Внеурочная деятельность с детьми с дцп

Составитель: учитель - дефектолог

«Ум ребёнка находится на

В. А. Сухомлинский

• Актуальность образовательной программы в том, что от уровня развития мелкой моторики у детей с церебральным параличом зависит состояние двигательных умений и навыков, которые составляют основу трудовой, игровой, учебной деятельности, что необходимо для успешной адаптации и интеграции детей в современном обществе;

• установкой учреждений дополнительного образования детей на воспитание и развитие ребенка, имеющего особые возможности и потребности, при котором предмет и дисциплина не самоцель, а средство адаптации, формирования компенсаторных возможностей у детей с ОВЗ;

• запросом образовательных учреждений на разработку программ для организации внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями;

• образовательными потребностями родителей воспитанников города Ставрополя, для которых на первом месте стоит физическое развитие ребенка, возможности реализовать свои способности и возможности;

Необходим индивидуальный подход к ребенку с любыми способностями, с разным уровнем знаний и ограниченными возможностями.

Дети с тяжёлыми формами церебрального паралича – это дети с множественными нарушениями, в том числе ведущими – двигательными и чувственными (сенсорными) расстройствами. Детский церебральный паралич – заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.

Инновация образовательной программы состоит в том, что она ориентирована на детей с ограниченными возможностями. С детьми страдающими детским церебральным параличом необходимо применять комплексную программу по развитию мелкой моторики. Применяли как дополнительное домашнее задание для дома раскрасить 2 рисунка в выходные, сбор цветных пирамидок, сбор кубиков, пальчиковая гимнастика, массаж, самомассажа, пассивно – активная гимнастика. Они не требуют специального оборудования и могут проводиться как дефектологомна занятиях, так и самими родителями. Применяемые методы помогут организовать нескучную и разнообразную деятельность детей с ДЦП. А так же разнообразие занятия благоприятно влияет не только на эмоциональный фон занятия, но и способствуют вовлечению занимающихся в реабилитационный процесс. Дети учатся концентрировать свое внимание и правильно его распределять, развивается память, так как ребенок будет пытаться запомнить определенные положения рук и последовательность движений. В результате ежедневного выполнения простых упражнений направленных на развитие мелкой моторики, пальцы ребенка приобретут гибкость, силу и хорошую подвижность.

Была разработана программа, упражнения направленные на развитие мелкой моторики с включением в него самомассажа кистей рук с учетом возраста занимающихся и структурой дефекта.

Цель:развитие мелкой моторики руки у детей с ДЦП в домашних условиях.

Задачи программы:

1-й блок. Развитие познавательных способностей.

2-й блок. Развитие собственных движений рук для осуществления

предметных и орудийных действий.

Многофункциональность и многоуровневость задач программы позволяет включить в реабилитационный процесс ребенка с любым уровнем актуального развития.

В рамках программы для каждого ребенка выбираются те задачи, которые лежат в зоне его ближайшего развития и решаются в соответствии с уровнем его актуального развития.

1. Повышение уровня развития собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий.

2. Сформированность умения производить перцептивные действия с предметами для формирования сенсорных представлений.

Курс комплексной абилитации объемом 12 игровых занятий.

Периодичность занятий: 1 раза в неделю.

№ п/п Тема занятия Цели занятия Кол-во часов

1. Здравствуйте! *Знакомство с ритуалами и структурой занятия; формирование установки на ситуацию занятия.

**Создание положительного эмоционального фона; выявление актуального уровня развития детей; стимулирование общего подражания. 1

2. Вот они, игрушки! *Развитие зрительно – двигательной координации; развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта.

**Стимулирование познавательной активности детей; развитие умения соотносить реальный предмет с его изображением и использовать этот предмет по назначению; снижение мышечного тонуса рук. 1

3. Найди пару! *Стимулирование перцептивных действий, подражания движениям.

*Повышение тактильной чувствительности; развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия; формирование соотносящих действий. 1

4. Матрешки играют

в прятки *Развитие праксиса позы пальцев; формирование соотносящих действий.

**Развитие зрительно – двигательной координации; формирование указательного жеста; развитие праксиса позы пальцев; развитие восприятия величины до уровня проб и умения строить сериационные ряды по величине. 1

5. Мальчики - пальчики *Формирование щепотного захвата; обособление указательного и среднего пальцев.

**Развитие соотносящих действий, встречных движений;развитие тактильного восприятия; развитие восприятия неречевых звуков; стимулирование интереса к пальчиковым играм. 1

7. В зоопарке *Развитие вращательных движений кистей рук, кинестетического праксиса.

8. Я и моя семья *Развитие поворотных движений кистей рук; формирование согласованности действий обеих рук.

9. Найди свой домик! *Развитие встречных движений кистей рук, кинетического праксиса.

**Развитие графомоторных навыков, соотносящих действий; развитие восприятия формы до уровня соотнесения. 1

10. Колобок *Совершенствование зрительно-двигательной координации; развитие динамического праксиса.

**Развитие щепотного захвата; развитие восприятия формы (круг) до уровня узнавания и умения соотносить плоскостные и объемные геометрические формы (круг и шар); ознакомление со свойствами геометрических тел. 1

11. Построим башню *Развитие согласованности действий обеих рук; дифференциация левой и правой рук.

**Формирование умения сравнивать предметы по форме и величине; развитие восприятия формы (квадрат) до уровня узнавания, величины до уровня зрительного соотнесения. 1

12. Разноцветные семейки *Развитие соотносящих и орудийных действий. **Дифференциация левой и правой рук; формирование указательного жеста; развитие игрового взаимодействия; развитие восприятия цвета до уровня соотнесения. 1

Содержание программы.

Проведению апробации данной программы предшествовал подготовительный период,включающий: выбор и обработку методической литературы, выбор необходимого дидактического материала. Важным этапом подготовки было создание педагогической копилки, включающей пальчиковые игры, развивающий видео- и аудиоматериал, способствующие выполнению задач программы. Итогом подготовки явилась разработка и проведение игровых занятий.

В реализации программы участвуют дети с различным уровнем развития мелкой моторики и сенсорных представлений.

Работа по развитию мелкой моторики проводится в рамках игровых коррекционных занятий, индивидуальной работы, в виде рекомендаций родителям.

На игровых занятиях по развитию мелкой моторикисоблюдаются основные педагогические принципы: последовательность, доступность, постепенное усложнение материала, наглядность и др.

При организации игровых занятий по формированию навыков мелкой моторики используется интегративная форма,которая позволяет одновременно решать несколько дидактических задач: развитие мелкой моторики, речи и познавательных способностей.

Занятие состоит из 3 частей: вводная, основная и заключительная. Вводная часть включает в себя ритуал приветствия, развитие коммуникативных навыков и крупной моторики.

Заключительная часть, в течение которой проводится ритуал окончания занятия.

Каждое занятие имеет свою четкую структуру. Структурированность занятий позволяет детям с ДЦП быстрее усвоить стереотипы занятий и действовать в соответствиис ними.

Каждый момент занятия имеет свою цель и специфику проведения:

Цель ритуала приветствия – установление контакта и положительного эмоционального фона занятия.

Цель ритуала прощания– логическое завершение занятия и подведение итогов через проговаривание положительных моментов занятия.

Ритуалы приветствия и прощания облачены в стихотворную форму, либо включают музыкальное сопровождение.

Пальчиковые игры проводятся с целью развития праксиса, увеличения амплитуды движений пальцев, формирования указательного жеста, обособления каждого пальца.

В ходе проведения занятий у детей отрабатываются навыки удержания пальцевой позы, переключения с одной позы на другую, одновременного выполнения движения пальцами и кистями обеих рук. Вначале – по подражанию действиям взрослого, а затем – в сочетании с речевым сопровождением и с опорой на зрительные и тактильные образы – представления.

В играх у детейодновременно задействованы все виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое; это способствует полноценному восприятию изучаемого материала.

В занятия обязательно включаются физкультминутки как элемент двигательной активности и переключение на другой вид деятельности.

Используются различные виды физминуток: игры в круге на подражание, сочетающие простые движения со стихотворным сопровождением, игры в круге, сочетающие движения с музыкальным сопровождением.

Описывая различные моменты игрового занятия, их цели и специфику, важно помнить, что на любом этапе занятия крайне важна рефлексия и детей, и родителей.

Использование упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и развитии речи детей.

Анализ реализации программы.

Апробация программы включала 3 этапа:

1-й этап:первичная диагностика детей, участвующих в апробации программы;обработка результатов диагностики;

2-й этап:занятия с детьми, предусмотренные тематическим планом;

3-й этап: повторная диагностика детей ;обработка результатов диагностики.

На втором этапе проводятся занятия с детьми, предусмотренные тематическим планом. Для проведения данного этапа исследования была разработана система занятий, написан тематический план с учетом особенностей развития детей с ДЦП.

Третий этап включал в себя проведение повторной диагностики детей и обработку результатов диагностики.

2. Тренажёры для развития мелкой моторики.

3. Мячики, шарики.

4. Пластилин, тесто, глина.

5. Краски, карандаши.

6. Цветная бумага, клей.

10. Конструктор, мозаика.

14. Счётные палочки, спички.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.

Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Игры с пластилином, с тестом, глиной

Способствуют: развитию мелкой моторики, ловкости рук, творчества.

- скатать шарик, раскатать колбаску, сделать лепёшку, колечко, сушку и т. д. ;

- разрезать на кусочки;

- мять и отщипывать;

- надавливание монеткой, чтобы получился отпечаток;

Способствует: развитию мелкой моторики, внимания, ориентировки на листе бумаги, закрепление цвета, величины, геометрических форм.

-Рисование карандашом, мелками, восковыми мелками, кистью.

- Рисование ватой, палочкой, пальчиком, губкой.

- Рисование краской, гуашью, углём.

- Рисование и раскрашивание пальцем, фломастером, ручкой, маркером, углём.

- Работа по трафарету.

- Дорисовывание предметов и деталей.

- Рисование по опорным точкам.

- Работа в книжках – раскрасках.

Способствует развитию мелкой моторики, умение работать с ножницами, развитие сноровки, пространственной ориентировке на листе бумаги, творчества, усидчивости.

- наклеивание готовых форм;

- вырезывание несложных деталей;

- использование различного материала (бумаги, картона, сухих листьев, бисера, крупы, песка).

Способствуют: развитию мелкой моторики и ловкости и гибкости пальчиков, развития внимания, сообразительности.

- Складывание различных фигур.

- Разрывание бумаги на мелкие части.

- Комкание и скатывание бумажного мячика.

- Вырезание ножницами, склеивание различных объёмных игрушек.

- Аппликация из бумаги, салфеток.

Игры с конструктором и мозаикой

Способствуют развитию мелкой моторики, развитию пространственного мышления, творческие потребности и произвольные действия, различение цвета, формы.

-собирание по схеме;

Игры с пуговицами – пуговичный массаж

Способствуют развитию мелкой моторики, ловкости рук, закреплению цвета и формы, величины, пространственной ориентировки, творчества, фантазии, смекалки, сообразительности.

-Катание пуговицы, поставленной на ребро, каждым пальцем по очереди;

- заполнять просторную коробку пуговицами;

- перетереть пуговицы между ладонями;

- найти самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и т. д. ;

- застёгивание и расстегивание пришитой пуговицы;

- решение задач при помощи пуговиц;

- составление узора из пуговиц.

Способствуют развитию мелкой моторики, чувственного восприятия, закрепление цвета, формы, мышления.

- Массаж ладоней при помощи горошины или фасоли;

- пересыпание крупы из одной ёмкости в другую (баночки, миски, стаканчики, коробочки;

- выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам;

- выкладывание фигурок людей и животных, цифр, букв;

- заполнение бобовых в отверстие разной формы и величины;

Способствуют развитию моторики, усидчивости, глазомера; совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук; развитие логического мышления и органов артикуляции.

- шнуровка на игрушке – основе.

Игры со счётными палочками, спичками

Способствуют развитию мелкой моторики, развитию речи, пространственного мышления.

- Брать палочки, спички разными пальцами, от указательных – к мизинцам;

- перекладывание с одного места на другое;

- выкладывание рисунка по схеме;

- наклеивание спичек по образцу.

Игры с водой и песком

Способствуют развитию мелкой моторики, тактильные ощущения.

- различные изображения (рисование) на песке;

- работа с пипеткой (всасывание воды пипеткой);

- раскрашивание воды (опыты с водой);

- поделки с применением песка.

Игры с камушками, бусинками, пробками, макаронами

Способствуют развитию мелкой моторики, развитие ловкости рук, мышления, творчества, фантазии, пространственной ориентировки; развитие чувства цвета, формы, величины.

- перебирать, брать разными пальчиками;

- находить по заданию взрослого заданный предмет (по цвету, размеру, форме);

- раскрашивание камушек, макарон;

- нанизывание бусинок, пробок, макарон на проволоку или шнурок;

- выкладывание по образцу;

-перекладывание из одной ёмкости в другую;

Куклотерапия, пальчиковый театр

Способствует развитию мелкой моторики, творчества, ловкости, ориентировка в пространстве, сочетать движения с речью, развитие творческого потенциала.

- одевание куклы на разные руки;

- имитация движений и речи.

Игры с прищепками

Способствует развитию мелкой моторики, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, развивает чувственный опыт.

- доставать прищепки из корзинки;

- подбирать прищепки по цвету одежды, ткани.

Ниткография (ниткопись)

Способствует развитию мелкой моторики, развитие ловкости пальцев рук, пространственной ориентировки, творчества, мышления, тактильных ощущений.

- наматывание нитей на клубок;

- распускание моточков;

- выкладывание по образцу.

Такая всесторонняя деятельность будет развивать мелкую моторику рук ребёнка, движения будут более уверенными. У детей внимание становится более устойчивое, развивается тактильная и двигательная память.

Осуществление комплексного подхода к развитию мелкой моторикиприносят положительные результаты:

1. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений

2. Улучшается речь.

3. Развивается память, мышление, внимание.

4. Улучшаются движения пальцев руки.

5. Определяется ведущая рука.

6. Изменяется тип хватания.

7. Движения в руке становятся более согласованными, координированными.

8. Наблюдается проявление согласованности зрительного и двигательного анализаторов.

Занимательные игры для развития мелкой моторики рук в домашних условиях Развитие мелкой моторики в домашних условиях Педагог-классик В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках.

Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Слайд 1. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал о том, что «ум ребенка находится.

Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП ДЦП прежде всего - это ослабленное здоровье и сниженные показатели общего физического развития ребенка,.

Главная > Консультации > Омбудсмен > Каковы особенности организации внеурочной деятельность и дополнительного образования для детей с ОВЗ?

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особом подходе со стороны школы. Школа должна создать среду, которая будет способствовать расширению опыта поведения, деятельности ребенка и общения со сверстниками. Школьный социум должен направлять обучающегося на творческую самореализацию, стимулировать личностные интересы к различным аспектам жизнедеятельности. И урочная деятельность, и внеурочная деятельность ребенка с ограниченными возможностями здоровья являются основами, которые способствует развитию и социальному становлению ребенка.

Дети с ОВЗ — это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе является одним из вариантов получения образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучение по АООП (адаптированной основной общеобразовательной программе) может быть рекомендовано только психолого-медико-педагогической комиссией и требует согласия родителей. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья может обучаться не по адаптированной основной общеобразовательной программе, однако ему могут требоваться специальные условия (условия обучения, воспитания и развития), которые образовательная организация на основании рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии обязана обеспечить.

Ответы на вопросы по организации внеурочной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья можно найти в следующих нормативных актах:

Адаптированная основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой участниками отношений. Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные — на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей.

Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной деятельности, так и во время урочной деятельности. Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и праздничные.

Реализация АООП НОО осуществляется самой организацией. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательная организация в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности организаций дополнительного образования, организаций культуры и спорта.

В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе организаций и организаций дополнительного образования.

Внеурочная деятельность в школе должна обеспечивать индивидуализацию потребностей ребенка с ОВЗ. С этой целью в школе могут быть организованы различные курсы и внеурочная деятельность.

Продолжительность занятий, продолжительность перемен между уроками и коррекционно-развивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения обучающихся с ОВЗ.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, могут быть использованы для:

  • проведения общественно полезных практик;
  • исследовательской деятельности;
  • реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев.

Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года. СанПиН 2.4.2.2821–10 устанавливает ограничения максимальной продолжительности внеурочной деятельности в течение недели учебного процесса. Для обучающихся с умственной отсталостью программа внеурочной деятельности должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного (нравственного) развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе организации, семьи и других институтов общества. Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью должна составлять не менее 30 минут (за исключением категории обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития), обучение которых осуществляется по специальной индивидуальной программе развития.

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий учащихся. Продолжительность реализации программы дополнительного образования в течение года, остается на усмотрение образовательного учреждения.

Занятия в кружках могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической).

Занятия в дополнительных объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом. Каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.

Дополнительные общеобразовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм. При реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии. Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии — для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации — для учащихся детей-инвалидов и инвалидов. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него учащихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов, инвалидов. Численность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек.

С учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами может проводиться индивидуальная работа как в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и по месту жительства.

В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав.

При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ детям с ОВЗ в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида и инвалида.

В целях доступности получения дополнительного образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают:

а) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению

— адаптацию официальных сайтов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или жёлтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля); присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь; обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или обеспечение доступа учащегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации, осуществляющей образовательную деятельность, располагающего местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого учащегося;

б) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху

— дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения); обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

в) для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата

— материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа учащихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м, наличие специальных кресел).

При реализации дополнительных общеобразовательных программ учащимся с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и инвалидам предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

Образовательная деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных учащихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогическими работниками, прошедшими соответствующую переподготовку.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут оказывать помощь педагогическим коллективам других образовательных организаций в реализации дополнительных общеобразовательных программ, организации досуговой и внеучебной деятельности учащихся, а также молодежным и детским общественным объединениям и организациям на договорной основе.

Особенности внеклассной работы с детьми с ОВЗ связаны со спецификой их заболеваний. Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке. На основе педагогической классификации выделяются несколько категорий нарушений.

Нарушение слуха (глухие и слабослышащие). Имеют стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, делающее речевое общение с окружающими посредством устной речи затрудненным или невозможным.

Нарушение зрения (слепые, слабовидящие). Имеют органическое поражение зрительного анализатора, не дающее использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.

Нарушения опорно-двигательного аппарата. Имеют органическое поражение двигательных центров головного мозга, приводящее к невозможности или частичному нарушению движений скелетно-мышечной системы во времени и пространстве.

Тяжелые нарушения речи. Имеют психофизические отклонения, вызывающие расстройства коммуникативной и познавательной (обобщающей) функций речи.

Задержка психического развития. Имеют замедленный темп формирования высших психических функций, приводящий к стойкому состоянию незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности.

Нарушения интеллектуального развития. Имеют органическое поражение головного мозга, обусловливающее нарушение высших познавательных процессов и стойкое необратимое нарушение психического развития, в первую очередь, интеллектуального.

Нарушение эмоционально-волевой сферы (разнородная группа, в т.ч аутизм) Имеют различные клинические симптомы и психолого-педагогические особенности, ведущие к нарушению развития средств коммуникации и социальных навыков.

Комплексное нарушение развития. Имеют сочетание двух или более первичных нарушений (слабовидящий с ЗПР, слабослышащий с ДЦП)


Реабилитация и социальное воспитание детей с ОВЗ идет по трем направлениям.

Формы внеклассной работы

Индивидуальная. Стимулирует формирование навыка самостоятельной работы через беседы с педагогами и психологами, подготовку научно-исследовательских и творческих проектов, сольных выступлений, подбор экспонатов к тематическим выставкам, изготовление пособий.

Кружковая. Развивает врожденные задатки и способности к творческой, научно-технической, спортивной деятельности. Главное, чтобы дети осознавали реальный результат своей работы.

Прикладные кружки. Вязание крючком, бисероплетение, шитье, столярное дело, вырезание по дереву, флористика (создание коллажей-аппликаций из засушенных растений). Желательно участие работ в выставках, конкурсах, ярмарках. В результате:

  • развивается мелкая моторика
  • активизируется мышление
  • снижается уровень тревожности.
  • выявляются профессиональные интересы
  • развить речь
  • чувствовать свое тело
  • действовать во времени и пространстве
  • свободно выражать ощущения и эмоции
  • реализовывать свои идеи
  • обучаться правилам поведения и конструктивного общения
  • формировать эмпатию
  • раскрепоститься и повысить самооценку
  • развивать творческую и познавательную активность
  • развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, памяти, внимания
  • развитие интеллекта
  • активизация воображения, образного мышления, изобретательности
  • умение работать с информацией
  • развитие лидерских качеств
  • осознанный выбор профессии


Объединения по типу групп по интересам, групп здоровья, групп выходного дня, использующие мультисенсорную среду: сенсорные интерактивные комнаты, корректирующие нарушения каналов восприятия.

Развивающие, ролевые, творческие, подвижные игры, игры-квесты — тоже массовая работа:

Задачи духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания решают экскурсии в музеи, картинные галереи, посещение спектаклей, концертов. Но необходимо заранее узнавать о наличии специального оборудования для людей с ОВЗ в помещениях и оговаривать с экскурсоводами особенности подачи информации.

В систему коррекционных мероприятий по экологическому воспитанию и здоровьесбережению входят походы, экскурсии в заповедники и, как анималотерапия, в дельфинарии и океанариумы, посещение конюшен и центров ездовых собак.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.