При какой форме дцп гиперкинезы являются ведущим двигательным нарушением


Гиперкинетическая форма дцп – это патологический процесс, при котором поражаются подкорковые отделы головного мозга. При патологии наблюдается изменчивость мышечного тонуса. В покое деформация суставов и контактуры отсутствуют.

Причины патологии

Возникновение гиперкинетической формы дцп наблюдается на фоне воздействия разнообразных провоцирующих факторов. Заболевание развивается у детей при гипоксии. При этой патологии в организме плода диагностируется нехватка кислорода. Заболевание протекает в острой и хронической форме. В период протекания патологии наблюдается отмирание клеток нервной системы, которые уже сформировались. При этом патологическом процессе полноценное развитие НС невозможно.

Если в период вынашивания ребенка на организм матери воздействуют токсические вещества, то это становится причиной патологии. При воздействии токсинов дифференцируются клетки организма ребенка, что приводит к выраженным аномалиям в головном мозге.

Патологический процесс диагностируется при нарушенном процессе обмена веществ. При недостаточном объеме питания плода диагностируется замедление его роста и развития. Так как ребенок не готов к рождению после его появления на свет наблюдаются проблемы с работой дыхательной системы. Это исключает возможность получения мозгом питательных веществ в оптимальном количестве.


Существует множество причин возникновения гиперкинетической формы дцп у новорожденных, поэтому женщине рекомендуется вести здоровый образ жизни при вынашивании ребенка.

Симптоматика патологии

Гиперкинетическая форма дцп сопровождается ярко выраженными симптомами, что позволяет их определить пациенту самостоятельно. Заболевание проявляется непостоянством тонуса мышц. У детей мышечный тонус может снижаться, повышаться или быть в норме.


  • При гиперкинетической форме дцп наблюдается нарушение обычных движений. Наблюдается размашистость и неловкость. При этой форме патологического процесса у пациента появляются гиперкинезы. Они проявляются непроизвольными сокращениями мышц мимической мускулатуры. Гиперкинезия отмечается в верхних и нижних конечностях. При заболевании у пациента отмечаются слуховые и речевые расстройства. В области мелких суставов может наблюдаться появление подвывихов.
  • В период протекания гиперкинетической формы дцп нарушается целенаправленный захват определенных предметов. При заболевании может наблюдаться появление затруднений в других движениях, которые требуют максимальной концентрации. Заболевание сопровождается эмоциональной лабильностью. У пациентов диагностируют частую и беспричинную смену настроения. При заболевании могут возникать нарушения, которые имеют вегетативный характер.


  • При этой форме заболевания не диагностируются значительные нарушения в деятельности головного мозга. Существует несколько степеней тяжести патологического процесса, в соответствии с которыми проявляется симптоматика. При легкой форме у пациентов диагностируют незначительные повреждения. Таким детям разрешается посещение общеобразовательных учреждений, так как они не нуждаются в посторонней помощи. Если заболевание имеет среднюю или тяжелую степень, то им нужно обеспечить постоянную заботу родителей.
  • Если гиперкинетический тип заболевания имеет легкую форму, то это сопровождается быстрыми и неожиданными непроизвольными спазмами мышц. Стрессовые ситуации и депрессии приводят к увеличению степени выраженности симптоматики. Если ребенок находится в спокойном состоянии или спит, то симптомы являются слабо выраженными.


  • При заболевании, которое протекает в тяжелой форме, наблюдается появление серьезных признаков. С первых месяцев жизни наблюдается появление непроизвольных движений. Со второго года жизни обнаруживаются умеренные гиперкинезы. Они наблюдаются в корне языка, на лице и заканчиваются в туловище. В верхних и нижних конечностях симптом является слабо выраженным.
  • Заболевание характеризуется наличием большого количества симптомов. Если у ребенка появляются первые признаки патологии, то его нужно показать доктору. Только специалист в соответствии с результатами обследования назначит действенную терапию.

Восстановительные методики

Вылечить полностью заболевание невозможно. Существуют разнообразные методики, с помощью которых можно откорректировать состояние здоровья ребенка. Их подбор должен проводиться только доктором в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка и степенью тяжести протекания патологического процесса.

В период разработки схемы лечения доктором учитываются разнообразные факторы. Терапия назначается в соответствии со степенью поражения головного мозга, частотой и характером судорог, наличием сопутствующих заболеваний. Предварительно доктор определяет наличие эпилепсии, а также характер и частоту приступов.

Для обеспечения максимально эффективного лечения болезни рекомендовано иметь комплексный подход. Терапия болезни требует применения нескольких методик:

  • Медицинской реабилитации;
  • Медикаментозного лечения;
  • Коррекции речи;
  • Восстановительных процедур;
  • Педагогической коррекции.


Проводить реабилитацию детей рекомендовано в раннем детском возрасте. Лучше всего приступать к лечению в возрасте 4-5 лет. В этот период диагностируется недостаточное формирование двигательных нарушений, которые появляются при патологии.

Маленьким пациентам рекомендуется принимать миорелаксанты, с помощью которых обеспечивается борьба с мышечными спазмами. Для снижения выраженности симптоматики болезни рекомендовано применение антиковульсантов. Для того чтобы откорректировать работоспособность нервной системы и эмоциональный фон ребенка, ему делают назначение нейтроторофических лекарств.

С помощью медикаментозной терапии нормализуется мышечный тонус, а также уменьшаются гиперкинезы. Детям рекомендуется принимать лекарства, которые повышают метаболизм нервной системы. С целью улучшения воздействия медикаментозной терапии и ускорения восстановительного периода пациенту нужно принимать витамины группы В.


При нарушениях на фоне дцп рекомендовано применение средств, которые будут обеспечивать их компенсацию – костыли, велосипеды, коляски, вертикализаторы, специальную обувь. На поздних стадиях болезни применяются прогрессивные методы, которые заключаются в использовании разнообразных костюмов, тренирующих аппаратов. С их помощью обеспечивается выработка необходимого двигательного стереотипа и уменьшение напряжения.


При возникновении необходимости рекомендуется использование логопедической и психо-педагогической коррекции. Благодаря работе дефектолога снижается выраженность нарушения речи. Психолог работает не только с ребенком, но и с его родителями, что позволяет обеспечить благоприятную психологическую обстановку в семье. Ребенка обучают общению с окружающими. Благодаря работе психолога у малыша появляется способность к обучению.

При патологии широко применяется массаж. Эта процедура обеспечивает улучшение кровообращения и обмена веществ в области поражения. Для достижения максимальной эффективности манипуляции рекомендовано, чтобы ее проводил высококвалифицированный специалист.

Для лечения детей нужно использовать комплекс лечебной физкультуры. Упражнения подбираются доктором в зависимости от степени тяжести болезни и индивидуальных особенностей пациента. Ребенку рекомендовано регулярно заниматься плаванием. Для лечения болезни используют лазерную терапию. Высоким эффектом воздействия в борьбе с патологией характеризуются физиотерапевтические процедуры. При детском церебральном параличе широко применяют иппотерапию, которая заключается в верховой езде.


Заключение

Детский церебральный паралич гиперкинетической формы – это тяжелый патологический процесс, который приводит к возникновению разнообразных нарушений в организме ребенка. Заболевание развивается при неправильном вынашивании ребенка. при патологии диагностируется большое количество симптомов.

При гиперкинетической форме ДЦП преимущественно пора­жаются подкорковые отделы мозга, играющие важную роль в осу­ществлении произвольного двигательного акта путем регуляции последовательности, силы и длительности мышечных сокраще­ний. При участии подкорковых образований мозга осуществляется также автоматизация движений, происходит формирование ин­дивидуальных эмоциональных особенностей ребенка. Таким обра­зом, на первое место выходят симптомы поражения экстрапира­мидной системы.

Гиперкинетическая форма ДЦП характеризуется двигательны­ми расстройствами, проявляющимися в виде насильственных не­произвольных движений — гиперкинезов. При гиперкинетической форме ДЦП именно гиперкинезы являются ведущим двигатель­ным нарушением. Они могут выступать как самостоятельный вид расстройств или сочетаться с параличами и парезами. Гиперкине­зы возникают непроизвольно, исчезают во сне и уменьшаются в покое, усиливаются при движении и волнении, утомлении и эмо­циональном напряжении. Они могут охватывать различные мы­шечные группы: мышцы лица, языка, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей. Гиперкинезы — это физиологически неце­лесообразные движения. Проявляются гиперкинезы в различной форме.

Хореиформные гиперкинезы — это быстрые, интенсивные, раз­машистые, неритмичные непроизвольные движения в различных мышечных группах: непроизвольное нахмуривание бровей, лба, зажмуривание глаз, высовывание языка, причмокивание, шмы-гание носом, порывистые и беспорядочные движения конечнос­тей. Движения при хореическом гиперкинезе иногда напоминают произвольные двигательные акты — гримасы, выразительные же­сты. При выраженном хореиформном гиперкинезе существенно затрудняется прием пищи, стояние и ходьба. Хореиформные ги­перкинезы развиваются, как правило, на фоне мышечной гипо­тонии.

Атетоидные гиперкинезы — медленные, червеобразные дви­жения пальцев рук, реже — мышц лица: выпячивание губ, пе­рекашивание рта, гримасничанье, прищелкивание языком и др. Атетоидные гиперкинезы сопровождаются изменением тонуса мышц.

Хореоатетоидные гиперкинезы — смешанная форма гиперкине­за, сочетающая Хореиформные и атетоидные насильственные дви­жения.

Спастическая кривошея — судорожные сокращения мышц шеи. Голова непроизвольно повернута в сторону и наклонена к плечу. Может сочетаться с непроизвольными движениями — откиды­ванием головы назад, пожиманием плечами и др.

Гиперкинезы часто сочетаются с изменениями мышечного то­нуса, но в отличие от спастичности они характеризуются непо­стоянством — дистонией, переходом от низкого тонуса к тони­ческим спазмам в определенных группах мышц.

При гиперкинетической форме ДЦП произвольные движе­ния маловыразительны, замедленны, затруднена автоматизация двигательных навыков. Осуществление произвольных движений затруднено в первую очередь за счет насильственных движений, поскольку гиперкинезы не могут быть подавлены волевым уси­лием. Наличие гиперкинезов в мышцах верхних конечностей зат­рудняет развитие манипулятивной, предметной, игровой, изоб­разительной и других видов деятельности и навыков самообслу­живания.

У 90 % больных имеют место речевые нарушения. Нарушения слуха наблюдаются у 5 — 20 %. Психическое развитие страдает мень­ше, чем при других формах, однако тяжелые двигательные и ре­чевые нарушения существенно затрудняют развитие ребенка, его обучение и социальную адаптацию.

В специальной школе с данной формой ДЦП — 15 — 20% детей.

В чистом виде гиперкинетическая форма встречается редко. Чаще можно наблюдать сочетанные формы, например гиперкинетичес­кую форму и спастическую диплегию у одного больного.

Гиперкинетическая форма ДЦП связана с поражением подкорковых отделов мозга. Причиной является БИЛИРУБИНОВАЯ ЭНЦЕФАЛОПАТИЯ, что является результатом гемолитической болезни новорожденных (несовместимость крови матери и плода по резус-фактору), а также кровоизлияние в область хвостатого тела, возникающее чаще в результате родовой травмы. В неврологическом статусе у этих больных наблюдаются гиперкинезы, мышечная ригидность шеи, туловища, ног.

При гиперкинетической форме ДЦП преимущественно поражаются подкорковые отделы мозга, играющие важную роль в осуществлении произвольного двигательного акта путём регуляции последовательности, силы и длительности мышечных сокращений. При участии подкорковых образований мозга осуществляется также автоматизация движений, происходит формирование индивидуальных эмоциональных особенностей ребёнка. Таким образом, на первое место выходят симптомы поражения экстрапирамидной системы.

ОСНОВНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ:

ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДЦП - характеризуется двигательными расстройствами, проявляющимися в виде насильственных непроизвольных движений - ГИПЕРКИНЕЗОВ. При гиперкинетической форме ДЦП именно ГИПЕРКИНЕЗЫ - являются ведущим двигательным нарушением. Они могут выступать как самостоятельный вид расстройств или сочетаться с параличами и парезами.

Первые проявления гиперкинезов начинают выявляться с 4 -6 мес. в мышцах языка, и только к 10 – 18 мес. появляются в других частях тела, достигая максимального развития к 2 – 3 годам жизни. В период новорожденности отмечается сниженный мышечный тонус, позже гипотония постепенно сменяется ДИСТОНИЕЙ. ГИПЕРКИНЕЗЫ возникают непроизвольно, усиливаются при движении и волнении, а также при утомлении и при попытках к выполнению любого двигательного акта. В покое гиперкинезы уменьшаются и практически полностью исчезают во время сна. Они могут охватывать мышцы лица, языка, головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей.

При гиперкинетической форме произвольная моторика развивается с большим трудом. Дети длительное время не могут научиться самостоятельно сидеть, стоять и ходить. Очень поздно (лишь к 2 – 4 годам) начинают держать голову, садиться. Ещё более сложно освоить стояние и ходьбу. Чаще всего самостоятельное передвижение становится возможным в 4 – 7 лет, иногда позже. ПОХОДКА у детей обычно толчкообразная, асимметричная. Равновесие при ходьбе легко нарушается, но стоять на месте больным труднее, чем идти. Произвольные движения размашистые, дискоординированные; затруднена автоматизация двигательных навыков, особенно навыка письма.

Речевые нарушения наблюдаются почти у всех детей, чаще в форме гиперкинетической дизартрии. У части детей (20 – 25 %) имеют место нарушения слуха, особенно часто страдает высокотональный слух; у 10 – 15 % отмечаются судороги.

Психическое развитие нарушается меньше, чем при других формах церебрального паралича, интеллект в большинстве случаев развивается вполне удовлетворительно. Нарушение психического развития по типу умственной отсталости имеет место у 25 % детей.

Прогноз развития двигательных функций зависит от тяжести поражения Н.С., от характера и интенсивности гиперкинезов. Большинство детей обучается самостоятельно ходить, однако произвольные движения, в особенности тонкая моторика, в значительной степени нарушены.

Прогностически это вполне благоприятная форма в отношении обучения и социальной адаптации. При умеренных двигательных расстройствах дети могут научиться писать, рисовать. Несмотря на тяжёлый двигательный дефект и ограниченную возможность самообслуживания, уровень интеллектуального развития при данной форме ДЦП выше, чем при предыдущих. В 10 % случаев наблюдается тугоухость.

Начальное обучение детей часто начинается на дому, по массовой, реже по вспомогательной программе. Затем, постепенно осваивая вертикальную установку тела и передвижение с поддержкой или без неё, 35 – 45 % детей переходят в школы-интернаты для больных с нарушениями ОДА или в массовые школы. Некоторые из них учатся в школе для умственно отсталых детей, что бывает, обусловлено тяжёлой речевой патологией и наличием гиперкинезов рук, не позволяющим освоить письмо. По окончании школы больные с этой формой ДЦП чаще, чем с другими формами заболевания, поступают в средние, а иногда и в высшие учебные заведения, как правило, успешно заканчивают их и адаптируются к доступной трудовой деятельности.

5. АТОНИЧЕСКИ-АСТАТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДЦП (МОЗЖЕЧКОВАЯ). Встречается значительно реже других форм. При данной форме церебрального паралича имеет место поражение мозжечка, в некоторых случаях сочетающееся с поражением лобных отделов мозга. Мозжечковая система мозга регулирует координацию движений и равновесие. При повреждении данной системы двигательные нарушения проявляются в основном в виде мозжечковой АТАКСИИ.

Со стороны двигательной сферы наблюдаются: низкий мышечный тонус (АТОНИЯ), нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, трудности в формировании вертикализации (АСТАЗИЯ), нарушение ощущения равновесия и координации движений, тремор, гиперметрия (несоразмерность, чрезмерность движений). ТРЕМОР - представляет собой вариант насильственных движений. Он проявляется в непроизвольных, стереотипных, чаще всего ритмических колебательных движениях всего тела или его частей.

На 1 году жизни выявляются гипотония и задержка темпов психомоторного развития (затруднены или практически не развиты контроль над положением головы, функции сидения, стояния и ходьбы). Функции хватания и манипулирования с предметами формируются в более поздние сроки и сопровождаются выраженным тремором рук и расстройствами координации движений. Сидение формируется к 1 – 2 годам, стояние и ходьба к 6 – 8 годам или позже. Длительное время двигательные функции остаются несовершенными. Ребёнок стоит и ходит на широко расставленных ногах, походка неустойчивая, неуверенная, руки разведены в стороны, туловище совершает много избыточных качательных движений с целью сохранения равновесия, ребёнок часто падает. Все движения неточны, несоразмерны, нарушены их синхронность и ритм.

Нарушение ритма движений проявляется в том, что они затрудняются ходить под музыку в заданном ритме и темпе, при ходьбе координация рук и ног рассогласована (руки напряжённо прижаты к туловищу или отведены в стороны).

У большинства детей отмечаются речевые нарушения в виде ЗРР, атактической дизартрии; может иметь место алалия. Речь расстраивается, теряет плавность, становится прерывистой, монотонной, медленной. Ударения в ней расставляются не по смыслу: слова разделены равномерными интервалами.

При данной форме ДЦП могут быть интеллектуальные нарушения различной степени тяжести. Важную роль в структуре психического дефекта играет основная локализация поражения мозга, от которой зависит степень снижения интеллекта.

- При поражении только мозжечка дети мало инициативны, у многих проявляется страх падения; задержано формирование навыков чтения и письма.

- Если поражение мозжечка сочетается с поражением лобных отделов мозга, у детей отмечается выраженное недоразвитие познавательной деятельности, некритичность к своему дефекту, расторможенность, агрессивность. В 55 % случаев, помимо тяжёлых двигательных нарушений у детей с данной формой ДЦП, имеет место тяжёлая степень умственной отсталости. Такие дети направляются в учреждения Министерства социальной защиты, поскольку не могут овладевать навыками самообслуживания и школьными навыками. В специальных (коррекционных) школах VIII вида учатся 10 – 15 % детей.

У большинства детей отмечается СМЕШАННЫЙ ХАРАКТЕР ЗАБОЛЕВАНИЯ - сочетание различных двигательных расстройств. Сочетание проявлений разных форм заболевания ведёт к двигательным нарушениям, носящим осложнённый характер. Например, спастическая диплегия может осложняться гиперкинезами. При гиперкинетической форме могут наблюдаться нарушения равновесия и координации движений (в результате поражения как подкорковых, так и мозжечковых систем мозга).

В зависимости от повреждения определенных систем мозга возникают различные двигательные расстройства. В связи с этим выделяют 5 форм ДЦП.

1. Спастическая диплегия.

Поражение двух парных конечностей, либо верхних, либо нижних, называется диплегией (или параплегией). Однако в некоторых литературных источниках спастическая диплегия характеризуется как тетраплегия (или тетрапарез), т.е. как общее поражение четырех конечностей. Действительно, при спастической дипгегии имеет место нарушение двигательных функций всех конечностей: поражаются преимущественно ноги, а верхние конечности поражаются в меньшей степени. Однако неодинаковая степень тяжести двигательных нарушений в руках и ногах указывает на поражение конечностей по принципу диплегии. В связи с этим оба термина взаимодополняют друг друга.

При спастической диплегии основным признаком является повышение мышечного тонуса (спастичность) в нижних конечностях с ограничением объема и силы движений.

Выраженные симптомы спастической диплегии обнаруживается уже в первые дни жизни ребенка. При купании и пеленании 5ыявляется повышенный тонус мышц, проявляющийся в тугоподвижности, сопротивлении пассивным движениям. Более легкие формы болезни могут выявиться позже, к 5 — 6 мес. жизни. В этих случаях у детей отмечается вынужденное положение конечностей, три котором бедра повернуты внутрь, колени прижаты друг к другу. Дети начинают ходить с опозданием. Походка их характера: ступни касаются пола только пальцами, ноги переставляются большим трудом, часто перекрещиваются. Повышение мышечного тонуса преобладает в приводящих мышцах бедер, в силу чего наблюдается перекрещивание ног при опоре на пальцы, что нарушает осанку, затрудняет стояние и ходьбу. Обе ноги при попытке встать или лечь приводятся в движение одновременно.

Относительно легкое нарушение двигательных функций рук позволяет пользоваться ими: больной помогает себе при передвижении и во время ходьбы (большинство детей при своевременном комплексном лечении осваивает ходьбу), дает возможность развивать и формировать навыки самообслуживания, трудовые навыки, навыки письма и т.д.

Психика детей чаще не изменена, многие из них могут обучаться в массовой школе. В отдельных случаях возможно снижение интеллекта, однако при рано начатой, систематической работе 1ПР можно успешно преодолеть.

Спастическая диплегия — это наиболее часто встречающаяся норма ДЦП (в специальной школе наблюдается у 45—50% учащихся).

Спастическая диплегия иногда описывается как болезнь Литтля. Что касается тех случаев, когда заболевание возникает на фоне недоношенности. В. Литтл впервые указал на роль родовой травмы в происхождении ДЦП. Он обратил внимание на то, что боль-шя часть детей, у которых после тяжелых родов развился паралич конечностей, родились недоношенными и перенесли асфиксию при рождении.

Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП. Диагностируется уже в период новорожденное. Двойная гемиплегия характеризуется тяжелыми двигательными нарушениями во всех четырех конечностях, причем руки поражаются в такой же степени, как и ноги, а иногда и сильнее. Двигательные расстройства часто асимметричны из-за большой выраженности шейного тонического рефлекса на одной стороне. Развитие двигательных функций крайне затруднено. Дети не держат голову, не сидят, не стоят и не ходят. Не развиваются предпосылки к самостоятельному передвижению, формированию навыков самообслуживания. Однако ранняя и систематическая работа по физическому воспитанию в сочетании со всеми видами консервативного лечения может привести к улучшению в состоянии.

Интеллект страдает больше, чем при других формах ДЦП. Интеллектуальное развитие детей соответствует олигофрении в степени тяжелой дебильности, имбецильности или идиотии. При этой форме часта анартрия.

3.Гемипаретическая форма (детская церебральная гемиплегия).

Гемипаретическая форма ДЦП обусловлена односторонним повреждением двигательной зоны коры головного мозга или основного двигательного (пирамидного) пути. При этом в силу перекреста основного двигательного (пирамидного) пути поражение возникает на противоположной очагу поражения мозга стороне тела.

Детская церебральная гемиплегия возникает чаще в результате энцефалитов. При ее развитии на фоне энцефалита после острого периода, который длится несколько дней, судороги прекращаются, сознание ребенка восстанавливается и выявляется паралич одной половины тела, постепенно принимающий выраженный спастический характер.

Гемипаретическая форма ДЦП характеризуется односторонними двигательными нарушениями. Чаще отмечается более тяжелое поражение руки. Мышечный тонус в руке высокий, она согнута и локтевом суставе, приведена к туловищу; кисть опущена и сжата в кулак. Если ребенок не пользуется пораженной рукой, то со временем наблюдается ее укорочение (постепенное отставание is росте), уменьшение в объеме (атрофия). Нога разогнута в коленном суставе, стопа опущена. Сухожильные рефлексы повышены, имеются патологические рефлексы. Нередко поражаются и черепные нервы. При поражении глазодвигательных нервов отмечается косоглазие, при поражении лицевого нерва — асимметрия мимической иннервации лица и др.

В специальной школе эта форма встречается примерно у 20 —25 % учащихся. У каждого третьего больного выявляется олигофрения, дизартрия, в половине случаев — ЗПР.

4. Гиперкинетическая форма.

При гиперкинетической форме ДЦП преимущественно поражаются подкорковые отделы мозга, играющие важную роль в осуществлении произвольного двигательного акта путем регуляции последовательности, силы и длительности мышечных сокращена. При участии подкорковых образований мозга осуществляется иске автоматизация движений, происходит формирование индивидуальных эмоциональных особенностей ребенка. Таким образом, на первое место выходят симптомы поражения экстрапирапирамидной системы.

Гиперкинетическая форма ДЦП характеризуется двигательных расстройствами, проявляющимися в виде насильственных непроизвольных движений — гиперкинезов. При гиперкинетической норме ДЦП именно гиперкинезы являются ведущим двигательным нарушением. Они могут выступать как самостоятельный вид расстройств или сочетаться с параличами и парезами. Гиперкинезы возникают непроизвольно, исчезают во сне и уменьшаются в двое, усиливаются при движении и волнении, утомлении и эмоциональном напряжении. Они могут охватывать различные мышечные группы: мышцы лица, языка, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей. Гиперкинезы — это физиологически нецелесообразные движения. Проявляются гиперкинезы в различной форме.

Хореиформные гиперкинезы — это быстрые, интенсивные, размашистые, неритмичные непроизвольные движения в различных мышечных группах: непроизвольное нахмуривание бровей, лба, зажмуривание глаз, высовывание языка, причмокивание, шмыганье носом, порывистые и беспорядочные движения конечностей. Движения при хореическом гиперкинезе иногда напоминают (произвольные двигательные акты — гримасы, выразительные жесты. При выраженном хореиформном гиперкинезе существенно 1атрудняется прием пищи, стояние и ходьба. Хореиформные гиртеркинезы развиваются, как правило, на фоне мышечной гипотонии.

Лтетоидные гиперкинезы — медленные, червеобразные движения пальцев рук, реже — мышц лица: выпячивание губ, перекашивание рта, гримасничанье, прищелкивание языком и др. Атетоидные гиперкинезы сопровождаются изменением тонуса мышц.

Хореоатетоидные гиперкинезы — смешанная форма гиперкинеза, сочетающая хореиформные и атетоидные насильственные движения.

Спастическая кривошея — судорожные сокращения мышц шеи. Голова непроизвольно повернута в сторону и наклонена к плечу. Может сочетаться с непроизвольными движениями — откидыванием головы назад, пожиманием плечами и др.

Гиперкинезы часто сочетаются с изменениями мышечного тонуса, но в отличие от спастичности они характеризуются непостоянством — дистонией, переходом от низкого тонуса к тоническим спазмам в определенных группах мышц.

При гиперкинетической форме ДЦП произвольные движения маловыразительны, замедленны, затруднена автоматизация двигательных навыков. Осуществление произвольных движении затруднено в первую очередь за счет насильственных движений, поскольку гиперкинезы не могут быть подавлены волевым усилием. Наличие гиперкинезов в мышцах верхних конечностей затрудняет развитие манипулятивной, предметной, игровой, изобразительной и других видов деятельности и навыков самообслуживания.

У 90% больных имеют место речевые нарушения. Нарушения слуха наблюдаются у 5 — 20 %. Психическое развитие страдает меньше, чем при других формах, однако тяжелые двигательные и речевые нарушения существенно затрудняют развитие ребенка, его обучение и социальную адаптацию.

В специальной школе сданной формой ДЦП — 15 —20% детей.

В чистом виде гиперкинетическая форма встречается редко. Чаще можно наблюдать сочетанные формы, например гиперкинетическую форму и спастическую диштегию у одного больного.

5. Атонически-астатическая форма (мозжечковая).

Данная форма ДЦП характеризуется прежде всего низким мышечным тонусом (атония), трудностями в формировании вертикализации (астазия), что и определяет ее название. При данной форме имеет место несформированность реакций равновесия, недоразвитие выпрямительных рефлексов и нарушение координации движений.

При атонически-астатической форме ДЦП поражается мозжечковая система мозга, которая регулирует координацию движений и равновесие. При повреждении данной системы двигательные нарушения проявляются в основном в виде мозжечковой атаксии. Атаксия — это нарушение координации движений: они становятся неловкими и несоразмерными. Мозжечковая атаксия характеризуется расстройством целенаправленных движений, ходьбы. К проявлениям мозжечковой атаксии можно отнести:

нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе;

дисметрию — несоразмерность, чрезмерность движений, которая проявляется в промахивании, например, при попытке взять какой-либо предмет ребенок промахивается, протягивая рук слишком далеко или не доводя ее до предмета. При закрытых глазах моторика существенно не ухудшается;

интенционный (динамический) тремор — дрожание конечностей, которое возникает при произвольных, целенаправленных движениях и усиливается в конце двигательного акта, по мере приближения к цели. Интенционный тремор существенно нарушает письмо. Тремор представляет собой вариант насильственных движений. Он проявляется в непроизвольных, стереотипных, чаще всего ритмических колебательных движениях всего тела или его частей.

Эти и некоторые другие проявления наблюдаются на фоне низкого мышечного тонуса (гипотонии). Дети долго не могут держать голову, сидеть, стоять, ходить. Реакции выпрямления и равновесия иногда отсутствуют до 2 — 3 лет. Походка характеризуется неустойчивостью. Для сохранения равновесия дети ходят, широко расставляя ноги в стороны, пошатываясь, однако часто падают. Траектория движения зигзагообразная, что напоминает походку пьяного человека (походка при атаксии).

Дети испытывают существенные затруднения при совершении многих моторных актов: им трудно стоять (особенно на одной ноге), перешагивать препятствия, совершать повороты, прыжки, бегать и др. При попытке захвата предмета движения неточны, плохо координировании. Все движения отличаются неточностью и несоразмерностью.

У этих детей часто отмечается нарушение ритма движений, они затрудняются ходить под музыку в заданном ритме и темпе; при ходьбе координация движений рук и ног рассогласована (руки напряженно прижаты к туловищу или отведены в стороны).

Речь расстраивается, теряет плавность, становится прерывистой, монотонной и медленной. Ударения в ней расставляются не по смыслу: слова разделены равномерными интервалами.

В половине случаев у детей с атонически-астатической формой ДЦП отмечается олигофрения в степени дебильности и имбецильности.

В специальных школах учащиеся с этой формой заболевания составляют около 10—15%.

У большинства детей отмечается смешанный характер заболевания — сочетание различных двигательных расстройств. Сочетание проявлений разных форм заболевания ведет к двигательным нарушениям, носящим осложненный характер. Например, спастическая диплегия может осложняться гиперкинезами. При гиперкинетической форме могут наблюдаться нарушения равновесия и координации движений (в результате поражения как подкорковых, так и мозжечковых систем мозга).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.