Обучение детей инвалидов с эпилепсией


Воспитание детей инвалидов – сложная задача для любого родителя.

Выбор детского сада при наличии эпилепсии. Правильное воспитание детей инвалидов

При посещении ребенком, страдающим эпилепсией, детского сада, к примеру, могут возникнуть определенные проблемы. Они начинаются тогда, когда родителям просто напросто отказывают в том, чтобы принять в детский сад ребенка. Это может быть вполне обосновано в тех случаях, если в конкретном детском заведении надлежащий уход и внимание не могут быть обеспечены ребенку.

Вескими причинами для отказа в приеме в детский сад являются частые эпилептические приступы у ребенка, а также серьезная физическая и/или психическая задержка развития ребенка. Однако если приступы протекают обычно в легкой форме, и являются довольно редкими, а его задержка развития выражена слабо, то отказ в приеме в детское учреждение является необоснованным.

Врачи всегда рекомендуют по возможности отдавать ребенка с эпилепсией не в специализированный детский сад, а в обычный, так как общение в среде обычных, т.е. не отягощенных эпилептическим недугом, сверстников может оказаться достаточным для социального становления ребенка-эпилептика. Но в случае, если у ребенка задержка развития ярко выражена, то специальный уход и специальные занятия с ним являются возможными только в рамках специализированного детского сада.

Особенность роли родителей страдающего эпилепсией ребенка должна быть отмечена отдельно. Когда родители только узнают о пугающем диагнозе ребенка, то они, как правило, реагируют на эту новость шоком и неприятием. Но чем больше информации об эпилепсии и эпилептических приступах они получают со временем, чем больше узнают об особенностях своего ребенка, то тем меньше паники можно наблюдать. Их настрой становится более адекватным в ситуации.


Но даже при таком благоприятном развитии ситуации родители нередко испытывают очень серьезное разочарование, потому что их ребенок в будущем не сможет оправдать все возложенные на него надежды родителей.

Очень важно, чтобы оба родителя с самого начала разумно вели себя, общаясь с ребенком, пытались правильно создать все условия для нормальной и полноценной жизни, развития и без того страдающего ребенка. Для этого требуется очень тесное взаимодействие с врачом, с сотрудниками детского сада, школы, реабилитационного центра.

Довольно часто, к сожалению, родители бывают малодушными и легко поддаются опасениям, панике, стыду, сомнениям, не верят в свои силы, что усугубляет ситуацию, наносит серьезный психологический вред ребенку.

Воспитание детей инвалидов для родителей очень трудоёмкое занятие. Они должны предоставить ребенку максимум самостоятельности, так как именно самостоятельность является фундаментом для его взрослой жизни. Конечно, родителям спокойнее, когда их больной ребенок всегда рядом, но гораздо важнее дать шанс ребенку стать полноценным человеком в будущем, который не будет нуждаться в постоянной опеке своих близких.

К недостаткам МРТ относят низкую достоверность для выявления кальцификатов; полная невозможность обследования больных, испытывающих клаустрофобию, больных с кардиостимуляторами, металлическими имплантантами, изготовленными из немедицинских металлов, а также высокую стоимость.


Специальность: Невролог, Эпилептолог, Врач функциональной диагностики Стаж 15 лет / Врач первой категории.

Перед каждым учебным годом родители и учителя вновь и вновь задаются вопросом, стоит ли позволять ребенку, больному эпилепсией, посещать школу или все же лучше перейти на домашнее обучение. Разобраться в этом вопросе поможет специалист мирового уровня в области детской эпилептологии и неврологии, доктор медицинских наук, профессор, руководитель Клиники Института детской неврологии и эпилепсии имени Святителя Луки Константин Юрьевич Мухин.

— Существуют ли строгие противопоказания при посещении школы для больных эпилепсией?

— Некоторые дети с эпилепсией не могут посещать школу в принципе. На это есть ряд причин. Например, частые эпилептические статусы, требующие постоянного медицинского контроля; тяжелая умственная отсталость; тяжелые нарушения поведения; резкое ограничение двигательной активности. Иными словами, это крайне тяжелая, но, к счастью, небольшая, категория пациентов с очень низким качеством жизни, существование которых ограничивается практически их квартирой или даже постелью. В остальных случаях ребенок должен обязательно обучаться в школе вместе с другими детьми — по основной или вспомогательной программе, в зависимости от его интеллектуальных возможностей. С другой стороны, даже если приступы случаются редко, это может напугать одноклассников и сделать из больного ребенка изгоя. К сожалению, такие случаи часты в школах. Насмешки одноклассников могут стать не только причиной сильного стресса, который неблагоприятно сказывается на болезни, но и подтолкнуть к более глубоким психическим травмам, из-за которых ребенок будет считать себя неполноценным и не таким как все. Да, дети в школах и детских садах бывают жестокими, но вступив во взрослую жизнь, придется столкнуться с теми же самыми проблемами.

— Как учителя и родители могут помочь ребенку с эпилепсией?

— Главная задача учителя в таком случае — помочь адаптироваться в школьном коллективе, предвидеть и предотвращать вероятные конфликты и нападки, всячески поддерживать и поощрять больного ребенка, если он сталкивается с определенными трудностями в силу специфики своего заболевания. Работа учителя — не только учить своих подопечных, но и воспитывать их, формировать общую культуру личности. Учитель может провести беседу с классом, рассказать о болезни, объяснить, как помочь человеку во время приступа. Родители, в свою очередь, не должны всячески ограничивать ребенка и сдувать с него пылинки, а наоборот, помогать ему чувствовать себя наравне с другими.

— Как много детей с эпилепсией переходит на домашнее образование и чем оно лучше для ребенка?

— Плюсы в том, что дети учатся по общей программе, изучают те же предметы, что и в школе, сдают экзамены, пишут контрольные. Но при этом их урок может длиться и 25 минут и 2 часа, если учитель планирует совместить занятия. Расписание не жесткое, в день не больше трех предметов. Основной минус — в отсутствии коммуникации со сверстниками. Ребенку полезно находиться среди здоровых сверстников. Но не все дети одинаково комфортно чувствуют себя в коллективе. С моей точки зрения, не следует широко рекомендовать домашнее обучение, если ребенок в состоянии посещать школу.

— Можно ли заниматься спортом и вести активный образ жизни с этим заболеванием?

— Как узнать, что у ребенка действительно эпилепсия?

— Эпилепсия проявляется кратковременными повторяющимися стереотипными приступами, обычно в виде нарушения сознания или судорог; часть приступов может быть только во сне. Вместе с тем, такие состояния, как вздрагивания во сне, ночные страхи, обмороки, по своим проявлениям могут быть похожи на эпилепсию, нередко совершенно безобидны и не требуют лечения. При малейшем подозрении на эпилепсию, необходима консультация специалиста (детский невролог или эпилептолог) с обязательным проведением электроэнцефалографии. В сомнительных случаях проводится более углубленная диагностика: видео—ЭЭГ мониторинг со сном, магнитно-резонансная томография головного мозга, генетические исследования.

— Каковы причины возникновения эпилепсии у детей?

— Наиболее частым фактором приобретенной эпилепсии является кислородное голодание во время беременности (гипоксия), а также врожденные пороки развития головного мозга, внутриутробные инфекции (токсоплазмоз, цитомегалия, краснуха, герпес и другие), реже — родовая травма. Существуют также формы эпилепсии с наследственной предрасположенностью (например, юношеская миоклоническая эпилепсия).

— Какие еще формы эпилепсии существуют?

— Как установить правильный диагноз и какой врач может это сделать?

— Для начала необходима консультация детского невролога и проведение электроэнцефалографии. Далее консультация специалиста эпилептолога с проведением основного метода диагностики эпилепсии — видео—ЭЭГ мониторинга. При этом электроэнцефалограф и видеокамеры регистрируют биоэлектрическую активность головного мозга, чтобы подтвердить или исключить эпилепсию, выявить точную ее форму.

— Как правильно подобрать лечение?

— Где лечат детей с эпилепсией и где проводят диагностику?

— В большинстве случаев диагностика и лечение эпилепсии должны осуществляться в специализированных амбулаторных учреждениях здравоохранения — эпилептологических центрах. Значительно реже, в тяжелых случаях, при проведении специальных методов обследования (например, МРТ под наркозом) или больным, которые обследуются по прехирургической программе, необходимо нахождение в стационаре. Статистика показывает, что вылечить эпилепсию возможно в более чем половине случаев.


Разработан перечень болезней, при наличии которых ребенок может учиться дома

Разработан перечень болезней, при наличии которых ребенок может учиться дома Минздрав России вынес на общественное обсуждение проект1 перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому (ст. 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

В документ включены как сами болезни, так и особенности их течения, требующие получения образования в форме экстерната, – форма, стадия, фаза, степень тяжести заболевания, осложнения, терапия и т. д.

Предполагается, что возможность обучения на дому получат дети, страдающие раком, если заболевание требует длительной (более одного месяца) иммунносупрессивной и/или иммуномодулирующей терапии – но не требует стационарного лечения.

В перечень включены также заболевания крови: апластические анемии, нарушения свертываемости крови тяжелой степени тяжести и т. д.

Осваивать школьную программу дома смогут и дети, болеющие тяжелой формой сахарного диабета I степени, который протекает с осложнениями.

Это же относится к школьникам, проходящим лечение от ряда психических расстройств в тяжелой форме – шизофрении, расстройств личности и поведения, умственной отсталости, синдрома де ла Туретта и т. д.

В перечень попали также:
болезни нервной системы (хорея, в том числе вызванная лекарственным средством, эпилепсия с приступами более четырех раз в месяц, ДЦП и другие тяжелые двигательные нарушения, которые затрудняют нахождение и передвижение в инвалидной коляске и т. д.);
болезни глаза (далекозашедшие глаукомы, отслойка и разрывы сетчатки в течение года после операции, часто рецидивирующие, вялотекущие, требующие длительной терапии кератит, неврит зрительного нерва и т. д.);
сердечная недостаточность II и III стадии, не требующая стационарного лечения;
хроническая респираторная недостаточность II и III стадии, не требующая стационарного лечения;
тяжелые неинфекционный энтерит, колит и хроническая печеночная недостаточность, не требующие стационарного лечения;
тяжелые буллезные нарушения, дерматит и экзема;
некоторые болезни суставов и т. д.

Право на экстернат получат и дети, перенесшие травму, если после нее нужно как минимум месяц носить гипс. К тяжелым травмам отнесены также некоторые травмы головы.
Направить свои замечания и предложения относительно этого перечня можно до 12 мая.


ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРАВА БОЛЬНОГО ЭПИЛЕПСИЕЙ НА УЧЕБУ


ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРАВА БОЛЬНОГО ЭПИЛЕПСИЕЙ НА УЧЕБУ (продолжение)

а) Обучение и поддержка родителей. Так как впечатление, производимое диагнозом эпилепсии, определяется не только, и даже не столько рациональными аспектами, то нужно учитывать различные мифы, предрассудки, а также непонимание, традиционно связанные с припадочными расстройствами; родители и семья больного должны получить доступное, но полное объяснение. Следует развеять ошибочную мысль о связи эпилепсии с личными качествами, приведя тщательно продуманные доводы о том, что эпилептические припадки являются только симптомом различных расстройств головного мозга, некоторые из которых протекают совершенно доброкачественно.

Ложные, но глубоко укоренившиеся убеждения, например, в том, что все эпилепсии — пожизненные состояния или что они всегда сопровождаются психическими нарушениями, необходимо обсудить и разрушить, так же как и часто выражаемый страх, что опухоли и другие тяжелые заболевания головного мозга являются частыми причинами эпилепсии (Brett, 1997; Arzimanoglou et al., 2004). Обычно всю эту информацию не удается донести за одно посещение, и требуются повторные беседы.

Обязательно полное объяснение целей терапии, ее недостатков и возможных побочных эффектов, также как и показаний к длительному лечению и опасности его прерывания. Это важно для установления доверительных отношений между пациентом и врачом (Aicardi и Taylor, 1998).

Крайне важно точно объяснить родителям, что означает допустимая и нежелательная активность ребенка. Такие ограничения должны быть сведены к разумному минимуму, так как некоторых опасностей все равно не избежать. Плавание возможно только под постоянным наблюдением. Катание на велосипеде (кроме как на безопасных дорогах), а особенно на мотоцикле,— одна из наиболее сложных проблем, которую приходится решать индивидуально и часто неудовлетворительно.


б) Проблемы с образованием, обучением и нарушения поведения. Хотя большинство детей с эпилепсией не испытывают трудностей при обучении и не имеют грубых нарушений поведения, у одной пятой или одной третьей части они имеются, являясь, по крайней мере частично, результатом поражения ЦНС, вызвавшего эпилептические припадки (Sillanpaa 1992, 2004; Beghi et al., 2006). Наоборот, у 20% детей с умственной отсталостью имеется эпилепсия, и у одной трети из них имеется церебральный паралич (Forsgren et al., 1990).

Различные трудности в образовании и нарушения поведения присутствуют у многих детей с эпилепсией без умственной отсталости. Частота психиатрических расстройств среди детей с эпилепсией в несколько раз выше, чем среди населения в целом (Freilinger et al., 2006, Austin и Caplan, 2007). Причина этой связи неясна, так как при исследовании социальных и других факторов не было выявлено различий по полу, возрасту, наличию физических недостатков или низкого интеллекта.

Школьная неуспеваемость среди детей с эпилепсией встречается значительно более часто, чем среди обычных детей (Seidenberg et al., 1986; Arts et al., 2004; Hermann и Seidenberg, 2007). У некоторых детей это является следствием ограниченных интеллектуальных возможностей. Bourgeois et al. (1983), Rodin et al. (1986) и Aldenkamp et al. (1990) вместе с другими исследователями продемонстрировали, что у некоторых детей с эпилептическими припадками развиваются нарушения интеллекта, которые могут быть частично вызваны болезнью, лечением и социально-образовательными факторами. Однако значительное число пациентов с различными типами эпилепсии, даже хорошо контролируемыми, прерывают свое образование до достижения взрослого возраста.

В одной группе более трети пациентов с абсанс эпилепсией имели более высокую квалификацию, чем требовала их работа (Olsson и Campenhausen, 1992). Это может указывать на низкую самооценку и/или низкие родительские ожидания (Levin et al., 1988; Collings, 1990). Sillanpaa (1990) показал, что низкая профессиональная самореализация часто встречается у взрослых пациентов, страдающих эпилепсией с детства, даже если их уровень IQ был нормальным. Loiseau et al. (1983) показал, что больные с абсанс эпилепсией с социальной и профессиональной точки зрения достигают значительного меньшего, чем можно ожидать, исходя из их уровня IQ и относительно доброкачественного характера эпилепсии, тогда как дети с доброкачественной парциальной эпилепсией в этом отношении развиваются совершенно нормально. Причины этих различий неясны. Много внимания уделялось влиянию субклинических ЭЭГ разрядов на способность к обучению и другие психические процессы, в том числе внимание и сосредоточенность, но они также могут избирательно влиять на специализированные навыки (Arts et al., 1988; Kasteleijn-Nolst Trenite et al., 1988,1990; Aldenkamp et al., 1992; Arzimanoglou et al., 2005; Deonna и Roulet-Perez, 2005).

Вероятно, что у многих детей с эпилепсией выраженные суб клинические разряды не являются причиной всех поведенческих нарушений и проблем обучения. Чувство неполноценности и специализированные нейропсихологические нарушения строго коррелируют с агрессивным поведением, плохой успеваемостью, меньшим числом друзей и меньшим количеством интересов (Hermann, 1982, Viberg et al., 1987), но для выяснения механизмов этой связи требуются дальнейшие исследования. Требуется тщательная индивидуальная оценка, а нередко и корректирующая терапия. Подавляющее большинство детей с изолированной эпилепсией может ходить в обычную школу, и пациенты без каких-либо нарушений неврологического развития редко, если вообще когда-либо, направляются в специализированные школы для больных эпилепсией.

Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 6.1.2019

Что можно и нельзя детям с эпилепсией. Приступ эпилепсии: что делать окружающим


Миф 1: эпилепсия — это тяжелые приступы с подергиваниями конечностей


Всего на сегодняшний день врачи выделяют более 40 форм эпилепсии: часть из них связана с возрастом, часть — с факторами, непосредственно запускающими приступ (например, яркими вспышками света). Преобладают эпилепсии, причины которых — какие-то повреждения мозга: после травмы, после нехватки кислорода у новорожденных во время родов. Есть и генетические эпилепсии, то есть передающиеся по наследству, но они очень редки.

Самым первым подтверждением того, что происходит именно эпилептический приступ, становится электроэнцефалограмма (ЭЭГ) — на ней возникают патологические изменения.


Миф 2: эпилепсия неизлечима

Главная задача при лечении эпилепсии — это уменьшение количества приступов или их полное исчезновение, так называемое состояние ремиссии. У детей оно достигается в 70-75% случаев — в том числе благодаря тому, что существует федеральное руководство по детской неврологии (последняя редакция от 2016 г.), где подробно расписано лечение. Для каждой формы эпилепсии разработан алгоритм назначения препаратов.

— Когда я только начинала работать врачом, приходилось до многого доходить самим, — вспоминает доктор Гузева. — Сегодня у молодого врача есть алгоритм поведения в каждой конкретной ситуации, и это очень экономит время.

— Сейчас мы лечим эпилепсию препаратами с доказанной эффективностью, — поясняет Елена Белоусова. — То есть, назначая противосудорожный препарат, мы знаем, какой процент пациентов даст исчезновение приступов и в течение какого времени это произойдет. Иногда мы уже на первой консультации знаем, что этот пациент через 2-3 года будет здоров, и мы сможем отменить препарат.

К сожалению, остаются 30% случаев — они относятся к тяжелым формам детской эпилепсии, — в которых до сих пор не удается подобрать эффективного лечения.

Миф 3: у противосудорожных препаратов очень много побочных эффектов

— Больше всего сил у нас уходит на объяснения, — говорит доктор Белоусова. — Рассказываем, что противосудорожные препараты десятилетия проходят апробацию. Что их принимают миллионы людей, и в аннотациях перечислено все, что случилось хотя бы с одним человеком. Подсчитываем, с какой частотой встречаются серьезные побочные эффекты, какой конкретно риск для их ребенка и какова вероятность, что лечение ему поможет.

Обычно после объяснений врача родители меняют свое мнение. А вот проблема, которая реально существует при лечении эпилепсии — когда подростку доверяют самому принимать противосудорожный препарат, а он этого не делает и просто выбрасывает таблетки.

— Наши исследования показали, что почти половина подростков не пьют правильно прописанные им лекарства, — рассказывает Валентина Гузева. — Как мы это узнали? По концентрации препарата в крови. Когда к нам приходят с жалобами на учащение приступов, особенно родители подростков, мы в первую очередь делаем этот анализ. Следующий шаг — убедить подростка продолжать лечение, и здесь эпилептолог часто превращается в психолога.


Миф 4: эпилепсию лечат психиатры

Это было справедливо для России прежних лет, но вот уже почти четверть века диагностикой и лечением эпилепсии занимаются преимущественно неврологи. Создана целая система оказания помощи детям с эпилепсией, и во многих городах-миллионниках (помимо Москвы и Санкт-Петербурга можно назвать Воронеж, Краснодар, Новосибирск) есть специализированные кабинеты и отделения. В них принимают врачи-эпилептологи — неврологи, пока не выделенные официально в отдельную специальность, но много лет обучающиеся и практикующие в этой области.

— Однако некоторым пациентам с эпилепсией необходимо и наблюдение у психиатра, — признает Елена Белоусова. — Речь идет о детях с серьезными нарушениями поведения — с аутизмом, с выраженной гиперактивностью. Иногда это гораздо больше беспокоит родителей и мешает адаптироваться детям, чем эпилептические приступы.

К сожалению, врачей-эпилептологов не хватает. А им самим не хватает психологов и психотерапевтов, которые взяли бы на себя психологическую часть работы с семьей и ребенком. У врача часто просто нет достаточно времени на то, чтобы проконсультировать и по поводу приема препарата, и по поводу поведения в социуме. Так, очень болезненный вопрос — рассказывать ли в окружении ребенка о его диагнозе — явно должен находиться в компетенции специально подготовленных психологов.

Миф 5: дети с эпилепсией не могут учиться в обычной школе, заниматься спортом

Эпилептологи придерживаются принципа: любой пациент с эпилепсией должен вести максимально приближенный к нормальному образ жизни, для него не должно быть лишних ограничений. Но все зависит от конкретной ситуации.

— Если ребенок по интеллекту может учиться в обычной школе — он должен учиться в обычной школе, — считает Елена Белоусова. — Если у пациента не провоцируются приступы при просмотре телевидения, при работе на компьютере — не надо это запрещать. И не надо ограничивать физические нагрузки, если они не провоцируют эпилептический приступ — а это очень редкая ситуация.

— Большинство детей с эпилепсией становятся полноценными трудоспособными гражданами, — отмечает Валентина Гузева. — Поэтому важно, чтобы они были социализированы с самого начала.

В России более жесткие ограничения, чем в других странах: больным эпилепсией не разрешают посещать бассейн, взрослым с этим диагнозом нельзя водить автомобиль. Но опытные эпилептологи считают: если у ребенка длительное время нет приступов, он получает противосудорожный препарат и риск рецидива маловероятен — плаванием заниматься можно, в мире это обычная практика. Законодательство по вождению автомобиля в ряде стран тоже более либеральное: если пациент находится в состоянии ремиссии, то можно.


Миф 6: детям с эпилепсией нельзя смотреть телевизор

— Вообще фотосентитивная эпилепсия, при которой приступ провоцирует мелькание света, вещь довольно редкая, — говорит Елена Белоусова. — Процент пациентов с фоточувствительностью невысокий, и противосудорожные препараты хорошо ее уменьшают, иногда полностью убирают. Но если электроэнцефалограмма пациента реагирует на вспышки света, то мы обязательно даем рекомендации: избегать дискотек, некоторых компьютерных игр, телевизионных передач. Ко всем абсолютно больным эпилепсией это не относится.


Миф 7: домашние животные могут предвидеть наступление приступа

Такое порой описывается в художественной литературе, однако исследования этого не подтверждают. Также не существует приборов или других технических способов предсказать приступ.

— К сожалению, основная неприятность в течение эпилепсии — это непредсказуемость возникновения приступа у большинства пациентов, — поясняет Елена Белоусова. — Но у некоторых приступ начитается с каких-то необычных ощущений — они называются аурой. Пациент еще не потерял сознание, но у него есть предчувствие приступа. И тогда он может предупредить окружающих, дойти до постели, чтобы лечь.

Что касается собак, то их сегодня специально обучают звать на помощь, если у их хозяина случается приступ.

Миф 8: в случае приступа больному эпилепсией срочно нужна медицинская помощь

Эпилептический приступ — тяжелое зрелище, однако оказать помощь в таком случае может любой минимально обученный человек, даже школьник. Не надо делать ничего особенного — главное обеспечить больному безопасность. Уложить на пол, на землю, на кровать и слегка придерживать его — так, чтобы человек не ударился и не травмировался при судорогах. Лучше повернуть больного на бок, чтобы он не задохнулся рвотными массами.

При эпилептическом приступе нельзя:

  • разжимать челюсти пациента и пытаться вытащить запавший язык;
  • вставлять какие-либо твердые предметы в рот;
  • давать любые лекарства, жидкости;
  • пытаться восстановить дыхание с помощью реанимационных техник.

— Если приступ у ребенка развивается впервые, постарайтесь не теряться, вести себя спокойно, — советует родителям Валентина Гузева. — Очень важно обеспечить безопасность и не навредить ребенку, а также отследить все моменты, чтобы потом детально рассказать о течении приступа врачу. Важно все: с чего началось, каким было поведение ребенка во время и после приступа. Иногда такая подробная картина позволяет нам быстро поставить точный диагноз. Если приступ наблюдают несколько взрослых — снимайте видео на телефон, это тоже очень поможет врачам.

Данное хроническое заболевание головного мозга сопровождается характерными повторяющимися и непровоцированными приступами, во время которых часто происходят нарушения двигательных, психических, мыслительных и других функций. Реабилитация детей с эпилепсией позволяет преодолеть патологию, вернуть ребенка к полноценной жизни в обществе, а также общественно полезному труду. Разумеется, комплекс мероприятий должны разрабатывать и осуществлять высококвалифицированные специалисты. Вы можете полностью на нас положиться – мы всегда учитываем особенности каждого конкретного случая!

Профессиональный подход к каждому ребенку

Безмедикаментозные методы коррекции задержки развития, зпр, аутизм, всех видов аномалий, дцп

B нашем центре инновационное
современное оборудование

Мы воспитываем победителей

Ваши, предоплаченные занятия никогда не сгорят Если Вы отмените, запланированное оплаченное занятие (по любой причине), то оно будет перенесено на удобное для Вас время

Видимый результат через 1 мес

Особенности реабилитации детей с эпилепсией

Программа составляется в зависимости от проявлений патологии, назначений врачей, возраста пациента и других факторов. Существуют следующие виды реабилитации, которые комбинируются:

  • медицинская – это полное (частичное) восстановление или компенсация функции организма;
  • психологическая – необходима для преодоления ребенком с девиантным поведением представления о собственной ненужности как личности;
  • профессиональная – заключается в обучении или переобучении детей доступным для них формам труда. Необходима для адаптации к продуктивному труду, что особенно важно по мере взросления;
  • бытовая – предусматривает создание нормальных условий для жизни;
  • социальная – это восстановление способности быть частью социума, полноценно контактировать с окружающими людьми в повседневной жизни;
  • социально-педагогическая – способствует формированию личностных значимых качеств, активной жизненной позиции, предоставляет навыки самообслуживания, ознакомляет с правилами поведения в обществе и т.д.

Реабилитация должна непрерывно проводиться до возвращения пациента в общество, при этом ее приспосабливают в случае изменения болезни.

Почему стоит выбрать именно нас?

Важно понимать, что результат будет зависеть не только от сложности определенного случая, но также от применяемых методик, квалификации специалистов и других факторов. Обращайтесь к нам – мы обладаем рядом достоинств:

  • используется индивидуальная программа реабилитации ребенка, что гарантирует эффективность вмешательства;
  • все наши сотрудники являются опытными, ответственными и внимательными к детям;
  • мы применяем разнообразные современные методы, обеспечивающие быстрое получение выраженных результатов;
  • у нас сформированы доступные цены на услуги;
  • центр отличается выгодным месторасположением.

Цены на наши услуги

Комплексные неврологические программы реабилитации

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.