Ребенок дцп не пьет воду

Интересная статья из журнала ЗОЖ

Эта статья была напечатана в журнале ЗОЖ

Думаю, история, приключившаяся в нашей се¬мье, окажется поучительной или знаковой, по¬скольку иначе, как суровым уроком судьбы, ее не назовешь
14 лет назад белый свет пополнился еще од¬ним "родотравмированным инвалидом" — Анной свет Владимировной.
Когда у молодой, не¬обученной рожени¬цы Екатерины в 8 месяцев начали отходить воды, отсутствие предро¬довых схваток не вызыва¬ло у нее особой тревоги. В роддом Катю доставили по требованию ее мамы к концу дня. Дежурный врач, приложившись ухом к жи¬воту привезенной пациен¬тки, констатировал: серд¬цебиения не слышно, плод мертв. И, дав распоряже¬ния акушерке, удалился для продолжения пре¬рванной вечеринки.
Медсестра не спеша, в течение 4 часов, проводи¬ла стимуляцию, вызывая естественные роды, ворча при этом, что уж она-то стук сердца младенца слышит. На свет Божий Анюта появилась благопо¬лучно, оказавшись, к удив-лению врача, живой, но, как потом выяснилось, с весьма ограниченными возможностями.На кормление маме доч¬ку не приносили, объясняя это отсутствием у малыш¬ки сосательного рефлек¬са. Однако, когда мы по¬требовали продемонстри¬ровать сей факт, малышка жадно припала к материн¬ской груди, и медперсонал удивился еще раз. Выпис¬ка состоялась без особых комментариев со стороны врача, которому в ночь рож¬дения Анюты было не до кесарева сечения.О том, что у нашей девоч¬ки — детский церебраль¬ный паралич, мы не знали 1,5-2 месяца, пока не про¬вели УЗИ, заглянув со специалистом через не заросшее темечко в пострадав¬шую головку, Кровоизлия¬ние левого желудочка го¬ловного мозга, плавающий тромб, асимметрия обоих желудочков, ишемия веще¬ства головного мозга — вот далеко не полный пере¬чень обнаруженных у ма¬лютки проблем. Года четыре мы давали ребенку все препараты, прописанные врачами, и только когда после очеред¬ных уколов у Анечки увело правую стопу внутрь, реши¬ли прекратить эту практи¬ку. До нас, хоть позднова¬то, дошло, что традицион¬ное лечение по принципу: не помогает одно — попро¬буем другое низводит стра¬дающее дитя до подопыт¬ного кролика. За пять лет, проведен¬ных в Москве, применив почти все существующие в то время методики и кур¬сы лечения, потратив ос¬татки денег от проданных на Севере квартир, мы не добились улучшений ни по одному из многочислен¬ных симптомов треклятой болезни. Искренне благо¬дарны лишь тем профес¬сорам, которые резали правду-матку в глаза: "Ни¬какие препараты ДЦП не лечат. Никто вам не помо¬жет. Чего сами добьетесь, физически и умственно занимаясь с ребенком, то и будет вашей заслугой".
Центральная не¬рвная система Анюты была серь¬езно поражена: в 6 лет ее умственное развитие было сравнимо с 2-летним ребенком. Еще на первом году жизни специалисты прогнозировали, что хо¬дить и учиться наша девоч¬ка не сможет. Однако са¬мостоятельно передви¬гаться по ровной поверх¬ности Катя дочку научила. Следовательно, одно из предсказаний не сбылось. Что делать с остальными?
И решили мы "разло¬жить" аббревиатуру ДЦП по полочкам. Если к сло¬вам относиться с уваже¬нием, то почему недуг "детский"? Он может одо¬леть подростковый орга¬низм, сохраняясь до ста¬рости, а слово "паралич" и вовсе не оставляет шан¬сов больному. Поэтому решили переименовать суровый диагноз в ЦП — церебральную проблему. А коли так, то ее следует предотвратить.
Потом возник более важ¬ный вопрос: почему забра¬кована наша кровь в Анеч¬ке? Ведь болезнь не явля¬ется инфекционной или наследственной, даже бу¬дучи родовой травмой. Сели мы с Екатериной как-то вечером друг против друга и начали признавать¬ся в своих прошлых по¬стыдных поступках. Взгля¬нули на себя со стороны в совместной жизни и поня¬ли, что если ничего не из¬менить в мировоззрении, в отношении к людям, день¬гам, окружающей среде, то едва ли сможем решить трудную задачу по реаби¬литации своего чада. Заб¬луждения, ошибочные убеждения стали для нас в ту ночь очевидными, как мазутные пятна на повер¬хности воды, той самой, из которой мы на 80% со¬стоим. Жгучий стыд позво¬лю себе не комментиро¬вать.
На следующий день мне вдруг вспомнился личный многолетний опыт голодания по системе йогов. Из каких-то закромов память извлекла информацию из прочитанной когда-то лите¬ратуры, в которой упомина¬лось о благополучном изле¬чении детей, страдавших нарушениями центральной нервной системы, дозиро¬ванным голоданием.
Начав с 36 часов, потом двое, четверо суток с пере¬рывами на восстановление, голодая вместе с Анютой, мы внимательно наблюдали, как переносит ее организм отсутствие пищи. До 8 суток — легко, а более — вполне терпимо, без капризов. Пос¬ле очередного, 16-дневного поста, мы с женой ликова¬ли, плевали через левое пле¬чо и стучали по дереву. Смышленость Анечки радо¬вала нас, как прозревших от слепоты, хотя в каком-то смысле это так и было.
Т
Тенденция к регрес¬сии болезни была * слишком очевидна, и мы решили не прекра¬щать голодание с интерва¬лами в полгода. Между тем жена набрала учебников за первый класс и обучила дочку за пять месяцев тому, что следовало знать первоклашке.
Самый длительный пери¬од воздержания от пищи всей семьей составил 30 суток с употреблением чи¬стой воды и ежедневным промыванием кишечника. Следует отметить, даже в последние дни при упомя¬нутом очищении вода выхо¬дила отнюдь не чистой. При вегетарианстве Анюты это было невероятно. Как же тогда мы, взрослые, мягко говоря, нечисты изнутри.
Выход из водо-воздушного питания без преуве¬личения можно назвать но¬вым рождением, ибо вос¬торг от внутренней чисто¬ты, более ярких красок ок¬ружающей среды, усилен¬ного ощущения вкуса и аромата пищи, любви к ближнему распирает исто¬щенное тело избытком чувств, сравнимых лишь с весенним пробуждением матушки-Природы. При¬мечательно и то, что физи¬ческие страдания, связан¬ные с обостренной болью неблагополучных органов, во время голодания стира¬ются из памяти напрочь. О дискомфортном состоя¬нии всего "биоаппарата" почему-то забываешь. Как-то у дочки перед оче¬редным постом непроиз¬вольно вырвалось: "Да здравствует голодовка!"
сейчас Аннушке 14 лет. Физически и ум¬ственно чувствует
себя превосходно. С положе¬ния стоя может сделать "мо¬стик", поднявшись в исходное положение. В ежедневном распорядке — пробежки по набережной. Летом—плава¬ние (рядом с папой). В школе — круглая отличница. Дума¬ем, ничто не должно поме¬шать ей и дальше с успехом грызть гранит науки.
Да, нам с женой доста¬лась жестокая задача — лечить у дочери цереб¬ральный паралич. Как мы решили ее — покажет вре¬мя. А пока все симптомы диагноза того страшного времени исчезли. Наде¬емся, навсегда!
Желаем всем здоровья, благополучия и прозрения!

Семейка жизнью научен¬ных, судьбой отшлепанных Шиловых.
Адрес: Шилову Влади¬миру Михайловичу, 353905 Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Суворовская, д. 2а, кв. 39
"ЗОЖ": 5 июня утром заместитель главного редактора Светлана Пальмова созвонилась с Владимиром Михайло¬вичем Шиловым. Он со¬общил по телефону:
— Аннушка с отличием окончила 6-й класс. Каж¬дый день — благо пого¬да позволяет — плавает, делает пробежки.
Выяснилось, что сам Шилов работал и пова¬ром, и сварщиком. За¬нимался йогой, вообще вел и ведет здоровый образ жизни. Взяли на вооружение голодание, считает, что оно очень помогло и помогает.
Мама Ани, Екатерина, по профессии — товаро¬вед, в юности занима¬лась гимнастикой — для здоровья. Когда случи¬лась беда с дочкой, все силы направили на то, чтобы помочь ей встать на ноги в прямом и пе¬реносном смысле. Те¬перь семья Шиловых по¬могает родителям де¬тей, больных ДЦП, сове¬тами и личным опытом.
КОММЕНТАРИЙ
главного врача Детской психоневрологической больницы № 18, доктора медицинских наук, про¬фессора, заслуженного врача РФ Евгения Григо¬рьевича СОЛОГУБОВА:
Прежде всего хочу сказать: молодцы папа и мама Аню¬ты, они не опустили руки, стали бороться за дочку. Выб¬ран был, судя по результатам, о которых идет речь в пись¬ме, правильный алгоритм лечения. Вообще-то у нас в больнице в восстановлении ребятишек с ДЦП мы не ис¬пользуем голодание, дети непременно должны получать белок, чтобы не снижался иммунитет. У нас основной упор делается на физические упражнения, плавание, массаж и так далее. Кстати, в режиме Анечки все это тоже было. Но раз голодание вкупе с физкультурой, плавани¬ем пошло девочке на пользу — отлично!
Будет возможность — приезжайте в Москву, я готов посмотреть Анечку, дать какие-то рекомендации. А пока — так держать

А вот твторая статья из того же журнала

ГОША, СИМА И ВСЕ, ВСЕ ВСЕ
Мы выбираем, нас выбирают
Поначалу жизнь у Анны складывалась, как у всех: окончила школу, потом ме¬динститут, работала вра¬чом на "скорой", вышла за¬муж, родила двоих детей. Все круто изменилось, ког¬да умер ее второй ребенок. От горя Анна едва не поте¬ряла рассудок. Коллеги-врачи сказали, что на не¬рвной почве у нее образо¬валась патология и больше детей она иметь не сможет.
Потом свалилась страш¬ная беда: в автомобильной катастрофе погибли Анины друзья. Когда она со своим "малышом" (так Аня назы¬вала своего горячо любимо¬го мужа Николая Николае¬вича, который на самом деле был богатырского те¬лосложения) пришла в дет¬ский дом навестить осиро¬тевших детей, Вика обхва¬тила ее шею руками: "Мама, мамочка!" Сердце у Анны заныло. Взглянув на мужа, она прочитала в его взгляде ответ на свой не¬мой вопрос: "Берем!" Так в семье Трофимовых появи¬лись Вика и Руслан. А спус¬тя время, вопреки предска¬заниям врачей, Аня родила Инночку.
Хочешь жить -учись бегать!
Потом под крылом четы Трофимовых окажутся и Никита, и Сима, и Гоша. У Никиты была непропорци¬онально большая голова, горб, крупная кость и со¬вершенно не приспособ¬ленные для ходьбы ноги, пальцы которых выворачи¬вались вовнутрь стопы. У Симы постоянно ломались не только кости, но, кажет¬ся, давно и безвозвратно была поломана душа: на первых порах всем своим куклам она первым делом отры¬вала ноги чтобы "не выпендривались".
Никто не был в тя¬гость Анне. Всех она поста¬вила "на крыло", причем без дорогих лекарств и операций. Никиту спасли благодаря уринотерапии. За его лечение взялись всей семьей. Сначала, ра¬зумеется, немного подкор¬мили, а потом заставили неделю поголодать. Дава¬ли пить только воду. Затем на 7 дней посадили на яб¬лочный сок. "Если он натуральный, домашний, — говорит Анна, оказывает действие не хуже яблочного уксуса".
На третью неделю, стали Никиту растирать мочой. Она прекрасный регулятор процессов, происходящих в организме. По очереди ра¬стирали через каждые три часа. Спустя месяц одна нога у него распрямилась полностью, а на вторую он смог опираться, как если бы стоял на каблучке. Пальцы уже не выворачивались вовнутрь. Невероятно? Вера в успех, желание по¬мочь маленькому человеч¬ку действительно могут творить чудеса.
Рому, который страдал хондродистрофией по типу ДЦП, Анна заставляла пить мочу. Так же как и Никите, давала ему яблочный сок.
В комплексе с сеансами уринотерапии, приемом яб¬лочного сока и Ромка, и Ни¬кита выполняли упражнения на тренажере. Есть такой, похожий на счеты. Мальчиш¬ки ложились на тренажер спиной и, отталкиваясь но¬гами, катались вверх и вниз. Вдобавок к "счетам" Ни¬кита часами наматывал ки¬лометры на беговой дорож¬ке. Каждый день - два-три часа на¬грузки. И никаких " . н е хочу"! Сейчас он запросто один ездит в любой конец Москвы. Симину беду—ее организм совсем не усваивал кальций — по¬правили козьим молоком. Проблему решали карди¬нально - в городской квар¬тире завели коз. Муж сва¬рил металлический загон, сделал желоба, по которым в ведра стекали отходы. Козочки как будто понима¬ли, что находятся в доме, вели себя очень смирно. Но все соседи знали, что в квартире Трофимовых "ферма", и с интересом поглядывали на окна, в ко¬торых всегда торчали лю¬бопытные козьи мордочки. В результате длительного приема парного козьего молока у Симки зубы пусть наперекосяк, но выросли! Она давно не отрывает кук¬лам ноги, растет прекрас¬ной хозяйкой и очень лю¬бознательным человечком.
— Я делала все, чтобы мои дети питались нату¬ральными продуктами —• овощами и мясом, — рассказывает Анна Николаев¬на. — Пока они росли, кар¬тошку покупали только в деревне. Мясо тоже заку¬пали у проверенных хозяев в сельской местности. В семье у нас предпочитают свинину. Яичница с куском сала по утрам - святое дело. Еду всегда готовим на нерафинированном расти¬тельном масле. Соблюда¬ем принцип раздельного питания и посты. Просто поразительно, как в этот период дети прямо-таки светлеют и, как мне кажет¬ся, быстрее растут.
Гошу взяли из детского Дома инвалидов в годова¬лом возрасте. Он появился на свет без рук. Но Анна ни в чем не давала ему поблаж¬ки. А остальных детей при¬учила к тому, что это нор¬мально, когда их брат ест за столом ногами. Сейчас Гоша учится в 11-м классе. Ногами делает абсолютно все, в том числе и пишет. Кстати, у него очень краси¬вый почерк. Помешан на футболе и компьютерах. Мечтает водить машину.
Кто хочет, тот добьется
Она не понимает, почему ее считают героиней.
— Наверное, исцелять — это мой дар. Я просто сле¬дую своему предназначению. Некоторые рецепты беру из "ЗОЖ". Правда, к травам отношусь с осто¬рожностью, потому что каж¬дому нужно подбирать ин¬дивидуальное лечение. А вот глину за ее универсаль¬ность люблю. Тем, кто жи¬вет у реки, просто сказоч¬но повезло. Из глины полез¬но делать косметические маски, ею лечат суставы, она прекрасно снимает боль в коленях. Только нуж¬но помнить: больше двух часов держать глину на теле нельзя, потомучто на¬чинается обратная реак¬ция. Все, что она взяла из организма, начнет ему возвращать. И еще одна тон¬кость: два раза одну и ту же глину использовать не го¬дится. После каждой про¬цедуры ее нужно смыть и вылить.
При стоматитах глиной полезно полоскать рот. Раствор делается про¬сто: 1 ст. ложка глины раз¬водится в стакане воды. Если устали глаза, советую лечь в теплую ванну и нане¬сти глину на веки. А еще глина прекрасно помогает при всех видах аллергии. Глину нужно развести в воде до консистенции мази и нанести на лицо. Подер¬жали полчасика, смыли.

Поистине уникальное средство - святая вода. Если кто-то в семье у меня заболевает, первым делом каплю крещенской воды добавляю в стакан обычной и даю выпить натощак.
Знаю людей, которые ис¬целились от очень серьез¬ных недугов, принимая по очереди сначала воду, на¬бранную в ночь на Ивана Купалу (7 июля), а потом крещенскую. Иваном Купа-лой в народе называют Иоанна Крестителя. Пото¬му купальская вода так же благотворна, как и крещен¬ская. Лечение начинается с 12 часов ночи в канун 7 июля. С этого момента на протяжении трех дней сле¬дует выпить 3 литра купаль¬ской воды, а потом, также на протяжении 3 дней, -столько же крещенской. Делается это на фоне пол¬ного голода. Все лечение занимает 6 дней. Людям крупного телосложения ко¬личество воды можно уве¬личить, но обязательно уложиться в те же 6 дней. Попить святую воду полез¬но и в целях профилактики.
Сейчас, когда дети мои выросли, регулярно даю им сыворотку, приготов¬ленную на кефирном гриб¬ке. Достать его можно у ча¬стников, торгующих моло¬ком. Этот грибок — насто¬ящая панацея от холецис¬тита, дисбактериоэа. Го¬товится она просто: на 3 л молока (любой жирности, из пакетов) берется 1 ст. ложка грибка. Утром целебный на¬питок готов. Пить его жела¬тельно два раза в день — ста¬кан перед завтраком (нато¬щак) и стакан перед сном. Во время приема лекарствен¬ных препаратов, которые убивают микрофлору кишеч¬ника, пить сыворотку просто необходимо.
Огромное значение для меня имеет жизненный на¬строй. Чтобы что-то полу¬чилось, нужно в себя пове¬рить. Нет ничего ужасного в том, что ты инвалид или одинок. Да, это тяжело. Но не смертельно. Знаете, как я себя настраиваю, ког¬да, как говорится, при¬прет? Ложась спать* гово¬рю: "Завтра, когда про¬снусь, боль моя пройдет". Или: "Завтра у меня полу¬чится задуманное". Потом можно и почитать, и музы¬ку послушать, и телевизор посмотреть. Гарантирую: все сложится именно так, как пожелали себе перед сном.
. надцатьлет спустя
Сегодня Анна — почетный гражданин Москвы, живет в просторной квартире в Юж¬ном Бутове. Но дома ей не сидится. Каждый день ни свет ни заря отправляется "за тридевять земель" — в психоневрологический ин¬тернат для инвалидов, где работает врачом-терапев¬том. Семья ее продолжает расти.
В 2004 году сыграли две свадьбы - замуж вышла Инночка, нашел свою вторую половинку Руслан. Анна стала бабушкой. У нее 5 вну¬ков. А ведь это только нача¬ло.
Татьяна Кузнецова.
"ЗОЖ": Мы понимаем, что рассказ об этой удивительной женщине вызовет читательский интерес. Адрес Анны Николаевны по вполне понятным причинам мы не публикуем, но он есть в редакции, Анна Николаевна готова ответить на все вопросы зожевцев



2007 №14, 6-7. Врач и мать А.Трофимова - усыновила несколько больных детей. Из её опыта лечения синдрома ДЦП у ребенка. Любое лечение надо начинать с очищения души и тела. Обязательны воскресные причастия для детей. Каждое утро и вечер – молитва.
Ребенок был карлик с большим весом. Промыли кишечник и посадили на голод. Давали пить подогретый яблочный сок. Растирали уриной каждые 3 часа, начиная с 6.00 утра. Через 2-3 недели разогнулись полностью ноги. Выдержал голод 1 неделю. Так и не похудел, но на ножки встал.




2000 №16, 3. ДЦП. Опыт лечения, не доведенный до конца. При ДЦП для ребенка очень важно расслабление. Наиболее эффективны тепло и массаж. До 2 лет не мог даже ползать самостоятельно. Начала делать процедуры.
Искупать в деревенской бане, делая ванны из трав, в основном, из сенной трухи. Затем положить ребенка на верхнюю полку бани и растирать и массировать все тело мазями из меда, яичного желтка и деревенского масла. При этом рассказывала сказки. Ребенок лежал тихо, не шелохнувшись. После таких процедур был размякшим и расслабленным. Через полгода таких процедур наступило значительное улучшение: стал ползать, сидеть, вставать, ходить, держась за руку. Надо было продолжать процедуры. В большинстве случаев можно добиться серьезных результатов. Запастись терпением и любовью. Можно и в городских условиях делать ванны из трав: сенной трухи, корня шиповника, веточек хвои. Держать на пару над ванной из трав. Делать массажи и растирания.

2006 №19, 10. ДЦП – родовая травмы позвоночника. В 8 месяцев ребенок не мог сидеть. В больнице получал лечение, массаж, но эффекта никакого не было.
1.Стала сама дома делать массаж, прошла курсы массажистов. Через 2 недели упорной работы начал самостоятельно держать спинку – с нескольких секунд все дольше и дольше. Продолжала массаж еще долгое время.
2.Гимнастика на растяжку мышц ног – занимала большое место.
3.На ночь обкладывала ножки сына молодыми листьями березы. Наломать березовых веток, ободрать с них листья – полное 5л ведро. На ночь стелила одеяло, на него клеенку медицинскую, на нее пеленку, затем ребенка. Сверху на ножки высыпала все листья из ведра, распределяла их равномерно, чтобы они покрывали все ножки полностью и со всех сторон. Заматывала по пояс и укладывала спать. Ребенок будет сильно потеть, поэтому следить, чтобы спинка не остывала. Утром омыть ножки, сделать массаж и гимнастику. Процедуру с листьями проводила ежедневно в течение 2 недель, пока листья березы были молодыми.
4.Еще до пробуждения шагового рефлекса ставила малыша на ножки и ходила с ним по комнате, пока он не устанет.
К 1году и 1 месяцу ребенок стал ходить сам. Потом сделали операцию – паховая грыжа – с наркозом. Опять полгода не ходил. Вернуть завоеванное до операции не смогли, что только ни делала! Начал ходить, но в левой ножке повышенный тонус мышцы – стал беречь её. Пришлось сделать операцию и на ноге.

Положение ребенка

Первое, на что следует обратить внимание — положение ребенка за столом.

Как сидят за столом взрослые? Мы сидим на стуле прямо, опираясь на вертикальную спинку — на этом мы должны основываться и в посадке ребенка. Он должен принимать пищу в максимально похожем положении.

Бёдра с ногами должны составлять прямой угол, спина должна быть прямая, ноги на полу или на подставке, голова продолжает линию спины и она может быть чуть наклонена вперед.

Руки расположены впереди на подушке, либо опираются на стол.

Положение взрослого

При кормлении ребёнка с ограниченными возможностями всегда присутствует взрослый, его положение не менее важно, чем положение ребёнка.

Взрослый находится впереди, либо сбоку от ребёнка. Обязательно на одном уровне с ним.

Когда взрослый находится в таком положении, он видит лицо ребёнка, его мимику, может следить за дыханием.

Важно следить за темпом кормления. Он должен быть не слишком быстрым. Человеку необходимо время для того, чтобы сглотнуть. Часто случается, что взрослые дают ребёнку одну ложку за другой, а он не успевает их проглатывать, соответственно, нервничает, давится и никакого удовольствия от приема пищи не получает.

Поддержка


Фото А. Гальпериной

Ребенку, которому трудно удержать себя в статичном положении, необходимо помочь организовать позиционирование в коляске.

Так мы обеспечиваем более стабильное положение головы и можем оказать ему необходимую помощь в соответствующей ситуации, например, наклонить голову вперед, если ребенок подавился.

Кормление с ложки

Как правильно кормить ребенка взрослому, если ребёнок не имеет возможности есть самостоятельно?

Взрослый находится спереди или сбоку от ребёнка. Подносит ложку с едой по центральной линии в рот, когда ребёнок закрывает его, вытаскивает ложку горизонтально. Пищи на ложке должно быть не больше чем две трети ее объема.

Важно, чтобы ложка не уходила изо рта вверх, потому что когда мы горизонтально вытаскиваем ложку, ребёнок учится снимать верхней губой пищу.

Ребёнок держит ложку в руке. Рука взрослого всё время лежит сверху на кисти руки ребёнка и помогает ему на тех этапах, на которых эта помощь требуется. Его рука становится продолжением руки ребёнка.

Взрослый придаёт усилие в тот момент, когда это требуется. Если у ребёнка, например, трудности с зачерпыванием еды, то вы помогаете ему именно в этот момент, дальше он несёт руку с ложкой ко рту самостоятельно, но ваша рука всё равно лежит на руке ребёнка, вы её не отрываете. Так как для многих детей важно чувствовать присутствие взрослого телесно, и когда вы оставляете руку подопечного, он может потеряться и забеспокоится.

В дальнейшем, когда вы видите, что ребёнок какие-то действия выполняет более самостоятельно, постепенно убавляйте свои усилия в тот момент, когда это не требуется.

Глотание

Очень важно следить за тем, как ребенок глотает. Чтобы любому человеку проглотить одну ложку с пищей, порой, необходим не один глоток, а два или даже три. У детей с тяжелыми множественными нарушениями, этот процесс требует хорошо скоординированных движений, и им требуется немного больше времени, чем нам с Вами.

У некоторых детей может быть такая особенность — они не могут проглотить всю порцию еды, которая попала им в рот. Вы ему дали ложку с едой, а он не может собрать кусочки еды, распавшиеся по ротовой полости. Здесь можно дать ребёнку пустую ложку без еды, это поможет ему сделать глоток.

Если ребенок держит пищу во рту и не глотает, можно попробовать дать ему пустую ложку без еды, иногда это помогает и он автоматически сглатывает.

Разновидности ложек


Фото Е. Загуляевой

Как подбирать ложку?

Когда ребёнок не может принимать участие своей рукой в процессе принятия пищи, то в подборе ложке учитывается главным образом материал, форма и размер чашечки — они должны соответствовать физиологическим особенностям строения ротовой полости ребёнка.

Если ребёнок своей рукой участвует в приёме пищи и у него нет ограничений в подвижности суставов, ему подойдёт прямая ложка. Но здесь к вышеперечисленным особенностям должна ещё учитываться форма и длина ручки.

Ложка, ощутимая по весу, отлично подходит для детей с ДЦП.

Если у ребёнка есть ограничение в подвижности суставов из-за чего ему трудно делать поворот ложкой, можно взять ложку изогнутой формы. Такой ложкой можно делать движение по прямой — от тарелки ко рту.

Для того, чтобы сделать ложку под руку конкретного ребенка, можно использовать полимерную глину. Она продаётся в магазинах для творчества. Вы можете сделать ручку ложки самостоятельно, запечь её в духовке, и она готова. Такие специальные ложки изогнутой формы и с толстыми ручками, конечно, продаются в специализированных магазинах, но они стоят достаточно дорого.

Разновидности стаканчиков


Фото Е. Загуляевой

Для детей, у которых есть возможность самостоятельно удерживать ёмкость для питья в руках, удобно использовать небольшую бутылочку с трубочкой.

Они продаются в детских магазинах, но также её можно сделать самостоятельно: обычная пластиковая бутылка, дырочка в крышке и короткая трубочка (можно использовать шланг для аквариума).

Чем эта бутылочка хороша? Ребёнок может её самостоятельно взять, у него ничего не прольётся и при этом, когда он берет короткую трубочку в рот — губы у него остаются сомкнуты.

Третий вариант – стаканчик с прорезанным краешком. Когда вы поите ребёнка или помогаете ему пить самостоятельно, у ребёнка при наклоне стакана край упирается в переносицу и это мешает ему. Прорезь на стакане препятствует этому, к тому же, вы имеете возможность видеть сколько жидкости из стакана вы подаёте ребёнку. Сделать прорезь можно самостоятельно, главное-стаканчик должен быть пластиковым.

Как поить ребенка


Фото А. Гальпериной

Если ребёнок пьёт из стакана, то его краешек прислоняется к нижней губе ребёнка, слегка подаётся жидкость. Дальше стакан не убирается, а опускается вниз и остаётся на нижней губе ребёнка.
При этом голова должна быть чуть-чуть наклонена вперёд.

Как помочь пить самостоятельно

Если ребёнок может пить самостоятельно, нужно помочь ему положить руки на стаканчик и помочь донести стаканчик до рта, не делая каких-то лишних движений за него.

Если он может пить самостоятельно, пусть он делает это самостоятельно.

Лайфхаки: 3 дополнительных приспособления


Фото Е. Загуляевой

Прорезиненный коврик можно подложить под тарелку, чтобы она не скользила по столу.

Если ребенок склонен бросать ложку, ее можно зафиксировать на его руке обычной канцелярской резинкой (не стягивая сильно!). Тогда ребёнок в любой момент может отпустить ложку, но она останется с ним.


Фото Е. Загуляевой

Гигиена рта

Гигиена рта — важная тема, которой родители не придают большого значения. Напрасно, потому что у детей с ограниченными возможностями слабо работает ротовая полость, существуют недостатки функций языка, губ, щёк и очень часто пища остаётся у них во рту.

Её нужно оттуда выбирать, делать это можно и нужно зубной щёткой. Обратите внимание, что рот достаточно интимная зона, поэтому, если ребёнок не бежит чистить зубы с радостью – это нормально. К тому же некоторые зубы могут болеть, из-за этого ребенок может избегать этого процесса.

Чтобы преодолеть неприязнь, можно прибегнуть к схеме игры: рассказать какой-нибудь стишок, поиграть с зубной щёткой, чтобы ребёнок привык и как бы не боялся. Можно поэкспериментировать с разнообразными вкусами зубных паст.

Разновидности зубных щеток

Зубная щётка, так же, как и ложка, должна соответствовать рту ребёнка. Если это взрослый ребёнок, то зубная щётка должна быть, соответственно, большой. Если маленький, соответственно, маленькой.

Для детей с ДЦП очень подходят электрические зубные щётки. Почему? Потому что ручка у них достаточно большая и увесистая — ее удобно держать в руке. К тому же часто ребенок может самостоятельно использовать такую щетку, так как она не требует мелких движений рук, её достаточно просто обхватить ладонью.

Жевание

С какого момента надо переходить к пережёвыванию твёрдой пищи?

Когда у ребёнка есть зубы, когда у него есть интерес к пище, и когда он достаточно хорошо ест с ложки.

Почему? Потому что при пережевывании твердой пищи в большей степени задействованы мышцы языка, губ, щёк, рта, то есть это способствует развитию речи ребёнка. И, опять же, если зубы испытывают недостаточную нагрузку, они могут начать портиться и даже выпадать.

Как научить жевать? Так же, как учат жевать маленьких детей, по чуть-чуть: берется кусочек яблочка, печенья помещают его в марлечку и кладут на боковые жевательные зубы ребёнка, сначала с одной стороны челюсти, потом — с другой. Так он пробует жевать.

Марлечка нужна для того, чтобы ребёнок не подавился этой пищей

Частые ошибки взрослых


Фото Е. Загуляевой

Первая ошибка: неправильное положение ребёнка при приёме пищи. Родителям кажется, что раз ребёнок лежит, то его так удобнее кормить – и быстрее, и легче. На самом деле это не так. В положении лежа неправильно задействованы все части ротовой полости. Принимать пищу лежа не физиологично. В таком положении существует большая вероятность, что ребёнок будет давиться.

Вторая ошибка: для детей с ограниченными возможностями приём пищи достаточно трудоемкий процесс. Хотелось бы, чтобы ребёнок получал от этого удовольствие. Поэтому если ребёнок отказывается от пищи – не нужно его насильно кормить. Если ребёнок не хочет сейчас есть и нет никаких других причин – допустим, еда холодная какая-то или несолёная – а просто у него нет настроения, дайте ему возможность сделать такой выбор.

Третья ошибка: так как детям с ДЦП часто трудно глотать, бывает что родители кормят его супом и при этом ребёнок очень часто давится. Всё происходит потому что суп — это неоднородная консистенция – тут и жидкость и твёрдые частички – это всё ребёнку очень сложно во рту правильно удержать и правильно проглотить. Лучше делать либо однородную консистенцию супа (при помощи блендера), либо кормить отдельно жидкостью и отдельно твердой (густой) пищей.

Четвертая ошибка: неправильный темп кормления. Часто бывает, что родители быстро дают ребенку ложку за ложкой — ребёнок не успевает первую проглотить, а ему уже третью в рот кладут и он давится. Следите за конкретным ребенком и давайте ему пищу в его темпе.

Самостоятельность

В заключение хотелось бы сказать, что, конечно, то, что я сейчас рассказывала – это общие правила. Для каждого ребёнка необходим индивидуальный подход. Присматривайтесь к ребенку и не бойтесь давать ему проявлять самостоятельность, это очень важно для него, для развития его личности.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.