Адлер о нервном характере

Альфред Адлер - "О нервическом характере"

Исследование невротического характера - существенная часть психологии неврозов. Как и все психические явления, его можно понять, только поняв душевную жизнь в целом. Достаточно поверхностного знакомства с неврозом, чтобы обнаружить нечто особенное. Все авторы, занимавшиеся проблемой нервозности, с особенным интересом фиксировали определенные черты характера. По общему суждению, невротик обнаруживает ряд резко проступающих черт характера, которые развиты в более высокой степени, чем у нормального человека. В большинстве историй болезни фигурируют: большая чувствительность, возбудимость, раздражительность, внушаемость, эгоизм, тяга ко всему фантастическому, отрыв от действительности, а также более специфические черты, такие как властолюбие, злобность, жертвенная доброта, кокетливый нрав, трусость и пугливость, рассеянность. Нужно было бы перечислить всех основных авторов, чтобы подтвердить их вклад в это понимание невроза. Из новых исследователей особо следует назвать Л. Жане, продолжающего традиции знаменитой французской школы, автора известных остроумных анализов. В особенности его акцент на чувстве неполноценности невротика так согласуется с приводимыми мною данными, что в своих работах я могу усмотреть развитие этого важнейшего фундаментального факта душевной жизни невротика. Мои положения о единстве личности означают к тому же постоянный психологический выигрыш, который решил загадку double vie полярности, амбивалентности (Блейлер).

При анализе психогенных болезненных состояний, уже после очень короткого наблюдения, всегда выступает вперед одно и то же явление, а именно: картина нее' роза в целом, так же как и все его симптомы, находятся под влиянием воображаемой конечной цели, мало того - спроектированы ею. Эта конечная цель имеет формирующую, направляющую, аранжирующую силу. Ее можно понять исходя также из направления и "смысла" болезненных симптомов. При попытках отказаться от этого приема остается беспорядочное нагромождение влечений, инстинктов, компонентов, слабостей и аномалий, и тогда невроз превращается в сплошной хаос, который одних- отталкивает, другие же предпринимают отважные, но малопродуктивные исследовательские экспедиции. Если же постоянно иметь в виду конечную цель, как причинную финальность (В. Штерн), то эта, обычно темная, душевная сутолока проясняется и читается как открытая книга.

Пьер Жане определенно был близок к такому пониманию невроза, что вытекает из его классических очерков о "духовном состоянии истериков" (1894). Но он отказался от обстоятельного изложения. Он подчеркивает: "Я описывал до настоящего времени только общие и простые черты характера, которые, в их соединении и под влиянием определенных внешних обстоятельств, могут создавать манеры поведения и действия странного вида в любых формах. Развивать дальше такое описание недопустимо, так как тогда оно стало бы больше похоже на нравоучительный роман, чем на клиническую работу". С такой установкой, которой он оставался верен вплоть до своих последних трудов, этот автор не достиг пути к синтезу, несмотря на свое ясное понимание связи психологии неврозов и философии морали.

Джозеф Брейер, знаток немецкой философии, "нашел алмаз на дороге". Он обратил внимание на "смысл" симптома и хотел узнать о его происхождении и цели у единственного, кто мог на это ответить, - у пациента. Так этот автор основал метод, который претендует на историческое и генетическое разъяснение индивидуально-психологических явлений, с помощью одного предварительного предположения - детерминированности психических явлений. Как этот метод был расширен и развит Зигмундом Фрейдом, с чем связано бесчисленное множество гипотез, опробованных и вновь отвергнутых решений, - все это принадлежит современной истории и находит как признание, так и возражения.

Не столько следуя своей критической склонности, сколько с целью выдвинуть собственную точку зрения, я хотел бы выделить из плодотворных и ценных достижений Фрейда три его фундаментальных воззрения, которые я считаю ошибочными, так как они преграждают путь к пониманию невроза. Первое возражение касается понимания либидо как движущей силы события в неврозе. Именно невроз более отчетливо, чем нормальное психическое поведение, показывает, как благодаря невротической постановке цели чувство удовольствия, смягчение его тона и его сила определяются направлением этой цели, так что невротик, собственно говоря, может следовать соблазну получения удовольствия только благодаря своей, так сказать, здоровой психической энергии, в то время как "более высокие цели" считаются невротическими.

Но если переводить "либидо" многозначным понятием "любовь", то посредством расширения смысла этого слова им можно не объяснить, но описать все, что происходит в мире. Благодаря такому описанию у многих создается впечатление, что все человеческие порывы прямо-таки кишат "либидо", в то время как на самом деле счастливый искатель извлекает только то, что он туда заранее вложил. Последние интерпретации создают впечатление, что фрейдовское учение о либидо с бешеной быстротой развивается в направлении нашего исходного пункта - понятия социального чувства и стремления к личностному идеалу ("идеальное Я"), что можно было бы только приветствовать в интересах растущего взаимопонимания.

В качестве невротической постановки цели мы обнаружили возвышение личностного чувства, простейшая формула которого может быть узнана в утрированном "мужском протесте". Формула: "Я хочу быть мужчиной в полном смысле этого слова!" - есть управляющая фикция, так сказать "фундаментальная апперцепция" в любом неврозе, для которого она требует действительных ценностей в большей степени, чем для нормальной психики. В эту руководящую мысль включаются также либидо, сексуальный инстинкт и склонность к перверзии, откуда бы они ни брались. Ницшевская "воля к власти" и "воля к видимости" во многом соответствуют нашим положениям. В некоторых пунктах они соприкасаются со взглядами Фере и более старых авторов, согласно которым в чувстве власти коренится ощущение удовольствия, а в чувстве бессилия - неудовольствия.

Второе возражение касается фрейдовского основного положения о сексуальной этиологии неврозов, воззрения, рискованно близко с которым находился Пьер Жане, когда поднял вопрос: "Может быть, половое ощущение должно быть центром, вокруг которого строятся другие психологические синтезы?" Такое использование сексуального образа свойственно многим людям, и особенно невротикам. У мистиков, таких как Баадер, часто обнаруживаются сбивающие с толку образы. Даже язык с его склонностью к пластичности расставляет простодушному исследователю рискованные ловушки. Психологи не должны позволить себя обмануть. Сексуальное содержание в невротических феноменах происходит преимущественно из идеального противопоставления мужского и женского начал ("мужское-женское") и возникает посредством преобразования формы мужского протеста. Сексуальный стимул в фантазии и в жизни невротика руководствуется мужской постановкой цели, и по сути своей - не инстинкт, а принуждение. Вся картина сексуального невроза есть притча, в которой отражается дистанция пациента от его фиктивной мужской конечной цели и то, как он старается эту дистанцию преодолеть или увековечить.

Странно, что Фрейд, тонкий знаток символики в жизни, был не в состоянии разобраться в символике сексуальной апперцепции, распознать сексуальное как жаргон, как modus dicendi. Но мы сможем понять это, если увидим его третью основную ошибку, а именно, гипотезу, будто невротик находится под принуждением инфантильных желаний, прежде всего желаний инцеста, которые оживают каждой ночью (теория сновидений), а также - при определенных поводах - в действительности. На самом деле все инфантильные желания сами по себе уже находятся под воздействием фиктивной конечной цели, и сами преимущественно носят характер некой управляющей, но включенной мысли и очень хорошо подходят, благодаря экономичности мышления, для символики психических расчетов. Какая-нибудь больная девушка, которая в течение всего детства, пребывая в особенной неуверенности, опирается на отца и при этом хочет превзойти мать, может при случае ухватить эту психическую констелляцию в "инцестуальной притче", как если бы она хотела быть женой отца. При этом конечная цель уже задана и действует: ее неуверенность можно устранить только в том случае, если девушка находится при отце. Ее растущее психо-моторное развитие, ее неосознанно действующая память отвечают на все ощущения неуверенности одинаковой агрессией: предварительной установкой бегства к отцу, как будто она его жена. Там она имеет то самое, установленное в качестве цели, более высокое личностное чувство, которое заимствовала от мужского идеала ее детства, сверхкомпенсацию ее чувства неполноценности. Она поступает символически, когда пугается какого-либо любовного ухаживания или брака, которые угрожают новыми унижениями ее личностному чувству, поскольку в них она находит большие трудности, чем находясь при отце. И ее позиция готовности целесообразно направляется против естественной женской судьбы, заставляя искать уверенность там, где она находила эту уверенность всегда, - у отца. Она применяет некий трюк, руководствуется бессмысленной фикцией, но тем самым может уверенно достичь своей цели - уклониться от женской роли. Чем больше ее чувство неуверенности, тем сильнее цепляется такая девушка за свою фикцию, принимает ее почти буквально, и так как человеческое мышление с радостью склоняется к символической абстракции, пациентке (а при некотором усилии - и аналитику) иногда удается стремление невротиков: защититься, заключить себя в символический образ - инцестуальное влечение, получить превосходство, как это было при отце.

Фрейд вынужден был усматривать в этом процессе, направленном на некую цель, оживление инфантильных желаний, потому что он представлял последние как движущие силы. Мы распознаем в этом инфантильном способе работы, в распространенном! применении защитных вспомогательных конструкций, в качестве которых мы рассматривали невротическую фикцию, в этой всесторонней, далеко простирающейся моторной подготовке, в сильной тенденции к абстракции и символизации - целесообразные средства невротика, который хочет приобрести уверенность, достичь возвышения личностного чувства, мужского протеста.

Невроз показывает нам выражение ошибочных намерений. Любые помыслы и поступки можно проследить в ретроспективе, вплоть до детских опытов. Во фрейдовской "регрессии" душевнобольной нем не отличается от здорового. Различие только в том, это первый строит себя на далеко идущих заблуждениях, что он принял неверную позицию в жизни. Но "регрессия" есть все-таки нормальный случай помыслов и поступков.

Если мы добавим к этим критическим замечаниям вопрос: как осуществлялись невротические явления, почему пациент хочет быть мужчиной и беспрестанно старается привести доказательства своего превосходства, откуда он имеет более сильную потребность личностного чувства, почему он совершает такие психические затраты, чтобы добиться защиты, короче говори вопрос о конечной причине этих трюков невротической психики, - на это можно дать ответ, который подтверждается любым исследованием: в начале развитая невроза в качестве угрозы стоит чувство неуверенности и неполноценности и властно требует некой управляющей, надежной, успокаивающей постановки цели, конкретизации позиции превосходства, чтобы сделать жизнь терпимой. Сущность невроза состоит из увеличенных затрат имеющихся психических средств. Среди них особенно выдаются: вспомогательные конструкции и шаблоны

Интерактивные игры и Альфред Адлер (1870-1937).
Создатель индивидуальной психологии, психоаналитик, А.Адлер, (1911г.) показал возможности использовать игру для адаптации, понимания обучения и терапии детей. Он выделяет 8 функций игры: отражения опыта ребенка; выражение подавленных потребностей; выход "запрещенных побуждений", обращение к ролям, помогающим расширить свое "Я"; отражение роста, развития, взросление ребенка; разрешение в игре своих проблем. Задача психолога использовать идеи А.Адлера о том, чтобы игра в ходе интеракции изменила его ранние воспоминания в прогрессивную сторону и усиливала социальный интерес, т.е. чтобы ребенок признал, что люди нуждаются друг в друге и научился объединяться и сотрудничать в выполнении общих задач, а не сотрудничать друг с другом делинквентным образом или нарциссическим тщеславием. В игре психолог изучает картины детства и обнаруживает как ребенок реконструировал свое прошлое, и как оно поддерживает настоящее (стиль жизни учащегося). Педагог-психолог изучая структуру семьи помнил об Адлере, который советовал обращать внимание взаимоотношения родителей с сиблингами, ведь ребенок подражает поведению родителей и сиблингов в преодолении непредвиденных жизненных ситуаций и вымыслов. А.Адлер (1932) предупреждал: "Быть человеком -значит ощущать свою недостаточность", однако "ни одно человеческое существо не может долго выносить чувства своей несостоятельности: оно ввергает его в такое напряжение, что требуется хоть какое-нибудь действие". В игре психолог подталкивает ребенка к развитию и показывает, что его ценят с его слабостями и несамостоятельностями всё можно компенсировать и почувствовать в в ней себя сильным. Адлер вероятно утверждает что в игре снимается твердое противостояние сознательного и бессознательного, главное сориентировать ребенка на достижение благородной цели и для себя и в круге своем.

Альфред Адлер (1870-1937) — австрийский психолог, психиатр и мыслитель, один из предшественников неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии. Его собственный жизненный путь, возможно, явился важным подспорьем в создании концепции индивидуальной теории личности.

Смотри Альфред Адлер: биография

Примыкал сначала к сторонникам Фрейда, затем основал собственную школу, получившую наибольшее влияние в 20-е гг., с созданием Международной ассоциации индивидуальной психологии.

Например, прославленный древнегреческий оратор Демосфен с детства страдал дефектом речи, а многие знаменитые полководцы — люди невысокого роста (Наполеон, А. В. Суворов).

Главные ключевые принципы его теории можно разделить на:

1. чувство неполноценности и компенсация;
2. стремление к превосходству;
3. стиль жизни;
4. социальный интерес;
5. творческое Я;
6. порядок рождения;
7. фикционный финализм.
Альфред Адлер: биография

Детство и юность
Альфред был третьим из шести детей в небогатой еврейской семье. Адлер упорно боролся со своей физической слабостью. Когда только это было возможно, юный Альфред бегал и играл с другими детьми, которые всегда с удовольствием принимали его в свою компанию. Казалось, он находил среди друзей то чувство равенства и самоуважения, которого был лишен дома. Влияние этого опыта можно видеть в последующей работе Адлера, когда он подчеркивает важность сопереживания и общих ценностей, называя это социальным интересом, благодаря которому, по его мнению, личность может реализовать свой потенциал и стать полезным членом общества.

В детстве Адлер несколько раз был близок к смерти. Когда Альфреду было 3 года, его младший брат умер в кроватке, где они спали вместе. Кроме того, дважды Адлер едва не был убит в уличных происшествиях, а в пять лет переболел тяжелой пневмонией. Семейный врач считал случай безнадежным, но другому доктору удалось спасти мальчика. После этой истории Адлер решил стать врачом.

В юности Адлер очень любил читать. Впоследствии хорошее знакомство с литературой, Библией, психологией и немецкой классической философией принесло ему популярность в венском обществе, а позднее и всемирную известность в качестве лектора.

В 18 лет Адлер поступил в Венский университет на отделение медицины. В университете он заинтересовался идеями социализма и участвовал в нескольких политических собраниях. На одном из них он встретил свою будущую жену Раису, русскую студентку, которая училась в университете. К концу обучения Адлер стал убеждённым социал-демократом. В 1895 году Адлер получил медицинскую степень. Он начал практику сперва как офтальмолог, затем в качестве врача общего направления. Позже, по причине его растущей заинтересованности функциями нервной системы и адаптацией, профессиональные устремления Адлера переместились в сторону неврологии и психиатрии.

В 1932 году Адлер окончательно переезжает в США. В последние годы своей жизни он активно занимался лекционной деятельностью во многих высших учебных заведениях Запада. 28 мая 1937 года, приехав в Абердин (Шотландия) для чтения серии лекций, он неожиданно умер от сердечного приступа в возрасте 67 лет.

Двое из четверых детей Адлера, Александра и Курт, стали, как и отец, психиатрами.

Адлерианцы рассматривают организм как открытую систему, стремящуюся к совершенству и полноте в ходе непрерывного развития. Характер этого стремления определяется взаимодействием между врожденными программами и ранним жизненным опытом.

Креативное Я — самоуправляемый элемент, создающий набор субъективных предположений, вытекающих из практической необходимости справиться с задачами внешнего мира и превращающихся в набор правил восприятия и действия в этом мире.

Эти правила со временем согласуются между собой, становятся более твердыми и действующими обычно за пределами непосредственного сознания. Адлер называл эти правила стилем жизни — всеобъемлющей главной программой. Наличие общего плана делает личность единым целым. Выявление стиля жизни становится важной частью психотерапии.

Правильное понимание жизни, по Адлеру, есть признание того, что люди нуждаются друг в друге, должны уважать друг друга и учиться объединяться и сотрудничать в выполнении общих задач. Адекватные цели, адекватные стремления, интерес и непредвзятое отношение к жизни, понимание себя, необходимые навыки межличностного общения и чувство общности (социальный интерес) — все это помогает придать правильное направление жизни.

Теория терапии
Теория Адлера основана на психоаналитических положениях:

· психический детерминизм,
· целенаправленная природа поведения,
· существование множества неосознаваемых мотивов,
· положение о том, что сновидения могут рассматриваться как продукт психической деятельности и что проникновение в суть своих неосознаваемых мотивов и предпосылок ( инсайт) обладает целительной силой.
Модель либидо - стремление к субъективно определяемой позиции значимости.

Структура личности — неделимая единица.

Терапевт преследует конкретные цели и использует конкретные диагностические методы для понимания пациента. Цели терапевта — открыть человека себе самому и побудить его к полезным изменениям образа жизни. Для этого терапевт должен выполнить 4 задачи:

а) установить терапевтический контакт,

б) понять гипотетический мир индивидуума,

в) раскрыть его перед ним таким образом, чтобы —

г) составляющие его предположения подверглись самокоррекции и содействовали изменению.

Индивидуальная психология - (адлерианская психология adlerianpsychology). - была создана Альфредом Адлером. Обращена к неделимости личности на элементы, к человеку во всей его полноте.

Исходные положения
Теория Адлера основывается на следующих исходных положениях:

Оценка
Адлерианская психотерапия представляет собой пример психотерапии, ориентированной на рост и развитие. Адлерианцы занимаются групповой терапией, психодрамой, супружеской и семейной терапией.

Цель терапии - исправление опасных заблуждений в гипотетическом мире индивидуума и усиление выражения социального интереса.

К пониманию базисных предположений (стиля жизни) ведут две основные области исследования:

· Структура семьи
· Воспоминания раннего детства.
Назначение памяти — способствовать адаптации к задачам жизни. Поэтому тщательное изучение картины детства позволяет обнаружить, как человек реконструировал свое прошлое, чтобы оно поддерживало его настоящее.

Состав и динамика семьи показывают, как конкретный человек нашел нишу в экологической семейной системе, кто из членов семьи служил ему образцом для подражания, какое поведение подкреплялось окружением и в каких направлениях этот человек еще ребенком начал готовиться к будущим адаптивным изменениям. Все поведение, включая симптомы, считается адаптивным по назначению.

Исходя из этого материала терапевт пытается понять общий план жизни человек и в особенности узнать, на какой стадии реализации данный план приводит к дезадаптивному поведению. Если терапевт понял эти факторы и их влияние, он готов к тому, чтобы сообщить о своем понимании пациенту. Процесс оценки этим не исчерпывается и продолжается на протяжении всего курса терапии и требует от терапевта восприимчивости ко всем аспектам поведения пациента, как вербальным, так и невербальным.

Скрытые мотивы
Мотивы интерпретируются исходя из конечной цели. Целью симптома может быть:

· предохранение от крушения личных планов,
· нейтрализация ожидаемого антагонизма окружающих,
· достижение мнимой победы,
· любая другая защита чувства собственного достоинства.
Цель сильной эмоции — облегчение действия, иногда вопреки более здравому суждению.

Направление изменения
· Основные изменения происходят в трех направлениях:
· продвижение к решению сложных жизненных задач,
· отказ от их решения,
· поиск обходных путей.
Саморазрушительные и нереалистичные предположения
Все основные ошибки, обнаруживаемые в стиле жизни, могут быть поняты как заблуждения здравого смысла.

Они включают в себя:

· неправильную фокусировку,
· предубежденность,
· ограниченность мыслительных категорий,
· оторванность мышления от действительности,
· приверженность необычным идеям,
· необоснованные предпосылки,
· нереалистичные ожидания и помыслы,
· неточную оценку событий.
Способ интерпретации
Инсайт, даже если он не всегда ведет к изменению, дает информацию о том, что должно быть изменено.

Некоторые интерпретации человек охотно принимает, т. к. они предоставляют долгожданное разъяснение того, что с ним происходит, и дающее удовлетворение понимание себя. Другие интерпретации встречают сопротивление, поскольку знакомят индивидуума с теми аспектами его Я, которые угрожают самооценке или чувству самоконтроля.

Настоящий инсайт вызывает аффект. Открытие и признание своих подлинных намерений часто делает для человека невозможным продолжать чувствовать себя жертвой или требовать особых привилегий. Распознавание своих ошибочных предположений помогает человеку начать правильно строить свою жизнь и разработать более эффективные копинг-стратегии.

Перенос
Пациент привносит в терапевтическую ситуацию собственные, характерные для него способы решения задач и установления отношений, а также искаженные предположения и бессознательные ожидания. Они рассматриваются как феномены стиля жизни и интерпретируются как таковые, в особенности там, где они препятствуют освоению нового, более совершенного адаптивного поведения.

Адлерианцы считают перенос искусственным продуктом терапии и негласным соглашением между пациентом и терапевтом, позволяющим первому вести себя по-детски. Намеренное его поощрение в большинстве случаев ведет к неоправданному удлинению срока терапии.

Сопротивление
Работа с сопротивлением требует от терапевта постоянной восприимчивости к текущему умонастроению пациента и умения следить за его колебаниями между открытостью и глухой обороной.

Четыре главные причины сопротивления:

Желаемое направление изменения — к возрастающему осознанию не сознававшихся ранее мотивов и приводящего к неудачам поведения, растущему чувству собственной компетентности, большей способности понимать других и эффективно взаимодействовать с ними, реалистическому самоопределению и принятию себя, замене неадекватных эгоистических ценностей просоциальными (соц. интерес), признанию своих реальных потребностей вместо вымышленных целей личного превосходства и активному, смелому включению в решение жизненных задач.

Осознание своего ошибочного гипотетического мира и его последствий — это только первый шаг к изменению. Не менее важно преодолеть нежелание встречаться лицом к лицу с реалиями жизни.

Терапевт действует как консультант, советчик, помощник и вдохновитель пациента в том, что касается этих новых вариантов поведения. Безусловная поддержка терапевтом смелого продвижения пациента вперед дает последнему чувство безопасности даже перед лицом трудностей (терапевт демонстрирует свою веру в пациента).

Терапевтический процесс
Научение новому поведению требует определенного времени. По мере продвижения вперед пациент в конечном счете научается понимать симптомы, эмоции, поведение и сновидения, приобретая о себе все больше знаний. В это время интервалы между сеансами терапии удлиняются, предвещая готовность пациента завершить терапию. Завершение лечения не означает прекращение личностного роста. В ходе терапии пациент освоил метод самопонимания и продолжает использовать его. Спустя годы после окончания курса терапии пациент может по-прежнему открывать для себя новые инсайты и продолжать процесс личностного роста.

Всем привет! Теория Фрейда была поистине революционна. Поэтому вокруг него формировался круг людей не менее выдающихся. Альфред Адлер и Карл Густав Юнг были одними из них. Впоследствии непрекращающийся конфликт мнений разорвал их отношения с отцом-основателем психоанализа. Камнем преткновения стал детерменированный взгяд Фрейда на природу человека, как на марионетку в руках слепого сексуального инстинкта.


В 1911 году Альфред Адлер (1870-1937 гг.) сложил с себя обязательства президента Венского психоаналитического сообщества и вышел из него, организовав при этом Общество индивидуальной психологии.

В историю этот подход войдет как ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ АДЛЕРА.

Адлера часто представляют как взбунтовавшегося ученика Фрейда. Однако внимательное знакомство с его жизнью и творчеством показывает, что в его ранних работах он весьма критично характеризует период сотрудничества с Фрейдом. К сожалению, Адлер и Фрейд не примирились после разрыва их отношений в 1911 году, и Фрейд оставался враждебно настроенным к Адлеру в течение всей жизни. Как покажет обсуждение основных концепций Адлера, большинство положений его индивидуальной психологии развивались как антитезисы теории Фрейда.

Вопреки Фрейду, Адлер признавал единство личности, и что ее компоненты (не делимые по сути) как сознательное, так и бессознательное служат единой цели и взаимно влияют друг на друга.

Помимо этого, Адлер признавал свободу выбора личности, и возможность сознательного влияния на ход своего развития. Однако факт признания наличия бессознательного и влияние детского периода развития (до 5 лет) оставляет точки прикосновения с классическим психоанализом.

Связь личности и общества, в рамках этой теории, также считается неразрывной и врожденной. Социальный интерес рассматривается как показатель психического здоровья. С позиции Адлера, наши жизни ценны только в той степени, в какой мы способствуем повышению ценности жизни других людей. Нормальные, здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других; их стремление к превосходству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию всех людей.

У плохо приспособленных людей, напротив, социальный интерес выражен недостаточно. Они эгоцентричны, борются за личное превосходство и главенство над другими, у них нет социальных целей. Каждый из них живет жизнью, имеющей лишь личное значение – они поглощены своими интересами и самозащитой.

Движущей силой, в противовес эросу и танатосу, Адлер признавал врожденное стремление личности к совершенству. Ощущение ребенком беспомощности перед "всемогущими" взрослыми - чувство неполноценности - только способствует этому стремление ОТ неполноценности К совершенству.

Избалованность, отчуждение, а также физическая дисгармония являются наиболее значимыми опасностям на пути становления здоровой личности. Избалованность может привести к умению только ПОЛУЧАТЬ, и неумению ОТДАВАТЬ. Эта концепция, работающая в рамках семьи может работать, но при выходе в социум может привести к серьезным искажениям. Отчуждение может привести к открытой враждебности и недоверию к внешнему миру. Что касается физическим дисгармониям, то это может привести к усилению комплекса неполноценности, с одной стороны, с другой, может послужит отправной точкой для гиперкомпенсации - когда неразвитый орган подвергается пристальному развитию. Так люди с дефектами речи могут стать прекрасными ораторами, слабые здоровьем выдающимися спортсменами и так далее.

Таким образом, индивидуальная психотерапия по Адлеру, проводит работу с клиентом в рамках творческого осознанного сотрудничества двух равнозначных личностей (клиента и психотерапевта) целью которой является определение жизненных целей и ценностей, социальная адаптация, раскрытие творческого потенциала.

Уместить данную теорию опять же в такие жесткие рамки невозможно. Но общий обзор поможет вам понять подход в рамках данной теории личности, и при желании, поближе познакомится с ее основами. Одни из самых известных книг автора - "Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека" и "Понять природу человека".

Да, есть практикующее направление юнгианского анализа.

Теории личности. Часть 6. Карл Густав Юнг

Карл Густав Юнг (1875-1961 гг) явился родоначальником АНАЛИТИЧЕСКОГО подхода в глубинной психотерапии. Под глубинной психотерапией понимается работа в рамках психодинамического направления (о котором мы уже упоминали), основой которого является работа с бессознательной частью человеческой личности.


Годы тесного сотрудничества Юнга с Фрейдом с 1909 по 1913 год, во время которого Юнгу была по сути присвоена степень "старшего сына" и кронпринца Фрейда, закончилась распадом. Частично, этот факт нашел отражение в кинематографе - фильм 2011 года "Опасный метод".

Юнг, как и Адлер, не смог согласиться с теорией Фрейда о преобладании сексуальной энергии, как основного стимула развития личности. Не отрицая факта влияния сексуальных желаний, он расширил понятие "либидо" как творческой жизненной силы, проявляющуюся самыми различными путями и выражающуюся как в биологических, так и в психических потребностях.

Юнг, в отличие от Фрейда и Адлера, придававшим особое значение ранним годам жизни как решающему этапу в формировании личности, рассматривал ее развитие как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни.

В результате переработки Юнгом психоанализа появился целый комплекс сложных идей из таких разных областей знания, как психология, философия, астрология, археология, мифология, теология и литература. Эта широта интеллектуального поиска в сочетании с непростым и загадочным авторским стилем Юнга является причиной того, что его психологическая теория наиболее трудна для понимания.

Структура личности, по Юнгу, представляет собой:

1. ЭГО - это осознаваемая деятельность психики, ощущения, чувства, мысли, с помощью которых мы осознаем себя как единое целое;

2. ЛИЧНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ чем-то схожее с понимаем ОНО Фрейда, но более расширенное в том плане, что в нем содержатся не только "энергетические" заряды либидо, но и всевозможные комплексы, как например, нереализованное желание власти, которое концентрирует около себя значительную часть психической энергии;

3. КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, которое представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества, в нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, "в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума".

Юнг вводит такое важное понятие как АРХЕТИП. Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Архетип часто сравнивают с руслом реки, которое еще не получило наполнения. Так, встречая змею один человек испытывает дикий страх, второй - интерес. Эта реакция бессознательна и является скорее откликом опыта поколения, который непрерывен.

Архетипов существует бесчисленное множество. Однако можно выделить основные.

АНИМА - бессознательная женская сторона личности мужчины.

АНИМУС - бессознательная мужская сторона личности женщины.

МАСКА/ПЕРСОНА - социальная роль личности, которая не соответствует ее сущности.

ТЕНЬ (АЛЬТЕР ЭГО) - все те истинные желания, которые мы не можем признать.

САМОСТЬ -воплощение цельности и гармонии, регулирующий центр личности.

САМОСТЬ - ядро личности, призванное привести всю структуру к гармонии.

Гармонизация личности является основной целью ее развития. Так, Юнг настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозить развитие личности в направлении самоосуществления. Иными словами, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.

Так же, и описанные им две жизненные установки (ЭГО-ОРИЕНТАЦИИ) - ЭКСТРАВЕРСИЯ и ИНТРОВЕРСИЯ, как направленность энергии во вне или внутрь, всегда присутствуют как противоположности в каждой личности. Согласно Юнгу, в изолированном виде экстравертной и интровертной установки не существует. Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая и рациональная, другая выступает в качестве вспомогательной и иррациональной. Результатом комбинации ведущей и вспомогательной эго-ориентаций являются личности, чьи модели поведения определенны и предсказуемы.

Он почти ничего не говорил о социализации в детстве и не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющими для поведения человека являются только события прошлого (особенно психосексуальные конфликты). С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и проявляет себя все более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как "обретение себя", являющейся результатом стремления различных компонентов личности к единству. Эта тема стремления к объединению, гармонии и цельности в дальнейшем повторилась в экзистенциальной и гуманистической теориях личности.

Согласно Юнгу, конечная жизненная цель – это полное проявление Себя, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название ИНДИВИДУАЦИЯ. Говоря упрощенно, индивидуация – это динамичный и эволюционирующий процесс объединения, включения в состав целого многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В своем конечном выражении индивидуация предполагает сознательное проявление человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности.

Сами понятия архетипов и коллективного бессознательного отразили мистическую направленность Юнга.

В этой связи, хочется привести один факт из его жизни.

Юнг одним из первых признал позитивный вклад религиозного, духовного и даже мистического опыта в развитие личности.

Наиболее известные труды - "Архетип и символ", "Душа и миф. Шесть архетипов", "Красная книга" и другие

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.