Как сдают егэ дети с эпилепсией


Как добиться щадящего экзамена в 9 классе при эпилепсии?

молодой человек вы же сами и ответили на свой вопрос

vectnik:
Как добиться щадящего экзамена в 9 классе при эпилепсии?

Сейчас уже не добиться.
Все делается до конца 3 четверти.
А для остальных, кому это может пригодится, ознакомтесь

За¬регист¬ри¬рова¬но в Ми¬нюс¬те РФ 17 фев¬ра¬ля 2000 г. N 2114
МИ¬НИС¬ТЕРС¬ТВО ОБ¬РА¬ЗОВА¬НИЯ РОС¬СИЙ¬СКОЙ ФЕ¬ДЕРА¬ЦИИ
ПРИ¬КАЗ
от 3 де¬каб¬ря 1999 г. N 1075
ОБ УТ¬ВЕРЖ¬ДЕ¬НИИ ПО¬ЛОЖЕ¬НИЯ О ГО¬СУДАРС¬ТВЕН¬НОЙ (ИТО¬ГОВОЙ) АТ¬ТЕСТА¬ЦИИ ВЫ¬ПУСК¬НИ¬КОВ IX И XI (XII) КЛАС¬СОВ ОБ¬ЩЕ¬ОБ¬РА¬ЗОВА¬ТЕЛЬ¬НЫХ УЧ-РЕЖДЕ¬НИЙ РОС¬СИЙ¬СКОЙ ФЕ¬ДЕРА¬ЦИИ
(в ред. При¬казов Ми¬ноб¬ра¬зова¬ния РФ от 16.03.2001 N 1022, от 25.06.2002 N 2398, от 21.01.2003 N 135, с изм., вне¬сен¬ны¬ми При¬казом Ми¬нобр¬на¬уки РФ от 28.11.2008 N 362)
ПО¬ЛОЖЕ¬НИЕ
О ГО¬СУДАРС¬ТВЕН¬НОЙ (ИТО¬ГОВОЙ) АТ¬ТЕСТА¬ЦИИ
ВЫ¬ПУСК¬НИ¬КОВ IX И XI (XII) КЛАС¬СОВ ОБ¬ЩЕ¬ОБ¬РА¬ЗОВА¬ТЕЛЬ¬НЫХ
УЧ¬РЕЖДЕ¬НИЙ РОС¬СИЙ¬СКОЙ ФЕ¬ДЕРА¬ЦИИ
(в ред. При¬казов Ми¬ноб¬ра¬зова¬ния РФ от 16.03.2001 N 1022, от 25.06.2002 N 2398, от 21.01.2003 N 135)
Для вы¬пуск¬ни¬ков IX и XI (XII) клас¬сов, обу¬чав¬шихся по сос¬то¬янию здо¬ровья на до¬му, в оз-до¬рови¬тель¬ных об¬ра¬зова¬тель¬ных уч¬режде¬ни¬ях са¬натор¬но¬го ти¬па для де¬тей, нуж¬да¬ющих¬ся в дли¬тель¬ном ле¬чении, на¬ходив¬шихся в ле¬чеб¬но-про¬филак¬ти¬чес¬ких уч¬режде¬ни¬ях бо¬лее 4 ме¬сяцев, и де¬тей-ин¬ва¬лидов го¬сударс¬твен¬ная (ито¬говая) ат¬теста¬ция про¬водит¬ся в обс¬та¬нов-ке, иск¬лю¬ча¬ющей вли¬яние не¬гатив¬ных фак¬то¬ров на сос¬то¬яние их здо¬ровья, и в ус¬ло¬ви¬ях, от¬ве¬ча¬ющих фи¬зи¬оло¬гичес¬ким осо¬бен¬ностям и сос¬то¬янию здо¬ровья вы¬пуск¬ни¬ков. (аб¬зац вве¬ден При¬казом Ми¬ноб¬ра¬зова¬ния РФ от 16.03.2001 N 1022)
Го¬сударс¬твен¬ная (ито¬говая) ат¬теста¬ция для ука¬зан¬ных вы¬пуск¬ни¬ков мо¬жет про¬водить¬ся дос-рочно, но не ра¬нее 1 мая. При не¬об¬хо¬димос¬ти пись¬мен¬ные эк¬за¬мены мо¬гут быть за¬мене¬ны на уст¬ные, а ко¬личест¬во сда¬ва¬емых эк¬за¬менов сок¬ра¬щено до двух пись¬мен¬ных по сог¬ла-сова¬нию: с го¬сударс¬твен¬ным ор¬га¬ном уп¬равле¬ния об¬ра¬зова¬ни¬ем субъек¬та Рос¬сий¬ской Фе-дера¬ции - для вы¬пуск¬ни¬ков XI (XII) клас¬сов и с мест¬ным (му¬ници¬паль¬ным) ор¬га¬ном уп-равле¬ния об¬ра¬зова¬ни¬ем - для вы¬пуск¬ни¬ков IX клас¬сов. (аб¬зац вве¬ден При¬казом Ми¬ноб¬ра-зова¬ния РФ от 16.03.2001 N 1022)

Указанное положение в части 3 п.2.2. содержит положение о том, что для выпускников IX и XI (XII) классов, обучавшихся по состоянию здоровья на дому, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, находившихся в лечебно-профилактических учреждениях более 4 месяцев, и детей-инвалидов государственная (итоговая) аттестация проводится в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих физиологическим особенностям и состоянию здоровья выпускников.
ребенок хоть и болен эпилепсией я так понимаю, но он не обучался по состоянию здоровья на дому, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, находившиеся в лечебно-профилактических учреждениях более 4 месяцев,
тоесть право на щадящий экзамен, не имеет право, а вот детям-инвалидам, совсем необязательно соблюдать такую длительную норму . по состоянию здоровья на дому, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, находившихся в лечебно-профилактических учреждениях более 4 месяцев

Там есть спецальная комиссия, она и будет решать

Детей ставят в неравные условия

12.10.2014 в 18:12, просмотров: 16791

Процедура сдачи ЕГЭ, как считается, отшлифована безупречно — камеры, через которые за экзаменом наблюдают тысячи контролеров-общественников, изъятие мобильников, предупреждение подсказок и т.д. и т.п. Но если здоровые подростки адаптировались к этому достаточно быстро, то для инвалидов с психоневрологическими нарушениями (аутизмом, эпилепсией, шизофренией и пр.) сдача выпускного экзамена в общем порядке является страшным стрессом — если эти дети легко впадают в истерику даже от простого присутствия чужих людей рядом, то что уж говорить об обысках с целью изъятия телефона, да еще и в чужой школе…


Систему ЕГЭ вылизывали много лет. Чтобы избежать злоупотреблений, все мыслимые лазейки для мошенничества планомерно затыкались, пока ЕГЭ не превратилось в полицейско-армейское мероприятие — обыски, шмон, видеонаблюдение и тотальный контроль. Считается, что цель закручивания гаек достигнута, порядок наведен. Вот только мощная система, заточенная на большинство, не учитывает интересов и особенностей малых отдельных групп, как это часто бывает. И то, на что нормально реагируют здоровые дети, стало страшным испытанием для несчастных школьников-инвалидов — про них, как всегда, забыли и погнали в общем порядке со всем строем… То есть десять лет учебы им создавали особые условия, но на выпускных экзаменах никаких скидок никому не делают — вне зависимости от степени тяжести заболевания.

— Я работала в коррекционном классе, а также была в числе организаторов выпускных экзаменов для детей-инвалидов, — рассказывает Нина Вигдорова, учитель математики пушкинского лицея №1500. — То, что сдают детки с нарушениями психоневрологического комплекса, — это не ЕГЭ, а так называемый ГВЭ — Государственный выпускной экзамен. Он проходит не в тестовом формате ЕГЭ, а в обычном, классическом, как сдавали все школьники 90-х годов и раньше. Он не дает права поступать в вуз, как ЕГЭ, а требуется только для получения аттестата, и раньше от таких финальных экзаменов этих детей просто освобождали. Сегодня же они сдают его со всеми сопутствующими Единому госэкзамену атрибутами — в чужой школе, с чужими людьми, обысками и досмотрами… У инвалидов на этих ГВЭ случаются кризисные срывы, истерики, припадки и приступы — это просто ужасно! Большинство детей с дефицитом социального поведения и общения не переносят вида чужих людей, боятся резких перемен, незнакомых помещений. Я сама наблюдала, как они от стресса начинали вести себя неадекватно, метаться, разговаривать сами с собой, их трясло. Кто ведет себя спокойно — тем, как правило, родители дали транквилизаторы, но в результате они просто засыпают на экзамене и не могут его сдать. А ведь их диагнозы вовсе не означают невменяемость — они могут и учиться, и нормально жить в обществе, параноидная шизофрения, к примеру, была у гениального математика Джона Нэша, ставшего нобелевским лауреатом, частичным аутистом был Билл Гейтс, от эпилепсии страдал Достоевский…


Сейчас учителя и родители таких детей собирают подписи под петицией к министру образования Ливанову, в которой просят его пересмотреть порядок проведения Государственного выпускного экзамена для выпускников коррекционных и особых школ и интернатов. Поскольку сегодня экзамен для них организован почти так же, как ЕГЭ, где присутствуют сторонние наблюдатели в школе, чужие учителя и дети в аудитории и т.п., то эти дети сдают экзамены ниже своих возможностей, либо не сдают их вовсе. И в результате не получают аттестат об образовании.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26648 от 13 октября 2014


Нина Вигдорова
Учитель математики из Пушкинского лицея №1500
«В этом году я была назначена уполномоченным экзаменационной комиссии в школу надомного обучения. В ней учатся дети с эпилепсией, шизофренией, детским церебральным параличом и другими патологиями. Кто-то там учится по классно-урочной системе, кого-то приводят один-два раза в неделю, к другим учителя ходят домой.

Затем я увидела высокого молодого человека — его всего колотило. Неожиданно он, как медведь, набросился на школьного директора, стал обнимать его и говорить, что все понял, только очень волнуется, потому что у него ангина и он может директора заразить. Директор успокоил юношу, а потом объяснил мне, что мальчику 19 лет и у него тяжелейшая форма шизофрении. Бабушка с помощью лекарств привела его в более-менее спокойное состояние, но вообще у него в любой момент может начаться кризис, когда он ничего не соображает и оказывается на грани суицида, — они уже такое проходили.

После экзамена я приехала в управление образования — сдавать на проверку результаты. Там я повстречала женщину, которая была уполномоченным на надомном экзамене у ребенка с ДЦП. Кроме нее на экзамене должны были присутствовать еще два организатора, учитель, который ходил заниматься домой к ребенку, и еще человек с камерой — все они приехали к мальчику в 9-метровую комнату общежития. Четыре чужих человека на одного несчастного ребенка, у которого мама умерла, папа — алкоголик, и экзамен он никогда не сдавал. Мальчик четыре часа сидел под таким надзором.

Еще недавно, если ребенок заикался или у него была бронхиальная астма, — его освобождали от экзамена и давали ему аттестат. Почему теперь нельзя этих детей освободить? Что касается одиннадцатиклассников, если они хотят поступать в вуз — пускай поступают, но при чем тут аттестат? Более того форма экзаменов ГИА, которую сдают эти дети, даже не дает права поступления. Дайте человеку спокойно выпуститься из школы, а потом есть вторая волна ЕГЭ, куда ребенок может пойти сдавать экзамены, уже не беспокоясь за среднее образование. Дети с шизофренией и аутизмом могут поступать в техникумы, в вузы — если им создать для этого облегченные условия не по уровню сложности экзамена, а по форме.

Процедура сдачи ЕГЭ, как считается, отшлифована безупречно — камеры, через которые за экзаменом наблюдают тысячи контролеров-общественников, изъятие мобильников, предупреждение подсказок и т.д. и т.п. Но если здоровые подростки адаптировались к этому достаточно быстро, то для инвалидов с психоневрологическими нарушениями (аутизмом, эпилепсией, шизофренией и пр.) сдача выпускного экзамена в общем порядке является страшным стрессом — если эти дети легко впадают в истерику даже от простого присутствия чужих людей рядом, то что уж говорить об обысках с целью изъятия телефона, да еще и в чужой школе…

Систему ЕГЭ вылизывали много лет. Чтобы избежать злоупотреблений, все мыслимые лазейки для мошенничества планомерно затыкались, пока ЕГЭ не превратилось в полицейско-армейское мероприятие — обыски, шмон, видеонаблюдение и тотальный контроль. Считается, что цель закручивания гаек достигнута, порядок наведен. Вот только мощная система, заточенная на большинство, не учитывает интересов и особенностей малых отдельных групп, как это часто бывает. И то, на что нормально реагируют здоровые дети, стало страшным испытанием для несчастных школьников-инвалидов — про них, как всегда, забыли и погнали в общем порядке со всем строем… То есть десять лет учебы им создавали особые условия, но на выпускных экзаменах никаких скидок никому не делают — вне зависимости от степени тяжести заболевания.

— Я работала в коррекционном классе, а также была в числе организаторов выпускных экзаменов для детей-инвалидов, — рассказывает Нина Вигдорова, учитель математики пушкинского лицея №1500. — То, что сдают детки с нарушениями психоневрологического комплекса, — это не ЕГЭ, а так называемый ГВЭ — Государственный выпускной экзамен. Он проходит не в тестовом формате ЕГЭ, а в обычном, классическом, как сдавали все школьники 90-х годов и раньше. Он не дает права поступать в вуз, как ЕГЭ, а требуется только для получения аттестата, и раньше от таких финальных экзаменов этих детей просто освобождали. Сегодня же они сдают его со всеми сопутствующими Единому госэкзамену атрибутами — в чужой школе, с чужими людьми, обысками и досмотрами… У инвалидов на этих ГВЭ случаются кризисные срывы, истерики, припадки и приступы — это просто ужасно! Большинство детей с дефицитом социального поведения и общения не переносят вида чужих людей, боятся резких перемен, незнакомых помещений. Я сама наблюдала, как они от стресса начинали вести себя неадекватно, метаться, разговаривать сами с собой, их трясло. Кто ведет себя спокойно — тем, как правило, родители дали транквилизаторы, но в результате они просто засыпают на экзамене и не могут его сдать. А ведь их диагнозы вовсе не означают невменяемость — они могут и учиться, и нормально жить в обществе, параноидная шизофрения, к примеру, была у гениального математика Джона Нэша, ставшего нобелевским лауреатом, частичным аутистом был Билл Гейтс, от эпилепсии страдал Достоевский…

фото: Геннадий Черкасов

Сейчас учителя и родители таких детей собирают подписи под петицией к министру образования Ливанову, в которой просят его пересмотреть порядок проведения Государственного выпускного экзамена для выпускников коррекционных и особых школ и интернатов. Поскольку сегодня экзамен для них организован почти так же, как ЕГЭ, где присутствуют сторонние наблюдатели в школе, чужие учителя и дети в аудитории и т.п., то эти дети сдают экзамены ниже своих возможностей, либо не сдают их вовсе. И в результате не получают аттестат об образовании.

  • Миф 1: эпилепсия — это тяжелые приступы с подергиваниями конечностей
  • Миф 2: эпилепсия неизлечима
  • Миф 3: у противосудорожных препаратов очень много побочных эффектов
  • Миф 4: эпилепсию лечат психиатры
  • Миф 5: дети с эпилепсией не могут учиться в обычной школе, заниматься спортом
  • Миф 6: детям с эпилепсией нельзя смотреть телевизор
  • Миф 7: домашние животные могут предвидеть наступление приступа
  • Миф 8: в случае приступа больному эпилепсией срочно нужна медицинская помощь

Миф 1: эпилепсия — это тяжелые приступы с подергиваниями конечностей

— Далеко не все эпилептические приступы сопровождаются судорогами, — говорит Елена Дмитриевна Белоусова, д.м.н., профессор, руководитель отдела психоневрологии и эпилептологии ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова МЗ РФ. — Бывают эпилептические приступы в виде вздрагиваний. Или может подергиваться одна рука или нога, без потери сознания. Или пациент может потерять сознание, но не изменить позы — это происходит при абсансной эпилепсии. Он просто перестает реагировать на окружающих в течение 10-20 секунд. Эта форма эпилепсии у детей, кстати, хорошо лечится.

Всего на сегодняшний день врачи выделяют более 40 форм эпилепсии: часть из них связана с возрастом, часть — с факторами, непосредственно запускающими приступ (например, яркими вспышками света). Преобладают эпилепсии, причины которых — какие-то повреждения мозга: после травмы, после нехватки кислорода у новорожденных во время родов. Есть и генетические эпилепсии, то есть передающиеся по наследству, но они очень редки.

Самым первым подтверждением того, что происходит именно эпилептический приступ, становится электроэнцефалограмма (ЭЭГ) — на ней возникают патологические изменения.

Миф 2: эпилепсия неизлечима

Главная задача при лечении эпилепсии — это уменьшение количества приступов или их полное исчезновение, так называемое состояние ремиссии. У детей оно достигается в 70-75% случаев — в том числе благодаря тому, что существует федеральное руководство по детской неврологии (последняя редакция от 2016 г.), где подробно расписано лечение. Для каждой формы эпилепсии разработан алгоритм назначения препаратов.

— Когда я только начинала работать врачом, приходилось до многого доходить самим, — вспоминает доктор Гузева. — Сегодня у молодого врача есть алгоритм поведения в каждой конкретной ситуации, и это очень экономит время.

— Сейчас мы лечим эпилепсию препаратами с доказанной эффективностью, — поясняет Елена Белоусова. — То есть, назначая противосудорожный препарат, мы знаем, какой процент пациентов даст исчезновение приступов и в течение какого времени это произойдет. Иногда мы уже на первой консультации знаем, что этот пациент через 2-3 года будет здоров, и мы сможем отменить препарат.

К сожалению, остаются 30% случаев — они относятся к тяжелым формам детской эпилепсии, — в которых до сих пор не удается подобрать эффективного лечения.

Миф 3: у противосудорожных препаратов очень много побочных эффектов

— Больше всего сил у нас уходит на объяснения, — говорит доктор Белоусова. — Рассказываем, что противосудорожные препараты десятилетия проходят апробацию. Что их принимают миллионы людей, и в аннотациях перечислено все, что случилось хотя бы с одним человеком. Подсчитываем, с какой частотой встречаются серьезные побочные эффекты, какой конкретно риск для их ребенка и какова вероятность, что лечение ему поможет.

Обычно после объяснений врача родители меняют свое мнение. А вот проблема, которая реально существует при лечении эпилепсии — когда подростку доверяют самому принимать противосудорожный препарат, а он этого не делает и просто выбрасывает таблетки.

— Наши исследования показали, что почти половина подростков не пьют правильно прописанные им лекарства, — рассказывает Валентина Гузева. — Как мы это узнали? По концентрации препарата в крови. Когда к нам приходят с жалобами на учащение приступов, особенно родители подростков, мы в первую очередь делаем этот анализ. Следующий шаг — убедить подростка продолжать лечение, и здесь эпилептолог часто превращается в психолога.

Миф 4: эпилепсию лечат психиатры

Это было справедливо для России прежних лет, но вот уже почти четверть века диагностикой и лечением эпилепсии занимаются преимущественно неврологи. Создана целая система оказания помощи детям с эпилепсией, и во многих городах-миллионниках (помимо Москвы и Санкт-Петербурга можно назвать Воронеж, Краснодар, Новосибирск) есть специализированные кабинеты и отделения. В них принимают врачи-эпилептологи — неврологи, пока не выделенные официально в отдельную специальность, но много лет обучающиеся и практикующие в этой области.

— Однако некоторым пациентам с эпилепсией необходимо и наблюдение у психиатра, — признает Елена Белоусова. — Речь идет о детях с серьезными нарушениями поведения — с аутизмом, с выраженной гиперактивностью. Иногда это гораздо больше беспокоит родителей и мешает адаптироваться детям, чем эпилептические приступы.

К сожалению, врачей-эпилептологов не хватает. А им самим не хватает психологов и психотерапевтов, которые взяли бы на себя психологическую часть работы с семьей и ребенком. У врача часто просто нет достаточно времени на то, чтобы проконсультировать и по поводу приема препарата, и по поводу поведения в социуме. Так, очень болезненный вопрос — рассказывать ли в окружении ребенка о его диагнозе — явно должен находиться в компетенции специально подготовленных психологов.

Миф 5: дети с эпилепсией не могут учиться в обычной школе, заниматься спортом

Эпилептологи придерживаются принципа: любой пациент с эпилепсией должен вести максимально приближенный к нормальному образ жизни, для него не должно быть лишних ограничений. Но все зависит от конкретной ситуации.

— Если ребенок по интеллекту может учиться в обычной школе — он должен учиться в обычной школе, — считает Елена Белоусова. — Если у пациента не провоцируются приступы при просмотре телевидения, при работе на компьютере — не надо это запрещать. И не надо ограничивать физические нагрузки, если они не провоцируют эпилептический приступ — а это очень редкая ситуация.

— Большинство детей с эпилепсией становятся полноценными трудоспособными гражданами, — отмечает Валентина Гузева. — Поэтому важно, чтобы они были социализированы с самого начала.

В России более жесткие ограничения, чем в других странах: больным эпилепсией не разрешают посещать бассейн, взрослым с этим диагнозом нельзя водить автомобиль. Но опытные эпилептологи считают: если у ребенка длительное время нет приступов, он получает противосудорожный препарат и риск рецидива маловероятен — плаванием заниматься можно, в мире это обычная практика. Законодательство по вождению автомобиля в ряде стран тоже более либеральное: если пациент находится в состоянии ремиссии, то можно.

Миф 6: детям с эпилепсией нельзя смотреть телевизор

— Вообще фотосентитивная эпилепсия, при которой приступ провоцирует мелькание света, вещь довольно редкая, — говорит Елена Белоусова. — Процент пациентов с фоточувствительностью невысокий, и противосудорожные препараты хорошо ее уменьшают, иногда полностью убирают. Но если электроэнцефалограмма пациента реагирует на вспышки света, то мы обязательно даем рекомендации: избегать дискотек, некоторых компьютерных игр, телевизионных передач. Ко всем абсолютно больным эпилепсией это не относится.

Миф 7: домашние животные могут предвидеть наступление приступа

Такое порой описывается в художественной литературе, однако исследования этого не подтверждают. Также не существует приборов или других технических способов предсказать приступ.

— К сожалению, основная неприятность в течение эпилепсии — это непредсказуемость возникновения приступа у большинства пациентов, — поясняет Елена Белоусова. — Но у некоторых приступ начитается с каких-то необычных ощущений — они называются аурой. Пациент еще не потерял сознание, но у него есть предчувствие приступа. И тогда он может предупредить окружающих, дойти до постели, чтобы лечь.

Что касается собак, то их сегодня специально обучают звать на помощь, если у их хозяина случается приступ.

Миф 8: в случае приступа больному эпилепсией срочно нужна медицинская помощь

Эпилептический приступ — тяжелое зрелище, однако оказать помощь в таком случае может любой минимально обученный человек, даже школьник. Не надо делать ничего особенного — главное обеспечить больному безопасность. Уложить на пол, на землю, на кровать и слегка придерживать его — так, чтобы человек не ударился и не травмировался при судорогах. Лучше повернуть больного на бок, чтобы он не задохнулся рвотными массами.

При эпилептическом приступе нельзя:

  • разжимать челюсти пациента и пытаться вытащить запавший язык;
  • вставлять какие-либо твердые предметы в рот;
  • давать любые лекарства, жидкости;
  • пытаться восстановить дыхание с помощью реанимационных техник.

— Если приступ у ребенка развивается впервые, постарайтесь не теряться, вести себя спокойно, — советует родителям Валентина Гузева. — Очень важно обеспечить безопасность и не навредить ребенку, а также отследить все моменты, чтобы потом детально рассказать о течении приступа врачу. Важно все: с чего началось, каким было поведение ребенка во время и после приступа. Иногда такая подробная картина позволяет нам быстро поставить точный диагноз. Если приступ наблюдают несколько взрослых — снимайте видео на телефон, это тоже очень поможет врачам.

«В этом году я была назначена уполномоченным экзаменационной комиссии в школу надомного обучения. В ней учатся дети с эпилепсией, шизофренией, детским церебральным параличом и другими патологиями. Кто-то там учится по классно-урочной системе, кого-то приводят один-два раза в неделю, к другим учителя ходят домой.

Затем я увидела высокого молодого человека — его всего колотило. Неожиданно он, как медведь, набросился на школьного директора, стал обнимать его и говорить, что все понял, только очень волнуется, потому что у него ангина и он может директора заразить. Директор успокоил юношу, а потом объяснил мне, что мальчику 19 лет и у него тяжелейшая форма шизофрении. Бабушка с помощью лекарств привела его в более-менее спокойное состояние, но вообще у него в любой момент может начаться кризис, когда он ничего не соображает и оказывается на грани суицида, — они уже такое проходили.

После экзамена я приехала в управление образования — сдавать на проверку результаты. Там я повстречала женщину, которая была уполномоченным на надомном экзамене у ребенка с ДЦП. Кроме нее на экзамене должны были присутствовать еще два организатора, учитель, который ходил заниматься домой к ребенку, и еще человек с камерой — все они приехали к мальчику в 9-метровую комнату общежития. Четыре чужих человека на одного несчастного ребенка, у которого мама умерла, папа — алкоголик, и экзамен он никогда не сдавал. Мальчик четыре часа сидел под таким надзором.

Еще недавно, если ребенок заикался или у него была бронхиальная астма, — его освобождали от экзамена и давали ему аттестат. Почему теперь нельзя этих детей освободить? Что касается одиннадцатиклассников, если они хотят поступать в вуз — пускай поступают, но при чем тут аттестат? Более того форма экзаменов ГИА, которую сдают эти дети, даже не дает права поступления. Дайте человеку спокойно выпуститься из школы, а потом есть вторая волна ЕГЭ, куда ребенок может пойти сдавать экзамены, уже не беспокоясь за среднее образование. Дети с шизофренией и аутизмом могут поступать в техникумы, в вузы — если им создать для этого облегченные условия не по уровню сложности экзамена, а по форме.

«В 2002 году в России впервые провели ЕГЭ для детей с нарушениями зрения. Это произошло в Петербурге по заявке самих родителей — они хотели, чтобы у детей была возможность поступить в высшее учебное заведение. Опыт оказался удачным — показатели слепых детей, сдававших ЕГЭ, по городу были выше, чем у зрячих. Проведение итоговой аттестации было поставлено на поток с 2008 года — именно тогда всем категориям детей была предоставлена возможность сдавать государственную итоговую аттестацию как в традиционной форме, так и в форме ЕГЭ или ГИА.

Когда человек ни разу в жизни не сталкивался с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ситуациях обучения, он очень эмоционально реагирует на происходящее. Ему становится жалко детей, которые вынуждены терпеть экзамен в той или иной форме. Но к счастью, существует вариант щадящего ЕГЭ или ГИА — с увеличенным временем, с проведением экзамена в комфортных для ребенка условиях. Конечно, проблемы есть. В этом году они состояли в том, что ввели камеры на экзаменах. Об этом специалисты узнали очень поздно, и у них не было возможности подготовить детей к такой обстановке, поэтому было сложно и нервно. В следующем году дети уже будут готовиться к этому. В основном, конечно, речь идет о детях с аутистическими расстройствами, которые эмоционально реагируют на появление новых людей или изменение условий, как, например, мальчик с шизофренией, о котором рассказывает Нина Вигдорова.

Мы должны понимать, что мы все равны и дети с ограниченной возможностью здоровья независимо от того, как они передвигаются или выглядят, имеют право и возможность обучаться дальше. Выбор аттестации остается за ребенком и его родителями: он может идти на основной государственный экзамен после ГИА в 9-м классе или на ЕГЭ после 11-го класса. Тогда уже, имея на руках баллы, поступает, куда хочет. Он также может выбрать традиционный экзамен в обычной школе, но в этом случае решение о поступлении принимает само образовательное учреждение.

Совсем освободить ребенка от прохождения итоговой аттестации, с моей точки зрения, неправильно — это подчеркивает определенную недостаточность в его развитии и, что самое главное, лишает его возможности получить профессию. Конечно, не факт, что он будет работать в этой профессии, но с распространением информационных технологий и возможностью работать, не выходя из дома, очень многие дети, заканчивая вузы, в частности, наш университет, работают на удаленном доступе. Для каждого человека важно признание, карьера. Просто сидеть и получать пенсию по инвалидности не самая приятная ситуация для молодого человека или молодой девушки.

Отмена экзамена — это запрет на продолжение жизни, которую ведут одноклассники ребенка. Например, дети с нарушением интеллекта не проходят экзамены или проходят в очень упрощенном виде. Они не могут поступить в высшие профессиональные заведения, только в специальные. На мой взгляд, дети других категорий — слепые, слабовидящие, дети с расстройствами аутистического спектра — должны сдавать экзамены, чтобы ощущать себя полноценными гражданами. Ведь мы с вами тоже, поступая, оцениваем свои возможности, претендуем на какое-то развитие.

Внутри — три совета, которые помогут пережить месяц экзаменов


Даже самые успешные ученики в этом году боятся сдавать ЕГЭ

Фото: Александр Ощепков / NGS.RU

Ученикам 11-х классов всегда приходится несладко: нужно сдавать ЕГЭ, поступать в вуз и круто менять свою жизнь. Но в этом году пандемия подкинула школьникам кучу сюрпризов — дистанционную учебу, перенос экзаменов, неразбериху с поступлением в вузы и выпускными. Многие подростки в последние месяцы испытывают небывалый стресс.

— За время подготовки к экзаменам я впала в глубокую депрессию, ведь я всегда училась хорошо, а тут ты обязан готовиться сам и совсем не знаешь, что тебя ждет. Я перестала с кем-либо общаться, забила на друзей, семью, себя, ведь я так хотела получить высокие баллы, — написала нам выпускница. — Но сейчас, готовясь уже два года, потеряв всех, кто мне дорог, я не вижу результата. Я вижу только огромный стресс.

Мы поговорили с психологами и узнали, какой урон психике подростка может нанести подготовка к экзаменам в период пандемии, и собрали советы для учеников и их родителей.

Кстати, в этом году экзамены будут проходить по всем санитарным правилам. Во-первых, сдавать их будут только те, кто поступает в вузы. Во-вторых, выпускников будут рассаживать на безопасное расстояние и снабжать масками и антисептиками. Ранее анонсировалось, что школы оборудуют пунктами экспресс-тестирования на коронавирус.


Психолог высшей категории, гештальт-терапевт Полина Зелексон говорит, что у многих детей и в обычной жизни есть расстройства пищевого поведения, бессонница, повышенная тревожность и панические атаки. Сейчас же все эти проявления стресса участились.

— Конец учебного года — это завершение целого жизненного этапа. И детям, и родителям тяжело: нет определенности, понимания того, как сложится жизнь дальше, но есть конкуренция при поступлении в вузы. Сейчас это напряжение выросло в разы, — комментирует Полина Зелексон.

При этом, по мнению психолога, в этой ситуации есть своя польза. Во-первых, увеличилось время на подготовку к экзаменам — на целый месяц. Не нужно готовиться к предметам, сдачу которых отменили. Время, которое раньше тратилось на посещение школы, можно потратить на самостоятельную подготовку.

Детский психиатр-психотерапевт Светлана Полубоярских заметила, что пациентов у нее во время пандемии стало больше. За помощью обращаются целыми семьями — обеспокоенные родители приводят своих детей.

— Одна девочка, выпускница 11-го класса, рассказала, что дома постоянное напряжение из-за разговоров про коронавирус. А еще она очень скучает по своим одноклассникам и боится сдавать экзамены. Несмотря на то что ученица всегда была одной из самых успешных, теперь она не уверена в себе, и ей понадобилась терапия, — говорит психиатр. — Иногда приходится даже назначать медикаменты, когда родители уже всерьез опасаются за состояние ребенка.

Как же успокоить подростка и успокоиться самим? Психологи дали несколько советов родителям и ученикам, чтобы период коронавирусного ЕГЭ прошел легче.

1. Поддержите своим примером

— В это время нужна опора на реальные отношения. Важно, чтобы в семье была спокойная, доверительная и оптимистичная обстановка, чтобы никто из домашних не включал катастрофическое мышление, не рассматривал эту ситуацию с экзаменами как фатальную, — говорит Полина Зелексон. — Даже если школьник не набрал нужное количество баллов или вовсе не сдал экзамен, это не конец света.

Также Полина Зелексон советует родителям опираться на свой опыт. Если они когда-то не смогли сдать экзамен или поступить в вуз, но потом взяли себя в руки и сделали все как нужно или даже лучше — это будет отличным примером для детей.

— Вообще важно понимать, что вы не одни переживаете эту ситуацию, таких семей — сотни тысяч, и не нужно бояться просить помощи и совета, пусть даже и в родительском чате. Изоляция высасывает силы. Если вы контактируете с другими людьми, вы легче ее переживаете, — объясняет психолог. — И последнее — обязательно верьте в своего ребенка.

2. Не ругайтесь, если ребенок не захочет сдавать ЕГЭ сейчас

Светлана Полубоярских тоже говорит о необходимости полного взаимопонимания в семье. Если подросток скажет, что лучше сдавать экзамен в следующем году, к этому стоит прислушаться.

— Перенапряжение чревато и нервными срывами, и попаданием в больницу — такие случаи бывают. Проговорите с подростком, узнайте, чего ему хочется на самом деле — все-таки сдать экзамены и поступить в вуз или отложить все и успокоиться, — советует Светлана. — Но если ребенок уже сильно изменился, например плохо спит и потерял аппетит, нужно обратиться за помощью к специалисту — психологу, если психиатра вы боитесь.

3. Следите за режимом дня

Подросток-перфекционист, мечтающий сдать экзамены на пятерки, часто занимается зубрежкой по ночам. Так он и не отдыхает, и плохо усваивает материал, и вгоняет себя в депрессию. С покупкой успокоительных торопиться не стоит — все препараты, включая глицин, должен назначать врач. Одному ребенку таблетки, которые вам порекомендуют, подходят, а другому — нет.

В период подготовки к экзаменам важно соблюдать нормальный режим жизни — вовремя ложиться и вставать, полноценно питаться, пить много воды. Если разрешили прогулки в парке — выходить и дышать свежим воздухом, отвлекаться от учебы и постоянного нахождения дома.

— Соблюдение режима поможет психике, ребенок сможет нормально учиться, быть успешным и не свалиться в болезни. Ведь сильный стресс может сработать как триггер для запуска других проблем с организмом, — говорит психиатр.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.