Как сделать тренажер для ребенка с дцп

Для родителей детей, страдающих от последствий детского церебрального паралича очень важно найти действенные тренажеры для ребенка с ДЦП. Даже, если у ребенка спастика конечностей выражена не так сильно, ее коррекции необходимо уделить особое внимание.

Чем раньше родители обратят внимание на проблему, начнут лечение и займутся домашней реабилитацией, тем лучше последствия ДЦП поддаются коррекции.


Наравне с получаемым медикаментозным лечением ребенок страдающий ДЦП нуждается в массаже и в специальных тренажерах, направленных на снятия спастики в пораженных конечностях.

Первые тренажеры в детской ребенка с ДЦП

Чтобы продлить массажный эффект, следует позаботиться о специальных тренажерах для ребенка с ДЦП. Для малыша в качестве развивающего коврика следует использовать массажный (имеющий бугристую поверхность) коврик-пазл. Его модульная конструкция позволяет использовать оптимальные размеры в соответствии с ростом и весом вашего ребенка.

Первые упражнения на коврике-тренажере будут носить характер выкладывания, по нескольку минут на животе и спине. На этом же коврике можно проводить легкий массаж конечностей, опирая пяточки малыша о бугристую поверхность, или помогая ребенку ощупывать бугорки коврика рукой.


Кстати, обычные массажные коврики в виде пяточки с пластиковыми шипами – могут стать любимым тренажером у ребенка с ДЦП. Просто положите такие следы-массажеры у кроватки малыша и каждое утро начинайте с нескольких упражнений на ходьбу. Во-первых, в пятке человека сосредоточено большинство нервных окончаний, во-вторых такая тренировка улучшает кровообращение в конечностях.


Чтобы совместить физическое и умственное развитие согласно возрасту, мамы могут сшить разноцветный чехол на массажный коврик, с игрушками, картинками, узорами на нем. Это прибавит вашему ребенку не только здоровья, но и даст толчок для развития познавательного интереса.


Еще один необходимый тренажер для ребенка с ДЦП, с поражением верхних конечностей – эспандер. Для малыша это может быть сшитая из плотной ткани погремушка с натуральным наполнителем (гречкой, солью, рисом). Такой погремушкой особо не пошумишь, но тренажер направлен на развитие хватательного рефлекса, на снятие спастики в пальцах малыша.


Также в реабилитации ребенка с поражением центральной нервной системы особую роль играют прыгунки и ходунки.

Важно помнить, подбирая эти тренажеры для ребенка с ДЦП, о прочности материалов, о устойчивости всей конструкции. Так как тело ребенка с ДЦП обладает слабой координацией, шатающиеся ходунки, ходунки из пластика или с острыми краями могут нести больше опасности, чем пользы.

Прыгунки для такого ребенка нужно покупать с ортопедической вставкой под спину, с надежными фастексами и креплениями к стене.



Ни в коем случае не оставляйте малыша, страдающего ДЦП в тренажере одного. Любое случайное движение может привести к серьезным осложнениям!

Сегодня много споров о том несут ли ходунки с прыгунками полезный эффект вообще. Многие врачи придерживаются мнения, что лучше обойтись тренажерами на опору и толкание чем на ходунки.

“Умения приобретаемые ребенком в ходунках могут существенно отличаться от естественного, не исключена необходимость переучивания. В случае коррекционной ходьбы лучше использовать опору на трости, если избежать тренажеров не реально”

- пишут на одном из медицинских форумов, посвященных проблемам реабилитации деток с ДЦП. Но решать все же родителям.

Спортивные и бытовые тренажеры

Особое значение в детской малыша с ДЦП приобретает бассейн с пластиковыми шарами. Врачи рекомендуют использовать в качестве основания твердые материалы, никаких надувных палаточных вариантов. Каркасом у этого бассейна может служить лист ДСП, обшитый синтепоном и тканью, в качестве основания – массажный бугристый коврик.


Рост и развитие ребенка с ДЦП может значительно отставать от среднестатистических норм для обычных детей, родителю стоит усвоить правило “своего пути”. Осваивая новые тренажеры для ребенка с ДЦП, не ждите, что результат наступит незамедлительно. Наоборот, ваш труд даст свои ростки в отдаленном будущем.


Все тренажеры, направленные на становление затрудненных функций организма можно сделать самостоятельно. Например, подвешенная под потолком резинка может служить как тренажером для развития силы и координации в конечностях, так и фиксатором вертикального хождения.

Отдельно от других следует рассматривать личные тренажеры, куда входят туторки, ортопедическая обувь, растяжки и поддержки в вертикальном состоянии. Эти тренажеры для ребенка делаются на заказ в ортопедических мастерских, по предписанию лечащего врача.


Если рассматривать детскую комнату как помещение для реабилитации ребенка с ДЦП, то здесь масса возможностей. Например, в отработке тактильной активности пальцев рук помогут шершавые обои, рельефные картины и даже деревянные игрушки. В отработке начальной функции ходьбы на помощь придут разноцветные коврики-ступеньки, тематические ковры или массажные дорожки.


Не забывайте, ребенку должно быть интересно заниматься! Понимаю, сложно, но старайтесь преподносить занятие как игру, объяснять трудности необходимостью игрового сюжета. Очень часто, когда у ребенка с ДЦП на тренажере что-то не выходит, или он чувствует дискомфорт, боль, ваше сомнение, он может отказаться от дальнейших усилий. Ваша цель как родителя, уговорить, убедить его продолжить игру.


Для координации движений в детской комнате ребенка с ДЦП стоит использовать удобную мебель, с встроенными в нее “прихватами”, “выемками” или цветовыми сигналами.

Отдельно об организации сенсорной среды в комнате ребенка, страдающего ДЦП мы с вами еще поговорим, здесь коснемся еще некоторых необходимых тренажеров для снятия спастического эффекта.

Тренажер Гросса, шведская стенка, кольца, и т.д.

Что такое тренажер Гросса? Родители особого ребенка не задумываясь ответят, что это система органической поддержки для выполнения любых физических упражнений.

В тренажере Гросса для ребенка с ДЦП нереально упасть, нельзя занять неправильную позу. На основе крепкой фиксации в тренажере можно корректировать спастические искривления позвоночника и таза ребенка.


Ребенок, одетый в такой тренажер может осваивать ходьбу, выполнять лечебные упражнения и даже ездить на велосипеде. Мягкий шлем бережет голову малыша от ненужных ударов, а вся конструкция помогает развивать опорно-двигательную функцию организма, без которой нельзя представить полноценного развития умственной активности ребенка.


Тренажер Гросса можно использовать во время тренировок с кольцами, в качестве страховки и коррекции правильного положения позвоночника. В нем можно учить ползать, сидеть, а также заниматься гимнастикой на специальных спортивных снарядах.


Один из таких спортивных снарядов – шведская стенка. Самые первые модели представляли из себя металлический турник с мягкой вкладкой на уровне спины, подвесы с пружинами и кольцами для работы руками и доской с движущимся снарядом, для тренировки ног.


Сегодня шведская стенка – на любой вкус. Тренажеры бывают деревянные, металлические, с кольцами и подвесными лестницами, с системой противовесов и нет.


Упражнения на этих тренажерах для детей с ДЦП очень важны, так как в щадящем режиме развивается общая координация тела, идет работа со спастикой и последствиями парезов.

От себя

Так сложилось, что коррекция последствий ДЦП были для меня основной составляющей детства. Тогда не было специальных приспособлений для подстраховки, не существовало ортопедических систем, а туторки надевали только на ночь.


Но тем не менее, родители читали литературу, покупали обычные спортивные снаряды, переделывая их под меня, а еще создавали сами разные тренажеры.

Так, у меня было два эспандера для тренировки руки. Один папа сделал из маленького резинового мяча, наполнив его песком вместо воздуха. Второй вырезал из резины от шины. Мама сшила коврик на гречке, и я не замечала тренировок, так как каждое утро вставала на этот коврик, играла на нем и перед сном выполняла некоторые упражнения.

Тогда мне казалось, что все тренажеры для ребенка с ДЦП – пустая трата времени и моих сил, но сегодня я понимаю, какую огромную работу проделали родители, чтобы я могла жить полноценной жизнью.

Здоровье – это самая важная, самая хрупкая, самая необходимая ценность в жизни любого человека. Тот факт, что не все осознают до конца важности здорового организма, ни в коей мере не умаляет его значимости. В нынешнее время люди с хорошим самочувствием и отсутствием болезненных ощущений и болезнетворного состояния относятся к этому очень легкомысленно. Оно и не удивительно: ничего не болит, ничто не беспокоит – значит, не о чем и задумываться. Но это не относится к тем, кто был рожден уже больным человеком. Этого легкомыслия не понимают те, кому не дано было радоваться здравию и полноценной нормальной жизнедеятельности. Это не относится к людям, больным ДЦП.

Суть диагноза ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это заболевание хронического характера, которое не относится к группе прогрессирующих, но требует постоянного и регулярного лечения ввиду патологий головного мозга, в его коре или подкорковых областях, стволе или капсулах. Эта болезнь проявляется, главным образом, в частичной физической и интеллектуально-психологической несостоятельности человека, а также невозможности им полноценно управлять своим телом. Подобная несостоятельность объясняется тем, что мозг больного не посылает сигнал мышцам к двигательной активности, поэтому он не может контролировать большинство своих движений. Причиной такого диагноза зачастую становится аномальное внутриутробное развитие, роды с осложнениями, родовая гипоксия или асфиксия, а также эндокринные или инфекционные заболевания, перенесенные матерью больного малыша во время беременности. Детки с церебральным параличом позже начинают держать головку, переворачиваться со спинки на живот, сидеть, ходить. Очень многие из них не могут ходить, уже будучи на стадии взросления.

Но есть во всей этой печальной истории один положительный момент: ДЦП – не приговор. Существует масса всевозможных методик, лечебных мероприятий, различных медикаментозных способов, способствующих частичному восстановлению здоровья ребенка и приближению его к нормальной жизнедеятельности.

Своевременное обращение родителей ребенка с церебральным параличом к врачу-невропатологу за консультацией может поспособствовать более раннему их вмешательству в протекание болезненного процесса и реабилитации плачевного состояния здоровья малыша посредством осуществления определенных процедур. Не стоящая на месте медицина предлагает всевозможные способы улучшения самочувствия ребенка с этим диагнозом в виде массажей, лечебной гимнастики, занятий на специальных тренажерах, физиотерапии, магнитотерапии, электрорефлексотерапии, Бобат-терапии, метода Войта, занятий с логопедами и психологами, применения вспомогательного оборудования. И не последнее место в этой цепи занимает лечебная физическая культура (ЛФК) при ДЦП.


Лечебная физическая культура

Ни для кого не секрет, что спорт является залогом здорового тела и здорового духа. Занятия спортом дают человеку возможность активно проводить время в движении, развивать все группы своих мышц, получать заряд энергии и бодрости, придавать своему телу эстетически красивые изгибы и формы, поддерживать себя в отличном настроении и приподнятом состоянии духа. Можно бесконечно долго перечислять преимущества занятий спортом, равно как и называть всевозможные разновидности спортивной активности. Но особое место в этом перечне нужно отвести лечебной физкультуре.

ЛФК представляет собой комплекс специальных терапевтических приемов с применением физкультурных упражнений, способствующих улучшению состояния и частичному восстановлению здоровья больных и инвалидов, а также применяемых в качестве профилактики от возможных заболеваний. Сама по себе лечебная физкультура считается медицинской дисциплиной с педагогическими особенностями, поскольку это не только выполнение обособленных физических упражнений, но и воспитание в пациенте веры в себя и уверенности в том, что успех придет и здоровье вернется. Неудивительно, что в качестве одного из методов реабилитации в случае с детьми, больными церебральным параличом, используется именно комплекс упражнений ЛФК при ДЦП. Ведь родители несчастного малыша готовы выполнять любые занятия, следовать всем возможным гимнастическим комплексам и проходить всевозможные терапии только ради того, чтобы их ребенок хотя бы отчасти почувствовал радость полноценной жизни.


Значение лечебных упражнений при ДЦП

В чем особенность влияния упражнений ЛФК при ДЦП? За счет чего наступает ремиссия отдельных мышечных групп в теле пораженного церебральным параличом ребенка? И как работает комплекс ЛФК при ДЦП? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно разобраться с тем, каковы цели, задачи и принципы методики лечебно-физической терапии, помогающей реабилитировать потерянное малышом в дородовом, родовом или послеродовом периоде здоровье.

Главной целью ЛФК при ДЦП у детей является развитие способностей произвольного торможения движений, а также понижение мышечного гипертонуса, улучшение двигательной координации, увеличение амплитудных движений в области суставов. Для деток, мышечная активность которых заторможена и не позволяет нормально функционировать физически, это очень важный аспект реабилитации.

Задачи комплекса ЛФК при ДЦП включают несколько основных направлений:

  • осуществление общеукрепляющего и оздоровительного воздействия на организм;
  • помощь в восстановлении работоспособности тела;
  • нормализация кровообращения и обмена веществ в зоне поражения;
  • полное или частичное урегулирование обменных и нервно-сосудистых нарушений;
  • предотвращение появления спаек в области между близлежащими тканями и нервными оболочками;
  • замещение уже образовавшихся спаек приспособленностью тканей к подобного рода образованиям посредством специальных упражнений;
  • укрепление слабой мышечной ткани;
  • развитие координации движений;
  • помощь в борьбе с сопутствующими аномалиями – искривлением позвоночника, нарушением его подвижности и так далее.

И этот перечень не окончателен. Методики ЛФК при ДЦП предусматривают построение комплекса упражнений на принципах регулярности, систематичности, непрерывности занятий, индивидуальном подходе к каждому пациенту, обращении внимания на его возраст и психическое развитие, с учетом тяжести и стадии заболевания. Все эти аспекты в совокупности предопределяют положительный результат от проводимых процедур, что обусловливает важность подобного рода физкультурной терапии для деток с отклонениями нервной и психической системы.


Виды упражнений

На каких основных вариациях упражнений ЛФК при ДЦП основывается курс реабилитации пациентов?

  1. Зафиксированное положение – модель лечебного упражнения, основанная на фиксации конечностей в специальной шине или лонгете.
  2. Мышечное растягивание – предполагает раскачивание во всех суставах конечностей с амплитудой колебаний, рассчитанной на постепенное возрастание.
  3. Мышечное расслабление – предусматривает поочередную фиксацию рук и ног для снижения количества непроизвольных движений, осуществляемых больным ребенком, а также ослабления повышенного тонуса.
  4. Ходьба – дает возможность разработать двигательный аппарат на более высокие возможности в передвижении.
  5. Упражнения со стимуляцией мышечной активности и мышечного торможения – представляют собой поочередное сгибание-разгибание суставов с параллельным мышечным массажем.
  6. Подъем по поверхности с наклоном – осуществляется с инструктором и дает возможность тренировать, насколько это возможно, пресс и мышцы ног, держать баланс и удерживать равновесие.
  7. Упражнения на выработку выносливости.


ЛФК на активизацию двигательного аппарата

В комплексе упражнений ЛФК для детей с ДЦП предусмотрены первоочередные упражнения на самую важную область реабилитации – двигательный аппарат. Ведь многие детки при церебральном параличе не способны ходить, им нужно помогать, их нужно этому учить. В случаях, когда центральная или периферическая нервная система повреждена, может возникнуть проблема с движением верхних или нижних конечностей. Эта проблема именуется в медицине как тетрапарез. Для того чтобы укрепить двигательные и координационные навыки у деток-инвалидов, а также повысить их степень контроля над собственными действиями, предусмотрены соответствующие гимнастические упражнения.

  • В исходном положении, сидя на пятках, малыш пытается встать на колени под воздействием движений инструктора (или родителя), который берет ребенка за плечи, удерживая его параллельно в тазобедренной части.
  • Сидя на коленях, под влиянием движений взрослого, который придерживает его в подмышечной зоне, ребенок начинает движения из стороны в сторону, чтобы иметь возможность уметь переносить массу своего тела на одну ногу. При этом вторую ногу кроха пытается оторвать от опоры сам, разводя руки в стороны.
  • Повернувшись лицом к маленькому сидящему на стуле пациенту с ДЦП, ЛФК-инструктор в лице специалиста или родителя фиксирует его ноги на полу своими и аккуратно берет за ручки. При этом кисти подтягиваются вперед и вверх, чтобы дать ребенку возможность научиться самостоятельно вставать.
  • В исходном положении стоя ноги ребенка ставятся стопами друг к другу в одну линию одна за одной, руками взрослого производятся легкие толчки сначала в спину, затем в грудь – так у малыша формируется понятие о поддержании равновесия.
  • В подобном исходном положении нужно пытаться раскачивать ребенка в стороны так, чтобы он пытался сделать шаг самостоятельно.

Подобные упражнения ЛФК для детей с ДЦП позволяют повысить двигательную активность малыша и дать ему шанс научиться ходить.


ЛФК на проработку суставов

Не менее важно научить ребенка управлять своими движениями и укрепить его суставы. Особенность этого момента заключается в том, что деткам, больным церебральным параличом, присущи болевые ощущения в суставах, судорожные боли и смежные патологии. Чтобы развивать суставы конечностей, нужно обратить внимание на ряд направленных на их укрепление занятий ЛФК при ДЦП.

  • Исходная позиция ребенка – лежа на спине. Одна нога разгибается и фиксируется взрослым под собственной тяжестью тела или под упором руки, а вторая постепенно сгибается в колене. Бедро при этом по возможности прижимается к животу, после чего плавно отводится назад в исходное положение.
  • Исходная позиция малыша – лежа на боку. Колено держится согнутым, бедро поочередно то отводится, то возвращается в исходное положение.
  • Первоочередное положение тела – стоя лицом к столу впритык к нему. Необходимо прислонить живот к нему так, чтобы ноги свободно висели, после чего поочередно то выпрямлять их, разгибая колени, то возвращать в подвешенное состояние.
  • Лежа на спине, ребенок при помощи взрослого сгибает ногу в колене, после чего по возможности выпрямляет ее максимально ровно.
  • Положив больного церебральным параличом ребенка на живот, взрослый или инструктор подкладывает под его грудь валик, после чего, удерживая кроху за руки, приподнимает верхнюю часть его туловища, отрывисто и пружинисто совершая движения вверх и вниз.
  • Исходная позиция малыша – лежа на спине. Руки сгибаются в локте так, чтобы лицо оставалось неподвижным и развернутым в сторону. После чего взрослый помогает согнуть ребенку конечность, разворачивая его голову в другом направлении.


ЛФК на растяжку

Повысить гибкость также помогает комплекс упражнений ЛФК для детей с ДЦП на растяжку. Он позволяет снизить уровень выраженности патологичного состояния спины и позвоночника, улучшает состояние пораженного спинного мозга, а также его нервных окончаний. Более того, подобного рода занятия ЛФК для детей с ДЦП позволяют укрепить мышцы конечностей, что, безусловно, влияет на более уверенные движения руками и ногами.

Такой комплекс упражнений ЛФК для детей с ДЦП при регулярном его выполнении изо дня в день способствует значительному улучшению состояния маленького пациента. Особенно действенна такая лечебная гимнастика в том случае, когда осуществляется она на раннем этапе взросления ребенка. И чем раньше – тем лучше.

ЛФК на расслабление

Примечательно, что занятия по ЛФК при ДЦП у взрослых так же, как и у детей, способствуют реабилитационному процессу. Но у взрослых это происходит намного медленнее, чем у детей, поскольку детский организм намного более податлив. Поэтому затягивать с ЛФК при ДЦП у детей нельзя.

Исходя из того что частым симптомом детского церебрального паралича является сильный гипертонус мышц, медициной предусмотрены специальные упражнения на их расслабление.

  • Для того чтобы руки и ноги больного ребенка могли отдохнуть, ему необходимо лечь спиной на пол, после чего конечности с одной стороны зафиксировать в неподвижном состоянии, применяя при этом утяжелители, которые можно соорудить из мешочков с песком.
  • Свободную руку с другой стороны туловища ребенок должен согнуть в локте, при этом его предплечье помогает ему держать проводящий лечебную гимнастику взрослый. Рука остается в таком положении до тех пор, пока не почувствуется снижение мышечного тонуса. После чего взрослый помогает ребенку встряхнуть кисть, периодически сгибая ее, вращая и отводя из стороны в сторону.
  • То же самое нужно проделать и с ногой. В то время, пока зафиксированные конечности одной стороны касаются живота ребенка, взрослый помогает ему держать голени и отводить ноги в тазобедренном суставе так, чтобы иметь возможность совершать круговые движения для растяжки мышц ноги. Соответственно, ноги попеременно чередуются.

ЛФК на дыхание

Система упражнения ЛФК при ДЦП предусматривает ремиссионный процесс только при регулярном их выполнении. Расписание программы тренировок должно включать занятия в досуг больного ежедневно, изо дня в день. Только регулярная гимнастика и постоянные занятия смогут вернуть физиологию больного ребенка в более или менее приемлемую форму. Поэтому пренебрегать ежедневной периодичностью комплексной терапии церебрального паралича нельзя.

Помимо всего прочего, ЛФК при ДЦП предусматривает и умение правильно дышать.

  • Взрослый показывает ребенку, как нужно делать правильный глубокий вдох и выдох как ртом, так и носом. Для этого можно использовать вспомогательный инвентарь в виде шариков, резиновых игрушек, мыльных пузырей.
  • Инструктор произносит гласные звуки, то понижая, то повышая громкость своего голоса. Ребенок должен повторять за ним. Можно попеременно чередовать это упражнение с пением или игрой на духовых.
  • Стандартное упражнение по восстановлению дыхательного процесса – подъем рук над головой и наполнение легких воздухом при вдохе полной грудью, а также опускание рук на выдохе. Можно усложнить упражнение, используя часть выдоха с погружением головы пациента в воду.


ЛФК в игровых упражнениях

Как уже было сказано ранее, программа тренировок детей, больных церебральным параличом, должна включать работу взрослого с ребенком каждый день, все семь дней в неделю. Но помимо этого нужно учитывать рациональность применяемых нагрузок, ведь ребенок должен также и отдыхать. Расчет взятых за основу нагрузок в комплексе ЛФК для детей с ДЦП должен осуществляться исходя из возрастного фактора, массы тела и роста больного ребенка. Кроме этого нужно учитывать степень пораженной психики и физиологии, ведь сам по себе церебральный паралич включает огромное количество разновидностей с разной степенью тяжести. Чем запущеннее случай – тем более частыми и напористыми должны быть тренировки, но выполняться они должны с предельной аккуратностью и только с представителем медицины. При этом кому-то из детей подходит и массаж в ЛФК при ДЦП, а кому-то и водные процедуры – здесь все очень индивидуально, в зависимости от конкретного случая протекания болезни.

Очень многим детям приходится по душе игровая методика работы с инструкторами. Игровые упражнения в ЛФК при ДЦП предусматривают не только действенность и результативность процесса, но также позволяют заинтересовать ребенка и дать ему возможность расслабиться. При этом может использоваться конкретное вспомогательное оборудование в виде поддерживающих больного на ногах устройств, всевозможных фитболов, мягких модулей, подушек и прочего инвентаря. Какие игры можно сюда отнести?

Много разных игровых процедур и упражнений лечебно-физкультурной терапии можно привести в пример – все они направлены лишь на один результат. Этот результат – частичное выздоровление малыша. Частичное потому, что поражение здоровья человека церебральным параличом происходит не только в плане физических нарушений, но также и психологических. А на психологию человека повлиять лечебной гимнастикой в той мере, в коей этого требует организм, увы, невозможно.

В чем особенность

Тренажер Гросса для детей с ДЦП – это отличная помощь для реабилитации растущего организма. Это современное и уникальное устройство, позволяющее передвигаться не только по всему пространству, но и вокруг своей оси, что тоже немаловажно. Тренажер построен таким образом, чтобы не сковывать движения верхних и нижних конечностей, а специальная страховка обладает максимальным уровнем безопасности и защищает от падений.

Тренажер Гросса дает возможность выполнять различные упражнения, которые при регулярном выполнении позволят максимально улучшить качество жизни детей с ДЦП. Методика использования тренажера проверена и эффективно применяется при нарушениях опорно-двигательного аппарат не только у детей, но и у взрослых.

Что касается детей с ДЦП, то проведение занятий при постепенном увеличении нагрузки может сформировать у них хорошие двигательные навыки. Появляется возможность не только удерживать положение тела в вертикальном состоянии, но также ходить и выполнять различные движения.

Для помощи в реабилитации детей с ДЦП специалисты разработали тренажер Гросса.

Это современная технология, которая помогает совершать передвижения по всему пространству. Кроме того, с помощью такого тренажера можно совершать вращения вокруг своей оси.

При этом подвижность ног и рук ребенка сковываться не будет, а специальные элементы производят страховку, предотвращающую падение.

Если комплексные занятия проводятся регулярно, что необходимо для улучшения жизни детей с ДЦП и повышает их шанс адаптации в обществе.

Пред внедрением нового изобретения, методика, как и сам тренажер Гросса подвергся апробации. В качестве испытуемых выступили дети младшего и дошкольного возраста с пораженным опорно-двигательным аппаратом.

Таким образом, при увеличении нагрузки, которую может выдерживать ребенок, происходит формирования правильных двигательных навыков.

Дети с ДЦП после таких занятий получают возможность ходить, сидеть, стоять, удерживать в правильном положении голову.

Зачем использовать тренажер Гросса

Данное устройство предназначено не только для детей с видимыми признаками ДЦП, но также и для малышей с проблемами в опорно-двигательной системе. С его помощью появилась отличная возможность решить несколько очень важных задач:

  • Хорошо развивается координация. С помощью обычных упражнений на коврике такое сделать очень сложно.
  • Расслабление мышц, если в этом есть необходимость, а другие методы являются труднодоступными.
  • Осуществляется отличная тренировка всего тела. В работу включаются мышцы и суставы. При этом проводится динамическая, статическая и пространственная нагрузка.

Тренажер Гросса помогает эффективно восстановить двигательные навыки после получения спинномозговых травм, инсульта, детского церебрального паралича и при различных проблемах опорно-двигательной системы.

В настоящее время тренажер Гросса активно используется для того, чтобы обучить больного статике и движениям. Кроме того, он решает некоторые иные задачи:

  • расслабление мышц если отмечается гиперкинез и гипертонус;
  • обеспечивается нормальная подвижность конечностей в области суставов и происходит стимуляция функций мышц, находящихся в покое;
  • развиваются координационные способности ;
  • происходит тренировка регулирования и соразмерения динамических, пространственных и временных движений .

Кроме того, при помощи тренажера Гросса можно восстановить подвижность пациентов после спинномозговых травм, заболеваний опорно-двигательного аппарата, инсульта и детского церебрального паралича.

Прежде всего, тренажер создает условия для того, чтобы появилась возможность без затруднений развивать работу моторики и опорно-двигательного аппарата, а также позволяет стабилизировать опороспособность.

То есть во время работы с тренажером происходит формирование тех схем движений, которые отсутствуют у больного.

Возможности тренажера

Тренажер Гросса для детей обеспечивает возможность малышам выполнять любые телодвижения и при этом регулировать их нагрузку. Стоит отметить, что в работу включатся все мышцы тела. С помощью упражнений лежа на полу это сделать практически нереально.

Обратите внимание на тот факт, что для детей с ДЦП разработан не только тренажер, но и специальная методика, которая сделает занятия максимально эффективными. Специалисты рекомендуют записывать в ежедневнике все результаты, чтобы была возможность делать сравнительный анализ и корректировать уровень нагрузок при регулярных тренировках.

Начинать работу стоит только под присмотром специально обученных людей. И только после того как первые результаты будут достигнуты, можно начинать это делать самостоятельно. Система упражнений построена таким образом, чтобы у малыша с ДЦП пропадал страх перед существующими препятствиями и окружающим пространством.

  1. Занятия с тренажером обеспечивает четкое программирование структуры выполнения любых телодвижений , а также величину нагрузок и их характер.
  2. Во время тренировок происходит применение режимов работы мышц . Использовать такие возможности без тренажера практически невозможно.
  3. При этом происходит правильное распределение и дозировка нагрузки , которая оказывается на опорно-двигательный аппарат. Эти процессы осуществляются с такой точностью, что позволяют реабилитироваться после травм и нарушений двигательных функций.

Для детей с ДЦП, помимо тренажера была разработана специальная методика, по которой проводятся занятия. В ее комплекс входит не только занятия на тренажере Гросса, но и использование другого оборудования, применение массажа и лечебная гимнастика.

Чтобы выполняемые мероприятия возымели должный эффект, обязательно выполняется фиксирование всех результатов и выполняемых действий в специальном дневнике.

Тренировку рекомендуется осуществлять только при четком наблюдении методистов. В некоторых случаях может потребоваться помощь сразу нескольких специалистов.

В основном это происходит при невозможности выполнения упражнений самостоятельно. После того как несколько раз методика была проведена с профессионалами, следует проба самостоятельного выполнения всех мероприятий.

Благодаря методике занятий на тренажере Гросса значительно снижается уровень скованности ребенка. При этом у пациентов пропадает страх перед пространством и препятствиями.


Рекомендации к использованию тренажера:

  • перед каждым уроком, необходимо проверить все элементы крепежа и соединений на исправность;
  • не стоит забывать, что базовый комплект подходит только для детей, не достигших десятилетнего возраста;
  • ни в коем случае нельзя оставлять ребенка без присмотра.

Важные рекомендации

Тренажер Гросса, фото которого вы сможете увидеть в данной статье, будет очень эффективен при условии, что вы соблюдаете несколько важных правил:

  • Перед каждым занятием проверяйте устройство на исправность. Не должно быть видимых дефектов и неисправностей, иначе существует риск получения травм.
  • На начальных этапах не оставляйте ребенка без присмотра, старайтесь научить его выполнять все движения максимально правильно и постепенно сведите эту помощь к минимуму.
  • Тренажер Гросса собирается индивидуально под каждого клиента, учитывая все поставленные задачи.

Эффективность доказанная практикой

На сегодняшний день можно отметить следующие показатели при использования тренажера детьми с ДЦП:

  • 20 % детей с диагнозом ДЦП приобрели способность самостоятельно передвигаться;
  • 30 % смогли пойти в общеобразовательные учебные заведения;
  • 40 % отправились в специализированные школы;
  • 50 % после занятий активизировали речевое и эмоциональное общение;
  • 70 % смогли улучшить психическое состояние;
  • 75 % благодаря занятиям снизили патологическую активность тонических рефлексов;
  • 85 % откорректировали и улучшили координацию движений;
  • 90 % активизировали возможность самостоятельного движения, признаки которого ранее отсутствовали.

Результаты и достижения

Тренажер даёт возможность обучать больного статике и произвольным движениям, а так же решать и другие задачи: расслаблять мышцы при наличии гиперкинеза и гипертонуса, обеспечивать нормальную подвижность в суставах и стимулировать функций ослабленных мышц. При помощью тренажера можно тренировать способность регулировать и соразмерять пространственные, динамические и временные параметры движений и развивать координационные функции, помощь развитию установочных рефлексов, на основе которых формируется передвижение способствующее сидение, прилаживание, переступание, стояние, ходьбу, кататься на велосипеде, вращаться, на роликовых коньках, выполнять элементы спортивных игр.

А так же тренажер позволяет восстанавливать движение больных после спинальных травм, инсультов, различных заболеваний опорно-двигательного аппарата и ДЦП, инсультов. При недостаточной функции мышц создаются условия удобные для их работы, а так же тренажер спасает больного от травм и падения. В комплект тренажера “Тренажер Гросса” входят эластичные тяги для ног (вспомогательный элемент для выполнения шаговых движений и упражнений на растягивание), колечки для рук.

В это трудно поверить, но при регулярных тренировках значительно улучшится функциональность всего организма. В большинстве случаев дети с диагнозом ДЦП научились самостоятельно передвигаться. Многие из них улучшили свои речевые навыки, что поспособствовало возможности пойти в общеобразовательные или специализированные школы. У большинства детей улучшилось психоэмоциональное состояние.

Строение тренажера

Очень долго перечислять все возможности и преимущества устройства при ДЦП. Тренажер Гросса также отличается и тем, что его можно установить в любом удобном месте, например во дворе, доме, бассейне, спортивном зале. При этом строение аппарата не отличается особой сложностью и замысловатостью. В его состав входят: пояс для страховки, кольца, шапочка, эластические тяги, подвижная система с тросом, лента для поддержки.

Тренажер Гросса обладает массой преимуществ. Одним из таких является возможность установки в любой точке: бассейне, квартире, садовой дорожке, зале и прочих пространствах.

Строение тренажера имеет довольно простое строение:

  • подвижный блок с натянутым тросом;
  • кольца для рук;
  • эластичные тяги;
  • страховочный пояс;
  • рычажно-карабиновый механизм.

Учитывая особенности и статистику использования тренажера Гросса, становится ясно, что комплексные занятия с использованием такого оборудования обладают немалой эффективностью.

Кроме того, как показала практика, лучших результатов удается достигнуть при посещении специализированного учреждения, где все мероприятия осуществляются под присмотром профессионалов.

Таким образом, по истечении определенного времени у детей с ДЦП открываются резервные возможности, а это в свою очередь способствует ускорению процесса реабилитации и повышает эффективность используемой методики.


В целом технология довольно проста и ее применение не вызывает никаких затруднений. При этом непосредственно перед самой тренировкой происходит персональное определение нужной высоты и тяги тренажера и дальнейшие выполняемые упражнения.

Преимущества механизма перед другими

  • Возможность подкорректировать состояние опорно-двигательного аппарата после получения травм или ДЦП.
  • Возможность точно подобрать упражнения, нагрузку, а также саму структуру их выполнения.
  • В процессе тренировки примут участие практически все мышцы, чего не скажешь об использовании других устройств и упражнений.
  • Тренажер можно использовать при различных поражениях мышц, что даст возможность сформировать правильно функционирующую мышечную систему.


Основные типы упражнений

Тренажер Гросса своими руками делать не рекомендуется. Лучше пользоваться устройством, сделанным под заказ. Освоить его не сложно. Важно учитывать правильность креплений, назначение и безопасность конструкции. Упражнения можно делать стоя, лежа, сидя на стуле или даже в воздухе. Начинать нужно с самых элементарных упражнений.

Цель самых простых упражнений – дать ребенку понять, что во время тренировки он в безопасности, и его никто не бросит. Он научится сохранять правильное положение тела, улучшится его координация и речевые возможности.

Когда первый этап пройден, и у малыша отсутствуют отрицательные эмоции касательно данного тренажера, можно усложнить задачу и приступить к передвижению. Начинать стоит с разминки, активно-пассивных упражнений, продолжить можно прыжками и отталкиванием от поверхности двумя ногами. Чтобы научить ребенка отталкиваться, нужно проводить принудительное сгибание обеих ног с маленькой амплитудой движений.

Такое устройство не является редкостью. Однако тренажер Гросса рекомендуется заказывать у производителя, а не брать с рук. Только качественно выполненное изделие, созданное специально для клиента, поможет правильно сформировать осанку и держать голову.

Главное, что должны иметь родители – это терпение и желание помочь своему ребенку. Не стоит рассчитывать на очень быстрые результаты. Специалисты рекомендуют фиксировать даже самые минимальные улучшения. Только таким образом можно правильно подобрать программу лечения и ускорить его. Не забудьте и об эмоциональной составляющей. У малыша будет получаться намного лучше, если он будет делать упражнения в хорошем настроении.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.