Проекты по вертикализации детей с тмнр и дцп


В наше время вопрос о важности вертикализации детей с ДЦП уже не стоит. Все специалисты сходятся во мнении, что использование опоры для стояния для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата является необходимостью. Не так страшно заболевание ДЦП, как вторичные осложнения, вызванные неправильным положением ребенка. Своевременное начало использования вертикализатора для детей с ДЦП является профилактикой остеопороза, нарушения работы внутренних органов и систем. Как ни крути, а человек существо прямоходящее, вертикальное положение и действие силы притяжения для нас является краеугольным камнем построения всех жизненно важных функций организма.




Если вопрос о необходимости вертикализировать детей с нарушением опорно-двигательного аппарата уже не стоит, то возникает другой не менее важный вопрос: когда стоит начинать этот процесс? С какого возраста? Ответ прост, так как на него нам отвечает сама природа! С какого возраста ребенок встает на ноги и начинает ходить? Примерно с года. Вот и ставить в опору для стояния нужно именно с этого возраста.

С этим мы тоже разобрались, но возникает самый важный вопрос: какой вертикализатор купить? На рынке представлен широкий ассортимент опор вертикализаторов для детей с ДЦП, на любой цвет и кошелек, но далеко не все из них вам помогут. Проблема не столько в стоимости опор для стояния для инвалидов, сколько в их функциональных возможностях.

Если перед нами стоит задача реабилитации ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, который самостоятельно не может даже сидеть, не то чтобы стоять, мы должны обеспечить ему условия, близкие по механизму с естественной биомеханикой нормотипичного ребенка. И вот тут и возникают проблемы, так как далеко не все опоры для стояния для детей с ДЦП отвечают необходимым функциональным требованиям.

Какой толк в опоре для стояния, который обеспечивает только вертикальное положение?

Ставя ребёнка вертикально, мы обеспечиваем организму правильное положение внутренних органов и нормализуем работу жизненно важных функций организма. Без сомнений, это важно, однако наша задача масштабнее! Мы должны задействовать все системы, включая мышцы и суставы.

Как это сделать? Использовать правильную опору вертикализатор, в котором функционально заложены все законы биомеханики. Такая опора для стояния вертикализатор не только обеспечивает вертикальное положение ребенка, но и способна обеспечить постепенное, поэтапное, увеличение нагрузки на мышцы спины, ног и суставов.




Правильная, с точки зрения биомеханики опора для стояния, должна иметь следующие функции:

  • Регулируемый в разных плоскостях подголовник. Если у ребенка имеются проблемы с самостоятельным удержанием головы, подголовник поможет зафиксировать голову в правильном положении. Для отдельных сложных случаев может понадобиться анатомический подголовник с акцентом на одну сторону, либо с большим, чем у стандартного подголовника, охватом.
  • Фиксатор грудного отдела. Фиксатор грудного отдела вертикализатора для детей с ДЦП должен обеспечить правильное вертикальное положение спины, которое соответствует положению спины здорового человека. Правильное положение позвоночника является профилактикой образования искривления и возникновения сколиоза. Правильная осанка – это основа правильного функционирования внутренних органов.
  • Регулируемый по высоте и глубине упор для таза. Область таза ребенка должна быть четко и жестко зафиксирована, чтобы обеспечить равномерное и правильное воздействие нагрузки на тазобедренные суставы.
  • Регулируемые по высоте и глубине упоры для коленей. Упоры для коленей обеспечивают правильную постановку ноги и помогают равномерно распределить нагрузку.
  • Опора для стояния инвалидов, должна быть оснащена функцией плавной регулировки наклона по вертикали. На любом этапе реабилитации при помощи опоры, очень важно дозировать нагрузку на организм. Начинать от меньшей и постепенно ее увеличивая. Обеспечить регулировку нагрузки можно только при помощи изменения угла наклона вертикально оси. Ставить в полное вертикальное положение на начальном этапе вертикализации нельзя, начинать необходимо с наклона в 45 градусов. По мере достижения определенного прогресса, угол необходимо изменять, обеспечивая увеличение нагрузки.
  • Опора для стояния должна иметь функцию изолированного разведения ног (каждой ноги по отдельности). Также, как и в случае с регулировкой наклона по вертикали, обеспечивая постепенную нагрузку, от меньшей к большей, большое значение имеет регулировка нагрузки на ноги. Зачастую, когда уже имеются вторичные осложнения, вызванные отсутствием нагрузки на ноги, и, как следствие возникшие вывихи суставов, важно не только создать нагрузку, но и вернуть сустав на место. Постепенная нагрузка, которая обеспечивается разведением ног, возвращает сустав в вертлюжную впадину.
  • Вертикализатор для инвалидов детей с ДЦП, должен иметь функцию регулировки высоты подножки (каждой ноги по отдельности). Одним из самых часто встречаемых явлений, вызванных вторичным осложнением, является разная длина ног. Обусловлена это тем, что суставы ног могут выходить из суставной сумки с разной скоростью, под воздействием ряда причин. В результате мы получаем ноги разной длины. Если поставить такого ребенка в опору без функции регулировки высоты подножки для каждой ноги по отдельности, получится, что одна нога будет стоять, испытывая сверх нагрузки, принимая вес всего тела, а вторая будет свободно висеть в воздухе, не испытывая нагрузки вообще. Стоит учитывать необходимость распределения нагрузки на обе ноги.




Вывод: Ставить в опору для стояния и вертикализировать ребенка с ДЦП нужно обязательно, и чем раньше вы начнете вертикализацию, тем лучше. Страшнее самого факта наличия заболевания являются только вторичные осложнения, которые оно вызывает. Опоры для стояния, которые не имеют функции изменения наклона по вертикальной оси и функции изолированного разведения ног, не способны обеспечить полный перечень реабилитационных мероприятий.

Реабилитация ребенка инвалида – это сложный и долгий процесс, состоящий из отдельных последовательных этапов. Игнорирование или невозможность обеспечить реализацию каждого этапа реабилитации последовательно сводит весь процесс на нет. Поднимаясь по ступенькам лестницы, мы не можем перескакивать через лестничные пролеты, так как они являются частью лестницы. Так и здесь, мы не можем использовать следующий этап, перескакивая через один.

Более подробно о правильной методике реабилитации детей инвалидов, с применением конкретных вертикализаторов, мы поговорим в следующей статье.

Ребенок первых лет жизни учится во время игры. Младенец познает окружающий мир, слушая, рассматривая, трогая его и пробуя на вкус, а мама взаимодействует с ним и помогает, если это необходимо. Осознав себя, малыш изучает окружающие его предметы и людей, соотнося их с собой. Развитие координации движений глаз и рук позволяет ему начать исследовать предметы: он берет их и засовывает в рот, начинает узнавать форму и поверхность на ощупь, распознает их вкус – приятный он или неприятный. Физические возможности ребенка растут, тонкие движения рук совершенствуются, и главным источником информации становятся пальцы. Малыш начинает концентрировать внимание на том, что именно он делает руками. Сначала их действия случайны, затем ребенок повторяет их вновь и вновь, закрепляя навыки.

Игра для детей с ДЦП – тоже средство для развития интеллекта, эмоций, коммуникации, крупной и мелкой моторики. Но такой ребенок может развиваться медленнее. Причина – двигательные нарушения, которые зависят от формы и тяжести церебрального паралича, а кроме этого, снижение зрения и трудности в обучении. Только наша помощь, руководство и поддержка позволят малышу с ДЦП, у которого нарушены восприятие и внимание, ответная реакция или кратковременная память, получить от игр и удовольствие, и пользу.

Как создать благоприятную обстановку для игры, как организовать занятия с ребенком, как заинтересовать его? На эти и другие вопросы ответит детский психолог Елизаветинского сада Маргарита Станиславовна Трунова.

К участию приглашаются родители детей с ДЦП, а также специалисты, работающие в сфере образования и воспитания детей с особенностями развития.

Полная регистрация даёт возможность регистрироваться на интернет-семинары и обучающие курсы одним нажатием, а также возможность получать по email информацию о новых проектах и мероприятиях Отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

— Практические вопросы организации работы в епархиях и приходах
— Обзор документа Концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма
— Формы работы православных приходов в сфере профилактики алкоголизма и оказания помощи страждущим
— Практика празднования Дня трезвости 11 сентября в день Усекновения Главы Иоанна Предтечи
— Ответы на вопросы участников обучения

Руководитель направления помощи инвалидам и их семьям, Вероника Леонтьева, проведёт обзор церковной работы по помощи детям и взрослым инвалидам и их семьям и расскажет об основных существующих проектах данного направления.
Отдельное внимание будет уделено основным принципам доступности храмовых зданий для маломобильных групп населения и участие в церковных Таинствах лиц с ограниченными возможностями здоровья, оказанию сотрудниками и добровольцами храмов ситуационной помощи.

В водном семинаре мы поговорим о значимости работы с семьями, необходимости церковной поддержки для многодетных семей и семей в ТЖС.
Обсудим особенности построения помощи этим семьям, формы работы в рамках прихода. Поговорим о приходе, как о сообщстве взаимопомощи, поделимся опытом современных форм коммуникации, как способа самоорганизации многодетных семей.
Во второй части вебинара обсудим современные, доступные практически каждому, формы помощи детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей.

Дистанционное обучение социальному служению

Отдел по церковной благотворительности проводит бесплатные обучающие интернет-семинары по вопросам социального служения

В рамках обучения проходят интернет-семинары (вебинары) и консультации по основным видам социального служения. Ведущими и консультантами выступают руководители направлений Синодального отдела и приглашенные специалисты.

На наших интернет-семинарах вы, не выходя из дома, сможете узнать, как создать свой собственный социальный проект — начать ту или иную социальную деятельность, как развить уже существующую, узнать об успешном опыте социальной работы в том или ином направлении, задать интересующие вас вопросы и получить на них ответы экспертов, а также обменяться контактами с другими участниками обучения и специалистами.

Онлайн-занятия разделяются на тематические курсы, узнать подробнее о каждом из которых вы можете, кликнув на это сообщение.

Наталья Голова
Вертикализатор как способ реабилитации детей с ДЦП

Специальные приспособления требуются ребёнку с детским церебральным параличом во всех сферах его жизни. Даже для того, чтобы ребенок мог просто сидеть и стоять, ему необходима адаптированная мебель. Конкретные приспособления назначаются врачом исходя из типа паралича и степени нарушения координации, равновесия и моторики.

Вертикализатор — это устройство, позволяющее ребёнку удерживать вертикальное положение без посторонней помощи.

Вертикализатор, или стойка для стояния фиксирует ребёнка в районе ступней, под коленями, на бедрах и поясе.

3 слайд- 4 слайд

Для чего нужны занятия на вертикализаторе вы можете видеть на слайде:

А теперь я хочу продемонстрировать элементы с использованием вертикализатора на занятиях АФК:

— упражнения на мелкую моторику;

-упражнения с гимнастическими предметами;

— упражнения с массажными мячами;

— упражнения на верхний плечевой пояс;

— упражнения на укрепление мышц шеи.

Благодаря креплениям на вертикализаторе движение тела фиксируется. Ребенок чувствует себя лучше психологически, с удовольствием познает окружающий мир. У ребят появляется возможность играть в разнообразные игры с другими детками, участвовать во всевозможных мероприятиях. Детям легче заниматься на занятиях с воспитателями. Специально оборудованная столешница подойдет для принятия пищи, игр и развлечений.

vertikalizator-madou-186_e2oac.pptx | 5681,91 Кб

Проектный метод как эффективный способ формирования у детей знаний и навыков по ПДД Вид проекта: познавательно-игровой, информационно — ориентированный Продолжительность проекта: краткосрочный с 16.11 по 27.11.2015 гг. Участники.

Сюжетно-ролевая игра как способ преодоления драчливости у детей 2–3 лет Сколько волнений возникает у родителей, когда они впервые отдают своего ребенка в детское дошкольное учреждение: как он будет там без мамы,.

Использование методики М. Монтессори в реабилитации детей с аутизмом Коррекционную работу с детьми с аутизмом ориентировочно можно подразделить на два этапа: 1 этап – установление эмоционального контакта.

Гарденотерапия в составе комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями Гарденотерапия – происходит от английского: гарден – растение, терапия – лечение, т. е. лечение растениями. Гарденотерапия – это особое направление.

Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная реабилитация получила в последние годы большое.

Программа физической реабилитации детей дошкольного возраста в условиях детского сада Задачи моей работы 1. Вооружить необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками в вопросах физической реабилитации родителей,.

Проектная деятельность как способ развития познавательной активности детей 5–6 лет 1. Проблема развития познавательного интереса в отечественной и зарубежной науке. Вопросам развития познавательной деятельности дошкольников.

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

ГБОУ СКОШИ № 17, г. Москва

Социальное проектирование с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП)

ВВЕДЕНИЕ. Диагноз ДЦП у детей – это обширное поражение двигательных зон головного мозга и проводящих путей. С этим могут быть связаны нарушения общей и мелкой моторики. Дети с диагнозом ДЦП ограничены в движении, они с трудом учатся ходить, сидеть, стоять, совершать манипулятивные действия, в 70% случаев фиксируется речевое и эмоционально-волевое недоразвитие.

Тем не менее, как показала практика, дети с ДЦП способны заниматься проектной деятельностью.

В современных условиях, особую социально — педагогическую значимость приобретает проблема целесообразности и повышения эффективности обучения школьников с ДЦП для решения вопросов социальной адаптации, данной категории детей среди сверстников.

Анализируя существующую ситуацию путем выявления социальных факторов развития, которые уже имеются в школе-интернате, было решено создать новый механизм построения воспитания, через работу детей с ДЦП по написанию социальных проектов.

Социальное проектирование — технология социального воспитания учащихся образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии — создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я — концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Под социальным проектированием понимается:

деятельность социально значимая, имеющая социальный эффект;

деятельность задуманная, продуманная и осуществленная воспитанником;

деятельность в ходе которой воспитанник вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;

деятельность через которую формируются социальные навыки воспитанника.

Т. О. Социальный проект — это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении.

Цель социального проектирования:

привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;

включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

Основные задачи социального проектирования:

повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;

закрепление навыков командной работы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НАД СОЦИАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ

В 2013-2014 учебном году Ученический совет нашего интерната принял решение вновь заняться социальным проектированием.

Целью проекта стало:

 ​ Проведение комплекса мероприятий (мониторинг, тренинги общения, школьные конкурсы фотографий, стихотворений, декоративно-прикладного творчества и большой заключительной школьной игры) с целью улучшения школьной атмосферы дружеских и товарищеских отношений, повышения доброжелательности и хорошего настроения в школьном коллективе.

Для реализации проекта составлен план работы Ученического Совета на учебный год, и в рамках проекта уже проведены следующие мероприятия:

Проведена ученическая конференция 5-12 классы. По выборам членов Ученического Совета. 12.09.13:

От 12 класса: Фирюлина Татьяна, Иткинсон Александр
От 11а класса: Копытов Алексей, Чукардин Дмитрий
От 10а класса: Старостина Мария, Калинин Никита
От 9а класса: Чуприн Юрий
От 8а класса: Медведкова Юлия
От 7а класса: Терехова Елизавета
От 6а класса: Сахапов Ильдар и Евсигнеев Евгений
От 5а класса: Маков Сергей и Гусев Максим

16 сентября 2013 года прошло первое заседание Ученического Совета в новом составе. Ребята выбрали председателя Ученического Совета – Фирюлину Татьяну и ее заместителя – Старостину Марию. Так же ребята обсудили план работы Ученического Совета на год и на месяц.

Каждую неделю проводится заседание Ученического Совета

В сентябре – ноябре были проведены три мониторинга, это:

Мониторинг о необходимости введения школьной формы

Мониторинг по вопросам питания в школьной столовой

Также во всех классах проведены тренинги общения:

Проведена Новогодняя дискотека: ребята сами собрали по классам заявки на музыкальные композиции, подготовили музыку, подготовили и провели новогодние конкурсы.

Представители Ученического совета выставили свой проект на городской конкурс и заняли первое место. Для этого:

Подготовлены материалы проекта, предлагаю вам посмотреть социальный ролик, который смонтирован в поддержку проекта

Проект прошел отбор в заочном окружном туре конкурса

Планы на второе полугодие:

Работа над проектом была продолжена:

Проведение школьного конкурса на лучший смайлик

Разработка правил итоговой игры, подготовка к проведению игры

На следующий день учащимся предлагается написать маленькие отзывы-сочинения о том, какое впечатление оставил у них этот день, и подводятся итоги конкурсов, проводимых в течение учебного года.

Проект был выставлен и на городском конкурсе научно-технических и творческих проектов на базе школы № 1406

Проектная деятельность формирует социальный опыт школьников с ОВЗ в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал.

Наталья Голова
Вертикализатор как способ реабилитации детей с ДЦП

Специальные приспособления требуются ребёнку с детским церебральным параличом во всех сферах его жизни. Даже для того, чтобы ребенок мог просто сидеть и стоять, ему необходима адаптированная мебель. Конкретные приспособления назначаются врачом исходя из типа паралича и степени нарушения координации, равновесия и моторики.

Вертикализатор — это устройство, позволяющее ребёнку удерживать вертикальное положение без посторонней помощи.

Вертикализатор, или стойка для стояния фиксирует ребёнка в районе ступней, под коленями, на бедрах и поясе.

3 слайд- 4 слайд

Для чего нужны занятия на вертикализаторевы можете видеть на слайде:

А теперь я хочу продемонстрировать элементы с использованием вертикализатора на занятиях АФК:

- упражнения на мелкую моторику;

-упражнения с гимнастическими предметами;

- упражнения с массажными мячами;

- упражнения на верхний плечевой пояс;

- упражнения на укрепление мышц шеи.

Благодаря креплениям на вертикализаторе движение тела фиксируется. Ребенок чувствует себя лучше психологически, с удовольствием познает окружающий мир. У ребят появляется возможность играть в разнообразные игры с другими детками, участвовать во всевозможных мероприятиях. Детям легче заниматься на занятиях с воспитателями. Специально оборудованная столешница подойдет для принятия пищи, игр и развлечений.

vertikalizator-madou-186_e2oac.pptx | 5681,91 Кб

Проектный метод как эффективный способ формирования у детей знаний и навыков по ПДД Вид проекта: познавательно-игровой, информационно - ориентированный Продолжительность проекта: краткосрочный с 16.11 по 27.11.2015 гг. Участники.

Сюжетно-ролевая игра как способ преодоления драчливости у детей 2–3 лет Сколько волнений возникает у родителей, когда они впервые отдают своего ребенка в детское дошкольное учреждение: как он будет там без мамы,.

Использование методики М. Монтессори в реабилитации детей с аутизмом Коррекционную работу с детьми с аутизмом ориентировочно можно подразделить на два этапа: 1 этап – установление эмоционального контакта.

Гарденотерапия в составе комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями Гарденотерапия – происходит от английского: гарден – растение, терапия – лечение, т. е. лечение растениями. Гарденотерапия – это особое направление.

Утренний сбор как способ организации детей Консультация "Утренний сбор - как способ организации детей" Утренний сбор - это часть режимного момента, проводимого в определенное время;.


Нестандартный способ мотивации детей Хочу поделиться с вами, уважаемые коллеги, методом поощрения для деток!Изначально, вместе с ребятами, мы "посадили" деревья на своих шкафчиках (сухая.

Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная реабилитация получила в последние годы большое.

Программа физической реабилитации детей дошкольного возраста в условиях детского сада Задачи моей работы 1. Вооружить необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками в вопросах физической реабилитации родителей,.

Проектная деятельность как способ развития познавательной активности детей 5–6 лет 1. Проблема развития познавательного интереса в отечественной и зарубежной науке. Вопросам развития познавательной деятельности дошкольников.

Меня зовут Ирина Юрьевна Образова. В Елизаветинском саду я занимаюсь социально-бытовой адаптацией детей с ДЦП. У наших детей помимо диагноза ДЦП есть много сопутствующих нарушений. Мы начали называть наших воспитанников детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)

В нашей стране нет единого определения ТМНР. Наши зарубежные коллеги относят к множественным нарушениям такие, которые не позволяют детям успешно интегрироваться в массовое дошкольное и школьное образование. Причинами подобных тяжелых нарушений являются наследственные синдромы, предполагающие выраженную интеллектуальную недостаточность, осложненную сенсорными и двигательными нарушениями; последствия внутриутробных заболеваний, приводящих к комплексу тяжелых расстройств у ребенка; результат преждевременных родов с низкой массой тела по неясным причинам; последствия заболеваний или травм после рождения.

Современный ребенок с ТМНР – это чаще всего ребенок с тяжелой формой детского паралича, осложненной соматическими, сенсорными, интеллектуальными и речевыми нарушениями.

Выявляется значительная неоднородность группы детей с ТМНР по количеству, характеру, выраженности различных первичных и последующих нарушений в развитии, специфики их сочетания. Чаще всего у них встречаются следующие проблемы:

Интеллектуальные нарушения характерны для большинства детей с ТМНР. Степень умственной отсталости может быть различной: от легкой до тяжелой и глубокой. Даже при сохранном интеллекте, как правило, наблюдается выраженная задержка развития.

Двигательные нарушения также часто встречаются у детей с ТМНР. Выраженность двигательных проблем варьирует от легких нарушений моторики и сложностей с формированием предметных действий до тяжелых опорно-двигательных нарушений, характеризующихся неспособностью самостоятельно удерживать свое тело в сидячем положении и выполнять произвольные движения.

Нередко наблюдаются нарушения зрения или слуха (а иногда и их сочетание), от незначительных проблем до полной потери.

Эпилепсия диагностируется у многих детей с ТМНР. Части детей удается подобрать противосудорожную терапию, однако встречаются и некупируемые формы эпилепсии.

Могут присутствовать также расстройства аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы.

Особенности сенсорной интеграции, которые могут проявляться в виде гиперчувствительности и защитных реакций по отношению к определенным стимулам или в виде активного поиска специфических ощущений. Это может выглядеть как необычное и непонятное поведение.

Различные соматические заболевания также могут влиять на развитие ребенка. Важно понимать, что ТМНР представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человеку требуется значительная помощь, объем которой существенно превышает размеры поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении. От объема и качества получаемой помощи напрямую зависят степень самостоятельности ребенка и возможности его участия в жизни общества.


Необходимым условием для развития ребенка является установление близких отношений по крайней мере с одним из ухаживающих за ним взрослых. Только в таких отношениях ребенок может почувствовать себя в безопасности и начать познавать окружающий мир.

У детей с ТМНР часто встречаются нарушения привязанности. Это может быть связано со следующими факторами:

• длительное пребывание в отделениях реанимации и интенсивной терапии без родителей;

• большой объем медицинского и реабилитационного вмешательства, связанного с болевыми ощущениями и чувством страха, отсутствие поддержки ребенка в этих ситуациях;

• нехватка личного внимания. Нередко случается так, что рядом с ребенком не находится тот взрослый, который мог бы быстро среагировать на плач и другие сигналы малыша, успокоить или помочь ему;

• глубокое нарушение взаимодействия и взаимопонимания. Детям с ТМНР нередко свойственен очень медленный темп реагирования, их ответы могут быть очень слабыми и необычными. Если взрослый не подстраивается к ребенку, то возникает ситуация, когда ответная реакция ребенка не замечается и не поддерживается. При этом ребенок может не понимать сигналы взрослого или не успевать связать их с последующими событиями. В таком случае происходящее будет возникать для ребенка внезапно и пугать его;

• отсутствие постоянного близкого взрослого. Бывает, что при воспитании ребенка с ТМНР проблемы формирования привязанности усугубляются невозможностью наличия рядом постоянного близкого взрослого. Частая смена людей, ухаживающих за ребенком, приводит к тому, что он ни с кем не может выстроить доверительные отношения.

Если потребность ребенка в привязанности и безопасности регулярно не удовлетворяется, это накладывает отпечаток на его личностное, психическое и даже физическое развитие.

Также все дети с ТМНР подвержены риску развития депривации. Помимо эмоциональной депривации вследствие выраженного нарушения привязанности детям с ТМНР могут быть свойственны и другие виды депривации (сенсорная, двигательная, когнитивная, социальная).

Тяжелые двигательные и сенсорные нарушения (а особенно их сочетание) приводят к тому, что ребенок не получает достаточное количество зрительных, слуховых, тактильных или других стимулов. Обедненная среда усугубляет ситуацию и может привести к сенсорной депривации, даже если первичные нарушения не затронули сенсорную сферу. Двигательная депривация у детей с ТМНР может возникнуть как из-за моторных нарушений, так и вследствие других нарушений развития, приводящих к снижению подвижности (интеллектуальные нарушения, нарушения зрения). Развитию двигательной депривации способствует и неправильно организованная среда, ограничивающая свободное перемещение ребенка (отсутствие возможности играть на полу, ползать, лазать и т.д.). Снижение двигательной активности у маленьких детей часто влечет заметное снижение количества сенсорных стимулов, которые они получают. У детей с ТМНР часто бывает мало опыта взаимодействия с предметами. Кроме того, им может быть сложно самостоятельно улавливать связи между объектами, событиями и символами. Этим детям необходима специальная помощь для формирования адекватной модели окружающего мира. В случаях, когда такой помощи у ребенка нет, окружающая среда остается непонятной и непредсказуемой, т.е. формируется когнитивная депривация. С социальной депривацией могут столкнуться дети, не имеющие возможности выходить за пределы квартиры, посещать образовательные и культурно-досуговые учреждения, участвовать в жизни общества. Все виды депривации влияют на психическое состояние ребенка и на возможности его развития. Многочисленные сенсорные дефициты дети начинают восполнять различными способами самостимуляции: сосанием пальца, монотонным раскачиванием, вокализациями, битьем головой, надавливанием пальцами на глаза, выдиранием волос, вызыванием рвоты и др. Многие реакции могут проявляться в генерализованном виде и сопровождаться вегетативной симптоматикой: учащенным пульсом, потливостью, рвотой, запорами, головными болями, тревогой, беспокойством, кожной сыпью и даже судорогами. Из сказанного следует, что хорошего медицинского ухода недостаточно для развития ребенка с ТМНР. Развивающий уход позволяет уменьшить воздействие депривации и помочь ребенку адаптироваться в окружающем его мире.

Принцип уважения личности ребенка Основа этого принципа – принятие ребенка со всеми присущими ему особенностями, внимательное отношение к его чувствам и потребностям, предоставление возможности свободного выбора и личной самостоятельности. При взаимодействии с ребенком с ТМНР необходимо учитывать его возможности и давать ему время ими воспользоваться, а также помогать в расширении их границ, какими бы они ни были изначально. Принцип индивидуального подхода Учет индивидуальных особенностей, интересов и потребностей воспитанника должен отражаться на всех этапах оказания психолого-педагогической помощи: при постановке ее целей, при планировании необходимых для ее реализации мероприятий, технологии помощи, при оценке динамики развития ребенка и в ежедневном взаимодействии с ним. Принцип ориентированности на формирование основных жизненных компетенций. Целью психолого-педагогической помощи ребенку с ТМНР является появление навыков, которые применимы в повседневной жизни, а также предпосылок элементарной трудовой деятельности. При этом важно, чтобы у воспитанника формировалось на доступном для него уровне понимание значения и смысла происходящего. Большая часть работы проводится не в форме занятий с заданиями, а в обычных бытовых ситуациях. Показателем успешности работы являются изменения в реальной жизни, причем не только появление сформированного навыка, но и повышение вовлеченности ребенка в те или иные виды деятельности.

Принцип развития собственной активности ребенка Активность ребенка заключается в возможности проявлять инициативу и принимать участие в осуществлении ежедневной деятельности. Повышение собственной активности ребенка, переход от объектной к субъектной позиции в значимых для него сферах жизни рассматривается как приоритетная цель в развитии. Принцип социальной интеграции Для успешного развития дети с ТМНР должны приобретать социальный опыт, доступный их сверстникам – посещение детского сада, обучение в школе, занятия адаптированной физкультурой и спортом, прогулки на детских площадках, участие в культурных и досуговых мероприятиях и т.д. Принцип комплексного воздействия Действия всех людей, принимающих участие в работе с ребенком, должны быть согласованны. Для этого необходимо формировать команду специалистов с учетом актуальных потребностей ребенка, обсуждать действия разных членов команды, совместно определять цели развивающей работы, общие и частные задачи. Так же очень важно как ребенок свой опыт переживает и эмоционально обобщает. Другими словами: как он запоминает свои эмоции, связанные с той или иной ситуацией. Если эмоция положительная, то навык закрепится в его опыте как дающий уверенность, силу и стимул к овладению новым в какой-то области. Если эмоция отрицательная, то ребенок, скорее всего, будет избегать данной области или действия, или воспроизводить негативный опыт, не понимая его смысл для себя и, соответственно, просто снимая свое физическое напряжение без усвоения данного опыта.

Родители должны осознать, что у детей с ТМНР, как правило, присутствует нарушение взаимодействия и взаимопонимания, есть трудности в выражении эмоций. У них бывает свой особый темп реагирования на что-то (на родителей в том числе), их ответы могут быть или очень слабыми, или чрезмерными, или нескоординированные с родителем, или восприниматься как необычные. К таким детям необходимо подстраиваться, наблюдать за ними и рассчитывать нагрузки в каждой области развития ребенка.

Непереносимыми, стрессогенными для таких деток могут оказаться не только очевидно тяжелые условия. Из-за сниженных возможностей адаптации они могут не справиться даже с небольшими изменениями в привычной обстановке.

Показатели баланса и перегрузки у младенцев и маленьких детей по Эльсу и Бразельтону (Als, Brazelton)

Показатели Состояния ребенка
Открытость и сосредоточенность Перегрузка с возможностью саморегуляции Перегрузка с невозможностью регуляции без помощи взрослого
Физиологические Равномерное дыхание. Розовая кожа Ребенок зевает, вздыхает, чихает. Гримасничает Сдавленное, неравномерное дыхание, задержка дыхания. Мраморная, покрасневшая или слишком бледная кожа. Позывы на рвоту, срыгивание (у младенцев)
Двигательные Голова повернута в сторону собеседника. Прижимается к взрослому. Мягкие, хорошо модулированные движения. Ненапряженное положение тела, равномерно распределенный по всему телу мышечный тонус Вцепляется руками (например, в одежду).Руки или ноги прижаты друг к другу.

Рука находится во рту, прижата к голове или к уху.

Рука прижата к телу, водит рукой по телу.

Сосет палец, соску

Тело непроизвольно распрямляется.

Пальцы руки растопырены и подняты вверх.

Отклоняется всем телом, отворачивается.

Отводит, отталкивает от себя руки взрослого.

Замирание, застывание всем телом.

Сна и бодрствования (возбуждения, уравновешенности)

Ребенок бодр и внимателен.

Устойчивый эмоциональный баланс.

Хорошо выдерживает незначительные перемены ситуации и небольшое напряжение

Отчасти бодр и внимателен, отчасти утомлен и беспокоен

Неустойчивый эмоциональный баланс (частые перемены поведения).

Выпучивание глаз, остановившийся взгляд.

Ищет взглядом контакта с взрослым, перенимает контакт и поддерживает.

Улыбается (слегка раскачиваясь, приоткрыв рот), смеется.

Открыт, активен, заинтересован

Лицо без всякого выражения.

Часто моргает, закрывает глаза

Недоступен для общения.

Возбужден, чрезмерно бодр

Переносимые нагрузки — развивающие:

Для каждого ребенка баланс между комфортными и развивающими нагрузками подбирается индивидуально.

Общие стратегии поведения взрослых при обучении ребенка, которым рекомендуется следовать:

1. Принятие уникальности ребенка. 2. Подбор оптимальных нагрузок и сохранение баланса. 3. Внутреннее понимание у взрослого фокуса развития: что развиваем и куда движемся. 4. Гибкое изменение поведения взрослого при выборе дистанции, громкости голоса, освещения помещения, общего шума, выбор времени воздействий (ребенок бодр и сыт) и адаптация эмоций взрослого под ребенка (как привык ребенок обмениваться эмоциями и выражать их). 5. Ожидание ребенка, поочередная коммуникация с ребенком, доведение взаимодействия до логического конца с целью формирования целостного действия у ребенка. 6. Важно проговаривать для ребенка что происходит, для лучшего понимания им действия. Это необходимо для усвоения смысла действия, т.е. усвоения навыка в конечном итоге. 7. Давать ребенку готовые образцы взаимодействия. 8. Помогать ребенку осваивать навыки в различных сферах жизни и в различных условиях в целях лучшего усвоения. Таким образом, родитель или близкий взрослый постепенно создает ребенку как бы промежуточную (между ничегонеделанием и интенсивной нагрузкой) зону развивающей среды, делая ее постепенно комфортной через внимательное наблюдение ребенка, соблюдение алгоритмов взаимодействия и эмоциональное принятие и поддержку исходя из его нужд.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.