Рефлекс запрещающий позиции при дцп

При планировании лечения необходимо выяснить, какие аспекты двигательного развития (контроль головы, повороты, сидение, манипуляции руками, вставание, ходьба) остались примитивными и отстают от хронологического возраста; соответствует задержка развития двигательных навыков одной возрастной стадии или различным; какие патологические формы движений имеются у ребенка?

Тоническая рефлекторная активность может быть заторможена путем использования рефлексзапрещающих позиций и активизации высших интегративных нормальных постуральных реакций (реакций выпрямления и равновесия). Эти реакции в большинстве случаев имеются у ребенка, но следует облегчить их развитие с помощью специальных приемов лечебной гимнастики. Когда реакции выпрямления и равновесия выработаны и закреплены, они модифицируют и ослабляют тонические рефлексы, сохраняя над ними постоянный контроль.

Рефлексзапрещающая позиция — это поза, которую методист придает ребенку для снижения активности тонических рефлексов и нормализации мышечного тонуса. Она может быть тотальной или частичной. При тотальной рефлексзапрещающей позиции методист фиксирует голову, туловище и конечности ребенка в позе, при которой подавляется патологическая постуральная активность, снижается мышечный тонус. Однако возможности активных движений при этом ограничены. Учитывая, что патологическая тоническая рефлекторная активность зависит от положепия головы в пространстве и по отношению к туловищу, а формирование нормальных постуральных реакций происходит в нисходящем направлении, торможение патологических реакций может быть достигнуто путем изменения позы ребенка только в области ключевых точек шеи, плечевого пояса, позвоночника. Это так называемая частичная рефлексзапрещающая позиция. Преимущество ее состоит в том, что конечности ребенка остаются свободными для произвольных движений. Ключевые точки выбирает методист и постоянно меняет в зависимости от динамики клинической картины. У детей грудного возраста, когда спастичность еще нерезко выражена, вызвать торможение тонической рефлекторной активности не так трудно, как удержать приданную ему позу. Поэтому для фиксации ребенка в рефлексзапрещающей позиции используют различные ортопедические приспособления (валики, мешочки с песком и т. д.). Торможение патологической постуральной активности должно сочетаться с приемами облегчения движений ребенка.

Развивая движения ребенка, необходимо начинать с самого низкого уровня, заполняя все пробелы. Но это не значит, что надо доводить до совершенства одну стадию, прежде чем перейти к тренировке другой. При нормальном развитии ребенка имеется фактор перекрывания. Поэтому улучшать одну форму двигательной активности можно только, тренируя следующую.


У детей грудного возраста примитивные позы и движения преобладают над патологическими. Облегчая реакции выпрямления и равновесия, необходимо тренировать нормальные позы и движения, следуя возрастным этапам развития.

Если у ребенка уже выработался патологический двигательный стереотип, при лечебной гимнастике необходимо акцентировать внимание на торможении патологической рефлекторной активности, наряду с этим последовательно тренируя важнейшие физиологические позы и движения.
Для иллюстрации приводим описание некоторых приемов лечебной гимнастики с использованием рефлекторного торможения и облегчения движений.

Положение на спине. Для торможения и облегчения поднимания головы следует придать ребенку положение полного сгибания. Руки скрещиваются на груди, ноги сгибаются к животу и приводятся (эмбриональная поза). Затем плечевой пояс выносится вперед и слегка поднимается от опоры. Ребенок должен поднять голову.

Положение на животе. Чтобы затормозить и облегчить поднимание головы, можно использовать два приема: руки ребенка кладут вдоль туловища в положении разгибания и наружной ротации, ладони на опоре. Методист становится позади головы ребенка и поднимает плечевой пояс вверх и назад, прямо или с небольшой ротацией. Ребенок в ответ на это должен поднять голову; руки ребенка разогнуты над головой. Методист становится сбоку, кладет левую руку под грудь ребенка на уровне подмышечных впадин и разгибает позвоночник, поднимая грудную клетку над опорой, правой рукой он фиксирует таз. Подбородок ребенка вначале может находиться на руке методиста. Когда достигнуто достаточное торможение флексорного тонуса, методист отодвигает свою руку немного вперед. Ребенок должен поднять и удержать голову самостоятельно.

Положение сидя. Грудного ребенка, раздвинув его ноги, сажают на колени методиста лицом к нему. Руки разогнуты и удерживаются в области кистей или запястья одной рукой методиста, тогда как его другая рука свободна. Затем ребенка медленно отклоняют назад, комбинируя это с боковыми движениями или движениями по диагонали. Таким путем стимулируют выпрямление головы в положении сидя.

Через несколько дней пробуют движение прямо-назад, но до момента, пока ребенок удерживает голову, страхуя при этом свободной рукой голову от запрокидывания. Если методист чувствует, что контроль головы может быть нарушен, движение делается в обратном направлении и можно поддержать голову свободной рукой. Постепенно амплитуда движений нарастает, но всегда движение замедляется в точке, где голове грозит запрокидывание назад.

Положение на коленях. Поднимание головы в этом положении облегчается следующим образом. Методист находится позади ребенка, берет его за плечи и тянет назад, медленно разгибая спину. Ребенок должен выпрямить голову.

Если флексорная спастичность рук сильно выражена, это упражнение можно модифицировать. Чтобы ослабить флексорную спастичность, руки ребенка разгибают, отводя назад в наружной ротации и удерживают в области локтей. Затем ребенка осторожно двигают вперед до тех пор, пока он не поднимет голову (защитная реакция от падения лицом вниз). Разгибание плеч и спины может вызвать тотальное разгибание, включая ноги. Чтобы предупредить это нежелательное явление, методист должен фиксировать бедра ребенка с помощью своих коленей.

Таким образом, контролируя туловище ребенка в различных ключевых точках, голову оставляют свободной, чтобы регулировать ее нормальное положение в пространстве и по отношению к туловищу. Этими примерами не ограничиваются приемы рефлекс-запрещающих позиций и способов облегчения движения. Они разнообразны, зависят от возраста ребенка, формы спастичности, тяжести поражения.


Проблема коррекционной работы с детьми, страдающими церебральным параличом, является очень актуальной вследствие значительной частоты заболеваний. Настоящая работа является попыткой обобщить и конкретизировать имеющийся материал по данной теме, а также описать некоторые практические приемы из своего опыта многолетней логопедической работы по этой теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
razvitie_dyhaniya_i_golosa_u_detey_s_dtsp.docx 18.12 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности коррекционной работы

по развитию дыхания и голоса у детей

с детским церебральным параличом

Логопед Агапова Л.В.

Проблема коррекционной работы с детьми, страдающими церебральным параличом, является очень актуальной вследствие значительной частоты заболеваний. Настоящая работа является попыткой обобщить и конкретизировать имеющийся материал по данной теме, а также описать некоторые практические приемы из своего опыта многолетней логопедической работы по этой теме.

1 рефлекс запрещающая позиция используется при выраженности лабиринтного тонического рефлекса. В положении на спине: голова, плечи и шея ребенка несколько сгибается; также сгибается спина, бедра, колени. Мышечные расслабления достигаются путем равномерных плавных раскачиваний.

2 рефлекс запрещающая позиция используется при выраженном шейно – тоническом рефлексе. В положении на спине ноги слегка согнуты в коленях, руки вытянуты вдоль туловища. Логопед помещает свою руку под шею ребенка, давая возможность голове свободно откинуться назад, плечи при этом несколько сгибаются, шея вытягивается.

3 рефлекс запрещающая позиция используется также при выраженности шейно – тонического рефлекса, Положение на спине с вытянутыми ногами и руками и головой, слегка закинутой назад.

Основной прием во всей коррекционной работе при данной форме ДЦП – максимальное расслабление в артикуляционных скелетных мышцах. Начинает работу по расслаблению массажист и методист ЛФК, которые проводят курс общего и точечного массажа дыхательных мышц, начинают делать упражнения на расслабление скелетных мышц.

Следующим этапом работы является расслабление мышц шеи, лица, которые проводит логопед. В комплексе расслабляющих упражнений использована общепринятая методика мышечной релаксации проф. Джекобсона, который предложил обучать расслаблению по контрасту с напряжением определенных мышц.

Работа непосредственно над дыханием начинается с общих дыхательных упражнений, которые проводятся в рефлекс запрещающих позициях. Цель этих упражнений – увеличить объем дыхания и нормализовать ритм.

После проведенных дыхательных упражнений в рефлекс запрещающих позициях проводим дыхательную гимнастику в течении 5 минут в начале каждого занятия. В дальнейшем во время этих упражнений в момент выдоха ребенком воздуха логопед просит ребенка по подражанию произносить гласные звуки, ряды гласных тихо и громко. Затем гласный в сочетании с согласным.

Хороший результат дают упражнения динамической дыхательной гимнастики, которые связаны с движениями рук и ног, туловища и включают элементы лечебной физкультуры. Эти упражнения построены на сочетании движений туловища и конечностей с произнесением звуков на выдохе. Цель этих упражнений – тренировка нижне – реберного диафрагмального дыхания. Этот курс логопедической лечебной физкультуры проводится в нашем учреждении совместно с методистом ЛФК, под контролем и по рекомендациям врача ЛФК и невропатолога. Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшения голоса и уточнения артикуляции проводятся одновременно. Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – слогах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и т.д.

Применение изложенных в данной работе коррекционных приемов повысило эффективность логопедической работы с одним из наиболее сложных контингентов аномальных детей – с детьми с церебральным параличом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной статье раскрываются особенности развития личностно и эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом. Подробно описываются причины возникновения у детей с ДЦП именно этих ос.

Развитие личности у детей с ДЦП в большинстве случаев проходит весьма своеобразно, хотя по тем же законам, что и развитие личности нормально развивающихся детей. Специфические особенности формирования.

Проблема коррекционной работы с детьми, страдающими церебральным параличом, является очень актуальной вследствие значительной частоты заболеваний. Настоящая работа является попыткой обобщить и к.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжёлое заболевание, ведущим нарушением является нарушение двигательных функций, кроме этого имеются нарушения речи, слуха, зрения, интеллекта.Для детей .

Материал содержит рекомендации по развитию дыхания и голоса у детей с ДЦП.

ВВЕДЕНИЕ В определении детского церебрального паралича, принятом интернациональной группой исследователей в Оксфорде на заседании ВОЗ в 1958 г., отмечается, что он обуславливает.


Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18


3. момент обнаружения нарушения звукопроизношения;

2. в положении на спине под шею ребенка подкладывается валик, позволяющий приподнять плечи и откинуть назад голову, ноги согнуты в коленях;

3. в положении лежа на животе, голова и плечи приподняты при опоре на руки;

4. в положении на спине голова с обеих сторон фиксируется валиками, позволяющими удерживать ее по средней линии;

5. в положении сидя, стопы ног на полу, спина откинута на спинку стула, руки опущены, голова опущена на грудь.

Патологический тонический рефлекс, препятствующий формированию зрительно-моторной координации:

1. лабиринтный тонический;

2. симметричный шейный тонический;

3. ассиметричный шейный тонический;

4. хоботковый рефлекс;

5. рефлекс орального автоматизма.

Патологический тонический рефлекс, повышающий мышечный тонус корня языка:

1. лабиринтный тонический;

2. симметричный шейный тонический;

3. ассиметричный шейный тонический;

4. хоботковый рефлекс;

5. рефлекс орального автоматизма.

Структура речевого дефекта при выраженном и стойком снижении слуха:

1. фонетически изолированный дефект;

2. фонематическое недоразвитие;

4. недоразвитие лексико-грамматической стороны речи;

5. недоразвитие всех компонентов речи.

Варианты структуры речевого дефекта при ЗПР, выделенные :

1. фонетически изолированный дефект;

2. фонематическое недоразвитие;

3. фонетико-фонематическое недоразвитие;

4. недоразвитие лексико-грамматической стороны речи;

5. системное недоразвитие всех сторон речи.

Уровни порождения речевого высказывания, которые при стойком нарушении интеллекта не достигают нормы даже к старшим классам:

Группы олигофрений, выделенные в зависимости от характера речевого недоразвития:

1. олигофрения с нормальным речевым развитием;

2. олигофрения с недоразвитием речи;

3. олигофрения с низкой мотивацией к речи;

4. атипичная олигофрения с дефектами звукопроизношения;

5. атипичная олигофрения, осложненная речевыми расстройствами.

Специфические дисграфические ошибки, часто встречающиеся у детей с ЗПР (22%), но не свойственные нормально развивающимся первоклассникам:

1. ошибки, связанные с недостаточностью фонематического восприятия;

2. ошибки, связанные с несформированностью фонематического анализа;

3. ошибки, связанные с несформированностью анализа структуры предложения;

4. ошибки, связанные с неумением выделять предложения из текста;

5. замены графически сходных букв.

Логопеду рекомендуется закрыть лицо экраном при обследовании умения дифференцировать звуки у детей:

1. с нарушением слуха;

2. с нарушением зрения;

3. с церебральным параличом;

4. с задержкой психического развития;

5. со стойким нарушением интеллекта.

Исправление, сглаживание каких-либо недостатков – это __________________

Возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных – это _____________________.

Наибольшие затруднения у слабослышащих учащихся вызывает дифференциация звуков ________________________________.

было выделено __ уровня сформированности речи у детей с глубокими нарушениями зрения.

Проявления единичных нарушений звукопроизношения при сохранности остальных компонентов речевой системы наблюдается на __ уровне сформированности речи у детей с глубокими нарушениями зрения.

Характерный признак нарушения речи при ЗПР, проявляющийся в приспособлении рекурсии предшествующего звука к экскурсии последующего, – это _________________________.

Громкий свистящий или пыхтящий звук во время дыхания, наблюдаемый выраженных формах ДЦП, - это _____________________.

У детей со стойким нарушением интеллекта наиболее нарушенной в произношении является группа _________________________ звуков.

Восприятие шепотной речи считается нормой на расстоянии __ метров.

Повышение тонуса разгибательных мышц в положении на спине наблюдается при выраженности __________________________________________________ рефлекса.

1. Лабиринтный тонический.

2. Симметричный шейный тонический.

Б. Сгибание головы усиливает сгибательный тонус мышц, разгибание головы усиливает тонус разгибателей рук.

3. Асимметричный шейный тонический.

В. В положении на спине повышается тонус сгибательных мышц, в положении на животе – разгибательных.

Г. В положении на спине повышается тонус разгибательных мышц, в положении на животе – сгибательных.

Влияние на тонус артикуляционных мышц.

1. Лабиринтный тонический.

А. Повышение тонуса на стороне, противоположной повороту головы.

2. Симметричный шейный тонический.

Б. Понижение тонуса корня языка.

3. Асимметричный шейный тонический.

В. Повышение тонуса спинки и кончика языка.

Г. Повышение тонуса корня языка.

Рефлекс орального автоматизма.

Возраст угасания в норме.

1. Спастическая диплегия.

А. Поражение экстрапирамидной системы.

2. Гемипаретическая форма.

Б. Обширные поражения мозга.

3. Гиперкинетическая форма.

В. Двустороннее поражение или недоразвитие центрального двигательного нейрона.

4. Атонически-астатическая форма.

Г. Поражение мозжечка и лобно-мозжечковых путей.

5. Двойная гемиплегия.

Д. Одностороннее поражение центрального двигательного нейрона.

1. Спастическая диплегия.

А. Нарушение равновесия, гиперметрия, гипотония.

2. Гемипаретическая форма.

Б. Тетрапарез, руки поражены не менее тяжело, чем ноги, ригидность.

3. Гиперкинетическая форма.

В. Дистония, непроизвольные насильственные движения.

4. Атонически-астатическая форма.

Г. Спастические парезы верхних и нижних конечностей на одной половине тела.

5. Двойная гемиплегия.

Д. Спастический тетрапарез, руки поражены меньше, чем ноги.

1. Спастическая диплегия.

А. Экстрапирамидная дизартрия.

2. Гемипаретическая форма.

Б. Псевдобульбарная дизартрия.

3. Гиперкинетическая форма.

В. Мозжечковая дизартрия.

4. Атонически-астатическая форма.

Г. Тяжелая псевдобульбарная дизартрия, иногда – анартрия, в ряде случаев в сочетании с бульбарными расстройствами.

5. Двойная гемиплегия.

Вид психического дизонтогенеза

Форма нарушения психического развития

1. Психическое недоразвитие.

А. Органическая деменция.

2. Поврежденное психическое развитие.

3. Дефицитарное психическое развитие.

В. Нарушения слуха, зрения.

4. Искаженное психическое развитие.

Г. Ранний детский аутизм.

5. Дисгармоничное психическое развитие.

Д. Психопатии, патологическое развитие личности.

Е. Нарушения опорно-двигательного аппарата.

Уровень сформированности речи при нарушении зрения

Основные направления логопедического воздействия.

А. Устранение дислексий и дисграфий.

Б. Развитие произношения, фонематического восприятия, лексики.

3. Третий – четвертый.

В. Совершенствование фонетической стороны речи.

Г. Развитие лексико-грамматического строя речи на основе ознакомления с окружающим миром в процессе предметно-практической, игровой и познавательной деятельности.

1. Конституционального происхождения.

А. Физическая и психическая астения.

2. Соматогенного происхождения.

Б. Преимущественно страдает

3. Психогенного происхождения.

В. Психический и психофизический инфантилизм.

4. Церебрально-органического генеза.

Г. Наряду с признаками замедленного темпа развития имеются симптомы повреждения ЦНС.

Вид психического развития.

Звуки, чаще всего нарушенные в произношении.

1. Нормальное психофизическое развитие.

2. Задержка психического развития.

Б. Свистящие и соноры.

3. Стойкое нарушение интеллекта.

Лалаевой последовательность усвоения глубинно-семантических отношений внутри речевого высказывания при стойком нарушении интеллекта:

1. субъектные отношения;

2. атрибутивные отношения;

3. локативные отношения;

4. объектные отношения.

Последовательность упражнений, направленных на развитие фонематических представлений у детей со стойким нарушением интеллекта:

1. определение наличия заданного звука в данных словах;

2. определение наличия слога с заданным звуком среди других слогов;

3. определение наличия заданного звука в ряду других звуков;

4. определение общего звука в произносимых педагогом словах;

5. определение места звука в слове.

Последовательность усвоения степеней обобщения слов, общая как для детей со стойким нарушением интеллекта, так и для нормально развивающихся детей:

1. усвоение обобщающих значений наименований однородных предметов, действий, качеств – имен нарицательных;

2. соотнесение названия только с отдельным предметом (названия предметов являются именами собственными);

3. усвоение слов, обозначающих родовые понятия типа растения (деревья, травы, кустарники), движение (бег, плавание, полет) и т. д.;

4. усвоение обобщающих родовых понятий типа игрушки, посуда, одежда, цветы и т. д.

Последовательность упражнений, направленных на развитие понимания речи при стойком нарушении интеллекта:

1. выполнение действия с предметами по словесной инструкции педагога;

2. чтение педагогом рассказов по серии сюжетных картинок;

3. чтение педагогом рассказов и соотнесение детьми каждого предложения с соответствующей сюжетной картиной;

4. выполнение детьми действий с игрушками в процессе чтения педагогом элементарных текстов.

Последовательность коррекционно-логопедической работы по формированию словаря у детей с ДЦП:

1. привлечение внимания к предмету, его называние, действия с ним;

2. развитие целостного представления о предмете, понимание взаимосвязи назначения предмета с его строением, осознание частей и целого предмета;

3. формирование обобщений и понятий;

4. увеличение набора выделенных качеств и свойств предмета, точное называние выделенных особенностей и свойств.

Последовательность работы над связной речью при стойком нарушении интеллекта:

1. развитие способности удерживать смысловую программу в памяти;

2. перекодирование каждого элемента смысловой программы в языковую форму;

3. формирование умения располагать смысловые компоненты в определенной последовательности;

4. развитие умения анализировать наглядную ситуацию, выделять главное и несущественное, основное и фоновое.

Лалаевой последовательность в работе над связным текстом с детьми, имеющими стойкое нарушение интеллекта:

1. пересказ на основе деформированного текста;

2. рассказ по сюжетной картинке;

3. рассказ по серии сюжетных картинок;

4. пересказ без опоры на наглядность;

5. пересказ по серии сюжетных картинок;

6. самостоятельный рассказ;

7. пересказ по сюжетной картинке.

Последовательность формирования речевых умений при ЗПР с учетом процесса интериоризации умственных действий (по ):

1. перевод речевых умений и навыков во внутренний план;

2. дифференциация языковых, речевых единиц на основе наглядно-образного мышления с опорой на внешние действия;

3. дифференциация речевых единиц в экспрессивной речи;

4. дифференциация речевых единиц в импрессивной речи.

Последовательность логопедической работы над голосом, дыханием и артикуляцией при гиперкинетической форме ДЦП:

1. обучение синхронной подаче дыхательной струи и голоса;

2. подбор определенной позы тела;

3. обучение синхронной подаче голосодыхательной струи и движений языка и губ;

4. отработка произношения слогов, слов и предложений.

При ДЦП коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие артикуляционной моторики, проводится на логопедическом занятии в следующей последовательности:

2. пассивно – активная артикуляционная гимнастика;

В зависимости от тяжести проявления и типа ДЦП могут быть различные типы патологических рефлекторных стереотипов, включающие в себя:

1) лабиринтный тонический рефлекс;

2) асимметричный шейный тонический рефлекс (asymmetrical tonic neck reflex);

3) симметричный шейный тонический рефлекс;

Первые два скорее будут наблюдаться у детей с более тяжелыми формами ДЦП и могут вызвать серьезные проблемы (Бобат, 1980). Эти рефлексы чаще возникают, когда дети лежат на спине.

Лабиринтный тонический рефлекс (ЛТР). В положении лежа на спине тонический лабиринтный рефлекс вызывает увеличение мышечного тонуса спины. Спина ребенка вытягивается или даже выгибается. Ноги вытянуты, напряжены, сведены вместе или перекрещены, ступни находятся в положении подошвенного сгибания. Руки согнуты в локтях. Кисти согнуты, ладони сжаты в кулаки. Этот рефлекс также называют патологическим разгибательным тонусом, или патологическим разгибательным рефлексом.

Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР). Когда дети с тяжелой формой ДЦП запрокидывают голову и резко поворачивают ее на одну сторону, это запускает еще один патологический стереотип. Рука со стороны, на которую повернуто лицо, выпрямляется, другая рука сгибается в локте – и ноги принимают аналогичное положение: одна вытянута, другая согнута.

Как лабиринтный тонический рефлекс, так и асимметричный шейный тонический рефлекс абсолютно бесполезны. Они препятствуют развитию таких навыков, как переворачивание, сведение рук вместе и даже поднесение рук ко рту. Со временем эти рефлексы могут очень негативно повлиять на рост суставов и костей. АШТР может согнуть позвоночник и тем самым привести к сколиозу. Как тонический лабиринтный рефлекс, так и АШТР могут вызвать частичное выпадение головки тазовой кости из вертлужной впадины, где она в норме должна находиться (подвывих бедра).

Также родителям детей с ДЦП не рекомендуют носить детей выпрямленными, так как движение головы назад может вызвать разгибательный стереотип. Вместо этого им советуют прижимать детей близко к телу, чтобы одна или обе ножки были согнуты.

В качестве еще одной превентивной меры всем детям с риском или диагнозом ДЦП нужно не давать закидывать голову и сильно поворачивать ее на сторону. Даже если ребенок не демонстрирует АШТР, положение головы и шеи меняет мышечный тонус рук и усложняет их использование. Лучше, если голова вашего ребенка будет находиться по центру, не запрокинутой. Когда ребенок начнет играть с ручками и ножками в положении лежа на спине, этими предосторожностями можно будет пренебречь.

Рефлекс Моро (вздрагивания). Некоторые дети с ДЦП очень легко вздрагивают от неожиданных звуков или событий. Звук открывающейся двери, лай собаки, чей-то голос, телефонный звонок – все это заставляет детей вздрагивать, что резко усиливает мышечный тонус и, как следствие, ребенок может потерять равновесие и упасть.

Для некоторых родителей рефлекс вздрагивания, присущий их детям, оказывается серьезной проблемой. Справиться с ней помогают приспособления безопасности на адаптированных стульях или вспомогательных устройствах для вставания. Физиотерапевт вашего ребенка поможет вам подобрать для него необходимое оборудование.

В общем и целом степень, в которой патологические рефлексы препятствуют развитию ребенка, очень сильно варьируется. Чем сильнее они выражены и дольше сохраняются, тем больше они мешают обучению таким полезным навыкам, как дотягивание, ползание или ходьба, так же как овладению таким положением, как сидение, вставание на колени и на ноги. Родителям детей с ДЦП нужно избегать стимуляции патологических рефлексов. Они могут это делать с помощью следования общим советам, упомянутым здесь, а также более конкретным советам, полученным от физиотерапевта их ребенка.

Метод Надежды Лоскутовой

Детский церебральный паралич (ДЦП) — травматическое заболевание ДНС в результате родовой травмы или перенесенного инфекционного заболевания беременной, при котором страдают функции движения (патологические тонические рефлексы) и речь ребенка. Для восстановления нарушенных функций у детей, страдающих ДЦП, используют логопедический массаж, лечебную гимнастику и другие средства.

При проведении массажа ДЦП и гимнастки большое значение имеет выбор позы.

Позы логопедического массажа:
- поза эмбриона;
- лежа на спине, под шею ребенка подкладывают валик, ноги при этом согнуты в коленных суставах;
- лежа на спине, голова фиксируется валиками;
- на боку в позе эмбриона;
- в положении на животе, под грудь ребенка подкладывается валик.
При подборе позы проводят логопедический массаж (массаж мимической и жевательной мускулатуры, массаж при ДЦП).

Техника логопедического массажа при массаже лица и шеи.
- поглаживание (глажение) подушечками двух-трех пальцев от середины лба к вискам;
- поглаживание от бровей к началу волосистой части головы;
- поглаживание по обеим сторонам носа (сверху вниз);
- поглаживание от середины подбородка к мочкам уха;
- поглаживание от середины верхней губы до мочек уха.

Каждое движение необходимо повторить 3—5 раз. Выполнять в течение дня 3—5 раз.

Техника массажа при ДЦП - релаксация мышц языка
- воздействие на точку, расположенную в подчелюстной ямке;
- воздействие на симметричные точки носогубной складки;
- воздействие на симметричные точки скуловых мышц;
- воздействие на симметричные точки подчелюстных мышц.
В комплексе с логопедическим массажем проводят гимнастику. Она направлена на увеличение объема и силы дыхательной мускулатуры, глубины, ритмичности дыхания. Ребенку старше пяти месяцев можно проводить следующие гимнастические упражнения:

развести руки в стороны, а при возвращении — прижать их к груди;
поднять руки вверх, а при опускании — прижать их к груди;
отвести правую руку в сторону и одновременно повернуть голову, затем
возвращение исходное положение;
вытянуть ногу (ноги), затем сгибать их в коленных и тазобедренных суставах и привести к животу;
исходное положение - лежа на животе приподнять за отведенные руки голову и плечи, а затем опустить голову и плечи.
Все упражнения повторять по 3—5 раз. Впоследствии комплекс гимнастических упражнений при ДЦП усложняют и дополняют радом упражнений.

Цели и задачи логопедического массажа и лечебной гимнастики:
- нормализация тонуса и моторики артикуляционного аппарата;
- увеличение силы и длительности выдоха;
- развитие манипуляций руками;
- выработка ритмичности дыхания и движений конечностями;
- выработка зрительных дифференцированных движений;
- стимуляция кинестетических движений (ощущений) и развитие пальцевого осязания;
- развитие эмоциональных реакций;
- развитие движений руками с предметами (игрушками).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.