А в батаршев темперамент и свойства высшей нервной деятельности

4 4 Оглавление Часть 3. Характерология Астрология Литература Физиогномика Литература Френология Литература Хирология Литература Графология Литература Именология Литература ПРИЛОЖЕНИЯ К ЧАСТИ Приложение 3.1. Психографологический анализ тест-почерка (фрагменты из работ слушателей Школы практической психологии) Приложение 3.2. Этимологический список наиболее употребительных имен

9 2. Взаимосвязь темперамента с типами высшей нервной деятельности Можете ли вы спокойно аргументировать свои высказывания во время бурного разговора? 111. Можете ли вы мгновенно реагировать на необычную ситуацию? 112. Ведете ли вы себя тихо, если вас об этом просят? 113. Соглашаетесь ли вы без особых внутренних колебаний на болезненные врачебные процедуры? 114. Умеете ли вы интенсивно работать? 115. Охотно ли вы меняете места развлечения, отдыха? 116. Трудно ли вам привыкнуть к новому распорядку дня? 117. Спешите ли вы оказать помощь в случае неожиданных происшествий? 118. Присутствуя на спортивных соревнованиях, в цирке и т. п., воздерживаетесь ли вы от неожиданных выкриков и жестов? 119. Нравятся ли вам занятия, требующие по своему характеру ведения беседы со многими людьми? 120. Контролируете ли вы выражение своего лица (гримасы, ироническая улыбка и т. п.)? 121. Нравятся ли вам занятия, требующие энергичных движений? 122. Считаете ли вы себя смелым человеком? 123. Прерывается ли у вас голос (вам трудно говорить) в необычной ситуации? 124. Можете ли вы преодолеть нежелание работать в момент неудачи? 125. В состоянии ли вы длительное время стоять, сидеть спокойно, если вас об этом просят? 126. В состоянии ли вы преодолеть свое веселье, если это может когонибудь задеть? 127. Легко ли вы переходите от печали к радости? 128. Легко ли вы выходите из равновесия? 129. Соблюдаете ли вы без особых затруднений обязательные в вашей среде правила поведения? 130. Нравится ли вам выступать публично? 131. Приступаете ли вы к работе обычно быстро, без длительного подготовительного периода? 132. Готовы ли вы прийти на помощь другому, рискуя жизнью? 133. Энергичны ли ваши движения? 134. Охотно ли вы выполняете ответственную работу? Обработка и интерпретация результатов тестирования Оценка степени выраженности исследуемых свойств темперамента (силы процесса возбуждения, силы процесса торможения, подвиж-

14 20 Часть 1. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности Сильный уравновешенный, инертный (флегматический темперамент) Психические процессы характеризуются определенной инертностью и замедленным реагированием на раздражители. Уравновешенность и некоторая инертность нервных процессов позволяют флегматику оставаться спокойным в любых условиях. Это спокойный, уравновешенный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни. При наличии сильного торможения и уравновешенного процесса возбуждения ему нетрудно сдерживать свои порывы, строго следовать выработанному распорядку жизни. Флегматик солиден, работает неторопливо, ритмично. Внимание его в меру устойчивое, переключение внимания замедленное. Чувства внешне проявляются слабо. Скуп на слова. Взгляд маловыразителен, мимика бедна и однообразна. В меру общителен, предпочитает проверенные методы работы, контролирует свою деятельность, излишние самопроверки ему не мешают и не раздражают. Редко проявляет инициативу. Характерологические черты Позитивные: ровен в отношениях; в меру общителен; не обидчив; отличается высокой работоспособностью; настойчив; способен к большому напряжению в работе. Негативные: инертность; малоподвижность; требует времени для сосредоточения внимания; медленно принимает решения. Сильный неуравновешенный (холерический темперамент) Нервные процессы отличаются повышенной возбудимостью и неуравновешенностью. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, инициативен в деятельности. Выразительный проникновенный взгляд. Движения быстрые и резкие. Резкая смена эмоций. Склонен переоценивать свои силы и недооценивать препятст-

18 24 Часть 1. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности Характерологический признак 1. Уравновешенность поведения Психологическая характеристика типов темперамента Типы темперамента Таблица 1 Сангвиник Флегматик Холерик Меланхолик Хорошо уравновешенное 2. Эмоциональные переживания Поверхностные, кратковременные 3. Настроение Устойчивое, жизнерадостное 4. Речь Громкая, живая, плавная Слабые Устойчивое, без больших радостей и печалей Монотонная, радостная 5. Терпение Умеренное Очень большое Отлично уравновешенное Неуравновешенное Сильные, кратковременные Неустойчивое с преобладанием бодрого Громкая, резкая, неравномерная Слабое Очень неуравновешенное Глубокие и длительные Неустойчивое с преобладанием пессимизма Тихая с задыханием Очень слабое 6. Адаптация Отличная Медленная Хорошая Трудная (замкнутость) 7. Общительность 8. Агрессивность в поведении 9. Отношение к критике 10. Активность в деятельности 11. Отношение к новому Умеренная Невысокая Высокая Низкая (замкнутость) Миролюбивое поведение Сдержанность в поведении Агрессивен Истеричность в поведении, возмущение и уход от сложностей Спокойное Безразличное Возбужденное Обидчивое Энергичная (деловая) Безразличное Поведение неутомимого труженика Отрицательное Положительное Страстная, увлеченная Неравномерное, реактивное поведение (как ответ на активность других) Оптимистическое отношение сменяется пессимистическим и наоборот

19 4. Методика определения типов темперамента Отношение к опасности 13. Стремление к цели 14. Самооценка 15. Внушаемость и мнительность Типы темперамента Сангвиник Флегматик Холерик Меланхолик Расчетливое, без особого риска Быстрое, с избеганием препятствий Некоторая переоценка своих способностей Характерологический признак Хладнокровное, невозмутимое Медленное, упорное Реальная оценка своих способностей Боевое, рискованное, без особого расчета Сильное, с полной отдачей Значительная переоценка своих способностей Тревожное, растерянное, подавленное То сильное, то слабое, с избеганием препятствий Чаще всего недооценка своих способностей Небольшая Стабильная Умеренная Большая Примечание. В случае, если по двум из четырех столбцов набрано одинаковое количество баллов, это свидетельствует скорее всего о принадлежности испытуемого к переходным подтипам темперамента. Рис. 2. Двухфакторная модель экстравертированности и нейротизма Г. Айзенка

А. В. Батаршев

ТЕМПЕРАМЕНТ

И СВОЙСТВА
ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Психологическая диагностика

ББК 88.6
Б28
УДК 152.34

Батаршев А. В.

Б28 Темперамент и свойства высшей нервной деятельности: Психологическая диагностика. — М.. ТЦ Сфера, 2002. — 88 с. I5ВN 5-89144-233-7

Рассматриваются характерологические особенности темперамента, взаимосвязь темперамента с типами высшей нервной деятельности, с другими психологическими свойствами индивида Центральное место в пособии отведено методике психодиагностики темперамента.

Для практических и школьных психологов, студентов педагогических вузов и колледжей, а также для всех, кто интересуется психологией.

ВВЕДЕНИЕ

При описании темперамента в учебно-методической литературе чаще всего ограничиваются освещением теоретических вопросов (типы и свойства темперамента, связь темперамента с индивидуальным стилем деятельности и основными свойствами личности и т.п.). Как правило, эти сведения не подкрепляются практическими знаниями по определению темперамента и его свойств у испытуемых. В большинстве случаев овладение методами психологической диагностики отсрочено, поэтому значительная часть
сведений о темпераменте студентами забывается и ее приходится восстанавливать вновь.

Учитывая вышесказанное, автор поставил перед собой задачу дать общее представление о темпераменте как одной из центральных проблем психологии индивидуальных различий и практические рекомендации по определению у испытуемых типов их темперамента, осветив это в учебном пособии. Насколько эта задача решена — судить читателю.

В пособии кратко изложены сущность темперамента, его характерологические особенности, взаимосвязь с типами высшей нервной деятельности, с другими психологическими свойствами личности, практическое определение типов темперамента, его психологических характеристик (экстраверты — интроверты) и
уровней эмоциональной устойчивости.

Психологами установлено, что в темпераменте, его характерологических чертах отражаются такие психологические свойства личности, как общительность, готовность к сотрудничеству, доброжелательное отношение к людям, эмоциональная стабильность и реалистическая настроенность, эмоционально-волевые качества, уровень самоконтроля и самосознания личности и др. Понимание сущности темперамента, умение грамотно определять его типы, как и знание
психологических свойств личности (характера, способностей, мотивации и направленности личности и др.), важны не только педагогу, школьному и практическому психологу. Они необходимы также и руководителю предприятия (фирмы), и менеджерам социальной сферы, так как способствуют формированию высокой психологической культуры отношений умению общаться и работать с людьми, регулировать свое поведение, правильно воспринимать и понимать других людей, знать свои индивидуальные психологические качества и возможности, адекватно оценивать себя и своих подчиненных.

Для практических психологов ключевым инструментарием при работе с клиентами выступает тестирование Вот почему в пособии основное внимание уделено универсальным стандартизированным психодиагностическим методикам, таким, как опросник по определению темперамента Я Стреляю, двухфакторная модель экстра вертированности и нейротизма Г.Айзенка, психодиагностическая методика по определению свойств темперамента в спортивных коллективах в разработке Б Вяткина и др Наряду с этим приводятся и не стандартизированные методики (определение темперамента на основе эмпирических признаков в разработке Н Н Обозова, выявление свойств темперамента на основе теории черт и др )
Автор надеется, что усвоение этих методик студентами позволит им более профессионально подойти к изучению коррекционно-развивающих программ

Пособие предназначено для практических и школьных психологов, студентов педагогических вузов и колледжей Им могут воспользоваться и студенты других учебных заведений (вузов, колледжей, техникумов), а также слушатели курсов повышения квалификации работников образования при изучении ими проблем
психологии индивидуальных различий

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ

В дальнейшем в развитие учения о темпераменте большой вклад
внесли римский врач Гален (2 в. н. э.), немецкий философ И. Кант (конец XVIII в ), немецкий психолог. В. Вундт (конец XIX в.), немецкий психиатр Э. Кречмер, американский социолог У. Шелдон, русский физиолог И.П. Павлов и другие исследователи.

В середине XX столетия интерес ученых к типам темперамента пробудился с новой силой Это позволило, как отмечает Н.Н. Обозов [20, 12], уточнить и расширить представления об основных свойствах нервной системы Учеными школы Б М Теплова— В.Д. Небылицина было обнаружено, что сила нервной
системы человека, выступающая в качестве уровня ее работоспособности, имеет не только главное положительное значение но и негативные моменты. Было доказано, например что у обладателей слабого типа нервной системы низкая работоспособность существенно компенсируется возрастанием чувствительности, что позволяет более четко улавливать изменения в
окружающей действительности

Темперамент — индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, особенности поведения и степень уравновешенности реакций на жизненные воздействия.

Характерными особенностями темперамента являются:

1) сравнительно целостное постоянство индивидуально-психологических свойств личности (скорость восприятия, быстрота ума, скорость переключения внимания, темп и ритм речи, проявление эмоций и волевых качеств и др.);

2) свойства темперамента, объединенные в определенные структуры (типы темперамента), адекватны основным типам высшей нервной деятельности (ВИД).

Принято считать, что темперамент у людей формируется в онтогенезе. У взрослого человека свойства темперамента в основном стабильны, но могут изменяться в определенных пределах под воздействием психических состояний и жизненных коллизий.

2 . ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕМПЕРАМЕНТА С ТИПАМИ
ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, т.е. основан на свойствах нервной системы, связан со строением тела человека (его конституцией), с обменом веществ в организме. И.П. Павлов раскрыл закономерности высшей нервной деятельности, установил, что в основе темперамента лежат те же причины, что и в основе индивидуальных особенностей условно рефлекторной деятельности человека, — свойства нервной системы. Эти свойства являются наследственными и чрезвычайно плохо поддаются изменению.

К основным свойствам нервной системы относятся:

1)сила нервной системы, т.е. сила процессов возбуждения и торможения. От этого свойства зависит работоспособность клеток коры головного мозга, их выносливость;

2)подвижность нервных процессов (скорость смены возбуждения торможением и наоборот). По этому свойству нервной системы у разных людей индивидуальные различия проявляются особенно ярко;

3)уравновешенность нервной системы (степень соответствия силы возбуждения силе торможения). Это свойство также у разных людей проявляется по-разному. Известно, например, что нередко тормозной процесс отстает по своей силе от возбудительного процесса.

Своеобразие комбинаций этих свойств образует специфические типы высшей нервной деятельности. Наиболее часто встречаются четыре типа. Три из них И.П. Павлов отнес к сильным типам, один — к слабому (рис. 1).

Свойства темперамента, адекватные основным свойствам нервной системы (силе процессов возбуждения и торможения, подвижности нервных процессов, уравновешенности нервной системы), можно определить с помощью адаптированного варианта опросника Я. Стреляу.

Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 67 ;

  • ISBN: 5-89144-233-7
  • 84 страницы
  • январь 2002
  • Творческий центр "Сфера"

Рассматриваются характерологические особенности темперамента, взаимосвязь темперамента с типами высшей нервной деятельности, с другими психологическими свойствами индивида. Для психологов, студентов.

Издательство: Творческий центр "Сфера"
Дата выхода: январь 2002
ISBN: 5-89144-233-7
Тираж: 6 000 экземпляров
Объём: 84 страниц
Размеры(высота, ширина, толщина), см: 22 x 15 x 1








Никто не верил, что этот день придёт, но он настал — День Гнева, День Рагнарёка, День гибели Богов, когда рушится само мироздание. Братьев-богов Хедина и Ракота, хранителей равновесия, больше нет в Упорядоченном. Теперь — каждый сам по себе. Древние боги и смертные чародеи, подмастерья Хедина и Хаген, тан хединсейский, Спаситель и лекарь из ниоткуда Фиделис, Дальние и загадочная Третья Сила — все сошлись.

Издательство: Эксмо
Дата выхода: август 2018


Пьеса великого немецкого поэта и драматурга Фридриха Шиллера (1759-1805) на сюжет из истории Англии XVI века написана в 1800 году и уже более двух столетий не сходит с театральных сцен всего мира, вновь и вновь предлагая авторскую трактовку трагического конфликта двух королев. В настоящем издании представлен перевод выдающегося русского писателя и поэта, нобелевского лауреата, Бориса Пастернака (1890-1960) с.

Издательство: Текст
Дата выхода: октябрь 2017


Вышедшая к 50-летию кончины К. С. Льюиса биография написана на огромном фактическом материале. Алистер Макграт досконально изучил не только все написанное знаменитым "Джеком", включая обширнейшую переписку и дневники, но и множество до сих пор не учтенных исследователями документов и воспоминаний. Эта биография не только рассказывает читателю о жизни знаменитого писателя, ученого и апологета, но и.

Издательство: Эксмо-Пресс
Дата выхода: март 2019


PostgreSQL — одна из самых популярных в мире баз данных с открытым исходным кодом, которая поддерживает самые передовые возможности, вклю­ченные в стандарты SQL. Данная книга познакомит вас с последними новациями, появившимися в PostgreSQL 10. Прочитав книгу, вы будете хорошо понимать основы PostgreSQL 10 и обладать навыками, необходимыми для разработки эффективных решений с примене­нием этой базы данных. С той или.

Издательство: ДМК Пресс
Дата выхода: декабрь 2018

ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ

ТЕМПЕРАМЕНТ

И ХАРАКТЕР

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ДИАГНОСТИКА

Темперамент и характер: Психологическая диагностика. —

М.: Изд во ВЛАДОС ПРЕСС, 2001. — 336 с.: ил. — (Пси хология для всех).

ISBN 5 305 00056 4.

В части I пособия рассматриваются темперамент и свойства высшей нервной деятельности. В части II — особенности характера и его типо логия. Приводятся психодиагностические методики по определению ха рактерологических черт личности. Часть III пособия посвящена характе рологии — древним учениям о характере (астрологии, хирогномии, фре нологии, хирологии, графологии, именологии), их предыстории и совре менному содержанию.

Пособие предназначено для студентов гуманитарных вузов, а также для всех, кто интересуется проблемами психологии характера и психо диагностическими методиками.

Часть I. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности. 1. Общие сведения о темпераменте

2. Взаимосвязь темперамента с типами высшей нервной деятельности

3. Характерологические особенности темперамента

4. Методика определения типов темперамента

5. Активность, моторика и эмоциональность личности как ведущие компоненты темперамента

6. Взаимосвязь темперамента с другими свойствами личности

7. Темперамент и личность

8. Два подхода к исследованию темперамента

1. Методика определения уровня тревожности

2. Самооценка психических состояний

3. Методика определения свойств темперамента в спортивных коллективах

Часть II. Характер. Психологическая диагностика

1. Характер и его особенности

2. Психологическая диагностика характера

3. Типология характера

Конституционная типология характера

Трехкомпонентная структура поведения личности. Акцентуация характера

1. Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла 16PF (версия А)

2. Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла 16PF (версия С)

3. Сокращенный вариант личностного опросника Р. Кэттелла 13PF

4. Многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В)

5. Диагностика агрессивности по тесту Басса—Дарки. 6. Тест К. Леонгарда—Н. Шмишека (определение акцентуированного выражения человека)

7. Типы акцентуаций характера по А.Е. Личко

Часть III. Характерология

1. Астрология

2. Физиогномика

2.1. Краткие сведения из предыстории физиогномики. 2.2. Определение черт характера по лицу

2.2.1. Зоны и экспрессия лица

3. Френология

4. Хирология

4.1. Хиромантия

4.2. Хирогномия

4.3. Дерматоглифика

5. Графология

6. Именология

1. Психографологический тест почерка (фрагменты из работ слушателей ШПП)

2. Этимологический список наиболее употребительных имен

В части I пособия кратко изложены сущность темперамента, его характерологические особенности, взаимосвязь с типами высшей нервной деятельности, с другими психологическими свойствами личности, методики практического определения типов темперамента, уровней экстравертированности (экстраверсии — интроверсии) и эмоциональной устойчивости.

Психологами установлено, что в темпераменте, его характеро логических чертах отражаются такие психологические свойства личности, как общительность, готовность к сотрудничеству, доб рожелательное отношение к людям, эмоциональная стабильность и реалистическая настроенность, эмоционально волевые качества, высокий самоконтроль и самосознание личности и др. Знание сущности темперамента, умение грамотно определять его типы, равно как и знание психологических свойств личности (характе ра, способностей, мотивации и направленности личности и др.), важны не только педагогу, школьному и практическому психоло гу. Они просто необходимы и для руководителя предприятия (фирмы), менеджера в социальной сфере. Это будет способство вать формированию у него высокой психологической культуры отношений: умению обращаться и работать с людьми, регулиро вать свое поведение, правильно воспринимать и понимать других людей, знать свои индивидуальные психологические качества и возможности, адекватно оценивать себя и своих подчиненных.

Созданная Р. Кэттеллом теория черт относится к одной из основных общепсихологических теорий личности, согласно кото рой люди отличаются друг от друга по набору и степени выра женности у них отдельных независимых черт. Использование факторного анализа сводится к необходимому и достаточному минимуму различных показателей для оценки личности, получен ных в результате тестирования, опроса и жизненных наблюдений.

Прикладное значение этой проблемы проявляется в психотехно логии по определению черт и индивидуально психологических особенностей личности. В части II книги решению этой проблемы отведено центральное место. Психодиагностические методики представлены многофакторными личностными опросниками Р. Кэттелла различных модификаций, многофакторным лично стным опросником FPI и др. Эти методики описаны таким образом, чтобы в наибольшей степени упростить их практическое применение. Насколько это удалось — судить читателю, пользо вателю психодиагностических методик.

Часть III книги посвящена характерологии — древнейшим учениям о характере (астрологии, хирогномии, хиромантии, име нологии и др.). Большинство из этих учений до недавнего време ни отвергалось официальной наукой. Однако жизнь постоянно корректирует наши взгляды и воззрения. В значительной части этих учений находят рациональные зерна и целые пласты, от ражающие действительное положение вещей в психологии ха рактера человека. Таково учение о физиогномике, определяющее связи между внешним обликом человека и его психологическими характеристиками. Таково научное направление одной из облас тей хирологии — дерматоглифики, изучающей кожные рельефы ладонных и подошвенных поверхностей. Таково учение об иридопсиходиагностике, изучающее физиологические и психоло гические особенности человека, предрасположенность к заболева ниям организма по радужным оболочкам глаз.

В части III читатель может найти и некоторые вопросы из пре дыстории развития учений о характере.

Пособие разработано для слушателей и студентов Школы практической психологии Академии психологии, предпринима тельства и менеджмента (Санкт Петербург). Оно может быть по лезным и студентам гуманитарных вузов при изучении ими пси хологии характера и отработке психодиагностических методик по психологии личности, а также всем, кто интересуется проблема ми психологии характера.

Гиппократ считал, что в теле человека имеются четыре жидкости:

кровь (sanguis — лат.), лимфа (phlegma — греч.), желчь (chole — греч.) и черная желчь (melas chole — греч.). При правильном смешении этих жидкостей человек будет здоров, при неправиль ном — болен. Одна из жидкостей преобладает, считал Гиппократ.

Это определяет тип темперамента человека (сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический).

В дальнейшем в развитие учения о темпераменте большой вклад внесли римский врач Гален (II в. н. э.), немецкий философ И. Кант (конец XVIII в.), немецкий психолог В. Вундт (конец XIX в.), немецкий психиатр Э. Кречмер, американский социолог У. Шелдон, русский физиолог И.П. Павлов и другие исследо ватели.

В середине ХХ столетия интерес ученых к типам темперамента пробудился с новой силой. Это позволило, как отмечает Н.Н. Обозов [26. с. 12], уточнить и расширить представления об основных свойствах нервной системы. Учеными школы Б.М. Теп лова — В.Д. Небылицина было обнаружено, что сила нервной системы человека, выступающая в качестве уровня ее работоспо собности, имеет не только главное положительное значение, но и негативные моменты. Было доказано, например, что у облада телей слабого типа нервной системы низкая работоспособность существенно компенсируется возрастанием чувствительности, что позволяет более четко улавливать изменения в окружающей дей ствительности.

Темперамент — индивидуальные свойства психики, опре деляющие динамику психической деятельности человека, осо бенности поведения и степень уравновешенности реакций на жизненные воздействия.

Характерными особенностями темперамента являются:

1) сравнительно целостное постоянство индивидуально психо логических свойств личности (скорость восприятия, быстрота ума, скорость переключения внимания, темп и ритм речи, прояв ление эмоций и волевых качеств и др.);

2) свойства темперамента, объединенные в определенные структуры (типы темперамента), адекватны основным типам высшей нервной деятельности (ВНД).

Принято считать, что темперамент у людей формируется в процессе онтогенеза. У взрослого человека свойства темперамен та в основном стабильны, но могут изменяться в определенных пределах под воздействием психических состояний и жизненных коллизий.

ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ

ТЕМПЕРАМЕНТ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ДИАГНОСТИКА

Темперамент и характер: Психологическая диагностика. —

М.: Изд во ВЛАДОС ПРЕСС, 2001. — 336 с.: ил. — (Пси

хология для всех).

ISBN 5 305 00056 4.

В части I пособия рассматриваются темперамент и свойства высшей нервной деятельности. В части II — особенности характера и его типо логия. Приводятся психодиагностические методики по определению ха рактерологических черт личности. Часть III пособия посвящена характе рологии — древним учениям о характере (астрологии, хирогномии, фре нологии, хирологии, графологии, именологии), их предыстории и совре менному содержанию.

Пособие предназначено для студентов гуманитарных вузов, а также для всех, кто интересуется проблемами психологии характера и психо диагностическими методиками.

Часть I. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности. 7

1. Общие сведения о темпераменте

2. Взаимосвязь темперамента с типами высшей нервной деятельности

3. Характерологические особенности темперамента

4. Методика определения типов темперамента

5. Активность, моторика и эмоциональность личности как ведущие компоненты темперамента

6. Взаимосвязь темперамента с другими свойствами личности

7. Темперамент и личность

8. Два подхода к исследованию темперамента

1. Методика определения уровня тревожности

2. Самооценка психических состояний

3. Методика определения свойств темперамента в спортивных коллективах

Часть II. Характер. Психологическая диагностика

1. Характер и его особенности

2. Психологическая диагностика характера

3. Типология характера

Конституционная типология характера

Трехкомпонентная структура поведения личности. 93 Акцентуация характера

1. Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла 16PF (версия А)

2. Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла 16PF (версия С)

3. Сокращенный вариант личностного опросника Р. Кэттелла 13PF

4. Многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В)

5. Диагностика агрессивности по тесту Басса—Дарки. 187

6. Тест К. Леонгарда—Н. Шмишека (определение акцентуированного выражения человека)

7. Типы акцентуаций характера по А.Е. Личко

Часть III. Характерология

2.1. Краткие сведения из предыстории физиогномики. 228

2.2. Определение черт характера по лицу

2.2.1. Зоны и экспрессия лица

1. Психографологический тест почерка (фрагменты из работ слушателей ШПП)

2. Этимологический список наиболее употребительных имен

›’›‚› В части I пособия кратко изложены сущность темперамента, его характерологические особенности, взаимосвязь с типами высшей нервной деятельности, с другими психологическими свойствами личности, методики практического определения типов темперамента, уровней экстравертированности (экстраверсии — интроверсии) и эмоциональной устойчивости.

Психологами установлено, что в темпераменте, его характеро логических чертах отражаются такие психологические свойства личности, как общительность, готовность к сотрудничеству, доб рожелательное отношение к людям, эмоциональная стабильность и реалистическая настроенность, эмоционально волевые качества, высокий самоконтроль и самосознание личности и др. Знание сущности темперамента, умение грамотно определять его типы, равно как и знание психологических свойств личности (характе ра, способностей, мотивации и направленности личности и др.), важны не только педагогу, школьному и практическому психоло гу. Они просто необходимы и для руководителя предприятия (фирмы), менеджера в социальной сфере. Это будет способство вать формированию у него высокой психологической культуры отношений: умению обращаться и работать с людьми, регулиро вать свое поведение, правильно воспринимать и понимать других людей, знать свои индивидуальные психологические качества и возможности, адекватно оценивать себя и своих подчиненных.

Созданная Р. Кэттеллом теория черт относится к одной из основных общепсихологических теорий личности, согласно кото рой люди отличаются друг от друга по набору и степени выра женности у них отдельных независимых черт. Использование факторного анализа сводится к необходимому и достаточному минимуму различных показателей для оценки личности, получен ных в результате тестирования, опроса и жизненных наблюдений.

Прикладное значение этой проблемы проявляется в психотехно логии по определению черт и индивидуально психологических особенностей личности. В части II книги решению этой проблемы отведено центральное место. Психодиагностические методики представлены многофакторными личностными опросниками Р. Кэттелла различных модификаций, многофакторным лично стным опросником FPI и др. Эти методики описаны таким образом, чтобы в наибольшей степени упростить их практическое применение. Насколько это удалось — судить читателю, пользо вателю психодиагностических методик.

Часть III книги посвящена характерологии — древнейшим учениям о характере (астрологии, хирогномии, хиромантии, име нологии и др.). Большинство из этих учений до недавнего време ни отвергалось официальной наукой. Однако жизнь постоянно корректирует наши взгляды и воззрения. В значительной части этих учений находят рациональные зерна и целые пласты, от ражающие действительное положение вещей в психологии ха рактера человека. Таково учение о физиогномике, определяющее связи между внешним обликом человека и его психологическими характеристиками. Таково научное направление одной из облас тей хирологии — дерматоглифики, изучающей кожные рельефы ладонных и подошвенных поверхностей. Таково учение об иридопсиходиагностике, изучающее физиологические и психоло гические особенности человека, предрасположенность к заболева ниям организма по радужным оболочкам глаз.

В части III читатель может найти и некоторые вопросы из пре дыстории развития учений о характере.

Пособие разработано для слушателей и студентов Школы практической психологии Академии психологии, предпринима тельства и менеджмента (Санкт Петербург). Оно может быть по лезным и студентам гуманитарных вузов при изучении ими пси хологии характера и отработке психодиагностических методик по психологии личности, а также всем, кто интересуется проблема ми психологии характера.

Гиппократ считал, что в теле человека имеются четыре жидкости:

кровь (sanguis — лат.), лимфа (phlegma — греч.), желчь (chole — греч.) и черная желчь (melas chole — греч.). При правильном смешении этих жидкостей человек будет здоров, при неправиль ном — болен. Одна из жидкостей преобладает, считал Гиппократ.

Это определяет тип темперамента человека (сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический).

В дальнейшем в развитие учения о темпераменте большой вклад внесли римский врач Гален (II в. н. э.), немецкий философ И. Кант (конец XVIII в.), немецкий психолог В. Вундт (конец XIX в.), немецкий психиатр Э. Кречмер, американский социолог У. Шелдон, русский физиолог И.П. Павлов и другие исследо ватели.

В середине ХХ столетия интерес ученых к типам темперамента пробудился с новой силой. Это позволило, как отмечает Н.Н. Обозов [26. с. 12], уточнить и расширить представления об основных свойствах нервной системы. Учеными школы Б.М. Теп лова — В.Д. Небылицина было обнаружено, что сила нервной системы человека, выступающая в качестве уровня ее работоспо собности, имеет не только главное положительное значение, но и негативные моменты. Было доказано, например, что у облада телей слабого типа нервной системы низкая работоспособность существенно компенсируется возрастанием чувствительности, что позволяет более четко улавливать изменения в окружающей дей ствительности.

Темперамент — индивидуальные свойства психики, опре деляющие динамику психической деятельности человека, осо бенности поведения и степень уравновешенности реакций на жизненные воздействия.

Характерными особенностями темперамента являются:

1) сравнительно целостное постоянство индивидуально психо логических свойств личности (скорость восприятия, быстрота ума, скорость переключения внимания, темп и ритм речи, прояв ление эмоций и волевых качеств и др.);

2) свойства темперамента, объединенные в определенные структуры (типы темперамента), адекватны основным типам высшей нервной деятельности (ВНД).

Принято считать, что темперамент у людей формируется в процессе онтогенеза. У взрослого человека свойства темперамен та в основном стабильны, но могут изменяться в определенных пределах под воздействием психических состояний и жизненных коллизий.

2. ”„ ›–›—›‚ – ‹“› ‚›—‚” ’›„›‘‚” Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, т. е. основан на свойствах нервной системы, связан со строением тела человека (его конституцией), с обменом веществ в организме. И.П. Павлов раскрыл закономерности высшей нерв ной деятельности, установил, что в основе темперамента лежат те же причины, что и в основе индивидуальных особенностей услов но рефлекторной деятельности человека, — свойства нервной системы. Эти свойства являются наследственными и чрезвычай но плохо поддаются изменению.

К основным свойствам нервной системы относятся:

1) сила нервной системы, т. е. сила процессов возбуждения и торможения. От этого свойства зависит работоспособность клеток коры головного мозга, их выносливость;

2) подвижность нервных процессов (скорость смены возбуж дения торможением и наоборот). По этому свойству нервной сис темы у разных людей индивидуальные различия проявляются особенно ярко;

3) уравновешенность нервной системы (степень соответствия силы возбуждения силе торможения). Это свойство также у разных людей проявляется по разному. Известно, например, что нередко тормозной процесс отстает по своей силе от возбудитель ного процесса.

Своеобразие комбинаций этих свойств образуют специфичес кие типы высшей нервной деятельности. Наиболее часто встречаются четыре типа. Три из них И.П. Павлов отнес к силь ным типам, один — к слабому (рис. 1).

Свойства темперамента, адекватные основным свойствам нервной системы (силе процессов возбуждения и торможения, подвижности нервных процессов, уравновешенности нервной сис темы), можно определить с помощью адаптированного варианта опросника Я. Стреляу.

Опросник темперамента Я. Стреляу Опросник состоит из 134 вопросов, относящихся к различным свойствам темперамента. По результатам тестирования испытуе мых выявляется количественная оценка силы процесса возбуж дения и торможения, подвижности нервных процессов индивидов, производится расчет степени уравновешенности нервной системы.

Инструкция

К примеру, 1 (+), 2 (?), 3 (—) и т. д.

Вопросы

1. Относите ли вы себя к людям, легко устанавливающим то варищеские контакты?

2. Способны ли вы воздержаться от того или иного действия до момента, пока не получите соответствующего указания?

3. Достаточно ли вам непродолжительного отдыха для восста новления сил после утомительной работы?

4. Умеете ли вы работать в неблагоприятных условиях?

5. Воздерживаетесь ли вы во время дискуссий от неделовых, эмоциональных аргументов?

6. Легко ли вы возвращаетесь к ранее выполняемой работе по сле длительного перерыва (после отпуска, каникул и т. д.)?

7. Будучи увлеченным работой, забываете ли вы об усталости?

8. Способны ли вы, поручив кому нибудь определенную рабо ту, терпеливо ждать ее окончания?

9. Засыпаете ли вы одинаково легко, ложась спать в разное время дня?

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.