Улыбка ребенка центр для детей с дцп










  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

В дом пришла беда? Вам нужна помощь? Мы готовы объединить усилия ради лучшего будущего каждого ребенка и его семьи.

Всяк глядит - да не всяк видит!

В последнее время сенсорные функции исследуются в большем объёме чем десять лет назад. Особенно это касается детей с поражением головного мозга. Однако, функции приспособления и использования зрения при коммуникации не исследуются, хотя хорошо известен факт, что коммуникация закладывает фундамент эмоционального развития.
Показать полностью… В ситуациях, когда поражение головного мозга не диагностировано, когнитивные зрительные нарушения, очень часто, остаются недообследованными. Такого ребенка считают аутичным, с задержкой развития…, так как поведение детей с зрительными нарушениями напоминает поведение детей с аутизмом. Причины такого специфического поведения отличаются от тех, которые вызывают детский аутизм. Эти дети видят мир по-другому, чем их здоровые ровесники.

Если специалисты, работающие с такими детками в реабилитационных центрах, в школе, знакомы с типичным для таких детей поведением, диагноз может быть поставлен рано. Наиболее характерной чертой, при таких нарушениях, является изменчивость зрительных функций, что в некоторых случаях может быть вызвано специфической потерей некоторых зрительных функций. Цвета одежды для таких детей, становиться основными ориентирами, чтобы описать других людей: девочка в желтой кофточке, мальчик зеленых брюках.

Когда ребенок только начал ходить, общение с другим малышами, становиться недоступным, так как общение в этом возрасте базируется на зрительной информации, а распознавание черт и выражение лица, для малыша с корковым нарушением зрения, является очень затруднительны. Однако, ребенок с нормальным интеллектуальным развитием, научиться избегать трудностей при помощи компенсаторных функций.
Он будет держаться ближе ко взрослому - дабы преодолеть стрессовые ситуации, связанные с коммуникацией.
Они могут рано выучить буквы, но не могут научиться читать слова, состоящие более чем из трех букв.Буквы как-бы слипаются для них или накладываться одна на другую. Таким образом слабые или искаженные пространственные концепции у таких детей создают трудности в ориентировке в пространстве.
В моей практике был случай, когда переход с гимнастического коврика на ковер, вызывала огромные трудности у ребенка, иногда даже огромный страх. Для нее это был, обрыв и зрительно распознать различия, невозможно. Поэтому ребенку приходилось использовать тактильную информацию, ощупывая пол ногой.

При корковых нарушениях зрения может быть нарушено восприятие движения. В таких ситуациях ребенок может бояться маленьких собак, а не больших. Это связанно с быстрым перемещением маленьких собак. Это движение не воспринимается, и ребенок не знает где собака появиться снова.

Главными задачами нашего центра являются:

  • наблюдение и ведение детей первого года жизни и старше для оценки правильного развития;
  • максимально ранняя эффективная помощь в реабилитации детей с ограниченными возможностями;

У нас работают опытные квалифицированные специалисты, которые для каждого маленького пациента подбирают индивидуальный комплекс современных методов диагностики и восстановления. Наши врачи прошли обучение в клиниках Германии и постоянно повышают уровень квалификации. Эффективность используемых методик (Войта-терапия, Бобат-терапия, остеопатия, массаж, АВА-терапия, дефектология и др.) подтверждается десятками отзывов благодарных клиентов.

Почему стоит обратиться именно в наш центр реабилитации детей?

Каждый наш пациент – это, прежде всего, личность. Развитие его способностей является сложным специфическим процессом, который будет успешным только при наличии достаточной мотивации и осознания смысла выполняемых упражнений. С детками работают остеопаты, инструкторы ЛФК, массажисты, коррекционные педагоги, дефектологи, а также специалисты по терапии Войта, Бобат-терапии и кинезиотейпированию.

К другим составляющим нашего успеха можно отнести:

Разъяснение родителям всех особенностей развития ребенка. На первой консультации наши врачи объективно оценят уровень речевого, психоэмоционального и моторного развития малыша. Специалисты расскажут вам обо всех основных моментах правильного развития и при необходимости разработают эффективную схему лечения.

Обучение родителей основным реабилитационным методикам. Сотрудники центра реабилитации детей осознают важную роль семьи в жизни наших пациентов, поэтому реабилитационные мероприятия должны гармонично внедряться в повседневную жизнь малыша. Процесс реабилитации должен быть непрерывным. Важно, чтобы родители не только постоянно участвовали в восстановительном процессе, но и продолжали выполнять упражнения с детками в домашних условиях.

Использование активных игровых методик, которые основываются на текущих возможностях пациентов. Существенным моментом является осознанное участие малыша в реабилитационном процессе. Во время работы над двигательными функциями и навыками дети должны задействовать интеллектуальные способности, связанные с тем или иным родом деятельности. Когнитивная ориентация на повседневную деятельность оказывает непосредственное влияние на скорость приобретения навыков.

Индивидуальный подход. При выборе схемы лечения в центре реабилитации детей учитываются все аспекты жизнедеятельности малышей. Особое внимание уделяется именно повседневным потребностям, с которыми им придется сталкиваться в дальнейшем.

Комплексная программа реабилитации. С каждым ребенком в нашем центре работают несколько специалистов разной направленности. Такой подход помогает нам составить максимально точный и эффективный план восстановления малышей.

Динамическое наблюдение за детьми первого года жизни и старше. Мы предлагаем наблюдение и ведение детей с рождения для оценки правильности их развития. При выявлении патологий, которые могут повлечь за собой задержку в развитии, наши специалисты предложат индивидуальную программу лечения.

С первых дней реабилитационной работы мы ставим конкретные задачи по формированию навыков отдельно для каждого маленького пациента. И шаг за шагом уверенно идем к своей цели. Мы создаем интересные, увлекательные и мотивирующие условия, ведь только в такой среде возможно повышение потенциала малыша к обучению.


20 детей – подопечных Центра реабилитации и абилитации детей с ДЦП и другими двигательными нарушениями Марфо-Мариинской обители милосердия – прошли бесплатный курс комплексной реабилитации в Детской клинике МЕДСИ в Благовещенском переулке. Эта инициатива стала началом сотрудничества докторов клиники МЕДСИ и специалистов-реабилитологов профильного Центра Марфо-Мариинской обители милосердия, который ведет свою работу в медицинском центре обители с 2010 года. Доктора клиники МЕДСИ предложили свои уникальные компетенции и опыт по реабилитации детям, находящимся на лечении в центре Марфо-Мариинской обители милосердия.

Первая группа детей – маленьких пациентов Центра реабилитации и абилитации детей с ДЦП и другими двигательными нарушениями Марфо-Мариинской обители милосердия – поступила на курс комплексной реабилитации в Детскую клинику МЕДСИ в Благовещенском переулке в октябре этого года. Координатор проекта - заведующая отделением ортопедии и восстановительного лечения, врач-физиотерапевт Детской клиники МЕДСИ в Благовещенском переулке Самородова Татьяна Николаевна отметила, что для маленьких пациентов с ДЦП и другими двигательными нарушениями в детской клинике создаются все необходимые условия, чтобы они чувствовали себя уютно и комфортно.

Детский церебральный паралич – это группа стабильных нарушений развития моторики и поддержания позы, ведущих к двигательным дефектам, обусловленным непрогрессирующим повреждением и/или аномалиям развивающегося головного мозга у плода или новорожденного ребёнка. Люди с тяжелым течением ДЦП в очень большой степени зависят от окружающих. Цель проведения регулярных реабилитационных курсов – улучшение качества жизни детей с ДЦП, адаптация их в социум.


Для каждого пациента при поступлении на реабилитацию сначала проводится консилиум, в который входят: детский невролог, кандидат медицинских наук Гольцова Наталья Викторовна; ведущий травматолог-ортопед, кандидат медицинских наук Затона Денис Борисович, врачи-физиотерапевты Измайлова Александра Романовна и Шубина Любовь Сергеевна, врач высшей категории, специалист по лечебной физкультуре Простакова Светлана Николаевна и координатор проекта, заведующая отделением ортопедии и восстановительного лечения Самородова Татьяна Николаевна.

Приоритетной целью реабилитации является: улучшение кровоснабжения головного мозга; снятие мышечной спастики; повышение силы и тонуса мышц-антагонистов; устранение контрактур и деформаций; поэтапная коррекция двигательной функции; улучшение координаций движений и мелкой моторики; коррекция психоэмоциональной сферы; улучшение функции речи.

Каждому пациенту, на основании полученных данных диагностики, специалисты подбирают комплекс процедур, направленных на реализацию поставленных задач. Комплекс включает: иглорефлексотерапию, плавание с инструктором в бассейне клиники, проведение комплекса упражнений по лечебной физкультуре в зале или бассейне, лечебный массаж, физиопроцедуры (тепло- и грязелечение), галотерапию в сказочно уютной соляной пещере детской клиники, оксигенотерапию (кислородный коктейль), подбор специальных ортопедических стелек и консультации профильных специалистов. При необходимости ребенку проводится тейпирование - накладывание специальных фиксирующих бинтов – тейпов на определенные группы мышц, которые фиксируют конечность в правильном положении, снимая мышечный тонус и закрепляя полученный эффект от предыдущих процедур, направленных на нормализацию мышечного тонуса.

Среди любимых процедур маленьких пациентов – галотерапия в соляной пещере, лечебный массаж и плавание в бассейне. Инструкторы Пелевина Юлия Геннадиевна и Монина Марина Александровна постоянно находятся с ребенком в бассейне, помогают выполнять упражнения, поддерживая пациента на каждом этапе.

Важной составляющей проекта является оказание детям с ДЦП узкопрофильной помощи специалистами МЕДСИ, с учетом основного заболевания. Например, консультации у психиатра, офтальмологов, ЛОР-врачей, аллергологов-иммунологов, помогающих в решении сложных вопросов вакцинации для этой категории детей. Особого подхода требует оказание детям с ДЦП стоматологической помощи - в силу нестабильности опорно-двигательной системы и гиперкинезов (подергивания мышц) весьма затруднено лечение зубов обычным способом. Поэтому дети, нуждающиеся в лечении по поводу множественного кариеса, были пролечены в условиях общего обезболивания (под наркозом).

Как итог лечения - у детей с ДЦП улучшается сила и тонус мышц, кровоснабжение головного мозга, снижается спастичность мышц. Специалисты клиники помогают маленьким пациентам поэтапно корректировать двигательные функции, улучшить координации движений и мелкой моторики, функции речи и психоэмоциональной сферы.

Движущая сила проекта комплексной реабилитации – врачи-волонтеры, содействующие его развитию и дальнейшей реализации. Применяемые методики персонифицированной комплексной реабилитации, компетенции и опыт специалистов МЕДСИ в сфере реабилитации детей с ДЦП позволяют значительно улучшить двигательную активность и качество жизни пациентов.




В Москве проживают 39,9 тысячи детей с ограниченными возможностями здоровья. И всем им город оказывает всестороннюю поддержку. Пройти бесплатную реабилитацию ребенок с инвалидностью может почти в каждом округе. Сейчас завершается формирование системы реабилитационных центров.

На юго-западе Москвы

Площадь здания — почти 10 тысяч квадратных метров. Ежедневно центр смогут посещать до 100 человек, а в год помощь здесь окажут 2,5 тысячи москвичей.

В центре откроются отделения ранней помощи, мониторинга, анализа и прогнозирования, адаптивной, социокультурной и профессиональной реабилитации, а также дневной стационар на 30 мест и отделение стационарного обслуживания на 82 места. Появится блок физиотерапии: кабинеты галотерапии, электросна, теплолечения, электролечения, ингаляторий. Заработают кабинеты аппаратного массажа, лечебной физической культуры, лазеротерапии, магнитотерапии.





Система реабилитационных центров

В 2019 году еще один реабилитационный центр появится в Западном административном округе. После этого центры будут работать во всех столичных округах.

Сейчас инвалиды могут пройти реабилитацию в 97 отделениях (из них 38 — для детей) при территориальных центрах социального обслуживания, центрах поддержки семьи и детства и центрах социальной помощи семье и детям. Для сравнения, в 2010 году работал только один такой реабилитационный центр.




Меры поддержки

Не забывают в городе и о материальной поддержке особенных людей и членов их семей. В 2018 году в два раза — до 12 тысяч рублей — увеличили выплаты по уходу за несовершеннолетним ребенком-инвалидом и инвалидам с детства в возрасте до 23 лет. Появилась выплата в размере 10 тысяч рублей на приобретение школьной одежды для ребенка-инвалида.

Родители или опекуны ребят с ограниченными возможностями не платят за детские сады, а в школах — за двухразовое горячее питание. Кстати, школу для детей с ограниченными возможностями здоровья можно выбрать любую, в том числе ту, которая расположена рядом с домом. В каждом образовательном учреждении создана инклюзивная среда.

Ребята и их родители могут бесплатно пользоваться городским транспортом, а детям до трех лет положено бесплатное детское питание: молоко, кефир, творог, фруктовые соки и пюре, а также молочные смеси.

Практически все инвалиды обеспечены техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями. А в 2018 году решено выделить еще два миллиарда рублей на ремонт и оснащение современным оборудованием реабилитационных центров и коррекционных школ.

Лечение зубов у таких детей — процесс непростой, как с медицинской, так и с психологической точки зрения. Это касается и врачей, и самого ребенка, и его родителей. В 80% случаев стоматологическое лечение осуществляется под общей анестезией.

Мнение детского врача анестезиолога-реаниматолога высшей категории, кандидата медицинских наук Линьковой Татьяны Викторовны

В остальных случаях лечение зубов должно проводиться в фазу ремиссии либо компенсации сопутствующего заболевания, то есть, вне обострения. Особенности лечения детей с сопутствующими хроническими заболеваниями связаны, основном, с затруднением установления контакта с ребенком (нарушения и задержка психо-речевого развития при ряде патологий) либо с риском развития некоего криза как осложнения сопутствующего хронического заболевания на фоне психологического стресса у ребенка, связанного с лечением зубов (эпиприступ, респираторно-одышечный приступ, гипо- и гипергликемия, повышение внутричерепного давления и пр.). Конечно же, необходимо поставить в известность детского стоматолога о состоянии здоровья и наличии хронических заболеваний Вашего малыша, а также сообщить о факте постоянного приема корригирующих препаратов, если ребенок их принимает.

В случаях, если нет иного выхода, кроме лечения зубов Вашему малышу под общей анестезией (под наркозом), хотелось бы сказать родителям следующее: современная анестезиология располагает для этого большими возможностями, включая всю необходимую следящую аппаратуру, прекрасные препараты (с доказанной безопасностью и минимальным воздействием на системы жизнедеятельности организма и когнитивную сферу человека), а также оптимальные алгоритмы, позволяющие врачу анестезиологу провести управляемую анестезию с быстрым пробуждением и активацией пациента. Абсолютных противопоказаний к наркозу в настоящее время практически нет. Для минимизации риска осложнений необходимо предоставить врачу анестезиологу всю информацию о здоровье Вашего ребенка, после изучения и анализа которой врач сможет принять решение о возможности амбулаторного лечения зубов под наркозом, либо порекомендует сделать это в условиях стационара.

Специфика лечения зубов у детей с синдромом Дауна

Обычно синдрому Дауна сопутствуют (с разной частотой) мышечная гипотония, особое строение неба (аркообразное), большой язык, зубные аномалии, врожденный порок сердца и деформации грудной клетки, судорожный синдром. У детей с синдромом Дауна зачастую снижен иммунитет, они подвержены респираторным заболеваниям. Часто у таких детей встречается множественный кариес. При этом, если ребенок достаточно контактен, совершенно не исключается возможность лечения зубов под местной анестезией. При решении лечить зубы под наркозом (общая анестезия), необходимы консультации узких специалистов, в соответствии с индивидуальным состоянием здоровья каждого малыша, зависящим от совокупности и выраженности имеющихся у него признаков данного генетического синдрома.

Лечение зубов у детей с аутизмом и ДЦП

Особенности лечения зубов у детей с эпилепсией

Стресс, провоцируемый лечением зубов (страх, звук бормашины, неприятные ощущения у ребенка при стоматологических манипуляциях), может вызвать приступ даже при гладком течении заболевания. Здесь очень важна психологическая подготовка ребенка родителями перед визитом к стоматологу и своевременный прием противосудорожных препаратов. Очень много зависит от доброжелательности врача, прилагающего все усилия к установлению психологического контакта с маленьким (или не очень) пациентом. При этом необходимо понимать и родителям, и врачу стоматологу, что эпилепсия, особенно манифестировавшая в раннем возрасте, иногда может вызывать изменения в личности и поведении ребенка (задержка психо-речевого развития, агрессивность), делающие невозможным продуктивный контакт и проведение лечения. Тогда единственным вариантом становится лечение зубов под наркозом.

Лечение зубов у детей, страдающих бронхиальной астмой и другими заболеваниями органов дыхания

Обязательно предупредите стоматолога о наличии сопутствующей бронхиальной астмы у Вашего ребенка! Стресс, связанный с посещением стоматолога и (редко) применение местных анестетиков в ряде случаев могут спровоцировать приступ. Применение местных анестетиков, в состав которых входит адреналин (эпинефрин) противопоказано из-за высокоаллергенных серосодержащих стабилизаторов.

При обычном посещении стоматолога необходимо захватить с собой препарат первой помощи, которым вы пользуетесь для купирования острого приступа бронхиальной астмы у Вашего малыша дома (баллончик-ингалятор). В клинике есть аптечка первой помощи, включающая антигистаминные и глюкокортикоидные препараты.

  • Предварительное обследование у специалиста с получением заключения о состоянии здоровья на текущий момент.
  • Лечащим врачом должна быть подобрана эффективная поддерживающая терапия; лечение зубов проводится только в период стойкой ремиссии.
  • Настоятельно рекомендуется при наличии бронхиальной астмы в анамнезе проводить лечение в условиях стационара;
  • При сопутствующем ОРВИ и других воспалительных заболеваниях органов дыхания проведение наркоза откладывается на срок до полного выздоровления плюс еще 1–2 недели для восстановления нормальной реактивности слизистых оболочек дыхательных путей.

Нюансы лечения зубов у детей с сахарным диабетом и иными заболеваниями эндокринной системы

Консультация эндокринолога и контроль гликемии при проведении тех или иных манипуляций являются необходимыми. Также нужно знать, что при сопутствующем сахарном диабете периодически возникают сложности с заживлением десен после лечения, поэтому врачи могут назначать дополнительные лекарственные средства для устранения этой проблемы.

Современные препараты для наркоза совместимы с большинством гормональных препаратов, которые используются при лечении поддерживающей терапии таких заболеваний. Тем не менее, во избежание осложнений, только после консультации врача анестезиолога можно решить вопрос о проведении наркоза в амбулатории либо в стационаре.

Уважаемые родители!

Конечно же, полностью столь обширную тему исчерпать невозможно даже в научных трудах. На этой странице мы старались выполнить следующие задачи:

  • Помочь пациентам и их родителям ориентироваться в ситуации, в самых распространенных случаях обращений к стоматологу детей с сопутствующими заболеваниями.
  • Вселить в детей и их родителей твердую уверенность, что безвыходных ситуаций практически не бывает.

Сотрудники нашей клиники всегда готовы помочь вам и вашим детям консультацией, делом либо советом, куда обратиться дальше, если необходимая помощь в вашем случае выходит за пределы возможностей нашей клиники.


  • Отзывы
  • Подробности


  • Отзывы
  • Подробности


  • Отзывы
  • Подробности


  • Отзывы
  • Подробности


  • Отзывы
  • Подробности


  • Отзывы
  • Подробности


  • Отзывы
  • Подробности


  • Отзывы
  • Подробности


  • Отзывы
  • Подробности


  • Отзывы
  • Подробности


  • Отзывы
  • Подробности


  • Отзывы
  • Подробности


  • Отзывы
  • Подробности


  • Отзывы
  • Подробности


  • Отзывы
  • Подробности


  • Отзывы
  • Подробности


  • Отзывы
  • Подробности


  • Отзывы
  • Подробности


  • Отзывы
  • Подробности


  • Отзывы
  • Подробности


  • Отзывы
  • Подробности


  • Отзывы
  • Подробности


  • Отзывы
  • Подробности


  • Отзывы
  • Подробности


  • Отзывы
  • Подробности


  • Отзывы
  • Подробности


И тем не менее это драгоценное время слишком часто бывает упущено. Не в последнюю очередь из-за того, что родители не могут распознать тревожные симптомы самостоятельно, а врачи на местах зачастую недостаточно квалифицированы и внимательны, чтобы забить вовремя тревогу и направить ребенка на обследование и реабилитацию. И даже если диагноз поставлен, информацию о том, как помочь больному, родителям обычно приходится искать самостоятельно.

МедНовости, посоветовавшись с врачами, сотрудниками благотворительных фондов и родителями детей с ДЦП, составили список проверенных центров диагностики и реабилитации ДЦП в Москве и Московской области.

Москва, Строителей, 17б

Центр лечебной педагогики (ЦЛП) существует уже 25 лет и за это время помог и продолжает помогать детям с расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержками интеллектуального развития, с эпилепсией (что редкость) и проч. Здесь делают массаж, проводят двигательную терапию, нейропсихологические, швейные, керамические, сенсорные занятия, арт- и игровую терапию и т. д. Также в ЦЛП есть программы для родителей, например, психологическая и правовая консультация.

Первичная консультация, на которой ребенка осматривают и дают рекомендации для занятий дома, проводится бесплатно. Если нет возможности оплачивать занятия полностью, можно написать заявление и найти спонсора, который возьмет часть расходов на себя. Очередь на прием может растягиваться от месяца до почти года. На данный момент ожидание составляет примерно 4–6 месяцев.

Москва, 2-я Ямская, 9

Первым делом в центре собирается консилиум, междисциплинарная команда, которая изучает результаты уже пройденных ребенком исследований и при необходимости назначает дополнительное. Оно может быть и амбулаторным, и стационарным (до 3 дней). После этого разрабатывается программа реабилитации. Центр сотрудничает с Российской детской клинической больницей, Центром лечебной педагогики, Children’s Hospital of Philadelphia и другими медцентрами и больницами. Взаимодействие с этими учреждениями подразумевает как совместные исследования и консультации, так и лечение, в том числе в американских и немецких клиниках в случае, если в России получить подобную помощь нельзя.

Москва, Ротерта, 4, стр. 5

Московская обл., Электросталь, Тевосяна, 27

Московская обл., Электросталь, Победы, 10

Калужская обл., Дзержинский р-н, д. Дворцы

Московская обл., Клинский р-н, д. Давыдково, 174

Тот редкий случай, когда на опыт российских специалистов опираются за рубежом. Именно на реабилитационной методике доктора Шамарина основывалась работа некоторых медицинских центров Польши, Голландии и Словакии. В этом центре с детьми занимаются два физиотерапевта, дефектолог, логопед, психолог, специалист по развитию моторики. В зависимости от состояния и способностей ребенка программа восстановления может включать в себя традиционные занятия на мяче, тренажере, вертикализаторе, канатах, брусьях, в разгрузочном костюме, массаж и ЛФК. Все это включено в стоимость курса (81 000–90 000 рублей за 3 недели), однако необходимость той или иной деятельности определяют сотрудники центра. В эту сумму входит и проживание в коттеджах, рассчитанных на несколько семей. Бытовая техника, бытовая химия, постельное белье — есть. Уборка, стирка и приготовление еды остаются на родителях пациентов.

Москва, Академика Опарина, 4, корп. 1

Московская обл., Домодедовский р-н, пос. Лукино

Москва, Николоямская, 20

В этом современном, недавно построенном центре оказывают лечебно-профилактическую, реабилитационную и психологическую помощьдетям и подросткамс тяжелыми и комбинированными нарушениями речи, в том числе — вследствие ДЦП. Принимают здесь и взрослых, и детей, но только по направлению врача и не всех. Не могут стать пациентами центра совершеннолетние, например, с дегенеративными и наследственными заболеваниями ЦНС, с грубыми расстройствами слуха и речи, несовершеннолетние с тяжелыми нарушениями слуха и зрения, с выраженными нарушениями двигательных функций без возможности самообслуживания и т. д. На форумах пишут, что отказов много.

Москва, 1-я Текстильщиков, 6а

В центр принимают с 3 лет вне зависимости от прописки и гражданства. Москвичам помогают бесплатно, жителям других городов и иностранцам — на коммерческой основе. За каждым пациентом закрепляют персонального помощника (интеграционного консультанта), который составляет план социальной бытовой адаптации, психологической и профессиональной реабилитации и т. д. Что касается реабилитации физической, в МНПЦ делают массаж, проводят занятия ЛФК, сеансы иммерсионной терапии (имитация невесомости), занятия в специальных костюмах, на стабилометрической платформе, различных тренажерах и многое другое. Центр устроен довольно продуманно: есть, например, дублирующие поручни, таблички Брайля для слабовидящих на дверях. Кроме того, есть услуга трансфера из дома в центр и обратно. Что, правда, неожиданно отражается на продолжительности (10–11 дней вместо 21) и программе курса (не будет занятий с логопедом, психологом и дефектологом).

Москва, Б. Ордынка, 34/1

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.