Программы по изобразительному искусству для детей с дцп


По данной программе в нашем центре ГКУСО "ЦМСРИ"Росток" город Чита Забайкальского края работает кабинет эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Я провожу занятия с детками инвалидами, знакомлю с разными техниками рисования, лепки, аппликации, оригами и мн.др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Программа Краски радуги по изо деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья. 166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно - развивающая программа

по художественному развитию детей

с ограниченными возможностями в возрасте от 2 до 10 лет

Программу составил педагог дополнительного образования

Круговая Светлана Вадимовна.

Художественная деятельность – специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства, наиболее эмоциональная сфера деятельности детей и самая продуктивная. Работа с различными материалами, изучение различных технологических приёмов, применение их на практике развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, эмоциональную сферу внутреннего состояния, воображение, творческие способности, позволяет увидеть мир в ярких красках. А также психологически определить своё место в окружающем мире.

Приобретая теоретические и практические навыки работы с различными материалами, дети с ограниченными возможностями здоровья не только создают своими руками продукт творческой деятельности, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды своей деятельности дома.

Целевое назначение программы:

Коррекция и развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья через средства изобразительной деятельности.

  1. Развитие мелкой моторики рук и коррекции.
  2. Снятие физического и психологического напряжения, увеличение периодов работоспособности детей.
  3. Увеличение способности детей к концентрации внимания.
  4. Развитие умения максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества.
  5. Помощь детям в преодолении барьеров в общении.
  6. Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира.
  7. Развитие художественно – творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

Объект коррекционно – развивающего обучения:

Дети с ограниченными возможностями. Диагнозы, при которых данная программа может быть рекомендована: ДЦП, последствия перенесённой нейроинфекции, последствия перенесённого менингоэнцефалта, резидуальная энцефалопатия, синдром Дауна, дети с мышечной патологией, прогрессирующая мышечная дистрофия с аномалией мозга, гидроцефалией, а также для развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Обучение строится с учётом специфики развития каждого ребёнка, а также в соответствии с типологическими особенностями развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями.

Дети имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.) и, как следствие, полная или почти полная зависимость от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании и предметной деятельности. У большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что позволяет обучать детей пользоваться невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.); наличие отдельных двигательных действий (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.), создаёт предпосылки для обучения детей выполнению доступных операций самообслуживания и предметно-практической деятельности.

Срок реализации программы рассчитан на курс реабилитации клиента (6-10 занятий по возрасту). Занятия проходят индивидуально с каждым ребёнком, групповые 2-3 ребёнка на повторной реабилитации. После каждого занятия родители получают консультацию и домашнее задание на отработку определённых приёмов и способов изображения.

Учебный материал в разделах программы располагается по принципу концентров т.е. каждый этап обучения является базовым для следующего, а для предыдущего – расширенным и усложнённым смысловым продолжением.

Для проведения учебных занятий используются различные группы методов и приёмов обучения:

Елена Гарынина
Программа групповых занятий по изобразительной деятельности для детей с ограниченными возможностями

Данная программа направлена на воспитание детей, которые отличаются от своих сверстников ограниченными возможностями, неразвитостью трудовых умений и навыков, заниженной самооценкой. В программе большое значение уделяется развитию детской изобразительной деятельности. Занятия составлены с учётом необходимой взаимосвязи между различными видами изобразительной деятельности, а также разными возрастными группами.

Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность. Она позволяет детям выразить в рисунках, аппликациях своё представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Занятия доставляют детям радость, создают настрой, способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развиваются: эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция).

Занятиясоставлены на основе следующих положений:

1. Занятия по изобразительной деятельности являются средством воспитания детей.

Они развивают: эстетическое восприятие, эстетические чувства, воображение, творчество, формируют образные представления.

2. Занятия по рисованию, аппликации являются частью многогранной работы отделения реабилитации, поэтому изобразительная деятельность должна быть тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы (знакомство с окружающим, игры, музыкальные занятия, в процессе которого дети получат разнообразные впечатления, знания.)

Для изображения важно выбирать наиболее яркие явления из жизни детей, чтобы предлагаемая тема была им знакома, вызывала у них интерес, положительный эмоциональный настрой, желание рисовать, вырезывать и наклеивать.

3. Содержание и организация занятий по изобразительной деятельности направлены на развитие детского творчества.Для этого необходимо не только:

Развитие эстетического восприятия,

Формирование образных представлений,

Овладение детьми разнообразным материалом,

Овладение различными обобщенными способами изображения, позволяющими передавать в рисунке, аппликации широкий круг явлений и предметов.

Всё это даёт возможность детям выражать свой замысел, вызывает положительные эмоции отношение к занятиям, пробуждает к творческим поискам.

4. Занятия составлены с учётом преемственности между разными возрастными группами.

Для более систематического и планомерного занятия изобразительной деятельностью разработаны занятия на 3 недели, для всех групп, начиная с дошкольников. В представленных занятиях раскрывается программное содержание, указывается материал и методика проведения занятия.

Цель: Разностороннее комплексное развитие и реабилитация детей с ограниченными возможностями. Активизация познавательной и творческой деятельности.

Задачи: повышение эффективности социальной реабилитации; организация культурного досуга детей с ограниченными возможностями; расширение представления об окружающем мире; развитие образного мышления, внимания фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса; формирование мотивации к созданию творческого продукта, создание условий для раскрытия творческого потенциала детей, по направлению прикладного творчества.

Предмет реабилитационной группы: социальная дезадаптация.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на 6 месяцев.

Формы работы: групповые занятия (5-10 человек, индивидуальные занятия.

Методы работы: словесные (знакомство с темой занятий, беседы о доброте, дружелюбии. Правила техники безопасности при работе).

При выборе педагогической технологии учитываю уровень подготовки детей, возраст, индивидуальные особенности и способности детей.

Технология сотрудничества – технология совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результата этой деятельности.

Личностно-ориентированное обучение – в центре внимания - личность ребёнка который должен реализовать свои возможности. Содержание, методы и приёмы личностно-ориентированных технологий обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и развить способности каждого ребёнка.

Игровые технологии – в основу положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта. Здоровье сберегающие технологии – система по сохранению и развитию здоровья всех участников – взрослых и детей, представлены в виде комплексов упражнений и подвижных игр для физкультминутки.

Модульное обучение – направленность – индивидуальное обучение, при котором используется учебная программа, составленная из модулей.

Развивающее обучение –создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми, при котором учитываю и использую закономерности развития, уровень и особенности индивидуума.

Средства реализации программы:

Музыкальное сопровождение, детские энциклопедии.

Книжка- раскраска, бумага, краски, кисти, цветные карандаши. Клей ПВА, ножницы, карандаши, шаблоны, цветная бумага, картон, пластилин.

Способы оценки эффективности:

Заполнение карт наблюдений, оценки эффективности.

Сроки и режимы работы:

Занятия в группе проводятся два раза в неделю.

Данная программа является рабочей, адаптированной, что позволяет инструктору самостоятельно рассмотреть время занятий, его рациональное распределение по темам и разделам.

Сформированное умение разбираться в цветовой гамме;

Сформированная техника выполнения работ;

Развитая фантазия, социальная активность;

Обогащение внутреннего мира;

Приобретение умения работать в коллективе, добиваться намеченной цели;

Приобретение таких качеств личности как доброжелательность, дисциплинированность. Дружелюбие, искренность;

Принятия участия в выставках творческих работ.

Результатом воспитательной работы: является создание сплочённого творческого коллектива, формирование у обучающихся устойчиво – позитивного отношения к окружающей действительности.

Должны знать: культуру общения в коллективе, нормы поведения в быту и обществе;

Должны уметь: отстаивать собственную точку зрения, доводить начатое дело до конца, правильно оценивать собственные поступки и корректировать свои действия.

Воспитанники посещают выставки различного уровня. На примере ребята учатся ставить перед собой цели и достигать их, вместе с воспитанниками участвуют в экскурсиях по району, различных мероприятиях, что способствует формированию уверенности в собственных силах, осознание своей значимости, чувство ответственности.


Использование нетрадиционных техник ИЗО — деятельности в работе с деть и подростками с ограниченными возможностями Лето - прекрасная пора! Пора цветения и благоухания цветов. На занятиях кружка "Разноцветная палитра" мы с детьми и подростками решили.

Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых детских слов и заканчивается развитием связной речи - умением ребенка свободно.

Интеграция детей с ограниченными возможностями в ДОУ Цель: Интеграция (социализация, адаптация и коррекция) детей с особенностями разви-тия в обычном социуме, эмоционально - нравственное развитие.

Гарденотерапия в составе комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями Гарденотерапия – происходит от английского: гарден – растение, терапия – лечение, т. е. лечение растениями. Гарденотерапия – это особое направление.

Методы поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья В последнее время чрезвычайно актуальными становятся вопросы своевременной и целенаправленной социализации детей с недостатками речи и,.

Реабилитация детей с ограниченными возможностями в условиях Реабилитационного центра Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со.

Сопровождение в МБДОУ детей с ограниченными возможностями здоровья Сопровождение в МБДОУ детей с ограниченными возможностями здоровья (МБДОУ № 22 "Сказка", г. Сургут, ХМАО-Югра). Образовательная деятельность.

Большинство детей с ДЦП не могут выполнить даже самых примитивных рисунков. Их графическая деятельность носит характер доизобразительного черкания. Дети с непроизвольными навязчивыми движениями (с гиперкинетической формой ДЦП), даже стараясь воспроизвести форму, хаотически чертят, проводят линии за пределы листа бумаги.

Большие трудности испытывают дети при проведении прямых, вертикальных, горизонтальных линий, особенно дети, которые вследствие поражения правой руки, начинают рисовать левой (правосторонний гемипарез). Такие больные часто игнорируют левую сторону листа, размещают свой рисунок справа, а асимметричные фигуры изображают повернутыми в противоположную сторону.

Особенностью деятельности детей с церебральными параличами является разбросанность изображения по пространству листа - части предметов не соединены между собой. Особенно ярко это проявляется при рисовании фигуры человека (например, руки и ноги нарисованы отдельно от туловища, глаза, рот - вне овала, изображающего лицо).

В связи с имеющимися у больных детей нарушениями схемы тела, изображение фигуры человека у них вызвает трудности - недорисованными оказываются некоторые части тела, иногда наиболее пораженные конечности, части лица неправильно соотнесены между собой.

Дети недостаточно четко воспринимают форму предметов, путают близкие формы: круг и овал, ромб и квадрат и т.д. В их рисунках имеет место упрощение и искажение формы изображаемых предметов. Это свидетельствует о недостаточном зрительном восприятии у данной категории детей.

Нарушение оптико-пространственного восприятия в рисунках выражается неправильной передачей пространственных отношений между отдельными предметами или их элементами, смещением рисунка относительно центра листа. При выполнении заданий по словесной инструкции дети не могут разместить предметы на листе в соответствии с инструкцией, при срисовывании выполняли рисунки в зеркальном изображении.

Больные дети испытывают трудности при передаче величины предметов - чаще они рисовали все предметы сильно уменьшенными. Дети же с гиперкинетической формой ДЦП из-за непроизвольных навязчивых движений наоборот сильно увеличивают изображения.

В своих рисунках дети обычно используют только четыре основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый), не выделяя характерных для данных предметов оттенков. Они с трудом даже различают и называют оттеночные цвета в силу недостаточно дифференцированного цветового восприятия.

В силу специфичности изображений дети обследованной группы не могут выразить в своих рисунках все элементы задуманного ими сюжета.

Цель этого этапа - сформировать моторную и психологическую базу для овладения рисованием. На этом этапе необходимо обогатить запас знаний об окружающем, воспитывать интерес к изобразительной деятельности, обучить ребенка адекватной позе во время рисования, развивать общую и мелкую моторику, зрительное восприятие, пространственную ориентировку, стереогноз, сформировать правильный захват и удержание карандаша и кисти, познакомить с плоскостью листа, усвоить простейшие технические приемы изображения (закрашивание плоскости листа, проведение прямых линий в заданном направлении, примакивание кистью и т.д.).

Для поддержания у детей постоянного интереса к изобразительной деятельности и формирования полноценных графических образов следует применять разнообразные методы и приемы обучения: (предварительное наблюдение за намеченными для изображения предметами и явлениями окружающего мира, обыгрывание предметов, лепка, анализ предмета с помощью осязательно-двигательного способа обследования, обведение контура по трафарету и по шаблону, выкладывание изображений из отдельных элементов, словесное описание предмета…)

Каждое занятие должно начинаться с нормализации тонуса рук. Для этой цели используется массаж, термальное воздействие, гимнастика.

Для снижения тонуса мышц могут используются приемы Фелпса, основанные на принципах Шерингтона. Согласно этой методике, специалист производит максимальное сгибание и пронацию кисти и пальцев перед тем, как проводить работу по становлении экстензии кисти и разгибанию пальцев, аналогично приведение плеча перед его отведением (Н.А.Семенова,1991). Дети с достаточно развитыми движениями и саморегуляцией могут проводить упражнения на расслабление самостоятельно, по инструкции дефектолога, а затем и родителей.

При переходе к основному этапу - формированию графических навыков у детей с ДЦП - так же, как и при обучении нормально развивающихся дошкольников, необходимо ознакомить их с материалами для рисования. Это прежде всего бумага. Детям следует знать свойства бумаги, ее податливость и то, как она может преобразовываться в различные предметы, становиться пространством для тех или иных действий. Все эти свойства нужно продемонстрировать и вовлечь детей в активное взаимодействие при изготовлении, например, бумажных флажков или других поделок.

По отношению к задаче по формированию графических навыков эти занятия условно можно разделить на несколько групп.

Занятия, направленные на совершенствование ориентировки в плоскости листа бумаги.

Занятия, направленные на обучение проведения прямых линий (вертикальных и горизонтальных).

Занятия, направленные на обучение рисования геометрических фигур.

Занятия, направленные на совершенствование и автоматизацию рисовальных движений.

Затем дети должны понять, где находится середина листа бумага, его нижний и верхний края, его левая и правая стороны.

В комплексе предложенных нами занятий есть несколько, направленных на освоение плоскости листа бумаги.

Как и другие дети, находящиеся в состоянии эмоциональной депривации, дети с ДЦП мало используют цвет в своем рисовании.

В связи с этим активное включение цвета при формировании изобразительной деятельности у этой категории детей также выступает, как одна из основных задач. Кроме того, яркие, насыщенные цвета создают хорошую мотивационную основу для занятий рисованием.

Воспитатель должен постоянно обращать внимание детей на то, как красиво голубое небо, какие красивые шары - красные, синие, желтые, какие яркие цветы на лугу, какое нарядное платье и т. д.

Среди заданий, направленных непосредственно на формирование графических навыков - задание на формирование навыков проведения вертикальных и горизонтальных линий, так как линия является одним из основных элементов графического языка. С помощью линии передаются многие характеристики окружающего нас предметного мира, она определяет пространственное расположение предметов; она же является прообразом строки.

Рисование карандашом позволяет точнее отработать навык проведения вертикальной линии, так как предполагает большее усилие и точность при проведении.

Проведение горизонтальных прямых линий ставит перед ребенком задание более сложные и с точки зрения пространственной ориентации.

Начать освоение проведения горизонтальной линии можно с проведения линии краской, но можно этот этап опустить и рисовать карандашом. Основная задача при проведении горизонтальной линии - сохранение параллельного направления линии. Эта линия может представлять собой в игровой ситуации какой-либо путь. Синяя линия - может означать путь самолета в небе или лодки на воде. Черная, серая, коричневая - линия-дорога.

Аппликация изготавливается из готовых форм - полосок около 10 мм ширины, красных и синих.

Ознакомление с геометрическими фигурами, вернее - со способами их изображения, также можно начинать, попарно соединяя точки, образующие верхнюю и нижнюю стороны квадрата, а затем - левую и правую стороны. Точно так же, соединяя точки, можно построить и треугольник и окружность.

Однако изображение геометрических фигур остается для детей с нарушением восприятия формы довольно трудным заданием. Как один из методов обучения изображению геометрических фигур мы предложили рисование с применение трафарета.

Исходя из опыта практических занятий, размеры диаметров или сторон фигур трафарета не должен превышать 3 - 4 см. Квадраты или равносторонние треугольники и т. д. - наиболее удобны для восприятия ребенком дошкольного возраста формы трафарета. Рисование с применением трафарета имеет несколько последовательных этапов, соблюдение которых практически исключает привыкание ребенка к более простому способу рисования по трафарету. Использование трафарета в обучении графическим навыкам детей с двигательными расстройствами позволяет ребенку воспринять правильное движение руки, необходимое для рисования той или иной формы и запоминания этого движения. Прежде чем трафарет будет зафиксирован в верхнем левом углу листа бумаги ребенок самостоятельно или пассивно обводит пальцем контур каждой фигуры, проделывая это действие неоднократно, затем он обводит контур с карандашом в руке.

После закрепления трафарета на листе бумаги взрослый рукой ребенка карандашом обводит контур фигуры, стараясь как можно теснее прижать карандаш к контуру трафарета, чтобы у ребенка возникло ощущение движения. Это действие также производится несколько раз. Затем ребенок должен был самостоятельно многократно обвести фигуру по контуру трафарета, все убыстряя движение и перенося карандаш для рисования на свободное поле листа бумаги, периодически возобновляя рисование по трафарету.

Следующим этапом являлось рисование фигуры без трафарета, а затем - рисование предметов, имеющих форму данной фигуры.

Для закрепления в памяти данной геометрической фигуры завершающим этапом является аппликация этой фигуры из контрастных по цвету готовых форм, например, красное солнце на синем небе, желтый круг на зеленом фоне и т. д.

Начать обучение рисованию геометрических фигур надо с окружности, а затем, по тем же этапам, научиться рисовать квадрат, треугольник и другие фигуры.

С целью запоминания и дифференциации геометрических фигур, а затем и более сложных форм, полезно складывать различные предметы и даже картинки

Начинать следует с более крупного изображения, а завершать размером, адекватным размером буквы. Безусловно, это задание будет наиболее трудным для детей с гиперкинетической формой ДЦП, для которых любое рисование длительное время возможно только по точкам. Для этой категории детей изображение должно быть более крупным.

Для детей с тяжелой двигательной патологией запомнить какое-либо движение, тем более связанное с манипулятивными функциями, представляет большую трудность. Требуется длительное время, чтобы освоить новое движение и правильно его выполнять. Рисовальные движения, как одни из наиболее тонких и многообразных движений, тем более сложны для данной категории детей. Однако можно повысить мотивацию к длительной тренировке, если она включена в сюжетное рисование.

Практический опыт работы с детьми с ДЦП и результаты констатирующего эксперимента подтверждают, что наиболее трудным для них является изображение человека. В основе этого затруднения лежит нарушение восприятия схемы собственного тела, характерное для детей, не пользующихся парализованными конечностями, игнорирующих эти конечности при изображении; нарушение пространственного и зрительного восприятия, наличие гиперкинезов и, наконец, отсутствие необходимых графических навыков.

Все вышеизложенное подтверждается иногда полной беспомощностью при попытке нарисовать человека. Порой хаотическое нагромождение невнятных, с точки зрения передачи формы, черканий совершенно не передает ни схематических очертаний человеческой фигуры, ни пропорциональных отношений частей тела; при изображении лица части его смещаются с положенных мест, иногда - за пределы овала, изображающего лицо.

Таким образом, обучение рисованию человека выдвигается на одно из главных мест в формировании изобразительной деятельности детей с ДЦП.

Детям показываются образцы рисования человека, помогают разместить поэтапно на плоскости листа. Начинать следует с рисования круга - головы человека, затем - шеи, туловища и затем - конечностей.

Во время этого, наиболее сложного, этапа изображения человека, следует активно помогать детям справиться с этим заданием, все время напоминая о том, где располагаются части тела, обращать их внимание на образец и т. д. При выборе одежды для человека нужно как можно активнее привлечь фантазию ребенка, тогда все человечки будут разными, индивидуальными.

Наряду с другими формами организации детского творчества, в систему занятий по изобразительной деятельности для детей с ДЦП вклдючается совместное выполнение детьми того или иного вида изобразительной деятельности. Коллективная работа над созданием изобразительной продукции всегда отличается большей мотивацией. Ребенок стремится принять участие в общей работе и, что существенно, не испортить ее. Кроме того, совместная работа способствует речевой активности детей и воспитанию умения общаться. Пример коллективной работы - занятие по формированию навыков по прекращению движения руки в заданной точке.

Развитие изобразительной деятельности у детей с церебральным параличом

Подавляющее большинство детей с церебральным параличом в возрасте 4 – 5 лет не могут выполнить даже самых примитивных рисунков. Их графическая деятельность носит характер доизобразительного черкания. Дети с непроизвольными навязчивыми дви­жениями, даже стараясь воспроизвести форму, хаотически чер­тят, выходят за пределы листа бумаги. Большие трудности испы­тывают дети при проведении прямых, горизонтальных и верти­кальных линий, особенно те из них, которые вследствие пораже­ния правой руки начинают рисовать левой. Они часто игнорируют левую сторону листа, размещают свой рисунок справа, прямую линию проводят справа налево, а асимметричные фигуры изоб­ражают повернутыми и противоположную сторону. В дальнейшем эти дети могут испытывать трудности при овладении письмом и

Еще одна особенность изобразительной деятельности детей с церебральным параличом: изображая предмет на пространстве листа, ребенок не соединяет его части между собой. Особенно ярко это проявляется при рисовании человека (например, руки и ноги нарисованы отдельно от туловища, глаза и рот — вне овала, изоб ражающего лицо). В связи с имеющимися у детей нарушениями схемы тела изображение человека у них всегда вызывает большие трудности: иногда выпадают некоторые части тела (туловище, шея и т.п.), в других случаях ребенок не изображает руки или ноги — конечности, наиболее пораженные у него самого; лицо может быть изображено безо рта или носа; части тела иногда неправильно соотнесены между собой.

Недостаточно дифференцированное зрительное восприятие при ДЦП является причиной того, что дети не очень четко воспринимают форму предметов и недостаточно различают близкие формы — круг и овал, ромб и квадрат и т.д. Поэтому в их рисунках часто имеет место упрощение и искажение формы предметов; изображение одной формы вместо другой — рисуют квадрат вместо круга, круг вместо треугольника и т. п.

Нарушения оптико-пространственного восприятия в рисунках выражаются неправильной передачей пространственных отношений между отдельными предметами или их элементами, смещением рисунка относительно центра листа. При выполнении заданий по словесной инструкции дети обычно не могут разместить предметы на листе в соответствии с инструкцией, а при срисовывании часто выполняют рисунок в зеркальном изображении.

Дети испытывают трудности при передаче величины предметов: рисуют их сильно уменьшенными. Больные с гиперкинезами сильно увеличивают изображение, так как им легче рисовать большие формы.

Недостаточно дифференцированное цветовое восприятие ведет к тому, что дети с трудом различают и называют оттеночные цвета. В своих рисунках они обычно используют только четыре насыщенных цвета: красный, синий, желтый, зеленый. Именно в эти цвета окрашивают они изображения предметов соответственно их действительному цвету, но без характерных оттенков.

Дети, страдающие церебральным параличом, так же, как и их здоровые сверстники, стремятся придать своей изобразительной деятельности сюжетный характер. Но многочисленные недостатки изображений, связанные с качественным своеобразием рисунков больных детей, как правило, не позволяют выразить все элементы задуманного сюжета. Трудности формирования графических способностей у детей с церебральным параличом обусловлены такими причинами, как нарушение моторики, зрительно-моторной координации и нарушение сенсорной сферы.

Школьники младших классов так же, как и дошкольники с ДЦП, испытывают большие трудности в становлении графических навыков. Нередки случаи, когда возможности детей 7— 10 лет находятся на уровне доизобразительного черкания. Главная причина трудностей заключается в неумении производить точные согласованные движения, контролировать их силу и скорость. Нарушение тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук отрицательно сказывается на умении рисовать, на написании цифр и букв. Даже рисуя с образца, школьники нередко допускают неточности в передаче контуров изображаемых фигур, искажают их пропорции, плохо копируют геометрические формы. Подавляющее число ошибок относится к передаче пропорций, формообразующие линии непараллельны, концы отрезков совмещены неточно. Круг, как правило, передается эллипсоидной формой. Эти трудности в основном связаны с нарушением манипуляторной функции и зрительно-моторной координации.

Характерные для детей, страдающих церебральным параличом, нарушения оптико-пространственного восприятия сказываются и в изобразительной деятельности.

Во-вторых, дети с ДЦП плохо ориентируются в пространственных отношениях изображаемых предметов. Они теряют направление рисунка, меняют его на противоположное. Часто изображение располагается с одной стороны листа. При рисовании по образцу или с натуры предметы могут располагаться в зеркальном отражении. Трудности в ориентировке на плоскости листа, недоразвитие ориентировки в пространственном расположении предметов затрудняют обучение рисованию детей с ДЦП.

Школьники с церебральным параличом охотно выполняют сюжетные рисунки на заданную тему. Но если содержание этих рисунков обычно удовлетворительно и свидетельствует о достаточном осмыслении темы, то исполнение, как правило, значительно хуже. Анализ тематических рисунков показывает, что страдает не только композиция рисунка, его размещение на плоскости листа, но и соотношения размеров изображаемых предметов, если их несколько, бывают грубо нарушены. При раскрашивании используется мало оттеночных цветов. Эти недостатки должны преодолеваться в процессе коррекционной работы.

Умение ориентироваться в пространстве листа бумаги помогает преодолевать возникающие у учащихся при письме трудности различения линеек и строк, письма и чтения слева направо, начертания букв и цифр в определенной последовательности. Не менее важно это и для того, чтобы ориентироваться в чертежах, географических картах, схемах, таблицах. Значение работы по пространственному анализу особенно велико для профессионально-трудовой подготовки больных детским церебральным параличом.

Ниже представлены основные направления коррекционно-педа-гогической работы по формированию изобразительной деятельности.

Занятия изобразительной деятельностью служат важным сред­ством коррекции недостатков психофизического развития детей с церебральным параличом. Программа для дошкольников, страда­ющих детским церебральным параличом, имея в своей основе все те этапы, которые входят в программу для здоровых детей, долж­на включать дополнительные занятия, направленные на трени­ровку движений рук, развитие мелкой моторики, развитие зри­тельно-пространственного восприятия. К сожалению, такая про­грамма до сегодняшнего дня отсутствует. И помощь воспитателю, работающему с дошкольниками с церебральным параличом, в приложении приводится тематическое планирование занятий по изобразительной деятельности, разработанное Г. В. Кузнецовой. Оно рассчитано на детей с тяжелыми и средней тяжести проявлениями заболевания, которые в силу двигательных нарушений не могут овладеть этим видом деятельности без специального обучения.

Изобразительную деятельность можно рассматривать как сред­ство коррекции нарушенной познавательной деятельности, как средство интеллектуального развития, как метод обучения и, на­конец, как средство эмоционально- эстетического воспитания. На­личие двигательных нарушений и специфических нарушений по­знавательной деятельности ставит ряд клинико-педагогических задач, решение которых необходимо при обучении рисованию и другим видам изобразительной деятельности. Обучение обяза­тельно должно учитывать психологические особенности боль­ных детей.

На занятиях изобразительной деятельностью с детьми, страда­ющими церебральным параличом, необходимо решать следующие задачи:

развивать мелкую моторику руки и зрительно-двигательную координацию для подготовки к овладению навыками письма;

формировать правильное восприятие формы, величины, цвета и умение передать их в изображении;

формировать правильное восприятие пространства, корриги­ровать нарушения зрительно-пространственного восприятия;

формировать целостное восприятие предмета и добиваться его отражения средствами изобразительной деятельности (рисовани­ем, лепкой, аппликацией);

развивать навыки конструирования;

воспитывать положительное эмоциональное отношение к изоб­разительной деятельности и ее результатам;

развивать любознательность, воображение;

расширять запас знаний и представлений.

Специфика методов обучения состоит в применении средств, отвечающих клинико-психологическим особенностям детей с це­ребральным параличом. Необходимо выделить виды деятельности, наиболее способствующие решению коррекционных задач. К тако­вым можно отнести аппликацию, лепку, трафарет, тренировоч­ное рисование.

Занятия аппликацией способствуют развитию конструктивных возможностей, формированию представлений о цвете и форме. Достоинством этого вида деятельности является и его доступность: аппликацией могут заниматься дети, имеющие низкий уровень гра­фических возможностей вследствие поражения рук.

Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, точности движений, корригирует нарушение мышечно-суставного чувства. Использование трафарета способствует воспитанию правиль­ного движения, расширению графических возможностей ребенка с пораженными руками.

Тренировочное рисование — система графических упражнений для развития манипулятивной деятельности кисти руки.

Методика обучения рисованию детей с ДЦП разработана Г. В. Кузнецовой. Она включает несколько этапов.

Наибольшие трудности испытывают дети при обучении рисо­ванию левой рукой. В этом случае необходимо проводить направ ленную коррекционную работу. Необходимо обязательно отмечать начало рисунка — верхний левый угол листа; вырабатывать автоматизированные движения слева направо. Для этого нужно вызывать у ребенка ощущение соответствующего движения, предлагая ему произвести это движение пальцами в воздухе, мокрым пальцем на грифельной доске и т.д. Следует поощрять желание ребенка многократно повторять штрихи, линии горизонтальные и вертикальные. Постепенно движения ребенка становятся увереннее, точнее, ритмичнее. Чтобы ускорить этот эффект, рекомендуется в начале каждого занятия в форме игры проводить специальные гимнастические упражнения для развития мышц кисти и пальцев.

Хороший результат дает сотворчество между воспитателем и ребенком: воспитатель в ходе тренировочного рисования изображает тучу, а ребенок — дождь; воспитатель — машину, а ребенок — след от нее. Ребенку предоставляется та часть задания, которую он может выполнить. Это дает возможность развить малейший успех ребенка, создать мотивацию для дальнейших самостоятельных действий.

Целесообразно также использовать коллективное творчество. Например, воспитатель на большом листе бумаги рисует дерево, а дети дорисовывают и раскрашивают яблоки на нем. Очень хорошо применять этот прием в лепке. Например, дети совместно лепят избу из бревен. Это позволяет подобрать детям задания в соответствии с возможностями каждого: одни разминают пластилин, изготовляют детали (бревна), другие их соединяют. Важно, чтобы выполнение задания было доступно ребенку, успех вселяет в него уверенность.

На занятиях изобразительной деятельностью необходимо особое внимание уделять восприятию и изображению форм предметов (круг, овал, четырехугольник и т.д.). Необходимо развивать умение видеть геометрические формы в окружающих ребенка предметах, дифференцировать близкие формы. Полезно использовать специальные трафареты, которые дети обводят и раскрашивают. Зрительный образ предмета закрепляется на занятиях аппликацией, лепкой.

Очень важно применять различные формы поощрения детей: устраивать выставки лучших работ, обсуждать работы, похвалить детей с тяжелыми двигательными нарушениями, которым особенно трудно выполнять задание. Педагогу следует сохранять работы детей, сделанных ими в течение года, для того, чтобы ребенок мог видеть положительные результаты обучения.

Целенаправленные занятия изобразительной деятельностью являются важнейшим средством эстетического воспитания, особая роль которого обусловливается социальной изоляцией детей и бедностью их представлений об окружающем мире. Большое значение в этом плане имеют систематическая демонстрация произведений искусства (картин, скульптур, изделий народных мастеров) и беседы, в которых обсуждаются их достоинства.

В школьном возрасте необходимо продолжить специальные занятия по формированию изобразительной деятельности у детей с ДЦП. Дети, которые не прошли подготовку к школе в специальном дошкольном учреждении, к началу обучения имеют очень низкий уровень развития графических навыков, что затрудняет обучение их письму. Как правило, эти дети располагают значительными потенциальными возможностями в овладении графическими навыками, которые могут быть успешно реализованы с помощью соответствующей методики. Специальное обучение предполагает многократное повторение упражнений в рисовании от руки:

прямых вертикальных линий,

прямых горизонтальных линий,

замкнутых круговых линий.

Эти графические упражнения служат основой и для овладения письмом. Еще раз подчеркнем, что ребенку с нарушением мани пулятивных функций рук для овладения этими навыками требует­ся длительная тренировка.

При обучении школьников с церебральным параличом рисова­нию целесообразно придерживаться следующей схемы:

зрительное и двигательно-осязательное формирование образа предмета,

передача формы предмета с помощью готового контура (трафа­рета),

рисование этой формы пальцем в воздухе,

рисование предмета с использованием опорных точек,

раскраска контурных изображений,

рисование по непосредственному наблюдению без вспомога­тельных средств.

Перед началом занятий рекомендуется проводить гимнастичес­кие упражнения. Выполняя различные гимнастические, а также графические упражнения для рук, овладевая навыками рисования с помощью трафарета, школьники развивают моторику и выраба­тывают навыки управления своими действиями.

Для расширения кругозора детей, обогащения их эмоциональ­ной сферы очень важно в комплекс обучения рисованию вклю­чить занятия по эстетическому воспитанию. Желательно, чтобы эти занятия согласовывались не только с материалом, изучаемым на занятиях изобразительной деятельностью, но и с материалом по литературе, природоведению, истории, чтобы они способство­вали нравственному воспитанию детей.

Готовя беседы по изобразительному искусству, следует учиты­вать уровень подготовки детей, тяжесть патологии, возраст. Пред­ставляемые им произведения искусства должны найти отклик в душах детей, заинтересовать их, привлечь своим содержанием и мастерством исполнения, обогатить новыми знаниями, чувства­ми, вызвать желание, если это прикладное искусство, сделать по их образцу свои работы. Репродукции живописных работ обогаща­ют их знанием событий из истории их Родины, раскрывают красоту ее природы, знакомят с бытовой стороной жизни и т.д. Из произведений народного творчества хорошими пособиями являются городецкая и хохломская роспись по дереву (игрушки, посуда), глиняная вятская игрушка. Включение бесед в комплекс занятий по изобразительной деятельности способствует развитию познава­тельных интересов, обогащает духовный мир больного ребенка, активно влияет как на сенсорные процессы, так и на эмоциональ­но-волевую сферу.

При планировании занятий необходимо обеспечить оптималь­ное соотношение между различными видами изобразительной де­ятельности. Безусловно, что в работе с детьми, страдающими це­ребральным параличом, наиболее важное значение имеют графи­ческие тренировочные упражнения и декоративное рисование с использованием различных геометрических форм. Но для развития воображения, фантазии, поощрения самостоятельного мышления больного школьника необходимо включать в план занятий и тематическое сюжетное рисование. Изобразительную деятельность не­обходимо максимально использовать для развития познавательной деятельности детей, коррекции недостатков их психического и физического развития. Важно, чтобы занятия рисованием, леп­кой и другими видами изобразительной деятельности служили элементом коррекционно-развивающего обучения и способство­вали в дальнейшем социально-трудовой адаптации этой катего­рии больных.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.