Сенсомоторное развитие ребенка с дцп









СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА С ДЦП В СЕМЬЕ

В России система помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям постепенно переориентируется на учет индивидуальных потребностей ребенка и семьи. Внимание к исследованию вопросов реабилитации детей-инвалидов в России стремительно растет, что обусловлено, с одной стороны, требованиями международной Конвенции о правах ребенка.

Целью исследование являлось - развитие и обогащение сенсомоторного опыта ребенка с ДЦП.

Для достижения данной цели нами бы определены следующие задачи:

Развитие мелкой моторики рук.

Стимуляция тактильных анализаторов.

Снятие эмоционального напряжения.

Проведение данной работы состояло из четырех этапов: предварительный, диагностический, коррекционно – развивающий и заключительный этап.

Предварительный этап включал в себя встречи с психологом, лекции о проведении реабилитационной работы на дому и также беседы с психологом о семье Вертопраховых, и психологических особенностях Максима, с которым мы проводили занятия. Кроме этого психолог ознакомила с инвентарем: мазайка, кубики как крупные, так и нет, пирамиды, прищепки, мешочки – загадки, краски и кисти, пластилин, которые мы применяли для занятий с Максимом.

Диагностический этап начался со знакомства с Максимом и с его семьей. В начале нашего знакомства родители Максима заполняли социальный паспорт семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.По результатам которого мы узнали, дату рождения Максима, место проживания, диагноз, обучение в школе, семья материально обеспеченная. Кроме социального паспорта была заполнена анкета для родителей, опекунов, родственников, проживающих с ребенком. В ходе её заполнения мы узнали, что Максим любит подвижные игры, а также игры с музыкальными игрушками.

Коррекционно – развивающий этап включал в себя ряд занятий. Данные занятия включали в себя: гимнастику пальцев рук, собирание фигур из кубиков, как крупных, так и мелких, а также собирание мазайки, определение частей тела, как животных, так и людей, а также световосприятие, проведение зарядки, работу с прищепками. Также Максиму было задано домашнее задание, с которым он хорошо справился, лепку из пластилина, рисование как пальчиками рук, так и полностью ладонью, ну, и , конечно же, кисточкой для рисования.

Заключительный этап включал в себя подведение результатов занятий. Установлено, что коррекционные занятия с Максимом принесли ему много положительных эмоций, общения, которого ему так не хватало, а самое главное развитие моторики пальцев рук. На двух заключительных занятиях, он спокойно брал фигуры, а также ручку и кисть для рисования и свободно без скованности использовал эти предметы.

По нашему мнению, мы с Максимом успешно справились с поставленными нами задачами. Проведенные с ним упражнения пошли ему только на пользу. В дальнейшем мы планируем проведение подобных занятий не только с этой семьей и ребенком, но и с другими, которые уже ждут с нами встречи.


Наш детский сад "Орлёнок" посещают дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата из них 80% детей с ДЦП. Я воспитатель группы кратковременного пребывания. Мою группу посещают дети со сложной структурой дефекта и для развития сенсомоторных нарушений у нас имеются специальные оборудования, занимаются дополнительно с детьми учителя - дефектологи, учителя логопеды. Мы помогаем детям ощутить всю полноту проявлений окруающего мира в игровой деятельности, развивая сенсорные эталоны, мелкую моторику для успешного обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
1korrektsiya_sensomotornyh_narusheniy_detey_s_dts1.docx 25.1 КБ
1korrektsiya_sensomotornyh_narusheniy_detey_s_dts1.docx 25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция сенсомоторных нарушений детей с ДЦП

Воспитание детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии было актуально всегда, особенно для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья требуют большего социально-психологического внимания со стороны педагогов [2]. Актуальность темы обусловлена рядом причин:увеличение процента детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (ОДА),недостаточно детских садов компенсирующего вида для развития детей с ДЦП, внедрение в нашу повседневную жизнь достижений научно-технического прогресса (компьютеризация, DVD, СD и т.д.) [4], новые требованиям ФГОС ДО.

В нашем детском саду мы создаём специальные условия для развития детей с нарушениями ОДА.

Основной вклад в разработку вопросов по работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата в дошкольном возрасте внесли Е.М.Мастюкова, И.И. Мамайчук, Шипицина Л.М, И.А. Смирнова, Л.С. Выготский, И.Ю. Левченко, Е.И. Кириченко, Калижнюк Е.И., Е.М. Данилова.В их трудах отмечается, что условия образовательной среды, созданные в детском саду, влияют на физическое, психологическое состояние дошкольников, уровень их учебной мотивации, успешность в обучении. Специалисты, оказывающие медико-социально-психолого-педагогическую помощь данным детям, должны подключать к этому процессу родителей[1].

Для сенсомоторного развития детей с ДЦП ставятся следующие коррекционно- развивающие задачи:

1. Развитие двигательной активности детей:

  • нормализация мышечного тонуса рук;
  • совершенствование движений.

2. Развитие функциональных возможностей рук, мелкой (тонкой) моторики:

  • развитие правильных движений обеих рук поочередно;
  • тренировка изолированных движений рук;
  • развитие движений пальцев рук;
  • формирование правильного захвата;
  • тренировка правильного способа удержания предмета;
  • развитие моторики в соответствии со звучащим текстом.

3. Развитие пространственных представлений:

  • рисование пальцем;
  • пальчиковые игры;
  • ориентировка на столе, ориентировочно-поисковые действия.

5. Стимуляция развития речи:

  • активизация звукоподражания;
  • пальчиковые игры со звукоподражанием;
  • соотнесение игрушки со звукоподражанием;
  • соотнесение действия со словом;
  • имитация действий в соответствии со звучащим текстом.

6. Формирование первичных представлений об окружающем мире:

  • активизация ощущений и чувственного опыта ребенка;
  • знакомство с цветом, размером, формой, звуками, поверхностями;
  • соотнесение предметов по данным показателям;
  • формирование целостности восприятия предметов;
  • формирование представления о свойствах предмета [4].

Формы проведения занятий вариативны (индивидуальные, подгрупповые, с использованием подвижных игр и игр-драматизаций). При проведении занятий учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка: тяжёлые двигательные нарушения в сочетании с дизартрией и сенсорными расстройствами, изменения поведения ребёнка и физического состояния (сонливость, вялость, агрессии). Поэтому, занимаясь с ребёнком, я учитываю чувствительность к разнообразным сенсорным стимулам, здесь нужен индивидуальных подход.

Важную роль в любой деятельности ребенка с ДЦП играет специальное оборудование. В нашей группе есть следующее ортопедическое оборудование:

  • стульчики имеют абдуктор и страховочные ремни, помогающие сохранять правильное положение тела;
  • инвалидное кресло требуется неходячему ребёнку с серьёзными нарушениями опорно-двигательного аппарата. Кресло оснащено спинкой с регулируемым углом наклона, ремнями на пояс и плечи, абдуктором, боковыми опорами, опорами для головы. Кресло имеет съёмный столик;
  • ходунки требуются ребёнку, который в состоянии ходить, но не может держать равновесие. Используются как для обучения хождению, так и для тренировок координации. Конструкция ходунков имеет определённые особенности в зависимости от модели, однако в целом, это рама на 4-х ножках с колесами и страховочным устройством под пояс. Механизм задних колес не позволяет ходункам двигаться назад, чтобы конструкция не перевернулась. К ходункам относится и параподиум — ортезная система, позволяющая детям с отсутствием тонуса в мышцах ног самостоятельно ходить ;
  • вертикализатор — это устройство, позволяющее ребёнку удерживать вертикальное положение без посторонней помощи. Вертикализатор, или стойка для стояния, фиксирует ребёнка в районе ступней, под коленями, на бедрах и поясе. Вертикализатор может наклоняться вперед. Чаще всего он оснащен столиком, на которые можно ставить игрушки.

В формировании зрительно-моторной координации основным видом занятий с детьми является эмоционально окрашенная игра, в которой ребенок на начальных этапах занимает пассивную позицию, а на следующих этапах более активную. Поэтому немаловажную роль имеют игровые пособия при работе с детьми с диагнозом ДЦП. Например, для развития слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха можно использовать бубен, колокольчик, погремушку, детское пианино, металлофон, музыкальные книжки. Я предлагаю ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Ребенок озвучивает игрушки самостоятельно, внимательно слушает, различает звуки.

Для развития мелкой моторики рук у детей с диагнозом ДЦП я использую рамки-вкладыши, которые изготовлены из дерева, имеют высокую экологическую безопасность, что важно для самых маленьких детей, которые любят всё засовывать в рот. Вкладыши могут быть в форме животных, цветов, насекомых, геометрических фигур. Размеры вкладышей разнообразны: от мелких до самых крупных. Содержание игры состоит в том, что необходимо найти вкладыш и поставить его на нужное место (найти домик для зайчика).Так же для сенсомоторного развития с детьми использую игрушки-шнуровки. На них нанесены отверстия, через которые продевается шнур.

Умение конструировать играет большую роль в умственном развитии детей. Работая со строительным материалом, ребёнок развивает творческие способности, сообразительность, конструктивные навыки. Он придумывает и выкладывает различные модели, при этом знакомится со свойствами различных материалов, с инструментами.

Также для развития сенсомоторных навыков детей использую деревянный сенсорный домик, оборудование для тактильного развития с разноцветными мячами. Дети любят уединяться в домике с разноцветными ленточками.

Коррекционно-развивающую среду для детей создаем совместно с родителями воспитанников. Вместе мы сделали нашу группу комфортной и доступной.

Таким образом, дети с удовольствием включаются в игровое воздействие, помогающее им ощутить всю полноту проявлений окружающего мира, сформировать сенсорные эталоны, научиться регулировать реакции поведения, планировать свои действия.

Выберите книгу со скидкой:


Развиваем мышление и речь: для детей от 4 лет

350 руб. 169.00 руб.


Решаем задачи: для детей от 5 лет

350 руб. 130.00 руб.


Счет от 0 до 5: для детей от 3 лет

350 руб. 130.00 руб.


Современный русско-английский словарь = Modern Russian-English Dictionary

350 руб. 117.00 руб.


Всемирный энциклопедический словарь

350 руб. 2155.00 руб.


ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ. ШКОЛА ЖУКОВОЙ (ОБУЧАЮЩАЯ АКТИВИТИ +50 А5). ФОРМАТ: 160Х215 ММ. в кор.50шт

350 руб. 94.00 руб.


Я УМЕЮ ЧИТАТЬ. Космическое кафе

350 руб. 118.00 руб.


ЕГЭ. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 205.00 руб.


50 весёлых заданий на логику и математику 0

350 руб. 354.00 руб.


Как это сказать по-немецки, или Как использовать немецкие частицы в речи

350 руб. 227.00 руб.


Здравствуй, азбука! (Изучаем, раскрашиваем, играем и запоминаем)

350 руб. 119.00 руб.


Приключения английского языка

350 руб. 750.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Казакова Людмила ИвановнаНаписать 1028 27.11.2016

Номер материала: ДБ-392917

  • Дошкольное образование
  • Дошкольники
  • Статьи
    27.11.2016 786
    27.11.2016 5659
    27.11.2016 325
    27.11.2016 9026
    27.11.2016 314
    27.11.2016 350
    27.11.2016 328

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий


СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ДЦП

ОГКУ «Реабилитационный центр для детей и подростков

Непрерывный рост количества детей с неврологической патологией и значительные социальные последствия определяют детский церебральный паралич, как серьезную социальную проблему.

В структуре детской инвалидности в России поражения нервной системы у детей составляют 60%. из них ДЦП - в 24% ( с соавт., 2002). Мальчиков по статистике больше, чем девочек.

Причина ДЦП заключается в органическом поражении одного или нескольких участков головного мозга. Ввиду этого, очень часто поражаются не только двигательные центры, но и чувствительные, так называемые, сенсорные.

Дети с ДЦП испытывают дефицит мультисенсорного взаимодействия: зрительного, слухового, вестибулярного и проприоцептивного (восприятие своего тела) - т. е. у них нарушено чувство равновесия, искажено восприятие направления движений, нарушена пространственная ориентация.

В связи с двигательной недостаточностью у детей ограничена предметно - манипулятивная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь. В сочетании с недоразвитием зрительно-моторной координации, все это препятствует формированию полноценного предметного восприятия и познавательной деятельности ребенка, что является важным для детей с ДЦП.

Стимуляция сенсорного развития, зрительного и тактильного восприятия, развитие и усиление ощущений и восприятия вкуса и запаха в раннем возрасте воздействует на головной мозг и активизирует двигательные реакции. Успешность физического, умственного и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее; насколько качественно он может оперировать этой информацией; насколько точно эти знания он может выразить в речи.
У детей с ДЦП формирование процессов восприятия задерживается и нарушается в связи с органическим поражением мозга, двигательной депривацией, нарушением зрительного, слухового и, в первую очередь, двигательно-кинестетического анализаторов. У них патологически развивается восприятие схемы положений и движений тела.

Мы в своей работе используем различные виды заданий и упражнений:

- Для развития зрительного восприятия - мозаики, рамки-вкладыши (может быть использован принцип выкладывания по форме, по размеру, по цвету), пирамидки, несложные пазлы.

- Для развития слухового восприятия, слуховой памяти и фонематического слуха - погремушки, музыкальные инструменты (бубен, колокольчик, металлофон), звучащие шарики, шумовые бутылочки.

- Для формирования представлений о цвете, форме и величине можно использовать разноцветные кубики, шарики, разноцветные палочки, предметы разной формы и величины.

- Для развития тактильных ощущений ребенка можно применять легкие массажные движения, использовать поверхности с различной на ощупь фактурой. Образ предмета, полученный на основе тактильного восприятия, нужно обязательно воспроизвести в продуктивной деятельности – слепить, нарисовать. В ходе работы по формированию тактильного восприятия дети должны научиться: выбирать предметы на ощупь, правильно соотносить их форму и величину; различать на ощупь ткани разной фактуры; узнавать предмет по обводящему движению пальцем; различать поверхности предметов, при этом они должны пользоваться соответствующим словарем.

- Для развития обоняния используем нюхательные баночки в них : кофе, мёд, чай, перец, высушенные корочки лимона.

- Для развития пространственных представлений можно использовать мячики, колечки, кубики, палочки, конструктор. Ребенку предлагается повторять за воспитателем задание, причем каждое движение должно быть озвучено и повторено ребенком.

Используем упражнения с водой, песком, крупами.

Для непрерывного сенсорного развития необходимо регулярно обращать внимание малыша на одежду, продукты, объекты домашней обстановки, на улице, т. е. подкреплять знания практическими наблюдениями и упражнениями. Важно повторять и закреплять в памяти изученное в игровой форме и активизировать внимание с помощью стихотворных текстов.

Правильно подобранные упражнения по развитию сенсорного восприятия позволяют малышу адаптироваться к окружающей среде, прививают ему основы общения с близкими людьми, а также развивают работу мышц, пусть даже и пассивно, но результаты всегда оправдывают ожидания.

С 2013 по 2014 год нами было охвачено 11 детей с церебральным параличом. Из них улучшения у 3 ребят, с незначительными улучшениями - 4 детей, без изменений - 4.

Таким образом, в ходе работы мы смогли успешно повысить уровень сенсорного развития, а это в свою очередь воздействовало на головной мозг и активизировало двигательные реакции.



МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ ДЦП:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РАЗДЕЛЫ:

Лечение детского церебрального паралича должно быть направлено на всестороннее лечение ребенка. Само заболевание характеризуется нарушениями двигательных и мыслительных функций из-за нарушений, которые имеются в спинном и головном мозге. Добиться значительных улучшений в процесс лечения помогает сенсомоторная коррекция.

Специалистами было доказано, что сенсорно-перцептивные дефекты, имеющиеся при ДЦП, с ростом ребенка усугубляются. Это приводит к невозможности выполнения другого лечения, нарушениям психических функций. Ребенок становится более нервным и встревоженным. Сенсомоторная коррекция помогает преодолеть эти заболевания.

Что такое сенсомоторная коррекция?

Сама методика представляет особые определенные движения и специальные воздействия на тело, которые носят коррекционно-развивающий характер. Это делается с целью восстановить нормальное функционирование проблемных и отстающих в формировании функционала головного мозга. Выявить их помогает предварительно проведенное нейропсихологическое обследование.

Важно понимать, что головной мозг развивается поэтапно. Первоначально формируются первичные или базовые функции сенсомоторики. После этого начинается развитие мышления, речи, памяти, восприятия и других высших психических функций. У детей с ДЦП именно здесь могут наблюдаться нарушения и проблемы. К ним относят задержки развития психики, дефицит внимания, гиперактивность, задержка развития речевого аппарата, нестабильность в эмоциональном плане и многие другие.

Кому необходима методика?

Сенсомоторная коррекция необходима практически всем детям с диагнозом ДЦП. В частности, она пригодится при наличии следующих отклонений:
1. Резкие перепады настроения, агрессивный настрой, непослушание ребенка.
2. Задержка в развитии речевого аппарата.
3. Расстройства, которые относятся к аутистическому спектру.
4. Синдром дефицита внимания, гиперактивность ребенка.
5. Любые виды апатии.
6. Расстройства органического характера.

Сами занятия построены так, что ребенок как бы заново чувствует период внутриутробного развития, а также раннее детство. Все это необходимо для того, чтобы заново сформировать систему восприятия всех движений, добиться ее корректности, а также исключить возможные отклонения или нарушения. Основной положительный эффект будет направлен на то, что специально подобранные движения поспособствуют развитию мозга.

Особенности занятия и получаемые результаты

Специалист по сенсомоторной коррекции должен задействовать максимальное число всевозможных техник и методик. Делается это с целью добиться комплексного воздействия на кожу, мышцы и суставы ребенка, обеспечить глубокую чувствительность, расширить границы восприятия, улучшить координацию и равновесие, стимуляцию и речевой аппарат.

Занятия строятся определенным образом, помогая ребенку раскрепоститься. Это приводит к тому, что произвольные и спонтанные движения чередуются. Результатом становится стимуляция требуемых зон мозга. Чаще всего это те, которые отвечают за эмоциональную и поведенческую функции, позволяют способствовать развитию мыслительной и речевой деятельности.

Если ребенок прошел все запланированные сеансы коррекции сенсомоторики, у него будут наблюдаться следующие положительные эффекты: активизация внимания, рост активности, повышение работоспособности, формирование навыков самоконтроля, зрительно-моторной координации, слухового внимания. Помимо этого, проходят фобии и страхи, удается снизить уровень тревожности и агрессии. У ребенка появляется способность управлять своими движениями осознанно, что гарантирует возможность планирования деятельности.

Коррекция сенсомоторных нарушений детей дошкольного возраста с ДЦП

Л.М. Бурханова

Учитель-логопед м униципального бюджетного образовательного учреждения центра развития ребенка детского сада

№ 17 "Журавушка" городаТихорецка муниципального образования Тихорецкий район

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП). В статье представлены формы и методы развития сенсомоторной сферы дошкольника с ДЦП. Особое внимание уделяется соблюдению условий осуществления работы по развитию моторики.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, сенсомоторное развитие, методы, коррекция, дошкольное учреждение.

В настоящее время наблюдается у величение процента детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата ( ДЦП) . Статистические данные (6-8 случаев на 1000 родов) говорят о том, что детский церебральный паралич занимает одно из первы х мест в списке заболеваний нервной системы.

Детский церебральный паралич является настолько разнообразн ой патологи ей , что можно услышать полярные мнения о состоянии и возможностях развития детей с данным заболеванием и о возможностях организации специальной помощи им силами образовательных учреждений .

Увидев ребенка с легкой степенью заболевания, возникает впечатление, что он не нуждается в особенном воспитании и обучении. При взгляде на ребенка с тяжелой степенью заболевания , может возникнуть мысл ь о том, что обучать таких детей бесполезно. Однако специалисты знают, насколько важно для этих детей своевременное оказание специальной педагогической помощи.

Изучением особенностей работ ы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата в дошкольном возрасте занимались Е.М.Мастюкова, И.И. Мамайчук, Шипицина Л.М, И.А. Смирнова, Л.С. Выготский, И.Ю. Левченко, Е.И. Кириченко, Калижнюк Е.И., Е.М. Данилова. В их трудах подчеркивается, что условия образовательной среды, созданные в д ошкольном учреждении , оказывают влияние на физическое, психологическое состояние дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП) , их успешность в дальнейшем обучении .

При грамотном подходе к воспитанию и обучению, дети с ДЦП имеют возможность развиваться без отклонений.

Личностное развитие усп ешн ее всего осуществляется в детском коллективе смешанного типа, при наличии возможности контакт а и с нормально развивающимися детьми, и с детьми, которые имеют подобные либо иные особенности в развитии. При наличии контактов с нормально развивающимися детьми у ребенка появляется возможность успешной адаптации в обществе, контакты с другими детьми, имеющими проблемы в развитии, способствуют недопущению формировани я чувства неполноценности или собственной исключительности .

Недостаточное количество детских садов компенсирующего вида для развития детей с ДЦП, новые требования ФГОС ДО- делают актуальными поиск и разработку технологий работы с детьми с ДЦП.

Н аучные данные свидетельствуют, что первичными расстройствами в случае ДЦП являются моторные, а сенсорные - вторичными е, т.к. они тесно связаны с моторикой. Известно, что при данной патологии уже на первом году жизни наблюдается задержка развити я восприятия, что приводит к отставанию в развитии вербального интеллекта. Следовательно , детский церебральный паралич может являться причиной общего психического недоразвития. И чем сильнее выражены двигательные нарушения у ребенка, тем более глубоким будет психическое недоразвитие .

Работа , направленная на сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста была актуальна всегда, а для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата такая работа особенно важна.

Программа развития сенсомоторной сферы включает:

- развитие зрительного восприятия цветов;

- развитие зрительного и осязательного восприятия форм;

- развитие зрительного и осязательного восприятия величин;

- развитие зрительного и осязательного восприятия фактуры предметов;

- развитие зрительного и осязательного восприятия пространственных отношений;

- развитие слухового восприятия неречевых звуков;

- развитие темпо-ритмического чувства.

Используются индивидуальная и подгрупповая формы работы, игры-драматизации.

При проведении занятий обязательно нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Такими особенностями могут быть: тяжёлые двигательные нарушения в сочетании с дизартрией и сенсорными расстройствами, изменения в поведени и ребёнка и его физическо м состояни и. Поэтому, занимаясь с ребёнком, необходимо учитывать реакции и чувствительность к разнообразным сенсорным стимулам, что подразумевает индивидуальный подход.

Для полноценного решения поставленных задач совместная деятельность специалиста с ребенком включает в себя игровые приёмы развития сенсомоторной сферы.

Игровые пособия при работе с детьми с диагнозом ДЦП играют немаловажную роль.Подбирая развивающие игровые пособия для детей, важно обратить внимание чтобы:

- игрушки были крупными;

- задействовали все органы чувств ребенка – были яркими, имели звуковые эффекты и негладкую фактуру или массажную поверхность;

- стимулировали работу одновременно двумя руками.

Осуществление работы по развитию мелкой моторики требует обязательного соблюдения ряда условий:

-учет состояния моторики рук конкретного ребенка, потому что у всех разная степень выраженности двигательного дефекта;

-обеспечение тесного контакта педагога и ребенка, что позволит руководить деятельностью, поддерживать активность, менять характер оказываемой помощи;

-подбор простого, доступного материала для занятий, исходя из реального психического и моторного развития ребенка на данное время;

-проведение пальчиковых игр ежедневно;

-развитие моторики как поврежденной, так и сохранной руки;

-соблюдение охранительного режима, контроль позы ребенка, свободного дыхания;

- применение специальных приспособлений для фиксации конечностей и головы;

- учет желания ребенка играть;

-прекращение занятия при первых проявлениях усталости.

Для развития мелкой моторики рук у детей с диагнозом ДЦП очень продуктивно используются рамки-вкладыши, которые изготовлены из экологически безопасного дерева , что является важн ым для детей, которые любят всё засовывать в рот. Такие в кладыши бывают в форме ягод, фруктов, геометрических фигур, животных . Размеры вкладышей могут быть разн ыми : от самых мелких до самых крупных. Содержание игры заключается в необходимо сти найти нужный вкладыш и поставить его на нужное место. Очень хорошо для сенсомоторного развития дет ей использ овать игрушки-шнуровки, бизиб орды, игры моталочки , графомоторные трафареты .

Конструирование играет большую роль в развитии интеллектуальных способностей всех детей. Работа со строительным материалом способствует разви тию креативных способност ей , навыков конструктивн ой деятельности . Ребенок придумывает и строит из имеющегося материала различные конструкции.

Так , для развития слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха возмож но использов ание бубн а , колокольчик а , погремушек, детских музыкальных инструментов , металлофон а , книжки с музыкальным сопровождением . Можно дать ребенку возможность послушать и запомнить звучание этих предмет ов . Ребенок внимательно слушает, различает звуки, самостоятельно озвучивает игрушки.

Огром ное значение имеет заинтересованность педагога , которая проявляется в его участи и и ободряющее поведение. З анятия должны приносить ребенку только позитивные эмоции. И у казания взрослого должны быть понятными, спокойными, доброжелательными, очень точными. Нужно стара ться, чтобы деятельность ребенка была успешной. Успешная деятельность будет подкреплять интерес ребенка к занятиям и играм.

О сновным видом занятий с детьми в форми ровании зрительно-моторной координации является эмоционально окрашенная игра. Сначала ребенок занимает пассивную позицию, а на следующих этапах он все более активн о участвует в этом . Со временем д ети с удовольствием включаются в процесс , по зволяющий им все полноценнее ощутить проявлени я окружающего мира, сформировать сенсорные эталоны, научиться саморегуляции , планировать свои действия.

Ц еленаправленная и систематичная работа по развитию сенсомоторной сферы способствует коррекции речевой деятельности, а так же развитию интеллектуальных способностей и подготовки детей к школьному обучению. Если правильно организова ть работ у , то к концу дошкольного периода значительная часть детей будут обладать необходим ой готовность ю для успешного усвоения школьной программы.

Каждый ч еловек должен жить среди людей. Ребенок с ДЦП - маленький человек, для которого особенно важно общество людей . Дети с особыми образовательными потребностями должны найти свое место в нашем обществе и занять в нем достойное положение.

1. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей снарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., А кадемия , 2001. -192 с . 2. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. Просвещение. Санкт – Петербург,2003.-160 с . 3. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Детский церебральный паралич: Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. М.: Книголюб, 2008 . - 176 с.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.