Символ детей с дцп

БЛИССИМВОЛИКА КАК СПОСОБ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ С ДЦП

Жусупова И.Т.

Среди аномальных детей значительную категорию составляют дети, имеющие диагноз детский церебральный паралич (ДЦП). Детские церебральные параличи – группа синдромов, которые являются следствием повреждений мозга, возникших во внутриутробном, интранатальном и раннем постнатальном периодах.[1] По данным Национального генетического Регистра Республики Казахстан ежегодно в Казахстане рождается от 2000 до 3500 детей с врожденной и наследственной патологией, что составляет 20,0-24,3 на 1000 новорожденных.[2] Обучение таких детей требует создания адекватного образовательного пространства, что предполагает обследование детей, выявление их особых образовательных потребностей.

Специальное корректирующее обучение детей с детским церебральным параличом является одной из самых сложных и своеобразных областей специальной педагогики. Центральное место занимает формирование навыка общения у данной категории детей. В силу органических повреждений головного мозга дети с ДЦП испытывают большие трудности в овладении собственной речью.

Во все времена отсутствие речи у детей было значительной преградой на пути их развития. В 60-е годы XX века наиболее употребительной альтернативой для возмещения недостаточной функции речи детей с различными формами ДЦП были наборы картинок. Но опыт показывал, что у них был недостаток: с помощью картинок было трудно передать абстрактные понятия, например, чувства. Возникла необходимость искать альтернативный способ коммуникации, одним из которых оказалась Блиссимволика, созданная австралийским инженером-химиком и гуманистом Чарльзом Блиссом. [4]

Блисс - семантическая языковая система, способная замещать любой другой естественный язык. Алфавитом служат не буквы, а определенное количество графических базовых символов, представляющих значения, которые легко запомнить даже ребёнку. Данная символика является одной из первых систем альтернативной и дополнительной коммуникации, применяемых в качестве вспомогательных средств общения людей с различными речевыми нарушениями, часто сочетающихся с физическими недостатками.

Блисс-символы сформированы из основных геометрических форм и их сегментов, оттенки значений которых передаются через их размер, интервал, положение и конфигурацию. Алфавитом данного языка служат символы, представляющие собой неделимые первичные концепции, которые используются неоднократно для создания словаря и с учетом их основного семантического значения. Некоторые из них имеют сходство с реальными объектами, являются пиктографическими или изобразительными. Символы в сочетании с поясняющими словами структурированы по частям речи и оформлены в виде таблицы. Для облегчения ориентировки в таблице каждая часть речи выделена определенным цветом, например, имена существительные изображены на желтом фоне, прилагательные – на красном, глаголы – на зеленом. Временные показатели, отрицание, показатель множественного числа обозначены отдельными символами. Для структуризации предложения используются знаки препинания. По верхнему и нижнему полям таблицы располагаются буквы в алфавитном порядке, а по левому и правому – цифры. Их использование расширяет возможность общения. [5]

В отличие от других способов альтернативной коммуникации Блисс-метод имеет фундаментальную языковую структуру (грамматика, орфография, синтаксис, морфология) и безграничные возможности пополнения словаря новыми понятиями и выражениями. Язык Блисс содержит свыше 4000 слов. В случае нехватки этих понятий в стандартном запасе пользователи могут сами комбинировать новые понятия с помощью ключевых символов. С помощью грамматических операторов (специальных знаков) можно изменить значение символов: например, преобразовать существительное в глагол (глаза – смотреть, дождь – идет дождь) или придать слову качественный оттенок (грустный, весёлый).

В процессе работы символы или карту Блисс располагают на столе или на специальных приспособлениях. При тяжелых формах ДЦП, когда ребенок не может выполнять жесты руками, на голову надевают шлем или повязку с лазерной указкой. Двигая головой, он управляет указкой, подсвечивая необходимый символ. Удобство и универсальность метода состоит в том, что с его помощью действительно может общаться говорящий и неговорящий человек. Так, ребёнок-инвалид общается, показывая на символы в зависи мости от своих физических возможностей: рукой, указкой или лучом светоисточника. При этом говорящему собеседнику не принципиально знать точное значение символов, так как он может читать слова, которые написаны над каждым символом.[4]

Цель использования Блисс-метода в работе с детьми-инвалидами – общение и языковое развитие ребёнка. Главной задачей является не столько овладение системой символов, так как с этим дети справляются без особых усилий, сколько постоянная поддержка мотивации и обучение ребёнка общению с помощью символов. Создание коммуникативной среды также имеет решающее значение. Для этого выстраивается схема межличностных отношений, основанная на едином подходе с использованием блисс-символики в процессе общения с ребёнком, а также с учётом перспективы его развития.

Блиссимволику успешно усваивают дети с нарушениями интеллектуального развития, с множественными нарушениями, с алалией, афазией, а также с дислексией. Иногда её применяют для облегчения коммуникации детей с синдромом аутизма. [6]

Особенность программы заключается в распределении речевого материала не по годам, а по этапам обучения, соответствующим основным периодам формирования речи, которые были выделены A . M . Гвоздевым (1961):

работа на уровне слова;

работа на уровне предложения;

работа на уровне фразы и текста.

Время освоения содержания каждого этапа строго индивидуально и зависит от целого комплекса факторов, определяющих структуру нарушения у конкретного ребёнка. Переход с одного этапа на другой осуществляется на основе результатов обследования усвоения ребёнком Блисс-символов, занесённых в индивидуальную Блисс-карту. [ 4 ]

Система работы предусматривает концентрический путь освоения речевого материала. Отбор языковых единиц подчинён коммуникативным целям и осуществляется с учётом их частотности, продуктивности и доступности усвоения. Вначале отрабатывается обиходная лексика и побудительные фразы простейшей конструкции, затем постепенно вводится словарный материал, необходимый для выражения понятий более отвлеченного характера, усложняются грамматические формы. В начале обучения рекомендуется использовать ситуативную форму общения, а затем формировать базу для контекстной речи. [ 7 ]

Основной формой обучения по Блисс-методике являются индивидуальные занятия, а также объединения детей в небольшие группы для проведения совместных игр (лото, домино и др.). Основное требование к занятиям – это широкое опосредование их практическими задачами с опорой на игровые приёмы, активизирующие познавательную деятельность ребенка. В процессе проведения занятий дети специально обучаются способам сенсорного обследования предметов. Параллельно авторы рекомендуют проводить ознакомление детей с символами-операторами для образования прилагательных, наречий, множественного числа, принадлежности, прошедшего и будущего времени глаголов.

Правильное использование методики Блисс-коммуникации как этапа коррекционной работы с детьми с ДЦП и, как следствие, испытывающими невозможность полноценного формирования речи, позволяет достичь положительных результатов. Ребенок преодолевает преграды, стоящие на пути его развития, в частности, устраняется барьер общения с другими людьми, раскрывается внутренний план его возможностей, а также у ребёнка повышается вера в свои коммуникативные возможности, смягчается чувство неполноценности.

Таким образом, Блиссимволика является эффективным способом коммуникации детей с детским церебральным параличом, имеющих, как следствие, большие преграды в общении с окружающими. Эта языковая система подходит к использованию на разных речевых уровнях, от сигнального слова до грамматически совершенного предложения.

Литература

Булекпаева Ш.А. Разработка и оценка эффективности реабилитационных мероприятий при различных формах детского церебрального паралича. Алматы. 2010. С.5-6.

Горбунова С.В. Использование Блисс-методики как средства общения с детьми-инвалидами // Ставрополь: изд-во СГПИ, 2012. С.3-7.

Васильева Е.С. Использование методики Блисс для формирования элементарной коммуникации у безречевых детей // Дефектология. 2006. №5. С.41-44.

Попович Т. О чем молчат ребята // Мурманский вестник, 2008.-№33.

педагогические науки

  • Орешкина Елена Михайловна , учитель
  • Средняя общеобразовательная школа
  • КОММУНИКАЦИЯ
  • ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ
  • КАЛЕНДАРНАЯ СИСТЕМА
  • МЕТОД ПИКТОГРАММ

Похожие материалы

  • Некоторые принципы проектирования эталонов оценочных средств на уровне подготовки кадров высшей квалификации
  • Коммуникативная компетентность педагога в процессе педагогической деятельности
  • Педагогическое общение в структуре педагогической деятельности
  • Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов
  • Когнитивные ожидания, связанные с употреблением алкогольных напитков

Одной из особенностей детей с церебральным параличом является то, что они требуют к себе особого внимания и испытывают огромные трудности в общении (коммуникации), так как они часто не способны выразить свои мысли, эмоции, желания и потребности. Дети с ДЦП не способны использовать вербальные средства общения, это проявляется в различных расстройствах речи, которые затрудняют их контакт с окружающими. Устная речь в большинстве случаев недоступна таким детям, а она играет важнейшую роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка и является основой социального взаимодействия.

Поэтому необходимо предоставить в распоряжение таких детей другую систему коммуницирования, которая облегчит общение, улучшит развитие ребенка, а также активизирует его участие в учебном процессе и тем самым будет способствовать интеграции таких детей в широкий социум. Описанные в статье способы коммуникации помогут детям выразить свои мысли и желания, а их семьи получат возможность общаться, понимать и правильно ухаживать за детьми.

Обучение коммуникативным навыкам и различным средствам общения детей с ДЦП оказывается одним из специфических и трудных разделов коррекционной и учебной работы.

Дети с ДЦП обладают различным потенциалом, следовательно, и выбор средств коммуницирования будет зависеть и от физических, и от интеллектуальных возможностей ребенка.

С обучающимися работают учитель - логопед, дефектолог, психолог и другие специалисты. На всех занятиях учитывается: степень выраженности нарушения интеллекта, форма ДЦП, структура двигательного нарушения, психическая деятельность и соматическое состояние.

Таким образом, для детей с ДЦП, которые испытывают трудности в вербальном общении, используют невербальные средства как альтернативные системы коммуникации. Особое внимание следует уделять взгляду, жестам и мимике.

Выбор соответствующей системы и средств коммуникации при обучении детей со множественными нарушениями, — это важный и сложный вопрос. Основная задача педагога - избрать адекватные коммуникативные системы и средства, которые упорядочат настоящие навыки ребенка и помогут эффективно продвигаться с ними к более сложному уровню коммуникации.

Одним из наиболее эффективных способов коммуникации является календарная система [5]

Календарь — система коммуникации, в которой символы или предметы - символы используются для представления основных видов деятельности в течение всего дня.

В настоящее время разрабатываются различные виды календарей, которые используются индивидуально с каждым ребенком. Выбор вида и направленности календаря зависит от физических, сенсорных, моторных, психических и интеллектуальных возможностей ребенка. Первоначально педагог учит детей связывать сигналы (предмет, символ, рисунок, жест) с определенными реакциями или поведением - это важное условие для обучения коммуникации.

В календарной системе используются предметы и картинки - символы.

Символы — это то, что обозначает, подразумевает какие-либо действия, понятия, деятельность, какой-либо предмет. Общение с помощью символов дает возможность для отражения всего, о чем можно говорить. Предмет или картинка указывает ребенку на то, что ему предстоит определённый вид деятельности.

На первой ступени работу строят со следующими типами календарей.

  1. Предметный календарь (в нём в качестве символов задействованы натуральные и миниатюрные схематизированные предметы и их изображения — барельефные, рельефные, контурные).
  2. Картинный календарь (изображение какого-либо предмета, вида деятельности или места ее осуществления).
  3. Календарь, в котором изображение дополнено словом [5]

Предметный календарь состоит из тактильных символов, они обладают определенными свойствами, они легко находятся и определяются детьми, используются для этого такие простые моторные реакции, как показ, дотрагивание, перекладывание, удерживание. Восприятие их не требует хороших навыков мелкой моторики, соответственно, может быть доступно детям с ДЦП.

Календарь также служит опорой для развития памяти, для накопления и расширения словаря. Использование календарной системы с детьми с ДЦП позволяет им переходить от предметного типа восприятия к наглядному, тем самым создавая предпосылки для овладения более сложными навыками коммуницирования.

Еще одним действенным способом, позволяющим удовлетворять потребность ребенка в общении, является метод пиктограмм. Пиктограммы - это изображение символов, заменяющих слова. Это невербальные средства общения и могут использоваться в следующих качествах:

  • временное средство общения (ребенок пока не говорит, но в будущем может овладеть речью);
  • постоянное средство общения (для ребенка, неспособного говорить и в будущем);
  • облегчающее средство в развитии общения (помощь в формировании элементарных представлений и понятий);
  • подготовительный этап к освоению письма и чтения (применяется с детьми с проблемами в развитии).

У детей с ДЦП огромное значение приобретают иные виды коммуникации – это поддерживающая и опорная (жесты и мимика, картинки и символы). Специалист учит детей использовать средства невербальной коммуникации как сигнал о своих потребностях: еде, воде, отдыхе, туалете.

Звуковой сигнал сопровождается показом пиктограммы и жеста (жестам обучаются дети, у которых нет тяжелых двигательных нарушений). Особое внимание уделяется взгляду, а мимика говорит о чувствах и настроении ребенка (радость, недомогание, беспокойство, покой).

Для работы с детьми с ДЦП были выбраны очень конкретные и простые для понимания символы, означающие элементарные желаниям и потребности. Но снижение потребности в речевом общении у детей с тяжелыми двигательными нарушениями ставит перед логопедом необходимость создания мотивов речевой деятельности с использованием различных игровых приемов.

В самом начале работы ребенку предъявлялась пиктограмма (показ сопровождается произнесением слова и мимикой). В работе с детьми уделялось внимание пиктограммам, изображающими предметы (на голубом фоне) и действиям с ними (на красном фоне). Отбирались именно те пиктограммы, которые часто встречались в окружающем мире ребенка.

Таким образом, работа по внедрению календарной системы и пиктограмм для детей с ДЦП обеспечивает ребенку возможность вступать в общение дома, в школе, в разнообразных жизненных ситуациях.

Список литературы

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Детский церебральный паралич (ДЦП) или Cerebral palsy (CP) одно из часто встречающихся хронических заболеваний детей и взрослых, характеризующееся прогрессирующим ухудшением общего состояния здоровья, увеличением спазмов и спастики.

Термин ДЦП используется только на территории России. В мировой практике используют определение Cerebral palsy (CP).

В России только по официальной статистике более 120 000 человек имеют диагноз детский церебральный паралич. Распространённость детского церебрального паралича в России среди новорождённых составляет 2 на 1000 родившихся.

Считается, что первопричиной ДЦП является поражение одного или нескольких участков головного мозга, в результате чего развиваются прогрессирующие нарушения работы всего организма.

Менее распространённый тип церебрального паралича - это приобретённый ДЦП или Cerebral palsy (CP), где первопричиной часто является черепно-мозговая травма, перелом шеи или позвоночника, инфекции мозга (менингит и пр.), инсульт, длительная высокая температура, перенесённые тяжёлые инфекционные заболевания и пр.

Очень редко в качестве первопричины возникновения ДЦП рассматриваются психосоматические и соматопсихические факторы. Часто именно они приводят к нарушениям респираторного и клеточного дыхания, возникновению спазмов и спастики в соединительной ткани, что в свою очередь, приводит к следующим сопутствующим нарушениям:

- двигательной и мышечной активности;

- работы внутренних органов и систем;

Чёткого и полного комплекса данных о причинах возникновения ДЦП пока нет. В мировой профессиональной среде ежегодно появляются новые версии и теории о причинах возникновения этого заболевания.

На данный момент основными причинами врачи называют нарушения, возникающие в процессе развития беременности, роды и первый год жизни ребёнка. В частности, в качестве причин и основных факторов риска сегодня считают:

· Резус-фактор или групповая несовместимость плода и матери.

· Внутриутробная инфекция во время беременности.

· Вирусное или инфекционное заболевание, перенесённое женщиной во время беременности.

· Преждевременная отслойка плаценты приводит к множественным нарушениям здоровья матери и плода, а также к преждевременному оперативному родоразрешению.

· Неправильное предлежание плода на последнем сроке беременности часто приводит к травматизации младенца в процессе родов.

· Обвитие пуповиной, провоцирующее возникновение острой гипоксии, которая резко ограничивает поступления кислорода в головной мозг ребёнка, что приводит к гибели клеток головного мозга и кровоизлияниям.

· Анатомически и клинически узкий таз роженицы.

· Дискинезия головного мозга плода.

· Низкий вес при рождении.

· Рождение крупного плода.

· Длительные, осложнённые роды.

· Травмы, полученные младенцем в процессе родов.

· Травмы в период первого года жизни.

· Перенесённые инфекционные заболевания в период младенчества, в том числе осложнение после прививок.

В качестве фактора риска возникновения ДЦП можно смело называть проблему исчезновения культуры выхаживания и выпестования младенца, которая гарантировала рождение и развитие здорового младенца.

Подробнее вы можете узнать информацию в видео ДЦП: причины и методы оздоровления.

Сегодня мало кто из специалистов учитывает стрессовое состояние роженицы и младенца, а также особенности реакции соединительнотканной системы человека на стресс. Практически никто не учитывает влияния психосоматических и соматопсихических факторов на развитие у младенца ДЦП.

Психоэмоциональные, психосоматические и соматопсихические состояния человека всегда сопровождаются реакциями соединительнотканной системы и всего организма в целом, что в свою очередь, приводит к нарушению респираторного дыхания, дыхания на клеточном уровне, спазмам, сети спазмов и далее к спастике, которая сохраняется в теле всю жизнь. Одновременно этот процесс сопровождается специфическими биохимическими и физиологическими процессами.

Более полное объяснение вы можете посмотреть на бесплатном вебинаре " От понимания причин к корректной реабилитации по методу Н. Лоскутовой БФМ". Для просмотра требуется обязательная регистрация!


Метод Надежды Лоскутовой БФМ учитывает все вышеуказанные факторы, и при условии ежедневной, системной и последовательной работы позволяет:

  • полностью восстановить респираторное дыхание и дыхание на всех уровнях организма;
  • восстановить волновую линейную и нелинейную биодинамику тела;
  • гармонизировать внутренние биодинамические ритмы опорно-двигательного аппарата, всех органов и систем организма;
  • освободить от спазмов и спастики всю соединительнотканную систему организма и восстановить полную свободную амплитуду микро и макродвижений;
  • освободить от спастики соединительнотканную систему и восстановить свободную циркуляцию всех жидкостей в организме, в том числе восстановить питание клеток;
  • восстановить питание мозга и когнитивную функцию.



  • Этиология
  • Разновидности
  • Симптоматика
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение

Что такое ДЦП

Патологии нервной системы, которые появлялись у новорожденных в результате родовых травм, наблюдали еще врачи 19 века. Однако тогда связь между симптоматикой и течением беременности только устанавливали. Дети рождались с нарушениями двигательной активности, которые проявлялись спонтанными подергиваниями конечностей, ограниченной подвижностью суставов и отставании в развитии.

Причиной двигательных нарушений является патология головного мозга, а конкретно подкорковых областей, коры, капсулы или ствола. ДЦП могут вызвать различные нарушения, причины которых также разнообразны и не до конца изучены. Дети с такой патологией рождаются редко, около 0.2% новорожденных.

Важно! ДЦП не обязательно передастся по наследству, однако генетическая предрасположенность может сыграть негативную роль.

Диагностические мероприятия

Клинические проявления слишком специфичны, чтобы вызывать затруднения в постановке диагноза. Но патологию нужно дифференцировать. Для этого следует выяснить этиологию, собрать полный и детальный анамнез, провести физикальный осмотр и неврологическое обследование с тестами.

  • ОАК и ОАМ;
  • биохимия крови;
  • изучение СМЖ после люмбальной пункции;

  • электромиография;
  • КТ и МРТ головного мозга;
  • доплерография;
  • ЭЭГ.

При помощи МРТ можно выявить атрофию коры и подкорки головного мозга, сниженную плотность белого вещества и его порозность.

Причины

На формирование паралича могут оказывать влияние:

  1. Период беременности.
  2. Первый месяц жизни ребенка.
  3. Роды.

Статистика показывает, что появлению ДЦП способствует несколько причин, а не одна. Наслоение неблагоприятных факторов в вышеупомянутых периодах приводит к различным патологиям и нарушению двигательной активности. Большинство нарушений возникает во время внутриутробного развития, значительную часть также составляют родовые травмы.

Важно! Недоношенность – главная причина, которая приводит к половине всех случаев заболеваний. Поэтому очень важно доносить ребенка и родить в срок, даже если возможности современной медицины позволяют выходить и 30-недельных деток.

Причины, способствующие появлению ДЦП:

  1. Гипоксия ребенка. К такому состоянию может привести тяжелая беременность (инфекции, токсикоз, патологии плаценты), в результате чего мозг ребенка развивается не полностью.
  2. Родовые травмы. Чаще они являются лишь продолжением или следствием патологии плода, появившейся внутриутробно. Неожиданные ситуации во время родов (узкий таз, слабость схваток, длительный безводный период, стремительные роды) редко служат причиной ДЦП. Однако осложнения во время родов (асфиксия, механическое сдавливание) могут привести к патологиям у ребенка.
  3. Гемолитическая болезнь новорожденных. Любые причины появления желтухи приводят к интоксикации головного мозга ребенка.
  4. Заболевания матери. Проблемы с сердцем, ожирение, диабет, краснуха, прием медикаментов, стресс, физические травмы, инфекции, токсические поражения – все это может отразиться на формировании мозга и проведения нервных импульсов.
  5. Тяжелая беременность. Резус-конфликт, инфекции, угрозы прерывания приводят к формированию патологий у плода.

Доказанные причины возникновения ВСД

Основные признаки ДЦП у детей до года

Не всегда врачи должным образом осматривают ребенка, чтобы своевременно выявить симптомы ДЦП. Родители проводят с малышом много времени, из-за чего у них появляется шанс самостоятельно обнаружить заболевание. Наиболее характерные появления церебрального паралича в раннем возрасте:

  1. Невозможность обнаружить складки между ягодицами.
  2. Отсутствие поясничного изгиба.
  3. Асимметрия двух участков туловища.

В первые дни жизни при выраженном ДЦП можно диагностировать такие признаки:

  1. Чрезмерный тонус мышц или их нахождение в слишком расслабленном состоянии.
  2. В первые дни жизни оптимальный тонус мышц прослеживается, однако через некоторое время пропадает.
  3. Если возникает гипертонус, движения ребенка выглядят неестественно, часто осуществляются слишком медленно.
  4. Безусловные рефлексы не пропадают, а ребенок слишком долго не начинает сидеть, самостоятельно держать голову.
  5. Асимметрия различных участков тела. С одной стороны возникают симптомы гипертонуса, со второй может последовать ослабление мышц.
  6. Подергивания мышц, в некоторых случаях возможна полная или частичная парализация.
  7. Необоснованно повышенная тревожность, частые потери аппетита.

Что такое детский церебральный паралич

На заметку! Если ребенок активно использует только одну сторону от тела, на другой части происходит постепенная атрофия мышц, конечности развиваются неполноценно, часто не вырастают до необходимых параметров. Возникает искривление позвоночника, нарушения в работе и структуре тазобедренных суставов.

Чаще всего ДЦП у детей обнаруживают быстро, так как они совершают активные движения конечностями, находящимися с одной из сторон. Нередко больные почти не пользуются рукой с ослабленным тонусом, которая редко отделяется от туловища. Ребенок не поворачивает голову без применения больших усилий даже через несколько месяцев после рождения. Часто у родителей появляется необходимость самостоятельно время от времени переворачивать малыша.

Даже если вы не замечаете опасных признаков или сомневаетесь в их наличии, необходимо регулярно проводить диагностические обследования. Внимательно относитесь к здоровью ребенка, если он родился недоношенным, развивается слишком медленно, вы заметили проблемы в период родов.

Признаки ДЦП у ребенка 2 месяца

На заметку! Если вы обнаружили серьезные отклонения в развитии, особенностях поведения младенца, необходимо обратиться к врачу за консультацией.

Способы самостоятельной диагностики ДЦП:

МетодОсобенности
Отсутствие характерных рефлексовПосле рождения у младенцев появляются характерные рефлексы, которые затем постепенно проходят. Если ребенок здоров, проявляется мигательный рефлекс в ответ на сильный шум. При ДЦП данная особенность часто не проявляется
Однотипные движенияЕсли вы подозреваете у своего ребенка наличие ДЦП, проконтролируйте, не возникают ли повторяющиеся движения. На наличие церебрального паралича часто указывает постоянное кивание, застывание в конкретной позе на длительный период времени. Если вы заметили подобные отклонения, желательно посоветоваться педиатром
Реакция на прикосновенияЧтобы проверить, нет ли у ребенка опасного заболевания, можете положить ему ладони на живот. Если вы не заметили особенной реакции у ребенка, скорее всего заболевание отсутствует, по крайней мере не проявляется в выраженной форме. При наличии патологии произойдет разведение ног в противоположные стороны. Степень выраженности негативной симптоматики зависит от уровня поражения мозга

Признаки ДЦП в первые 3 месяца ребенка

Симптомы

Клиническая картина зависит от степени и характера повреждения мозга. С прогрессированием заболевания симптомы становятся более отчетливыми и выраженными. Среди основных симптомов можно выделить:

  1. Повышенный мышечный тонус.
  2. Судороги.
  3. Спонтанные движения.
  4. Проблемы со зрением и слухом.
  5. Задержка речи и развития.
  6. Неконтролируемые испражнения.
  7. Контрактуры суставов и деформации скелета.

Формы ДЦП

По международной классификации различают несколько форм ДЦП, которые приведены в таблице ниже:

ФормаСимптомыПричины
Спастическая тетраплегия — наиболее тяжелая форма, возможность самообслуживания исключенаПоражены все четыре конечности, присутствуют нарушения зрения, слуха, речи, когнитивного восприятия. Приступы эпилепсии у таких больных регистрируются в 50% случаев. У ребенка есть деформации тела, конечностей, нарушена работа черепных нервовАномальное развитие головного мозга; гипоксия и отмирание нейронов; внутриутробные инфекции
Спастическая диплегия – наиболее распространенная формаРабота мышц нарушается с двух сторон с преобладанием патологии нижних конечностей. Дети отстают в речевом и психическом развитии, наблюдается снижение интеллекта. Дисфункция черепных нервов приводит к нарушению слуха и речи, косоглазию. Особенностью является возможность такого ребенка к полноценной социальной адаптацииПреимущественно у недоношенных детей
Гемиплегия – занимает второе место по распространенности.Односторонний паралич с преобладанием нарушений в руке. Развитие ребенка идет с задержкой, как психического, так и речевого направления. Степень адаптации в обществе зависит от этапа развития пациента. Возможны эпилептические приступыГеморрагический инфаркт; церебральная аномалия; внутримозговое кровоизлияние
ДискинетическаяНепроизвольные движения конечностей, туловища, лица. У ребенка нарушен слух и наблюдаются глазодвигательные нарушения. Интеллект может сохраняться в норме, что обеспечивает многим больным нормальную социальную адаптациюГемолитическая болезнь с тяжелой желтухой; патологии структуры экстрапирамидной системы
АтаксическаяТонус мышц значительно снижен, наблюдается расстройство моторики и несогласованность движений. Интеллект может развиваться нормальноПовреждения мозжечка; наследственность; повреждения лобных долей (часто при родовых травмах); аномалия развития; гипоксия

Важно! Возможны также смешанные формы ДЦП, при которых может иметь место повреждение всех систем головного мозга, отвечающих за моторику.

Симптоматические проявления

Этапы развития ребенка при спастической гемиплегии выглядят так:

  • в первые недели и месяцы – приступы судорог, ребенок не поднимает и не удерживает голову;
  • нарушено сосание, повышено слюнотечение;
  • в возрасте 4-5 месяцев ребенок не реагирует на внешние звуки, не поворачивает голову, не моргает, не гулит;
  • безразличен к игрушкам и не тянет к ним руки;
  • больше 7 месяцев – не садится, не переворачивается;
  • не делает попыток ползать;
  • когда ребенку больше года, он не пытается вставать и делать шаги, ничего не говорит;
  • до 12 лет пользуется преимущественно одной рукой, часто имеет место косоглазие;
  • походка затруднена, на стопу опираться не может, становится только на пальчики.

Важно! Больной ребенок не осознает свой дефект – анозогнозия.

Диагностика

ДЦП проявляется видимыми нарушениями двигательной активности, поэтому заметить патологию не составляет труда. Для постановки точного диагноза ребенку проводят МРТ, оценивают группу риска и наследственные факторы. Опытный врач должен отличить ДЦП от клинически схожих заболеваний.

Общественные организации помощи детям с ДЦП

Средняя продолжительность жизни

Достаточно сложно однозначно сказать, сколько лет или десятилетий сможет прожить ребёнок с ДЦП. Многое будет зависеть от того, насколько тяжело протекает заболевание, а также от качества лечения. Доказано, что к 40 годам у пациентов уменьшается продолжительность жизненного потенциала. Тело значительно быстрее изнашивается из-за того, что имеется деформация внутренних органов и опорно-двигательного аппарата.

Стоит отметить, что благодаря современной медицине дети с церебральным параличом могут прожить до глубокой старости. При этом они могут рассчитывать на нормальную жизнь, если правильно выполнить реабилитацию и регулярно поддерживать состояние здоровья на нормальном уровне. Важно учесть, что люди с ДЦП быстрее остальных стареют, причём сказывается это как на внешнем виде, так и на самочувствии. Следовательно, человека важно к этому подготовить.

Что касается тяжёлых форм болезни, то в этой ситуации потребуется обязательно обращаться к хорошим врачам. В такой ситуации будет возможность продлить срок жизни ребёнку и улучшить состояние здоровья.

Лечение

Препаратов для избавления от ДЦП пока нет. Лечение состоит в максимальном развитии умений ребенка, его адаптации к социуму и возможной коррекции симптоматики. Двигательные функции стараются нормализовать, а сопутствующие заболевания — вылечить. В комплексном лечении применяется:

  1. Массаж и лечебная гимнастика со специальными приспособлениями.
  2. Работа с логопедом.
  3. Разговоры с психологом.
  4. Миорелаксанты.
  5. Хирургические вмешательства, улучшающие функциональность мышц и сухожилий.

Важно! Если возможно устранение причины появления ДЦП, это нужно сделать обязательно. При своевременном устранении прогноз намного благоприятнее.

Вспомогательная техника

Детям с ДЦП трудно не только стоять, но и сидеть. Для облегчения состояния и более комфортной жизни существуют различные приспособления, широко используемые такой категорией пациентов:

  1. Для мобильного передвижения разработаны специальные сиденья, ходунки, инвалидные кресла.
  2. Для физического развития ребенка существуют велосипеды, вертикализаторы, специальная обувь.
  3. Для удобства гигиенических процедур можно приобрести кресла-туалеты или специальные сиденья в ванну.

Обилие современной техники способно значительно облегчить жизнь ребенка или уход за ним. Например, прогулочные варианты кресел специально сконструированы, оснащены капюшоном, столиком, специальными ремнями. Существуют коляски с электрическим приводом.

Важно! Больным требуется постоянный уход, чтобы облегчить им жизнь и предупредить дистрофию скелетной мускулатуры.

Осложнениями ДЦП могут быть множественные деформации суставов, судороги, трудности глотания. Проблемы с мышцами и суставами причиняют больному постоянную боль. Постоянный уход требует много временных, моральных и финансовых затрат того, кто ухаживает за особенным ребенком. Профилактика ДЦП состоит в своевременном обследовании и устранении причин, которые могут вызвать подобный симптомокомплекс.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.