Зиглинда мартин обучение моторным навыкам детей с дцп

Каждый родитель ребенка с ДЦП стремится сделать все возможное, чтобы улучшить его двигательные навыки. Книга Зиглинды Мартин подробно описывает, как улучшать навыки крупной моторики у детей с разной степенью поражения мышц и суставов. Читатели узнают об этапах развития моторики у детей с церебральным параличом, о том, как последовательно помогать детям осваивать все более сложные навыки, такие как сидеть, ползти, вставать на четвереньки, стоять и ходить. Автор предлагает упражнения на растяжку, укрепление мышц, освоение разных положений тела, которые могут быть адаптированы к конкретному ребенку и принести со временем пользу, удовольствие и ощутимый результат. В конце книге приведена информация о медицинских препаратах и процедурах, которые могут быть назначены ребенку с ДЦП для улучшения его состояния.

Издание адресовано родителям детей с ДЦП, физиотерапевтам и другим специалистам, задействованным в помощи детям с церебральным параличом.

Предисловие к русскому изданию 1

Предисловие и благодарности 1

Глава 1. Задержка развития и церебральный паралич 3

Глава 2. Развитие крупной моторики 4

Глава 3. Препятствия к моторному развитию 8

Глава 4. Как помочь вашему ребенку овладеть моторными навыками 10

Глава 5. Гибкие мышцы и суставы 15

Глава 6. Держим голову 20

Глава 7. Счастливый ребенок в положении лежа на спине 23

Глава 8. Лежим на животе 25

Глава 9. Уберегаемся от падений 28

Глава 10. Сидим красиво 31

Глава 11. Поднимаемся и ползем 38

Глава 12. Упражнения на ноги и умение вставать с поддержкой ног 41

Глава 13. Равновесие 46

Глава 14. Встаем без поддержки рук и идем 51

Глава 15. Еще кое-что важное о ходьбе 58

Глава 16. Силовые упражнения и веселые занятия 64

Глава 17. Дополнительная помощь детям с ДЦП 66

Библиографический список 70

Зиглинда Мартин
Обучение моторным навыкам детей с ДЦП. Пособие для родителей и профессионалов

Предисловие к русскому изданию

Вы держите в руках уникальное издание, посвященное обучению моторным навыкам детей с ДЦП. Детский церебральный паралич – заболевание, в основе которого находится патология движения, и, следовательно, становление всех двигательных навыков происходит у детей с ДЦП не так, как у здоровых. "Паралич" в переводе с медицинского языка – это мышечная слабость, поэтому очень важно понимать, что укрепить мышцы возможно преимущественно за счет упражнений или кинезиотерапии. Повышая мышечную силу в результате ежедневных занятий, ребенок приобретает качественно новое состояние – моторный навык (удерживание головы, перевороты, ползание, ходьба). Слабым звеном в реабилитации детей с ДЦП является их низкая мотивация к выполнению упражнений, так как заболевание врожденное и мозг "не помнит" себя здоровым. Как следствие, обучение моторным навыкам и самообслуживанию детей с ДЦП становится сложной, но в то же время совершенно необходимой задачей, в решении которой определяющая роль принадлежит их родителям.

Работая с книгой, вы заметите, что каждое упражнение или рекомендация сопровождаются советом автора обсудить те или иные вопросы с физиотерапевтом. Следует отметить, что понятие о специальности "физиотерапевт" в России и странах Европы принципиально разное.

В России это врач-специалист по лечению различных заболеваний с помощью методов физиотерапии – раздела медицины, посвященного лечебным воздействиям физических факторов (таких, как тепло, холод, электрический ток, магнитные поля, ультразвук, лазер и проч.). В Европе физиотерапевт – это специалист, который обучает пациентов приобретать или восстанавливать двигательные навыки с помощью кинезиотерапии (лечение движением), массажа, адаптирует и приспосабливает к возможностям ребенка вспомогательные технические средства реабилитации и ортезы. По сути, физиотерапевт в европейском понимании выполняет те же функции, что и кинезиотерапевт в отечественном понимании. Поскольку настоящее издание является переводом трудов европейского автора, то в издании на русском языке используется, как и в оригинальном издании, термин "физиотерапевт".

Для большинства родителей возможность заниматься с кинезиотерапевтом ежедневно, а в идеале и несколько раз в день, не представляется осуществимой. Да, по сути, это и не нужно. Обладая определенными знаниями и навыками, родитель сам становится для своего ребенка кинезиотерапевтом.

Кинезиотерапевт – относительно новое понятие в российской медицине, которое в переводе с английского языка означает "специалист, который лечит движением с помощью различных методов адаптивной физической культуры". Основная задача кинезиотерапевта заключается в обучении родителей необходимому комплексу упражнений для их ребенка с учетом текущего периода и тех физических возможностей, которыми он (ребенок) обладает. Специалист направляет родителей, корректирует и контролирует в динамике работу с ребенком в семье. Только в такой команде – родитель плюс специалист – можно добиться хороших успехов.

Книга настолько практически выверена, продумана и структурирована, что ее можно считать не только учебником для родителей и специалистов в лучшем смысле этого слова (здесь приведены все важные понятия; объяснены особенности становления двигательных функций; даны упражнения; возможные препятствия к достижению цели описаны детально, грамотно и понятно), но и как книга с реальными историями из жизни семей, воспитывающих детей с ДЦП, рассказанными вдумчивым физиотерапевтом, сопровождающим детей на всех этапах становления двигательных навыков и интеграции их в повседневную жизнь. Хочется подчеркнуть доступность изложения для родителей даже самой сложной медицинской информации. В ней подробно описано все самое необходимое для домашней реабилитации детей, и, что немаловажно, рекомендации посильны каждому родителю. Настоящее издание может быть рекомендовано как настольная книга каждой семье, где растет ребенок с ДЦП.

Хочется отметить, что с момента написания книги до русскоязычного перевода прошло уже около десяти лет. В настоящее время появились современные технические средства реабилитации, ортезирование перешло на более высокий, качественный уровень, шире применяются препараты ботулотоксина для лечения не только спастических, но и гиперкинетических форм ДЦП. При этом принципы динамического и непрерывного наблюдения и лечения кинезиотерапией остаются единственно правильными и неизменными в воспитании детей с ДЦП. И этот подход вы обнаружите в настоящем издании.

Мы надеемся, что книга окажет позитивное влияние на родителей, добавит им сил, уверенности и, самое главное, знаний в нелегком труде улучшения качества жизни детей с ДЦП.

Елена Витальевна Аронскинд, доктор медицинских наук, врач высшей категории, невролог-неонатолог-педиатр, основатель и руководитель реабилитационного центра "Здоровое детство" (г. Екатеринбург)

Екатерина Александровна Морошек, врач-невролог, ботулинотерапевт, кинезиотерапевт

Предисловие и благодарности

"Как жаль, что нет такой книги, в которой бы объяснялось родителям, что и зачем мы делаем", – посетовала я как-то раз. "Так напиши такую книгу", – тут же подала голос Мишель Байарс. "Да-да, напиши", – поддержал ее Майк Джуэлл. "А если соберешься писать еще одну, имей в виду и меня", – добавила Лиза Барнетт. Этот обычный обмен репликами между специалистами состоялся в один из будних дней почти три года назад.

Заниматься одновременно двумя делами – налаживать контакт с ребенком, которого я лечу, и объяснять родителям, почему так важно дома делать то же самое, – всегда было для меня непросто. Даже сейчас, будучи ведущим терапевтом, я испытываю с этим сложности. Простая, практичная, легкая для восприятия книга, посвященная данному вопросу, помогла бы всем: врачам, родителям и, конечно же, детям с ДЦП и подобными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, она была бы также полезна и другим специалистам, работающим с детьми. И я решилась.

Глава 8. Лежим на животе

В начале 1990 годов в США педиатры начали рекомендовать родителям помещать младенцев на спину для сна. Эти рекомендации постепенно снизили количество случаев СВДС (синдрома внезапной детской смерти). Также это снизило количество времени, проводимого младенцами на животе. В качестве компенсации врачи просили родителей выкладывать детей на живот в периоды бодрствования.

Это хороший совет. Как объясняется в главе 3, количество времени, которое ребенок проводит на животе, имеет значение. В положении лежа на животе младенцы начинают использовать мышцы задней части тела – разгибатели. Эти мышцы обычно слабы у детей с задержкой развития или ДЦП. Таким образом, лежать на животе особенно важно для детей с серьезной задержкой моторного развития или ДЦП.

Хороший способ ввести положение лежа на животе описан в главе 6, посвященной удержанию головы. Помещайте ребенка на живот на короткое время в течение дня снова и снова, пока он не привыкнет к этому положению.

Первая битва будет выиграна, когда ваш ребенок при помещении на живот станет спокойно оглядываться по сторонам. Возможно, он будет сопротивляться положению лежа на животе в течение длительного времени, потому что оглядываться по сторонам быстро наскучивает. Прежде чем ребенок полюбит это положение, ему нужно будет научиться в нем играть и взаимодействовать с игрушками.

Предпосылки для игры в положении лежа на животе

Каковы же необходимые компоненты, которые позволят ребенку играть на животе – или, как говорят физиотерапевты, в положении упор лежа?

• Ребенок легко поднимает голову. Чем выше ребенок может поднимать голову, тем легче для него удерживать ее. Это чистая физика. Если голова поднята на 45 градусов, центр тяжести находится перед плечами и для удержания требуется немалая мышечная сила. Когда голова поднята на 90 градусов, центр тяжести находится над плечами – в этом случае, чтобы удержать голову, нужно совсем немного усилий.

Ребенок, способный поднять голову на максимальную высоту, может расслабить мышцы шеи в процессе игры. Если же ребенок способен поднять голову только на 45 градусов, ему придется очень скоро ее опустить, так как он быстро устанет. Пока ребенку приходится постоянно опускать голову, чтобы отдохнуть, в целях безопасности нужно давать ему для игры только мягкие игрушки, когда он лежит на животе.

• Ребенок опирается на локти и предплечья. Видели ли вы когда-нибудь старинные открытки с изображениями младенцев, опирающихся локтями о меховой коврик? Именно этого положения вы добиваетесь от своего ребенка. Когда ребенок прочно опирается локтями о пол, он способен оторвать от поверхности руки и дотронуться ими до чего-нибудь. Пока его локти сохраняют опору, он может держать руками игрушку (рис. 8.1).

• Ребенок опирается на одно предплечье. Для более интересной игры дети не просто дотрагиваются до погремушки. Они ее вертят, трясут, бросают и снова к ней тянутся. Чтобы все это проделать, им нужно полностью оторвать одну руку от поверхности. Для успешной игры одной рукой вес верхней части тела должен быть перенесен на одно предплечье, что освобождает другую руку для игры (рис. 8.2). Этот перенос веса и опора на одно предплечье – сложная задача для многих детей с ДЦП. Некоторые потихоньку осваивают этот навык самостоятельно, проводя много времени в игре, лежа на животе. Другим нужна дополнительная помощь. Для третьих это так и будет оставаться очень сложным.

Упражнения в положении лежа на животе

Выполняйте упражнения, следуя особым указаниям физиотерапевта вашего ребенка.

Раскачиваемся на руках

1. На пеленальном столике, на кровати или на полу помогите ребенку перевернуться на живот лицом к вам.

2. Поддерживайте его руки так, чтобы локти были под плечами или слегка впереди.

3. Нежно покачивайте ребенка, перенося вес с одной руки на другую (рис. 8.3). Одновременно с этим пойте ему песенку или включите запись – для ритма и увлекательности.

Выполняйте упражнение несколько раз в день.

Как только ребенок привыкнет к упражнению, уменьшите поддержку рук. Вместо этого открытыми ладонями слегка касайтесь его рук и плеч, раскачивая ребенка из стороны в сторону.

Раскачиваемся и дотягиваемся

1. Начните с раскачивания на руках, как описано выше.

2. Перенесите вес ребенка на правую руку – раскачиваемся; затем, поддерживая верхнюю часть руки и локоть, вытяните левую руку вперед – дотягиваемся (рис. 8.4).

3. Поместите левое предплечье обратно на поверхность. Затем перенесите вес ребенка на левую руку – раскачиваемся – и вытяните правую – дотягиваемся.

Делайте по 10 повторений несколько раз в день.

Самостоятельная игра с игрушками на животе

Готов ли ваш ребенок к самостоятельной игре на животе? Положите его так, как описано выше, чтобы ему было легче играть. Сначала сделайте это с помощью вашего физиотерапевта и следуйте всем данным им инструкциям.

1. Разместите ребенка на животе с валиком (свернутым одеяльцем или полотенцем) под грудью – так, чтобы локти малыша располагались под плечами или слегка впереди.

2. Положите на ягодицы ребенку утяжелитель для ног весом в 2 кг или мешочек с песком (это поможет распрямить бедра и переместить вес тела назад – в итоге ребенку будет легче поднять голову).

3. Положите мягкую игрушку между руками, чтобы ребенок мог играть самостоятельно (рис. 8.5).

Пусть ребенок играет таким образом несколько раз в день.

Игра на животе с дотягиванием

1. Разместите ребенка на животе, как в предыдущем упражнении.

2. Лягте на живот с интересной игрушкой напротив ребенка. Поддержите его левый локоть, помогите ему опереться на него, чтобы он мог потянуться к игрушке правой рукой.

3. Если ваш ребенок не дотягивается до игрушки, положите его руку на игрушку, чтобы он понял, что ему делать.

4. Позже поддержите ребенку правый локоть, чтобы ребенок мог дотянуться до игрушки левой рукой.

5. Пусть ребенок играет, пока ему интересно.

Если у вашего ребенка гемиплегия, пусть постоянно тянется к игрушке пораженной рукой, когда вы с ним занимаетесь.

После того как ваш ребенок продемонстрирует определенный прогресс, попробуйте заниматься с ним без подкладывания валиков и использования утяжелителя (рис. 8.6).

Для ребенка постарше, которому все еще стоит отрабатывать положение лежа на животе с дотягиванием, подберите подходящее по возрасту занятие вместо мягкой игрушки.

ВНИМАНИЕ: обычно дети быстро определяются, какой рукой предпочитают тянуться, а какой опираться. По многим причинам важно, чтобы ваш ребенок научился играть и опираться обеими руками. Продолжайте ему помогать, пока он не освоит самостоятельную игру с использованием обеих рук.

После того как ваш ребенок научится играть в положении лежа на животе, ему это понравится. Теперь, когда вы поместите его на спину, он перевернется – а если сам пока не может, будет выказывать недовольство, пока вы его не перевернете. В ходе игры на животе работа мышц рук, плеч и верхней части тела станет все более координированной. Ребенок научится протягивать руку вперед, тянуться вбок, поворачиваться набок, а возможно, даже перемещаться назад или вперед. Прогресс теперь будет относительно легким и быстрым.

Однако даже проведя на животе много времени, ребенок с ДЦП может так и не освоить все необходимые навыки без особой помощи. История Шона, рассказанная ниже, демонстрирует, как такая помощь может категорично отвергаться ребенком.

Отжимания для Шона

Шон только что научился ползать по-пластунски. Три месяца назад он еще едва умел слегка поворачиваться в сторону. Движение вперед – это просто чудесно, оно дает свободу. Шон больше не испытывает беспомощной обездвиженности. Он двигается и исследует. Он с удовольствием пользуется новыми навыками. Физиотерапевт довольна успехами Шона. Самостоятельные передвижения очень важны для общего развития ребенка. Неудивительно, что Шон прогрессирует и в других областях. Но, конечно, существуют и более удачные способы передвижения, чем ползать по-пластунски. Работа физиотерапевта в том и заключается, чтобы улучшить и закрепить навыки крупной моторики своих маленьких пациентов. Это и есть цель сеанса физиотерапии.

Физиотерапевт продвигает правую ногу Шона вперед после того, как он оттолкнулся левой. Она помогает ему ползти реципрокным (возвратно-поступательным) способом. По крайней мере, таково ее намерение. Когда дети ползут по-пластунски, чередуя движения, они отталкиваются одним локтем и противоположным коленом. Это учит их двигать правую ногу одновременно с левой рукой, а левую ногу одновременно с правой. Таким образом, дети осваивают чередующийся координированный двигательный стереотип. Это новый навык, который подготовит их к ползанию на четвереньках и к ходьбе.

Почему же Шону не нравится положение на четвереньках? Ему больно? Нет, скорее всего, он плачет, потому что чувствует себя в этом положении неуверенно. Скорее всего, он боится, что может в любой момент упасть вниз лицом. Руки его слишком слабы, чтобы держать тело. Даже с помощью физиотерапевта он не уверен, что не упадет. А еще ему сложно удерживать ноги в согнутом положении. Когда голова поднята, работают все его мышцы-разгибатели. К сожалению, разгибатели ног тоже хотят работать. Они распрямляют его ноги и заставляют его опуститься на живот.

Когда Шон лежит, растянувшись, на полу, опираясь на локти, он чувствует себя комфортно. Он может поднять голову, он может играть, двигаться – ему это нравится. Зачем пробовать что-то еще?

У Шона такой вид ДЦП, который усиливает тонус мышц, сгибающих локти, поэтому распрямить их ему сложно. Когда он был младше и играл лежа на спине, его руки были прижаты к груди. Нужно было приложить множество усилий, чтобы он начал тянуться вверх – и даже тогда он не разгибал локти полностью. Играя на животе, он очень стремился тянуться далеко вперед и вскоре научился полностью распрямлять левую руку. Но правую он может распрямить только отчасти. Таким детям, как Шон, требуются дополнительные тренировки, чтобы достичь силы и контроля над мышцами плеч и рук, особенно трицепсами.

Трицепсы – это мышцы, проходящие по задней части рук от плеча к локтю. Вы можете нащупать левый трицепс, если проведете правой рукой по задней части распрямленной левой руки. Сожмите – и вы почувствуете, какая эта мышца большая. Перенесите вес верхней части тела на руку или обопритесь на прямую руку – и вы почувствуете, как работает трицепс, чтобы удержать руку в устойчивом положении.

В общем и целом усиление трицепсов Шона – самая главная задача на сессиях физиотерапии и в домашних занятиях.

Эта книга рассматривает все перечисленные выше вопросы, а также:

• фокусируется на навыках крупной моторики и разъясняет, как обучить им вашего ребенка с помощью физиотерапевта;

• объясняет смысл рекомендаций, которые может дать вам физиотерапевт;

• предлагает наглядные и простые в выполнении инструкции, которыми вы сможете воспользоваться под руководством вашего физиотерапевта;

• предоставляет теоретическую информацию по предмету, которая улучшит ваши познания в этой области и придаст уверенности в своих силах, – то и другое необходимо для заботы о вашем ребенке и для общения с различными профессионалами, с которыми вы встретитесь;

• углубит понимание вклада, как вашего, так и физиотерапевта, в прогресс ребенка.

Эта книга адресована родителям, у которых есть дети с отставанием в развитии, ДЦП и подобными нарушениями, которых направили на физиотерапию. В ней объясняется, как научить ребенка таким базовым двигательным навыкам, как сидение, ползание, вставание и хождение с вашей помощью или при содействии физиотерапевта. В результате вашей совместной работы и тренировки отсутствующих моторных навыков или их основных компонентов вы вместе со специалистом сможете помочь вашему ребенку достигнуть максимума его возможностей.

В книге представлено множество иллюстрированных и простых в исполнении упражнений. Специалист, занимающийся с вашим ребенком, может выбрать те, которые больше всего ему подходят, и показать вам, как их выполнять. Сначала выполняйте эти упражнения с помощью физиотерапевта и следуйте рекомендациям, которые он предоставит. Затем вы сможете заниматься ими на регулярной основе; наблюдать небольшие изменения в сторону прогресса и делиться ими с физиотерапевтом.

Как только ваш ребенок освоит очередной навык, вы со специалистом спланируете, как включить его в ежедневную жизнь ребенка, причем обязанность воплотить этот план в действие будет лежать в основном на вас. В книге приведены примеры, как этого добиться.

Учителя и помощники учителей детей с ДЦП и подобными двигательными нарушениями также могут найти в этой книге полезную информацию. Как и родители, они хотят лучше понять физические проблемы, с которыми сталкиваются их ученики, и помочь им справиться с ними как можно лучше. С помощью школьного физиотерапевта они могли бы найти способы адаптировать некоторые инструкции для работы на дому к школьным условиям. Чем старше становятся дети и чем больше времени они проводят в школе, тем более полезной может оказаться интеграция их двигательных навыков в школьные занятия.

В книге объясняются понятия и термины, с которыми могут столкнуться родители и специалисты, по роду деятельности не связанные с медициной. Теоретические данные, предоставляющие общую информацию по предмету, разбираются на конкретных примерах, сопровождаются объяснениями, на что направлено и чем может быть полезно то ли иное упражнение, и подкрепляются практическими советами. Например, четкое понимание того, зачем нужно растягивать мышцы каждый день или почему важно носить на руках дополнительный вес, придает смысл определенным упражнениям и повышает мотивацию делать их как можно лучше.

Рассказы о занятиях с другими детьми объясняют, почему некоторые задания могут быть сложными для ребенка и как он может с ними справиться. Эти истории высвечивают самые распространенные проблемы и предназначены для того, чтобы читатель как можно лучше разобрался в том или ином вопросе. И все же следует понимать, это всего лишь примеры. А значит, как проблемные ситуации, так и их решения могут подойти либо не подойти вашему ребенку.

Невозможно в книге дать конкретный совет, подходящий именно к вашей конкретной ситуации, – это может сделать только специалист, который работает с вашим ребенком, знает его сильные и слабые стороны (его уникальный набор способностей и проблем) и может помочь ему справиться с последними. Только такой специалист обладает возможностью ставить цели, рекомендовать определенные занятия и упражнения и давать конкретные инструкции.

Информация, представленная в книге, подходит всем детям с ДЦП и подобными двигательными нарушениями. Всем им нужно учиться овладевать основными двигательными навыками. Этот текст поможет вам понять, что это за навыки и как вы можете помочь ребенку овладеть ими.

Растить ребенка с ДЦП очень непросто – так же, как и расти самому с таким заболеванием. Моя цель – помочь и родителям, и детям.

Глава 1. Задержка развития и церебральный паралич

Когда дети с более серьезной задержкой навыков крупной моторики проходят дальнейшие обследования, они получают, как правило, более точный диагноз. Один из возможных диагнозов в данных обстоятельствах – детский церебральный паралич. Есть и другие заболевания, которые могут вызывать задержку развития, например, хромосомные аномалии, такие как синдром Дауна или Прадера-Вилли, мозговые деформации (гидроцефалия, микроцефалия) либо демиелинизирующие заболевания и эпилепсия, в частности младенческие судороги.

Детский церебральный паралич

Детский церебральный паралич – это заболевание движений и осанки. Оно вызывается повреждением мозга, которое происходит до рождения, в процессе родов или в течение нескольких первых лет жизни. Из-за нарушений в функционировании мозг не может нормально контролировать мышцы тела, то есть сообщать им, как двигаться, и контролировать их тонус. Как следствие, младенцы с церебральным параличом испытывают сложности с овладением основными двигательными навыками, такими как ползание, сидение или ходьба.

Учитывая то, что церебральный паралич затрудняет развитие ребенка и, как правило, вызывает проблемы, которые остаются у человека на всю жизнь, он классифицируется как нарушение развития. Даже если повреждение мозга, вызывающее церебральный паралич, наблюдается уже при рождении, врачам часто бывает сложно его обнаружить. Поэтому диагноз может быть поставлен не сразу.

Степень задержки развития ребенка, вызванная церебральным параличом, зависит от того, насколько серьезно повреждение мозга и какая его часть задета. Поскольку разные области мозга по-разному влияют на наши движения, на работе одних мышц повреждение мозга может сказываться больше либо меньше, чем на других.

За основу классификации церебрального паралича могут быть взяты как наиболее пораженные мышцы, так и очаги повреждения мозга, которые вызывают двигательные проблемы (Джералис, 1998).


Зиглинда Мартин - Обучение моторным навыкам детей с ДЦП. Пособие для родителей и профессионалов краткое содержание

Зиглинда Мартин - Обучение моторным навыкам детей с ДЦП. Пособие для родителей и профессионалов читать онлайн бесплатно

Обучение моторным навыкам детей с ДЦП. Пособие для родителей и профессионалов

Предисловие к русскому изданию

Автор книги Зиглинда Мартин, имея большой опыт помощи детям с ДЦП, систематизировала самую важную теоретическую и практическую информацию, чтобы родители смогли понять, как происходит становление двигательных навыков у детей с ДЦП, и определить краткосрочные и долгосрочные цели реабилитации ребенка, а также задачи, необходимые для выполнения намеченного плана. Очень важным образовательным звеном автора книги является подробный алгоритм проведения занятий в домашних условиях и возможности мотивации разных по своим психологическим характеристикам детей.

Для большинства родителей возможность заниматься с кинезиотерапевтом ежедневно, а в идеале и несколько раз в день, не представляется осуществимой. Да, по сути, это и не нужно. Обладая определенными знаниями и навыками, родитель сам становится для своего ребенка кинезиотерапевтом.

Книга настолько практически выверена, продумана и структурирована, что ее можно считать не только учебником для родителей и специалистов в лучшем смысле этого слова (здесь приведены все важные понятия; объяснены особенности становления двигательных функций; даны упражнения; возможные препятствия к достижению цели описаны детально, грамотно и понятно), но и как книга с реальными историями из жизни семей, воспитывающих детей с ДЦП, рассказанными вдумчивым физиотерапевтом, сопровождающим детей на всех этапах становления двигательных навыков и интеграции их в повседневную жизнь. Хочется подчеркнуть доступность изложения для родителей даже самой сложной медицинской информации. В ней подробно описано все самое необходимое для домашней реабилитации детей, и, что немаловажно, рекомендации посильны каждому родителю. Настоящее издание может быть рекомендовано как настольная книга каждой семье, где растет ребенок с ДЦП.

Хочется отметить, что с момента написания книги до русскоязычного перевода прошло уже около десяти лет. В настоящее время появились современные технические средства реабилитации, ортезирование перешло на более высокий, качественный уровень, шире применяются препараты ботулотоксина для лечения не только спастических, но и гиперкинетических форм ДЦП. При этом принципы динамического и непрерывного наблюдения и лечения кинезиотерапией остаются единственно правильными и неизменными в воспитании детей с ДЦП. И этот подход вы обнаружите в настоящем издании.

Мы надеемся, что книга окажет позитивное влияние на родителей, добавит им сил, уверенности и, самое главное, знаний в нелегком труде улучшения качества жизни детей с ДЦП.

Предисловие и благодарности

Заниматься одновременно двумя делами – налаживать контакт с ребенком, которого я лечу, и объяснять родителям, почему так важно дома делать то же самое, – всегда было для меня непросто. Даже сейчас, будучи ведущим терапевтом, я испытываю с этим сложности. Простая, практичная, легкая для восприятия книга, посвященная данному вопросу, помогла бы всем: врачам, родителям и, конечно же, детям с ДЦП и подобными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, она была бы также полезна и другим специалистам, работающим с детьми. И я решилась.

Я очень благодарна моим коллегам за помощь. В этой книге мне хотелось бы не только делиться своими опытом и советами, но говорить от имени как можно большего числа специалистов.

Спасибо преданным своему делу профи Лизе, Мишель и Шерри Уиллси за то, что читали и перечитывали, критиковали, редактировали и одобряли первые главы – это был очень важный опыт для меня. Также я благодарю Кристи Джонсон, Энн Кейн-Шебан, Ким Гамильтон-Холмс, Дженни Джекобс и Линду Лоуэс Пакс за чтение всей книги и полезные ремарки. Множество практических предложений Линды и ее неутомимая проверка фактов были крайне ценным вкладом в книгу.

Мэрилин Уикофф благодарю за помощь с упражнениями и за материал о перемещениях в инвалидном кресле. Моя дочь Кристина Мартин помогла с изначальной информацией о пациентах. Я благодарна Лизе Барнетт за помощь с 17-й главой, для которой она предоставила сведения о современном лечении и ортезировании.

А. Смолянинов — автор признанных в международной практике методов психофизической коррекции нарушений развития детского организма. А. Ванчова имеет более чем 20-летний опыт научной деятельности в области образования и коррекционной работы. В этой книге представлена авторская программа нейропсихопедагогической коррекции развития детей с органическими поражениями центральной нервной системы. Представляемая работа вместила теоретические обоснования и практические рекомендации по эффективному решению специфических проблем, стоящих перед специалистами-практиками, занимающимися воспитанием мелкой моторики, а также коррекцией речи у детей с диагнозом ДЦП.

В данной книге представлен основной спектр домашних процедур, которые можно проводить детям с различными клиническими формами ДЦП. Даны методы и техники проведения процедур, показания, противопоказания, практические рекомендации по проведению реабилитации в домашних условиях. Приводится обзор вспомогательных приспособлений, специальных технических средств и оборудования для детей с ограниченными возможностями. Книга содержит множество иллюстраций, таблиц и схем. Предназначена для родителей детей-инвалидов, воспитателей, педагогов и психологов.

Книга обеспечит родителей всей информацией, которая им нужна, чтобы помочь ребенку раскрыть весь свой потенциал в полной мере. Сначала авторы объясняют, как новорожденный растет и развивается, подробно рассматривая все важные стадии. Затем подводят родителей к созданию такой домашней среды для ребенка, которая стимулирует и обогащает развитие его мозга.

Гленн Доман (англ. Glenn Doman; род. 1920) — американский врач-физиотерапевт, автор восстанавливающих методик для детей с поражениями нервной системы и обучающих методик для всех детей (метод Домана). В этой книге Гленн Доман — первопроходец в области лечения детей с повреждениями мозга — несет надежду тысячам детей, многим из которых не помогают другие формы реабилитации, от которых отказались навсегда и которые обречены на борьбу за выживание в таком, подчас, опасном мире. Гленн Доман — основатель и глава всемирно известных Институтов Достижения Человеческого Потенциала, в которых прошли лечение 15000 пациентов из США и других стран. В этой бесценной для родителей и коллег-специалистов книге Доман описывает полувековую историю работы Институтов с детьми с повреждениями мозга, приводя статистические данные с рассмотрением частных случаев и иллюстрируя основные принципы развития мозга таблицами, диаграммами и рисунками.

В пособии представленны клинико-психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно -двигательного аппарата, методы обследования их развития, система лечебно восстановительной работы в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных учреждениях. Особое внимание уделено технологиям специального образования детей с церебральным параличом. В приложении приведена карта диагностического обследования детей разных возрастов и конспекты коррекционных занятий. Книга может быть также полезна студентам педвузов и практическим работникам.

Это уникальная книга является, в определенной степени, энциклопедией восстановительного лечения больных с детским церабральным параличом (ДЦП), пациентов с последствиями черепно-мозговой травмы и нейроинфекции, поскольку основана более чем тридцатилетних клинических наблюдениях и исследованиях в ведущих клиниках и медицинских центрах. Здесь подробно рассмотриваются все имеющиеся методики восстановительного лечения, а так же находящиеся в постоянном совершенствовании многокомпонентные системы интенсивной нейрофизиологической реабилитации (метод проф. Козявкина В.И.) и динамической проприоцептивной коррекции (устройство "Гравистат")

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.