М п кононова эпилепсия

Каталог

  • Психодиагностический инструментарий
    • Бланковые методики
    • Компьютерные методики
    • Методики ИМАТОН
  • Дидактические материалы и игры
  • Метафорические карты
  • Печатные книги
    • Психоанализ
    • Психотерапия
    • Для родителей
    • Детская психология
    • Семейная психология
    • Словари, справочники
    • Учебные пособия
    • Общая психология
    • Аналитическая психология
    • Психология развития
    • Социальная и организационная психология
    • История психологической науки
    • Психология личности
    • Клиническая психология
    • Прикладная психология
    • Философия, социология
    • Для самообразования
    • Популярные издания
  • Журналы
  • Букинистическая литература
    • Популярная литература по психологии
    • Психотерапия
    • Психология развития
    • Классический и юнгианский психоанализ
    • Литература по психологии на иностранных языках
    • Другие научные работы по психологии
  • Уценка
  • Аудио и Видео
    • Психокоррекционные программы
  • Оборудование, канцелярия








Тип обложки: Твердый переплет

Содержание:

Н. Л. Белопольская
Предмет и задачи детской патопсихологии

Глава 1. Умственная отсталость
К. С. Лебединская
Степени умственного недоразвития при олигофрении

С. Д. Забрамная
Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний

Н. Л. Белопольская, В. И. Лубовский
Дифференциально-психологическая диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью

Глава 2. Задержка психического развития
К. С. Лебединская
Задержка психического развития

Н. А. Цыпина
Особенности пересказа текста шестилетними детьми с задержкой психического развития

Г. М. Капустина
Характеристика элементарных математических знаний и умений детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста

Н. Л. Белопольская
Оценка когнитивных и эмоциональных компонентов зоны ближайшего развития у детей с задержкой психического развития

Глава 3. Эпилепсия
М. П. Кононова
Эпилепсия

Глава 4. Шизофрения. Аутизм
М. П. Кононова
Шизофрения

В. В. Ковалев
Синдромы раннего детского аутизма

В. Е. Каган
Аутизм

Глава 5. Неврозы
А. И. Захаров
Виды нервности

Глава 6. Психопатии
К. С. Лебединская, М. М. Райская, Г. В. Грибанова
Подростки с нарушениями в аффективной сфере

Г. В. Грибанова
Психологическая диагностика личностного развития детей и подростков при семейном алкоголизме

Т. Б. Делова
Некоторые нейродинамические предпосылки в коррекции нарушений поведения у детей

Глава 7. Генетические заболевания
Н. Л. Белопольская
О диагностике психического развития детей с наследственной патологией

Н. Л. Белопольская
Психологическая подготовка к школе детей с леченой фенилкетонурией

М. М. Райская
Особенности психофизического инфантилизма у детей и подростков с синдромом Шерешевского — Тернера

Глава 8. Дефицит внимания
В. Р. Кучма, и. П. Брязгунов
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей

Белопольская Н.Л.
доктор психологических наук, заведующая кафедрой клинической психологии, Московский институт психоанализа, Москва, Россия
e-mail: natalybelopolsky@mail.ru

Психологическая диагностика детей с различными психическими заболеваниями постоянно нуждается как в теоретическом обосновании того или иного подхода, так и в разработке методов практических исследований (Н.Л. Белопольская, Б.В. Зейгарник, В.М. Коган).

Психологическая оценка особенностей психического развития ребенка преследует, как правило, несколько целей: определение соответствия уровня развития возрастным нормам, оценку перспективы развития и обучения, выявление патологических особенностей, присущих конкретному психическому заболеванию.

Часто практические психологи сталкиваются с проблемой явной нехватки психологических тестов и методик исследования, адекватных диагностическим задачам и контингенту больных детей.

Для психологической диагностики одной из сложнейших категорий больных детей являются дети, больные эпилепсией.

В настоящее время работа психологов с больными эпилепсией сводится к стандартной процедуре диагностики. Применяя ряд патопсихологических методик, в большинстве случаев психолог констатирует такие изменения в когнитивной сфере как общая медлительность, излишнее детализирование, “застревание” на незначительных деталях и пр.

Но, с другой стороны, эти особенности больных эпилепсией известны из клинических наблюдений, а задача психологического исследования, как говорила Б.В. Зейгарник, не дублировать врачебную диагностику, а получить именно психологическую диагностическую информацию о состоянии больного.

Из клинических наблюдений и беседы психолог или врач может сделать вывод о самооценке больного, осведомленности об окружающем, его желаниях, привязанностях, отношении к тем или иным событиям, сделать вывод о силе проявления эпилептизации больного, стадии деменции.

Без психологического анализа особенностей развития ребенка, больного эпилепсией, невозможно грамотно построить коррекционную работу.

Клинико-психологические особенности детей и подростков,

больных эпилепсиями

Между тем, при обращении родителей детей с эпилепсиями в Центры психологической помощи, к школьным психологам или в другие психологические службы, одной из основных проблем оказывается нарушение межличностных взаимодействий с друзьями, одноклассниками, сиблингами, особенно при отсутствии осведомленности окружающих людей о болезни ребенка. Родители обеспокоены тем, что ребенок не имеет друзей, часто агрессивен, дерется, долго помнит обиду, грубит учителю, особенно если педагог придерживается авторитарного стиля. Администрация и педагоги школ предлагают таким детям переходить на надомное обучение, мотивируя это предложение тем, что у ребенка может развиться приступ, и они не могут брать на себя ответственность за больного ребенка. К сожалению, в большинстве случаев родители и дети вынуждены скрывать диагноз, даже если приступы отсутствуют в течение длительного времени.

Экспериментально-психологическое исследование понимания эмоций детьми и подростками, больными эпилепсиями

Исследование детей этими методами, к сожалению, не дало существенных результатов. Дети в большинстве случаев не проявляли интереса к самому процессу тестирования и выполняли тест формально. При составлении историй по картинкам долго подбирали слова, быстро истощались, не принимали ситуацию как проекцию собственных отношений. Ответы были малоинформативными, формальными, в некоторых случаях дети вообще не могли придумать даже одного предложения. Особые трудности вызывала длительность диагностической процедуры.

Результаты диагностики по тесту Люшера показали устойчивые личностные предпочтения, практически одинаковые для всех испытуемых. Большинство детей предпочитали красный, желтый, зеленый цвета, которые по интерпретации данной методики символизируют активность, агрессивность, наступательность, властность, стремление к общению, честолюбие, веселость, самоуважение, упрямство, самоуверенность.

Рисунки детей, больных эпилепсией, были предметом исследования С.А. Болдыревой.

При обследовании в центре было выявлено, что ребенок, страдающий эпилепсией, не может придать рисунку ту характерную динамичность, которая наблюдается в детских рисунках в норме. Имеет место повторение тематики рисунка, но стереотипии не прослеживаются. Рисунки некоторых больных находились на гораздо более ранних возрастных стадиях развития, чем у детей того же возраста в норме.

Полученные результаты по выполнению рисунка человека подтвердили данные С.А. Болдыревой. Так же можно отметить излишнюю детализацию и неадекватность в пропорциях на большинстве рисунков. Для подростков характерно выполнение рисунка штрихами, из чего можно сделать выводы об упрямстве и настойчивости, неумении ограничивать себя.

Таким образом, применение стандартных тестов фактически дало меньше диагностической информации, чем уже имевшаяся из клинической беседы и наблюдений за больными.

Ребенку или подростку предлагалось нарисовать двух человек: доброго и злого.

Типичными для рисунков были неточности в изображении лиц: они не соответствовали эмоциональным состояниям. Дети не могли передать характерные признаки доброго человека. Нельзя говорить о том, что они не придавали значения деталям лица, но их словесные комментарии не совпадали с тем, что они рисовали. Например, мальчик 10 лет, ученик гимназии, рисуя лицо злого человека, говорил, какой он злодей, изображая при этом рот, закругленный кверху. Следует отметить, что, рисуя злого человека, больные старались отягощать фигуру различными видами оружия: автоматом, ножом и др. Они больше делали акцент на речевые высказывания во время рисунка и оружие, чем на характерные мимические подтверждения. Понимание детьми “злого” человека у большинства отождествлялось с внешней агрессией. В некоторых случаях невозможно было различить рисунки без комментариев больного, настолько изображения были похожи между собой. При интерпретации данных изображений по признакам рисунка можно говорить о контроле больного за телесными импульсами, о чрезмерной озабоченности властью и силой, избегании зрительного контакта, проявлениях агрессии, склонности к тщеславию и высокомерию, экспансивности, компенсаторном превознесении себя в воображении.

Если проанализировать отдельно рисунки “доброго” и “злого” человека, то больше информативен второй вариант. При анализе рисунка “доброго” человека по сравнению со “злым” можно говорить об уменьшении агрессии, о меньшей озабоченности контролем за телесными импульсами.

Данный метод оказался довольно информативным для исследования нарушений эмоциональной сферы детей с эпилепсиями. Показал, что дети имеют значительные трудности с субъективным эмоциональным пониманием “злого” и “доброго” человека, наделяя, а иногда полностью отождествляя “злого” с агрессией, направленной во вне.

Вторая методика, разработанная нами, была направлена на исследование возможностей детей, больных эпилепсиями, различать эмоциональные состояния. Детям предъявляли 4 схематических изображения лица со следующими эмоциями: радость, злость, грусть, удивление. Затем предлагали рисунок лица и фотографии лица с теми же эмоциями. Больные должны были определить эмоциональное состояние.

К увеличению ошибок при интерпретации приводило первичное предъявление не схематических изображений, а фотографий людей. Больные делали больше ошибок, а иногда говорили, что они не знают, какие это эмоции.

Таким образом, можно говорить о проблеме ошибочного восприятия мимики людей детьми, больными эпилепсиями. Больные не учитывают мимические признаки силы проявления эмоции, путая хорошее настроение с выраженной радостью, даже на простых картинках, где основные признаки эмоции выделены. При интерпретации фотографии, несущей намного больше эмоциональных проявлений, чем рисунок, больные сталкиваются с проблемой самостоятельного распознавания основных, то есть информативных мимических сигналов эмоционального состояния человека. Возможно, неточное распознавание мимических выражений приводит к неправильной интерпретации детьми различных ситуаций в целом, а следовательно, к нечеткости понимания ситуации при общении. Ясно, что ориентация на речевое высказывание в беседе и недостаточное или ошибочное понимание мимики собеседника, учителя, друга и т.д. могут приводить к неадекватным поступкам. Между тем тенденция к отрицательной интерпретации эмоционального состояния окружающих людей может приводить к частому аффективному реагированию. Как указывают ряд исследователей (Э.Блейлер, К.Ясперс), аффект тормозит все те ассоциации, которые противоречат ему, и способствует возникновению тех ассоциаций, которые ему соответствуют. Помимо этого они повышают значимость соответствующих им ассоциаций и понижают значимость противоположных.

Проведенное исследование позволило наметить пути психологической диагностики особенностей эмоциональной сферы детей, больных эпилепсиями.

Полученные результаты исследования больных в различении эмоций, в особенности позитивных, во многом объясняют характерные реакции в поведении таких детей.

Предложенные методики могут использоваться психологами для диагностики особенностей эмоциональной сферы детей и подростков, больных эпилепсиями.

К началу учебного года Александр Невзоров составил список книг, оказавших на него влияние

Возможно, многие из этих книг действительно являются теми фундаментальными трудами, которые воспитывают критичность, трезвость и интеллектуальное бесстрашие.

Р. Декарт. Правила для руководства ума + рассуждения о методе + письма + все остальное, что им написано, до последней строчки

М. Борн. Моя жизнь и взгляды. Атомная физика + все остальное, что им написано

Э. Резерфорд. Строение атома и искусственное превращение элементов

Ж. О. Де Ламетри. Все, что им написано, до последней строчки.

П. А. Гольбах. Священная зараза + Разоблаченное христианство + Карманное богословие + Система природы + Галерея святых + Основа всеобщей морали + все остальное, что им написано

С. Вайнберг. Квантовая теория поля

С. Вайнберг. Космология

У. Пенфилд, Л. Робертс. Речь и мозговые механизмы

У. Пенфилд, Г. Джаспер. Эпилепсия и функциональная анатомия головного мозга человека

Ч. Шеррингтон. Интегративная деятельность нервной системы

А. Корнберг. Синтез ДНК

И. Ньютон. Математические начала натуральной философии

А. Везалий. О строении человеческого тела

Магнус Р. Установка тела

Ландау, Лившиц. Квантовая механика (нерелятивистская теория)

Лившиц, Питаевский. Релятивистская квантовая теория

И. П. Павлов. Все, что им написано + все труды его физиологической школы + Павловские среды + Павловские клинические среды + Павловская энциклопедия + труды физиологических лабораторий + вообще все, связанное с Иваном Петровичем

И. М. Сеченов. Рефлексы головного мозга + вообще все, что им написано

Дж. Уотсон. Молекулярная биология гена

Руттен М. Происхождение жизни

Дарвин. Всё + Эразм Дарвин + Уоллес + Ч. Дарвин. Воспоминания о развитии моего ума и характера + вообще все, связанное с Дарвином

Гексли Т. Г. О положении человека в ряду органических существ

Гексли Т. Г. О причинах явлений в органическом мире

В. Бехтерев. Проводящие пути мозга

Р. Хейзен История Земли

Дж. Экклс. Физиология нервных клеток

Леви-Брюль. Первобытное мышление

Леви-Брюль. Сверхъестественное в первобытном мышлении

А. Бродал. Ретикулярная формация мозгового ствола

С. Р. Кахаль. Автобиография

А. Северцов. Главные направления эволюционного процесса

Е. К. Сепп. История развития нервной системы позвоночных

П. С. Лаплас. Изложение системы мира

У. Гарвей. Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных

А. Северцов. Морфологические закономерности эволюции

С. Н. Оленев. Развивающийся мозг

С. Н. Оленев. Конструкция мозга

Ретикулярная формация мозга (материалы Детройтского конгресса), 1962

И. Филимонов. Сравнительная анатомия большого мозга рептилий

Энгельс Ф. Диалектика природы

А. Д. Сперанский. Об эксперименте и экспериментаторе

Сент-Дьердьи. Введение в субмолекулярную биологию

Э. Тэйлор. Первобытная культура

Д. Дж. Фрезер. Золотая ветвь

Ферсман А. Е. Химия земли

К. Бернар. Введение к изучению опытной медицины

К. А. Гельвеций. Об уме

Ш. Летурно. Эволюция морали

Видерсгейм. Строение человека с сравнительно-анатомической точки зрения

Л. Эдингер. Тринадцать лекций по анатомии

И. С. Бериташвили. Память позвоночных животных, ее характеристика и происхождение

Х. Дельгадо. Мозг и сознание

К. С. Лешли. Мозг и интеллект

И. И. Шмальзаузен. Факторы эволюции

М. Кальвин. Химическая эволюция

Э. Гельгорн, Дж. Луфбороу. Эмоции и эмоциональные расстройства

Жак Леб. Организм как целое

Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики

Лукреций. О природе вещей

А. Эйнштейн. Мир, каким я его вижу + сущность теории относительности + все остальное, что им написано, до последней строчки

Фокс С., Дозе К. Молекулярная эволюция и возникновение жизни

Дж. Бернал. Возникновение жизни

Опарин А. И. Материя — жизнь — интеллект

Фейнман Р. КЭД — странная теория света и вещества + вообще все, что написано Фейнманом

Сомьен Дж. Кодирование сенсорной информации

Грегори В. Эволюция лица от рыбы до человека

М. Н. Ерофеева. Электрическое раздражение кожи собаки как условный возбудитель работы слюнных желез

Архангельский Г. История неврологии от истоков до XX века

Беленков Н. Ю. Условный рефлекс и подкорковые образования мозга

Цитоархитектоника коры большого мозга человека (под общей редакцией С. Саркисова, И. Филимонова, Н. Преображенской)

Атлас мозгового ствола человека и животных (текст составлен Е. П. Кононовой, под редакцией С. А. Саркисова и И. Н. Филимонова)

П. Фейрабенд. Наука в свободном обществе

М. М. Колцова. Развитие сигнальных систем действительности у детей

В. А. Леках. Ключ к пониманию физиологии

К. Ламперт Жизнь пресных вод

Х. С. Коштоянц. Основы сравнительной физиологии

А. И. Карамян. Эволюция конечного мозга позвоночных

Э. А. Асратян. Физиология центральной нервной системы

Р. Форти. Трилобиты

Фокальная эпилепсия считается одной из самых распространенных среди всех форм, типов и подтипов этого заболевания. Это заболевание характеризуется частыми и явными приступами-припадками. Чаще всего патология проявляется в детском возрасте, однако отличается постепенным исчезновением признаков по мере взросления человека.

Фокальная эпилепсия в международной классификации болезней имеет код по мкб 10 G40.

Прежде чем диагностировать патологию, следует обратить внимание на следующие моменты: возникают ли повторные припадки и развиваются ли спонтанные пароксизмы. Исключения составляют только рефлекторные эпизоды недомогания. Их классические примеры характерны для фотосенситивной формы, то есть когда яркий свет может спровоцировать недуг.


Что такое фокальная эпилепсия

Симптоматическая фокальная эпилепсия — одна из форм заболевания, приступы при которой объясняются присутствием в мозге явного и четкого очага пароксизмальной активности. Как правило, патология характеризуется вторичными проявлениями или развивается на фоне других серьезных заболеваний. Определяется простыми и сложными проявлениями припадков, по основным характеристикам которых можно определить очаг поражения.

Эпилепсия в фокальной форме объединяет любые виды припадков, формирование и проявление которых напрямую зависит от зоны электроактивности нейронов в церебральных структурах. Начинаясь с небольшого очага, эпилептическая активность в дальнейшем может распространяться, захватывая все большую площадь коры головного мозга, стимулируя при этом развитие вторично-генерализированных приступов.

Особенно опасна для пациента мультифокальная эпилепсия, обусловленная наличием сразу нескольких очагов поражения. Особенности патологии:

  • если принять во внимание все формы заболевания, на ФЭ приходится более 82% прецедентов;
  • более чем в 75% вариантов первый приступ можно заметить в детском возрасте;
  • особенно часто развивается патология на фоне поражений мозга любой этиологии: инфекционной, травматической, ишемической, а также в результате аномалий развития, как следствия нарушений пренатального и родового периода;
  • симптоматическая фокальная эпилепсия (код по мкб 10 G40) встречается более чем в 71% случаев.

Причины и патогенез фокальной эпилепсии

Развитию ФЭ предшествуют следующие патологии:

  • опухоли злокачественного и доброкачественного характера;
  • серьезные нарушения обменных процессов в организме, в том числе церебрального кровообращения;
  • травмы черепной коробки и внутренних тканей;
  • поражения инфекциями любого рода, к примеру, энцефальной или менингококковой;
  • нарушения строения внутричерепного вещества наследственного характера.

К основным причинам заболевания стоит отнести приобретенные в результате негативного воздействия любого характера на головной мозг или обусловленные наследственными заболеваниями факторы.

Детская ФЭ в основном характеризуется проблемами пренатального периода или врожденными заболеваниями. В том и другом случае поражены определенные участки коры. В частности:

  • инфицирование внутри утробы матери;
  • кислородное голодание;
  • удушение новорожденного во время прохождения родовых путей;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • родовая травма.

В некоторых случаях заболевание проявляется на фоне недоразвитости коры головного мозга обоих или одного полушария. Вероятность того, что патология может исчезнуть по мере роста и развития ребенка, очень высокая.

Функциональный генез приступов эпилепсии с фокальными приступами характеризуется несколькими зонами:

  • сектор эпилептогенного нарушения, соответствующий участку изменений морфологического типа, видимых при томографических исследованиях;
  • первичная — отсек коры, в котором образуются эпилептические разряды;
  • ирретивная — источник активности, наблюдаемый на электроэнцефалографии, и расшифровываемый, как период между приступами;
  • функционального дефицита — сектор, в котором генерируются сопутствующие эпилептическому припадку расстройства.

Классификация фокальной эпилепсии

Итак, фокальная эпилепсия и что это такое у взрослых и детей, как ее классифицируют? Параметров для определения термина в медицине существует множество. С точки зрения неврологии, существует три основные формы ФЭ:

  • Симптоматическая. Диагностируется в том случае, если можно четко зафиксировать причину поражения определенного сектора мозгового вещества. Как правило, для этого используют инструментальную диагностику.
  • Криптогенная. Характеризуется отсутствием возможности постановки точного диагноза в зависимости от места поражения. Вероятность того, что заболевание является вторичным проявлением, а лобная доля и другие отделы не повреждены, велика.
  • Идеопатическая. Существует независимо ни от каких причин, симптомы носят идеопатический характер.

Симптомы фокальной эпилепсии

Единый признак для всех видов патологии — фокальный приступ эпилепсии. Причем, припадки повторяются с разной степенью периодичности. Они бывают простые и сложные. В первом случае припадки происходят в моменты, когда человек находится в полном сознании, однако наблюдаются двигательные, сенсорные и соматические вегетативные симптомы. Сложные характеризуются помутнением сознания на разный период времени, причем случаются серьезные проявления психического характера, галлюцинации и т.д.

К слову сказать, сложные припадки могут начинаться, как простые, и усугубляться потерей сознания. Третий тип патологии незлокачественный, то есть он не приводит к глобальным нарушениям речи, памяти, двигательной активности в период ремиссии. В том случае, если у малыша или подростка наблюдается симптоматическая фокальная лобная эпилепсия, она может сопровождаться умственным, психическим развитием. Клиническая картина патологии напрямую зависит от очага расположения поражения и его размера:

  • Висок. Приступ может длиться вплоть до минуты, при этом проявляются аура и автоматизм, в некоторых случаях может присутствовать потеря сознания.
  • Лоб. Характерны серийные приступы, отсутствие ауры, повороты головой, глазами, непроизвольные движения конечностей. При этом приступ может возникнуть даже во сне.
  • Затылок. Длительные припадки, продолжающиеся до 13 минут, сопровождающиеся зрительными галлюцинациями.
  • Темень. Редкая патология, возникающая на фоне опухолевых процессов. Характеризуется сенсомоторными пароксизмами, параличом Тодда, нарушением речевых функций.

Чаще всего имеется один очаг. Он является так называемой эпилептогенной зоной. При некоторых условиях, активность ею не ограничивается, а распространяется на ближайшие отделы, тем самым, вызывая характерные расстройства. В ряде ситуаций допускается развитие вторично-генерализованных пароксизмов.

Наследственное заболевание чаще всего сопровождается генерализованными пароксизмами, и имеет характерный возраст дебюта. В некоторых случаях, при достижении определенного возраста, эпизоды прекращаются. В такой ситуации прием противоэпилептических медикаментов завершается. С другой стороны, выявлены формы, при которых медикаментозная терапия является пожизненной.

Диагностика фокальной эпилепсии

Диагноз поставлен примерно 65 миллионам пациентов по всему миру. Начинает развиваться чаще всего в детском, подростковом или пожилом возрасте. У мужчин недуг диагностируется чаще, чем у женщин. Полностью вылечить невозможно, но можно контролировать ее течение при помощи лекарственных средств и различных методик.

Возникновение парциального пароксизма — серьезное проявление, требующее срочного врачебного вмешательства. В первую очередь доктор проведет визуальный осмотр и опрос пациента на предмет выявления видимых симптомов болезни. Из списка причин поражения нужно исключить:

  • Фокальную корковую дисплазию — нарушение пролиферации нейронов и архитектоники коры головного мозга.
  • Сосудистую мальформацию — нарушение внутриутробного развития головного мозга, сопровождающееся нарушением его структуры и функций;
  • Опухоли как доброкачественные, так и злокачественные, причем в обоих случаях грозят серьезными проблемами со здоровьем.

Невролог должен выявить последовательность, время, частоту и силу приступов. Полученная информация позволяет с максимальной точностью определить место поражения.

Чтобы получить подтверждение диагноза, пациенту в первую очередь необходимо обратиться к специалисту — неврологу или эпилептологу. Больному назначают следующие диагностические исследования:

  • Электроэнцефалографию — это методика, позволяющая определить эпиактивность в интервале между приступами.
  • ЭЭГ с провокационными пробами назначается в случае, если информация, полученная при первом исследовании, недостаточна. Иногда проводят суточный мониторинг активности коры.

Предельно информативные данные получают в том случае, если электроды устанавливают под черепную коробку. Метод называется субдуральной кортикографией, но в связи со сложностью его проведения, мало используется в обычной врачебной практике.

Чтобы выявить количественные и качественные показатели морфологии изменений, применяют несколько основных исследовательских методов:

  • МРТ или магниторезонансная томография с толщиной срезов не более 2 мм. При симптоматическом типе болезни на томограмме будут наблюдаться изменения разного характера, в том числе атрофии, очаги поражения. Если таковых не обнаруживается, вероятнее всего пациент болен идеопатической или криптогенной формой эпилепсии.
  • ПЭТ или позитронно-эмиссионная. Исследование позволяет определить гиперметаболистические процессы в пораженной области.
  • ОФЭКТ или однофотонная эмиссионная компьютерная томография. В данном случае можно определить недостаточность кровоснабжения в очаге поражения.

Лечение фокальной эпилепсии

ФЭ любой этиологии и сложности лечится под наблюдением врача-невролога или эпилептолога. В каждом из случаев назначается медикаментозное лечение, в обязательном порядке включающее прием препаратов-антикольвунсантов. При терапии симптоматической формы заболевания выясняется причина болезни, и именно ее лечат в первую очередь, попутно устраняя симптомы приступов и припадков.

У детей возрастом до 1 года заключается в правильной диагностике, выявлении причин возникновения заболевания, подборе специфических медикаментов, способных успокоить патологический очаг и снизить его возбудимость. Часто детям ставят диагноз эпилептический статус. Это означает частые приступы, следующие один за другим. Количество их может превышать 50 раз в сутки.

Медикаментозное лечение лучше всего помогает при затылочной и теменной форме болезни. В случае с височной через пару лет возникает устойчивость к приему медикаментов, и патология развивается с новой силой. Если у больного наблюдается подобная картина, это считается прямым показанием для дальнейшего хирургического вмешательства.

Оперативное вмешательство осуществляется врачами-нейрохирургами. Процедура направлена на устранение очага поражения — опухоли, кисты или участка головного мозга, пораженного болезнью. Однако во врачебной практике берутся за такие операции только в том случае, если очаг поражения хорошо локализован. Называется операция — фокальная резекция, при множественном или расширенном поражении показана расширенная резекция. Хирургическое вмешательство проводится только в том случае, если пройдены все лабораторные и аппаратные исследования, учтены строение и функциональность зон коры головного мозга на кортикографе.

Точный прогноз протекания и результатов ФЭ дать не может ни один врач. Все зависит от типа патологии и сложности ее течения. К примеру, идиопатический вариант отличается отсутствием нарушений когнитивных функций. Очень часто патология проходит самопроизвольно, поэтому предсказать итог практически невозможно.

Симптоматическая обусловлена влиянием на организм пациента очага патологии. Прогноз неблагоприятен при развитии опухолей, у детей эта форма влечет за собой задержку в психическом развитии. Как правило, без соответствующего лечения эта форма болезни прогрессирует крайне стремительно.

По оценкам специалистов, более чем в 70% случаев проявления болезни после оперативного вмешательства наблюдается резкое улучшение состояния пациента. В дальнейшем полное избавление от болезни отмечается в 30% прецедентов.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.