Портфолио на ребенка с дцп

Содержание

  • 1 Авторы проекта
  • 2 Название проекта
  • 3 Предмет, возраст
  • 4 Краткая аннотация проекта
  • 5 Вопросы, направляющие проект
    • 5.1 Основополагающий вопрос
    • 5.2 Проблемные вопросы
    • 5.3 Учебные вопросы
  • 6 План проведения проекта
  • 7 1 этап. Подготовительный.
  • 8 2 этап. Основной.
  • 9 3 этап. Заключительный.
  • 10 Целевые образовательные стандарты
  • 11 Визитная карточка проекта
  • 12 Публикация учителя
  • 13 График оценивания
  • 14 Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся
  • 15 Презентация ученика
  • 16 Примеры работ учеников
  • 17 Материалы по формирующему и итоговому оцениванию
  • 18 Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности
  • 19 Полезные ресурсы
  • 20 Отзыв о проекте

Авторы проекта

Блажевич Алексей Викторович, Колосова Инна Сергеевна

Название проекта

Предмет, возраст

Специальная психология, от 17 и старше

Краткая аннотация проекта

Проект "Дети с ДЦП" посвещен проблемам возникновения детского церебрального параличам. Проект изучается в рамках дисциплины психология лиц с ДЦП. Этот материал предназначен на учащихся старше 17 лет. В ходе работы над проектом происходит формирование представлений об понятие ДЦП, ее видах и классификациях, о причинах возникновения и распространенности.

Вопросы, направляющие проект

Почему рождаются дети с ДЦП?

2. Причины возникновения ДЦП?

3. Распространенность детей с ДЦП?

1. Классификация ДЦП?

2. Факторы влияющие на возникновение ДЦП?

3. Симптоматика ДЦП?

План проведения проекта

1 этап. Подготовительный

2 этап. Основной

3 этап. Заключительный

1 этап. Подготовительный.

Действия учеников: Формирование проектных групп, сбор информации и материалов по проекту, подготовка презентаций.

Действия учителя: Подготовка материалов для работы над проектом, руководство поисковой деятельности учащихся.

Оценка результативности этапа: Оценивается качество подобранного материала, его значимость для проекта, целостность.

2 этап. Основной.

Действия учеников: Работа в проектных группах по разработке темы презентации, создание презентаций, оформление.

Действия учителя: Консультационная помощь по работе с материалом, индивидуальная работа с учащимися по интересующим их вопросам.

Оценивание результативности этапа: Критерии оценивания работы проектной группы: слаженность, четкое распределение ролей, правильность подбора материала.

3 этап. Заключительный.

Действия учеников: Презентация и защита готового проекта на тему "Причины возникновения ДЦП". Действия учителя Оценивание конечного продукта - презентаций, награждение лучших работ дипломами.

Оценивание результатов этапа: Оригинальность представления группами учащихся своих творческих работ - презентаций.


Комментарии к портфолио моего ученика

Я хочу поделиться поисками и мыслями, не претендуя ни на их новизну, ни на безошибочность, а только на то, что они были реально прожиты как часть жизни и работы.

ВАЖНО! Отрицательная оценка со стороны близкого лишь тормозит активность ребенка и может спровоцировать проявления физической самоагрессии.

Несколько слов о психоТипе мамы. Психосоматический. Для мамы Коли характерно положить собств. здоровье на алтарь своего ребенка…

Формирование учебных навыков аутичного ребенка зависит от установления эмоц. контакта педагога с ребенком. Важно, чтобы занятия проводились в опред. месте, в опред, время.

Место д.б. организовано так, чтобы ничего не отвлекало реб. чтобы его зрительное поле было максимально организовано. И еще четкая последовательность: занятие, игра, стимул (компьютер). Моя №1 задача - сформировать полож. эмоц. установку реб. по отношению к занятиям. КАК? Не задавать вопросов, не требовать.

Организ. произвольных действий. №2ая задача-зафиксировать время и место занятий, что служит основой стереотипа учебного поведения. № 3-я –последоват .закрепить последоват. действий по подготовке к занятию и завершению /разложить, достать и т.д./Эти простые мероприятия могут даваться труднее, чем собственно учеб. навыки.

реального смысла счета, может и до 1000,развлекаясь, но при этом не в состоянии осмыслить и перевести в форму примера простейшую задачу. Обучение аут.реб . СЧЕТУ всегда должно начинаться с работы по сравнению кол-ва, соотнесению цифры и числа предметов. ПРИМЕР, что я давала.

Чтение. Читать научился легко, но прочитанное не понимал, просто механически складывал буквы в слова. Вызывала интерес к каждому прочитанному слову, так постепенно дошли до короткого пересказа по наводящим вопросам.

Развитие навыков самообслуживания и бытового поведения представляет для такого ребенка -как Коля особую проблему, поэтому в работе с ним я уделяла этому и особое внимание.

Мне было важно определить,что уже умеет ребенок, и опираясь на имеющиеся навыки, подключать его к др.деятельности с помощью мелких поручений. ВАЖНО! УСЛОВИЕ - чтобы действие было завершено, и чтобы ребенок сразу испытал успех.

НАВЫК. Надо, чтобы повторялись одни и те же шаги при обучении навыку, и все взрослые в семье могли учить одинаково. Не стоит пытаться научить реб. всему и сразу, лучше сначала сосредоточиться на одном.

Ознакомила маму с содержанием работы по формир. навыков, проверили доступность всех необходимых материалов и определили последовательность действий.

Сложность произвольного распределения мышечного тонуса сказывается и на ручной моторике аут.реб.

ДИАГРАММА сравнение Октябрь и МАЙ

Работая ,например, над развитием знаний ребенка об окружающем мире, надо учитывать, что информация о ФОРМЕ,ЦВЕТЕ,РАЗМЕРЕ предметов Т.е.информация, организованная по какому-то формальному признаку, воспринимается и запоминается аут. достаточно легко.

Если мы говорим, что эта информация воспринимается легко, то может и не следует уделять этому внимание, и уж тем более аутичному ребенку не нужны специальные занятия по развитию восприятия?

Но, подобно тому, как на каждом занятии мы постепенно вырабатываем произвольное внимание реб. мы должны формировать произвольность, ОСОЗНАННОСТЬ восприятия, помочь воспринимать и запоминать не только отдельные свойства предметов, объектов, но и их смысловую связь.

Без развития восприятия будет гораздо сложнее донести ребенку информацию о человеческих отношениях, настроении, чувствах.

ЖИЗНЬ – дуновение щедрости Божией на сотворённую Им природу

ДЕТСТВО – восход судьбы в человеческой жизни. 10 лет

ДУША – это пустота в человеке, которую он заполняет Богом или Сатаной. 8 лет

БАБОЧКА – главная примета летнего счастья. 8 лет

ВЕТЕР – воздух, который не любит покоя. 8 лет

НОВИЗНА – такое явление, что от встречи с ним твой мир становится богаче. 8 лет

НОЧЬ – чёрный зонтик со звёздами. 10 лет

ОТДЫХ – работа с удовольствием. 8 лет

НОВИЗНА – такое явление, что от встречи с ним твой мир становится богаче. 8 лет

ЛОШАДЬ – большое тёплое четырёхкопытное счастье.

« Посмотрите на аут.реб. еще раз и скажите себе: «ЭТО ИНОПЛАНитянин,который случайно приземлился у меня. Я не знаю, кто этот ребенок и кем он станет. Но я знаю, что это реб., выброшенный в чужой мир, без своих инопланетных родителей, которые знают, как о нем заботиться. Ему нужен кто-нибудь, кто о нем позаботится, кто будет его УЧИТЬ, ПОНИМАТЬ и ЗАЩИЩАТЬ.

Скачать:

ВложениеРазмер
efremov_nikolai.ppt 2.85 МБ

Подписи к слайдам:

Ефремов Николай Сергеевич Ученик 1 класса муниципального казенного специального коррекционного общеобразовательного учреждения для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья школы –интерната г. Королева МО. ( надомное обучение ) Учитель надомного обучения: педагог-психолог Киреева Любовь Сергеевна 2012-2013 г.г.

Кто Я? Я- Николай Сергеевич Ефремовь. А моя учительница- Любовь Сергеевна зовет меня Николаша. Мне 10 лет. Я живу с мамой, ее зовут Наталья Алексеевна. Моя Родина- Россия, а Я- россиянин. Мой город Королев очень красивый. А еще мне нравится Москва и врачи в детской больнице в Сокольниках.Они меня лечили, и теперь я уже могу неного ходить,правда, пока только с маминой помощью. По выходным, если получается мы с мамой ходим на службу в церковь к Матронушке. Меня там всегда ждет отец Дмитрий. Говорят, что у меня Аутизм. Многие называют меня проблемным ребенком, но я считаю себя таким же как и все .

Я живу с мамой. Её зовутНаталья Алексеевна. Она у меня самая лучшая. Сейчас мама не работает, она занимается со мной. Это я с мамой на Новогоднем праздникеи на празднике Семьи и Милосердия Это моя первая учительница – Любовь Сергеевна. Она – замечательная и я ее очень люблю! На ее уроках всегда весело и интересно. Когда Любовь Сергеевна отдыхает, я скучаю по ней и часто спрашиваю маму, когда снова придет Любовь Сергеевна.

Мои школьные успехи

Сформированность учебных навыков Ефремова Николая Математика 01 .10.2012 20.05.2013 1. Владение счетными операциями Не владеет В пределах 5-х 2. Формальный счет До 10 с помощью До 50 3. осмысленный счет - До 5-ти (по программе) 4. Решение задач Не решает Решает задачи на сложение и вычитание в пределах 3х 5. Представления о форме Круг, квадрат, треугольник Круг квадрат, треугольник, прямоугольник, овал 5.1. Соотносит Не соотносит соотносит 5.2 Показывает показывает с помощью Показывает самостоятельно 5.3 Называет Не называет Называет 6. Представление о величине Маленький-большой Высокий-низкий, длинный-короткий, широкий-узкий, тослстый-тонкий 6.1 Соотносит Не соотносит Соотносит самостоятельно 6.2 Показывает не показывает Показывает самостоятельно 6.3 называет -не называет Называет сспомощью

Пояснительная справка Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой – умываться, чистить зубы, ухаживать за вещами, чистить обувь, постирать белье, умение обслуживать себя во время еды – налить сок, отрезать хлеб и т.п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом к его независимости. Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорному воспитанию, развитию речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий. Формирование навыков самообслуживания у детей с особенностями развития является для них и их родителей жизненной необходимостью. Задача педагога – помочь ребенку приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни.

Примерное содержание работы по формированию навыков самообслуживания Подготовительные упражнения Подготовка рабочего места к занятиям; Складывание салфеток; Пересыпание ложкой Пересыпание из одной емкости в другую Переливание из одной емкости в другую Забота о самом себе Одевание и раздевание Работа с различными застежками (пуговицы, молнии, шнурки, кнопки, шнурки, крючки, ремни); Мытье рук; Умывание; Уход за полостью рта; Пользование столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) Мытье фруктов Забота об окружающей среде Мытье посуды; Мытье стола Вытирание пыли; Чистка обуви; Составление букета; Уход за комнатными растениями (полив, протирание крупных листьев)

Анкета для родителей Уважаемая Наталья Алексеевна! Какие из навыков самообслуживания у Николая развиты а) максимально, т.е. используется ребенком свободно: Работа с различными застежками Пользование столовыми приборами б) неустойчивы, т.е. ребенок нуждается в помощи взрослого Необходима помощь при мытье рук, чистке зубов, мытье фруктов Мытье посуды за собой Чистка обуви Вытирание пыли в) начальная стадия развития навыка Стирка белья Чистка одежды Составление букета г) отсутствие навыка Завязывание шнурков Спасибо. Учитель Педагог-психолог Киреева Л.С.

Развитие навыков самообслуживания ЕФРЕМОВА НИКОЛАЯ

ЕФРЕМОВ НИКОЛАЙ Одевается и раздевается самостоятельно ( с небольшой помощью); Свободно пользуется столовыми приборами; Работает с различными застежками (кнопки, крючки, молнии, пуговицы); Ухаживает за комнатными растениями (полив, рыхление и т.д.) Нуждается в помощи: Контроль при мытье рук; Контроль во время ухода за полостью рта; Напоминание о мытье фруктов; Помощь при мытье посуды, вытирание пыли, чистка обуви Учится (начальная стадия) Стирать белье; Чистить одежду; Составлять букет Отсутствует навык Завязывание шнурков

Развитие сенсорных и психомоторных систем

Карта развития психомоторики ученика 1 класса Ефремова Николая Смысловая интерпретация бальной оценки 0 -крайне слабое выражение параметра; 1 -начальные стадии развития параметра; 2 -проявление в отдельных ситуациях (ухудшение качества при утомлении); 3 -проявление параметра при сильной мотивации, мобилизации сил, хорошем психофизическом состоянии; 4 -данный параметр устойчив в разных видах деятельности. Используется ребенком свободно; 5 -максимальное развитие параметра. Параметры октябрь Май Приме-чание Крупная моторика: У ребенка просматривается устойчивая положительная Действие по подражанию 1 3 Действие по словесной инструкции 0 3 Координация 1 3

Мелкая моторика: динамика развития. С учетом непродолжительности обучения результат можно считать хорошим Общее развитие 0 3 Произвольность мелкой моторики 0 3 Действие по образцу 1 3 Действие по словесной инструкции 0 3 Характер штриховки: Выход за контуры 0 3 Гомогенность штриховки 0 3 Характер линий Замкнутость линий 0 3 Адекватность нажима 0 2 Воображение: Общее развитие 0 2 Принятие и удержание игровой роли 0 2 Творчество 1 3 Внимание: Произвольность 1 3 Память: Моторная 0 2 Педагог-психолог Киреева Л.С.

Результативность занятий по развитию психомоторных и сенсорных процессов Ефремова Николая октябрь-май 2012-2013г.г. Динами-ка в разви-тии эмоцио-нальной сферы Уровень развития произ-вольнос-ти Уровень концен-трации, устойчи-вости и объема внима-ния Уровень развития восприя-тия и ориентировки в прост-ранстве Уровень развития вообра-жения и образно-го мышле-ния Уровень развития элемен-тов логичес-кого мышле-ния Ди-на-ми-ка октябрь май октябрь май октябрь май октябрь май октябрь май март май положительная Условные обозначения: Отсутствие динамики Начальная стадия Незначительная динамика Положительная динамика

Из опыта работы по формированию и коррекции сенсорных процессов у аутичного ребенка Работа проводилась в несколько этапов Благодарю своего ученика Ефремова Николая и его маму Наталью Алексеевну за стойкость и последовательность в совместной деятельности. I Этап. Диагностический. Цель: выявление уровня развития сенсорных систем и восприятия. Исследование зрительного восприятия. А) цвета: подбери пары одинакового цвета, раскрась также, называние основных цветов Б) восприятие размера: разложи предметы от большого к маленькому (и наоборот). Найди самый большой из всех. Самый длинный, высокий и т.д. В) восприятие формы: найди такой же по форме; раскрась только такие фигуры.

На основе проведенного обследования составила схему развития зрительного восприятия Вывод к данной схеме: необходимо больше внимания уделять развитию восприятия цвета и размера

II этап. Коррекционно-развивающий Цель: развитие сенсорного и познавательного процессов . 1) Упражнения на основе зрительного восприятия А. Развитие внимания на основе зрительного восприятия. а) Рисование по клеточкам; б) Раскрась также. В. Развитие памяти на основе зрительного восприятия а) Запомни узор рисунки (узор), что изменилось? б) Положи предметы (картинки) в той же последовательности (также, как было) С. Развитие мышления на основе зрительного восприятия а) Четвертый лишний - по цвету - по форме - по размеру б) Установление закономерностей в) Классификация предметов - по цвету по форме по размеру г) Конструирование - из геометрических фигур - по образу, словесной инструкции

III Этап. Коррекционно-развивающий Цель: развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы. Проигрываем жизненные ситуации, сопровождающиеся основными эмоциональными реакциями: радость, грусть, удивление, испуг, злость. Примечание : На этом этапе Николаша любит работать с зеркалом, если не получается изобразить эмоцию мимикой, то помогает себе руками – поднимает брови. В результате проделанной работы у Николая наблюдается положительная динамика развития двигательных и графических навыков.

Развитие мелкой моторики Как мы работали…

Информация, связанная с ними, содержится в бессознательном человека. Предлагая ребенку такие темы, мы обращаемся к глубинному опыту, который передается из поколения в поколение и является общим для всех людей, равно как и основой для личного опыта каждого человека. Для аутичного ребенка изображение архетипических образов особенно важно, потому что область объединяет различные аспекты, грани личности ребенка. Она становится связывающей благодаря цельному и глубокому переживанию опыта соприкосновения с реальностью , идущему из бессознательного. Работа с архетипическими образами не оставляет равнодушным ни одного ребенка, затрагивая наиболее глубокие стороны его души.

Родительская трибуна Я,Карпунина Наталья Алексеевна, являюсь мамой ученика 1-го класса МКСКОУ школы-интерната г.Королева М.О. – Ефремова Николая. Ребенок находится на надомном обучении. Хотелось бы отметить, что для моего сына каждый урок с его учительницей Киреевой Любовью Сергеевной является чем-то вроде небольшого увлекательного праздника. Если раньше ребенок отказывался заниматься наотрез(первые занятия проходили с постоянным криком ) , то сейчас он ждет учительницу и с удовольствием занимается. Любови Сергеевне удалось своей добротой, невероятным терпением и конечно же, любовью вовлечь ребенка в учебный процесс. Разработанная ею методика обучения позволяет ребенку не только приобретать интересные знания и навыки, но и применять их в повседневной жизни. Буквально с каждым уроком Коля меняется на глазах. Из практически не контактного, замкнутого мальчика, не умеющего держать в руках карандаш, он превратился в настоящего ученика. который пишет прописью. Хочется выразить огромную благодарность Любови Сергеевне за то, что она нашла подход к такому сложному ребенку; за элементы игры, применяемые ею в процессе обучения, с помощью которых она смогла раскрыть в ребенке его способности.

Целью создания портфолио аутичного ребенка на примере моего ученика ЕФРЕМОВА НИКОЛАЯ было показать, что В результате своевременно начатой упорной коррекционной работы, возможно преодоление аутистических тенденций и постепенное вхождение ребенка в социум. В разном темпе, с разной результативностью, но аутичный ребенок может продвигаться ко все более сложному взаимодействию с людьми, и каждый серьезный шаг на этом пути доставляет радость и удовлетворение не только ему, но и его близким. В заключение хочу поблагодарить маму НИКОЛАЯ, позволившую использовать при создании портфолио фотографии Коли. Я очень надеюсь, что материалы портфолио позволят людям ближе соприкоснуться с внутренним миром аутичного ребенка, почувствовать его желание учиться, быть и жить среди нас. А если кто-то захочет оказать помощь Николаше, с благодарностью примем ее. С уважением, Любовь Сергеевна Киреева г. Королев М.О. май 2013 год

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Федоренкова Светлана ВалерьевнаНаписать 1719 11.09.2016

Номер материала: ДБ-188082

  • Другое
  • Статьи

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    11.09.2016 1234
    11.09.2016 879
    11.09.2016 240
    11.09.2016 281
    11.09.2016 366
    11.09.2016 715
    11.09.2016 541

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий


- Раскрыть индивидуальные возможности ребенка;

- Следить за динамикой учебных достижений ученика за определенный промежуток времени;

- Определять эффективность и соответствие индивидуального учебного плана возможностям ребенка, поэтому корректировать его;

- Следить за развитием социализации и формированием личности ученика;

- Осуществлять обратную связь между ребенком, родителями, учителем.

В инклюзивном классе хорошо ввести портфолио, которое будет подбирать ученик самостоятельно. Это позволит учителю решить ряд важных коррекционных задач. Так, работа над портфолио поможет максимально раскрыть индивидуальные возможности каждого ребенка. Уже с начала обучения у школьника начинают закладываться основы саморефлексии учебной деятельности, то есть ответственности и самостоятельности обучения, участие в качественном оценивании результатов собственного обучения. У ребенка будет формироваться умение анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями. Этот фактор, учитывая низкую способность ребенка с особыми образовательными потребностями адекватно оценить свое физическое состояние, интеллектуальные возможности, заметно повышенную или пониженную самооценку по сравнению с нормой, поможет развивать положительные качества личности. Исследователями доказано, что самостоятельная подборка материалов портфолио порождает ситуацию успеха, приводит к повышению самооценки и уверенности в собственных возможностях; кроме того, она развивает познавательные интересы и готовность к самостоятельному познанию. Цель ученического портфолио состоит в следующем:

-Формирование у ученика ответственности и самостоятельности обучения;

· Развитие умения давать качественную оценку результатов собственного обучения и деятельности;

· Развитие умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями. Этот фактор, учитывая низкую способность ребенка с особыми образовательными потребностями адекватно оценить свое физическое состояние, интеллектуальные возможности, заметно завышенную или пониженную самооценку по сравнению с нормой, поможет развивать положительные качества личности;

-Формирование познавательных интересов и готовность к самостоятельному познанию;

· Самостоятельная подборка материалов портфолио порождает ситуацию успеха, приводит к повышению самооценки и уверенности в собственных возможностях.

Подбирать портфолио учащимися можно начинать уже в начальной школе и привлекать к этой работе учащихся всего класса. Работа над портфолио ребенка с особыми образовательными потребностями или с нормальным развитием требует активной помощи родителей. Учитель должен доказать родителям ее полезность. Надо убедить их в том, что совместная систематическая работа над портфолио поможет лучше узнать ребенка, его реальные возможности, а использование материалов портфолио на родительском собрании будет способствовать эффективной обратной связи между родителями и учителем. В первом классе, когда ребенок начинает учиться составлять портфолио, помощь родителей должна быть самой полной. По мере взросления школьника помощь надо минимизировать. С самого начала следует организовать работу так, чтобы ребенок сам прилагал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы обязательно происходит процесс осмысления собственных достижений, формирование личностного отношения к полученным результатам и осознание собственных возможностей. Портфолио ученика инклюзивного класса основной школы поможет решать задачи, связанные с переводом в, так называемую, профильную цепочку обучения в старшей школе. Обычно, профориентационная работа в школе проводится психологом с помощью специальных психологических тестов. Однако междисциплинарные педагогические тесты для осуществления отбора в профильные классы не разработаны, отсутствует эффективная система тестирования и профориентации. Таким образом, всесторонний и объективный мониторинг учебных достижений, который дополняется материалами портфолио, открывает новые возможности аттестации выпускников основной школы и конкурсного отбора для продолжения обучения на высшей образовательной ступени в соответствии с интеллектуальными и психофизическими возможностями учащихся. Оценка материалов портфолио осуществляется в соответствии с задачами, на которые они направлены, с привлечением количественных и качественных оценок.

Задачи для контроля и самоконтроля.

1. Охарактеризуйте компоненты психологической готовности к школьному обучению.

2. Какие особенности психологической готовности к обучению приводят к трудностям в овладении программными знаниями первоклассниками?

3. Обоснуйте целесообразность применения безбалльной оценки для учеников 1 класса.

4. Раскройте сущность контрольно-оценочной деятельности учащихся.

5. Какие факторы у детей с особыми образовательными потребностями могут влиять на формирование самоконтроля в учебной деятельности?

6. Раскройте сущность технологии портфолио и требования к его заключению.

7. Обоснуйте целесообразность применения учительского учетного портфолио в инклюзивном классе.

8. Какие учебные, воспитательные и развивающие задачи решает заключение портфолио младшим школьником? (Ответ обоснуйте).

Семинарское практическое занятие.

Опорные понятия: психологическая готовность к школьному обучению; оценивание учебной деятельности без баллов; контрольно-оценочная деятельность; технология портфолио, учетное портфолио учителя; портфолио ученика.

Устное практическое задание.

a) на основе литературных источников определите особенности психологической готовности к школьному обучению школьника с детским церебральным параличом, спрогнозируйте трудности в обучении, к которым они могут привести.

b) спрогнозируйте трудности в обучении, связанные с особенностями психологической готовности к обучению детей с тяжелыми нарушениями речи; разработайте направления их устранения.

1) предложите приемы безбалльной оценки для первоклассника с пониженным интеллектом;

2) разработайте приемы оценивания, которые, с одной стороны, дают возможность зафиксировать индивидуальное достижение каждого ребенка, а с другой – не провоцируют учителя сравнивать успехи детей между собой.

- Проанализируйте составляющие самоконтроля. Определите возможные трудности оперирования составляющими самоконтроля и предложите пути их устранения:

а) у детей с задержкой психического развития;

б) у детей с детским церебральным параличом.

- Для оценки собственной деятельности учеником (с помощью оценочных линеек) разработайте критерии оценки решения составленной задачи по математике; для упражнения по русскому языку, которые можно предложить ученику.

5. Портфолио ученика:

- Определите роль ассистента учителя в процессе сбора материалов для портфолио младшего школьника.

- Обозначьте цели подбора портфолио учащимися с особыми образовательными потребностями основной школы. Предложите разделы портфолио ученика с особыми образовательными потребностями основной школы.

Вопросы для устного опроса.

1. В чем суть интеллектуальной готовности к школьному обучению?

2. Определите психологическое содержание социальной готовности к школьному обучению.

3. Раскройте содержание личностной готовности к школьному обучению.

4. Раскройте сущность технологии портфолио.

5. Назовите типы портфолио, которые применяют в школе.

6. Назовите требования к заключению портфолио.

7. Какие задачи решает внедрение учетного портфолио учителя в инклюзивном классе?

8. Для чего заключается ученический портфолио?

9. Какова роль родителей в заключении ученического портфолио?

10. Конкретизируйте задачу учителя и ассистента учителя при заключении портфолио ученика.

Задача для письменного самостоятельного выполнения.

1. Опишите особенности психологической готовности к школьному обучению ребенка со сниженным интеллектом (умственная отсталость). Для учителя разработайте психолого-педагогические рекомендации по их устранению.

3. Разработайте советы для самооценки в учебной деятельности ученика.

4. Разработайте разделы учетного портфолио учителя начальной школы инклюзивного класса.

5. Разработайте разделы портфолио для ученика начальной школы.

6. Разработайте сценарий родительского собрания по организации работы с заключением портфолио учеников начальной школы.

Темы для докладов и рефератов.

1. Психолого-педагогическая сущность оценки в обучении ребенка с особыми образовательными потребностями.

2. Психологическое содержание мотивационно-волевой готовности к школьному обучению.

3. Технология портфолио. Анализ зарубежного опыта.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.