Программа лепки для детей с дцп

Елена Ситдикова
Пластилинография — как средство коррекции детей с ДЦП

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартных требований, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития детей в целом. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленные на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке.

Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом. Одним из таких методов является использование нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства — пластилинографии, которая плодотворно влияет на развитие мелкой моторики рук. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников с ОВЗ. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе.

Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по пластилинографии. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность дошкольников, делает ее более увлекательной и интересной.





Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы) 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Программа директивной игровой терапии для коррекции у детей 6 лет проблем в общении Пояснительная записка Актуальность Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился.


ЛЕПКА ИЗ ГЛИНЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ДЦП

Павлодарский государственный педагогический институт (ПГПИ), Павлодар (Казахстан).

Сегодня во всем мире отмечается выраженная тенденция неуклонного роста детской инвалидности. По данным Национального генетического Регистра Республики Казахстан, ежегодно в Казахстане рождается от 2000 до 3500 детей с врожденной и наследственной патологией, что составляет 20,0-24,3 на 1000 новорожденных.

В структуре детской инвалидности лидирующее положение (от 30% до 70%) занимает детский церебральный паралич (ДЦП). ДЦП является одним из самых тяжелых заболеваний у детей и требует постоянных реабилитационных методов коррекции движения, психолого-педагогической и социальной помощи. [1]

Одной из особенностей, характеризующей детский церебральный паралич, является нарушение моторики рук, которое наблюдается практически у всех детей, поскольку заболевание напрямую связано с ведущим поражением двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.

Слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь. Это, в свою очередь, ещё больше затрудняет общее и речевое развитие таких детей.

Но ДЦП не является прогрессирующим заболеванием. С возрастом при правильном лечении, реабилитации и своевременно организованной коррекционно-педагогической работе состояние ребенка, как правило, улучшается. Поэтому особо актуальной является проблема коррекции негативных проявлений детского церебрального паралича.[2]

Развитие мелкой моторики и координации движений является одним из важнейших аспектов коррекционного развития детей с двигательными нарушениями. Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы. Развитие мелкой моторики положительно влияет на становление детской речи, повышает работоспособность ребёнка, внимательность, повышает активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.

В ходе занятий по лепке из глины ребёнок своими руками создает собственное произведение искусства, неповторимое чудо, к которому можно прикасаться, почувствовать прохладу, вес, форму, которым можно поиграть, полюбоваться, вспомнить свои ощущения во время лепки.

Во время работы с глиной у ребенка развивается моторика рук, сила и подвижность пальчиков, он учится координировать движения обеих рук, приобретает сенсорный опыт. При создании своей поделки ребенок использует сразу обе руки, в этот момент задействованы все пальцы и внутренняя поверхность ладоней. Лепка из глины дает тот же эффект, что и тщательный массаж рук, ни одна точка на детских ладонях, ни одна мышца руки не останется незадействованной.[3]

Мы считаем, что лепкой из глины полезно начинать заниматься уже в раннем возрасте (это занятее подходит даже для полутора-двухлетних малышей). Глина не токсична, не вызывает аллергию, легко смывается с рук и доставляет огромное удовольствие детям любого возраста.

Занятия по развивающей лепке должны носить системный характер, так как коррекция это дело не одного дня, и чтобы результаты были заметны, необходимо время, и разовые занятия от случая к случаю не дадут значительного эффекта.

Необходимо учитывать, что работа с глиной для детей с двигательными нарушениями представляет определенные сложности. Поэтому, прежде чем начать коррекционно-развивающую работу, нужно тщательно изучить нарушенные и сохранные функции ребёнка.

В такой коррекционной работе очень важен индивидуально-дифференцированный подход, учет специфических психофизических особенностей детей, страдающих ДЦП.

Перед началом занятия обязательно следует провести разогревающий массаж, пальчиковую гимнастику, направленные на нормализацию тонуса мышц кистей и пальцев рук и подготовки их к предстоящей работе. И только после этого можно переходить к упражнениям по лепке, развивающим функции ладонно-пальцевого, щепотного и пинцетного захвата.

Все виды и элементы лепки необходимо давать детям последовательно, от простого к сложному, используя принцип наглядности, активности, системности и последовательности подачи материала. Лепка из глины не должна превращаться в муштру со строгими требованиями в выполнении задания, ребенок должен прочувствовать свои ощущения от контакта с этим полезным пластичным природным материалом, должен испытывать удовольствие от работы с глиной.

Занятия лепкой можно проводить как в индивидуальном порядке, так и коллективно, при чем, коллективная лепка существенно повышает мотивацию детей, развивает у них чувство товарищества и взаимопомощи.

По результатам нашего полугодового эксперимента по внедрению развивающей лепки из глины в коррекционную работу с детьми с ДЦП мы смогли констатировать определенные положительные результаты: в результате систематических занятий лепкой у детей с ДЦП улучшается речь, развивается память, мышление, внимание, появляется согласованность зрительного и двигательного анализаторов, развивается воображение, формируется художественный вкус.

Уже в результате первого занятия дети получают результат своего труда, они видят созданный ими предмет в объеме, учатся наблюдательности, сравнению, в ходе смешения различных цветов глины и красок изучают полученные новые цвета, что способствует дальнейшей мотивации к творчеству и ожиданию дальнейших занятий с глиной.

Кроме того ребенок с ДЦП постепенно приучается быть более аккуратным, у него совершенствуются навыки самообслуживания, бытовые навыки, ведь на каждом занятии необходимо не только помочь педагогу приготовить всё необходимое для лепки из глины, но и в конце занятия убрать свое место, хорошо вымыть лицо и руки. У детей формируется бережное отношение как к своему труду, так и к труду других людей, изживая возможные иждивенческие позиции.

В ходе развивающей лепки дети учатся доводить начатое дело до конца, ведь им так хочется и нравится каждый раз получать в результате занятия готовую интересную поделку. Развивающая лепка из глины увеличивает уверенность детей с ДЦП в своих силах, развивает у них трудолюбие, самостоятельность, формирует чувство гордости.

Все наши занятия всегда были пронизаны позитивным настроением, ощущением, детским предвосхищением и ожиданием рождения нового глиняного чуда.

По нашим наблюдениям, специальные коррекционные занятия по лепке из глины способствуют не только развитию двигательных функций у детей с ДЦП, развитию у них речевых навыков, различных познавательных процессов, но и положительно влияют на всю эмоционально-волевую сферу ребенка, позволяют избавляться от разных страхов, зажимов, напряжения, от умственного утомления и плохого настроения. Такие занятия совершенствуют все виды деятельности, положительно влияют на развитие личности ребенка в целом, способствуя его дальнейшей эффективной социализации.

3. епка из глины для детей. Развиваем пальцы и голову.- М: Издательство РИПОЛ классик, 2010.

Программа по лепке из пластилина может быть использованна педагогами дополнительного образования, а также родителями для занятий с детьми с ограниченными возможностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
lepim_vmeste.docx 50.83 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Гурьевского муниципального района

Муниципальное автономное учреждение

Образовательная программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями

Возраст обучающихся - 7-10лет

Срок реализации - 1 года

Количество воспитанников в группе – 1-4 человека

Автор - составитель –Максимова Анастасия Александровна

педагог дополнительного образования

отдела__________________________ Зам. директора по УВР

Протокол № _________/ Жуковская Т.В

Учебно-тематический план 1 года обучения…………………………….…..11

Содержание программы 1 год обучения……………………………………. 13

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного.

Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Занятия комплексно воздействуют на развитие ребёнка, способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики. Развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; позитивно влияют на психическое здоровье детей, формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Сущность обучения и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья состоит во всестороннем развитии его личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности конкретного ребенка – психические, физические, интеллектуальные. Творческая реабилитация - это форма общения и развития ребенка одновременно, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

  • Основными требованиями к программам дополнительного образования детей в развитии мотивации ребенка к познанию и творчеству.
  • Приоритетами учреждений дополнительного образования детей в воспитание и развитии ребенка, при котором предмет и дисциплина не цель, а средство формирования и совершенствования многогранной и всесторонне развитой личности.
  • Запросом образовательных учреждений на разработку программ для внеурочной деятельности.
  • Потребностями родителей обучающихся, заинтересованных в личностном развитии ребенка, возможности реализоваться в творчестве.

Направлена на развитие у учащихся продуктивной творческой деятельности, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя в совместной деятельности с педагогом, средства для его воплощения.

Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач. Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Особое внимание уделяется созданию доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности ребенка, динамики творческого роста и стремлению узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях.

Изучение программного материала способствует поэтапному развитию у детей логического мышления, пространственного воображения, наблюдательности, фантазии. Во время занятий творчеством снимается излишняя возбудимость, создаётся непринужденная и творческая атмосфера.

Новизна программы заключается в применении новых способов и приемов лепки для развития воображения, фантазии, образного и абстрактного мышления у детей. Кроме того, программа направлена на получение не только предметных знаний и результатов, но и метапредметных (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные).

  • Ценность семьи как основная и первичная среда развития ребенка.
  • Ценности труда и творчества как условие для самореализации.
  • Ценность образования и самообразования как средство для жизни и деятельности.
  • Ценность красоты как основа эстетического воспитания и гармоничного развития ребенка.
  • Ценность личности как основа саморазвития и совершенствования, внутренняя гармония, самоуважение, личное достоинство.

Целью образовательной программы является развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через лепку и рисование.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи

  • познакомить учащихся с новыми понятиями и терминами;
  • совершенствование навыков ручного труда средствами лепки и рисования;
  • научить восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций;

  • развивать психические процессы (пространственное воображение, внимание, зрительно-образную память, логическое и абстрактное мышление);
  • развивать сенсорные способности (развивать мелкую моторику рук, глазомер детей),
  • способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из пластилина.

  • способствовать формированию нравственных качеств (доброта, толерантность, ответственность);
  • способствовать формированию чувства уверенности в своих силах, самостоятельности, трудолюбию;
  • формировать потребность в самоорганизации и в здоровом образе жизни.

В сфере познавательных способностей

  • познавательную мотивацию и интересы;
  • коммуникативные личностные качества;
  • готовность и способность к сотрудничеству;
  • умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
  • способность осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью.

При решении задач обучения, развития и воспитания акцент делается на развитие: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.

2 раза в неделю по 1 академическому часу, либо 1 раз в неделю по 2 академических часа с перерывом на 10 – 15 минут. Общая продолжительность обучения программы равна 72 часа.

Формы и методы обучения

На занятиях используются индивидуальные или фронтальные формы работы. На каждом занятии учитываются возрастные и психологические особенности детей. Структура каждого занятия напрямую зависит от темы, цели и задач, решаемых в рамках данной темы.

По способу организации занятий используются словесные, наглядные, практические методы обучения. Методы, в которых лежит уровень деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский.

Занятия по типу: комбинированные, теоретические, практические, диагностические и контрольные.

Формы занятий: беседа, занятие – игра, обсуждение, конкурс, мастер-класс, наблюдение, практическое занятий, творческая мастерская.

В результате прохождения программного материала учащиеся,

  • историю возникновения и виды лепки;
  • виды, правила и приемы техник лепки из различных материалов;
  • основные правила композиции;
  • принципы изображения простых форм;
  • терминологию и понятия, используемые в работе;
  • последовательность изготовления разных видов изделий;
  • правила работы с материалами и инструментами, технику безопасности при работе.

  • поэтапно выполнять изделия из различных материалов (пластилин, соленое тесто;
  • рисовать несложные эскизы для рисования пластилином;
  • пользоваться инструкционными картами, схемами;
  • планировать и отслеживать качество своей работы;

  • навыками последовательной лепки, изготовления изделий по образцу и собственному замыслу;
  • навыками изготовления работ по собственному замыслу.

Кроме того учащиеся разовьют внимание, память, мышление,

пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию; получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, об истории их возникновения и развития.

Оценка эффективности усвоения программы обучения проводится на основании самостоятельной творческой работы детей, их участия в городских, областных выставках, конкурсах, массовых мероприятиях.

Проверка знаний и умений учащихся осуществляется с помощью разработанных тестовых заданий. Эти задания также направлены на формирование положительной мотивации к обучению, возможности самостоятельно оценить результаты своей работы.

Творческие навыки учащихся выявляются в процессе выполнения практических заданий, способствующих развитию фантазии и воображения.

Комплекс этих заданий может быть использован на любом этапе деятельности, что позволяет своевременно диагностировать затруднения в процессе освоения программы.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Оценка совокупности знаний, умений и навыков, личностных качеств, компетенций, личностных, метапредметных и предметных результатов,

Методы отслеживания результативности:

  • педагогическое наблюдение;
  • педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, участия учащихся в выставках и викторинах, активность учащихся на занятиях и т.п.;
  • мониторинг (оценка знаний, умений, навыков по изучаемой теме, уровень и качество изготавливаемых изделий, степень самостоятельности и уровень творческих способностей).

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

  • начальный контроль (вступление в объединение или начало учебного года);
  • текущий контроль (в течение всего учебного года);
  • промежуточный контроль (проверочные работы по разделу);
  • итоговый контроль (конец учебного года) .

Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА

Материал подготовлен
Кучеровой Еленой Владимировной, воспитателем, психолого-педагогической службы.
Научно-практический центр детской психоневрологии

Детский церебральный паралич (ДЦП) – тяжелое заболевание центральной нервной системы, которое сопровождается нарушением двигательных способностей. Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом имеют различную степень выраженности. При тяжелой степени ребенок не овладевает навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью. Он не может самостоятельно обслуживать себя. При средней степени дети овладевают ходьбой, но передвигаются не уверенно, часто с помощью специальных приспособлений (костылей, канадских палочек и др.). Навыки самообслуживания развиты не полностью из-за нарушений манипулятивной функции. При легкой степени дети ходят самостоятельно, уверенно. Они полностью себя обслуживают, достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако, могут быть нарушения походки, движения замедленные и неловкие, имеются недостатки в мелкой моторики.

Одной из особенностей, характеризующих детский церебральный паралич, является нарушение моторики рук, поскольку напрямую связано с поражением двигательных зон головного мозга и проводящих путей. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важную роль. Способность к захвату предмета, манипуляциям и предметным действиям оказывает влияние на правильное восприятие окружающего мира и развитие познавательной деятельности. Тренировка функциональных возможностей кистей и пальцев рук улучшает не только общую моторику ребенка, но и развитие психики и речи. В свою очередь, формирование движений кисти тесно связано с созреванием двигательного анализатора, развитием зрительного восприятия, различных видов чувствительности, пространственной ориентации, координации движений.

В коррекционно-педагогической работе необходима совместная стимуляция развития всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психо-речевого развития находится ребенок. Во время коррекционной работы желательно опираться одновременно на несколько анализаторов (зрительный и тактильный, тактильный и слуховой).

Так же необходимо учитывать функциональные этапы становления моторики кисти и пальцев рук: развитие опорной функции на раскрытие кисти, осуществление произвольного захвата предметов кистью, включение пальцевого захвата, противопоставление пальцев, постепенно усложняющиеся манипуляции и предметные действия, дифференцированные движения пальцев рук.

Изобразительную деятельность можно рассматривать как средство коррекции нарушенной познавательной деятельности, как средство интеллектуального развития, как метод обучения, как средство эмоционально-эстетического воспитания. Обучение обязательно должно учитывать психологические особенности больных детей.

Занятия изобразительной деятельностью служат важным средством коррекции недостатков психофизического развития детей с церебральным параличом. В программу должны включаться дополнительные занятия, направленные на тренировку движений рук, развитие мелкой моторики, развитие зрительно-пространственного восприятия.

Лепка – полезный вид творчества: развивает художественный вкус, воображение, расширяет познания об окружающем мире, представление о форме и цвете, влияет на мелкую моторику рук, точность движений, корригирует нарушение мышечно-суставного чувства. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка:

- повышают сенсорную чувствительность, (т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвету, вес, пластичности;)

- развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

- формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат, достигать его;

- развивать ребенка эстетически. Учить видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты;

- синхронизировать работу обеих рук.

Основная цель работы – раскрыть вопросы методики работы с детьми ДЦП по обучению и овладению техники лепки из соленого теста.

1.Создание условий для развития личности ребенка

2. Развитие мотивации личности к познанию и творчеству

3.Интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка

4. Знакомство детей с соленым тестом

5.Обучение разнообразным приемам действий с тестом: разминание, отщипывание, сплющивание и т.д.

6. Развитие мелкой моторики рук.

Программа предназначена для детей с различными видами моторного нарушения. Возраст детей от 6 до 17 лет, программа разработана на основе опыта проведения практических занятий.

Продолжительность занятий 30 мин. Иногда приходиться начинать с 10-15 мин. И постепенно увеличивать время занятий, а иногда и наоборот - сокращать занятия до 10 мин., в зависимости от состояния ребенка.

Занятия проводятся как индивидуально, так и небольшими подгруппами – по 2-3 ребенка.

При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного задания раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по работе с соленым тестом

Соленое тесто - материал экологически чистый,

- безвредный, безопасный (обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот - невкусно. ),

- доступный (можно приготовить в любой момент),

- обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью,

простотой использования, легко отмывается и не оставляет следов.

Для приготовления соленого теста берем:

2 стакана пшеничной муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды, 20 грамм подсолнечного масла. В миску насыпать муку и соль, тщательно перемешать деревянной ложкой, затем сделать углубление и вылить всю воду. Сделав из теста колобок, тщательно и долго вымешивать на столе, присыпанном мукой. Если тесто прилипает к рукам, добавьте немного муки. Если тесто рассыпается влить немного воды.

Хранение теста

Хранить соленое тесто хранить удобнее всего в холодильнике, поместив его в полиэтиленовый пакет, хранит не более 2-3 дней.

Для окрашивания теста используют пищевые краски или натуральные красители (какао-порошок, свекольный сок), кофе, чай или чернила могут заменить воду из основного рецепта.

Сушка изделий

Сушат изделия на батарее или в духовке при низкой температуре, летом - на солнце.

Первый раз изделие запекают при низкой температуре 100, а во второй раз – 125., что позволяет тесту равномерно подсохнуть, без образования вздутий и пузырей.

Можно сушить изделия в микроволновой печи. Поставит температуру на среднюю или на 450 W – на 40 секунд, а затем на 600W – на 20 секунд. После этого дать остыть и можно красить.

Для раскрашивания готовых, высушенных изделий можно использовать белую масляную краску в качестве грунтовки, а можно сразу приступать к раскрашиванию гуашью. Так же можно использовать для раскрашивания акриловые и акварельные краски, мягкие цветные карандаши, фломастеры, пастель.

Для закрепления красок и защиты изделия от влаги понадобиться прозрачный лак.

Используйте различные виды лака: глянцевый, полуглянцевый и матовый. Лучше применять лак на основе синтетической канифоли, поскольку он лучше предохраняет от сырости. Хотя можно использовать прозрачный лак для ногтей.

Удалять пыль, оседающую на изделия из соленого теста, с помощью фена для сушки волос или сметай ее толстой мягкой кисточкой. Никогда не используйте влажную губку. Вы можете время от времени подсушивать изделия в духовке, чтобы они приобрели свежий вид.

Для занятий лепкой понадобятся:

Тесто, доска для лепки, скалка для раскатывания теста, тряпочка для рук, нож или стека, зубочистка, колпачки от фломастеров - для создания различных отпечатков, бусинки, бисер, крупа (гречка, рис, горох) – для украшения подделок; подставка для готовых работ из картона или плотной бумаги; чесноковыжималка (для создания хвоста, травинок); ситечко; кондитерские или пластмассовые формочки; алюминиевая фольга.

Подготовка рабочего места:

- лепить надо на доске, положенной на стол, покрытой клеенкой или бумагой;

- рекомендуется постелить на пол газету, чтобы не напачкать пол.

М Е Т О Д И К А проведения занятия

Одна из основных задач лепки – развитие творческого мышления.

Необходимо, прежде всего, заботиться не о том, чтобы дети выполнили какое-либо изделие. А о том, чтобы в процессе работы у них развивались определенные качества личности и ума, разрабатывалась мелкая моторика. Когда ребенок захватывает предмет необходимо следить за тем, чтобы ребенок захватывал предмет не мизинцем и безымянным пальцем, а большим, указательным и средним пальцами.

Для стимуляции изолированных движений указательного пальца используют следующие упражнения: надавливание указательным пальцем на кнопки, клавиши, пластилин.

Для тренировки противопоставления и отведения – привидения большого пальца используют следующие упражнения: сдавливание большим и указательным пальцами.

Занятие лепкой имеет следующую структуру:

1. Вступительная беседа

Основное назначение вступительной беседы – разъяснение задания, выяснения из каких частей состоит предмет, как его будим лепить, какие приемы использовать. Она не должна быть продолжительной. Никогда не перегружать беседу не имеющими прямого отношения к заданию сведениям, какими бы они не были интересными, занимательными, поучительными сами по себе. Например, перед лепкой гусеницы или кошечки не всегда нужно говорить об образе жизни, местах обитания, питания животного и пр.

Во время беседы можно использовать сюрпризный момент: стихи, потешки, загадки, забавные игрушки.

2. Организация практической работы

После вступительной беседы дети переходят к практической работе по выполнению изделия.

Вся работа выполняется детьми самостоятельно, не под диктовку. Воспитатель следит за работой каждого ребенка, прибегая к индивидуальной помощи. Когда необходимо подсказать какое-либо интересное решение, изменения в форме изделия или отдельных его деталей. Делать это нужно ненавязчиво, тактично, в форме совета, а не указаний, побуждая ребенка к творчеству. Если у ребенка что-то не получается, взять его руки в свои показать нужные движения.

3. Подведение итогов

В конце занятия воспитатель подводит итог проделанной работы. Основное назначение этого этапа – обратить внимание детей на их достижения, обязательно всех похвалить, особенно детей с тяжелыми двигательными нарушениями. Давая оценку изделия, кроме положительных моментов, дать возможность внести необходимые исправления для улучшения поделки. Даже тогда, когда ребенок считает его законченным, не замечая некоторых недочетов. В таких случаях нужно прямо указать на эти недочеты, предложить их устранить и если необходимо помочь в этом.

Подводя итоги урока, воспитатель должен отметить для себя наиболее типичнее недостатки, которые проявились в работе детей, и выявить их причины. При подготовке к последующим занятиям нужно продумать, как процессе их проведения избежать этих недостатков и по возможности исправить ошибки предшествующих занятий.

Важный вопрос: как поступить с поделками в дальнейшем?

Тематика и краткое содержание занятий

1. Знакомство с тестом.

- Знакомство детей с тестом (прежде чем приступить к занятиям лепкой, нужно познакомить детей с тестом, дать возможность ощутить фактуру, свойства).

Упражнения с тестом:

1.Отщипывать кусочки двумя пальчиками.

2. Хлопать по тесту, плющить его всей ладошкой.

3. Катать колбаски ладошкой и каждым из пальчиков.

4. Скатать маленький шарик и расплющить его пальчиком, скатать большой колобок расплющить его ладошкой.

2. Оттиск различных предметов

Рельефные углубления можно сделать, вдавив в тесто пуговицы (из которых можно сделать штампы), колосья, травинки, любые предметы. Путем отпечатков можно создать различные картины или украсить рамки.

- Раскатать пласт толщиной 1-1,5 см, сделать отпечаток руки, обрезать края, придать ему форму (прямоугольную, овальную и т.д.). После сушки разукрасить краской.

- На раскатанный пласт можно положить засушенные цветы, другие растения слегка прижать их к тесту пальцем. Накрыть их тканью, прокатать скалкой. Пинцетом или руками убрать отпечатываемые предметы. После сушки раскрасить краской.

3. Лепка по форме

Иногда для лепки удобно использовать готовые формы – банки, пластиковые бутылки, зубочистки и пр. Они служат прочной и удобной основой, а также позволяет избежать лишней работы.

- обмазываем соленым тестом баночку от детского питания, и украшаем золотыми нитками, бисером или бусинками, кусочками шерстяных ниток или крупами, фигурной вермишелью - получаются очень необычные вазочки

- обмазываем грецкий орех, делаем ему глазки и рот из крупы - получается колобок

- обмазываем грецкий орех и фундук, обкатываем в пшене или кукурузной крупе, соединяем - получается цыпленок

- облепляем коробочку от киндер-сюрприза или баночку от фотопленки, вставляем спички-ножки, прилепляем головку - получается лошадка, бычок, жираф или ослик - на ваш вкус.

- облепляем крышку от банки, вставляем свечку - получается подсвечник

- облепляем стаканчик от йогурта с прорезанными заранее окошками - получаем снежный домик .

4. Лепка объемных фигур (предметная лепка)

Основные приемы работы с тестом:

1. Изготовление колбаски: кусок теста сжать в руке, чтобы придать ему слегка вытянутую форму, раскатать движениями взад-вперед на доске или между ладонями. Чтобы выровнять колбаску, дополнительно раскатать утолщенные места пальцами на доске.

Как преобразовать форму цилиндра:

- свернуть в кольцо (бублик, колесико, обруч)

- скрутить в спираль (клубочек, улитка, змея)

- сплющить в ленту (листок, шарфик)

- раскатать в конус (морковь)

2. Изготовление шарика: размятый кусок теста несильно сжать с разных сторон между ладонями, чтобы придать ему шарообразную форму, затем раскатать его круговыми движениями на доске. Чтобы сделать маленький шарик, раскатать круговыми движениями пальцев, или большим или указательным пальцами

Как преобразовать шар:

- слегка вытянуть с обеих сторон и раскатать эллипс (воздушный шарик, дыня)

- оттянуть с одной стороны (груша, матрешка)

- сплющить между ладонями в диск (лепешка)

- сделать углубление пальцами или карандашом (шляпка гриба, чашка, ваза)

Если ребенок уже умеет катать колбаски, можно слепить змей, червячков и улиток, и прилепить их на большой листочек из зеленого картона.

Если взять половину скорлупки от грецкого ореха, и добавить колбаски из соленого теста, то вполне можно слепить грибок, жучка, черепаху.

5.Сюжетная лепка

Требует от детей большого объема работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в нужном положении на подставке или без нее дополнить лепку деталями. Составлять композиции могут как младшие дети так и взрослые. Младшие могут использовать более легкий сюжет. Например, слепить из теста лист и на него с помощью кисточки смоченной водой прилепить заранее слепленную божью коровку или какого-нибудь жучка. Для детей постарше можно предложить более сложные сюжеты.

Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов.

- Создать фон на листе картона – нарисовать картину карандашами и красками – затем слепить из теста детали. Например, нарисовать двор, затем из теста слепить животных.

- На бумажной тарелке разместить слепленные из теста, подсушенные и разукрашенные фрукты или овощи.

- Слепить из теста гнездо с цыплятами. Высушить в микроволновке, затем разукрасить.

- Слепить гусеницу из теста, а для создания сюжета оформить композицию. На пласте теста или картона травку с цветами и солнышко. Посушить, разукрасить.

- Слепить из теста тонкие длинные жгутики, переплести их, а сверху украсить вылепленными из теста цветами с листочками. Посушить, разукрасить.

- Лепить из теста буковки, а потом складывать их них слова.

6.Лепка с помощью трафарета

Раскатываем соленое тесто с помощью скалки слоем около 7 мм, вырезаем из него фигурки формочками для теста или специальными формочками. Сушим, разукрашиваем красками и можем использовать как украшения (например, для елки), можем создать панно (разукрасить картон – создать фон – приклеить клеем ПВА разукрашенные фигурки, создавая сюжет).

7. Создание панно, медальонов

Эта работа рассчитана для детей старшего возраста. На пласте теста выполняются украшения из теста. Это плоскостной вид работы.

- Раскатать тесто толщиной 1-1,5 см и формочкой вырезать кружок-основу. Из теста вылепить виноградную гроздь: маленькие шарики и три листика. На листики нанести стекой или ножом прожилки. Смазать медальон водой, закрепить шарики в форме виноградной грозди. Также закрепить и листики. Изделие просушить, разукрасить, покрыть лаком.

- Раскатать тесто слоем 1,5-2 см по шаблону вырезать сердечко. Сделать листики и ромашки и закрепить их на сердечке, предварительно смочив кисточкой с водой. Изделие высушить, разукрасить. Можно лепить любые цветы или сюжеты.

- Из плотного картона вырежем шаблон рамки. Раскатаем тесто толщиной 0,5-0,7 мм. Приложив картон к раскатанной поверхности, аккуратно отрежем лишнее при помощи ножа. Вылепим элементы для украшения рамки. Оформим рамку декоративными элементами, не забывая смачивать водой места контакта. Просушить изделие, раскрасить.

На фотографиях в приложении, я хотела наглядно показать, как дети с разными диагнозами ДЦП занимаются с соленым тестом, как они работают руками: держат инструмент, лепят из теста.

1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом-М., 1989

2. Бадалян Л.О. Детский церебральный паралич/ Л.О. Бадалян, Л.Т.Журба, О.В.Тимошина – М.: Просвещение, 2004

3. Казагранда Бриджит Поделки из соленого теста. Практическое пособие М.,АРТ-РОДНИК,2007

5. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах: книга для учителя. М., Просвещение,1989

9. Сахарова О.М. Лепка и аппликация для самых маленьких. СПб.. Изд.дом Литера, 2009

11. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки, панно. М.,2004

13. Ханова И.Н. Соленое тесто: фантазии из муки, соли и воды. – М.: Аст-пресс книга. 2006

14. Хоменко В.А., Соленое тесто: шаг за шагом – Харьков,2007

15. Фирсова А.. Чудеса из соленого теста – М.: Айрис-пресс, 2008

16. Чаянова Г.Н., Соленое тесто (для начинающих). – М.:Дрофа-Плюс, 2005

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.