Самоотношение у подростков с дцп

Каталог научных материалов

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжелое заболевание, которое возникает у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования (внутриутробном, в период родов или в период новорожденности). Основным клиническим симптомом при ДЦП является нарушение двигательных функций, кроме того, у детей с ДЦП имеют место нарушения зрения, слуха, речи, интеллекта. По данным ряда авторов, на 10 000 новорожденных приходится 34–42 ребёнка, страдающих церебральным параличом. За последнее десятилетие в России количество детей с детским церебральным параличом увеличилось.

Причины развития ДЦП разнообразны. К вредным факторам, оказывающим негативное влияние на развитие мозга ребёнка на разных этапах его онтогенеза, относятся инфекционные заболевания матери в период беременности, психические и физические травмы, механические травмы во время родов, асфиксии, черепно-мозговые травмы и пр. повреждение еще незрелых мозговых структур существенно влияет на последующее развитие познавательных процессов и личности детей с ДЦП. Известно, что погибшие нервные клетки не способны к восстановлению, но необычная функциональная пластичность нервной ткани ребёнка способствует развитию компенсации дефекта. Многолетний опыт отечественных и зарубежных специалистов, работающих с детьми с церебральным параличом, показал, что, чем раньше начата медико- педагогическая реабилитация этих детей, тем она эффективней и лучше её результаты.

Успех реабилитации во многом зависит от семьи, и она должна рассматриваться как один из исполнителей и объектов реабилитации, как микро социум, в котором происходит развитие и становление ребёнка.

Обычно ребёнок с ДЦП не имеет возможности пройти все циклы социализации, взросление его задерживается. Всё это происходит из-за того, что взрослые не обеспечивают должной социально-психологической адаптации такому ребёнку. Вследствие этого он на всю жизнь остаётся инфантильным, зависимым от других, пассивным, комфортно чувствующим себя лишь с близкими людьми.

Когда в семье появляется ребенок с ограниченными возможностями, она переживает как бы два кризиса: само по себе рождение ребёнка является кризисом в жизненном цикле семьи, поскольку ведет к переосмыслению социальных ролей и функций, иногда при этом возникают конфликтные моменты. Когда же ребёнок имеет признаки инвалидности, то этот кризис протекает с удвоенной остротой. Это резко меняет социально-экономический статус семьи, нарушает социальные связи. Крайне обостряются морально-психологические проблемы. У большинства родителей возникает чувство вины, которое сопровождается ощущением собственной неполноценности. Жизнь семьи протекает в условиях психотравмирующей ситуации, когда родители не только прячут от окружающих больного ребёнка, но и сами стараются отгородится от мира. Нередко эти семьи распадаются, а ребёнок, как правило, остаётся с матерью. Семья, являющаяся одним из гарантов социальной адаптации ребёнок, далеко не всегда сохраняет способность выполнить эту функцию. Близкие нередко теряют уверенность в себе, не способны правильно организовать общение и воспитание ребёнка, не замечают его действительных потребностей, не могут правильно оценить его возможности.

Общение следует рассматривать в качестве специфической формы деятельности человека и одного и из главных регуляторов поведения. Общение оказывает решающее влияние на формирование личности, её содержательных и формальных характеристик, психических процессов, свойств и состояний.

Речь, как основное средство общения, развивается через движения и в социальном контакте, и её основа закладывается еще на первом году жизни. Когда у ребёнка при ДЦП имеются отклонения сенсомоторной сферы, управления мимикой лица и жестами, кинестетического восприятия, контроля за дыханием и передвижением, артикуляции, звукопроизношения, исчезает возможность самостоятельно реализовать себя в окружающем мире. Всё это оказывает непосредственное влияние на развитие коммуникативной деятельности и психическое развитие в целом.

У детей с ДЦП функция общения развивается неравномерно, в отличии от здоровых детей. Наиболее развитыми при ДЦП оказываются мотивы, формы и потребности общения. Последнее место занимают средства общения. Нарушение артикуляции и координации движений неблагоприятно отражается на процессе общения со взрослыми. Также отрицательно сказывается на общении неспособность выразить собственное эмоциональное состояние.

Отставание в развитии средств общения связано также с малой коммуникативной активностью ребёнка с ДЦП и с недостаточным развитием функций, включающих моторные компоненты.

Выделяют 5 типов коммуникативных нарушений при ДЦП: связанных с нарушением движений; связанных с повреждением мозга; из-за длительной госпитализации; из-за социально-эмоциональных проблем; в связи с физическим дефектом. Ослабленная когнитивная деятельность и отсутствие коммуникативного опыта – основные факторы, влияющие на формирование коммуникативных навыков. Нарушение социальных контактов приводит к ряду отклонений в формировании личности у детей с патологией опорно-двигательного аппарата и при отсутствии или недостаточно квалифицированной психолого-педагогической коррекции могут вызвать появление негативных черт характера.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тимофеева Ирина Владимировна

В статье рассматривается стиль родительского отношения в семьях, имеющих ребенка с детским церебральным параличом. Заболевание создает особый социальный контекст жизни и развития подростка, влияет на его самопознание , самоотношение, особенности взаимоотношений с другими людьми. Анализируется влияние особенностей семейных отношений на развитие самосознания личности. Результаты исследования показывают, что отношение отца к больному ребенку зачастую строится как проекция супружеских отношений, таким образом, адекватность матери в ситуации больного ребенка приводит к адекватности отца в такой семье. Если же семейная система отличается эмоциональной дезорганизацией, то появление в ней больного ребенка осложняется дисфункциональными взаимодействиями, от которых страдает как вся семья, как система, так и больной ребенок.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тимофеева Ирина Владимировна

The influence of family relations on the specific formation of identity adolescents with cerebral palsy

The article deals with the style of parental attitudes in families with a child with cerebral palsy . The disease creates a particular social context of life and development of adolescent affect his self-knowledge, self-attitude, especially the relationship with other people. Analyzes the impact of the features of family relations on the development of self-identity. The results show that the ratio of the father to the sick child is often constructed as a projection of the marital relationship, so the adequacy of the mother in the situation of a sick child leads to the adequacy of the father in a family. If a family system is different emotional disorganization, the appearance in it of a sick child is complicated by dysfunctional interactions, which affect the whole family, as a system, and a sick child.

просмотра телевизионных передач со сценами насилия и формирования культуры телевосприятия.

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия: учеб. пособие для студентов и аспирантов психологов. - СПб.: Питер, 1997. - 330 с.

3. Жабский М.И. Свобода и ответственность в телевещании // Высшее образование в России. -

2002. - № 3. - С. 63-66.

4. Захарова Е.А. Развивающий экран // Искусство в жизни детей: Опыт худож. занятий с младшими школьниками: Кн. для учителя: из опыта работы / под ред. А.П. Ершова, Е.А. Захарова, Т.Г. Пеня и др. - М.: Просвещение, 1991. - С. 24-49.

5. Ильина И.Ю. Аффективное поведение и его коррекция в младшем дошкольном возрасте: Дис. . канд. психол. наук. - М., 1998. - 168 с.

6. Осорина М.В. Черная простыня летит по городу, или зачем дети рассказывают страшные истории // Знание - сила. - 1986. - № 10. - С. 43-45.

7. Петров В.Г. Психологические особенности агрессивного поведения и пути его коррекции: Дис. . канд. психол. наук. - Иркутск, 1999. - 168 с.

8. Попова О.М. Чувство комического как средство коррекции отрицательных эмоциональных состояний: Учеб. пособие. - Шадринск: ШГПИ,

9. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. - 1992. - № 5-6. - С. 31-36.

10. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростка и условия его коррекции: Дис. . канд. психол. наук. - М., 1991. - 170 с.

11. Славина Л.С. Трудные дети: избранные психологические труды. - 2-е изд. - М.; Воронеж, 2002. - 432 с.

13. Усов Ю.Н. Основы экранной культуры // Искусство в школе. - 2005. - № 6. - С. 73-74.

14. Федоров А.В. Проблемы медиавосприятия и развития аудитории в области медиакультуры // Прикладная психология. - 2002. - № 2. - С. 84-89.

16. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 607 с.

17. Чистякова М.И. Психогимнастика / под ред. М.И. Буянова. - М.: Просвещение, 1990. - 126 с.

Тимофеева Ирина Владимировна

Екатеринбургский филиал Уральского государственного университета физической культуры

ВЛИЯНИЕ СПЕЦИФИКИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

В статье рассматривается стиль родительского отношения в семьях, имеющих ребенка с детским церебральным параличом. Заболевание создает особый социальный контекст жизни и развития подростка, влияет на его самопознание, самоотношение, особенности взаимоотношений с другими людьми. Анализируется влияние особенностей семейных отношений на развитие самосознания личности. Результаты исследования показывают, что отношение отца к больному ребенку зачастую строится как проекция супружеских отношений, таким образом, адекватность матери в ситуации больного ребенка приводит к адекватности отца в такой семье. Если же семейная система отличается эмоциональной дезорганизацией, то появление в ней больного ребенка осложняется дисфункциональными взаимодействиями, от которых страдает как вся семья, как система, так и больной ребенок.

аиагноз детский церебральный паралич (ДЦП) у ребенка - серьезный источник стресса и потенциального дистресса для . Инвалидность ребенка, чаще всего, становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Рождение ребенка с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко нарушает весь ход жизни семьи. Связь уровня адаптации с выраженностью отклонения в развитии ребенка значительно опос-

редована характером внутрисемейных отношений. Именно эти отношения - один из важнейших факторов психосоциальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Переживание чувства здоровья связано не только с отсутствием болезни и инвалидности, но и с наличием полноценного гармонически развитого физического, психического и нравственного состояния человека, которое позволяет ему оптимально, без всяких ограничений осуществлять общественную и, прежде всего, трудовую деятельность. Внут-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

ренняя картина здоровья, по существу - составная часть самосознания. Оно же под влиянием интеро-и экстерорецепторов формирует представление о физическом состоянии, которое сопровождается своеобразным эмоциональным фоном [3, с. 38].

Л.С. Выготский отмечал, что человек с биологическим дефектом от рождения не ощущает его как таковой, а лишь его социальные последствия. Заболевание создает особый социальный контекст жизни и развития подростка, влияет на его самопознание, самоотношение, особенности взаимоотношений с другими людьми [2, с. 124].

Нельзя упускать из виду и отношение к болезни самого ребенка. Очевидно, что и на него существенным образом влияет обстановка в семье. Исследования показали, что осознание дефекта у детей с ДЦП проявляется к 7-8 годам и связано с их переживаниями по поводу недоброжелательного отношения к ним со стороны окружающих и нехваткой общения. В качестве фактора, оказывающего наиболее существенное влияние на развитие самосознания личности, большинство авторов выделяет особенности семейных отношений [6, с. 79].

Как всякое сложное системное явление личность формируется под воздействием большого числа факторов, среди которых социальная среда является если не главным, то одним из основных. Л.С. Выготский говорил о социальной среде не только и не столько как о факторе, а скорее как об источнике развития личности ребенка.

Семья является той социальной средой, которая окружает человека на всем протяжении формирования его самосознания, вплоть до обретения

Важным фактором, предрасполагающим ребенка с ДЦП к эмоциональному неблагополучию, являются неадекватные родительские установки и дисгармоничный стиль семейного воспитания.

Е.А. Капцова в своих исследованиях проводила анализ особенностей воспитания. Согласно представлениям подростков, в условиях семейного благополучия стиль родительского отношения представляет собой совокупность проявлений теплого, положительного отношения к ребенку и умеренной, необходимой ему, директивности. Непоследовательность воспитательных приемов, характеризующаяся несовпадением отцовских и материнских требований или противоречивостью требований каждого из родителей, оказывает негативное влияние на развитие самосознания подростка. Чрезмерная директивность родителей, также как и отсутствие контроля, воспринимается подростком как фактор семейного неблагополучия [4, с. 31].

Р. Райан и К. Фредерик определили, что субъективная жизнеспособность является индикатором психологического благополучия. Они пришли к выводу, что субъективная жизнеспособность соотносится не только с такими шкалами психологического благополучия, как автономия и позитивные отношения с окружающими, но и с физическими симптомами [8, с. 132].

Для изучения установок, поведения и методов воспитания родителей, имеющих детей с ДЦП, было исследовано 306 семей, проживающих в г. Екатеринбурге и других городах Свердловской области. В соответствии с генеральной совокупностью, семьи, где есть девочки и мальчики с диагнозом ДЦП, распределились в пропорции 1:1,8 (семьи с девочками - 142; семьи с мальчиками -164). Средний возраст детей составил 11 лет, возраст родителей - 27-45 лет. Семейный статус: полные семьи - 220, неполные - 86. Другим значимым показателем данной выборки выступает нарушение интеллекта, что часто является вторичным дефектом при ДЦП. Среди мальчиков с нарушением интеллекта - 50 человек, среди девочек - 40 человек.

Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивалась проведением статисти-

ческой обработки данных с помощью программного пакета StatisticaforWindows 11.5. В результате факторного анализа с помощью Varimaxnormal были заданы несколько факторов. Для восприятия семейной среды подростками с ДЦП в нашем исследовании были значимы следующие факторы:

По нашему мнению, в неполных семьях (г=- 0,653), воспитывающих девочек с ДЦП сохранным интеллектом отношение к матери со стороны дочери положительное (г= 0,458), показатели положительного отношения к отцу значительно выше (г= 0,629), что

может свидетельствовать об огромном желании иметь рядом отца. В современных исследованиях отцовства установлено, что отцовство сильнее зависит от супружеских отношений и в контексте семьи на взаимоотношение отца и ребенка существенное влияние оказывает фактор отношений матери и отца. Данный фактор состоит из: во-первых, ожиданий матери по отношению к отцу в ситуации больного ребенка; во-вторых, специфики взаимоотношений матери с отцом ребенка (брачный статус, конфликты, развод и пр.); в-третьих, особенностей развития ребенка. Для исследуемых семей основополагающим компонентом данного фактора выступает брак. Обращает на себя внимание, что в семьях, где дети имеют нарушение интеллекта, больше страдают девочки. Это объяснимо с позиции классического психоанализа, когда отец в конкретный период онтогенеза не принимает в девочке женщину, не оказывает ей знаков внимания и пр.

Но в тоже время в нашем исследовании мы выявили, что в семьях, имеющих девочку с нарушением интеллекта, наблюдается враждебность со стороны матери (г= 0,805), что по нашему мнению, проявляется определенной дистанцией к членам семьи, непоследовательности тактики воспитания (г= 0,591). Наибольший вес по шкалам мы отмечаем в диаде отец-дочь: враждебность (г= 0,889), автономность (г= 0,924), что может свидетельствовать о неблагоприятном типе отцовского отношения к дочери - эмоционально-холодном, отгороженностью от проблем семьи.

Считается, что в семьях, где есть больной ребенок, матери чрезмерно вовлечены в воспитание и лечение ребенка, в то время как отцы уходят от данной ситуации эмоционально или физически. Появление в семье больного ребенка часто приводит к семейным конфликтам, проецируемым на ребенка с ограничениями жизнедеятельности. С одной стороны, главным компонентом эмоционального процесса в такой семье выступает супружеский конфликт, суть которого в сложностях приспособления мужа и жены как целостной системы к ситуации появления и нахождения в семье больного ребенка, проявляющегося в постоянных обвинениях друг друга. С другой стороны, в подобных семьях развивается другой конфликт, смыслом которого является попытка одной из сторон изменить отноше-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

ние второй стороны к данной ситуации. Один из супругов начинает подстраиваться под требования другого для поддержания благоприятных семейных отношений, что приводит к доминированию другого супруга. Тот, кто пытался сохранить семью, в конечном итоге становится неспособным принимать самостоятельные решения, что и приводит к более глубокому эмоциональному и/или физическому отстранению от ситуации. Оставшийся в семье супруг часто неосознанно проецирует неудачу в семейной жизни на больного ребенка.

Нами было выявлено, что подобное отношение к больному ребенку демонстрируют как мать, так и отец. Несмотря на то, что по отношению к мамам дети с ДЦП при проведении клинического интервью не высказывают негативного отношения, в нашем исследовании установлено, что сами мамы достаточно часто демонстрируют эмоциональную отстраненность по отношению к своему больному ребенку. Это проявляется как через привлечение к воспитательному процессу нянь, бабушек и др., так и через психологический отказ от ребенка.

Таким образом, материнское отношение к ребенку отличается с одной стороны, гиперконтролем, суть которого в поддержании инфантильности ребенка, с другой стороны - эмоциональной депривацией, что сказывается на соматическом и психическом состоянии больного ребенка. Можно предположить, что отношение отца к больному ребенку зачастую строится как проекция супружеских отношений, таким образом, адекватность матери в ситуации больного ребенка приводит к адекватности отца в такой семье. Если же семейная система отличается эмоциональной дезорганизацией, то появление в ней больного ребенка осложняется дисфункциональными взаимодействиями, от которых страдает как вся семья, как система, так и больной ребенок.

Взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей могут сформировать эффективную потребностно-мотивацион-ную систему маленького человека, позитивный взгляд на мир и на самого себя. Те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием могут приводить к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкому самоуважению, недоверию к окружающим, дефицитарности в общении. Наиболее вредным оказывается непредсказуемость

родительских реакций, которая лишает ребенка ощущения стабильности окружающего мира и провоцирует повышенную тревожность. В то время как чувствительные, эмоционально понимающие и сопереживающие детям родители, адекватно и своевременно реагирующие на все потребности ребенка, формируют в нем уверенность в том, что он может контролировать свои действия, себя, других и достигать своих целей. Если же в родительских отношениях преобладает эмоциональное отвержение, игнорирование потребностей ребенка из-за погруженности в собственные дела и переживания, а тем более, если это больной ребенок, у него может возникнуть чувство опасности, непредсказуемости среды, минимальной собственной ответственности за ее изменения в направлении обеспечения комфортного существования. Отношение к больному ребенку - одна из важнейших характеристик семьи, определяющая ее внутренние ресурсы в процессе психосоциальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 5: Основы дефектологии. - М., 1983. - 368 с.

3. Исаев Д.Н. Психология больного ребёнка. -СПб., 1993. - 76 с.

4. Капцова Е.А. Особенности отдельных компонентов самосознания подростков в индивидуально-специфических условиях восприятия семейной ситуации // Семейная психология и семейная терапия. - 2002. - № 2. - С. 27-45.

5. Левченко И.Ю. Особенности психического развития больных ДЦП в детском и подростковом возрасте // Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича: сб. - М., 1991. - С. 21-24.

6. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983. - 284 с.

7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2003. - 639 с.

Самооценка и самоотношение подростковс нарушениями опорнодвигательного аппарата

Аннотация. В статьеподнимается проблемаформированиясамооценки и самоотношения личности в структуре личности и самосознания подростка с нарушениями опорнодвигательного аппарата. Представлен краткий обзор дефиниций и факторов нарушения этих феноменовпри детском церебральном параличе.Недостаточная изученностьи дефицит исследований самосознания подростка с нарушениями опорнодвигательного аппарата определяетактуальность научного поиска в этой области.Ключевые слова:самооценка, самоотношение, самосознание, личность, нарушение опорнодвигательного аппарата.

На современном этапе развития обществавусловиях разрушения и неопределенности многих социальных норм и идеаловактуализируетсявопрос о действенностиобразующихчеловекасубъектных и личностных характеристик в его способности воспроизводства на основе развитияфеноменов самости.

Понимание человека как особой системы с присущими ей нарядусо свойствами саморазвития любой системы специфическими, принадлежащими только человеку свойствами,связано с феноменамисамосознания,самоопределения, самопознания, самоактуализация, самовыражения, самооценки, самореализации, самоотношения.Все этотребует специального анализа ипонимания,каконтогенетическом аспекте,так и всоотнесении сдизонтогенезом.

Более сложным нарушением ОДА является детский церебральный паралич (далее—ДЦП)—заболевание центральной нервной системы, которое возникает в результате поражения одного или более отделов головного мозга. Примерно у 30 50% людей с этим заболеванием отмечаются нарушенияинтеллектаиречи вследствие дефектаеемоторного компонента.Типичны для ДЦП специфические нарушения деятельности и общения.

При ДЦП страдает формирование личности ребенка. Нормальное интеллектуальное развитие при этом заболевание часто сочетается с отсутствием уверенности: в себе, самостоятельности повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни, У подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание самостоятельной практической деятельности[2].

Личность, в общем понимании –носитель сознания и самосознания. Индивид являетсяличностью, субъектом межчеловеческих и общественных отношений.Считается, что познавательный, эмоциональный и волевой компоненты, которые характеризуют индивидуальность человека, не сводятся к процессу развития личности, но обращают внимание на развитие и проявление его самосознания[3].Психический инфантилизм тип нарушения личности при ДЦП, который носит частый характер.Причина изменения личности характеризуется поражением незрелого головного мозга и неравномерным и замедленным формированием лобных долей[4].Самосознание подростка – сознание самого себя в отличие от других субъектов и мира вообще; сознание своего взаимодействия с объективным миром и миром субъективным (внутренним), своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний. Осознание своих психических качеств и их самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом возрасте. В системе личности они взаимосвязаны, и обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

определенная система социальнонравственных самооценок входят в структурусамосознания. Все перечисленноесвязанодруг с другом функционально и генетически, ноформируется не одновременно.На их формирование у подросткавлияют оценки окружающих и статус в группе сверстников, оценка результатов своей деятельности.

Самосознание выполняет важные функциисамопознания (получения информации о себе), эмоциональноценностного отношения к себе исаморегуляцииповедения. Результатом или продуктом самосознания является достижение внутренней согласованности личности, тождественность самому себе в прошлом, настоящем и будущем. В то же время от самосознания зависят характер и особенности интерпретации приобретённого опыта, оножеслужит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

Если самосознание —отношение к себе (к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам), тосамооценка —представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков.По мнению С.Л. Рубинштейна [6], самооценка выражает фундаментальные свойства личности и наряду с другими факторами отражает ее направленность и активность.По данным многочисленных исследований, было выявлено, что одним из факторов воздействияна поведение и деятельность человека, на его взаимоотношения с другими людьми и на развитие личности в целом влияетсамооценка[7].Р. Азимова [8] рассматривает самооценку с позиций системного подхода как действующую динамичную систему, определяющуюположительную и отрицательную структуру намерений и поступков личности.

От самооценки зависят отношения личности с окружающими людьми,ее требовательность к себе. Она влияет на развитие личности и эффективность деятельности через складывающийся на ее основе уровень притязаний личности –степень трудности целей, к которым человек стремится, и достижение которых ему представляется привлекательным и возможным.

Активнаяприрода самооценки проявляется в единстве двух ее компонентов –когнитивного и эмоционального. М.И. Лисина[9]отмечает, что существуют принципиальные различия в генезисе этих двух психических образований.Когнитивная часть образа возникает в основном в результате опыта индивидуальной деятельности, аффективная –благодаря опыту общения и взаимодействия, где происходит ассимиляция ребенком отношения к нему окружающих людей (хотя в общении рождаются и важные когнитивные элементы образа).Самооценка—как,прежде всего аффективная оценка—может обладать различной интенсивностью ибыть как адекватной, так и неадекватной.

Одной из важнейших функций самосознания, является самоотношение—целостное, относительно постоянное эмоциональное отношение к себе, мера принятия или непринятия индивидом самого себя [10].В аспектах оценки самоотношение раскрывается как самоуважение, саморуководство, самопоследовательность, самопонимание; в неоцениваемых (безоценочных) аспектах—как самопринятие, аутосимпатия, самоинтерес (близость к себе), уверенность в себе, ожидание положительного отношения от других,склонность к самообвинению. При этом под оценкой понимается наличие внешнего эталона для сравнения, а безоценочность характеризуется отсутствием соотнесения с внешними эталонами.

Л. Уэлс иДж. Марвел выделяют три основных понимания терминов самоотношения или самочувствия[11]:любовь к себе, самоприятие и чувство компетентности, различающиеся в зависимости от того, в какой степени в них выражены элементы

1. Самоотношение есть личностное образование, а поэтому его строение и содержание может быть раскрыто лишь в контексте реальных жизненных отношений субъекта.

2. Самооценка в первую очередь связана с эмоциями, сигнализирующими о том, способствуют ли те или иные особенности субъекта успешности или возможности успешной реализации деятельностей, побуждаемых мотивамистимулами.

Важное значение в развитии личности при ДЦП придается формированию эмоциональноволевой активности. Негативное влияние органического поражения ЦНС в значительной степениопределяет особенности личностного реагирования ребенка на физический дефект как пассивнооборонительное или агрессивнозащитное. Неадекватность самооценки выявляются уже в раннем возрасте.Отношение к себе (самооценочныйкомпонент личности) подростков с двигательными нарушениями имеет общие черты, наиболее важными из которыхявляется нерасчлененность самооценок по отдельным качествам, низкие самооценки по эмоционально значимым качествам, что создает "почву" для формирования негативногосамоотношенияу подростков. Самооценочный компонент личности подростков с двигательными нарушениями носит конфликтный характер, что отражает разрыв между стремлениями подростка, оценкой перспектив и оценкой себя в настоящем. В условиях эмоционального дискомфорта, формирующегося негативного самоотношения самооценочный компонент личности подростков с двигательными нарушениями является не только центральным звеномсаморегуляцииличности, обеспечивающим регуляцию поведения и деятельности, но и выполняет защитную функцию в условиях существования непреодолимых препятствий[12].Итак, самооценка исамоотношениеявляются важным фактором личностного развития подростка.

Подростковый возраст является важным, переходным этапом между детством и взрослостью, именно на нем возникают различные отклонения в самосознании личности, как у здоровых, так и

особенных детей. Несмотря на значительное число психологопедагогических исследований по проблеме детей и подростков ДЦП в основном они относятся кразработкепрограмм их дифференцированного обучения с учетом степени тяжести двигательного и интеллектуального дефекта, исходяиз этого. В то же времяисследования самооценки и самоотношения подростков с нарушениями ОДА как фактора их личностной интеграции единичны, что позволяет придти квыводуактуальными теоретикоэмпирического продолжения и обогащения.

Ссылки на источники1.Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. —М.: Учебное пособие. –М.:Издательство Московского университета,19852.Шипицына Л.М.,МамайчукИ.И. Детский церебральный паралич. СПб.,Издво "Дидактика Плюс", —2001, 272 с. ISBN 5892390292

3.Мастюкова Е.М.Особенности личности учащихся с церебральным параличом // Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата / Под ред. ТА Власовой.ML: Педагогика, 19854.Харламенкова Н.Е. Психология личности: Электронный учебник. –http://www.edu.ru/psychology//, 20045.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М 20136.Смирнова С. И. Особенности самооценки у детей и подростков с отклонениями развития в исследованиях по специально психологии.Издательство:Вятский государственный университет(Киров)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.