Проекты с дошкольниками с дцп


Скачать:

ВложениеРазмер
proekt.docx 21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Проект педагогической поддержки родителей, воспитывающих детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП.

В современном Российском образовании все большее внимание уделяется вопросам обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП. В последние десятилетия стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ограниченными возможностями, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнительные проблемы.

Окружающие часто уклоняются от общения с такими семьями и дети с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут таких детей в театр, кино, зрелищные мероприятия и т.д., тем самым, обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества.

Целью данного проекта является социальная адаптация ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП и развитие его коммуникативных способностей.

Главной задачей будет вовлечение ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП в массовые детские сады, а также работа с семьями таких детей, так как одним из самых мощных средств социализации ребенка и эффективных социальных сил, влияющих на формирование его личности, выступающих в качестве главного условия реализации его задатков и способностей, расширяющих простор для самореализации, является семья.

Таким детям сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП. Инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных школ принимают таких детей независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.

Работа с родителями и детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП - одно из важных и актуальных направлений деятельности инклюзивных учреждений. Это помогает решать цели и задачи социализации и адаптации таких детей в обществе. Взаимодействуя с педагогами, психологом, родители пополняют свои психолого-педагогические знания, меняют свои взгляды на воспитание детей.

Включение в учебно-воспитательный процесс инклюзивного образования напрямую затрагивает психолога. Его роль в данном процессе – создание целостной системы поддержки, объединяющей отдельных детей и педагогов, делающей акцент на возможностях, а не на ограничениях детей. Другими словами, психолог сопровождает изменение корпоративной культуры в детском саду и помогает воспитателям адаптироваться к новым вызовам профессии.

Суть психологической работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП состоит в снятии нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; развитии психических функций - памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков.

В своей работе педагог-психолог использует следующие методы психологической реабилитации: беседы, индивидуальные психологические консультации, психологическую помощь, ролевые игры, тренинговые упражнения, группу психологической взаимопомощи и взаимной поддержки, как для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП так и для членов их семей.

С целью социальной адаптации таких детей осуществляется активное привлечение их к массовым мероприятиям, проводимым в детском саду, городе, направленным на формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями: классные часы, беседы, консультации, стендовая информация, конкурсы рисунков, участие в фестивалях, научно-практических конференциях, олимпиадах, спортивных мероприятиях и др.

Следует выделить два направления психолого-педагогического сопровождения:

актуальное, ориентированное на решение уже имеющихся трудностей, возникших у ребенка;

перспективное, ориентированное на профилактику отклонений в воспитании, обучении и развитии.

Оба направления могут быть реализованы только совместными усилиями всех специалистов службы сопровождения. В деятельности службы сопровождения существует три обязательных компонента, взаимосвязанных друг с другом:

  • диагностика развития ребенка (психического, личностного, социального):
  • реализация программ индивидуальных и групповых занятий коррекционно-развивающей направленности:
  • анализ образовательной среды с точки зрения тех возможностей, которые она имеет для обучения и развития и тех требований, которые она предъявляет к уровню развития ребенка.

Принципы, которые необходимо соблюдать при реализации программы:

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.

4. Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка. Данная программа может быть использована социальным педагогом, психологом, в работе с семьей, имеющей ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП а так же родителями для повышения уровня осведомленности в данном вопросе.

Подводя итоги, нужно отметить важность инклюзивного образования, где идет взаимосвязь между детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП, их семьями, педагогами, психологами, которые повышают уровень подготовки родителей и педагогов. Повышается уровень коммуникации таких детей, как с детьми, так и со взрослыми. Таким образом социальная адаптация ребенка с нарушение опорно-двигательного аппарата и ДЦП в условиях инклюзивного образовательного процесса произойдет успешней, нежели в условиях закрытых специализированных школ и неподготовленности и замкнутости семей с такими детьми.

Список используемой литературы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика предлагаемой коррекцонной работы-нормализация мелкой моторики у детей с нарушением ОДА,подготовка руки к письму посредством обучения технике "изонить".

Рисование с использованием нетрадиционных техник рисования - это маленькая игра. Поэтому дети не утомляются и у них сохраняется высокая активность, работоспособность, развивается не тлько мелкая мотор.

Домашние задания для родителей могут быть использованы как учителем-логопедом при офрмлении тетради домашних заданий, так и родителями для развития речи своих детей. Составлены для работы с деть.

Большое значение для оздоровительного результата у детей имеет строгое соблюдение ортопедического режима в группе. Педагог организует педагогический процесс так, чт.

Проект 9информационно - познавательный)"Все мы разные. Все мы похожие" для детей разновозрастной компенсирующей группы с нарушениями опорно - двигательного аппарата.

Дошкольное учреждение (д/с №494 г. Новосибирска) посещают дети, имеющие нарушения развития речи и нарушения опорно-двигательного аппарата. На основе существующих органических дисфункций фо.

Представлен алгоритмм сопровождения семьи воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Одной из главных задач дошкольного воспитания является охрана и укрепление здоровья детей с ДЦП. Учитывая контингент нашей группы и особенности здоровья детей, мы составили проект, направленный на формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья детей и профилактику заболеваний. Для составления проекта мы проанализировали программу, существующий режим в детском саду, средства, используемые в физкультурно – оздоровительной работе, психолого – педагогическую диагностику состояния детей, посещающих образовательное учреждение, результаты медицинского обследования. В своей работе мы ставили целью создать условия для поддержания полноценного физического и психического здоровья детей, развития двигательных функций, координации движений, двигательных умений и навыков, укрепления опорно – двигательного аппарата, формированию привычки к здоровому образу жизни и т. п.

Задачи проекта:

1. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей с ДЦП.

2. Формировать у дошкольников знания и интерес к себе, своему телу, функциям организма.

3. Познакомить детей со способами укрепления, сохранения здоровья, с разными видами закаливания, дыхательной, коррекционной гимнастикой.

4. Содействовать увеличению двигательной активности, появления интереса к физкультуре, подвижным играм.

5. Совершенствовать коммуникативные навыки дошкольников, формировать знания о правилах поведения в различных ситуациях.

6. Содействовать появлению у детей стремления заботиться о создании эмоционального благополучия у окружающих людей.

Данные задачи решались в процессе специально –организованной деятельности:

• Физкультурных занятий в зале и на свежем воздухе, с использованием нетрадиционных форм;

• Занятий в бассейне;

• Во время познавательных, музыкальных и других видов занятий

• Ежедневной утренней разминки в чередовании комплексов (с использованием разнообразных предметов) игровых и музыкальных;

• Подвижных и малоподвижных, дидактических и других видов игр в группе и на свежем воздухе;

• Индивидуальной работы по развитию движений;

• Ежедневная разминка после сна с использованием корригирующих упражнений для глаз, ушей и стоп ног, упражнений направленных на коррекцию двигательных функций, плоскостопия, осанки; дыхательные упражнения;

• Логоритмической гимнастики и психогимнастики;

• Упражнений на релаксацию;

• Ежедневные закаливания (босохождения, обширное умывания холодной водой, полоскания рта после приема пищи, сон без маек)

• Индивидуальной работы с детьми;

• Самостоятельной двигательной активности;

• Ежедневная ходьба по профилактическим дорожкам;

• Консультаций, практикумов, различных мероприятий для родителей.

Выставка пособий по мелкой моторики.

Оформление фото газеты с представлением личного опыта работы по оздоровлению детей в семье.

Рассматривание картинок (светофор, пешеходный переход).

Тема: Защитники отечества.Мероприятия: Рассматривание через микроскоп (лупу) чистых и грязных предметов.

Практическая часть (моют руки).

День здоровья с участием родителей.

Тема: Школа.Мероприятия: Клуб знатоков для детей и родителей (подведение итогов)

Здоровый образ жизни Уважаемые коллеги, рада новой встрече с Вами! Продолжая работу по приобщению детей к здоровому образу жизни, хочу предложить Вам информацию.


Здоровый образ жизни детей — забота всех и каждого Видео Здоровый образ жизни - забота всех и каждого. С первых шагов и до последнего вздоха, главным даром природы было, есть и будет здоровье.

ГБОУ СКОШИ № 17, г. Москва

Социальное проектирование с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП)

ВВЕДЕНИЕ. Диагноз ДЦП у детей – это обширное поражение двигательных зон головного мозга и проводящих путей. С этим могут быть связаны нарушения общей и мелкой моторики. Дети с диагнозом ДЦП ограничены в движении, они с трудом учатся ходить, сидеть, стоять, совершать манипулятивные действия, в 70% случаев фиксируется речевое и эмоционально-волевое недоразвитие.

Тем не менее, как показала практика, дети с ДЦП способны заниматься проектной деятельностью.

В современных условиях, особую социально - педагогическую значимость приобретает проблема целесообразности и повышения эффективности обучения школьников с ДЦП для решения вопросов социальной адаптации, данной категории детей среди сверстников.

Анализируя существующую ситуацию путем выявления социальных факторов развития, которые уже имеются в школе-интернате, было решено создать новый механизм построения воспитания, через работу детей с ДЦП по написанию социальных проектов.

Социальное проектирование - технология социального воспитания учащихся образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии - создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Под социальным проектированием понимается:

деятельность социально значимая, имеющая социальный эффект;

деятельность результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) "продукта", имеющего для воспитанника практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;

деятельность задуманная, продуманная и осуществленная воспитанником;

деятельность в ходе которой воспитанник вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;

деятельность через которую формируются социальные навыки воспитанника.

Т. О. Социальный проект - это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении.

Цель социального проектирования:

привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;

включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

Основные задачи социального проектирования:

повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;

формирование социально-личностных компетенций: навыки "разумного социального" поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.;

закрепление навыков командной работы.

Начало работы.

Первый опыт

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НАД СОЦИАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ

В 2013-2014 учебном году Ученический совет нашего интерната принял решение вновь заняться социальным проектированием.

Целью проекта стало:

 ​ Проведение комплекса мероприятий (мониторинг, тренинги общения, школьные конкурсы фотографий, стихотворений, декоративно-прикладного творчества и большой заключительной школьной игры) с целью улучшения школьной атмосферы дружеских и товарищеских отношений, повышения доброжелательности и хорошего настроения в школьном коллективе.

Для реализации проекта составлен план работы Ученического Совета на учебный год, и в рамках проекта уже проведены следующие мероприятия:

Проведена ученическая конференция 5-12 классы. По выборам членов Ученического Совета. 12.09.13:

От 12 класса: Фирюлина Татьяна, Иткинсон Александр
От 11а класса: Копытов Алексей, Чукардин Дмитрий
От 10а класса: Старостина Мария, Калинин Никита
От 9а класса: Чуприн Юрий
От 8а класса: Медведкова Юлия
От 7а класса: Терехова Елизавета
От 6а класса: Сахапов Ильдар и Евсигнеев Евгений
От 5а класса: Маков Сергей и Гусев Максим

16 сентября 2013 года прошло первое заседание Ученического Совета в новом составе. Ребята выбрали председателя Ученического Совета – Фирюлину Татьяну и ее заместителя – Старостину Марию. Так же ребята обсудили план работы Ученического Совета на год и на месяц.

Каждую неделю проводится заседание Ученического Совета

В сентябре – ноябре были проведены три мониторинга, это:

Мониторинг о необходимости введения школьной формы

Мониторинг по вопросам питания в школьной столовой

Также во всех классах проведены тренинги общения:

Тренинг общения в виде деловой игры для обучающихся 5- 8 го классов "Умеем ли мы общаться?"

Проведена Новогодняя дискотека: ребята сами собрали по классам заявки на музыкальные композиции, подготовили музыку, подготовили и провели новогодние конкурсы.

Представители Ученического совета выставили свой проект на городской конкурс и заняли первое место. Для этого:

Подготовлены материалы проекта, предлагаю вам посмотреть социальный ролик, который смонтирован в поддержку проекта

Проект прошел отбор в заочном окружном туре конкурса

Планы на второе полугодие:

Работа над проектом была продолжена:

Проведение школьного конкурса на лучший смайлик

Разработка правил итоговой игры, подготовка к проведению игры

На следующий день учащимся предлагается написать маленькие отзывы-сочинения о том, какое впечатление оставил у них этот день, и подводятся итоги конкурсов, проводимых в течение учебного года.

Проект был выставлен и на городском конкурсе научно-технических и творческих проектов на базе школы № 1406

Проектная деятельность формирует социальный опыт школьников с ОВЗ в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал.



Г.Майкоп, Республика Адыгея


Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами… Это люди, которым судьба послала сложные испытания… Только сочувствия мало, надо развивать возможности. (Л.И.Швецова) Упавший духом, гибнет раньше срока. (Омар Хайям). Ваша вера определяет ваши действия, а ваши действия определяют ваши результаты, но сперва вы должны поверить…(Марк Виктор Нансен)

Руководители проекта:

Потокова Тамара Нурбиевна


Название проекта.

Срок реализации проекта.

Данный инновационный проект долгосрочный – рассчитан на 3 года.


Актуальность проекта

  • Своевременное прогнозирование возможных последствий экономического и социального неблагополучия общества определяет необходимость реформирования системы специального образования для осуществления ее перехода на принципиально иной этап его развития.
  • Причинами, актуализирующими необходимость развития вариативных форм психолого-педагогической помощи детям раннего возраста и их семьям, стали следующие факторы:
  • - низкое качество репродуктивного здоровья родителей;
  • - снижение уровня здоровья детской популяции в возрастном диапазоне от рождения до младшего школьного возраста;
  • - дефицит учреждений для детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями;
  • - накопленный в образовательной практике опыт сопровождения детей раннего возраста;
  • - высокая эффективность комплексной помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска.
  • Современные научные исследования выявили критическое значение в развитии ребёнка периода первых 2-3 лет жизни роли семьи, отношений с матерью, раннего опыта и социального окружения в формировании личности ребёнка и развитии его мозга. Между тем, в первые годы жизни внимание родителей ребёнка, имеющего нарушения жизнедеятельности, обращено на решение задач, в основном, медицинского характера, в результате мы имеем ряд проблем:
  • - психологическую неподготовленность семьи к воспитанию ребёнка с ограниченными возможностями;
  • - нарушение развития ряда функций головного мозга вследствие вынужденного ограничения общения и однообразия окружающей среды.

Цель проекта:

  • Раннее выявление нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности, оптимальное развитие и адаптация детей, интеграцию семьи и ребенка в общество, профилактику и/или снижение выраженности ограничений жизнедеятельности, укрепление физического и психического здоровья, повышение доступности образования для детей целевой группы.

Задачи проекта:

Опыт работы с детьми раннего возраста показывает, чем раньше выявлены нарушения в развитии ребенка, тем эффективнее помощь специалистов в преодолении этих нарушений. Первые годы жизни ребенка является самыми благоприятными для формирования личности ребенка и развития его мозга, поэтому своевременно выявленные нарушения в развитии ребенка в этом возрасте и вовремя оказанная помощь, способствует значительному или полному их преодолению. Ранняя помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья создаёт реальные предпосылки решения важной социальной проблемы - профилактики нарушений развития детей в раннем возрасте. А раннее социальное психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями, позволит если не полностью исключить, то значительно ослабить степень ограничений жизнедеятельности, получить в лице семьи надёжного союзника в процессе дальнейшей реабилитации ребёнка.

Таким образом, достижение цели данного инновационного проекта связано с решением следующих задач:

- максимально раннее выявление и диагностику особых образовательных потребностей ребенка и его семьи;

- сокращение разрыва между временем определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи;

- построение индивидуальных комплексных программ сопровождения на основе выявления потенциала развития ребенка;

- обязательное включение родителей в коррекционно-развивающий процесс на основе выявления специальных потребностей и возможностей семьи.


Срок реализации проекта.

Данный инновационный проект долгосрочный – рассчитан на 3 года.


Адресная направленность-

дети-инвалиды, не посещающие

Дошкольное образовательные учреждения

Исполнитель проекта:

находящийся в обычной группе.


Основная идея проекта

Ожидаемые результаты

В рамках проекта будет разработан инновационный механизм помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, а также детям групп риска от 0 до 7-8 лет на базе дошкольной образовательной организации:

1) система взаимодействия между родителями детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (риском развития) и дошкольной образовательной организацией;

2) создание нормативной базы;

3) разработка новых технологий коррекции и развития детей в микро-группе;

В результате реализации проекта ожидаются следующие эффекты:

- разработка образовательной программы;

- создание Консультативного пункта по вопросам воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (риском развития);

- создание системы совместного подхода к решению проблем коррекции и воспитания детей раннего возраста, укрепления их здоровья (физического и психического);

- повышение психолого-педагогической компетентности в коррекции и воспитании детей с ОВЗ;

- социальная адаптация детей целевой группы.


Этапы реализации проекта

Первый этап проекта - диагностический (2017-2018 годы): мониторинг социального запроса на услуги помощи родителям, оформление нормативно-правовой базы, разработка локальных актов, регламентирующих деятельность проекта.

Второй этап проекта - организационный (сентябрь 2017г. – май 2019г.): формирование творческой группы по разработке проекта, обсуждение направления инновационного проекта,

Третий этап инновационного проекта – практический (сентябрь 2017 г. – май 2019 г.): презентация проекта, разработка образовательных программ, пополнение материально-технической базы, повышение профессионального роста педагогов посредством организации курсов повышения квалификации; оказание педагогической помощи родителям через индивидуальные консультации, открытые просмотры мероприятий, формирование профильной страницы на официальном сайте учреждения.


Прогнозируемые результаты по каждому этапу.

В процессе реализации диагностического этапа предполагается:

В процессе реализации организационного этапа предполагается:

Перечень объектов интеллектуальной собственности по проекту.

8-800-775-09-71 Бесплатно по России!

Методические рекомендации для воспитателей в ДОУ общеразвивающего вида по работе с детьми с церебральным параличом

В нашей стране создана сеть учреждений, оказывающих помощь детям-дошкольникам, страдающим церебральным параличом. Это специальные детские сады для детей с двигательными нарушениями, логопедические пункты и кабинеты ЛФК в поликлиниках по месту жительства. В последние годы нередко дети с двигательными нарушениями стали поступать в массовые дошкольные учреждения. Чаще всего это дети со сколиозом, с врожденными вывихами бедер, косолапостью и детским церебральным параличом. Основным проявлением двигательных нарушений у них бывает неустойчивая ходьба, замедленный темп ходьбы, неумение самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице.

Нередко дети затрудняются самостоятельно одеться, раздеться, зашнуровать ботинки, завязать бантик, застегнуть пуговицу и молнию. Наиболее выражены эти затруднения у детей с церебральным параличом; у них может быть поражена правая или левая рука, и они не могут совершать действия больной рукой. Нередко у детей с церебральным параличом отмечаются нарушения координации движения: они ходят на широко расставленных ногах, походка их крайне неустойчива, а при испуге или волнении могут упасть. У детей с церебральным параличом навыки самообслуживания чаще всего недостаточно сформированы, предметно-практическая деятельность крайне ограничена, и они практически не готовы к овладению навыками рисования, письма.

Дети, лишенные возможности свободно передвигаться и манипулировать с предметами, общаться со своими сверстниками, не могут к началу школьного обучения приобрести того запаса знаний и представлений об окружающем мире, который имеют их нормально развивающиеся сверстники. Запас знаний и представлений об окружающем мире у этих детей ограничен и является недостаточным.

Сведения об окружающем часто носят формальный характер, отрывочны, изолированы друг от друга. Дети с трудом, часто только с помощью взрослых проводят сравнение знакомых предметов с выделением в них общих и отличительных признаков. У большинства детей замедленно формируются такие операции, как сравнение, выделение существенных и несущественных признаков, установление причинно-следственной зависимости между предметами и явлениями окружающего мира, результатом чего является бедность запаса знаний и представлений, неточность имеющихся понятий, ограниченность активного и пассивного словаря.

Дети с церебральным параличом требуют большего внимания со стороны педагогического и медицинского персонала в дошкольных учреждениях.

Особенно важным звеном работы воспитателя является подготовка группы (детского коллектива) к приходу ребенка с церебральным параличом.

  1. Подготовка группы (детского коллектива)к приходу ребёнка с ДЦП.
  2. Правильная организация двигательного режима во время игр, занятий и во время сна (воспитательподбирает наиболее удобную для ребёнка позу во время работы за столом, игр, сна).
  3. Во время работынеобходима физкультурная пауза.
  4. Необходимо развивать тот или иной двигательный навык и воспитыватьправильное о нём представление через ощущение движений: формирование навыка самообслуживания; развитие практической деятельности и подготовка руки к письму. НО! Овладение двигательными навыками происходит поэтапно и требует много времени и большого терпения со стороны взрослого.
  5. Воспитаниедвигательных навыков целесообразно проводить входе интересных и понятных для них игр; все предлагаемые ребёнку занятия должны соответствовать его двигательным возможностям.
  6. Развитие ручных навыков вести постепенно: научить произвольно брать опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать в определённое место, выбирать.
  7. Тесная работаспециалистов с родителями.
  8. Усложнение заданий, увеличение амплитуды действий и длительности занятий происходит постепенно.

Воспитатель, учитывая двигательные нарушения у детей с церебральным параличом, должен помнить о правильной организации двигательного режима во время игр, занятий и во время сна. Это заключается в том, что воспитательдолжен подобрать для ребенка наиболее удобную позу во время работы за столом, во время проведения игр и сна.

Воспитатель не должен забывать, что эти дети быстро устают, особенно быстрая утомляемость у них отмечается во время активных действий, поэтому взрослый обязательно должен с детьми проводить физкультурную паузу. Например, дети делают постройки из кубиков. Воспитатель замечает, что ребенок с церебральным параличом устал и начинает отвлекаться.

В этот момент воспитатель подходит к нему, просит встать со стула, подойти к шкафу с игрушками и взять какую-либо из них. Смена активности явится для ребенка отдыхом. После этого можно продолжать строительство из кубиков. Или, например, дети раскрашивают рисунки в альбоме. Воспитатель может подойти к больному ребенку и провести короткое собеседование по содержанию раскрашиваемого рисунка, тем самым давая руке отдых.

Воспитателю важно помнить, что у детей с церебральным параличом не только не сформированы двигательные навыки из-за заболевания, но и отсутствуют правильные представления о движении. Следовательно, при развитии двигательных навыков и умений у детей с церебральным параличомважно развивать не только тот или иной двигательный навык, но и воспитыватьправильное представление о нем через ощущение движений.

Основными направлениями работы воспитателя по коррекции двигательных нарушений является формирование навыков самообслуживания у детей, развитие практической деятельности и подготовка руки к письму. При этом важно помнить, что развитие двигательных навыков у детей с церебральным параличом, так же, как и у здоровых, происходит поэтапно и требует большего времени и терпения со стороны взрослого. Воспитание двигательных навыков у детей с церебральным параличом должно происходить в виде интересных и понятных для них игр. Все предъявляемые ребенку задания должны соответствовать его двигательным возможностям.

Важной задачей является обучение ребенка самостоятельному приему пищи. Эту работу надо начинать с привития навыка подносить свою руку ко рту, затем брать хлеб и подносить его ко рту; брать ложку, самостоятельно есть (вначале густую пищу, держать кружку и пить из нее. При обучении самостоятельному приему пищи на первых занятиях желательно использовать небьющиеся чашки и тарелки.

Перед школой особенно важно развить у детей те движения рук, на основе которых затем формируются двигательные навыки, важные в самообслуживании, игре, учебном и трудовом процессах. При обучении различным движениям рук и действиям с предметами не нужно спешить. Необходимо спокойно, в медленном темпе привносить каждое новое движение, показывать рукой ребенка, как оно выполняется, затем предложить выполнить самостоятельно (при необходимости помогать и корректировать).

Если ребенок недостаточно четко, не совсем правильно выполняет задание, или не может вообще его выполнить, ни в коем случае нельзя показывать свое огорчение, нужно лишь повторить еще несколько раз данное движение. Только терпеливое отношение, кропотливая работа взрослого, ободрения при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь и необходимая коррекция помогут добиться настоящего успеха. При формировании каждой новой схемы двигательного действия необходимо добиваться от ребенка четкости выполнения, свободы движения, плавности переключения с одного действия на другие и целенаправленного увеличения или уменьшения амплитуды движений. Необходимо обучать детей выделять элементарные движения в плечевом, локтевом, лучезапястном суставах и по возможности более правильно, свободно выполнять их.

В легких случаях поражения, когда только движения пальцев правой руки не изолированы и сопровождаются подобными движениями в пальцах левой руки, необходимо применять такое упражнение: взрослый садится слева от ребенка и, мягко придерживая кисть левой руки, просит выполнять движения только пальцами правой.

Итак, подытожим.

Полезно включать в занятия, а также рекомендовать родителям для выполнения дома с детьми следующие виды упражнений:

Одновременно проводится работа и по развитию движений пальцев рук, особенно правой:

Необходимо обратить внимание на формирование противопоставления первого пальца всем остальным; на свободное сгибание и разгибание пальцев рук без движений кисти и предплечья, которыми они часто замещаются.

Для этого рекомендуется применять следующие задания:

Важно сформировать у ребенка различные способы удержания предметов (в соответствии с их размером, формой, качеством). Необходимо помнить, что недифференцированный захват и изменения в положении большого и указательного пальцев особенно резко мешают предметной деятельности и письму; поэтому воспитатели должны прививать детям правильные способы захвата, начиная с игрушек и двигательных действий с ними.

Например, совком можно взять и пересыпать песок, помешивать его, приглаживать. Много целесообразных движений в игре с кубиками: перекладывать с одного места на другое, переворачивать, передвигать, устанавливать один на другом, строить, снимать по одному кубику с построенной башни или домика.

Не менее значимыми для развития движений и интересными могут быть задания с использованием бумаги. Нужно учить детей складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, разрывать, мять и разглаживать простую газетную бумагу. Объяснить, что бумагу можно резать, склеивать, делать аппликации и различные поделки. Для развития движений рук целесообразно учить перематывать из клубка в клубок веревочку, шнур, нитки.

Часто у ребенка наблюдается вялость пальцев при удержании карандаша, ручки или, наоборот, чрезмерное напряжение и малая подвижность.

Для детей, которые с трудом сгибают и противопоставляют большой, указательный и средний пальцы, можно предложить следующие упражнения (эти упражнения полезны и всем другим детям):

В подготовительных упражнениях с карандашом мы предлагаем ряд упражнений, которые следует выполнять вначале с неотточенными карандашами в определенной последовательности. На столе, за которым сидит ребенок, лежит несколько карандашей с ребристой поверхностью.

Отрабатываются движения пальцев при захвате карандаша с препятствием со стороны взрослого. Например, если ребенок слабо удерживает карандаш указательным пальцем, необходимо поддерживать ему правую руку и просить его поднять и опустить указательный палец. При этом палец взрослого препятствует движению пальца ребенка вверх и вниз, а ребенок должен преодолеть сопротивление.

На занятиях детям рисовать и писать рекомендуется только с помощью воспитателя в следующей последовательности:

  • Проверить, правильно ли стоит стул, удобно ли сидеть ребенку.
  • Уметь правильно располагать на столе альбом (тетрадь).
  • Положить правую (пишущую) руку в позу для письма и сохранять ее некоторое время, изменяя положение головы, туловища (взрослый корректирует позу и помогает ребенку ее удерживать).
  • Вложить левой рукой в правую руку какой-либо цветной карандаш (красный); при выполнении этого задания важно следить за тем, чтобы ребенок не напрягался, не изгибался, не отводил в сторону лицо и глаза, не сдвигал и не сгибал правую руку, не снимал ее со стола.
  • Выполнить несколько движений правой рукой, принимая правильную позу для письма.
  • Поставить несколько точек на листе бумаги с помощью движений пальцев, не сдвигая руки, не напрягаясь.
  • Провести черту сверху вниз (к себе) на то расстояние, на которое возможно сделать это без движения кисти.
  • Положить карандаш на стол, расслабить правую руку.

Все задания повторяются несколько раз в той же последовательности, взрослый меняет только карандаш по цвету или ручки с другими стержнями (зеленый, синий, желтый). Всякий раз надо тщательно проверять правильное выполнение всех перечисленных заданий.

Полезны штриховка и другие приемы, описание которых можно найти в пособиях по обучению графике письма.

В данных рекомендациях специальное внимание воспитателя и родителей обращено на формирование у детей двигательных навыков и умений, составляющих основу игровой, учебной и трудовой деятельности. Полезно осуществлять описанные виды работ со всеми детьми, как здоровыми, так и больными.

Целенаправленная работа воспитателя в группе является одним из условий интеграции ребенка с церебральным параличом в среду здоровых сверстников.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.