При патопсихологическом обследовании больных эпилепсией

При патопсихологическом обследовании больных эпилепсией обнаруживаются характерные изменения мышления, речи, памяти, личностные особенности.

Существенно изменяется темп психических процессов, у большинства больных он значительно замедлен. Показательно в этом отношении исследование с помощью таблиц Шульте. Тогда как здоровые люди затрачивают в среднем на поиск чисел в одной таблице 40—50 с., у боль­ных эпилепсией поиск чисел в таблице длится от 0,5 до 2,5 мин. и более.

Уже в начальной стадии эпилепсии отмечаются изме­нения подвижности психических процессов. Явления инер­тности психической деятельности обнаруживаются даже при наличии в анамнезе у больных с начальными прояв­лениями эпилепсии единичных судорожных припадков (при отсутствии еще заметных признаков интеллектуально-мнестического снижения).

Нарушения подвижности психических процессов лег­ко обнаруживаются в пробе на переключение. Так, при попеременном прибавлении к заданному числу двух дру­гих отмечаются ошибки чередования. Последние обнару­живаются и при попеременном назывании к заданным словам антонимов и синонимов.

Характерны в этом отношении результаты исследова­ния методикой попеременного называния пар одушевлен­ных и неодушевленных предметов. У больных эпилеп­сией обнаруживаются ограничение называемых предме­тов рамками одного понятия (называются одни лишь до­машние животные в качестве одушевленных либо мебель и окружающая обстановка в качестве неодушевленных), частое повторение одних и тех же слов, иногда (чаще в начале задания) — неправильное чередование пар слов.

При выраженном эпилептическом слабоумии и олигофазии больные нередко прибегают к называнию собствен­ных имен близких им людей.

Явления инертности отмечаются и при произвольном назывании 60 слов. На выполнение этого задания уходит от 6—7 до 14 мин. Многократно повторяются одни и те же слова. Психически здоровые обычно называют слова смыс­ловыми гнездами, состоящими из 5—6 слов, близкими по родовой принадлежности, например, “автомобиль, поезд, самолет, пароход”. После такого смыслового гнезда может следовать другое: “море, река, озеро” и т.д. У больных эпилепсией эти смысловые гнезда состоят из значительно большего числа слов. Это обстоятельство делает понятным, почему больные эпилепсией затрачивают на произвольное называние слов много времени, в силу инертности продол­жают искать нужное слово, а не переходят к словам, при­надлежащим к другому смысловому гнезду.

Обнаруживаемая при обследовании больных эпилеп­сией инертность протекания ассоциативных процессов ха­рактеризует их мышление как тугоподвижное, вязкое. Эти особенности отмечаются и в произвольной речи больных: они “топчутся” на месте, не могут отвлечься от второсте­пенных, мало существенных деталей. Но при этом цель высказывания больным не теряется.

Инертность, вязкость мышления больных эпилепсией отчетливо выступает в словесном эксперименте. Об этом свидетельствует увеличение латентного периода, частые эхолалические реакции, однообразное повторение одних и тех же ответов. Часто на слова-раздражители больные отвечают стереотипными рядами слов либо называют слова из своего профессионального обихода, иногда в качестве ответной реакции подбираются прилагательные, обозна­чающие цвет данного предмета. Иногда ответные слова относятся к предыдущим словам-раздражителям (“запаз­дывающие” речевые реакции).

Такие же особенности обнаруживают больные эпилеп­сией при исследовании методикой подбора слов-антони­мов, являющейся вариантом словесного эксперимента. Здесь сам исследующий инструкцией предопределяет ха­рактер ответных реакций. Оскудение словарного запаса часто приводит к тому, что больные прибегают к образо­ванию антонима путем прибавления к заданному слову частицы “не”. В словесном эксперимен­те отмечается зависимость между характером слова-раз­дражителя и величиной латентного периода. Испытывае­мые больным затруднения в подыскании нужного слова-антонима увеличиваются при предъявлении им слов аб­страктного значения.

Часто в словесном эксперименте встречаются ответ­ные реакции — штампы (например: яблоко — груша, пти­ца — курица). При выраженном слабоумии ответные ре­акции стереотипны, однообразны — на все слова-раздра­жители больной может отвечать 2—3 словами (“хороший” или “плохой”, “знаю” или “не знаю”). Нередко словесные реакции отражают отношение больного к предметам, обоз­наченным словами-раздражителями, например: город - люблю; булка — вкусная и т. п. Эти особенности ассоци­аций отражают изменения личности больных, присущий больным эпилепсией эгоцентризм.

Такого рода включение себя в описываемую ситуацию рассматривается как признак преобладания конкретных представлений в мышлении больных эпилепсией, недо­статочности в осмыслении условного характера задания, как проявление эгоцентрических тенденций.

Уже в обычной беседе больные эпилепсией обнаружи­вают склонность к чрезмерной обстоятельности, детали­зации. Еще больше эти особенности эпилептического мыш­ления выступают при описании больными сложного ри­сунка или при пересказе текста. При этом больные подме­чают совершенно несущественные детали, фиксируют на них свое внимание. Нередко, описав, таким образом, рису­нок, больной все же не может уловить его содержание.

Затруднения в выделении существенных признаков предметов и явлений характеризуют наблюдающиеся при эпилепсии снижение уровня процессов обобщения и от­влечения. При исследовании методикой исключения боль­ные крайне обстоятельно характеризуют каждый из четы­рех изображенных на рисунке предметов и либо не нахо­дят между ними отличия, либо заявляют, что все эти пред­меты ничего общего между собой не имеют. Так, боль­ные приходят к выводу, что шкаф, кровать, этажерка и комод являются мебелью, и не могут найти отличитель­ного признака, позволяющего объединить виды мебели, служащие для хранения каких-либо предметов. Разгляды­вая картинку с изображением очков, часов, весов и термо­метра, больной дает им крайне детальную характеристику и утверждает, что не видит между ними ничего общего.

Больные эпилепсией производят классификацию по конкретно-ситуационному признаку. При этом можно ус­лышать такие рассуждения: “морковь, лук, помидор — это я всегда в борщ кладу”; “врач, ребенок, термометр — все это в больнице, и уборщица в больнице нужна” и т. п. Характерно образование в процессе классификации не­скольких мелких, близких по содержанию групп, напри­мер, выделяется посуда металлическая и стеклянная, обувь и головные уборы образуют отдельные группы и не объ­единяются с одеждой.

Часто наблюдающиеся у больных эпилепсией пустые рассуждения создают картину своеобразного резонерства, отличающегося от резонерства при других заболеваниях, в первую очередь, от шизофренического. Резонерство боль­ных эпилепсией носит характер компенсаторных рассуж­дений. Его особенности проявляются в поучительном, типа сентенций, тоне высказываний, отражающих некоторую патетичность и переоценку собственного жизненного опы­та, в то время как эти высказывания носят характер неглу­боких, поверхностных, бедных по содержанию суждений, содержат шаблонные, банальные ассоциации. Их резонер­ские рассуждения всегда приурочены к конкретной ситуа­ции, от которой больному трудно отвлечься. У резонерствующих больных эпилепсией в эксперименте отмечаются снижение уров­ня обобщения и отвлечения, узость диапазона мышле­ния, эгоцентрические тенденции при бедности словарно­го запаса.

Характерны наблюдающиеся у больных эпилепсией расстройства речи — замедление ее темпа, употребление уменьшительных слов и речевых штампов, олигофазии. Олигофазия, как писал А. Н. Бернштейн (1912), — основ­ное и наиболее характерное речевое расстройство у боль­ных эпилепсией. Различают острую послеприпадочную и постоянную (общую прогрессирующую, по Я. П. Фрумкину, 1939) олигофазию.

Непосредственно после припадка при наличии расстро­енного сознания у больных обнаруживается асимболия — нарушена способность узнавать предмет и его назначение. По мере восстановле­ния сознания асимболия исчезает, ука­зывал А. Н. Бернштейн, и проявляется амнестико-афатический комплекс (острая после­припадочная олигофазия). Олигофазия проявляется в том, что больные узнают пока­зываемый им предмет и обнаруживают знание его свойств и назначения, но назвать предмет не могут. Патофизио­логически острая послеприпадочная олигофазия изучена М. И. Серединой (1952), установившей своеобразную по­степенность восстановления корковых связей между сиг­нальными системами после судорожного припадка. Вначале высвобождаются из-под торможения связи между речевоспри­нимающей областью и двигательным (кинесте­тическим) анализатором. В связи с этим больной может правильно выполнять двигательные задания. Затем вос­станавливаются связи между зрительным и речедвигательным анализаторами —- больной может правильно назы­вать предметы. В последнюю очередь восстанавливаются связи между слухоречевым и речедвигательным анализа­торами, лишь тогда больные уже могут правильно отве­чать на вопросы.

Затруднения называния предметов в послеприпадочный период неоднородны: более знакомые, обыденные предметы больные называют раньше, чем менее знако­мые по прежнему жизненному опыту.

Течение эпилепсии сопровождается неуклонным ослаб­лением памяти. Вначале обнаруживается нарушение про­извольной репродукции — концентрация внимания на вос­произведении в памяти какого-либо слова приводит к ухуд­шению способности репродукции. На последующих эта­пах обнаруживаются расстройства удержания и запомина­ния. Такая динамика расстройства памяти при эпилепсии отмечалась О. Bumke (1939), И. Шипковенским (1956).

Кривая запоминания у больных эпилепсией носит свое­образный характер. Количество воспроизводимых слов с каждым последующим повторением либо незначительно увеличивается, либо остается прежним. Не встречается, как при церебральном атеросклерозе, уменьшение коли­чества слов, воспроизводимых при последующих повто­рениях. При более глубоких нарушениях памяти у боль­ных эпилепсией кривая запоминания носит более пологий характер.

Представляет интерес определенное соответствие меж­ду выраженностью общей прогрессирующей олигофазии и глубиной расстройств памяти, их параллелизм. Чем меньше выражены у больных эпилепсией расстройства памяти, тем менее выражена и общая прогрессирующая олигофазия, и, наоборот, более глубоким расстройствам памяти соответствуют более выраженные олигофазические проявления.

Для больных эпилепсией характерен детализирующий тип восприятия, отражающий черты эпилептической пси­хики в перцепции. Аналогами детализирующего типа вос­приятия в мышлении являются снижение уровня обобще­ния и вязкость. При обследовании больных эпилепсией с равной степенью выраженности психического дефекта за­метен явный параллелизм между отмеченными особен­ностями в перцепции и мышлении.

Исследование больных с помощью теста Роршаха показало, что с тенденцией к детализации у больных эпилепсией свя­зано известное уменьшение количества “стандартных” ин­терпретаций, характерных для здоровых и отражающих присущие норме перцептивные стереотипы.

С нарастанием слабоумия уменьшается и количество образов, характеризующихся динамичностью, снижается “показатель движения”.

Таким образом, для эпилептического интеллектуаль­ного дефекта характерно сочетание таких признаков, как понижение количества стандартных интерпретаций, отсут­ствие кинестетических интерпретаций, снижение количес­тва ответов с интерпретацией пятна как целого, бедность, стереотипность содержания.

С прогредиентностью заболевания связано и возраста­ние количества ответов по цвету.

При исследовании методом Вартегга (А. Т. Чередни­ченко, 1975) больные эпилепсией чаще, чем больные ши­зофренией и здоровые, использовали цветные карандаши. В некоторых случаях преимущественное использование красного цвета было характерно для предприпадочного со­стояния обследуемых. Сам рисунок носил характер итера­тивно-детализирующего. Нередко во всем бланке отмеча­лись явления персеверации. Уменьшение коли­чества “стандартных” образов объяснялось бедностью ри­сунка, его редуцированностью, а не необычностью, “сверх­включением”, как это имеет место при шизофрении.

Сравнительно мало при обследовании больных эпи­лепсией используется личностный опросник MMPI.

Особенности личности больных эпилепсией И. В. Крук изу­чала с помощью методики незаконченных пред­ложений. Полученные при этом дан­ные позволяют характеризовать систему личностных отношений больных эпилепсией. На первый план высту­пало значительное преобладание словесных реакций типа импунитивных, отражающих тенденцию к ниве­лированию возможных конфликтных факторов. Напри­мер: “Если все против меня. я стараюсь, чтобы все было хорошо”; “Люди, с которыми я работаю. очень хоро­шие”. Эти примеры свидетельствуют о выраженности у больных в ситуации исследования черт аффективной вяз­кости, умилительности. Иногда при изменении обста­новки исследования, при внесении в нее фрустрирующих факторов выступал и другой компонент эпилепти­ческой аффективной пропорции — взрывчатость, злоб­ность. Это особенно было заметно у больных с преоб­ладанием в картине психического дефекта аффективных изменений. В ряде случаев в составленных больными фразах выявлялась агрессивность: “Если все против меня, то. я буду бороться и ни перед чем не останов­люсь”.

В ответах больных часто обнаруживались тенденции, которые могут быть обозначены как чрезмерно альтру­истические. Они соответствуют характерным для боль­ных эпилепсией особенностям личности, которые в пси­хиатрической литературе получили название “гиперсоциальности эпилептиков” (F. Mauz, 1937); “Я всегда хо­тел. жить и трудиться на благо коллектива”; “Моей самой большой ошибкой было. то, что я заболел; ведь я мог бы приносить пользу людям”.

Отношение к болезни проявлялось такого рода ир­радиацией фраз: в плане отношения к болезни больны­ми рассматривались фразы, обычно воспринимаемые в связи с чувством сознания вины, страха, отражающие взаимоотношения в коллективе, отношение к прошло­му и т. д.: “Когда меня нет, мои друзья. нет друзей у больного человека”; “Когда-то я. был такой, как все, у меня не было припадков”; “Самое худшее, что мне слу­чилось совершить, это. заболеть”.

Анализ полученных данных в соответствии со степенью выраженности психического дефекта у обследо­ванных больных позволяет говорить о характерных для этого заболевания прогрессирующих нарушениях само­оценки. По мере углубления психического дефекта на­растают явления недостаточной критичности к себе, не­дооценка неблагоприятных жизненных факторов, уси­ливается преобладание импунитивных реакций, стано­вится все более частой преувеличенно-оптимистическая оценка будущего. Больной с выраженным эпилептичес­ким слабоумием фразу: “Думаю, что я достаточно спо­собен, чтобы. ” заканчивает следующим образом: “. учиться в институте”. Параллельно отмечается уси­ление испытываемых больными затруднений при вы­делении эмоциональной направленности фраз. Фразы становятся эмоционально малозначимыми: “Моя мать и я. сидим дома”.

Методика “незаконченных предложений” дает объ­ективное представление о характерологических изме­нениях больных эпилепсией и может быть использо­вана для определения степени выраженности психиче­ского дефекта. Эти данные могут помочь в решении диагностических и экспертных вопросов, а также в ин­дивидуальном построении реабилитационных мероп­риятий.

§ 5. Патопсихологическое изучение детей школьного возраста

Эпилепсия либо является следствием органического поражения мозга, либо имеет геннуинное происхождение. Кроме эпилептических припадков, которые истощают и травмируют больного, заболевание часто сопровождается стойкими психическими изменениями, затрагивающими как познавательные процессы, так и характер больного.

При обследовании детей, больных эпилепсией, в особую группу выделяют детей, страдающих генуинной эпилепсией. В структуре личности у этих детей часто отмечается повышенный инстинкт самосохранения, большое стремление к самоутверждению и выраженная эгоистичность. Генуинная эпилепсия — это форма эпилепсии, протекающая с первично генерализованными припадками, не связанная с явным органическим поражением головного мозга или выявленным нарушением обмена.

Дети, страдающие эпилепсией, никогда не теряют связь с реальностью и стремятся учитывать обстоятельства и влиять на них в свою пользу.

В структуре личности ребенка, больного эпилепсией, выявляется в первую очередь замедленность, заторможенность всех реакций, а также вязкость проявлений в аффективной сфере. Больные педантичны, мелочны, трудно переключаемы. Они обращают большое внимание на второстепенные детали проблемы и застревают в них.

При осуществлении любой деятельности у больных могут наблюдаться абсансы (от франц. l’absense — отсутствие) — кратковременные выключения сознания, проявляющиеся в застывшем взгляде, иногда ритмических подергиваниях глазных яблок или век.

Среди детей, страдающих эпилепсией, встречается много таких, которые обладают хорошей зрительной памятью, граничащей с эйдетической памятью (разновидностью образной). У некоторых из таких детей эйдетический образ приближается к галлюцинаторному. Следует подчеркнуть, что состояние памяти как психического процесса зависит от общего состояния больного ребенка. У детей, страдающих частыми приступами, процесс запоминания деформирован.

Психологическое обследование детей с эпилепсией дает возможность устанавливать зависимость между возникающими у них расстройствами вербального мышления, словесной памяти и речевыми расстройствами.

Характеризуя в целом особенности мышления при эпилепсии, следует отметить такие характеристики, как обстоятельность, склонность к повторам, застреваемость, персеверативность, затрудненность обобщений и кратких формулировок. Часто выраженность этих процессов сочетается с общими изменениями личности больного ребенка.

Воображение детей, больных эпилепсией, характеризуется бедностью и конкретностью образов. У них вызывает затруднение угадывание образов в незаконченных рисунках или сочинение рассказов на заданные темы. Составление любого рассказа опирается у них на конкретный материал, сохраняемый в памяти. Этот материал служит основой возникновения представлений. Однако снижение темпа формирования мнемических следов, и таким образом представлений, не позволяет осуществлять этот процесс полноценно, что ведет к развитию эмоциональной тупости и обедненности воображения больных детей.

При исследовании воображения детей, больных эпилепсией, методом Роршаха выявилась тенденция видеть в изображенном лишь целостные конкретные предметы (бабочку, обрыв, ущелье, различных животных). Некоторые дети в состоянии аффективного приступа могут видеть в пятне только цвет или разрезанных животных и кровь.

Эмоционально-волевая сфера больных эпилепсией отличается определенными особенностями: вязкостью, напряженностью и длительностью сохранения негативных переживаний. Эти дети легко ранимы и тяжело переносят свое состояние. Они легко обижаются и не переносят порицаний. Эмоциональной сфере детей с эпилепсией свойственна та же инертность и вязкость, что и другим психическим процессам. Поэтому негативные переживания таких детей прочно закрепляются в сознании и приобретают неадекватные формы. От неудач они становятся раздражительными, сердитыми, а иногда и злобными. В случае обиды дети младшего школьного возраста и подростки могут затаить желание отомстить обидчику. Однако такая особенность, как мстительность, у этих детей может проявиться не открыто, а тайно, исподтишка.

Для детей, страдающих генуинной эпилепсией, характерны хорошая работоспособность, активность и целенаправленность. Однако эти процессы у них могут сопровождаться нарастанием агрессии, если возникают препятствия к осуществлению той или иной деятельности. Эти дети проявляют особое стремление к завершению, доведению до конца начатой работы. При этом демонстрируют особую аккуратность, чувство долга и ответственность.

Особенности детей, больных эпилепсией, у которых отсутствует снижение интеллектуальной деятельности

У части детей, больных эпилепсией, для которых нехарактерны частые припадки, а психическая деятельность близка к норме, может отсутствовать снижение интеллектуальной деятельности. Эти дети обычно продолжают обучение в массовой школе. Однако и у них наблюдаются некоторые проявления патологического развития психики.

Подросткам и при нормальном развитии свойственна особая сензитивность к воздействию на них окружающего мира. Некоторые дети, страдающие эпилепсией, в этом возрасте особо ранимы. Они чувствительны и повышенно аффективны. У этих детей отмечается потребность в самоутверждении и постоянном привлечении к себе внимания. Отсюда проявляющиеся у них назойливость и некоторая агрессивность.

Особенности детей с органической эпилепсией

В практике патопсихолога часто встречаются больные с органической эпилепсией. В большинстве случаев у этих больных обнаруживаются те же черты, что присущи генуинной эпилепсии. Однако есть и отличия. Органическая эпилепсия сопровождается более выраженной тугоподвижностью, значительным снижением интеллекта с отсутствием критического отношения к собственной интеллектуальной несостоятельности, выраженной истощаемостью, отсутствием устойчивости и целенаправленности в работе. При осуществлении любой деятельности такие дети не проявляют инициативы. Обращает на себя внимание резкое нарушение их работоспособности.

Особенности протекания дементного процесса при эпилепсии

Психические нарушения при эпилепсии у части детей вызывают распад высших психических функций. Деменция при эпилепсии — это сложное образование, ее особенностью является необратимый, прогрессирующий дефект, который проявляется в общем снижении личности, в стойком поражении интеллекта и других психических процессов, в уменьшении возможности детей продолжать обучение.

У дементных детей, страдающих эпилепсией, в большей степени проявляются тугоподвижность и замедленность всех психических процессов. Заметно снижается память, больной ребенок лишается возможности получать новые знания и постепенно теряет уже приобретенные. Разрушаются мыслительные операции, проявляющиеся в нарушении различения главных и второстепенных сущностей явления. Восприятие окружающего мира происходит только в связи с конкретной ситуацией. В ответах больных обнаруживается все увеличивающаяся склонность к детализации второстепенных подробностей, отражающих узость кругозора больного ребенка. Снижение всех мыслительных процессов и плохая память не позволяют больному ребенку правильно разбираться в жизненных явлениях. Разрушаются логические взаимосвязи и процесс сравнения или обобщения сводится к перечислению многочисленных второстепенных признаков.

Понижается работоспособность. Ребенок оказывается способным к проявлению активности только в исполнительской деятельности. Характерными становятся личностные нарушения и резкое сужение интересов. Аффективная сфера поражается в сторону все большего эгоизма, злопамятности и жестокости. Среди личностно сниженных больных с эпилепсией отмечаются преимущественно дементные больные.

психология для всех и каждого

  • Главная
  • О нас
    • История
    • Команда
  • Новости
    • Сайт
    • Пресса
  • Дети
    • Стихи детей
    • Рассказы детей
    • Рисунки детей
  • Студенты
    • Лекции
      • Позитивная психотерапия
      • Психодиагностика
      • Психология семейных отношений
      • Перинатальная психология
      • Психосоматика
      • Патопсихология
      • Нейропсихология детского возраста
      • Нейропсихология
      • Анатомия и физиология детского организма
    • Рефераты
      • Психология
    • Курсовые
      • Психология
    • Билеты
      • Общая психология
      • Клиническая психология
      • Педагогическая психология
      • Философия
      • Психодиагностика
    • Дипломы
      • Психология
    • Аспирантура
      • Лекции
        • История науки
      • Билеты
        • Общая психология
        • Философия
    • Статьи
  • Взрослые
    • Родителям
      • До рождения
      • Дети от 0 до 1 года
      • Дети от 1 до 3 лет
      • Дети от 3 до 7 лет
      • Дети от 7 до 11 лет
      • Дети от 11 до 14 лет
      • Дети от 14 до 18 лет
      • Для всех
    • Калейдоскоп
  • Ссылки
  • Поиск
  • Skip to content

Эпилепсия - эндогенно-органическое заболевание с хроническим течением, возникающее преимущественно в детском и юношеском возрасте, характеризующееся разнообразными пароксизмами, а также изменениями личности, нередко достигающими выраженного слабоумия.

1. Генуинная эпилепсия (внутренне присущая) - причина не выявлена

2. Симптоматическая эпилепсия - возникает в результате тяжелого поражения головного мозга. Например: черепно-мозговая травма, опухоли (объемный процесс), воспалительный процесс.

Психологическая характеристика больного:

1. изменение динамики протекания психических процессов.

Два феномена:

а) - общая замедленность снижения темпов психических процессов. В обычном поведении проявляется в общей замедленности реакции, неуклюжести моторной сферы.

В эксперименте это проявляется так - замедленная ориентировка в новом задании. Например, таблицу Шульте в норме человек выполнит за 40-45 сек., а больной за 1 минуту, полторы минуты. Также и в других пробах. В свободных ассоциациях также проявляется замедленность при подборе слов

- инертность психической деятельности. Инертность состоит в трудности переключения. Степень выраженности инертности может быть различной в зависимости от тяжести и длительности заболевания. При генуинной эпилепсии может наблюдаться истощаемость. При симптоматической эпилепсии истощаемость наблюдается.

б) Нарушение познавательной деятельности.

Снижение всех видов познавательной деятельности:

- нарушение памяти: обычно не грубое. При генуинной эпилепсии обычно грубых нарушений нет.

Запоминание слов - медленное накопление объема запоминаемого материала. В запоминании рассказа может быть пропуск части сюжета. Также наблюдается нарушение опосредованного запоминания материала. Опосредование не улучшает запоминания, как в норме, а дезорганизует его. Больные эпилепсией - при опосредованном запоминании вязнут в деталях. Наблюдается предельная детализированность. Например, нужно запомнить веселый праздник. Они рисуют стол, закуски, выпивку, людей. Основную цель - запомнить, заменяет на цель - нарисовать. И начинается путаница в деталях.

Общая инертность психической деятельности. Неэкономичное использование опосредованного звена. Избыточность не приводит к улучшению.

- особенности внимания:

1. сужение объема внимания

2. трудности переключения внимания (требуется больше усилий для переключения внимания, чем в норме).

- особенности, специфика речи:

1. объединение инертности и нарушения памяти. Появляется замедленность темпа речи, амнестические западения (забывает слова). В речи достаточно много уменьшительно-ласкательных суффиксов. Олигофазия - замедление темпа и нарушение речевой памяти.

- нарушение мышления:

1. нарушение операциональной стороны мышления по типу снижения уровня обобщения. У больного наблюдаются трудности выделения существенного признака предметов и явлений, подмена данного признака, конкретно-ситуационным.

Трудности понимания переносного смысла пословиц и метафор.

2. обстоятельность, тенденция к детализации суждений. Больной вязнет в деталях.

Нарушение мотивационной стороны мышления - в виде резонерства. Резонерство всегда многословно, аффективно насыщенно. Больной - моралист, учит всех жить. Это носит компенсаторный характер резонерства. Затруднение в выполнении задания, или когда больной пытается повысить свою самооценку и добиться признания от другого человека.

Изменение личности при эпилепсии. "С библией в руке и с камнем за пазухой"

Ханжество, слащавость. При первом впечатлении такой больной приятен, подчеркнуто вежлив. Все эти проявления - поведенческий фасад.

В ситуации конфликта, обиды, такой больной злобен, агрессивен, мстителе, злопамятен. Помнит малую обиду годами. Несоответствие поведенческому фасаду. Их точки зрения - ригидные. Они редко когда их меняют. Недостаточно прислушиваются к чужому мнению. Они подчеркнуто вежливы и лояльны к вышестоящим людям. Деспотичны к зависимым от них людям.

Им свойственен педантизм, максимальный контроль, детализация. Хорошо переносят монотонный труд. Создание чего-то - проблематично. Очень тревожная ситуация.

- инертность мотивационной сферы. Инертность побуждений, целей в крайней степени проявляется. Трудность адаптации в социальной реальности.

Филиал Московского психолого-социального в г.Рязани Патронова С.С.

Эпилепсия — хроническое, полиэтиологическое заболевание головного мозга, характеризующиеся в зависимости от локализации патологического очага повторными судорогами, несудорожными и (или) психопатологическими пароксизмальными проявлениями в результате чрезмерных нейронных разрядов и развитием эмоциональных и психических расстройств. На протяжении многих десятилетий эпилепсия рассматривается как весьма распространенное, пограничное нервно-психическое заболевание со сложным этиопатогенезом, полиморфной клиникой и весьма неоднозначным прогнозом, несмотря на очевидные успехи лекарственного и хирургического лечения.

Исследование высших психических функций у больных эпилепсией открыло новую эру изучения связи заболевания и нарушения когнитивных функций. Первые психолого-диагностические исследования при эпилепсии были выполнены еще в конце XIX — начале XX вв. и связаны с именами В.А.Бехтерева, Э.Крепелина, А.Н.Бернштейна и др. В указанных исследованиях изучение сенсомоторных реакций, особенностей внимания и памяти, мыслительных процессов и речи соотносились с клиническими (описательными) характеристиками личности больных, страдающих эпилептическими припадками и их психическими эквивалентами, что позволило проследить причинно-следственные зависимости. Одним из первых исследователей, проводившим тестирования этой категории пациентов, был ещё J.Taylor Fox в 1924 году. W.G.Lennox (1942) при сравнении 449 пациентов с симптоматической эпилепсией и 1456 — с идиопатической отмечал нарушения в умственной сфере в первой группе в 26% случаев, а во второй — в 10%. Он также показал, что, чем раньше манифестирует заболевание у пациентов с симптоматическими и идиопатическими формами, тем более выражены нарушения в когнитивной сфере. Комплексные клинические нейрофизиологические и экспериментально-психологические исследования проводились в Канаде под руководством W. Penfield в 1950-х г. К настоящему времени накоплен опыт медико-психологических исследований, который обобщен в ряде работ (Л.И.Вассерман, 1989, Е.Д.Хомская, 1987).

Во время патопсихологического исследования больных эпилепсией изучается мышление (динамика, операции), память, внимание, врабатываемость, переключения. Мышление у больных эпилепсией тугоподвижное, вязкое, пациенты затрудняются выполнить любые пробы на переключение. Использование таблиц Шульте выявляет замедление темпа психической деятельности (брадикардия). Время отыскивания чисел на одной таблице увеличивается до 1,5-2,5 минут и более. При этом не отмечается истощаемости, если нет соматизации.

Уже в начальной стадии эпилепсии отмечаются изменения подвижности основных нервных процессов, инертность психической деятельности. Брадикинезия и инертность протекания психических процессов характеризуют мышление эпилептиков — тугоподвижное, вязкое, с затруднениями в отделении основного от второстепенного. Наблюдаемый иногда в клинике достаточно быстрый темп речи больных эпилепсией зависит от стереотипного характера психической деятельности, речь этих больных изобилует шаблонами

В обычной беседе у больных эпилепсией обнаруживается склонность к чрезмерной обстоятельности, детализации. Еще больше эти особенности эпилептического мышления выступают при описании больными сложного рисунка или при пересказе текста. Нередко, описав таким образом рисунок, больной не может уловить все же его содержание. Особенно ярко склонность к детализации проявляется при исследовании с помощью методики установления последовательности событий по серии рисунков.

Часто речь больных отличается употреблением уменьшительно-ласкательных суффиксов, замедлением темпа речи. Резонерство при этом заболевании отличается патетичностью, поучительностью, переоценкой своего жизненного опыта, банальностью ассоциаций, шаблонами в мышлении.

Кроме нарушения психических процессов при эпилепсии, описанных выше, хотелось подчеркнуть так же характерологические нарушения личности больного. По мнению Б. Ф. Зейгарник при эпилепсии происходит изменение личности, которое характеризуется обычно как сочетание брутальности, угодливости и педантичности. У них происходит компенсация первичных дефектов, приводящая нередко к нарушению опосредованности.

Известно, что, для того чтобы компенсировать дефект, надо прежде всего выработать адекватные способы и средства его преодоления.

Мало того, надо не только найти способы преодоления дефекта, но и овладеть ими до известной степени свернутости и автоматизации. Навык освобождает субъект от контроля за исполнением действия и тем самым дает возможность перенесения ориентировки в более широкое поле деятельности.

Вместе со смещением мотива соответственно смещается и смысл деятельности. Сложная опосредованная деятельность теряет смысл для больного, главным становится исполнение отдельных операций, которые в норме выполняют роль технического средства.

Особо присущая эпилептику аффективность насыщает этот смысл, делая его не просто отношением, а отношением активным. Больные не терпят малейших нарушений заведенного порядка. В ходе болезни аккуратность, педантичность становятся не просто неудачной компенсацией, а привычным способом действия, определенным отношением к окружающему миру, определенной социальной позицией, т.е. чертой характера.

Нами было проведено экспериментально-психологическое исследование больных эпилепсии на базе Рязанского областного психоневрологического диспансера, выборка состояла из 10 респондентов ( 6 мужчин и 4 женщины) среднего возраста. Мы использовали следующие методики: беседа; запоминание 10 слов, рассказов; корректурная проба; исключение лишнего предмета; сравнение понятий; объяснение пословиц; простые аналогии; отыскивание чисел; методика Коченова. В ходе нашего исследования мы изучали у больных мышление, память, внимание, врабатываемость, переключение и процесс саморегуляции деятельности. После обработки полученных данных мы можем сделать следующие выводы, что для больных эпилепсии характерно:

1. Механическое запоминание и объем долговременной памяти снижены.

2. Мышление замедлено, инертно, склонно к конкретизации,
застреваемо.

1) Умеренное снижение концентрации и устойчивости внимания.

2) Использование в речи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

5. Психологические процессы замедлены, инертны, порой до
вязкости.

6. Снижение волевых усилий, эмоциональных процессов.

7. Саморегуляция нарушена: при планировании деятельности
наблюдается ослабление мотивационной сферы, волевой сферы, за счет
нейродинамики (больные плохо переключаются от одного к другому аспекту
деятельности, вязнут в деталях), контроль так же снижен за счет памяти,
забывания инструкций.

Своё внимания мы хотели остановить на вопросе саморегуляции. То есть если одна из главных проблем у эпилептиков вязкость, они очень часто застревают на каком либо элементе. Следовательно, возникают и сложности составить план своей деятельности, в частности умственной, т.е. они не могут простроить его полноценно, зациклиться на одном элементе. Для них характерно, не достигать часто цели, потому что фиксируются на препятствии.

Таким образом, саморегуляция нарушается как в плане мыслительной деятельности и в его осуществлении из-за вязкости, зацикленности, трудности переключения.

К настоящему времени накоплен большой опыт клинико-психологических и экспериментальных исследований при различных формах эпилепсии у взрослых и детей, но интерес к такого рода исследованиям возрастает. Это связано как с развитием представлений о мозговых механизмах эпилептогенеза и совершенствованием методов дифференцированного лечения и реабилитации больных, так и с развитием медицинской психологии, расширением возможностей применения психодиагностических методов для исследования больных на разных этапах лечения. Развитие психодиагностики как неотъемлемой составной части медицинской психологии, инструмента целенаправленного и развернутого исследования личности больного во всем многообразии ее проявлений тесно связано с общемедицинской концепцией реабилитации, использованием различных видов психотерапии, психогигиеной и психопрофилактикой.

Блейхер В. М. О расстройствах речи и памяти при эпилепсии.— В сб.: Эпилепсия, т. II. М., 1964.

Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики: Практическое руководство. СПб.: Стройлеспечать, 1997.

Патопсихология. Основы клинической диагностика и практики/Б. В. Зегарник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2008.

Психологическая диагностика нарушений интеллектуальной деятельности при эпилепсии. — (Методические рекомендация). /Авторы-составители Л. И. Вассерман, И. Н. Гильяшева. — Ленинград, 1989.

Медицинская психология. — (Методические указания). /Автор-составитель Т.П.Пушкина. — Новосибирск: Научно-учебный центр психологии

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.