в быту, хорошо знакомы ему; на действия, которые повторяются изо дня в день, не вызывают больших затруднений и характерны для ребенка.

Можно пронаблюдать, чем любит заниматься ребенок в свободное время; что он любит есть – как во время обычных трапез, так и когда получает что-нибудь вкусненькое; что любит пить, с кем любит проводить время; куда любит ходить, а также чего особенно не любит. Свои наблюдения желательно записывать в таблицу, чтобы объективно оценивать ситуацию и максимально продумать стратегию обучения по системе РЕСS.

Оценка мотивационных факторов (по 5-10 факторов в каждой категории)

  • Любимые напитки, еда
  • Люди, с которыми любит общаться
  • Места, где любит бывать (находит ься)
  • Любимые игры
  • Чем занимается в свободное время
  • Что вызывает раздражение, недовольство

Кроме того, можно определить мотивационные стимулы ребенка, собрав все любимые предметы (игрушки) ребенка и дать ему выбрать, обращая внимание на то, какие предметы выбирает чаще или реже, с каким предметом легче расстается или, наоборот, не желает отдавать его. Все эти наблюдения также нужно периодически вносить в таблицу.

Тестирование мотивационных стимулов

  • Наиболее предпочтительный стимул
  • Наименее предпочтительный стимул
  • Нейтральный стимул



Пример . Мы работали с мальчиком, который из-за серьезных двигательных нарушений не мог оторвать карточку/показать на нее рукой. Сначала он указывал на нужную карточку взглядом, но это ему самому не очень нравилось, хотелось самостоятельности. В итоге мальчик оторвал карточку зубами – это ведь тоже способ и очень хороший, а главное сильная мотивация к коммуникации и самостоятельной деятельности.

Постепенно вводим новые карточки с изображением знакомых, любимых предметов, действий. Размер карточки должен быть в пределах размера квадрата со стороной 5 см, по классической схеме, но всегда в первую очередь мы исходим из возможностей и особенностей ребенка, возможно карточка должна б ыть больше размером, чтобы ребенок мог хорошо ее рассмотреть. На обороте каждой карточки крепим фрагмент ленты Velcrо (тканевая застежка-липучка), чтобы ее можно было поместить в папку с листами-разделителями, оснащенными такой же лентой липучкой. Таким образом, получится что-то вроде альбома или книги, которая всегда должна быть под рукой ребенка для более удобного использования.



Кроме того, необходима картонная полоска, также оснащенная лентой-липучкой по всей длине: так можно прикреплять несколько карточек в определенном порядке - для построения предложений, расписания, последовательности. Иногда ребенок пытается по мере своих возможностей оторвать карточку с липучкой, но не получается, тогда можно приклеить с обратной стороны карточки кусочек пенопласта (поролона), чтобы сделать карточку более объемной и удобной для захвата ребенка с ДЦП. Наблюдайте в чем именно возникают затруднения у ребенка, чтобы адаптировать под него систему обучения.

Коммуникативные книги и карточки PECS можно найти здесь.

Как сделать удобную коммуникативную книгу PECS для ребенка быстро и легко можно посмотреть здесь.

Итак, цель первого этапа обучения РЕСS – научить ребенка показывать глазами (рукой/пальцем) или давать в руки родителю карточку, на которой изображен желаемый предмет или действие. В занятии принимают участие двое взрослых: один садится напротив ребенка и держит в руке мотивационный стимул, другой взрослый находится позади ребенка и направляет руку ребенка к картинке, помогает указать на нее или взять и отдать сидящему напротив человеку. При этом важно, чтобы оба взрослых молчали, чтобы не подавить инициативу ребенка. Только в тот момент, когда ребенок передает карточку в руки сидящего напротив – нужно озвучить название предмета на карточке. Таким образом, мы озвучиваем просьбу ребенка и в дальнейшем он будет пытаться имитировать эти звуки, передавая карточку. На данном этапе важно научить именно этому механизму передачи карточки, о разнообразии пока можно не беспокоиться, поэтому карточка должна быть одна.

Что делать, если ребенок не проявляет инициативы? Нужно поменять карточку. Таким образом нужно отработать все мотивационные стимулы ребенка, которые вы заносили в таблицу по результатам своих наблюдений.

Но каждый раз только по одному предмету и только с одной соответствующей карточкой! Очень важно проводить обучение интенсивно, и тренировать до тех пор, пока ребенок не сделает это действие (подаст/укажет на карточку) - 30-40 раз в день.

Если вы отработали навык передачи/указания на карточки без помощи взрослого с 10 предметами, можно переходить ко второму этапу обучения. Этот этап – закрепление результатов: расширение числа карточек, отработка подачи карточки без помощи человека позади, (или целенаправленный взгляд ребенка на нужную карточку) коммуникативному партнеру следует прекратить протягивать руку навстречу ребенку с целью напоминания подать карточку. Тематические карточки можно скачать здесь.

Обучение различия карточек происходит именно на третьем этапе. Ребенку предлагают две карточки: одна с изображением желаемого предмета, другая – с изображением предмета, который он не хочет получить. Если ребенок выбирает карточку с желаемым предметом, то и получает этот предмет. И наоборот. Здесь также важно не оказывать словесных подсказок ребенку. Во время обучения, важно постоянно менять карточки местами, для того, чтобы ребенок был более внимательным, и не привык подавать/указывать только левую или только правую карточку.

Следующий шаг: выбор между двумя желаемыми предметами. Например, перед ним конфета и шоколадка, и две соответствующие карточки. Когда ребенок протягивает/указывает на карточку, нужно протянуть ему поднос с предметами и дать выбрать (указать) соответствующий предмет. Если он выбирает правильный предмет – его необходимо похвалить. То, что ребенок выбирает предмет, о котором он попросил, является индикацией того, что ребенок использует карточку правильно. Если ребенок пытается взять несоответствующий предмет, следует блокировать неправильную реакцию.

Когда ребенок успешно овладевает ситуацией выбора с двумя карточками, их количество увеличивают. Окончательным этапом в обучении различия карточек является обучение ребенка выбирать необходимую карточку из составленной коммуникационной книги.



Если процесс обучения осложнен в силу ограничения двигательных функций, символ "Я хочу" заранее прикрепляется на полоску, и ребенок учится только выбирать карточку желаемого предмета, указывать на нее с помощью взгляда или жеста в сторону необходимой карточки. Многие детки с ДЦП не осваивают данный этап и на нем останавливаются, ничего страшного в этом нет! Если ребенок освоил выбор из двух карточек – это большая победа! Теперь вы сможете предлагать ему варианты, а он сможет сам выбирать, что хочет. Символ "Я хочу" – в оригинальной версии программы РЕСS является рисунком, на котором изображена протянутая рука к кубу, и с подписью "Я хочу". В домашних условиях можно сфотографировать ребенка, протягивающего руку, или просто протянутую руку, и подписать "Я хочу". Купить пособия с дидактическим материалом (картинки-символы) по тематическим разделам: Ананьева И.Н. Говорящие картинки: дидактический комплект: метод. рекомендации и практический материал, 2015г. в 2 частях.

На следующем этапе нужно обучить ребенка различать карточки "Я хочу…" и "Я вижу…". Следует на поверхность книги выложить эти две карточки, а также дополнительные карточки мотивационных предметов. Теперь ребенок должен научиться правильно составлять предложение и правильно реагировать на вопросы "Что ты хочешь?" и "Что ты видишь?"

Как еще можно использовать карточки?

Когда ребенок соотносит картинку с ее значением, мы можем собрать набор карточек, которые обозначают события в течение дня — расписание дня. Карточки выкладываются в порядке следования друг за другом в альбом и так же крепятся на липучках. Перед тем как перейти к очередному мероприятию, мы вместе с ребенком отрываем очередную карточку и кладем ее в корзинку.



Подробнее о применении карточек в настольной книге для родителей — руководство по использованию карточек и визуальных расписаний. Вы можете скачать здесь книгу бесплатно в формате pdf.

Здесь достаточно подробно и пошагово расписана методика работы с карточками.

Методика альтернативной коммуникации РЕСS предназначена не только для осуществления коммуникации, но и для стимулирования речевого развития. Данная система обучения предоставляет ребенку с особенностями развития возможность выразить свои желания, чувства, эмоции, потребности; значительно повышает уровень социализации, качество жизни, дает возможность почувствовать себя значимым и способным.

При подготовки статьи использованы книги:

1. Баенская Е.Р. Аутичный ребенок: пути помощи. / Е.Р. Баенская, О.С. Никольская, К.С. Лебединская. – М.: ТЕРЕВИНФ, 1997. – 102 с.

2. Вентланд М. Учебно-воспитательные работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Учеб.-метод. пособие / М. Вентланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; Науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн.: БГПУ, 2009. – 276., ил.

3. Либлинг М.М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка / М.М. Либлинг // Дефектология, 1996. – № – С. 26.

Деятельность Ресурсного центра осуществляется при поддержке Фонда президентских грантов и Комитета общественных связей г.Москвы.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.