Аттитюд это состояние психологической и нервной готовности сложившееся

    1. Первый этап – бурный рост исследований

От введения термина в 1918 г. до Второй мировой войны. Характерной чертой этого периода является бурный рост популярности проблемы и количества исследований по ней. Он также характеризуется дискуссией о содержании понятия аттитюда и разработкой способов его измерения. Наиболее распространенным становится понятие, предложенное Г. Олпортом. Он же занялся разработкой оценочных процедур для аттитюдов. В 20-30 гг. использовались в основном опросники. Г. Олпорт создал свою шкалу, он также ввел экспертную процедуру. Л. Терстоун разрабатывал шкалы равных интервалов для измерения позитивной или негативной напряженности отношений человека к какому-либо объекту, явлению или социальной проблеме. Следующим шагом в измерении установок явились шкалы Р. Лайкерта, где были исключены экспертные оценки. В 30-40 гг. аттитюд начинает исследоваться как функция структуры межличностных отношений, опора идет на идеи Мида, т.е. на то, что социальная установка формируется у человека путем принятия установок других.

    1. Второй этап – спад интереса

1940 – 1950-е гг. Характерен спад интереса к изучению социальных установок в связи с рядом обнаружившихся затруднений и тупиковых позиций. Он также объясняется переключением интереса на динамику групповых процессов — область, стимулированную идеями К. Левина. Сказались и несбывшиеся надежды на точную квантификацию установки. Вместе с тем, этот этап отмечен поисками и изучением структурных составляющих социальной установки. Особый вклад был сделан М. Смитом (сформулировавшим мультикомпонентный подход к аттитюду), Д. Кречем и Р. Крачфилдом. В социальной установки было выделено 3 компонента: когнитивный, аффективный и конативный (поведенческий) компонент.

1950 – 1960-е гг. Отмечается возрождение интереса к проблематике, возникает ряд новых идей, но при этом обнаруживаются признаки кризисного состояния исследований. Особый интерес вызывала проблема изменения социальных, проблема связи ее различных компонентов между собой. В это же время появились функциональные теории (или теории функций установки в структуре индивидуального поведения) Смита с со-авторами, Келмэна и Д. Каца, теории изменения установки МакГвайра, Сарнова, была усовершенствована техника шкалирования, начали применяться психофизиологические методы измерения установки. На это время приходятся исследования процесса изменения социальной установки, выполненные школой К. Ховланда и известные как Йельские исследования. В них изучалась в основном связь между когнитивным и аффективным компонентами установки (влияние изменения когнитивного компонента на увеличение или уменьшение симпатии/антипатии). С 1957 г. с появлением теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера начались исследования связей когнитивных компонентов разных установок. Так, аттитюды разрабатываются в рамках теорий когнитивного соответствия.

    1. Четвертый этап – застой


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Узнадзе –введение понятия установки.

Понятие г. Олпорта и диспозиционная интерпретация.

Аттитюд - состояние психологической и нервной готовности, сложившееся на основе опыта и оказывающее направляющее и (или) динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов или ситуаций, с которыми он связан (Г.Олпорт, 1935 г).

трехкомпонентная структура - когнитивный компонент (знания, представления)

три компонента атти­тюда взаимосвязаны между собой: при изменении содержания одного из них изменяется содержание другого.аффективный, поведенческий (намерение)

двухкомпонентная структура – когнитивный + аффективный

Поведен­ческий компонент приравнивается к намерению совершить оп­ределенный поступок и изучается отдельно. На сегодняшний день это представление наиболее популярно среди психологов. Несмотря на некоторое отличие двухкомпонентной структуры от трехкомпонентной, ее сторонники признают, что, с одной стороны, когнитив­ный и аффективный компоненты взаимосвязаны между собой, но, с другой, между ними может возникнуть противоречие.

однокомпонентная структура – аффективный

Размерность (количество компонентов) зависит от:

- объекта, по отно­шению к которому он сформирован: аттитюды к любимому человеку для большинства людей состоят из аффективного компонента, к получению высшего образования – из когнитивного и поведенческого и т.д.;

- способа его формирования: аттитюды, сфор­мированные на основе непосредственного опыта их носителя, включают когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты, а усво­енные от других людей имеют более простую структуру;

- индивидуальных особенностей носителей: у людей, интересующихся определенной проблемой, аттитюды к ней включают в себя два или три компонента, а у тех, кто ей не интересуется — один.

Функция выражения ценностей, самореализации, формирования Я. аттитюды дают человеку возможность выразить то, что важно для него, сформировать представление о себе.

Функция эго-защиты аттитюд способствует разрешению внутриличностных конфликтов, защищает человека от получе­ния неприятной информации о себе и значимых для него объектах.

Инструментальная функция аттитюд способствует получению человеком вознаграждения, в том числе одобрения окружающих.

Функция влияния на поведение аттитюды направляют поведение человека, оказывают влияние на выбор им одного поступка из нескольких возможных.

Включенность в систему. Аттитюды являются элементами когнитивной системы человека — системы знаний, представлений, оценок разных объектов и явлений, и, следовательно, могут влиять друг на друга.

Ассоциативная модель: аттитюд – это четко закрепленная ассоциация между определенным стимулом и элементом когнитивной системы. Один и тот же стимул может входить в состав нескольких ассоциаций. Это означает, что у человека существует несколько аттитюдов в отношении одного и того же объекта/явления. Эти аттитюды существуют отдельно друг от друга и могут актуализироваться при разных условиях.

Согласно сетевой модели, отдельные представления и оценки человека образуют единую сеть. Аттитюд – это совокупность элементов сети, актуализированных в определенной ситуации по отношению к определенному объекту. Таким образом, у человека нет готовых аттитюдов, поскольку каждый раз в ответ на стимул актуализируется разный набор когнитивных элементов.

Доступность – то, с какой легкостью они приходят в голову в данную минуту. На нее влияет:

- частота выражения: аттитюды, которые человек выражает часто, являются более доступными чем аттитюды, о которых он вспоминает редко

- сложность когнитивного компонента: аттитюды с хорошо сфор­мированным когнитивным компонентом более доступны, чем аттитюды, не подкрепленные специальными знаниями;

- доминирующий компонент аттитюда: аффективный ком­понент более доступен, чем когнитивный (люди быстрее описывают свои чувства по отношению к объекту, чем представления о нем). Однако аттитюды с доминирующим аффективным компонентом более дос­тупны, чем аттитюды с когнитивным только в том слу­чае, если они экстремальны (очень позитивны или очень негативны). В противном случае они менее доступны, чем аттитюды с доминирующим когнитивным компонентом;

- способ формирования: аттитюды, формирующиеся на ос­нове непосредственного взаимодействия с объектом, явля­ются более доступными, чем аттитюды, сформированные без него;

Определенность включает в себя ясность аттитюда (уверенность человека в том, что он знает содержание своих аттитюдов) и его точность (уверенность в соответствии аттитюдов действительности)

Амбивалентность противоре­чивость аттитюда. Выделяют три вида амбивалентности: противоречие между (а) разными компонентами, (б) внутри одного компонен­та и (в) между одним компонентом и общей оценкой.

Сила - ста­бильности во времени, устойчивости к воздействию, влиянию на отбор информации и поведение. На нее влияют

- положение в когнитивной системе: чем более важное место занимают аттитюды в когнитивной системе человека, тем большее влияние они оказывают на его поведение;

- доступность аттитюдов: более доступные аттитюды силь­нее, чем менее доступные;

- определенность аттитюдов: более определенные аттитюды силь­нее, чем менее определенные;

- амбивалентность аттитюдов: амбивалентные аттитюды сла­бее, чем непротиворечивые;

- способ формирования: аттитюды, сформированные в ре­зультате тщательного анализа информации, сильнее, чем возникшие в результате доверия определенному человеку или привлекательной формы сделанного им сообщения.

Определение и структура аттитюда. Первое комплексное определение аттитюда (attitude), или социальной установки, было сформулировано около 70 лет назад Г. Олпортом. Проанализировав десятки различных работ, он описал аттитюд как состояние психологическо и нервной готовности, сложившееся на основе опыта и оказывающе направляющее и (или) динамическое влияние на поведение человек относительно всех объектов или ситуаций, с которыми он связан Таким образом, Олпорт подчеркнул тесную связь социальных установок с реальным поведением.

Аттитюд обладает следующими особенностями:

  • • затрагивает не отдельные объекты, а совокупность объектов —В людей, явлений или событий. Например, можно говорить об аттитю-дах к газированным напиткам, курению, абортам, политикам, высшем образованию, здоровому образу жизни и т.д.;
  • • может быть основан как на особенностях, которые мы приписываем объектам (когнитивное основание), так и на эмоциях к ним (эмоциональное основание). В зависимости от основания аттитюд може быть преимущественно когнитивным, аффективным или смешанным;
  • • складывается из нескольких частных оценок объекта (см. главу 1) Так, если человек считает, что проведение гей-парада — это способ реализации прав человека (позитивная оценка) и одновременно угроз общественной безопасности (негативная оценка), итоговый аттитю зависит от важности каждого соображения;
  • • человек может обладать несколькими разными аттитюдами в отношении одного и того же объекта или явления. В этом случае их актуализация во многом зависит от ситуации. Например, люди выражают позитивное отношение к политикам вообще, если перед этим им напомнили об известном политическом деятеле, славящемся своей честностью и принципиальностью, и негативное отношение после напоминания о политике, замешанном в коррупционном скандале.

Функции аттитюда. Социальные установки выполняют в нашей жизни несколько важных психологических функций: познания, защит эго, выражения ценностей, инструментальную.

Функция познания основана на стремлении человека к смысловому упорядочиванию окружающего мира. Аттитюды помогают нам осмыслить действительность, избежать чувства неопределенности и неясности. Они действуют подобно фильтру, определяя направление восприятия, интерпретации и запоминания информации.

Как правило, сторонники смертной казни, получая информацию о ее достоинствах и недостатках, поступают следующим образом:

  • — хорошо слышат и понимают то, что свидетельствует в польз смертной казни, и упускают из вида те сведения, которые говорят против ее применения;
  • — больше доверяют сведениям, говорящим в пользу смертно казни, и не доверяют тому, что свидетельствует против нее, считают эт информацию предвзятой или несоответствующей действительности;
  • — интерпретируют информацию, говорящую против смертно казни, как сведения, говорящие в ее поддержку;
  • — надолго запоминают то, что говорит в пользу применения это меры наказания, и быстро забывают сведения противоположного характера;
  • — укрепляются в своем мнении, выражают более активную поддержку этой мере наказания.

Использование аттитюда как фильтра свидетельствует о нисходящей стратегии познания, при которой мы анализируем информацию в соответствии с имеющимися у нас схемами. Как следствие, она возникае в условиях, запускающих эту стратегию (см. главу 1).

Функция выражения ценностей заключается в том, что аттитюды дают человеку возможность самораскрытия, демонстрации своего подлинного Я. С помощью публичного выражения социальных установок мы можем показать окружающим, что ценим в жизни, какие цели ставим перед собой и т.д. Например, поддерживая ведение войны в соседнем государстве или выступая против нее, человек тем самым выражает свое отношение к ценностям жизни и власти.

Инструментальная функция предполагает, что выражение определенных аттитюдов, в первую очередь соответствующих мнению окружающих, позволяет человеку достичь поставленной цели и получить вознаграждение — социальное одобрение. Выражая популярную точку зрения, человек вызывает позитивное отношение к себ и благодаря этому получает поддержку и помощь. Сходство ценносте и аттитюдов — один из ключевых факторов, вызывающих аттракци (см. главу 5).

Однако люди различаются по степени, в которой их аттитюды выполняют каждую из описанных функций. Некоторые люди используют аттитюды преимущественно как средство самовыражения (функци выражения ценностей), а другие — для получения вознаграждения —В одобрения со стороны окружающих (инструментальная функция).

Измерения аттитюдов. Любой аттитюд можно описать по нескольким параметрам: субъективной важности, стабильности, доступности, однородности, экстремальности, определенности и степени осознанности (рис. 3.2).


Рис. 3.2. Измерения аттитюда

Субъективная важность аттитюда (attitude importance). Подобно категориям, социальные установки, которыми обладает человек, входят в состав ассоциативной сети (см. главу 1). Более важные для человека аттитюды занимают в этой сети доминирующее, а менее важные — подчиненное положение.

Стабильность аттитюда (attitude stability) — это устойчивость аттитюдов во времени. Одни социальные установки сохраняютс на протяжении долгого времени, а другие возникают под воздействие конкретной ситуации и быстро распадаются.

Доступность аттитюда (attitude accessibility) — это легкость, с которой человек вспоминает содержание аттитюда. Одни социальны установки приходят ему в голову легко, а для припоминания други приходится прикладывать специальные усилия.

Однородность аттитюда (attitude consistency) определяется степенью, в которой его элементы связаны с одной и той же оценкой. Аттитюды, включающие в себя одну — позитивную или негативную —В оценку, называются однородными. В то же время социальные установки которые включают как положительную, так и отрицательную оценк объекта (явления), называются амбивалентными (attitude ambivalence).

Определенность аттитюда (attitude certainty) включает в себя ясность (уверенность человека в том, что он знает содержание свои аттитюдов) и его точность (уверенность в соответствии аттитюдо действительности).

Эти параметры предсказывают силу аттитюда — степень, в которой он оказывает влияние на анализ информации и поведение человека В частности, большей силой отличаются хорошо доступные, стабильные, однородные, экстремальные и определенные социальные установки, занимающие важное место в когнитивной системе.

Помимо этого аттитюды различаются по степени осознанности. Психологические исследования показывают, что социальные установк могут быть как хорошо, так и плохо осознаваемыми. Иными словами все аттитюды можно расположить на континууме от полностью эксплицитных до полностью имплицитных:

  • • эксплицитные аттитюды хорошо осознаются, а их выражени человек может проконтролировать. Как следствие, они оказываю большее влияние на хорошо контролируемое поведение;
  • • имплицитные аттитюды плохо осознаются человеком и слабо поддаются контролю. Именно поэтому они оказывают большее влияни на суждения и поведение человека, которые ему трудно контролировать. Имплицитную форму часто принимают эксплицитные аттитюды которые признаны социально нежелательными или необоснованными Не желая отказываться от некогда важных социальных установок полностью, человек вытесняет их на периферию сознания.

Чтобы продемонстрировать различие между эксплицитными и имплицитными аттитюдами, рассмотрим социальные установки к курению. Представим человека, который курит на протяжении долгого времени и позитивно оценивает эту привычку. Однако сталкиваясь с негативным отношением к курению своих близких и коллег по работе, он постепенно изменяет эксплицитный аттитюд к этому явлени с положительного на отрицательный. В то же время испытывает радость, почувствовав запах табака, старается поближе подойти к курящему человеку. Иными словами, позитивная оценка курения сохранилась, но перешла в имплицитную — плохо осознаваемую форму.

При пропозициональном процессе человек оценивает обоснованность своих аттитюдов. Итоговое отношение складывается на основании те социальных установок, в точности которых он уверен. Таким образом, пропозициональный процесс находится под контролем сознания Результатом пропозиционального процесса является актуализация эксплицитных аттитюдов, имеющих сильную когнитивную составляющую.

Существование как эксплицитных, так и имплицитных аттитюдов позволяет объяснить многие, на первый взгляд странные, ситуаци явного несоответствия между тем, что человек говорит, тем, как о анализируют информацию, и тем, как он ведет себя при столкновени с объектом аттитюда. Особую популярность эта идея приобрела пр изучении аттитюдов к представителям социальных групп — предрассудков (см. главу 16).

Под социальной установкой (attitude) в социальной психологии понимается "определенная диспозиция индивида, в соответствии с которой тенденции его мыслей, чувств и возможных действий организованы с учетом социального объекта". Этим понятием определяется едва ли не самый важный психологический механизм включения индивида в социальную систему. Аттитюд функционирует одновременно и как элемент психологической структуры личности, и как элемент социальной структуры.

Сложность и многогранность понятия "аттитюд" зачастую служат причиной его неоднозначного толкования. Понимание природы социальной установки, функций, которые она выполняет, определяется концептуальным подходом к ее изучению.

Так, в психоаналитической концепции социальная установка выступает в роли регулятора реакций, уменьшающих внутриличностную напряженность и разрешающих конфликты между мотивами.

Проблема аттитюда в рамках когнитивных теорий в целом решается на основе модели "мыслящего человека" - в центр внимания ставится его когнитивная структура. С этой точки зрения социальная установка представляет собой когнитивное образование, сформированное человеком в процессе его социального опыта и опосредующее поступление и переработку информации к индивиду. При этом наиболее важным отличием аттитюда от других когниций - мнений, представлений, убеждений - признается его способность направлять и регулировать поведение индивида.

Бихевиористы рассматривают социальную установку как опосредствующую поведенческую реакцию - промежуточную переменную между объективным стимулом и внешней реакцией.

Впервые понятие "аттиттюд" было введено в 1918 году социологами У. Томасом и Ф. Знанецким при изучении проблем адаптации польских крестьян, эмигрировавших в Америку. В своей работе "Польский крестьянин в Европе и в Америке" они определили аттитюд как "состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности" (Thomas W.I, Znaniecki F.1918.-P. 279), переживание человеком смысла этой ценности.

Дальнейшая история исследования аттитюдов в американской социальной психологии может быть разделена на несколько основных этапов:

  • от введения этого термина в 1918 г. до второй мировой войны (характерная черта этого периода - бурный рост популярности проблемы и числа исследований по ней);
  • 40-50 годы (спад интереса к изучению социальных установок в связи с рядом обнаружившихся затруднений и тупиковых позиций);
  • 50-60 годы ( возрождение интереса к проблеме, возникновение ряда новых идей, но вместе с тем признаки кризисного состояния исследований);
  • 70-е годы ( явный застой, связанный с обилием противоречивых и несопоставимых фактов) (Шихирев, 1979).
  • 80-90-е годы - изучение аттитюда продолжается, нарастающий интерес к нему связан в основном с запросами различных областей практики.

Рассмотрим более подробно, чем определялся каждый период изучения аттитюдов в социальной психологии.

Первый этап изучения установок характеризуется дискуссиями о содержании понятия, а также разработкой способов измерения социальной установки. Вокруг точной дефиниции понятия "аттитюд" была развернута бурная полемика, однако можно сказать, что и до настоящего момента не существует четкого, однозначного его определения. Это связано, с одной стороны, с различными подходами к его изучению, с другой - со сложностью и комплексностью самого явления, получившего название социальной установки.

Наиболее часто цитируемым остается определение аттитюда, данное Г. Олпортом в 1935 г. На основании проделанной работы по обобщению всех имевшихся к тому времени определений, он вывел следующее: " Установка есть состояние психонервной готовности, сложившееся на основе опыта и оказывающее направляющее и (или) динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов или ситуаций, с которыми он связан".

В период 30-40-х годов в исследованиях по массовой коммуникации начинает развиваться идея, высказанная ранее Дж. Мидом и связанная с работами "Чикагской школы". Ключевая гипотеза Мида состоит в том, что каждый человек формирует свои установки путем принятия установок других людей. Исследования по массовой коммуникации основываются на следующем обобщении: если источник коммуникации нам нравится, мы склонны принять даваемую им информацию; соответственно, если коммуникатор нам неприятен, мы будем склонны к неприятию содержания информации. Таким образом, в это время изучение установки уже вышло за рамки психологии индивида и аттитюд начинает анализироваться в большей степени как функция структуры межличностных отношений. Такой взгляд на аттитюды, механизм их формирования может быть обозначен как структурный подход (Дэвис Дж.Э., 1972).

Другим аспектом изучения аттитюдов в этот период, как уже было сказано, явилась проблема их измерения. Для измерения установок в 20-30-е годы в основном использовались вопросники. В качестве испытуемых выступали, как правило, студенты, а в качестве индикаторов установок изучались декларируемые мнения по поводу самых разных проблем, связанных с жизнью общества. Одним из первых к измерению аттитюдов приступил Г. Олпорт, при этом, он не только изучал определенные мнения, но и пытался соотнести их с личностными особенностями испытуемых. Шкала Г. Олпорта (разработанная в сотрудничестве с Д. Хартманом), предполагала высказывания респондентов относительно самых разных объектов установки, включая Лигу наций, Куклукс-клан и "сухой закон". Чрезвычайно важной новацией Г. Олпорта было введение экспертной процедуры, сыгравшей значительную роль в разработке Л. Терстоуном "шкал равных интервалов".

С именем Л. Терстоуна в социальной психологии связывается конструирование установочных шкал, предназначенных для измерения позитивной или негативной напряженности отношения человека к какому-либо социальному объекту, явлению или социальной проблеме. Для получения сравнимых показателей разных шкал были придуманы специальные процедуры: равенство расстояний между единицами измерений шкал и одномерность ( однородность) вопросов. Кроме этого, методика требовала участия в работе экспертов, классифицировавших утверждения, полученные первоначально в опросе респондентов. Процедура конструирования шкалы равных интервалов разрабатывалась Л. Терстоуном по аналогии с процедурами поиска психофизиологических порогов восприятия.

Л. Терстоун и его сотрудники (Ю. Чейв, Х.Смит, Д. Дроба и др.) выполнили в конце 20. - начале 30-х годов с помощью такого рода процедур целую серию исследований, посвященных измерению отношения к войне, смертной казни, церкви, цензуре и многим другим общественным институтам, а также обычаям, традициям, проблемам расовой и национальной принадлежности. Сам Л. Терстоун отмечает в качестве лучшей работы этого периода серию исследований, посвященных влиянию кинофильмов на динамику установок и предвосхитивших многие более поздние работы по изучению эффективности пропаганды. Метод оказал громадное влияние как на социальную психологию, так и на социологию.

В этот период начинается настоящий "бум" создания шкал в терстоуновском стиле.

Следующим шагом в измерении установок явились шкалы Р. Лайкерта, предложившего альтернативу терстоуновской шкале без использования экспертных оценок. Задания для измерения установок отбирались только на основе ответов испытуемых, а единственным критерием отбора служила их внутренняя согласованность этих ответов. В отличие от шкал Терстоуна шкалы Лайкерта более удобны для применения при массовых опросах (см. Девятко И.Д., 1993.).

Огромное количество эмпирических работ, использовавших для изучения установок те или иные измерительные процедуры, к сожалению, не внесло большого вклада в концептуальное осмысление аттитюда. Более того, именно разработка измерительных процедур еще сильнее проявила неопределенность этого явления и поставила множество новых вопросов.

Второй этап (4 0-50-е годы) в разработке проблематики, связанной с социальной установкой, отмечен поисками и изучением ее структурных составляющих. Особый вклад в направлении исследования структуры аттитюда был сделан представителями так называемого "мультикомпонентного взгляда на аттитюд" - М.Смитом (первым сформулировавшим этот подход), а также Д.Кречем и Р.Крачфилдом. В социальной установке было выделено три компонента: когнитивный (знания об объекте установки), аффективный (эмоциональная оценка объекта), конативный (поведенческий) компонент (целенаправленные действия по отношению к объекту).

Третий этап (50-60-е г.г.) - период нового всплеска интереса к социальной установке. Особый интерес вызывала проблема изменения установок, проблема связи ее различных компонентов между собой. В это же время появляются функциональные теории, а также совершенствуются методы измерения установок.

Процесс изменения установок был положен в основу исследований убеждающей коммуникации, осуществлявшихся под руководством К.Ховланда в 50-х годах в Йельском университете США. Предполагалось, что изменение когнитивного компонента установки ( мнения, убеждения) меняет эмоциональное отношение субъекта, т.е. увеличивает или уменьшает чувство симпатии или антипатии к объекту установки.

Модели, направленные на изучение различных условий и механизмов изменения установки, разрабатываются также и в рамках когнитивистской ориентации - в ряде теорий, названных впоследствии теориями когнитивного соответствия.

Четвертый этап (70-80-е г.г.) - время осмысления ошибок и противоречий, полученных в течение всего периода изучения установки. На этом этапе создается множество "минитеорий", предназначенных объяснить накопленный эмпирический материал по проблеме аттитюда.

Пятый этап (80-90-е г.г.) характеризуется интересом к аттитюдным системам - комплексным образованиям, включающим в себя основные реакции человека на социальный объект (McGuire W.J., 1985).

Кроме изучения аттитюдных систем не ослабевает интерес к проблеме изменения аттитюдов, роли установок в обработке поступающей информации. 80-е годы были отмечены созданием когнитивных моделей убеждающей коммуникации Р. Петти и Дж. Качоппо, а также Ш. Чейкен. Особый интерес представляет рассмотрение проблемы взаимосвязи аттитюдов и поведения. В целом состояние проблемы социальной установки в настоящее время можно выразить словами, сказанными Г. Келмэном еще в середине семидесятых годов:

"Аттитюды живы и здоровы и эффективно используются в сфере регуляции деятельности"
(цит. по: Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности.- Л., 1983. С.104)

Наш краткий исторический очерк не был бы полным, если бы мы не коснулись исследования установки в отечественной психологии.

Наиболее детально и обстоятельно разрабатывался феномен установки (set) в школе Д.Н.Узнадзе. В 1941 г. в своей работе "Основные положения теории установки" Д.Н. Узнадзе дает определение первичной установке как:

"целостному отражению, на почве которого может возникнуть или созерцательное, или действенное отражение. Оно заключается в своеобразном налаживании, настройке субъекта, его готовности. к тому, чтобы в нем появились именно те психические или моторные акты, которые обеспечат адекватное ситуации созерцательное или действенное отражение". (Цит. по: Асмолов А.Г., 1996. с.274)

Возникновение первичной установки обычно связано с удовлетворением простейших, физиологических потребностей человека в ситуациях хорошо знакомых и несложных. К тому же действие установки осуществляется на бессознательном уровне, что отличает ее от социальной установки, являющейся состоянием сознания человека. В отличие от аттитюда установка (set) не затрагивает вопросов, связанных с анализом социальных ситуаций и социальных объектов, а самое главное- не раскрывает механизма детерминации поведения человека со стороны общества. Таким образом, можно сказать, что установка (set) обеспечивает функционирование организма на индивидуальном уровне, тогда как аттитюд выполняет свои функции на социальном уровне ( на уровне социальной общности, социальной группы).

Разработка проблемы установки была предпринята и в рамках деятельностного подхода А.Н.Леонтьева. Прежде всего это связано с разработкой проблемы смысловой установки (Асмолов А.Г., Ковальчук М.А., 1977.; Асмолов А.Г., 1979). Смысловая установка представляет собой выражение личностного смысла в виде готовности к определенным образом направленной деятельности и придает деятельности устойчивый характер.

Идея выявления особых состояний личности, предшествующих ее реальному поведению, обсуждается в " концепции отношений человека" В.Н.Мясищева (1960).

"Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания" - так определяет В.Н.Мясищев основное понятие своей концепции (Мясищев В.Н.,1995.,- С.16).

Отношение сходно с такими понятиями, как диспозиция, предрасположенность, склонность к позиции, т.е. предполагает некоторую направленность возможного поведения, определенную опытом социальной жизни индивида. С аттитюдом понятие "отношение" сближают такие характеристики, как осознанность индивидом, опосредованность социальным опытом, эмоциональная наполненность, избирательность и направленность на определенное поведение.

Другим схожим с понятием "аттитюд" в отечественной психологии является понятие "направленность личности", используемое Л.И.Божович (1969) при изучении формирования личности в детском возрасте. В основе направленности личности лежит возникающая в процессе жизни устойчивая система мотивов. Направленность складывается как внутренняя позиция личности по отношению к социальному миру. Она и определяет поведение и деятельность человека в конкретных социальных ситуациях и в отношении к окружающим его людям.

В отечественной психологии и социологии активно разрабатывается и такое понятие, как ценностные ориентации, которые толкуются как система социальных фиксированных установок личности, Ценностные ориентации проявляются личностью в отношении к окружающему миру, в значимых ситуациях ее социальной активности. Они воспринимаются как общая направленность сознания и поведения личности.

Таким образом, в отечественной традиции осуществляется разработка различных понятий, сходных с аттитюдом по функциям и значению для жизнедеятельности человека в социуме. При этом внимание обращено на механизмы реализации не только отдельных поведенческих актов, но и на осуществление целостного поведения и деятельности субъектом.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.