Социокультурная реабилитация детей с дцп


Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 10.06.2019 2019-06-10

Статья просмотрена: 129 раз

Одним из приоритетных направлений государственной политики в современном образовании признано формирование гармоничной и всесторонне развитой личности ребенка, параметрами которой считается образованность, воспитанность, духовная и нравственная зрелость, готовность к саморазвитию и самовыражению. К сожалению, достаточно большую часть общества составляют дети-инвалиды (в том числе с детским церебральным параличом). Поэтому не менее актуальной темой на данный момент является проблема реабилитации и социализации таких детей.

Социальная адаптация и интеграция детей с детским церебральным параличом ведется в разных направлениях, в том числе и через привлечение детей к различным видам творческой деятельности, таким как: музыка, изобразительная деятельность, ритмика, театр. Особую роль в социокультурной реабилитации детей с ДЦП и становлении их личности занимает театральное творчество. Детский театр оказывает существенное воспитательное и образовательное воздействие, способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, самовыражении и самопознании. Театрализованная деятельность имеет активное влияние на развитие эмоционально-волевой сферы таких детей и их неповторимой индивидуальности.

Занятия театрализованной деятельностью позволяют решать огромный ряд задач: развитие личности ребенка, оптимизация процесса развития речи, голоса, чувства ритма, движений, активизация познавательной деятельности.

Для детей с ДЦП характерен сниженный запас сведений об окружающем. Это обусловлено вынужденной изоляцией, ограничением контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения. Чаще всего такие дети имеют представления лишь о том, что было в их практике. Благодаря участию в театрализованных играх дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, узнают много новых слов, понятий и терминов.

Большое количество детей с ДЦП отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в отсутствии интереса к заданиям, плохой сосредоточенностью, медлительностью и пониженной переключаемостью психических процессов. Театрализованные игры и упражнения позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазий и воображения, учат замечать и оценивать свои промахи и ошибки людей.

Чувство отверженности, непонимания и отторжения общества — это проблемы, с которыми сталкиваются дети с ограниченными возможностями здоровья. Исследование терапевтического процесса выявило, что освобождение от болезненного состояния происходит тогда, когда человек чувствует себя принятым и понятым. Эмпатия и принятие дают возможность усилить и выявить свой уникальный потенциал. Движение в сочетании с осознанием открывают глубокие переживания, которые затем могут быть выражены с помощью цвета, линии, формы или словесных ассоциаций, а может быть даже невербальными способами общения: жестом, мимикой, пантомимикой. Как только человек осознает свои переживания, они становятся источником дальнейшего понимания себя и самореализации. С помощью художественного творчества дети учатся устанавливать позитивные отношения с другими, основанные на эмпатии, толерантности, доброжелательном сотрудничестве. Работа над спектаклем объединяет, дает понятие о чувстве партнерства, взаимовыручке, снимает скованность.

Уже с детского возраста важно сформировать у детей с ДЦП уверенность в себе, в свои силы, свои возможности и способности. Выступая на праздниках, принимая посильное участие в музыкальных постановках и театрализованных играх перед зрителями, дети учатся преодолевать тревожность, робость и страх. Коллективная театрализованная деятельность предоставляет детям равные возможности для участия в инсценировках и праздниках. При таком подходе даже самые робкие дети учатся справляться с волнением и страхом.

Театральное творчество позволяет реализовать творческие возможности каждого ребенка. Независимо от выраженности нарушения двигательных способностей, для каждого ребенка находится посильная роль. Чередование функций исполнителя и зрителя помогает продемонстрировать свою позицию, свои умения, знания и фантазию, формируется адекватное отношение к себе и своему заболеванию.

Таким образом, реабилитационную составляющую детской сценической деятельности трудно переоценить. В результате творческой театральной деятельности дети с ДЦП становятся раскрепощеннее, контактнее, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир; развивается позитивное самовосприятие, появляется уверенность в возможности индивидуальной личностной самореализации.

В целом, рассмотрев особенности театрального творчества как условия реабилитации и вхождения в социум ребенка-инвалида, можно прийти к заключению: даже фрагментарное использование различных элементов театрализованной деятельности помогает позитивно влиять не только на общее состояние ребенка, но и наметить пути выхода из состояния физического, психологического и эмоционального дискомфорта.

  1. Андрющенко А. И. Театральная студия //Начальная школа, 2009. — № 12. — с.72–74.
  2. Калижнюк Э. С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. — М., 1990.
  3. Колчеев Ю. В., Колчеева Н. М. Театрализованные игры в школе. — М.: Школьная пресса, 2003. — 96 с.
  4. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2001. — 220 с.
  5. Мещанова Л. Н. Социальная реабилитация ребенка с ограниченными возможностями в условиях интегративной театрально-хоровой деятельности / Л. Н. Мещанова, А. О. Шмидт // Наука. Искусство. Культура. — 2014. — № 4.


Несмотря на то что ребенок, страдающий детским церебральным параличом, не такой, как другие дети, он также хочет радоваться жизни, играть, учиться и иметь друзей. Поэтому так важно своевременно начать процесс реабилитации детей с ДЦП, тем более что данная болезнь – это еще не приговор. И хотя невозможно вернуть погибшие в результате гипоксии клетки головного мозга, при подходящих условиях их функции могут со временем взять на себя другие отделы.

Физическая реабилитация детей с ДЦП

Детский церебральный паралич представляет собой хроническое заболевание, возникающее в результате поражения различных отделов головного мозга, что влечет за собой дисфункцию двигательной и мышечной активности. Вместе с различными заболеваниями нервной системы, ДЦП является наиболее частой причиной детской инвалидности.

Развивается данное заболевание внутриутробно, при родах или в раннем младенческом возрасте в результате поражения одного или нескольких отделов головного мозга. Причем ДЦП не является наследственным или инфекционным заболеванием, не прогрессирует и не дает рецидивов. У детей старше четырех недель уже не может возникнуть церебральный паралич, хотя вылечить его полностью тоже невозможно. Реабилитация детей с ДЦП сводится преимущественно к улучшению общего состояния ребенка, обеспечение подходящих условий для реализации его потенциальных возможностей.

Создание подобных условий – это кропотливый, упорный, ежедневный труд врачей, родителей и самого малыша. Усилия врачей без помощи семьи не дадут большого результата, так как при такой патологии медикаментозное лечение – не самое главное. Причем реабилитация детей с ДЦП должна начинаться как можно раньше, так как именно в первые годы жизни лечение способно наиболее эффективно компенсировать имеющиеся повреждения головного мозга и свести к минимуму проявления мышечной спастики. Это позволяет в будущем уменьшить деформацию скелета и контрактур, повысить способность к удержанию равновесия, нормальной работе мышц и движению.

В настоящее время по всему миру существует множество реабилитационных центров для детей с ДЦП, где с больными занимаются различные специалисты – неврологи, ортопеды, педиатры, психологи, логопеды, мануальные терапевты, а родители проходят курс обучения реабилитации ребенка в домашних условиях. Ведь даже простая игра в куклы позволяет улучшить координацию движений, функции мышц, подавляет патологические рефлексы.

ДЦП может проявляться целым рядом симптомов, таких как:

  • Неуклюжесть, неловкость движений;
  • Снижение концентрации внимания;
  • Неусидчивость;
  • Нелюбовь к рисованию или раскрашиванию;
  • Неумение ловить мяч или бить по нему ногой;
  • Неспособность прыгать на одной или двух ногах, перескакивать через препятствие;
  • Трудности при ходьбе.

Физическая реабилитация детей с ДЦП, прежде всего, состоит из приема лекарственных препаратов (спазмолитиков, обезболивающих средств, антидепрессантов, транквилизаторов), постоянных занятий лечебной физкультурой, хирургических и ортопедических методов в сочетании с массажем. Хороших результатов позволяют добиться физиотерапевтические методы: электростимуляция нервов и мышц, тепловое и грязевое лечение, электрофорез. При выраженных контрактурах применяется хирургическое лечение, в ходе которого проводится удлинение мышц, костей, а для снятия спастики – подрезание сухожилий.

Социальная реабилитация детей с ДЦП

Период восстановления двигательной активности и социальной адаптации больного ребенка состоит из четырех этапов:

  • Острый период. Длится 7-12 дней, в течение которых наблюдаются ярко выраженные расстройства двигательного аппарата, судороги;
  • Ранний восстановительный период. Длится до двухмесячного возраста ребенка;
  • Поздний восстановительный. Заканчивается у ребенка примерно в двухлетнем возрасте и характеризуется наличием ярко выраженного тонического рефлекса, который не позволяет развиться в положенный срок установочным рефлексам и сознательным движениям;
  • Последний период. Характеризуется наличием остаточных явлений и может длиться пожизненно.


Большое значение для успешного лечения ребенка с церебральным параличом имеют условия, при которых проходит восстановление. Реабилитационные центры для детей с ДЦП позволяют с помощью квалифицированных специалистов, качественного оборудования добиться более эффективных результатов. Также очень важно начинать реабилитацию как можно раньше, соблюдая непрерывность лечения.

По мере взросления ребенка с ДЦП и приближения его к школьному возрасту следует уделить особое внимание его моторному развитию, дабы облегчить его адаптацию в обществе. Социальная реабилитация детей с ДЦП представляет собой развитие способностей и подготовку к жизни в коллективе. Поэтому необходимо обязательно обеспечить для малышей в возрасте от 4 до 7 лет с сохраненным интеллектом посещение детских дошкольных учреждений с логопедическими группами, так как часто двигательные дефекты сопровождаются с нарушениями речи.

При посещении детского сада, ребенок с ДЦП получает необходимое общение со сверстниками, увеличивается его естественная потребность в движении, количество речевых контактов. Таким образом малышу прививается бесценный опыт общения социального взаимодействия, повышается уровень его самооценки.

При этом физическая реабилитация должна быть теперь направлена на формирование навыков повседневной жизни, обучению ребенка самостоятельно одеваться, кушать, пользоваться туалетом. Все это поможет значительно облегчить жизнь больного и повысить его уверенность. Но самое главное – это помнить, что, хотя детский церебральный паралич является серьезным заболеванием, однако многим людям с этим диагнозом удается вести нормальную жизнь. При правильной реабилитации детей с ДЦП впоследствии они ходят в школу, работают, женятся и рожают детей.

ДЦП. Проблемы реабилитации.
Психологические проблемы между родителями и детьми, возникающие вследствие болезненных традиционных методов реабилитации



Впервые столкнувшиеся с диагнозом ДЦП, родители, как правило не понимают что происходит с их ребенком и, по этой причине, не всегда могут создать правильные условия, требующиеся для ежедневного корректного сопровождения и полноценного развития ребенка с ДЦП.

Непонимание родителями всей сложности заболевания ребенка часто связано с тем, что их своевременно не информируют, что такое заболевание как ДЦП требует длительных и сложных реабилитационных мероприятий и что полное выздоровление ребенка маловероятно. Родителям не рассказывают, не показывают, не объясняют и не учат правильному ежедневному взаимодействию, способствующему постепенной реабилитации ребенка с диагнозом ДЦП.
К сожалению, специалисты НЕ всегда вовремя обнаруживают и ставят диагноз ДЦП и часто НЕ предупреждают родителей о том, что ДЦП не ограничивается детским возрастом. Название диагноза ДЦП используется только в России, во всем мире это заболевание называют Церебральный паралич.

Причиной возникновения заболевания ДЦП как в России, так и за рубежом считают нарушение работы мозга. Однако наш многолетний опыт и практика показывают, что ключевой причиной этого заболевания и всех его последствий является СПАСТИКА. Именно спастика (соединительнотканная недостаточность) является первопричиной следующих нарушений при ДЦП:
• Нарушения работы дыхательной системы на всех уровнях, вплоть до клеточного
• Нарушения деятельности головного мозга
• Нарушения центральной нервной системы
• Нарушения работы вегетативной нервной системы
• Нарушения гомеостаза (системы самовосстановления организма)
• Нарушения работы внутренних органов
• Нарушения сердечно –сосудистой системы
• Нарушения трофики всех органов и систем организма
• Нарушения всех видов обмена веществ
• Отставание в физическом и ментальном развитии



В мировой практике все реабилитационные мероприятия направлены только на облегчение состояния ребёнка, социализацию и обучение элементарному самообслуживанию, но не на полное выздоровление. Такая общемировая тенденция в реабилитации объясняется тем что, на сегодняшний день, не существует реабилитационных мероприятий освобождающих от спастики. Именно поэтому церебральный паралич во всем мире считается неизлечимым заболеванием. Инвалидность ребенку назначается с детства и на всю жизнь.

Среди реабилитологов популярно мнение о том, что ребенка необходимо успеть реабилитировать до 3-х лет. Это мнение они активно навязывают родителям и вводят их, таким образом, в сильное заблуждение.

Предлагая активно реабилитировать ребёнка до 3 лет, реабилитологи, только по известным им причинам, не предупреждают родителей о предстоящих проблемах, которые обязательно возникают в процессе роста ребенка, особенно в период пубертата. Еще никому из детей с ДЦП не удалось избежать усиления спастики в этом периоде, и последующего ухудшения состояния здоровья в процессе всей жизни. Во время пубертатного периода и дальнейшего роста ребёнка всегда проявляются скрытые глубинные напряжения и другие проблемы связанные со спастикой. В пубертатном периоде гормональная перестройка организма приводит к более тяжёлым и сложным состояниям, которые никто не учитывает и не знает, как правильно эти состояния сопровождать, чтобы не усугубить психофизическое состояние ребенка. Многие дети с ДЦП в переходном возрасте садятся в инвалидную коляску, потому что именно в этот период сильно активизируется рост организма в целом, и ребёнка с новой силой начинают сжимать и скручивать спазмы и спастика.

Родители, не обладая знаниями об особенностях состояния организма ребенка при ДЦП, упускают возможность самостоятельной ежедневной реабилитации. Не каждый родитель понимает насколько важно его личное осознанное участие в ежедневных реабилитационных мероприятиях ребенка.
В классической реабилитации не предусмотрено привлечение и обучение родителей методам восстановления и реабилитации, несмотря на научно доказанный факт, что обучение и вовлечение родителей в ежедневное взаимодействие со своим ребенком может привести к положительным, стабильным и пролонгированным результатам.




С другой стороны, многих родителей вводит в депрессивное состояние ситуация, в которой они не могут ничего сделать сами, не могут и не знают как самостоятельно помочь своему ребенку и из-за этого вынуждены полагаться только на чужие знания и руки. А если еще попадается не компетентный реабилитолог, не понимающий динамики спастичного тела, и у ребенка вследствие жестких реабилитационных мероприятий возникают серьезные травмы, то родителей начинает захлёстывать чувство вины, от отчаяния они буквально не понимают куда им бежать и что делать?! Все это только добавляет целый букет негативных эмоций как ребенку, так и родителям, усиливает их стрессовое состояние, справиться с которым самостоятельно практически невозможно.

Известный факт, что практически все методы и способы классической реабилитации болезненны, особенно для спастичного тела, и способствуют проявлению защитных реакций организма на боль в виде компенсаторной системной спастики. Манипулятивные и болезненные методы классической реабилитации только усиливают спастику в теле ребенка, от боли нарушаются его психика, что также провоцирует дополнительные неврозы у родителей. Часто, применение жестких и болезненных манипуляций в классической реабилитации, приводит к серьезным травмам у ребенка, таким как вывих тазобедренного сустава, переломам бедренных и подключичных костей, разрывам связок, сухожилий и пр.
Важным аспектом, глубоко нарушающим ПСИХИКУ ребенка в процессе болезненной реабилитации, является, так называемое, предательство родителей. Именно как предательство воспринимает ребенок поступок родителей, которые заведомо зная о предстоящей боли, отдают его чужим людям - реабилитологам, и в процессе реабилитации бездействуют, либо остаются на стороне тех, кто делает больно.


Поэтому очень важно, чтобы родители не давали вводить себя в заблуждение историями об эффективности интенсивной и ускоренной реабилитации, использующей любые методы вплоть до хирургических вмешательств, и не ожидали быстрого восстановления ребенка с ДЦП. Интенсивные реабилитационные мероприятия не приносят быстрых результатов, не избавляют от спастики и от диагноза ДЦП, они приводят родителей только к неоправданным ожиданиям, к депрессиям, к потере сил, к разочарованию в себе, в ребенке, и в итоге к нежеланию вообще хоть как-то помогать ребенку.

Необходимо чтобы родители с самого начала понимали и знали реальную картину возможного развития заболеваниям ДЦП.


Каждый родитель может и должен ежедневно работать с ребёнком самостоятельно, проводить с ним восстановительные мероприятия, которые будут способствовать безболезненному снятию спастики и полному оздоровлению.

Метод Н. Лоскутовой БФМ единственный на сегодняшний день способ восстановления организма, мягко и безболезненно освобождающий от спастики любого уровня и генеза. Методу обучают всех желающих родителей, для того чтобы они могли самостоятельно работать дома со своими детьми, ежедневно обеспечивая им достойное качество жизни и постепенно улучшая их здоровье. Уникальный способ обучения и система передачи практических знаний позволяют качественно усваивать материал родителям, не имеющим специальной подготовки, и в дальнейшем эффективно самостоятельно работать дома со своими детьми.
Система преподавания и техники метода, дают действительно результативный инструмент в руки самих родителей, дают возможность восстанавливать не только физическое, но и психоэмоциональное состояние ребенка.


БФМ единственный в мире метод снимающий внешнюю и внутреннюю глубинную спастику любого происхождения, как травматического, так и психосоматического, соматопсихического, психоэмоционального и пр.

Использование метода Н. Лоскутовой в семье имеет ряд дополнительных преимуществ, в частности происходит постепенное психоэмоциональное восстановление родителей и родственников.


При системной и ежедневной работе с ребенком по методу БФМ, обращение в Центр Н. Лоскутовой потребуется не более чем 2-3 раза в год для консультации и коррекционных сеансов.

В наши дни передовые реабилитационные центры для детей с ДЦП находятся преимущественно в Китае, где для лечения используют стволовые клетки, Таиланде и Южной Корее.

Симптомы болезни могут со временем ухудшаться, однако само по себе ДЦП не является прогрессирующим заболеванием. В основном у детей с ДЦП наблюдаются нарушения работы центральных отделов мозга, которые отвечают за работу двигательных функций, из-за чего возникают проблемы с осанкой, движениями и тонусом мышц.

Реабилитация детей с ДЦП – трудоемкий процесс, в котором должен участвовать высококвалифицированный врач, а центры, специализирующиеся на лечении этого недуга должны быть снабжены специальным медицинским оборудованием.

Существует прямая взаимосвязь между развитием нервной и костно-мышечной системы ребенка с прогрессированием и проявлением симптомов болезни. Также на симптоматику влияет степень исходного повреждения мозга и качество реабилитации детей с ДЦП, которую применяли в первые годы жизни.

Реабилитационные центры для детей с ДЦП

К сожалению, в наши дни конкретного лекарства от ДЦП не разработано, однако улучшить качество жизни ребенка и снизить тяжесть симптомов можно. Именно этим занимаются центры реабилитации детей с ДЦП, расположенные в разных странах. Опыт, накопленный в области лечения ДЦП за последние десятилетия, дал возможность врачам добиться успешных результатов.

В основном в таких центрах реабилитация осуществляется посредством трудотерапии, хирургии, физиотерапии, медикаментозного лечения, традиционной Китайской медицины и клеточной терапии. Также известны центры, использующие для реабилитации детей с ДЦП дельфинотерапию. Регулярное общение с дельфинами под контролем специалистов и при правильном подходе, положительно влияет на развитие больных детей.

Социальная реабилитация детей с ДЦП

Для любого ребенка процесс социальной адаптации является на первых порах большим стрессом, в особенности в тех случаях, когда круг общения крохи состоял исключительно из членов семьи. Социальная реабилитация детей с ДЦП является сложной задачей как для родителей, так и для работников специализированных детских садов, школ, интернатов и техникумов.

Программа социальной адаптации детей с ДЦП в таких учреждениях должна включать в себя:

  • Социально-культурную реабилитацию;
  • Социально-бытовую адаптацию;
  • Обучение социальному поведению;
  • Трудовую реабилитацию;
  • Индивидуальную реабилитацию.

Процесс реабилитации детей с ДЦП должен начинаться сразу же после рождения и непрерывно продолжаться по мере перехода из нижестоящих специальных учебных учреждений в вышестоящие.

Дети с ДЦП отличаются от сверстников повышенной возбудимостью, беспокойством, безынициативностью, чрезмерной чувствительностью, пассивностью и излишней расторможенностью. Именно поэтому у работников учреждений, где проходит обучение детей с ДЦП, должно быть общее и специализированное образование, обширная педагогическая и логопедическая практика, они должны уметь оказывать психологическую и медицинскую помощь. Только такие сотрудники могут обеспечить максимально полную социальную реабилитацию детей с ДЦП.

Важным моментом является развитие в таких детях позитивного отношения к семье, обществу, людям, труду, обучению и жизни в целом. Коррекционно-педагогическая работа с детьми, страдающими ДЦП, должна быть обширной и комплексной, развивать все стороны их психики, речи и моторики, а также предупреждать и корректировать имеющиеся нарушения.

Большое значение для дальнейшей реабилитации детей с ДЦП имеет ранняя диагностика заболевания. Чем раньше с ребенком начнут работать специалисты, тем больший шанс предупредить, а не исправлять впоследствии замедленной реакции родителей, отклонения речи и психики. В общем, социальная адаптация детей с ДЦП и коррекционная работа специалистов должна строиться не с учетом возраста ребенка, а в зависимости от того, на каком этапе психоречевого развития он находится.

Не менее важной для развития ребенка является физическая реабилитация, возможность овладевать различными трудовыми навыками, творческое развитие, общение со сверстниками, игровая деятельность, а также тесное взаимодействие его родителей со всем окружением в учреждении.

Основными задачами воспитательно-педагогической работы с детьми, страдающими ДЦП, являются такие, как:

  • Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире подопечных;
  • Гигиеническое воспитание;
  • Формирование математических представлений;
  • Развитие мышления, памяти и внимания;
  • Развитие их речевого общения с окружающими сверстниками и взрослыми;
  • Развитие мелкой моторики, сенсорных функций, кинестетического восприятия и стереогноза;
  • Воспитание навыков самообслуживания.

Правильно налаженный процесс обучения детей с ДЦП позитивно влияет на их способность организовывать и регулировать свою деятельность, умственное и физическое развитие, а также помогает овладеть навыками социально-трудовой ориентировки.

Физическая реабилитация детей с ДЦП

Большое значение для ведения более-менее нормального образа жизни ребенка с ДЦП играет его физическое развитие. Правильно организованная трудовая деятельность благотворно влияет на физическое состояние даже глубоко отсталых детей, содействует коррекции и развитию их двигательных навыков.

Физическая реабилитация детей с ДЦП должна быть поэтапной и реализовывать следующие задачи:


  • Развивать тактильное восприятие;
  • Вырабатывать координацию движений;
  • Развивать крупную и мелкую моторику;
  • Развивать умения произвольно расслаблять дыхательную и скелетную мускулатуру.

Определив степень физического развития ребенка, врач-реабилитолог подбирает оптимальное лечение, осуществляемое посредством лечебной физкультуры, с использованием специальных ортопедических приспособлений, игр, мотивирующих ребенка использовать свои физические возможности, массажа и плаванья, которое обеспечивает укрепление его мышц. Для каждого ребенка прорабатывается индивидуальный план лечения, направленный как на развитие двигательных навыков, так и на коррекцию имеющихся недостатков.

Реабилитация детей с ДЦП – сложный и многоэтапный процесс, участниками которого должны быть высококвалифицированные специалисты, работающие в тесной взаимосвязи с родителями и близким окружением больных детей.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кожанова Д.К.

В настоящей статье рассмотрены вопросы реабилитации детей имеющих детский церебральный паралич .

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кожанова Д.К.

REHABILITATION OF CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY

In the present article the questions of rehabilitation of children with cerebral palsy .

РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ Д.К. Кожанова, магистрант

Челябинский государственный педагогический университет (Россия, г. Челябинск)

Аннотация. В настоящей статье рассмотрены вопросы реабилитации детей имеющих детский церебральный паралич.

Ключевые слова: реабилитация, детский церебральный паралич, программы по реабилитации.

центры реабилитации детей с ДЦП, расположенные в разных странах. Опыт, накопленный в области лечения ДЦП за последние десятилетия, дал возможность врачам добиться успешных результатов. В основном в таких центрах реабилитация осуществляется посредством трудотерапии, хирургии, физиотерапии, медикаментозного лечения, традиционной Китайской медицины и клеточной терапии.

Также известны центры, использующие для реабилитации детей с ДЦП дельфиноте-рапию. Регулярное общение с дельфинами под контролем специалистов и при правильном подходе, положительно влияет на развитие больных детей. Социальная реабилитация детей с ДЦП. Для любого ребенка процесс социальной адаптации является на первых порах большим стрессом, в особенности в тех случаях, когда круг общения крохи состоял исключительно из членов семьи. Социальная реабилитация детей с ДЦП является сложной задачей как для родителей, так и для работников специализированных детских садов, школ, интернатов и техникумов. Программа социальной адаптации детей с ДЦП в таких учреждениях должна включать в себя:

- обучение социальному поведению;

Процесс реабилитации детей с ДЦП должен начинаться сразу же после рождения и непрерывно продолжаться по мере перехода из нижестоящих специальных учебных учреждений в вышестоящие. Дети с ДЦП отличаются от сверстников повышенной возбудимостью, беспокойством, безынициативностью, чрезмерной чувствительностью, пассивностью и излишней расторможенностью. Именно поэтому у работников учреждений,

где проходит обучение детей с ДЦП, должно быть общее и специализированное образование, обширная педагогическая и логопедическая практика, они должны уметь оказывать психологическую и медицинскую помощь. Только такие сотрудники могут обеспечить максимально полную социальную реабилитацию детей с ДЦП. Важным моментом является развитие в таких детях позитивного отношения к семье, обществу, людям, труду, обучению и жизни в целом. Коррекционно-педагогическая работа с детьми, страдающими ДЦП, должна быть обширной и комплексной, развивать все стороны их психики, речи и моторики, а также предупреждать и корректировать имеющиеся нарушения. Большое значение для дальнейшей реабилитации детей с ДЦП имеет ранняя диагностика заболевания. Чем раньше с ребенком начнут работать специалисты, тем больший шанс предупредить, а не исправлять впоследствии замедленной реакции родителей, отклонения речи и психики. В общем, социальная адаптация детей с ДЦП и коррекци-онная работа специалистов должна строиться не с учетом возраста ребенка, а в зависимости от того, на каком этапе психоречевого развития он находится. Не менее важной для развития ребенка является физическая реабилитация, возможность овладевать различными трудовыми навыками, творческое развитие, общение со сверстниками, игровая деятельность, а также тесное взаимодействие его родителей со всем окружением в учреждении. Основными задачами воспитательно-педагогической работы с детьми, страдающими ДЦП, являются такие, как:

- расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире подопечных;

- формирование математических представлений;

- развитие мышления, памяти и внимания;

- развитие их речевого общения с окружающими сверстниками и взрослыми;

- развитие мелкой моторики, сенсорных функций, кинестетического восприятия и стереогноза;

- воспитание навыков самообслуживания.

Правильно налаженный процесс обучения

детей с ДЦП позитивно влияет на их способность организовывать и регулировать свою деятельность, умственное и физическое развитие, а также помогает овладеть навыками социально-трудовой ориентировки. Физическая реабилитация детей с ДЦП. Большое значение для ведения более-менее нормального образа жизни ребенка с ДЦП играет его физическое развитие. Правильно организованная трудовая деятельность благотворно влияет на физическое состояние даже глубоко отсталых детей, содействует коррекции и развитию их двигательных навыков. Физическая реабилитация детей с ДЦП должна быть поэтапной и реализовывать следующие задачи:

- развивать тактильное восприятие;

- вырабатывать координацию движений;

- развивать крупную и мелкую моторику;

- развивать умения произвольно расслаблять дыхательную и скелетную мускулатуру.

Определив степень физического развития ребенка, врач-реабилитолог подбирает оптимальное лечение, осуществляемое посредством лечебной физкультуры, с использованием специальных ортопедических приспособлений, игр, мотивирующих ребенка использовать свои физические возможности, массажа и плаванья, которое обеспечивает укрепление его мышц.

Для каждого ребенка прорабатывается индивидуальный план лечения, направленный как на развитие двигательных навыков, так и на коррекцию имеющихся недостатков. Реабилитация детей с ДЦП - сложный и многоэтапный процесс, участниками которого должны быть высококвалифицированные специалисты, работающие в тесной взаимосвязи с родителями и близким окружением больных детей.

1. Ребенок с церебральным параличом. Помощь, уход, развитие: Нэнси Р. Финни - Санкт-Петербург, Теревинф, 2014. - 336 с.

2. Физическая и коллоидная химия. Руководство к практическим занятиям. - Санкт-Петербург, ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 320 с.

3. Физическая культура в детском саду. Конспекты занятий, праздников и развлечений: О.Б. Казина. - Москва, Академия Развития, 2011. - 320 с.

4. Физическая культура. Учебник: Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, Р.Л. Палтиевич, Г.И. Погадае - Москва, Академия, 2014. - 176 с.

5. Физическая реабилитация. В 2 томах. Том 1: - Санкт-Петербург, Академия, 2013. - 288 с.

6. Физическая реабилитация. В 2 томах. Том 2: - Санкт-Петербург, Академия, 2013. - 304 с.

REHABILITATION OF CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY

D.K. Kozhanov, graduate student Chelyabinsk state pedagogical university (Russia, Chelyabinsk)

Abstract. In the present article the questions of rehabilitation of children with cerebral palsy. Keywords: rehabilitation, cerebral palsy, rehabilitation programmes.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.