Специализированное оборудование и программное обеспечение для детей с дцп


В статье описывается материально-техническое обеспечение образовательного процесса детей с ДЦП

Скачать:

ВложениеРазмер
materialno-tehnicheskoe_obespechenie_uchebnogo_protsessa.doc 478.5 КБ

Предварительный просмотр:

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса детей с ДЦП


При детском церебральном параличе наблюдаются самые разнообразные двигательные нарушения. В максимальной степени поражаются мышечные структуры, в первую очередь выявляются нарушения координации движений. Нарушения двигательной активности формируются вследствие поражения структур мозга. Объем и локализация поражений головного мозга определяют характер, форму и тяжесть проявлений мышечных нарушений, которые могут быть единичными или сочетанными.

Основные мышечные нарушения при детском церебральном параличе представлены следующими вариантами:

  • напряжение мышц;
  • спастическое сокращение мышц;
  • разнообразные движения непроизвольного характера;
  • нарушения походки; ограниченная подвижность.

Кроме нарушений двигательной активности, детский церебральный паралич может сопровождаться патологиями зрения, слуха и речевой деятельности.

Очень часто ДЦП сочетается с различными формами эпилепсии и нарушениями умственного и психического развития. Также дети имеют нарушения восприятия и ощущений. Вследствие перечисленных нарушений, у людей с детским церебральным параличом имеются определенные проблемы в процессе еды, дыхания, трудности в восприятии информации, которые отражаются на обучении.

Детский церебральный паралич не прогрессирует, поскольку повреждение структур мозга является точечным и ограниченным - оно не распространяется и не захватывает новые области нервной ткани.


Спастическая гемиплегия, гемипарез характеризуется односторон- ним нарушением функции конечностей. Рука, как правило, страдает больше, чем нога. Дети с гемипарезами овладевают возрастными навыками позже, чем здоровые. Поэтому уровень социальной адаптации, как правило, определяется не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальными возможностями ребёнка. Клинически характеризуется развитием спастического гемипареза (тип Вернике-Манна), задержкой психического и речевого развития. При этой форме нередко случаются эпилептические приступы.

Одна из самых тяжелых форм ДЦП, часто являющаяся следствием хронической пре- и перинатальной гипоксии с диффузным повреждением полушарий головного мозга. Клинически диагностируется спастическая тетраплегия (тетрапарез), псевдобульбарный синдром, когнитивные и речевые нарушения. У большинства детей наблюдаются эпилептические приступы. Двигательные расстройства могут быть больше выражены в ногах, руках или быть распределены равномерно. Для двойной гемиплегии характерно раннее формирование контрактур, деформаций туловища и конечностей. Почти в половине случаев двойной гемиплегии двигательные расстройства сопровождаются патологией черепных нервов: косоглазием, атрофией зрительных нервов, нарушениями слуха, псевдобульбарными расстройствами. Довольно часто у детей отмечают микроцефалию, которая носит вторичный характер. Тяжёлый двигательный дефект рук затрудняет самообслуживание и простую трудовую деятельность.

Характеризуется низким тонусом мышц, атаксией и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. Нередки речевые расстройства в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии. Наблюдается при преобладающем повреждении мозжечка и моз-жечковых путей вследствие родовой травмы, гипоксически-ишемического фактора или врожденной аномалии развития. Клинически характеризуется классическим симптомокомплексом (мышечная гипотония, атаксия) и различными симптомами мозжечковой асинергии (дисметрия, интенционный тремор, дизартрия). Рассматривается возможность возникновения этого варианта ДЦП при повреждении коры головного мозга (преимущественно лобной части). При этой форме ДЦП отмечается снижение интеллекта.

Вывод: Диагностировать конкретную форму ДЦП может только врач-специалист. Особенно важно организовать взаимодействие педагогов, врачей и родителей для составления реабилитационной карты ребёнка, его индивидуальной программы обучения и развития.

Особенности интеллектуальной деятельности детей с ДЦП

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемspecial-edu.kz

Презентация на тему: " Программно-технические средства для различных категорий детей- инвалидов, обучающихся на дому Ерменова М.Р., Эксперт по вспомогательному оборудованию ННПЦ." — Транскрипт:

1 Программно-технические средства для различных категорий детей- инвалидов, обучающихся на дому Ерменова М.Р., Эксперт по вспомогательному оборудованию ННПЦ КП 21 октября 2011 года

2 Обучение детей-инвалидов на дому Обучение детей-инвалидов на дому с использованием специально оборудованных рабочих мест – составная часть комплекса системных мероприятий, ориентированных на цели образования, развития и социализации учащихся с ограниченными возможностями. Образовательный процесс в телекоммуникационной компьютерной образовательной среде для детей-инвалидов, обучающихся на дому, должен строиться как система гибкого взаимодействия учащегося с учителем и другими учащимися посредством вспомогательных и общих образовательных технологий с использованием как сложных технических, так и простых вспомогательных средств.

3 Условия реализации общеобразовательных и специальных учебных программ обучения детей- инвалидов на дому оснащение ученических рабочих мест современными техническими средствами, которые должны не только полностью соответствовать их индивидуальным потребностям и возможностям, но и нести коррекционную и компенсирующую нагрузку. Основой таких технических средств должны быть программно-аппаратные платформы.

4 Программно-технические комплекты Все программно-технические комплекты для оборудования рабочих мест детей-инвалидов, обучающихся на дому, должны соответствовать общим требованиям в части: аппаратной платформы; общесистемного и базового прикладного программного обеспечения; специальных функций, обеспечивающих возможность их эффективного использования детьми с ограниченными возможностями.

5 Оборудование для незрячих детей- инвалидов – печатные машинки Механическая печатная машинка по Брайлю - бесшумное, безопасное и легкое в использовании техническое средство, предназначенное для облегчения и увеличения скорости письма рельефно- точечным шрифтом Брайля незрячим школьником. Может использовать различные виды брайлевкой бумаги.

6 Оборудование для незрячих детей- инвалидов – печатные машинки Технические характеристики Формат бумаги: DIN A4, 27*34 см, Макс. ширина бумаги: 285 мм, Макс. длина бумаги: бумага в рулонах, Размеры: 385*260*90 мм, Вес: 3.0 кг, количество символов в строке: макс. 40 Механическая Брайлевская печатная машинка с шестью клавишами - бесшумная, безопасная и легкая в управлении, использует обычную Брайлевскую бумагу в рулонах. Имеет очень прочный корпус. Особенности: регулируемые левые и правые границы, предупреждающий звонок за пять – семь символов до конца строки, функция отмены и функция освобождения каретки, механизм протяжки бумаги, регулируемая клавиатура, количество символов в строке: от 34 до 40 символов.

7 Оборудование для незрячих детей- инвалидов – печатные машинки

8 Оборудование для незрячих детей- инвалидов – компьютерный тифлокомплекс Компьютерный тифлокомплекс – компьютеризированно е рабочее место для незрячего школьника. Позволяет использовать такие возможности компьютера как чтение и редактирование текстов, доступ к ресурсам Интернета и др.

9 Оборудование для незрячих детей- инвалидов – компьютерный тифлокомплекс На брайлевский дисплей- строку вся текстовая и служебная информация выводится шеститочечным шрифтом Брайля, что делает ее доступной для незрячих. Программа экранного доступа осуществляет связь между операционной системой и брайлевским дисплеем. Кроме того, она позволяет дублировать всю текстовую информацию с помощь синтезированной речи, а также многократно (от 1 до 32х- раз) увеличивать изображение на экране.

10 Оборудование для слабовидящих детей-инвалидов – портативная электронная лупа Портативная электронная лупа - небольшое компактное видеоустройство для увеличения, позволяющая слабовидящим школьникам видеть и читать тексты и рассматривать изображения на экране размером 17 см. Она очень проста в управлении.

11 Электронная портативная лупа Широкий и слегка наклоненный экран обеспечивает удобное чтение с увеличением от 3,4-х до 16-ти крат, Дисплей: плоский неизлучающий экран, диагональ видимой области 17,8 см, Камера: полный цвет плюс 22 дополнительных контрастных режимов для чтения, (белый текст на черном фоне, черный – на белом, синий – на желтом и т.п.), что позволяет подобрать комфортный режим для ребенка с различными возможностями остаточного зрения. Кроме того, с ее помощью школьник может писать от руки и видеть многократно увеличенный текст, который он в данный момент пишет. Лупа может подключаться к телевизору, и таким образом изображение может быть дополнительно увеличено (до 48-ми раз). 4 часа непрерывной работы, 4 часа для подзарядки аккумуляторных батарей

12 Оборудование для слабовидящих детей-инвалидов – персональный комплекс с мобильным USB устройством увеличения экрана и речью Универсальный и мобильный экранный доступ Это флэшка формата U3. не требуется специальной инсталляции. Вставленный в свободный USB порт компьютера, флешка запускается автоматически и пользователь сразу может работать с компьютером. После удаления флешки на компьютере не остается никаких файлов и не меняется никакая конфигурация. Преимущество: - Можно работать на любом компьютере с Windows; - Используется речевой вывод информации и увеличение экрана.

13 Оборудование для слабослышащих и неслышащих детей-инвалидов – пользователей СА Беспроводная звукоусиливающая система (в комплекте с индукционной петлей) предназначена для развития слухового восприятия и речи во время занятий с педагогом, а также для общения с родителями и самостоятельной работы. Она дает возможность общения в шумной и тихой обстановке, восприятия звуковой информации во время он-лайн связи через компьютер, просмотра телевизора, разговора по обычному или мобильному телефону. Индукционная петля усиливает качество звука, получаемого ребенком через индивидуально подобранный и настроенный слуховой аппарат.

14 Компактный речевой тренажер Многофункциональное устройство для усвоения, развития или восстановления речевых навыков с помощью педагога и самостоятельно. Это происходит благодаря возможности записи речевого сообщения для каждого из 24 изображений, которые педагог или учащийся может подбирать и изменять в зависимости от целей занятия.

15 Оборудование для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Мультимедийная образовательная система для детей, осваивающих общеобразовательные и специальные учебные программы начального образования

16 Оборудование для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Мультимедийная образовательная система для детей, осваивающих общеобразовательные и специальные учебные программы основного среднего и общего среднего образования

17 Компоненты систем Персональный компьютер Специально разработанное программное обеспечение в виде детской игры (Библиотека заданий) Специальная клавиатура / интерактивная сенсорная панель Дидактический материал (трехмерные дидактические объекты (кубики, блоки, пазлы, карточки и т.п.) и планшеты для работы с ними) Методическое сопровождение (пособия, руководства для преподавателей)

18 КОМПОНЕНТЫ Блоки Карточки Планшеты Пазлы Библиотека заданий (ПО) Подсвечиваемая клавиатура Линейки для обычной клавиатуры Рабочие листы

19 КЛАВИАТУРА подсвечиваемая клавиатура линейки и обычная клавиатура

20 МЕТОДОЛОГИЯ Основная ценность данных систем: одновременное использование образовательной программы и дидактических элементов на рабочем столе позволяет ребенку совместить абстрактные понятия (изучаемые с помощью компьютера) с конкретными элементами, и, впоследствии, совершать естественный переход от абстрактного к конкретному и наоборот.

21 Мультимедийная образовательная система для детей младшего и среднего школьного возраста Задания, которые дети могут выполнять с реальными дидактическими оъектами, могут быль продублированы в компьютерной программе. Содержание охватывает различные темы, такие как: цвета, ориентировка в пространстве, геометрические фигуры, математические понятия, названия и категории, от букв к чтению (начальная программа). Содержание охватывает различные темы, такие как: Мой дом, На работе, Времена года, Я и мое тело, Музыка, Жизнь на Земле, Научный парк, Правила дорожного движения и др. (среднее звено). Использование этой программы позволяет развивать у младших школьников психические процессы, речь, мелкую моторику. Большая шестиклавишная клавиатура позволяет работать с ней даже тем детям, у которых есть серьезные нарушения координации.

22 Развитие познавательных, физиологических и двигательных и других навыков Ориентировка в пространстве Координация ГЛАЗ – РУКА Классификация Творческий подход Использование условных обозначение (символов) Переход от конкретного к абстрактному Планирование и деятельность Зрительное и слуховое восприятие Логическое мышление Математические понятия Мнение, Сравнение, Оценка Письмо и чтение

23 Как работать? Дети взаимодействуют с реальными объектами Инструкции учителя и организация групповой деятельности Комбинированная деятельность (реальные объекты + программное обеспечение) Постепенное продвижение с помощью разных уровней сложности Свободная деятельность, закрепление материала

24 Возможности Обе системы важны в достижении целей: Умение использовать приобретенные знания в самостоятельных действиях Развитие логического мышления Повышение чувства уверенности и безопасности Развитие процессов логического мышления Развитие умения понимать прочитанное и использовать предлоги Умение комбинировать текст и графику.

25 Interactive Workshop ("Интерактивная студия") помогает связать Multikid в единое целое. Она предлагает детям сотни изображений на экране – дома, деревья, людей, одежду, часы, электроприборы, автомобили и т.д. Дети могут распечатать их в виде цветных картинок или черно-белых контурных рисунков для раскраски. Потом эти картинки можно вырезать ножницами и склеить из них собственные сюжеты – это хватит на многие часы развлечений и рукоделия. Интерактивная студия

27 Дополнительные возможности Дружелюбна к педагогам и детям Поддержка на 2 языках (русский, английский) Обязательная корректная оценка Подробное руководство пользователя для педагога

28 Специальное оборудование для детей с нарушением опорно- двигательного аппарата Специальные клавиатуры (уменьшенные, увеличенные, с минимальным усилием для позиционирования и ввода, с накладками, разделяющими клавиши) Головные или ножные мыши Компьютерные джойстики или роллеры

29 Накладки на клавиатуру

30 Специальные клавиатуры Уменьшенные и разделенные клавиатуры


Ограниченные возможности ребенка - это не столько медицинский диагноз, предполагающий длительное лечение, но это еще и поиск своего места в обществе, необходимость получения образования. Традиционные технологии обучения обеспечивают необходимый уровень образования лишь для детей, посещающих общеобразовательные учреждения.

Дети-инвалиды, а также больные дети, которые не могут посещать общеобразовательные учреждения в силу ограничений по состоянию здоровья, лишены многих возможностей в получении качественного образования. Проблема помощи таким детям является одной из важнейших в ряду множества проблем, стоящих перед отечественным образованием.

Получение знаний обычным путем для больных и инвалидов ограничено или невозможно. Расширить доступ инвалидов к образовательным программам и посильной трудовой деятельности можно, широко внедряя новые информационно-образовательные технологии. Систематическое использование компьютера дома или в больнице позволит приобрести начальную, профессиональную подготовку, как основу будущей профессии для детей с хроническими заболеваниями, послужит развитию творческих способностей, активизации учебного процесса.

Оснащение рабочего места инвалида различными вспомогательными техническими средствами для частичной или полной компенсации ограничений, связанных с нарушением физических, сенсорных или психоневрологических функций, обеспечит им необходимый компьютерный доступ, а также минимизирует коммуникативные и психологические проблемы.

Специализированные устройства для детей с последствиями ДЦП

Сегодня в большинстве стран последствия церебрального паралича, в зависимости от вида двигательных нарушений, подразделяют на следующие формы:

• спастические, когда мышцы напряжены (спастичны), мышечный тонус повышен, но вместе с тем снижена сила мышц;

• гиперкинетические, или дискинетические, когда у ребенка возникают непроизвольные движения, которые он не может контролировать;

• атаксические - движения ребенка размашистые, нескоординированные и неловкие;

• смешанные - у ребенка могут быть спастичносгь и атаксия или спастичность и атетоз.

Поэтому для каждого конкретного случая приходится создавать свою модификацию ИКТ- системы или настраивать в соответствии с его возможностями готовые продукты.

Специальные клавиатуры

Специальные клавиатуры предназначены для содействия в использовании компьютера людям с ограниченными моторными функциями. Различные типы клавиатур адаптированы к определенным разновидностям ограничений. Клавиатуры для людей с серьезными нарушениями моторных функций - большие клавиатуры. Люди с моторными нарушениями высокой степени (спастическая кисть, не координированные движения) нуждаются в клавиатурах с клавишами увеличенного размера (27-20мм), расположенными далеко друг от друга, во избежание нажима нескольких клавиш одновременно. Подобные клавиатуры могут быть использованы для управления компьютером с помощью пальцев ног. Клавиатуры такого типа снабжены, как правило, регулируемой задержкой нажатия клавиши, функцией исключения двойного нажатия (т.е. ошибочное двойное или долгое нажатие игнорируются), регулирования скорости повторного нажатия и блокирования модифицирующей клавиши (SHIFT, Ctrl и т.п.).

Клавиатуры для людей с ограниченным радиусом движения (дистрофия мышц, заболевания суставов, отсутствие конечностей и др.) - это маленькие клавиатуры, клавиши на которых могут быть расположены радиально и компактно для пользователей с ограниченным радиусом движения. Маленькие клавиатуры производятся различных размеров (20-50% по отношению к обычной), клавиши на них могут иметь повышенную чувствительность. Возможно разделение ее на две части, установка на штативе (для тех, кто пользуется ртом для управления компьютером), специальное исполнение для работы только левой или только правой рукой.

Альтернативные устройства ввода и управления компьютером

Существуют различные устройства ввода, которыми могут пользоваться люди с физическими недостатками. К ним относятся педали, заменяющие клавиши Alt, Shift и Ctrl, световые перья, мыши в форме ручки и альтернативные клавиатуры. В частности, компания IntelliTools выпускает плоскую клавиатуру IntelliKeys. Для ввода информации пользователь дотрагивается до нарисованных на ней пиктограмм, буквенных и цифровых клавиш. Кроме того, многие производители выпускают переключатели - электронные устройства с небольшим количеством клавиш, которые можно программировать на выполнение определенных действий.

В случаях, когда ограничение подвижности настолько велико, что даже пользование специальными адаптированными клавиатурами становится невозможным, можно оснастить компьютер сенсорными устройствами, которые работают от импульса оставшегося возможного движения: Грубые движения рукой или движение ноги, Движения головы, Удар языка, Дыхательные движения (вдувание воздуха), Моргание глаз (удар веком), Звуковые сигналы, Другие импульсы тела, способные вызывать сигнал. Ввод информации производится однократными импульсами, посылаемыми через сенсорные устройства на виртуальную клавиатуру.

Различные виды экранных клавиатур предназначены для пользователей с серьезными расстройствами моторной системы, несовместимыми с работой на стандартной клавиатуре. Виртуальная клавиатура представляет собой набор интерактивных графических элементов, имитирующих простейшие функции реальной клавиатуры, доступ к которой обеспечивается при помощи мыши или любого другого альтернативного устройства, обеспечивающего ввод и управление указательной стрелкой в системе Windows. Для пользователей, неспособных нажать на клавишу, существует функция ?автоматического щелчка¦. Стрелка устанавливается на нужной клавише и по истечении установленного периода задержки производится щелчок левой клавишей мыши.

Мыши клавишного типа заменяют стандартную мышь или шаровой манипулятор. Они имеют восемь клавиш, определяющих направление движения курсора, центральная клавиша отвечает за щелчок левой клавиши стандартной мыши, остальные клавиши несут функции переключения на левую, правую, центральную кнопки мыши, функцию блокирования задержки левой кнопки мыши (для перетаскивания, выделения и т.д.), установки скорости передвижения курсора.

Головные мыши, управляемые движением головы, представляют собой беспроводное оптическое следящее сенсорное устройство для людей, которые не могут работать с помощью рук. Устройство фиксирует движения головы, используя их для непосредственного управления указательной стрелкой мыши на мониторе компьютера. Устройство типа ?головная мышь¦ устанавливается на верхней поверхности монитора, а на голове пользователя закрепляется точечная ?мишень¦. Головная мышь полностью заменяет стандартную мышь, а в случае работы с виртуальной клавиатурой также полностью заменяет стандартную клавиатуру.

Клавиши управления и сенсоры

Вспомогательные средства управления виртуальной клавиатурой - кнопки-переключатели и сенсоры отличаются по степени их конструктивной сложности. Если кнопки - простые размыкающие и замыкающие электрические контакты, то сенсоры - сложные устройства, требующие дополнительной обработки сигнала посредством транслирующего устройства.

Сенсоры бывают тактильные, бесконтактные, акустические и др. Выбор сенсорного устройства ввода зависит от: вида контролируемой функции пользователя, количества возможных импульсов, передаваемых на устройство; силы воздействия на устройство, необходимого размера активной площади устройства

Технология сенсорного экрана облегчает доступ к работе на компьютере детям с различными трудностями. Для диалога с машиной достаточно касания рукой или любого указательного предмета (ручкой, указкой и т.п.) поверхности экрана в интересующем месте.

Вспомогательные средства для слепых и слабовидящих

Задача профессиональной и социокультурной реабилитации лиц с нарушениями зрения требует освоения все больших объемов информации, которая становится все более специализированной. Электронные книги, журналы и газеты уже сегодня начинают конкурировать с бумажными и "говорящими" изданиями. Для слепых студентов и специалистов это уже стало важным способом доступа к информации. Возникает необходимость в альтернативных способах доступа к информации. Одной из таких альтернатив являются ресурсы Интернет: электронные книги, периодика, ссылки, адаптивные программы, звуковые файлы, лекции и др., доступ к которым позволит преодолеть существующий для инвалидов по зрению барьер, препятствующий широкому доступу к информации, а, следовательно, к культуре, образованию и просто возможности общения.

Рабочие места таких пользователей должны быть обеспечены тифлотехническими средствами: брайлевскими дисплеями и программами синтеза речи, что позволит незрячим пользователям работать в глобальной сети Интернет.

Современное развитие адаптивных технологий расширяет возможности незрячих в области освоения компьютерной техники общего назначения. Специальные пакеты экранного доступа обеспечивают штатную работу инвалида по зрению с офисными приложениями и другими сервисными пакетами.

Программы увеличения текста

Эта технология предназначена для пользователей с ослабленным зрением. Системы экранного увеличения отличаются многообразием, от простой функции увеличения кегля шрифта до сложных продуктов, которые могут работать в паре с модулями считывания экранной информации. Наиболее распространTнной и мощной программой увеличения изображения является программа ZoomText, которая обеспечивает: увеличение информации, от 2-х до 16-кратного; одновременную работу с несколькими (до 8) окнами увеличения, занимающими как всT пространство экрана, так и его часть; плавную прокрутку увеличенной информации во время перемещения в каждом окне увеличения; настройку контрастности цветов.

Программы экранного доступа

Обеспечивают озвучивание текстовой и графической информации, выводимой на монитор, и применение брайлевских дисплеев для чтения текстовой информации рельефно-точечным шрифтом. Программы экранного доступа основаны на технологиях синтеза речи. Эти программы обеспечивают доступ к популярным приложениям Windows и всемирной сети Интернет, используя встроенный синтез речи и звуковую карту для вывода содержимого экрана компьютера на акустические системы или на брайлевские дисплеи.

Брайлевские дисплеи и принтеры

Брайлевский дисплей - это устройство, позволяющее незрячему пользователю воспринимать текстовую информацию с обычного дисплея в виде рельефно-точечных символов системы Брайля. К его безусловным достоинствам относятся: возможность для незрячего человека составлять образ экрана, возможность быстрого прочтения упорядоченных текстов.

Принтеры Брайля, представляют собой устройства вывода текстовой информации в символах азбуки Брайля. Эти устройства, к сожалению, издают большой шум при работе. За последние годы едва ли не единственным реализованным в них усовершенствованием стала возможность двусторонней печати для экономии бумаги. Современные Брайлевские принтеры позволяют выводить на печать тексты, выполненные в любом текстовом редакторе, создавая брайлевские документы, готовые к использованию сразу после печати.

Устройства типа "Электронная лупа"

Представляют собой телевизионные увеличители, которые проецируют изображение бумажных документов на экран монитора или телевизора. Эти устройства снабжены видеокамерой с автофокусированием, монитором (PC&Mac совместимым), подвижным столиком.

Виртуальная осязательная система (Virtual Touch System - VTS)

VTS перемешает курсор по экрану точно так же, как обычная компьютерная "мышь". В процессе перемещения она вызывает "отражения" на трех параллельных сенсорных клавиатурах, каждая из которых содержит 32 штырька. Различные высоты штырьков указывают на изменение цветов и оттенков: белый, светло-серый, темно-серый, черный.

При чтении текста VTS переводит одновременно три символа на экране в выпуклые символы на сенсорных клавиатурах. Символы воспроизводятся в стиле письма Брайля или в виде "отпечатка" той или иной буквы. Восемь кнопок на верхней и боковой поверхностях "мыши" позволяют осуществлять полное взаимодействие с компьютером - управлять курсором, направлять его к нужным объектам и отдавать команды.

Активизированная механическая речь обеспечивает пояснения на всех этапах работы и поставляет дополнительную информацию относительно изображений, с которыми сталкивается пользователь.

Читающие машины

Сканеры, особенно в сочетании с системами оптического распознавания текста, - это основной инструмент слепых пользователей. Читающая машина обеспечивает незрячему человеку возможность чтения любых плоскопечатных текстов с помощью синтеза речи.

Удобна и проста в эксплуатации даже для пользователей, не умеющих работать на компьютере - стандартная клавиатура, монитор и мышь отсутствуют.

Электронные записные книжки для слепых

Электронные записные книжки для слепых позволяют им набирать шрифтом Брайля заметки, номера телефонов, адреса и т.д., а затем вызывать нужную запись или переносить их в компьютер для последующего преобразования в обычный текст или в речь. Такая записная книжка может быть подсоединена к любому персональному компьютеру и, в комплекте с программой экранного доступа, преобразовать его в рабочее место слепого пользователя. Многоязыковая поддержка вывода речевой информации.

Вспомогательные средства для людей с речевыми нарушениями

Основной проблемой людей с полной или частичной потерей речи является ограниченность средств общения, выражения мыслей и потребностей. Специальные устройства и системы позволяют компенсировать подобные ограничения.

Системы речевого вывода данных

Эти системы представляют собой малогабаритные и удобные в применении устройства связи, которые преобразуют в речь сообщения, вводимые при помощи клавиатуры. Система предусматривает возможность подключения принтера или же может быть подключена к компьютеру.

Устройство типа "Световое перо"

Малогабаритное устройство связи. Введенные при помощи клавиатуры текстовые сообщения отображаются на двух дисплеях, один из которых обращен к слушателю, другой - к говорящему. Кроме того, сообщения могут быть озвучены при помощи встроенного синтезатора речи. Для пользователей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые не могут пользоваться клавиатурой, предусмотрен альтернативный способ ввода информации с помощью ручного сканера. Клавиши быстрого выбора команды позволяют сохранять до 500 сообщений.

Средства для людей с расстройствами слуха

Несколько производителей выпускают специальные телекоммуникационные комплекты для людей с тяжелыми нарушениями слуха и глухих, т.е. тех, кому из-за ослабления слуха необходимо общаться с другими при помощи языка жестов или же при помощи вспомогательных средств. Эти комплекты состоят из модема и программного обеспечения. Кроме того, на рынке появляются карманные устройства, позволяющие записывать речь, а затем после преобразования в текст выводить ее на принтер. Пользователи с ослабленным слухом могут также задействовать встроенную в операционные системы Windows и Mac OS возможность замены звуковых предупредительных сигналов на экранные индикаторы.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.