Амнестическая афазия наблюдается при поражении тест

2) АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. ТОПИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

001.При поражении отводящего нерва возникает паралич мышцы

002.Мидриаз возникает при поражении

а)верхней порции крупноклеточного ядра глазодвигательного нерва

б)нижней порции крупноклеточного ядра глазодвигательного нерва

в)мелкоклеточного добавочного ядра глазодвигательного нерва

г)среднего непарного ядра

д)ядра медиального продольного пучка

003.Если верхняя граница проводниковых расстройств болевой чувствительности определяется на уровне Т10 дерматома, поражение спинного мозга локализуется на уровне сегмента

004.При центральном пирамидном параличе не наблюдается

б)повышения сухожильных рефлексов

в)нарушения функции тазовых органов

г)нарушения электровозбудимости нервов и мышц

005.Хореический гиперкинез возникает при поражении

в)медиального бледного шара

г)латерального бледного шара

006.Волокна для нижних конечностей располагаются в тонком пучке задних канатиков по отношению к средней линии

007.Волокна для туловища и верхних конечностей располагаются в клиновидном пучке задних канатиков по отношению к средней линии

008.Волокна болевой и температурной чувствительности (латеральная петля) присоединяются к волокнам глубокой и тактильной чувствительности (медиальная петля)

а)в продолговатом мозге

в)в ножках мозга

г)в зрительном бугре

009.Медиатором тормозного действия является

010.Все афферентные пути стриопаллидарной системы оканчиваются

а)в латеральном ядре бледного шара

б)в полосатом теле

в)в медиальном ядре бледного шара

г)в субталамическом ядре

011.Неустойчивость в позе Ромберга при закрывании глаз значительно усиливается, если имеет место атаксия

012.Регуляция мышечного тонуса мозжечком при изменении положения тела в пространстве осуществляется через

013.Биназальная гемианопсия наступает при поражении

а)центральных отделов перекреста зрительных нервов

б)наружных отделов перекреста зрительных нервов

014.К концентрическому сужению полей зрения приводит неполное сдавление

в)наружного коленчатого тела

015.При поражении зрительного тракта возникает гемианопсия

016.Гомонимная гемианопсия не наблюдается при поражении

017.Через верхние ножки мозжечка проходит путь

018.Обонятельные галлюцинации наблюдаются при поражении

019.Битемпоральная гемианопсия наблюдается при поражении

а)центральных отделов перекреста зрительных нервов

б)наружных отделов перекреста зрительных нервов

в)зрительных трактов перекреста зрительных нервов

г)зрительной лучистости с двух сторон

020.Истинное недержание мочи возникает при поражении

а)парацентральных долек передней центральной извилины

б)шейного отдела спинного мозга

в)поясничного утолщения спинного мозга

г)конского хвоста спинного мозга

021.При парезе взора вверх и нарушении конвергенции очаг локализуется

а)в верхних отделах моста мозга

б)в нижних отделах моста мозга

в)в дорсальном отделе покрышки среднего мозга

г)в ножках мозга

022.Половинное поражение поперечника спинного мозга (синдром Броун - Секара) характеризуется центральным параличом на стороне очага в сочетании

а)с нарушением всех видов чувствительности - на противоположной

б)с нарушением болевой и температурной чувствительности на стороне очага

в)с нарушением глубокой чувствительности на стороне очага и болевой и температурной чувствительности - на противоположной

г)с нарушением всех видов чувствительности на стороне очага

023.При поражении червя мозжечка наблюдается атаксия

024.При периферическом парезе левого лицевого нерва, сходящемся косоглазии за счет левого глаза, гиперестезии в средней зоне Зельдера слева, патологических рефлексах справа очаг локализуется

а)в левом мосто-мозжечковом углу

б)в правом полушарии мозжечка

в)в мосту мозга слева

г)в области верхушки пирамиды левой височной кости

025.Миелин в центральной нервной системе вырабатывают

026.Сочетание боли и герпетических высыпаний в наружном слуховом проходе и ушной раковине, нарушение слуховой и вестибулярной функции является признаком поражения узла

027.Миелинизация волокон пирамидной системы начинается

а)на третьем месяце внутриутробного развития

б)в конце первого года жизни

в)в начале второго года жизни

г)на последнем месяце внутриутробного развития

028.Шейное сплетение образуется передними ветвями спинно-мозговых нервов и шейных сегментов

029.Плечевое сплетение формируют передние ветви спинно-мозговых нервов

030.Нервные импульсы генерируются

031.В состав лимбико-ретикулярного комплекса не входят

032.На срезе нижнего отдела продолговатого мозга не различают ядра

а)нежное и клиновидное

б)спинно-мозгового пути тройничного нерва

г)лицевого, отводящего нервов

033.В состав среднего мозга не входят

б)ядра блокового нерва

в)ядра глазодвигательного нерва

г)ядра отводящего нерва

034.Гемианестезия, гемиатаксия, гемианопсия характерны для поражения

035.Поражение конского хвоста спинного мозга сопровождается

а)вялым парезом ног и нарушением чувствительности по корешковому типу

б)спастическим парезом ног и тазовыми расстройствами

в)нарушением глубокой чувствительности дистальных отделов ног и задержкой мочи

г)спастическим парапарезом ног без расстройств чувствительности и нарушением функции тазовых органов

036.Истинный астереогноз обусловлен поражением

037.Выпадение верхних квадрантов полей зрения наступает при поражении

а)наружных отделов зрительного перекреста

в)глубинных отделов теменной доли

г)первичных зрительных центров в таламусе

038.Дендриты, воспринимающие холодовые раздражения, содержат рецепторы в виде

а)неинкапсулированных чувствительных окончаний Руффини

б)инкапсулированных чувствительных окончаний Краузе

г)телец Фатера - Пачини

039.Замыкание дуги рефлекса с сухожилия двуглавой мышцы плеча происходит на уровне следующих сегментов спинного мозга

040.Непарное заднее ядро глазодвигательного нерва (ядро Перлиа) обеспечивает реакцию зрачка

б)на болевое раздражение

041.Больной со зрительной агнозией

а)плохо видит окружающие предметы, но узнает их

б)видит предметы хорошо, но форма кажется искаженной

в)не видит предметы по периферии полей зрения

г)видит предметы, но не узнает их

042.Больной с моторной афазией

а)понимает обращенную речь, но не может говорить

б)не понимает обращенную речь и не может говорить

в)может говорить, но не понимает обращенную речь

г)может говорить, но речь скандированная

043.Больной с сенсорной афазией

а)не может говорить и не понимает обращенную речь

б)понимает обращенную речь, но не может говорить

в)может говорить, но забывает названия предметов

г)не понимает обращенную речь, но контролирует собственную речь

д)не понимает обращенную речь и не контролирует собственную

044.Амнестическая афазия наблюдается при поражении

в)стыка лобной и теменной доли

г)стыка височной и теменной доли

045.Сочетание нарушения глотания и фонации, дизартрии, пареза мягкого неба, отсутствия глоточного рефлекса и тетрапареза свидетельствует о поражении

г)покрышки среднего мозга

046.Сочетание пареза левой половины мягкого неба, отклонения язычка вправо, повышения сухожильных рефлексов и патологических рефлексов на правых конечностях свидетельствует о поражении

а)продолговатого мозга на уровне двигательного ядра IX и Х нервов слева

б)продолговатого мозга на уровне XII нерва слева

в)колена внутренней капсулы слева

г)заднего бедра внутренней капсулы слева

047.При альтернирующем синдроме Мийяра - Гублера очаг находится

а)в основании ножки мозга

б)в заднебоковом отделе продолговатого мозга

в)в области красного ядра

г)в основании нижней части моста мозга

048.При сочетании двустороннего синдрома Горнера с расстройством болевой и температурной чувствительности на руках с наибольшей вероятностью можно предположить наличие у больного

а)спинальной формы рассеянного склероза

в)экстрамедуллярной опухоли на шейно-грудном уровне

г)интрамедуллярной опухоли на шейно-грудном уровне

049.Для поражения вентральной половины поясничного утолщения не характерно наличие

а)нижнего вялого парапареза

в)нарушения функции тазовых органов по центральному типу

г)сенситивной атаксии нижних конечностей

050.Ветвью шейного сплетения является

а)малый затылочный нерв

051.Ветвью плечевого сплетения является

г)большой ушной нерв

052.В состав поясничного сплетения входит

053.Малый затылочный нерв образуют волокна спинно-мозговых нервов

054.Бедренный нерв образуют корешки

055.Крестцовое сплетение формируют передние ветви спинно-мозговых нервов

056.Седалищный нерв составляют волокна корешков

057.Малоберцовый нерв составляют волокна корешков

058.Надключичный нерв образуют волокна спинно-мозговых нервов

059.Большой ушной нерв образуют волокна спинно-мозговых нервов

060.Диафрагмальный нерв образуют волокна спинно-мозговых нервов

061.При поражении диафрагмального нерва отмечается

062.Подкрыльцовый нерв иннервирует

а)двуглавую мышцу плеча

063.При поражении кожно-мышечного нерва отмечается

а)снижение карпорадиального рефлекса

б)ослабление сгибания предплечья

в)снижение сгибательно-локтевого рефлекса

064.Поясничное сплетение формируют передние ветви спинно-мозговых нервов

065.В большеберцовый нерв входят волокна корешков

066.Компрессионное поражение запирательного нерва сопровождается

а)болями по наружной поверхности бедра, слабостью отводящих мышц бедра

б)болями по передней поверхности бедра, слабостью отводящих мышц бедра

в)болями по задней поверхности бедра с иррадиацией в тазобедренный сустав, слабостью приводящих мышц бедра

г)болями по медиальной поверхности бедра с иррадиацией в тазобедренный сустав, слабостью приводящих мышц бедра

067.При параличе Дюшенна - Эрба страдает функция мышц

а)дельтовидной и трехглавой плеча

б)двуглавой и внутренней плеча

068.Каузалгический болевой синдром наиболее часто встречается при повреждении нерва

д)правильно а) и б)

е)правильно а) и в)

069.Для паралича Дежерин - Клюмпке характерно нарушение чувствительности

а)на наружной поверхности плеча

б)на внутренней поверхности плеча

в)на наружной поверхности предплечья

г)на внутренней поверхности предплечья

070.Для поражения лучевого нерва в верхней трети плеча не характерна слабость

в)мышцы, отводящей 1-й палец

071.Для поражения лучевого нерва на уровне средней трети плеча характерно наличие

а)паралича разгибателей предплечья

б)выпадения рефлекса с трехглавой мышцы

в)паралича разгибателей кисти

072.Для поражения локтевого нерва на уровне запястья не является характерным

а)слабость разгибания и приведения пятого пальца

б)нарушение приведения первого пальца

в)наличие гипестезии на тыльной поверхности пятого пальца

г)наличие парестезии по внутренней поверхности кисти

073.При поражении срединного нерва не возникает

а)нарушение сгибания 1-го, 2-го и отчасти 3-го пальцев кисти

б)нарушение пронации кисти

в)слабость разгибателей средних фаланг 2-го и 3-го пальцев кисти

г)снижение мышечно-суставного чувства в концевых фалангах 2-го и 3-го пальцев кисти

д)атрофии межкостных мышц кисти

074.Для поражения бедренного нерва выше пупартовой связки характерно наличие

а)гипестезии на передней поверхности бедра

б)паралича сгибателей бедра

в)паралича разгибателей голени

075.Рефлексы орального автоматизма свидетельствуют о поражении трактов

076.Для тегментального синдрома не является характерным наличие

а)атаксии на стороне очага

б)тремора, миоклонии на стороне очага

в)гемигипестезии на противоположной стороне

д)птоза, миоза, энофтальма на противоположной очагу стороне

077.Хватательный рефлекс (Янишевского) отмечается при поражении

078.Слуховая агнозия наступает при поражении

079.Децеребрационная ригидность возникает при поражении ствола мозга с уровня

а)верхних отделов продолговатого мозга

б)нижних отделов продолговатого мозга

080.Для нижнего синдрома красного ядра (синдром Клода) не является характерным наличие

а)паралича глазодвигательного нерва на стороне очага

б)гемипареза, гемигипестезии на противоположной стороне

в)гемиатаксии на противоположной очагу стороне

г)гипотонии мышц конечностей на противоположной очагу стороне

д)интенционного тремора на противоположной очагу стороне

081.Для альтернирующего синдрома Раймона - Сестана характерно наличие

б)паралича глазодвигательного нерва

в)паралича отводящего нерва

г)спазма мимических мышц

082.Альтернирующий синдром Фовилля характеризуется одновременным вовлечением в патологический процесс нервов

а)лицевого и отводящего

б)лицевого и глазодвигательного

в)языкоглоточного нерва и блуждающего

г)подъязычного и добавочного

083.Для синдрома яремного отверстия не характерно поражение нерва

084.Для поражения дорсолатерального отдела продолговатого мозга (альтернирующий синдром Валленберга - Захарченко) не является характерным наличие

а)паралича мягкого неба, голосовой связки на стороне очага

б)атаксии на стороне очага

в)сегментарных расстройств чувствительности на лице на стороне очага

г)нарушения болевой и температурной чувствительности на противоположной очагу стороне

д)гемипареза на противоположной очагу стороне

085.Полушарный парез взора (больной смотрит на очаг поражения) связан с поражением доли

086.Асимметрия лицевой мускулатуры по типу центрального пареза лицевого нерва на фоне эмоциональных реакций больного (симптом Венсана) наблюдается при нарушении связей между таламусом

а)и верхними отделами теменной доли

б)и нижними отделами теменной доли

в)и височной долей

г)и лобной долей

087.Апраксия возникает при поражении

а)лобной доли доминантного полушария

б)лобной доли недоминантного полушария

в)теменной доли доминантного полушария

г)теменной доли недоминантного полушария

088.Расстройство схемы тела отмечается при поражении

а)височной доли доминантного полушария

б)височной доли недоминантного полушария

в)теменной доли доминантного полушария

г)теменной доли недоминантного полушария

089.Сенсорная афазия возникает при поражении

а)верхней височной извилины

б)средней височной извилины

г)нижней теменной дольки

090.К лимбическому отделу больших полушарий мозга не относится

г)круговая борозда островка

091.Моторная апраксия в левой руке развивается

а)при поражении колена мозолистого тела

б)при поражении ствола мозолистого тела

в)при поражении утолщения мозолистого тела

г)при всем перечисленном

092.Сегментарный аппарат симпатического отдела вегетативной нервной системы представлен нейронами боковых рогов спинного мозга на уровне сегментов

093.Каудальный отдел сегментарного аппарата парасимпатического отдела вегетативной нервной системы представлен нейронами боковых рогов спинного мозга на уровне сегментов

094.Цилиоспинальный центр расположен в боковых рогах спинного мозга на уровне сегментов

095.Особенности нарушения пиломоторного рефлекса имеют топико-диагностическое значение при поражении

096.Интегральная деятельность обоих полушарий головного мозга обеспечивается

г)ассоциативными полями корковых отделов анализаторов

097.Ассоциативные волокна связывают

а)симметричные части обоих полушарий

б)несимметричные части обоих полушарий

в)кору со зрительным бугром и нижележащими отделами (центробежные и центростремительные пути)

г)различные участки коры одного и того же полушария

098.Астереогноз возникает при поражении

а)язычной извилины теменной доли

б)верхней височной извилины

в)нижней лобной извилины

г)верхней теменной дольки

099.Центральный парез левой руки возникает при локализации очага

а)в верхних отделах передней центральной извилины слева

б)в нижних отделах передней центральной извилины слева

в)в заднем бедре внутренней капсулы

г)в колене внутренней капсулы

д)в среднем отделе передней центральной извилины справа

100.Судорожный припадок начинается с пальцев левой ноги в случае расположения очага

а)в переднем адверсивном поле справа

б)в верхнем отделе задней центральной извилины справа

в)в нижнем отделе передней центральной извилины справа

г)в верхнем отделе передней центральной извилины справа

д)в нижнем отделе задней центральной извилины справа

2)АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. ТОПИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Афазия – это нейропсихологическое расстройство, которое характеризуется нарушением приобретенных функций речи. Амнестико-семантическая афазия – подвид дисфазии, сопровождающийся трудностью называния предметов при условии, что больной знает их назначение.

Патофизиология дисфазии изучена мало, однако известно, что в основе нарушения лежат не моторные и сенсорные расстройства, а патология структур, отвечающих за кратковременную и долговременную память, а также повреждение теменно-височной коры головного мозга.

Отличительной чертой амнестическо-семантической афазии является то, что у больного сохранен интеллект, смысловое понимание и отражение сути предмета внутри сознания. В отличие от других дисфазий, например, моторной, при амнестической не нарушается артикуляция и нет эхо-симптомов (эхолалия), при которых больной непроизвольно повторяет слова из речи собеседника.

Амнестическая афазия как самостоятельное заболевание разделяется на два подвида:

Причины

Амнестическая афазия наблюдается при поражении теменно-височной области конечного мозга. Характерна функциональная асимметрия: у правшей амнестическая дисфазия возникает при поражении левого полушария, у левшей – правого.

Нейроны височной и теменной коры погибают из-за таких причин:

  • Ишемический или геморрагический инсульт. При остром нарушении кровообращения эти зоны страдают от недостатка кровотока, ишемии и гипоксии. Вследствие нехватки питательных веществ они умирают.
  • Черепно-мозговая травма. Гибель нервных клеток наблюдается после прямого удара по черепу, если его локализация приходится на теменную и височную область.
  • Ошибки в ходе операции на головном мозгу.
  • Острые инфекционные заболевания с вовлечением коры головного мозга, например, энцефалит или нагноение.
  • Опухоли, механически сдавливающие нервную ткань.
  • Острая интоксикация вследствие отравления ядами, тяжели металлами или лекарствами.
  • Нейродегенеративные заболевания: болезнь Альцгеймера, Пика, Паркинсона, хорея Гентингтона.
  • Эпилепсия.


Симптомы

Амнестическая афазия характеризуется трудностью называния предметов. Признаки амнестической афазии:

  1. Снижение скорости обработки понимания слов. Так, например, это выявляется, когда с больным быстро говорить. Пациенту нужно больше времени, чтобы понять смысл озвученной ему информации.
  2. Невозможность повторить основную суть повествования. Например, общаясь с пациентом, вы рассказываете ему небольшую историю. После просьбы повторить больной из 20 слов рассказа воспроизводит 3-4. Здесь же бывает характерно ретроактивное торможение, при котором пациент повторяет последние несколько слов из предложения, а первые забывает.
  3. Словесная реминисценция. Больному хорошо удается воспроизвести материал рассказа спустя несколько часов.
  4. Активная жестикуляция и мимика. Чтобы передать больше информации, больной обращается к выраженным интонациям, движениям рук и мимике. Таким образом пациент пытается компенсировать дефект речи.

Дополнительная и не обязательная характеристика амнестической афазии (возникает не у всех):

  • Слабые зрительные образы, связанные с предметом, который назван врачом.
  • Речь замедлена, между словами присутствуют паузы длиной в несколько секунд.

Диагностика

Амнестическая дисфазия диагностируется тяжело. Диалогическая речь относительно сохранена, и при первом взгляде может и не вызвать вопросов и подозрений и у врача. Фразы выстроены верно, слова стоят в правильном порядке. Первое, что может вызвать опасения – трудности в подборе слов и небольшие паузы между ними, однако после подсказки больной быстро вспоминает и называет слово.

Следующие диагностические приемы выявляют болезнь:


Методы коррекции

Коррекция заключается в улучшении работы нейронных связей между отделами коры головного мозга. Суть – восстановить соотношения названий предметов и их предназначения при помощи изображений с картинами и метода классификации. Упражнения начинаются с легкого. Например, просят показать и назвать свои части тела. Далее пациента просят осмотреть комнату и найти предмет по названию, озвученное врачом.

Сложные упражнения представляют собой написание небольших рассказов по картинкам, которые дает нейропсихолог, просят пересказать повествование. Эти упражнения расширяют объем слуховой и зрительной памяти.

Определите, к какому из определений относится понятие, котором говорится об утрате речи вследствие локального поражения речевых зон коры головного мозга.

( а)афазия;

б) ринолалия;в) заикание;г) дисграфия.

53. При поражении задней трети верхней височной извилины возникает следующая форма афазии:

55. Первые попытки локализации высших психических функций предпринял: ;

56. Нарушение наглядно – образного мышления возникает при поражении:

б) теменно-затылочных отделов мозга

57. При поражении лимбической системы возникают следующие симптомы нарушений памяти:

в) нарушения кратковременной памяти;

58. Методику дихотического прослушивания для выявления специфических нарушений внимания предложил:

59. Корсаковский синдром возникает при поражении следующих отделов головного мозга:

б) лимбической системы;

61. Системные персеверации возникают при:

а) предметной агнозии;

60. Симптом дископии – дисграфии возникает при поражении:

г) зоны ТРО. Второй синдром поражения МТ – синдром "дископии-дисграфии". Он проявляется в том, что больному становится полностью недоступно письмо левой)рукой в сочетании с невозможностью рисовать (срисовывать) правой рукой. Диагностическим приемом, позволяющим дифференцировать эти симптомы от обычных нарушений письма и зрительно-конструктивной деятельности является смена руки при выполнении заданий. Больным с комиссуротомиями доступно письмо правой, а выполнение рисунка левой рукой.

62. Соотнесите формы афазий и их типичные симптомы:

Афферентная моторная Б

А)Нарушения пространственных и квазипространственных отношений.

Б) Нарушение артикуляции

В) Нарушение фонетико-фонематичес-кого слуха

Г) Нарушение построения внутренней фразы

Д) Нарушение слухоречевой памяти,

Е) Нарушение номинативной функции речи

63. Дайте определения следующим понятиям:

1. Фактор определенный вид аналитико-синтетической деятельности специфических, дифференцированных, определенных мозговых зон.

Синдром - сочетанное, комплексное нарушение психических функций, возникающее при поражении определенных зон мозга и закономерно обусловленное выведением из нормальной работы того или иного фактора. Нейропсихологический синдром — закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленное выпадением (или нарушением) определенного мозгового фактора.

* симптом — понятие, обозначающее нарушение высшей психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга.

*Нейро-психологические симптомы делятся на первичные, непосредственно связанные с нарушением деятельности головного мозга, и вторичные — возникающие как следствие первичных по законам системной взаимосвязи с первичными нарушениями.

64. Охарактеризуйте психологические принципы восстановительного обучения.

Л. С. Цветкова описывает ряд принципов восстановительного обучения, разработанных под руководством А. Р. Лурия. к психологическим принципам относятся:

— принцип учета личности больного. Восстановительное обучение должно исходить из задач лечения человека, восстановления нарушенной функций у больного, а следовательно, опирается на мотивационную сферу деятельности;

— принцип опоры на сохранные формы вербальной и невербальной деятельности больного. Опора на прошлый опыт больного позволяет перенести пострадавшую функцию на другой, более низкий и доступный, уровень ее осуществления;

— принцип опоры на предметную деятельность. Как известно, психические процессы формируются в предметной, специально организованной деятельности. Естественно, что их восстановление должно идти в тех же условиях;

— принцип программированного обучения предусматривает разработку программ, состоящих из ряда последовательных операций, выполнение которых приводит к реализации нарушенного умения.

психологические и психолого-педагогические

74. В функциональные обязанности нейропсихолога не входит:

г) проведение нейропсихологической диагностики.

76. Инструментом для выделения нейропсихологического фактора является:

в) синдромный анализ

78. Неспецифические расстройства памяти преимущественно связаны с работой:

б) второго блока мозга;

72. При поражении височных отделов головного мозга возникают следующие эмоциональные нарушения:

а) устойчивые депрессии;

70. Феномен проактивного торможения проявляется в:

б) невозможности повторить элементы словесного ряда кроме первых двух слов;.

65Охарактеризуйте неспецифические симптомы при поражении глубоких подкорковых структур.

а) первая группа — нейродинамические нарушения (или нарушения динамического аспекта) всех высших психических функций в виде снижения их скорости, продуктивности, неравномерной эффективности выполнения заданий и т. п. К этой группе динамических нарушений примыкают и модально-неспецифические нарушения внимания в виде общей рассеянности, трудностей сосредоточения, легкой отвлекаемости и т. д. К динамической группе симптомов относится и изменение общего функционального состояния мозга, его колебания, истощаемость, астения и т. п.;

б) вторая группа симптомов сложнее. Она включает более избирательные нарушения — памяти и эмоциональных процессов. В то же время у больных нет явных дефектов других познавательных процессов (кроме динамических): зрительного, слухового, тактильного гнозиса, речевых или двигательных дефектов. Нарушения памяти носят модально-неспецифический характер, т. е. не зависят от модальности запоминаемого материала. Преимущественно страдает кратковременная память при относительной сохранности долговременной (например, профессиональной) памяти. Эмоциональные нарушения могут проявляться в форме эмоциональной возбудимости, повышенной реактивности или аффективных пароксизмов, вспышек негативизма, гнева. Общая структура эмоционально-личностной сферы нарушается по-разному. В одних случаях она относительно сохранна, больные ос таются эмоционально адекватны, нет явных признаков эйфории или эмоционального безразличия, тупости. Сохранны как профессиональные интересы, привязанность к близким, так и личность больного в целом — он адекватно оценивает себя и окружающих. В других случаях эмоционально-личностные отношения достигают стадии грубого дефекта; в) третья группа симптомов изменения состояния сознания, которые проявляются в острых стадиях заболевания в виде отключения сознания, что особенно характерно для травматических поражений, когда в первую очередь страдают срединные стволовые структуры мозга. Возможна и более сложная феноменология нарушений сознания.

68. Выделите нарушения эмоций при поражении лобных долей:

а) обеднение эмоций;

г) исчезновение выразительных средств.

66. Больной не может одновременно воспринимать два изображения, так как резко сужен объем зрительного восприятия. Какая форма агнозии охарактеризована?

67. При поражении нижних отделов неспецифических структур у больных наблюдаются следующие симптомы, кроме:

а) резкое сужение объема внимания;

б) нарушение концентрации внимания;

в) быстрая истощаемость;

80Соотнесите локализацию и формы нарушений мышления:

Форма нарушений мышления

2. Премоторные отделы;А

1. Теменно – затылочные отделы; -Б

4. Височные отделы –В

3.Префронтальные отделы; Г

А) нарушение свернутых, автоматизированных интеллектуальных операций;

Б) нарушение наглядно – образного мышления;

В) нарушение последовательных дис-курсивных вербальных операций;

Г) нарушение операций с понятиями и логическим отношениями.

69. Эфферентная моторная афазия возникает при поражении:

б) премоторных отделов левого полушария;

71. Нарушение операций с понятиями и логическими отношениями возникает при поражении:

в) префронтальных отделов мозга;

73. Модально-специфические нарушения памяти возникают при поражении:

а) первого блока мозга; (мод-неспец)

б) второго блока мозга; в) третьего блока мозга.

75. Медиобазальные отделы мозга по классификации А.Р. Лурия относятся:

а) к энергетическому неспецифическому блоку;

77. Неспособность узнать плоский предмет на ощупь с закрытыми глазами называется:

а) аутотопагнозией; Астереогноз. Под астереогнозом понимают невозможность с закрытыми глазами узнать предмет на ощупь.

79. Дайте определение следующим понятиям:

1. Интерференция - это … О.Лазаренко считает, что интерференция - это "замена в речи билингва элементов одного языка элементами другой" .. (как следствие двуязычия. социолингвистическая проблема.)

Амнезия – это… (от греч. а — отрицат. частица и mneme — память) - нарушение памяти, возникающее при различных локальных поражениях мозга..

3. Афазия – это…(греч. aphasia , от а — отрицательная частица и phasis — высказывание), расстройство речи состоящее в утрате способности пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли вследствие поражения определённых зон коры головного мозга.

**********81 Продолжите определение:

82. Выделите признаки функциональных систем, которые являются общими (1) и различными (2) для физиологических и психологических функциональных систем:

д) произвольность и контролируемость.

83. Межполушарная асимметрия мозга – неравноценность, качественное различие вклада левого и правого полушарий мозга в осуществление каждой психической функции, различная мозговая организация высших психических функций в левом и правом полушариях.

84Охарактеризуйте синдром динамической афазии.

Синдром динамической афазии возникает при поражении расположенных вблизи от зоны Брока - это 9,10 и 46 поля предтеменной области коры непосредственно примыкающие к зоне Брока.

. По А.Р. Лурия в основе динамической афазии лежит нарушение организации, программирования речевого высказывания, нарушения "формирования смысловой схемы".

Общим для всех больных является утеря речевой инициативы - больные не могут спонтанно говорить, т.е. они не могут построить понятное и простое предложение. Речь их скудная, свернутая, стереотипная, но без произносительных затруднений, так же отсутствует стремление к общению. Особенно труднодоступны в использовании слова, обозначающие действия (глаголы). Понимание речи и сложных грамматических конструкций не страдает или нарушается незначительно. Чтение вслух и про себя у всех больных относительно сохранено, на запомнить прочитанное больной полностью не может. Нарушения письма неоднородны, относительно сохранено письмо под диктовку, но все больные отказываются от самостоятельного письма.

86 Охарактеризуйте психофизиологические принципы восстановительного обучения.

Л. С. Цветкова описывает ряд принципов восстановительного обучения, разработанных под руководством А. Р. Лурия. Их условно делят на психофизиологические, психологические и психолого-педагогические.

К первым, психофизиологическим, можно отнести:

— принцип квалификации дефекта (нейропсихологический анализ нарушенной функции и выявление его механизма, т. е. первичного дефекта, лежащего в основе нарушения);

— принцип использования сохранных анализаторных систем в качестве опоры при обучении. В ряде случаев пораженное звено функциональной системы может быть заменено сохранным;

— принцип опоры на разные уровни организации психических функций. Восстановительное обучение должно учитывать наличие разных уровней организации функциональной системы и использовать сохранные уровни нарушенных функций для их восстановления;

— принцип опоры на сохранные психические функции, взаимодействующие с пострадавшей (например, на речь, память, интеллект);

— принцип контроля, исходящий из положения о том, что лишь постоянный поток обратной информации обеспечивает слияние выполняемого действия с исходным намерением и своевременную коррекцию допускаемых ошибок (П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, А. Р. Лурия).

85 Основным тезисом эквипотенциальности является:

г) равноценность роли всех зон мозга в реализации психической деятельности.

87. Теория эквипотенциальности (равноценности) нервной ткани К.Лешли. Для организации психики важное значение имеет масса вовлеченного мозгового вещества, а не локализация отдельных функций в мозге (все участки равноценны-эквипотенциальны). Кроме этого, решающее значение имеет структура связей между мозговыми элементами.

92. Поражение теменно-затылочной зоны левого полушария приводит к:

в) семантической афазии;

96. Продолжите определение:

К пароксизмам относятся спонтанно возникающие аффекты, не имеющие реального повода… , а также аффекты , возникающие в ответ на реальную причину, но неадекватные ей.

88. Замена нужных движений на шаблонные является признаком:

г) регуляторной апраксии

90Нарушение контроля за исполнением собственного поведения в основном связано с:

а) патологией лобных долей

89Расстройства различных видов ощущений называются:

91. Изменчивость мозговой организации функций является отражением:

б) принципа динамической локализации функций;

93 Определите соотношение:

1. Структуры височной области левого полушария (1)- Б и правого полушария (2) – Г связаны с:

б) подсистемой неречевого слуха; (левог полуш.)

г) анализом интонационных характеристик.(правое полуш)

94. Соотнесите симптомы нарушения с поражением соответствующего им уровня периферической или центральной части кожно-кинестетической системы:

А) выпадение всех видов чувствительности на определенном участке тела, унилатеральной очагу поражения =5 ;

Б) выпадение всех видов чувствительности на определенном участке тела, контрлатеральном очагу поражения;=1

В) повышение порогов болевой, температурной чувствительности, нарушение локализации боли что подходит, острая аффективная реакция;= 2

Г) астереогноз;= 4

Д) соматоагнозия=3 Ответы: (1 – таламус=Б, 2 – рецепторный уровень= В , 3 – вторичные гностические зоны, верхнетеменная область =Д , 4 – вторичные гностические зоны, нижнетеменная область; = Г 5 – проводниковый уровень ниже поясничной области =А, 6 – проводниковый уровень выше поясничной области, 7 – ядерные зоны).

К какой группе речевых нарушений относится афазия, выделяемая в классификации речевых расстройств:

в) нарушений структурно-семантического оформления высказывания;

95. Продолжите определения:

1. Нейропсихологический фактор – это …принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры.

2. Нейропсихологический синдром – это… закономерные сочетания нарушений высших психических функций. слияние нейропсихологических симптомов, связанных с выпадением одного или нескольких факторов.

3. Нейропсихологический симптом – это нарушение психических функций в результате локальных поражений головного мозга. …

97Охарактеризуйте педагогические принципы восстановительного обучения.

Психолого-педагогические принципы - это:

- принцип "от простого к сложному" . При этом главное - определить, что именно является сложным или простым при данном нарушении функции. Например, для больного с сенсорной афазией гораздо сложнее выделить отдельный звук, чем понять большой текст;

- принцип учета объема и степени разнообразия материала (вербального и картиночного). Объем не должен загружать внимание, поэтому он не может быть очень большим или слишком разнообразным;

- принцип учета сложности вербального материала . Необходимо учитывать объективную и субъективную частотность лексики, фонематическую сложность, длину слов, фраз, текста;

- принцип учета эмоциональной сложности материала . Он должен создавать положительный эмоциональный фон для занятий, положительный настрой клиента.

98.Охарактеризуйте основные требования, предъявляемые к нейропсихологу.

Основным в работе нейропсихолога в настоящее время являются задачи выявления специфики:

- дефицитарности (несформированности) психических функций на разных этапах онтогенеза и особенностей их компенсации, исследования динамики развития ВПФ;

- установления причин и разработки методов профилактики и коррекции школьной неуспеваемости. В этом случае особое значение имеет несформированность, тех психических функций, навыков и умений, которые наиболее востребованы социальной ситуацией развития ребенка - обучением в школе и его интенсификацией в современном обществе на фоне ухудшения экологии, снижения психофизического здоровья детей и, в целом, недостаточного внимания взрослых к ребенку.

99. Классическая депрессивная триада характеризуется:

а) эмоциональным торможением;б) двигательным торможением;

в) идеаторным торможением; г) всем перечисленным;прав. Ответ

д) ничем из перечисленного.

100. К простым вариантам депрессивного синдрома относится все перечисленное, кроме:

а) гневливой мании; б) веселой мании; в) спутанной мании;

г) мании с чувственным бредом; д) непродуктивной мании.

Депрессии с бредом осуждения прав. ответ

101. Маниакальная триада характеризуется:

а) повышенным настроением; ) ускоренными ассоциациями;

в) двигательным возбуждением г ) всем перечисленным; прав. Отв.

д) ничем из перечисленного.

102 К отвлеченным навязчивостям относится все перечисленное, кроме:

а) бесплодное мудрствование; ) навязчивый счет;

в) навязчивое воспроизведение в памяти забытых имен, дат, терминов и т.д.

г) навязчивое чувство антипатии;

103. Синдром деперсонализации характеризуется всем перечисленным, кроме:

в) нарушения сознания;

104. Сенестопатии характеризуются всем перечисленным, кроме:

д) восприятия, искажения формы и величины своего тела.

Соотнесите локализацию и формы нарушений мышления

Форма нарушений мышления

1. Теменно – затылочные отделы;

2. Премоторные отделы;

3. Префронтальные отделы;

4. Височные отделы

А) нарушение свернутых, автомати-зированных интеллектуальных операций;

Б) нарушение наглядно – образного мышления;

В) нарушение последовательных дис-курсивных вербальных операций;

Г) нарушение операций с понятиями и логическим отношениями.

Дайте определение следующим понятиям:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.