Роль родителей в социализации и социальной адаптации ребенка с дцп

Тимофеева Тамара Васильевна

1. Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

3. Социальная реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в деятельности сотрудников ГБОУ № 627 Невского района Санкт-Петербурга.

Ежегодно в нашей стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями.

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, сопровождающейся нарушением в развитии, затруднением в самообслуживании, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.

Такую помощь получают обучающиеся ГБОУ № 627 Невского района.

В ГБОУ № 627 Невского района обучаются дети с различными отклонениями в развитии. Обучающиеся подразделяются по степени восстановления, образовательному уровню, профессиональной пригодности:

1) по степени восстановления: в зависимости от характера нарушения одни аномалии могут полностью преодолеваться в процессе развития ребенка, другие лишь частично корректироваться, а некоторые только временно компенсироваться.

2) по образовательному уровню: одни дети могут овладеть только навыками самообслуживания, другие – элементарными образовательными знаниями, третьи – полным курсом средней школы.

3) по профессиональной пригодности: одни дети компенсируются в пределах социально-бытовой ориентации, другие – в условиях малоквалифицированной работы.

Дети получают социальную реабилитацию в полном объеме. Работа всех специалистов школы направлена на всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребёнку; социальной адаптации аномально развивающегося ребёнка.

Социальная реабилитация понятие широкое и емкое. Оно включает в себя адаптацию и приспособление инвалида к самому себе, адаптацию его в обществе, в окружающей среде. Болезнь или ее последствия нередко или полностью меняют жизненный стереотип человека.

Какими бы благоприятными не были условия социальной реабилитации, ее результаты во многом зависят от активности самой личности.

Важно иметь в виду, что социальная реабилитация есть процесс продолжительный: в течение всей жизни человека.

Сущность социальной реабилитации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Реабилитационная деятельность ГБОУ школы направлена на :

1. Развитие духовных и физических способностей ребенка;

2. Содействие в получении образования в соответствии с тяжестью заболевания (индивидуальные программы обучения);

3. Обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны как допускающие обучение лишь практическим навыкам ;

4. Содействие в выполнении соответствующей деятельности, при невозможности получения прогрессивного образования (при выполнении неквалифицированной помощи);

5. Установление реального и более комфортного контакта с внешним миром;

6.Поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а также духовного равновесия;

7. Организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни.

8.Обучение навыкам пользования приборами социально - бытового назначения.

Ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей;

Следовательно, важен диалог и подлинное сотрудничество с ребенком.

Атмосфера совершенствования поведения ребенка с ограниченными возможностями предполагает развитие системы инновационных подходов, ориентированных на детей с ограниченными возможностями, открывающих им доступ к образованию, труду, спорту, искусству, широкому общению.

В их социальной адаптации определяются два направления:

- первое имеет целью приспособить к ребенку окружающую среду. Для этого существуют специальные технические средства передвижения (коляски, костыли, трости, велосипеды), предметы обихода (тарелки, ложки, особые выключатели электроприборов), пандусы, съезды на лестницах.

- второй способ адаптации ребенка с двигательным дефектом – приспособить его самого к обычным условиям социальной среды.

Сотрудники школы стремятся к тому, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями смог реализовать себя в соответствии со своими способностями, интересами, навыками и потребностями.

Огромное значение придаётся взаимодействию педагогов и родителей.

Методы, используемые специалистами ГБОУ школы№ 627 в работе с детьми-инвалидами:

Иппотерапия (лечебная верховая езда)

Иппотерапия стала полноправной составляющей в работе сотрудников школы по реабилитации детей со страшным диагнозом церебральный паралич.

Иппотерапия – лечение без боли, без страха и насилия, без труднопереносимых процедур и препаратов.

При ходьбе лошади ее мышцы массируют тело сидящего на её спине человека. Такой массаж и тепло лошади и ритм ее шагов способствуют появлению новых реакций у ребёнка. Эмоциональная связь с животным, требующая активной мобилизации физических и психологических ресурсов и условий езды на лошади поднимают активность, настроение, способствуют достижению самостоятельности. При проведении занятий ритм обучения навыкам верховой езды соотносится со способностями и возможностями здоровья.

При этом обязательными принципами иппотерапии являются:

-исключение насилия над животными.

Главным итогом занятий верховой ездой является повышение качества жизни.

В большинстве случаев у обучающихся после таких занятий нормализуется поведение, развиваются психомоторные навыки и в целом улучшается жизненный тонус.

В личном плане занятия позволяют повысить самооценку, улучшить самоконтроль, способствуют повышению общительности, дисциплинированности, уверенности в себе, концентрации внимания.

В психомоторном плане занятия нормализуют тонус мышц, улучшают ориентировку во времени и пространстве.

Арттерапия – лечение искусством, посредством художественного творчества.

Ценность данного метода состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне изучать и анализировать разные чувства ребёнка.

Существует несколько вариантов использования этого метода:

- использование уже существующих произведений искусства через их анализ.

- побуждение ребёнка к самостоятельному творчеству.

- использование произведений искусств и самостоятельное творчество ребёнка.

- творчество самого специалиста – лепка, рисование, направленное на взаимодействие с ребёнком.

Библиотерапия.

Она предусматривает специальное коррекционное воздействие на лицо с ограниченными возможностями с помощью чтения специально подобранной литературы, которая способствует нормализации и оптимизации психического состояния ребенка. Реабилитационное воздействие чтения проявляется в том, что художественные образы и связанные с ними чувства направляют их по новому руслу.

Музыкотерапия.

В ней используются разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции детей с ограниченными возможностями, развитие их творческих способностей, расширение кругозора, активация социально адаптивных способностей.

Игровая терапия.

Она рассматривается как средство для раскрепощения патологических, психических состояний ребенка. Являясь уникальным средством комплексной реабилитации, эта технология может выполнять функции социализации, развития, воспитания, адаптации, релаксации.

Игры несут в себе элементы физического и социально-психологического тренинга, активизируют мыслительную деятельность, воображение, творческие способности детей; развивает ориентацию, учит поиску нужного решения.

Глинотерапия.

Это работа с пластическими материалами (глина, пластилин, тесто). Изготовление различных поделок способствуют развитию интеллекта, мотивации для активного участия в социокультурном пространстве, повышению самооценки, овладении навыками профессионального мастерства.

Трудотерапия.

Трудотерапия – это метод восстановления нарушенных функций и трудоспособности при помощи трудовых операций.

Таким образом, мы делаем следующие выводы.

1) Ребенок с детским церебральным параличом – это ребенок, у которого ведущим является двигательный дефект.

2) Работа с такими детьми строится на основе индивидуальной программы реабилитации (ИПР). ИПР – это перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способности инвалида к бытовой и общественной деятельности.

Самое важное в работе с детьми с детским церебральным параличом то, что реабилитация должна быть комплексной и направлена не только на детей, но и на всю семью в целом.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

11.1. Социальная и педагогическая интеграция: современные проблемы

Начиная с 90-х годов, в России формируется новая образова­тельная система для детей с ограниченными возможностями здо­ровья. В сфере специального образования происходят существен­ные изменения, связанные со следующими основными факторами (39,40,83,85,87,88):

- новым отношением к детям с ограниченными возможностя­ми здоровья;

- эффективным решением вопросов их социализации, про­фессионально-трудовой подготовки в новых рыночных условиях;

- обновлением категориального аппарата в соответствии с меж­дународной практикой и тенденцией гуманистического подхода;

- расширением контингента детей, которые нуждаются в спе­циальном образовании, специальной помощи и поддержке. Поми­мо традиционно относимых к категории детей с нарушением раз­вития (слуха, зрения, речи, интеллекта) в сферу специального об­разования включают школьников массовых школ, испытывающих трудности в поведении, обучении, общении, детей-сирот и остав­шихся без попечения родителей, а также одаренных детей, у кото­рых свои сложности и проблемы;

- изменением концептуальных основ специального образова­ния, появлением наряду с дифференциацией и совершенствованием 8 типов специальных (коррекционных) учреждений интегра­ции и интегрированного обучения (социальной и педагогической интеграции) и возможностью выбора родителями формы обучения и типа образовательного учреждения для своего ребенка;

- разработкой моделей стандартов специального образования и психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в процессе обучения.

Под специальным образованием мы понимаем обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями развития и здоровье, направленное на их наиболее полную социальную интеграцию в обще­ство, на достижение максимально возможного уровня образованности с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Социализациясовокупность всех социальных процессов благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные роли и культурные нормы.

Как уже говорилось выше, цель системы образования для детей с ограниченными возможностями здоровья — максимально возможная социализация.

Социализация включает: раннюю социализацию (от рождения до поступления в школу); обучение (школьное и профессиональ­ное), социальную зрелость (трудовая активность), завершение жизненного цикла (с момента прекращения постоянной трудовой деятельности).

Направления социализации:

— развитие личности ребенка (межличностного общения);

подготовка к самостоятельной жизни;

— профессиональная подготовка и возможность трудоустрой­ства.

Наиболее эффективна социализация в условиях интеграции. Ни у кого не вызывает сомнения, что конечная цель специального образования детей с физическими и психическими откло­нениями — полное интегрирование в обществе, использование ими социальных привилегий и благ, доступных остальным граж­данам.

Следовательно, интеграция детей с ограниченными возможно­стями здоровья становится в нашей стране ведущим направлением в развитии специального образования на рубеже XXI века.

обобщенном виде: (интеграция — включение в общий поток ил одно из важных средств подготовки к самостоятельной жизни в обществе или сторона процесса развития, связанная с объединение в целое ранее разнородных частей и элементов).

Как следует из опыта разных стран методологической базой^ интеграции детей с ограниченными возможностями в систем обычного образования является принцип равных прав и возможностей в получении образования (17).

При этом интеграция выступает в двух форма социальной и педагогической (учебной).

Социальная интеграция (интеграция в общество) предполагаем социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможности здоровья в общую систему социальных отношений и взаимодействий прежде всего, в рамках той образовательной среды, в которую интегрируется

Наличие проблемы интеграции детей-инвалидов в обществ обусловлено, с одной стороны, имеющимися у них отклонениями в физическом и психическом развитии и, с другой, недостаточным совершенством самой системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для детей с ограничениями жизнедеятельности.

Имеется два подхода к интеграции инвалидов в общество. Первый подход предполагает приспособление инвалида к вхождению в ординарное общество, его адаптацию к имеющимся окружающим условиям. Этот подход, безусловно, страдает одностороннее узостью и узостью. Следуя ему невозможно добиться желаемых результатов, тем более, что процесс социализации личности двусторонний. Кроме того, инвалид в этом процессе подготовки должен быта не только объектом интеграции, но и обязательно субъектом активным участником этого процесса.

Второй подход предполагает кроме подготовки инвалида вхождению в общество также и подготовку общества к принятию инвалида. Если какие-то аспекты первого направления уже разрабатываются, то пути реализации второго направления только нащупываются, к ним только-только подступают.

Да наш взгляд, интеграция в общество детей с ограниченным возможностями здоровья должна включать:

воздействие общества и социальной среды на личность ребенком с отклонениями в развитии;

активное участие в данном процессе самого ребенка;

совершенствование самого общества системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к сво-

им потенциальным субъектам оказывается недоступной для таких детей.

В рамках проблемы интеграции в общество детей с ограничен­ными возможностями в развитии важно учитывать социальное последствия; выражающиеся и ограничении жизнедеятельности и социальной недостаточности.

Под ограничением жизнедеятельности имеются в виду снижение следующих способностей:

- адекватно вести себя;

-эффективно общаться с окружающими;

Интеграция в общество детей-инвалидов это целенаправленный процесс передачи обществом социального опыта с учетом особеннос­тей и потребностей различных категорий детей-инвалидов при ак­тивном их участии и обеспечения адекватных для этого условий/в результате которого происходит включение детей во все социальные системы ; структуры, социумы и связи, предназначенные для Здоровых детей, активное участие в основных направлениях жизни и деятель­ности общества в соответствии с возрастом и полом, подготавливая и к полноценной жизни, наиболее полной самореализации и раскрытия как личности,

Передача социального опыта, Обучение социальным формам и способам деятельности осуществляется посредством воспитания; обучения, включения в различные виды деятельности и воздейст­вия среды.

Социальная адаптация, обуславливая способность человека приспособиться к изменяющимся условиям жизни, является важ­нейшим механизмом социализации и интеграции Социальная адаптация осуществляется в процессе различных видов деятельности (игра, общение, учение, труд) и самосознания человека. Эти виды деятельности являются одновременно средствами адаптации и его целями, результатами на различных этапах человеческой жизни

В процессе обучения необходимо включить все виды социаль­ной адаптации: социально-бытовую, социально-средовую, соци­ально-трудовую, социально-психологическую, социально-Педаго­гическую.

Одним из важнейших факторов социальной интеграции инвалидов является подготовка общества к принятию инвалидов. Эта подготовка включает формирование соответствующих правовых основ государства, регламентирующих благоприятные уел для интеграции, формирование положительного отношения здоровых членов общества к детям с ограниченными возможное - в развитии подготовка и приспособление среды обитания для категории детей.

Педагогическая интеграция предполагает формирование у детей с ограниченными возможностями в развитии способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной прогр мой, то есть общим учебным планом (совместное обучение в школе или в классе),

Еще Л. С, Выготский (10) указывал на необходимость создания такой системы обучения в которой удалось бы органически увязать специальные обучение с обучением детей с нормальным развитием.

Он считал, что при всех достоинствах наша специальная шк отличается тем основным недостатком,, что она замыкает своего воспитанника — слепого, глухого или умственно отсталого ре ка — в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутой в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь Специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира, обычно развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции и усиливают его сепаратизм. Поэтому Л.С. Выготский (10) полагал, что задачей воспитания ребенка с рушением развития является его интеграция в жизнь и создан условий компенсации его недостатка с учетом не только биологических, но и социальных факторов.

В настоящее время в России развивается две основные моде педагогической интеграции интернальная и экстернальная.

Интернальная интеграция — интеграция внутри системы социального образования, а экстернальная — предполагает взаимодействие специального и массового образования.

Формами интегрированного обучения являются специальные классы в общеобразовательной школе и совместное обучение в ( ном классе. Специальные классы могут быть созданы для определенной категории детей (например, с нарушением слуха, зрения задержкой психического развития, умственной отсталостью, и др.) или объединять различные категории детей с отклонения в развитии (например, с задержкой психического развития и умственной отсталостью, сложным комплексным нарушением и др;

Для успешности педагогической интеграции необходимо со­блюдение 3-х важных условий:

- учета возможностей ребенка;

- соблюдение желания родителей, оказание помощи и поддержки;

— помощи службы сопровождения (как внутренней, так и внешней).

Под понятием сопровождение подразумевается помощь, поддержка и обеспечение развития ребенка Службы сопровождения зародились вместе с развитием системы образования и существуют в России почти две сотни лет. Если для системы массового образо­вания сопровождение развития ребенка является относительно новым явлением, то в специальном образовании (дефектологии) в (Современных условиях оно лишь видоизменило свою форму и содержание в связи с кардинальными социально-экономическими преобразованиями в нашем обществе и изменением отношения его членов к лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Психолого-педагогические медико-социальные (ППМС) службы или центры сопровождения осуществляют работу о ребенком в следующих случаях:

— выявление проблем в ходе диагностики;

- обращения семьи за консультацией;

- обращения самого ребенка по поводу проблем.

Основными функциями деятельности ППМС центров явля­ются: диагностика, консуальтации, информированность, помощь в решении проблем, Особую роль ППМС центры сопровождения играют в выборе образовательного маршрута ребенка, в преодолении затруднений в учебе и решении проблем личностного разви­тия. ППМС-центры оказывают помощь не только учащимся и учителям школы, но и родителям в решении проблем развития их ребенка, а также в связи с переходом, подростка из школы в реаль­ную жизнь, в подборе специальных условий работы и проживания. При коррекции проблем приоритет отдается индивидуальной работе, изменению окружающей гребенка-инвалида среды или изме­нению позиции ребенка по отношению к среде.

Структура службы сопровождения при экстернальной педаго­гической интеграции наиболее сложна и может быть эффективна лишь в условиях взаимодействия администрации, педагогов, пси­хологов и других специалистов массовой и специальной школ. В таблице 6 представлены основные этапы и уровни сопровожде­ния при интегрированном обучении в условиях общего класса мас­совой школы с указанием основных ключевых фигур сопровожде­ния учащихся с Д ЦП при оказании помощи в классе, вне класса и вне школы.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Асланова Сабина Рамиз Кызы

В современном обществе ведется активная работа по облегчению социализации детей с различными отклонениями. Социальная адаптация детей с детским церебральным параличом остается одной из наиболее актуальных проблем. Однако отсутствие комплексного подхода, единых стандартов в подготовке кадров, разрозненность действий различных социальных институтов является стопором в решении данной проблемы. Социальная адаптация детей-инвалидов в дошкольном и школьном образовании определяется как педагогическая проблема. Разработка различных методик и программ адаптации таких детей основная задача коррекционной педагогики. В теоретической части статьи дается описание детского церебрального паралича в форме комплексной комбинации двигательных и интеллектуальных нарушений в тяжелой форме в условиях дошкольного образовательного учреждения; в практической части особенности и основные методики, индивидуальная программа реабилитации и социализации ребенка .

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Асланова Сабина Рамиз Кызы

SOCIAL ADAPTATION IN CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY

The 21st century society is actively working to facilitate the socialization of children with various disabilities. Social adaptation of children with cerebral palsy is one of the most pressing problems. However, the lack of an integrated approach, common standards in training, inconsistency of actions of various social institutions hampers the solution of this problem. Social adaptation of disabled children in pre-school and school education is defined as a pedagogical problem. The development of various methods and programs of adaptation of these children is a main task of inclusive pedagogy. In its theoretical part the article gives a description of cerebral palsy in the form of a complex combination of motor and intellectual disorders in severe conditions in a preschool educational institution. In its practical part the article presents basic features and techniques, individual program of rehabilitation and socialization of a child .

УДК 376.2 ББК 74.5

ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ

Аннотация. В современном обществе ведется активная работа по облегчению социализации детей с различными отклонениями. Социальная адаптация детей с детским церебральным параличом остается одной из наиболее актуальных проблем. Однако отсутствие комплексного подхода, единых стандартов в подготовке кадров, разрозненность действий различных социальных институтов является стопором в решении данной проблемы. Социальная адаптация детей-инвалидов в дошкольном и школьном образовании определяется как педагогическая проблема. Разработка различных методик и программ адаптации таких детей - основная задача коррекционной педагогики. В теоретической части статьи дается описание детского церебрального паралича в форме комплексной комбинации двигательных и интеллектуальных нарушений в тяжелой форме в условиях дошкольного образовательного учреждения; в практической части - особенности и основные методики, индивидуальная программа реабилитации и социализации ребенка.

Ключевые слова: социальная адаптация; детский церебральный паралич; интеллектуальные нарушения; сложная структура дефекта; тяжелые двигательные и интеллектуальные нарушения, речевые нарушения, индивидуальная программа реабилитации и социализации ребенка.

SOCIAL ADAPTATION IN CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY

Abstract. The 21st century society is actively working to facilitate the socialization of children with various disabilities. Social adaptation of children with cerebral palsy is one of the most pressing problems. However, the lack of an integrated approach, common standards in training, inconsistency of actions of various social institutions hampers the solution of this problem. Social adaptation of disabled children in pre-school and school education is defined as a pedagogical problem. The development of various methods and programs of adaptation of these children is a main task of inclusive pedagogy. In its theoretical part the article gives a description of cerebral palsy in the form of a complex combination of motor and intellectual disorders in

severe conditions in a preschool educational institution. In its practical part the article presents basic features and techniques, individual program of rehabilitation and socialization of a child.

Keywords: social adaptation; cerebral palsy; intellectual disability; complex defect structure; severe physical and mental disabilities, speech disorders, individual program of rehabilitation and socialization of a child.

Вначале XXI века процесс социальс ной адаптации детей с физическими и умственными отклонениями является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Усиление толерантных течений в обществе, массовое осознание инвалидов как полноценных членов социума, их принятие и интеграция в большинство сфер жизни вкупе с общим развитием уровня медицины и активного привлечения благотворительных и государственных средств в данный сегмент, по сути, перевернули само представление о людях с отклонениями. Еще полвека назад люди (как взрослые, так и дети) с заболеваниями, подобными ДЦП, занимали место на периферии общества, а на самом деле превращались в изгоев, в том числе в учебных заведениях и в своих семьях. Сегодня в обществе в целом и в науке в частности есть понимание, что проблема адаптации инвалида — это не проблема пациента, испытывающего коммуникационные или физические трудности при контакте, это проблема социума, не предоставившего ему необходимые для этого инструменты. Касательно детей-инвалидов, эта проблема, безусловно и в первую очередь, лежит в области реабилитологии, психологии и педагогики. Сегодня только в нашей стране множество психологов, философов, социологов, педагогов, изучают различ-

ные аспекты процесса социализации: исследуют механизмы восприятия больных детей, описывают этапы и стадии заболевания, выявляют факторы, способные дать каталитический эффект при проведении социализации. Но, несмотря на высокий интерес и достаточно серьезную финансовую и методологическую поддержку, проблемы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями в науке на постсоветском пространстве все еще не являются предметом специального комплексного исследования. Более того, с каждым годом наблюдается динамика к сужению фокуса исследовательских работ, смещение акцентов в сторону специфических прикладных факторов. На этом фоне даже весьма внушительные успехи в отдельных областях, при отсутствии общей системы, оказываются малопригодными для внедрения в текущих реалиях. Но при этом они активно применяются как составная часть комплексных программ ведущих клиник США, Канады, Европы и Израиля [3].

мы наблюдаем концентрацию усилий вокруг пациентов с тяжелыми нарушениями деятельности опорно-двигательного аппарата (колясочниками), ставшими символами всего движения за социализацию инвалидов. В то же время пациенты с тяжелыми формами ДЦП и, в первую очередь, с многосторонними нарушениями физического и умственного развития нуждаются в адаптации и социализации в гораздо большей степени, чем колясочники. Особенно важен этот аспект на фоне внедрения современных медицинских технологий. Оборотной стороной этой, безусловно, положительной статистики является тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями в абсолютных величинах.

Интеллектуальные нарушения при церебральном параличе являются лишь одной частью сложного комплексного дефекта, включающего нарушения двигательного, сенсорного, эмоционально-волевого развития. При этом имеет место критическое снижение влечения к познавательной деятельности и, в первую очередь, деградация и атрофия абстрактного мышления, а также нарушения в других высших психических функциях. Те или иные дефекты в интеллектуальной деятельности в разной степени выраженности наблюдаются в 30-50% случаев ДЦП. Физиологически наиболее часто это является следствием поражений коры головного мозга, а также их сочетаний с повреждениями мозжечковой системы (атонически-астатическая форма детского церебрального паралича). Также подобные нарушения наблюдаются при генетически обусловленных синдромах детского церебрального паралича.

В большинстве случаев это атипичная форма, характеризующаяся неравномерностью проявлений интеллектуального дефекта. В ряде случаев неравномерность проявляется в дефиците развития таких высших корковых функций, как оптико-пространственный гнозис, конструктивный праксис, счет, в сочетании с типичными для нарушения интеллекта признаками — инертностью мышления, конкретностью, нарушениями в построении причинно-следственных связей. Также распространена и другая форма нарушений, связанная с недоразвитием лобной коры головного мозга. Дети с такими нарушениями отличаются выраженной некритичностью, эйфорией, стойкими нарушениями произвольной регуляции, двигательной расторможенностью [1, с. 119].

Часто нарушение интеллекта у детей с церебральным параличом проявляется совместно с ярко выраженной психической дисфункцией, приводящей к полной невозможности психического усилия или его отсутствию в значительной мере. В качестве сопутствующих, но менее серьезных нарушений можно выделить чрезмерную рассеянность, невозможность сконцентрироваться на чем-либо, бездеятельность, трудности при установлении контакта с окружающими. Данная форма нарушений называется атоническая форма олигофрении. Она преобладает у детей с двусторонней гемиплегией и при атонически-астатической форме ДЦП.

Отдельно в системе развития больных ДЦП с аномальным психическим развитием детей необходимо выделить дефекты речи. Речевые нарушения могут принимать самые

разнообразные формы: дизартрии и анартрии, сенсорные и моторные алалии и дислалии, дислексии и дис-графии. Уровень сенсорного развития зависит от в разной степени зависит от множества факторов, в том числе от глубины и формы поражения двигательной и интеллектуальной функций, их подфунций, характера и степени поражения отделов головного мозга, а также комбинации этих поражений, от возраста и пола ребенка, вторичных нарушений.

Детский церебральный паралич, осложненный нарушением интеллекта, — это сложный дефект, где доминантными являются первичные и одновременные нарушения двух и более функциональных систем организма в сочетании с поражением структур мозга, каждое из которых существует в этом комплексе с характерными для него вторичными расстройствами. Это значительно усложняет общую структуру дефекта, делая его компенсацию, по сути, индивидуальной и уникальной задачей. Ошибочные действия при компенсации сложных дефектов, применение штампов и стандартизированных методик, не учитывающих особенности конкретного повреждения, зачастую приводят к обратным эффектам, негативно отражается на психическом развитии детей данной категории и вызывает трудности социальной адаптации.

При этом важно понимать, что нарушения психического и физического развития у детей накладывают серьезные ограничения на жизнедеятельность таких пациентов, способствуют их социальной дезадаптации. Во многом жизнь и быт таких детей определяются нарушениями в развитии. Затруднения в самообслужива-

нии, общении, обучении, овладении профессиональными навыками во многом определяют само существование и самосознание маленьких пациентов, их место в социуме. Освоение такими детьми социального опыта, включение их в систему общественных отношений требуют от общества и государства определенных мер, средств и усилий. В качестве инструментов лечения, адаптации и социализации выступают специальные программы, центры по реабилитации, специализированные учебные заведения и т.д. Но крайне важно, что разработка и применение этих мер должны основываться на знании механизмов процесса социализации, учитывать особенности и тонкости каждого конкретного случая. Как показывает практика, индивидуальный подход к пациенту, несмотря на несколько большие расходы, оказывается в разы эффективней методик, основанных на обобщенном опыте.

Актуальность темы, ее дальнейшее развитие и расширение, предполагает широкое обсуждение факторов и механизмов социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. Несмотря на значительный научный прогресс в этой области в начале XXI века, многие физиологические, психологические, социальные вопросы по-прежнему остаются без ответа. Мы знаем, что эти дети ориентируются на улице: различают тротуар и проезжую часть, знают их назначение. Могут назвать профессии, дорожные знаки. Ориентируются в растениях и животных. В ряде случаев в некоторых узких областях дети, больные ДЦП, могут демонстрировать знания, превосходящие результаты сверстников.

Также с уверенностью можно утверждать, что при посещении культурных мероприятий нарушения не мешают детям понимать смысл происходящего. Они могут выполнять элементарные трудовые операции: убирать игрушки, вытирать доску, накрывать на стол, мыть посуду, поливать цветы, убирать за собой, расставлять предметы на свое место, стирать и гладить кукольное белье, подметать пол, помогать взрослым убираться и другие простейшие операции. У них, как и у здоровых детей, хотя зачастую и с меньшим прогрессом, но развивается потребность в восприятии и познании окружающего мира. С возрастом проявляется дальнейшее формирование и закрепление приобретенных навыков. Активная речь начинает формироваться примерно с пяти лет. С этого же возраста начинает формироваться и проявляться социальная приспособленность. По нашим наблюдениям, этот возраст считается самым продуктивным на данном этапе развития ребенка. Навыки самообслуживания, такие как еда, туалет и умывание, формируются равномерно. С пяти лет начинается период их скачкообразного развития.

При реабилитации и социализации детей, больных ДЦП, педагогическая наука определяет основные направления работы. В программе и методических рекомендациях по социальной адаптации детей с сочетанием тяжелого двигательного и интеллектуального дефекта при церебральном параличе выделяют следующие области:

1) развитие коммуникативных навыков;

2) развитие социально-бытовых навыков;

3) создание адекватной коррекци-онно-развивающей среды [1, с. 120].

Целью программы социальной адаптации является конструирование индивидуальной среды развития ребенка с ограниченными двигательными и интеллектуальными возможностями, способствующей эффективному освоению социального пространства, адаптации и полноценной жизнедеятельности, а также обучение навыкам, способствующим взаимодействию с социальным окружением.

При реализации индивидуальная программа реабилитации и социализации ребенка разбивается на несколько этапов:

• диагностика навыков, необходимых для социальной адаптации;

• диагностика социальной среды ребенка;

• организация коррекционно-развивающей среды, соответствующей возможностям и способностям ребенка;

• обучение ребенка элементарным навыкам самообслуживания, навыкам взаимодействия с окружающими;

• формирование у ребенка максимально возможной самостоятельности в созданных условиях;

• работа с родителями и педагогическим коллективом по обучению взаимодействию с ребенком [там же].

Первая форма социального общения между детьми — это контакты, возникающие между ними по поводу игрушек или предметов. Дети могут подражать друг другу, координировать свои действия и стараться понять друг друга. По мере того как развиваются коллективные навыки, способности к совместным действиям и навыки общения, взаимодействие

со сверстниками становится все более стабильным и продолжительным.

Развитию коммуникативных навыков и формированию позитивного опыта общения способствует развитие положительных качеств личности ребенка: доброжелательности, терпения, понимания, взаимоуважения, сочувствия, уверенности в себе, инициативы, самоконтроля.

Дети с различными формами ДЦП зачастую имеют ряд проблем с установлением контакта с окружающей средой, гиподинамии, нарушения психоэмоциональной сферы и частой зависимостью от взрослых, а в наиболее сложных случаях — сложную комбинацию этих факторов. Все это требует создания специальных условий для систематического развития детей при выполнении упражнений в различных видах деятельности, разработки и внедрения со-

временных видов исследования скрининга и мониторинга детей в различных состояниях, выявления наиболее эффективных способов развития для каждого конкретного пациента. Особые требования предъявляются к инструментам, игрушкам, наглядным пособиям, дидактическим играм и специальным приспособлениям, используемым как средство коррекции и компенсации первичного дефекта (оптические средства, логопедический комплект инструментов, комплект поддерживающих устройств, улучшающих двигательные акты при нарушениях опорно-двигательного аппарата, коррекционная выраженность игрового материала и др.), к технике безопасности, а также к качеству подготовки и дисциплине специализированного персонала.

Программа для каждого ребенка состоит из следующих блоков:

1. Определение социального статуса, исходных психофизических особенностей ребенка, его творческих наклонностей.

2. Постановка задач социальной адаптации и определение путей их достижения за конкретный период.

3. Фиксация достигнутых результатов и их осмысление.

4. Составление предварительной программы следующего периода адаптации [2, с. 89].

Содержание программы обсуждается дефектологом и воспитателем группы, при этом они решают вопросы реализации задач программы на занятиях, применения методов и приемов, способствующих закреплению и переносу усвоенных знаний в новые ситуации. Занятия целесообразно проводить во время бодрствования не ранее чем через полчаса после при-

ема пищи, необходимо разграничить двигательную и интеллектуальную нагрузку, избегать резкой смены положения тела ребенка, внимательно наблюдать за состоянием ребенка. В целом же при составлении индивидуальной программы на ранних и средних стадия адаптации рекомендуется использование максимально дискретных блоков занятий, ориентированных на строго определенные функциональные сектора. В большинстве случаев такой подход позволяет равномерно нагружать различные центры ребенка, максимально полно использовать ограниченный потенциал развития ребенка, имеющего нарушения. Также такой подход облегчает наблюдение и значительно повышает точность мониторинга состояния пациента и прогресса его развития. Применение комплексных методик, весьма популярных в дошкольной педагогике у здоровых детей, в данном случае, напротив, может дать негативный эффект, который к тому же может оказаться завуалированным. При комплексном подходе прогресс в отдельных областях может скрыть за собой серьезные усугубления в смежных и зависимых областях, последствия которых могут проявиться лишь спустя время, и в некоторых случаях могут носить необратимый характер.

Материал, представленный нами, определяет практическую значимость работы. Он может быть использован в деятельности воспитателей, психологов, дефектологов и родителей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Капустина, А.А. Особенности социальной адаптации детей с сочетанием тяжелых двигательных и интеллектуальных нарушений при детском церебральном параличе в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / А.А. Капустина // Пермский педагогический вестник. - 2014. - № 5. - С. 118-122.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.