Условия для развития детей с дцп

Часто диагноз ДЦП очень пугает родителей малыша. Это серьезное заболевание, которое связано с многими физическими и психическими изменениями. Во многих случаях интеллект ребенка сохранен или снижен незначительно. У детей наблюдаются различные особенности психического развития, которые нужно учитывать. Для того чтобы
нормализовать ситуацию, нужно выработать план воспитания и обучения.

Сегодня существует несколько вариантов: общеобразовательные школы, надомное обучение, специальные учебные заведения. Выбирать нужно, основываясь на возможностях ребенка. Существует несколько простых правил для родителей, которые помогут правильно воспитывать малыша. Главное – точно понять, что ребенок может, а в чем ограничен. Для правильного развития психики и интеллекта необходимо создать условия для общения с другими детьми и взрослыми. Так ребенка с ДЦП можно адаптировать для нормальной жизни, обучения и работы.

Что означает диагноз ДЦП

Проблема берет
свое начало еще в период внутриутробного развития, когда что-то идет не так при закладке мозга, нервной системы. Иногда это результат употребления матерью алкоголя и наркотиков, иногда — последствие инфекций. Или же никто не виноват – просто произошел сбой внутриутробного развития.

Заболевание само по себе не прогрессирует. Активнее всего затрагивается область движений, координации, речи. Часто ДЦП сопряжен с серьезными психическими и интеллектуальными изменениями. Снижение интеллекта может быть очень сильным, а может — минимальным. Часты случаи, когда тело не функционирует нормально, а мозг работает хорошо. Тогда с ребенком гораздо проще. Отклонения психического развития могут быть как напрямую связаны с диагнозом, так и косвенно. Речь идет о последствиях болезни, особого отношения к малышу и его самоощущения. Воспитание таких детей — дело непростое. Родителям понадобится много терпения и усилий, чтобы помочь, научить, развить малыша.

Можно выделить самые распространенные особенности
психического развития малышей, страдающих от разных форм ДЦП.

Развитие психики и личности начинается позже, чем у здорового малыша. Дело в том, что болезнь затрагивает мышцы, делая их или слишком напряженными, или, наоборот, расслабленными. Развитие малыша связано с физическими усилиями. Нормальный интерес к познанию, изучению окружающего мира толкает его на то, чтобы быстрее научиться поднимать головку, садиться, вставать. Если же такой возможности нет, то ограничиваются его возможности для самостоятельного изучения мира.

Меньше поле обзора — меньше новой информации он получает об окружающем мире. Его пространство ограниченно кроваткой, комнатой. У многих малышей быстро начинаются болевые ощущения в суставах, мышцах. Снижается способность двигаться, а значит,
теряется еще одна возможность к обучению – тактильная. Нет новых впечатлений — не накапливается опыт. Дети выглядят отрешенными, подавленными.

Возможность ребенка видеть мир, трогать предметы, пробовать всегда связана с возможностями взрослых. Малышу нужно много внимания, общения. Родители и другие взрослые должны стимулировать у ребенка с ДЦП исследовательский интерес: показывать ему что-то новое, выносить из комнаты, возить на прогулки. В таком случае при сохраненном или частично сниженном интеллекте можно добиться хороших результатов.

Психологические особенности

Психологические особенности детей с ДЦП обычно проявляются рано. Часто ограничение свободных движений, проблемы с речью приводят к задержке в развитии. Социальная функция у них сильно снижена, мало возможностей для нормального детского общения и игр – малыш замыкается в себе.

У детей
с ДЦП часты капризы, истеричное поведение. Дело в том, что они привыкли общаться только со взрослыми. Родители, медсестры, врачи, нянечки, учителя – конечно, все они жалеют малыша, хотят помочь ему. С точки зрения психического развития это не самое лучшее, что взрослый может сделать для больного ребенка. Из-за ограниченной дееспособности таких детей часто ограничивают в уровне ответственности. Появляется ощущение, что из-за болезни весь мир им должен.

Так ребенок учится манипулировать взрослыми, требуя получить желаемое. Часто у малышей с этим диагнозом отмечается нежелание терпеть, ждать. Они не думают о том, что другим людям может быть тяжело выполнять их прихоти. Конечно, здесь есть вина и болезни, и неправильного воспитания. Часто, если дееспособность снижена частично, малыша вполне можно научить самого за собой ухаживать, нести ответственность за свои поступки. Это позитивно сказывается на общем уровне развития.

Существует несколько правил, которые помогут родителям.

Родители
чаще всего понятия не имеют о том, что значит диагноз ДЦП с психологической точки зрения. Они общаются с ребенком чересчур заботливо, подавляя в нем любые проявления самостоятельности. Или же бывают с ним резки, агрессивны. Тут необходимо выработать стратегию поведения, которая будет правильной в вашем случае. Каждый ребенок уникален, так что особенности его личности нужно учитывать не меньше, чем особенности заболевания.

Особенности поведения зависит от перемен настроения. Практически в каждом случае такой диагноз приводит к личностным изменениям. Дети требуют внимания, не могут выносить отказов, становятся неуправляемыми. Это частый исход неправильного воспитания. Да, малыш болен, у вас куча проблем и трудностей с ним. Но, как и любого другого малыша и подростка, его нужно воспитывать. Обратите особое внимание на следующие аспекты:

  • волевое развитие;
  • эмпатия;
  • учите малыша терпению;
  • обращайте его внимание на то, что не только ему одному может быть плохо, больного, грустно;
  • его положение не является темой для манипуляций.

Это бывает очень трудно, но родителям нужно выработать жесткую тактику. Особенно если у ребенка есть возможность пойти в садик, спецшколу или интернат. Там будет много других детей, которые не будут уступать ему и потакать его желаниям.

Особенности психического развития малышей, страдающих от ДЦП, таковы, что им необходимо учиться. Нужно точно представлять себе интеллектуальные возможности ребенка перед тем, как планировать занятия. Если интеллект сохранен или снижен незначительно, ребенка обязательно нужно учить.
К сожалению, многие родители детей с ДЦП неправильно оценивают их состояние или просто не имеют возможности обучать их. Ставя крест на ребенке, они лишь усугубляют его психологическое состояние.

А ведь он может учиться, получить образование и работать. Конечно, речь идет о детях с нормальным или почти нормальным психическим и умственным развитием. Для детишек со сниженным интеллектом тоже проводятся занятия. Они подразумевают обучение бытовым навыкам, основам личной гигиены, уходу за собой. Обучение в любой форме станет залогом позитивного психического развития.

Обучение в обычной школе возможно, но это всегда проблема. До школы нужно добираться, а если малыш не может сам ходить, нужен всегда рядом взрослый. Сверстники, к сожалению, могут быть жестоки. Хотя в легких случаях проявления болезни можно посещать школу практически без проблем. Существует разные варианты образования:

  • надомное
    образование
    (на дом приходят учителя);
  • домашнее обучение (занятия с родителями, а затем контроль в школе);
  • специальные учебные заведения для детей с ограниченными возможностями;
  • школа по типу интерната (здесь дети находятся 24 часа, 5-7 дней в неделю).

Обучение, общение, логическое мышление способствуют психическому развитию детей. Без этих составляющих психика начинает деградировать. Учеба в школе или занятия дома — это всегда ответственность, необходимость самоорганизации. Такие стимулы благотворно влияют на личностное развитие.

Заниматься дома, с одной стороны, очень удобно. Родители и учителя могут спланировать учебное время так, чтобы всем было удобно. Не нужно никуда идти
или ехать, а когда нужно, делается перерыв. С точки зрения психологического комфорта это хороший вариант, особенно для детей, у которых ДЦП проявляется в виде частых судорог, болей. С другой стороны, у домашнего образования много минусов.

  1. Общение только со взрослыми не дает необходимого стимула для развития. Ребенку, даже больному, нужны сверстники, детские игры, разговоры. В такой среде проще социализироваться. Со взрослым проще договориться, настоять на своем, чем в случае со сверстниками. В итоге меньше работает логика, не развиваются навыки социального общения.
  2. Снижение уровня ответственности. В школе жизнь любого ребенка
    подчинена определенному жесткому распорядку. Приходится преодолевать себя – так развивается воля. Дома же всегда можно делать перерывы, откладывать неинтересные занятия. Это только усугубляет ситуацию, если малыш капризный. Никакой ответственности дети не чувствуют, отвечая перед родителями или приходящими учителями. Тут родителям нужно проявлять твердость, если из-за диагноза нет возможности посещать обычную или специальную школу.

Выбирать, конечно же, нужно то, что лучше для конкретного ребенка в конкретный момент.

Существует два возможных варианта организации обучения в спецшколах.

  1. Школа для детей с ограниченными возможностями. Принимает детей с ДЦП и другими заболеваниями и отклонениями. Группы маленькие, тут в классе по 5-7 человек, практически все время с малышом занимается учитель, так что всем удается оказать поддержку и внимание. А дети в этом нуждаются. Кроме уроков, есть возможности для поддерживающей терапии.
  2. Интернат. Не всегда родители могут себе позволить уход за малышом: часто приходится работать, а оставить его не с кем. В этом случае подходит школа закрытого типа. Дети тут живут, учатся, проходят лечение. Для организации психического развития этот вариант хороший: тут ребенку приходится учиться быть самостоятельным, ответственным. Он находится среди других детей – социальная составляющая развивается хорошо. Проблема в том, что качество ухода и заботы в таких учреждениях не всегда на высоком уровне. Нужно внимательно выбирать интернат, читать отзывы, слушать советы. Иначе атмосфера может быть просто травмирующей для испуганного ребенка.

Обучение в школе — хороший стимул для психического развития. Здесь можно общаться, заводить друзей, играть вместе с другими. Дети начинают понимать разницу между общением с родителями, учителями и дружеским общением. Так будет проще адаптироваться к окружающему миру. Сегодня у детей с ограниченными возможностями появляются перспективы для получения профессии, работы. Для этого психическое развитие должно проходить без задержек.

Лариса Басырова
Методические рекомендации по работе с детьми с ДЦП

Методическая рекомендация по работе с детьми с ДЦП.

Подготовительная группа (6 - 7 лет)

К детям с нарушением опорно-двигательного аппарата обычно относят детей с детским церебральным параличом (ДЦП).

Детский церебральный паралич составляет группу расстройств двигательной сферы, которые возникают в результате поражения двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.

Основная особенность при ДЦП - существование двигательных нарушений с самого рождения и их тесная связь с сенсорными нарушениями.

Из – за имеющихся у ребенка двигательных нарушений различной степени он с рождения оказывается полностью зависим от взрослых. Это отрицательно влияет на эмоциональную сферу ребенка, у него отсутствует инициативность и развивается пассивность в действиях.

Особенностью психического развития при детском церебральном параличе является не только его замедленный темп, но и неравномерный характер, ускорение в развитии одних функций, и отставание других.

Расстройства внимания и памяти проявляются в повышенной отвлекаемости, неспособности длительно концентрировать внимание, узости его объема, преобладании вербальной памяти над зрительной и тактильной.

Нарушение пространственного гнозиса: проявляется в замедленном формировании понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из частей целое.

Интеллектуальное развитие детей с детским церебральным параличом может быть сохранным, но несколько сниженным. По мнению Э. С. Калижнюк, дети с ДЦП могут подразделяться на две группы в зависимости от степени нарушения интеллекта (задержка психического развития и атипичная форма олигофрении).

Для детей с ДЦП характерно недоразвитие высших форм мыслительной деятельности – абстрактного мышления.

Характерными проявлениями речевых расстройств у таких детей являются разнообразные нарушения звукопроизносительной стороны речи. Вот почему речь этих детей невнятна и мало понятна для окружающих.Тяжесть нарушений звукопроизносительной стороны речи усиливается за счет дыхательных расстройств: речевой выдох укорочен, во время речи ребенок производит отдельные вдохи, речь теряет плавность и выразительность.

В письме проявляются ошибки в графическом изображении букв, цифр, их зеркальность, асимметрия.

Почти все дети с ДЦП отличаются повышенной утомляемостью. При целенаправленных действиях, требующих участия мыслительных процессов, они становятся вялыми быстрее, чем их здоровые сверстники, им трудно сосредоточиться на задании. Они могут отказаться выполнять задание, если им не удается с ним справиться, и полностью потерять интерес к нему.

Личностное развитие у воспитанников с ДЦП имеет свои особенности. Эмоциональные нарушения проявляются в виде повышенной возбудимости, склонности к колебаниям настроения, появлению страхов. Склонность к колебанию настроения часто сочетается инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении.

Важным фактором развития является также осознание ребенком себя как части коллектива, который делает полезное дело. Детям всегда наиболее интересны занятия, приносящие коллективу наибольшую практическую пользу. Это побуждает их к различным видам общественно полезного труда.

Дети с детским церебральным параличом очень чутко чувствуют отношение к ним окружающих и реагируют на любое изменение в их поведение. Такие дети очень впечатлительны, их легко обидеть, вызвать у них недовольство или какую-либо негативную реакцию.

Рекомендации.

1. Коррекционную работу нужно начинать как можно раньше, так как вследствие нарушения некоторых психических функций могут вторично нарушаться другие психические процессы. Коррекционные мероприятия, должны осуществляться посредством разнообразных игр, т. к. ведущей деятельностью в этом возрасте является игра. Игра способствует благоприятному развитию психики ребенка и его речи, приобретению им различных умений и навыков.

2. На занятия важно объединять детей с различными двигательными возможностями, т. к. это способствует выработке стремления к совершенствованию своих двигательных навыков, подражанию тем детям, у которых они более развиты.

3. Важно грамотно организовать двигательный режим в течение всего времени пребывания детей в ДОУ. Необходимо подбирать наиболее удобную для ребёнка позу во время работы за столом, игр, сна.

4. Во время коррекционного занятия важно своевременно проводить равномерные включения динамических пауз (через 10 минут).

5. Длительности коррекционных занятий, усложнение заданий, увеличение амплитуды действий должно происходить постепенно с учётом индивидуальных возможности ребёнка.

6. В течение занятия важно активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать, а использование музыки, танцев благоприятно влияет на развитие моторики у таких детей.

7. В процессе обучения и воспитания педагогу важно уделять внимание одобрению при неудачах, поощрение за малейший успех такого ребёнка.

8. Педагогу необходимо знать положительные черты характера, на которые можно будет опереться в процессе учебной деятельности, а также негативные, требующие особого внимания со стороны педагога.

9. Развивать двигательный навык, а так же воспитывать правильное представление о нём через ощущение движений: формирование навыка самообслуживания; развитие практической деятельности и подготовка руки к письму. Важно помнить, что овладение двигательными навыками происходит поэтапно и требует много времени и большого терпения со стороны взрослого. Развитие двигательных навыков целесообразно использовать в виде интересных и понятных для детей игр, которые соответствуют его двигательным возможностям.

10. Уделять особое внимание развитию сенсорных эталонов.

11. Для коррекции нарушений кинестезии проводить игры, помогающие детям на ощупь определять предмет.

12.Ручные навыки необходимо развить поэтапно: научить произвольно брать, опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать в определённое место, выбирать предметы.

14. Перед тем как перейти к процессу обучения грамоте и письму, важно научить ребёнка конструировать асимметричные буквы из палочек и обведению букв с помощью карандаша.

15. Учить детей пространственной ориентировке в различных направлениях и при удалённости предмета через игры, в том числе и подвижные.

16. Также необходимо включать в занятия упражнения с опорой на зрительный или зрительно – осязательный анализатор. Например, при освоении математических действий, требующих от ребёнка пересчёта использовать наглядные предметы и манипуляцию с ними.

17. Необходимо стимулировать речевую активность ребенка, с помощью описанию предметов, действий, загадыванию и отгадыванию загадок. Использовать игры и упражнения на формирование правильного речевого дыхания, сильной воздушной струи.

18. Использовать игры по звукоподражанию способствующие правильному звукопроизношению речи.

19. Необходимо воспитывать в ребенке с детским церебральным параличом полноценного члена общества, ничем не хуже остальных и относиться к нему соответствующе!

Список литературы

1. Арбашина Н. А. Двигательные церебральные нарушения.Саратов: Приволж. кн. изд-во, 2007.

2. Епифанцева Т. Б. Настольная книга педагога – дефектолога. Ростов н/Д: Феникс, 2006.


Методическая разработка о работе по ПДД с детьми дошкольного возраста Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Задачи.

Основы работы с детьми ОВЗ «…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает.

Методические рекомендации для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. В отечественной литературе это понятие появилось.

Совместная двигательно-игровая деятельность как средство эмоционального сближения родителей и детей Методическая рекомендация "Совместная двигательно-игровая деятельность как средство эмоционального сближения родителей и детей" 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ.

Организация психолого-педагогического сопровождения детей и родителей во время адаптации Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Многие ученые, которые занимались.

Рекомендация родителям для индивидуальной работы с детьми с общим недоразвитием речи Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребенка, взрослому необходимо четко представлять, что ребенок должен знать и уметь.


Что такое ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это совокупность различных симптомов нарушения двигательной сферы организма хронического характера, не имеющих прогрессирующего развития. Он развивается из-за повреждения структур центральной нервной системы, происходящего еще в дородовой период в утробе матери. Происходит нарушение основных структур головного мозга: корковых структур, подкорковых областей, капсулы и ствола головного мозга.

Симптомы

Характер возникающей мышечной патологии или их сочетания определяется участком поражения головного мозга. Мышечные нарушения при ДЦП могут проявляться в форме:

  • напряжения мышц;
  • спастического сокращения мышц;
  • разнообразных движений непроизвольного характера;
  • нарушения походки;
  • ограниченной подвижности.

Также это тяжелое заболевание может сопровождаться нарушениями слуха, зрения и речи, разными формами эпилепсии и патологиями психического и умственного развития. Нарушаются функции восприятия и ощущения.

Из-за чего случается

Причинами развития ДЦП могут стать:

  • нарушения развития структур головного мозга;
  • нехватка кислорода (гипоксия, ишемия) в период развития плода и родов;
  • внутриутробные инфекции (вирусы герпеса);
  • несовместимость крови матери и плода (резус–конфликт), гемолитическая болезнь новорожденных;
  • травмы структур головного мозга в период развития плода и родов;
  • инфекционные заболевания в ранний послеродовой период;
  • токсическое повреждение структур головного мозга (отравление солями тяжелых металлов);
  • неправильно выбранная тактика проведения родов.

Определить точную причину очень сложно, к тому же, чаще всего, происходит сочетание влияния нескольких факторов, которые в совокупности приводят к развитию детского церебрального паралича.

Чем отличаются дети с ДЦП

Особенности развития детей, больных ДЦП, в основном обусловлены трудностями, которые вызывает выполнение координированных и сложных движений.

Замедленность движений способствует формированию дисбаланса развития мышления и представления об окружающей среде. Эта диспропорция мешает детям нормально считать, возникают трудности с усвоением математических действий.

Измененная умственная работоспособность. Даже если интеллект ребенка развивается нормально, из-за болезни малыш способен заниматься гораздо меньший промежуток времени и усваивает меньший объем информации, по сравнению со своими сверстниками. В 70% случаев это приводит к задержке психического развития.

Эмоциональные нарушения детей с ДЦП проявляются в повышенной ранимости, сильной впечатлительности, панической привязанности к опекунам и родителям. Основные причины - недостаточность мышечной работы (ребенок не участвует в подвижных играх, что свойственно детям в его возрасте) и ограниченное общение со сверстниками из-за нарушений речи.

Как развивается личность

Из-за болезни у ребенка с ДЦП возникают определенные нарушения психоэмоционального, физического, речевого и в целом личностного развития.

Особенности психоэмоционального развития проявляются в разных формах. Некоторые дети становятся излишне возбудимыми, раздражительными, суетливыми, резко меняют настроение и даже немотивированно агрессивны. Другая категория детей, наоборот, отличается чрезмерной застенчивостью и боязливостью, пассивностью и безынициативностью, они с трудом идут на контакт.

Главную роль в формировании характера и психическом развитии ребенка играют родители. Если родители проявляют излишнее внимание, чрезмерную опеку или проявляют жалость в отношениях с ребенком, это приводит к тому, что малыш замыкается в себе, отказывается от стремлений расти и развиваться, как личность.

Особенности физического развития ребенка с ДЦП заключаются в том, что малыш неверно воспринимает положение своего тела и его отдельных частей в пространстве. Исправить это отклонение - главная задача специалистов и родителей. Основные формы воздействия на тело маленького пациента - лечебная гимнастика и массаж. Тип и характер занятий определяется индивидуально, зависит от формы и степени развития болезни.

Особенности речевого развития зависят от типа повреждений головного мозга. Главная проблема малышей с ДЦП – отсутствие нормального общения и познания окружающего мира. Это делает весьма затруднительным пополнение словарного запаса. Нарушения нормального восприятия не позволяют ребенку правильно оценить предмет или действие, создают ошибочные образы. Решить проблему помогут специально разработанные игры, которые формируют представления о предметах, действиях, явлениях и окружающем мире. Чтобы добиться желаемых результатов, играть в эти игры необходимо вместе с родителями.

На что необходимо обратить внимание

Родителям ребенка с ДЦП следует придерживаться некоторых правил:

  • не зацикливаться на особенностях поведения ребенка, вызванных болезнью;
  • поощрять проявления активности;
  • всячески побуждать к новым шагам,
  • помогать формировать правильную самооценку,
  • не отказываться от помощи специалистов.

Важно помнить, что только регулярное выполнение всех рекомендаций специалистов, доброжелательное отношение к малышу, поддержка и упорство родителей могут преодолеть это тяжелое заболевание. Ни в коем случае нельзя терять веру в успех, поскольку только от родителей зависит, сможет ли их ребенок вести нормальный полноценный образ жизни.


Детский церебральный паралич не является заболеванием с четко определенными симптомами, скорее это группа заболеваний, весьма различных и по проявлениям, и по причинам возникновения, которых объединяет поражение головного мозга во внутриутробном периоде развития или в период новорожденности, и связанные с этим нарушения двигательной активности мышц. ДЦП может иметь разную степень проявления, от легкой до весьма тяжелой, а также несколько форм, имеющих свою характерную симптоматику. Поэтому говорить о развитии детей с ДЦП в едином ключе невозможно.

Некоторые дети, страдающие детским церебральным параличом, развиваются почти так же, как и обычные дети, за исключением отклонений в осваивании двигательных навыков. В то время как у других детей поражение мозга распространено сильнее, и вызывает не только спазмы в мышцах, но и нарушение интеллекта. Разумеется, развитие детей с ДЦП с такими крайними формами будет различаться, и весьма значительно. Собственно говоря, лечение ДЦП и представляет собой помощь в развитии ребенка и его адаптации, а также в облегчении симптоматики, так как устранение причины заболевания в данном случае, к сожалению, не представляется возможным – нарушения в структуре мозга, произошедшие в столь раннем возрасте, носят необратимый характер.

Поскольку заболевание носит столь различный характер, то и программа развития детей с ДЦП составляется индивидуально, после проведенного комплексного обследования. Следует сказать, что занятия с ребенком, направленные на облегчение симптомов церебрального поражения, необходимо начинать как можно ранее, так как это позволяет добиться наибольшего успеха. Второй принцип – непрерывность. Занятия по развитию детей с ДЦП не должны останавливаться ни на день, и потому то, насколько успешными они будут, во многом зависит от семьи ребенка. Специализированная медицинская помощь в данном случае состоит в обучении родителей методам реабилитации, основу которых составляют массаж и приемы лечебной физкультуры.


Эти меры помогают в физическом развитии детей с ДЦП. Что касается умственного развития, то все зависит от того, насколько сохранены интеллектуальные способности. На раннем этапе определить это не всегда возможно, и потому развивать такого малыша нужно так же, как здорового – с ребенком нужно разговаривать, показывать ему различные предметы и называть их, петь детские песенки, добиваться контакта, и т.д. Затем, по мере того, как удается выяснить истинное положение дел, вносятся коррективы в развивающие занятия и восстановительное лечение ДЦП.

В тех случаях, когда интеллект не пострадал, и развитию умственных способностей ребенка с ДЦП уделялось достаточное внимание, вполне возможно получение хорошего образования, которое позволит такому человеку найти свое место в жизни. В других случаях тяжелое положение удается значительно смягчить.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.