Закаливание ребенка с дцп

Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями ориентировано на поддержание и укрепление здоровья воспитанников, на всестороннее развитие личности, на решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных задач. Для детей, имеющих двигательные нарушения, физическое воспитание имеет важное значение как коррекционно-воспитательное средство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями ориентировано на поддержание и укрепление здоровья воспитанников, на в 35.84 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями ориентировано на поддержание и укрепление здоровья воспитанников, на всестороннее развитие личности, на решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных задач. Для детей, имеющих двигательные нарушения, физическое воспитание имеет важное значение как коррекционно-воспитательное средство.

Задачами физического воспитания являются:

  1. Укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности организма ребенка с ограниченными возможностями.
  2. Формирование и совершенствование двигательных умений и навыков детей с ограниченными возможностями, обучение их новым видам движений и сообщение связанных с этим знаний.
  3. Развитие основных двигательных качеств.
  4. Формирование привычки и воспитание устойчивого интереса детей с ограниченными возможностями к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Для детей с ограниченными сенсорными возможностями характерны недостаточно точная координация и неуверенность движений, трудность сохранения статического и динамического равновесия, низкий уровень развития пространственной ориентации, замедленное овладение двигательными навыками.

Оптимальному физическому развитию таких детей . а также коррекции

недостатков двигательных функций способствует постепенное увеличение объема двигательной активности. Эти дети отличаются ярко выраженными нарушениями работоспособностями и проявлениями, так называемой раздражительности слабости. При утомлении у них нарастают раздражительность, плаксивость, боязливость.

Во время занятий с этими детьми во всех упражнениях спортивного

характера следует стремиться к мышечному расслаблению, особенно приводящих мышц бедра, выпрямлению спины.

Приведенная классификация отражает характер отклонений в

физическом развитии и двигательные способности детей с ограниченными возможностями и позволяет систематизировать физические упражнения, направлять их на коррекцию соответствующих двигательных нарушений детей.

Средствами физического воспитания являются физические

упражнения, а также оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода) и гигиенические навыки. В своей работе я использую следующие способы закаливания:

Существует несколько отдельных способов закаливания водой:

1. Обтирание - самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого. Обтирание производится смоченной в воде материей, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой.
После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня.

2. Обливание - бывает местное и общее. Местное обливание: обливание ног, чаще всего используется в яслях и младших группах. Начальная температура воды +30, затем доводят до +18, а в старших группах до +16. Время обливания ног 20-30 секунд.
Общее обливание надо начинать с более высокой температуры преимущественно летом, а в осенне-зимний период надо организовать так, чтобы вода охватывала возможно большую поверхность тела, спину, затем грудь и живот, затем правый и левый бок. После окончания - растереть полотенцем. Время под струей 20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем простое обливание. Вода из душа оказывает массирующее действие, ощущается как более теплая, чем даже вода при обливании.

Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей - непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей.

Закаливание воздухом начинается с проветривания помещения, в результате которого температура воздуха в комнате должна снизиться более чем на 1°С. Помещение проветривают несколько раз в день в холодное время года и постоянно в теплое.

Наиболее мягкой закаливающей процедурой являются воздушные ванны. Сначала проводятся местные воздушные ванны, когда у ребенка обнажены только руки и ноги (например, во время утренней гимнастики). Позднее применяют общие воздушные ванны при обнажении всего тела ребенка. Продолжительность воздушной ванны увеличивается постепенно, достигая 5-8 мин.

Закаливающее значение действия солнца своеобразно. Солнце является сильно действующим средством закаливания. Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но солнце может оказывать и отрицательное действие. Поэтому надо к этой процедуре подходить очень осторожно. У младших детей особенно полезны солнечные ванны, но важен при этом индивидуальный подход. Проводить солнечные ванны надо в движении, но игры надо проводить спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются постепенно:

- в младших группах до 20-25 мин.

- в старших группах до 30-40 мин.

Солнечные ванны лучше принимать с 8 до 9 ч и с 15 ч до 16 ч. Начинать надо после еды, чтобы прошло не меньше полутора часа, и до начала еды за полчаса. Надо опасаться перегревов. Нужны светлые панамки. Если ребенок перегрелся, надо накрыть лицо полотенцем, отвести в тень, умыть, дать воды.

В своей группе закаливание осуществляю путем включения элементов закаливания в повседневную жизнь детей и проведения специальных мер закаливания. Закаливание в режим дня повседневной жизни сводится к следующему:

а) создание привычки к широкому пользованию свежим наружным воздухом в помещении;

б) рациональная одежда;

в) длительное пребывание на воздухе независимо от погоды;
г) воспитание привычки к холодной воде.

Применение закаливания несколько видоизменяется в зависимости от времени года и от возраста детей.

Все закаливающие процедуры должны проводиться ежедневно. Обтирание и обливание проводятся после сна, строго под наблюдением медицинских работников.

Традиционные виды закаливания детей.

В процессе повседневной работы с детьми я стремлюсь к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучаю к выполнению элементарных правил:

- перед едой, после пользования туалетом;

- после игры, прогулки и т.д.

Методы упражнений различаются прежде всего по степени регламентации деятельности занимающихся. Строго регламентированные упражнения характеризуются тем, что форма движений, порядок их чередования, количество повторений, темп, дозы, нагрузки задаются.

Спортивные занятия детей с ограниченными возможностями

направлены на достижение максимальных результатов в отдельных видах физических упражнений.

Оздоровительные силы природы – солнечные лучи, свежий воздух,

вода – самые распространенные и очень значимые средства физического воспитания.

После прогулок мы с ребятами располагаемся на ковре, проводим небольшие упражнения на релаксацию, снятие мышечного напряжения и возбуждения.

Создание необходимых гигиенических условий для занятий

физическими упражнениями является обязательным. Самые ценные упражнения, выполняемые в душном, тесном помещении, в неудобной одежде, приносят вред.5555

Предлагаю детям обширное умывание, которое предполагает ополаскивание лица, шеи, рук до плеч водой комнатной температуры. Частью обширного умывания является сезонное летнее мытьё ног после прогулок. В зависимости от адаптации детей к данному виду закаливания, температура воды постепенно снижается, что повышает сопротивляемость организма.

Для укрепления здоровья детей – с ОВЗ важное значение имеет закаливание организма, которое необходимо начинать с самого раннего возраста. Детей постепенно приучать к длительному пребыванию на свежем воздухе, к умыванию прохладной водой, к ношению облегченной одежды. При относительно легких формах ограничения двигательных, сенсорных, интеллектуальных возможностей особое значение приобретают специальные методы закаливания – воздушные и водные процедуры. Способы и время начала закаливания необходимо согласовать с врачом, интенсивность процедур следует увеличивать постепенно.

Исходя из опыта работы считаю приемлемы применять упражнения бодрящей гимнастики:

Вот солдатики стоят / дети строятся /

Начинаем мы шагать / дети ходят по кругу обычным шагом /

Вот бегут машины

Шуршат своими шинами / легко бегут /

На носочки встала кукла заводная

Закружилась в танце, руки поднимая / кружатся на носочках /

Медвежонок взял гармошку

Поиграть решил немножко / повороты в стороны /

Вот какой веселый мячик!

Так и скачет, так и скачет! / прыгают на месте /

Взял отвязался / вздох – руки вверх

Ввысь помчался! выдох – руки вниз /

Мы по лесу погуляем

Много нового узнаем / шагают друг за другом /

Листья осенние тихо кружатся / дети кружатся руки на поясе /

Прямо нам под ноги листья ложатся / приседают /

И под ногами шуршат, шелестят / плавные движения руками влево-вправо /

Будто опять закружиться хотят / плавно кружатся /

Так же использую пальчиковую гимнастику по темам:

Там в углу лежат игрушки

Отдыхают в тишине / сжимать, разжимать кулачки /

Пять игрушек в день рожденье

Подарили гости мне / разжимают пальцы /

Раз – ушастый серый зайчик / показывают указательный палец /

Два – есть дудка у меня / изображают игру на дудочке, перебирая пальцами /

Три – сейчас я покажу

Черногривого коня / пальчики прыгают по столу /

Бурый мишка мой четвертый / пальцы ходят вперевалочку /

Белка рыжая пять / прыгают по столу пальцы /

Только всех моих игрушек

Мне никак не сосчитать / хлопают в ладоши /

Свяжем мы сейчас носочек: / кисти собраны в кулачки, вращаем кулачками /

Для Ванюши / поднять вверх большие пальчики /

Для Танюши / поднять вверх указательные пальчики /

Для Андрюши / поднять вверх средние пальчики /

Для Катюши / поднять вверх безымянные пальчики /

Самый маленький носочек

Будет мой носить сыночек / поднять вверх мизинцы /

Вот и кончился клубочек

Мы пришли в лес / моргать глазами /

Сколько здесь вокруг чудес / широко открыть глаза /

Справа – березка стоит / взор вправо /

Слева – елка на нас глядит / взор влево /

Вот зайка прискакал, от лисы убежал / взор вверх-вниз /

Что за чашечка такая? / широко открывать глаза /

Воду льешь, она стоит / взор вверх-вниз /

Чай в ней пьешь, она молчит / закрыть глаза /

Только ложка заводная / круговые движения по часовой стрелке /

Не стоит и не молчит

Непослушная такая / моргают глазами /

Все стучит, стучит, стучит

Упражнения на развитие речевого дыхания:

Ребенок делает глубокий вдох и выдох несколькими равными порциями

Ребенок делает глубокий вдох и выдох двумя неравными порциями

- показать пиктограммы, символизирующие эмоциональное состояние изображенных персонажей

- выполнение мимических упражнений

- показать пиктограммы, символизирующие эмоциональное состояние изображенных персонажей

- выполнение мимических упражнений

Обычно воздушные ванны сочетают с массажем и лечебной гимнастикой.

Важным фактором успешности физкультурно-оздоровительных

занятий детей с ограниченными возможностями является эмоциональная заинтересованность воспитанников. Эмоционально положительное отношение к занятия физической культурой лучше других средств побуждает ребенка к преодолению трудностей.

Дети с ОВЗ должны испытывать радость и удовольствие от физических

Соревновательные занятия уместны лишь в случаях равных возможностей детей с ОВЗ. Работая в реабилитационном центре я использую следующие упражнения:

Я нашла себе жука на большой ромашке.

Не хочу держать в руках – пусть лежат в кармашке (дети показывают ).

Ой, упал, упал мой жук, нос испачкал пылью. (нагибаются)

Улетел зелёный жук, улетел на крыльях (дети машут руками ).

Вот окошко распахнулось (руки в стороны)

Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте)
Видит пирога кусочек. (наклон вперед, руки в стороны)
Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту)
Развалился, засопел. (руки в стороны, голову на бок)

Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (вращение головой вправо и влево.)

При проведении всех видов занятий по развитию движений следует

избегать переутомления детей, для чего необходим индивидуальный подход к дозировке физической нагрузки на каждом занятии. 555555555555

Применение приемов : наглядный, словесный, практический я считаю так же эффективным и целесообразным они позволяют повысить двигательную активность детей.

- наглядно – зрительные приемы (показ техники выполнения физических упражнений, использование наглядных пособий и физкультурного оборудования, зрительные ориентиры);

- тактильно – мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя);

- объяснения, пояснения, указания;

- подача команд, распоряжений, сигналов;

- вопросы к детям и поиск ответов;

- образный сюжетный рассказ, беседа;

- слушание музыкальных произведений;

- выполнение и повторение упражнений без изменения и с изменениями;

- выполнение упражнений в игровой форме;

- выполнение упражнений в соревновательной форме;

- самостоятельное выполнение упражнений на детском спортивном оборудовании в свободной игре.

Например : при обучении ребенка прыжкам с места:

поэтапный показ с пояснением;

самостоятельно принять и.п.;

показ упражнения на месте;

закрепление упражнения в игровой, спортивной игре и т.д.

Кроме того, при проведении фронтальных занятий по развитию

движений и подвижных игр следует избегать длительного пребывания детей в одних и тех же позах, не допускать долгих объяснений заданий, так как это утомляет детей и снижает двигательную активность.

На протяжении всей своей педагогической деятельности убеждаюсь, что через любовь и доброе отношение к детям с ОВЗ, можно выработать интерес к выполнению физических упражнений, а так же к самостоятельным занятиям по интересам. Надо у детей выработать уверенность в сознании, что они такие же индивиды, как все остальные члены общества.

В работе с детьми с ОВЗ считаю приоритетной следующую задачу - принять ребёнка таким, какой он есть, и помочь ему найти собственное место в жизни. Целенаправленная деятельность позволяет осмыслить болезнь как данность, переориентировать стратегию семьи с низкого уровня компенсации дефекта на высокий уровень с активным преодолением нарушений в здоровье. Эта стратегия воспитания укрепляет взаимоотношения в семье, делает жизнь ребёнка с ОВЗ более полноценной.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе экспериментальной площадки в ДОУ. Функционирование Службы ранней помощи. Этапы в работе.

Дети с ограниченными возможностями здоровья чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, также препятствуют а.

Представлено нетрадиционное оборудование для детей с ОВЗ (детский церебральный паралич, расстройства аутистического спектра). Оборудование могут изготовить родители и использовать в домашних усл.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время в дошкольном образовании существует множество проблем, одной из главных и наиболее трудных является поиск действенных форм и методов обучения и воспитание, а так же социальная адапта.

Для оказания квалифицированной консультативной, диагностической, психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей – инвалидов в условиях семейного образования, внедряются вариативные фор.

Среди многочисленных задач, стоящих перед образованием есть главная - сохранение здоровья каждого ребёнка. Общеизвестно, что состояние здоровья людей зависит от образа жизни (до 50%), наследственности.

Основные проблемы двигательных нарушений в детском возрасте. История изучения детского церебрального паралича, его формы и причины развитий. Синдромы двигательных, речевых сенсорных нарушений. Диагностика и коррекция нарушений при данной заболевании.

Рубрика Медицина
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 16.04.2011
Размер файла 44,5 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Он нормализует работу нервной системы, ускоряет ток лимфы, способствуя таким путем более быстрому освобождению тканей от продуктов обмена, то есть отдыху мышц, улучшает кровоснабжение мышц, замедляет их атрофию. Приемы массажа зависят от форм ДЦП и состояния отдельных групп мышц.

Дети с церебральным параличом отличаются повышенной восприимчивостью к простудным и инфекционным заболеваниям, особенно к болезням верхних дыхательных путей. Это связано как с общим снижением реактивности организма в связи с поражением ЦНС, так и с малой двигательной активностью ребенка, а также с частыми нарушениями дыхательной функции. Для укрепления здоровья важное значение имеет закаливание организма ребенка с ДЦП, которое необходимо начинать с самого раннего возраста. Выбор способа закаливания зависит от тяжести заболевания, возраста, индивидуальных особенностей ребенка. Закаливание детей в первые годы жизни, а детей с тяжелыми формами заболевания и в последующие годы осуществляется главным образом в процессе повседневного ухода.

Физическое воспитание детей с церебральным параличом основывается на теоретической концепции поэтапного формирования двигательных функций как у здорового ребенка, так и у ребенка с ДЦП.

В ходе физического воспитания следует учитывать не только качественные особенности двигательных нарушений, возраст ребенка, но в первую очередь - уровень его моторного развития, учет психологических особенностей ребенка.

Детям с таким серьезным заболеванием, как церебральный паралич важна не только медицинская, но и педагогическая помощь. Их родителям нужно вместе со специалистами -- педагогами, врачами составить единый комплекс воздействия на ребенка. Детей необходимо обучать правильным движениям, применять соответствующую дефекту лечебную гимнастику работу на тренажерах, водолечение, длительный массаж, ортопедические средства. Огромное значение имеет ранняя логопедическая работа. Эффективность физиотерапевтического и логопедического воздействия возрастает за счет медикаментозного лечения.

Вместе с тем должна проводиться необходимая коррекционная работа, направленная на общее развитие ребенка, предупреждение возникновения у него нежелательных личностных черт, таких как упрямство, раздражительность, слезливость, неуверенность, боязливость и т.п. Необходимо формировать познавательную деятельность малыша, воспитывать активность и разнообразие интересов, тем более, что у многих детей с ДЦП имеются потенциально сохранные предпосылки к развитию мышления, в том числе и его высших форм.

Очень важно воспитание прочных навыков самообслуживания и гигиены, а также других бытовых навыков. Ребенок должен твердо знать, что он имеет обязанности, выполнение которых значимо для других членов семьи, и стремится справляться с ними. Постоянное соблюдение режима, спокойная доброжелательная обстановка в семье способствуют укреплению нервной системы ребенка, его умственному, физическому и нравственному развитию.

Ребенка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, как и всякого другого, необходимо всячески оберегать от травм. Однако его нельзя постоянно ограждать от трудностей. Вырастая в тепличных условиях, он впоследствии окажется беспомощным, неприспособленным к повседневной жизни. Очень важно сформировать у него правильное отношение к себе, к своим возможностям и способностям. Для этого следует многократно подчеркивать, что наряду с недостатками у него есть большие достоинства, что он сможет многого добиться в жизни, если приложит усилия.

Некоторые дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата до школы воспитываются дома. Другие посещают специальные детские сады. Для более старших организованы специальные школы, часть из них интернатного типа. Обучение в них проводится по программам массовых школ. В дальнейшем выпускники получают возможность иметь различные профессии с учетом их физических особенностей.

Детский церебральный паралич тяжелое заболевание головного мозга, проявляющееся в

различных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном дефекте.

Термин детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств,

возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в

недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц.

При ДЦП имеет место раннее, обычно внутриутробное повреждение или

недоразвитие мозга. Причины этих нарушений могут быть разными:

различные хронические заболевания будущей матери;

перенесенные матерью инфекционные, особенно вирусные

несовместимость матери и плода по резусфактору или групповой

ушиба во время беременности и др.

Предрасполагающими факторами могут быть – недоношенность или переношенность плода.

В отдельных случаях причиной ДЦП могут быть:

затяжные роды с обвитием пуповины вокруг шейки плода, что

приводит к повреждению нервных клеток головного мозга ребенка в

связи с недостатком кислорода;

иногда ДЦП возникает после рождения в возрасте до одного года в

результате инфекционных болезней, осложняющихся энцефалитом

(воспалением мозгового вещества), после тяжелых ушибов головы.

ДЦП, как правило, не является наследственным заболеванием.

Существует несколько форм ДЦП. В зависимости от повреждения

определенных систем мозга возникают различные двигательные

1. Нарушения, определяющиеся в первую очередь выраженным

повышением мышечного тонуса (спастичностью) в сочетании со

слабостью мышц (паретичностью). Это приводит к затруднению или

невозможности произвольных движений. Повышение тонуса – бедра у

ребенка плотно приведены, голени часто скрещены. Повышение тонуса в

мышцах – сгибателях голеней определяет сгибательную установку ног в

коленных суставах; в сгибателях предплечья и кисти – сгибание рук в

локтевых и лучезапястных суставах, сжимание пальцев в кулак с частым

приведением большого пальца руки к ладони.

2. Форма ДЦП – двойная гемиплегия – тяжелой поражение всех четырех

конечностей, причем руки поражаются в такой же степени, как и ноги, а

иногда и сильнее.

3. Более мягкая степень заболевания – спастическая диплегия –

поражаются преимущественно ноги, руки в меньшей степени.

Спастическая диплегия иногда описывается как болезнь Литтля (в

случаях, когда заболевание связанно с недоношенностью).

4. У немногих детей наблюдается односторонние двигательные

нарушения – гемипарезы (чаще – более тяжкое поражение руки).

5. У немногих детей с ДЦП осуществление произвольных движений

затрудненно в первую очередь за счет насильственных движений –

6. При атонически-астатической форме ДЦП двигательные нарушения

определяются недостаточностью координации движений,

несформированностью реакций равновесия, наличием низкого тонуса во

всех группах мышц, недоразвитием выпрямительных рефлексов (ребенок

ходит на широко расставленных ногах, пошатываясь, при попытке

захвата предмета движения не точные, несоразмеренные, плохо

У большинства детей отмечается смешанный характер заболевания с

сочетанием различных двигательных расстройств.

Особенностью двигательных нарушений при ДЦП является то, что они

существуют с рождения, тесно связанны с сенсорными расстройствами,

особенно с недостаточностью ощущений собственных движений.

У детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных

формирований: удержание головы, навыки сидения и стояния,

Таким образом, поражение ЦНС при ДЦП нарушает работу мышечных

схем произвольных движений, что и определяет одну из основных

трудностей формирования двигательных навыков.

У некоторых детей при резко нарушенном мышечном тонусе отмечается

явление апраксии (неумение выполнить целенаправленные практические

движения: застегивание пуговиц).

Слабое оценивание своих движений и затруднение в ходе

осуществления действий с предметами

недостаточности активного осязания, в том числе узнавание предметов

на ощупь (стереогенеза).

У детей с ДЦП в результате поражения двигательной сферы, а также

мышечного аппарата глаз согласованные движения руки и глаза развиты

не достаточно, особенно если имеет место неправильные установки

тела, головы и конечностей (например: голова опущена на грудь, руки и

Таким образом, двигательные расстройства у детей с церебральным параличом отрицательно

влияют на весь ход его психического развития.

Двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую

деятельность, затрудняющие развитие самостоятельного передвижения

и навыков самообслуживания, ставят больного ребенка с первых лет

жизни в почти полную зависимость от окружения взрослых. Это

способствует формированию у него пассивности, безынициативности,

нарушает становление мотивационной сферы. Кроме того, при ДЦП

имеют место нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения,

интеллекта, речи, зрения и слуха, связанные с ранним органическим

поражением головного мозга.

Для большинства детей с церебральным параличом характерна

повышенная утомляемость. Дети с трудом сосредотачиваются на

задании, быстро становятся вялыми или раздражительными. У

некоторых детей в результате утомления возникает двигательное

беспокойство: они начинают суетиться, усиленно жестикулировать,

гримасничать; у них появляется слюнотечение.

Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью,

обидчивостью, болезненно реагируют на тон голоса, на малейшие

замечания, чутко подмечают изменения в настроении окружающих. У них

легко возникают реакции недовольства, упрямства и негативизма.

Важной предпосылкой успешности воспитания детей с ДЦП является

совмещение педагогических и лечебных воздействий с учетом не только

двигательных, но и осложняющих расстройств.

К числу таких расстройств

относятся отмечаемые уже в первые месяцы жизни детей с ДЦП стойкие

вегетативно-сосудистые и соматические нарушения: запоры, резкое

снижение аппетита, иногда – чрезмерный аппетит, повышенная жажда,

периодические повышения температуры без каких-либо соматических

заболеваний, усиленная потливость, сосудистые спазмы как реакция на

малейшие охлаждения и болезненное раздражение (бледность,

похолодание конечностей). Часто отмечаются стойкие расстройства сна в

виде нарушений ритма сна, недостаточной его глубины, трудностей

засыпания и ночных страхов.

В первые месяцы жизни у большинства детей с церебральным

параличом наблюдаются трудности сосания, глотания, привычные

срыгивания и рвоты. Все эти нарушения ослабляют организм ребенка,

поэтому дети растут слабыми, часто болеют простудными

заболеваниями, а по физическому развитию значительно отстают от

Для многих детей с ДЦП уже с первого года жизни характерно нарушение

процесса активного восприятия окружающего мира. Ребенок часто не

может произвольно повернуть голову, перевести взор на тот или иной

предмет, захватить его; у них нарушено развитие первых голосовых

реакций, недостаточна их интонационная выразительность, что

затрудняет формирование первых коммуникативных реакций. Частыми у

детей с ДЦП являются расстройства речи, особенно ее

звукопроизносительной стороны, что тесно связано с поражением общей

и речевой моторики. Нарушения звукопроизношения проявляются в виде

пропусков, искажений и замен звуков, различных нарушений голоса.

При нарушении координации движений ( атонистически-астатическая

форма ДЦП ) речь медленная, прерывистая, монотонная. Кроме того,

ребенок может слабо или даже неправильно ощущать положение языка

и губ, что значительно затрудняет развитие правильного

звукопроизношения. Самые тяжелые речевые расстройства имеют место

в случае осложнения церебрального паралича дефектами слуха: у 20 –

25% детей с ДЦП снижена острота слуха на одно или оба уха,

недостаточно развито различие звуковых частот, особенно высокой

тональности. Нарушения слуха чаще всего наблюдаются при

гиперкинестической форме ДЦП (гиперкинезы).

Тяжелые нарушения зрения, приводящие к слбовидению и слепоте,

встречаются примерно у 10% детей с ДЦП; примерно у 20 – 30 % детей

наблюдается косоглазие. Примерно у 20 – 25% детей с ДЦП имеет место

умственная отсталость различной степени выраженности, у 20% -

Ранняя и систематическая коррекция двигательных нарушений,

осуществляемая в едином комплексе лечебно-педагогических

мероприятий, способствует предупреждению и преодолению многих

осложняющих нарушений и выявлению компенсаторных возможностей

детского мозга. Особую роль в этом процессе играет физическое

воспитание. Основной задачей физического воспитания детей с ДЦП

является развитие и нормализация движений. Неправильное

двигательное развитие ребенка с ДЦП начинается с неправильного

положения его головы, шеи и спины. Поэтому при развитии двигательных

функций у ребенка необходимо, прежде всего осуществлять контроль за

положением общих частей тела. Ребенок с церебральным параличом во

время бодрствования не должен более 20 минут оставаться в одной и

той же позе. Ребенок не должен сидеть в течение длительного времени с

опущенной головой, согнутой спиной и согнутыми ногами. В течение дня

полезно несколько раз выкладывать его на живот, добиваясь в этом

положении разгибания головы, рук, спины и ног. С целью формирования

предпосылок произвольных движений у детей первых лет жизни крайне

важным является использование специальных приспособлений в виде

больших пляжных мячей, валиков, качалок, поручней и так далее.

Ведущую роль в развитии движений у детей с ДЦП играет лечебная гимнастика. С учетом

специфики двигательных нарушений при ДЦП лечебная гимнастика имеет следующие

Развитие выпрямления и равновесия, то есть так называемого

постурального механизма, обеспечивающего правильный контроль

головы в пространстве и по отношению к туловищу.

Развитие функции руки и предметно-манипулятивной деятельности.

Развитие зрительно-моторной координации.

Торможение и преодоление неправильных поз и положений.

Предупреждение формирования вторичного двигательного

Под влиянием лечебной гимнастики в мышцах ребенка с ДЦП возникают

адекватные двигательные ощущения. В процессе лечебной гимнастики

нормализуются позы и положения конечностей, снижается мышечный

тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения.

Ребенок начинает правильно ощущать позы и движения, что является

мощным стимулом к развитию и совершенствованию его двигательных

функций и навыков.

Положительное влияние на развитие двигательных функций оказывает

использование комплексных афферентных стимулов: зрительных

(большинство упражнений проводится перед зеркалом), тактильных

(поглаживание конечностей; опора ног и рук на поверхность, покрытую

различными видами материи, что усиливает тактильные ощущения;

ходьба босиком по песку и так далее), проприоцептивных (специальные

упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми и

закрытыми глазами). При выполнении упражнений широко используются

звуковые и речевые стимулы. Многие упражнения, особенно при наличие

насильственных движений, полезно проводить под музыку. Особо важное

значение имеет четкая речевая инструкция, которая нормализует

психическую деятельность ребенка, развивает целенаправленность,

улучшает понимание речи, обогащает словарь. Таким путем у ребенка

формируются различные связи с двигательным анализатором, что

является мощным фактором всего психического развития.

В настоящее время для формирования правильной осанки, развития

тазового пояса и нижних конечностей придается плаванию. Во время

плавания уменьшается давление веса тела на опорно-двигательный

аппарат и на неокрепший позвоночник ребенка; ритмичные движения ног,

создают благоприятные условия для формирования и укрепления опоры

нижних конечностей, а динамическая работа ног в безопорном

положении способствует развитию стопы и предупреждает плоскостопие.

При повышенной склонности к судорожным припадкам обучение

Важное значение для развития и нормализации движений у детей с ДЦП

имеет проведение физических упражнений в воде – гидрокинезотерапия.

Особенно полезна лечебная гимнастика в воде в период начального

формирования активных движений. С помощью водолечения

нормализуются процессы возбуждения и торможения, снижается

мышечный тонус, улучшается кровоснабжение органов и тканей. Обычно

лечебные ванны сочетаются с пассивными и активными движениями.

Широко используется лечебный массаж для развития движений детей с

ДЦП. Под влиянием массажа с кожи по нервным путям идут потоки

импульсов в центральную нервную систему, особенно в двигательные

зоны КГМ, что стимулирует их функционирование и созревание. Чем

младше ребенок, тем большее значение для стимулирования его нервно-

психической деятельности имеет тактильный раздражитель. Массаж

оказывает разностороннее воздействие на организм ребенка. Он

нормализует работу нервной системы, ускоряет ток лимфы, способствуя

таким путем более быстрому освобождению тканей от продуктов обмена,

то есть отдыху мышц, улучшает кровоснабжение мышц, замедляет их

атрофию. Приемы массажа зависят от форм ДЦП и состояния отдельных

Дети с церебральным параличом отличаются повышенной

восприимчивостью к простудным и инфекционным заболеваниям,

особенно к болезням верхних дыхательных путей. Это связано как с

общим снижением реактивности организма в связи с поражением ЦНС,

так и с малой двигательной активностью ребенка, а также с частыми

нарушениями дыхательной функции. Для укрепления здоровья важное

значение имеет закаливание организма ребенка с ДЦП, которое

необходимо начинать с самого раннего возраста. Выбор способа

закаливания зависит от тяжести заболевания, возраста, индивидуальных

особенностей ребенка. Закаливание детей в первые годы жизни, а детей

с тяжелыми формами заболевания и в последующие годы

осуществляется главным образом в процессе повседневного ухода.

Физическое воспитание детей с церебральным параличом основывается

на теоретической концепции поэтапного формирования двигательных

функций как у здорового ребенка, так и у ребенка с ДЦП.

В ходе физического воспитания следует учитывать не только

качественные особенности двигательных нарушений, возраст ребенка,

но в первую очередь – уровень его моторного развития, учет

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.