Бой у острова нерва


В 1941 году Краснознаменный Балтийский флот (КБФ) вынужденно отступал к Ленинграду с островов. К счастью, советским войскмм удалось удержать позиции на Лавенсаари (остров Мощный), Пенинсаари (остров Малый) и Сескаре. Зимой силам КБФ удалось отбить Гогланд и Большой Тютерс, но удержать их до начала навигации 1942 года не вышло.

В мае немецкий флот выставил масштабные минные заграждения, имевшие кодовое название "Зиегель" (морской еж), восточнее и юго-восточнее Гогланда. Их основная цель — предотвращение прорыва советских подводных лодок в центральную Балтику.

За заграждениями несли дозор немецкие боевые корабли — как правило, охотники за подлодками и большие тральщики типа "М", но нашим подводникам в 1942 году неоднократно удавалось успешно преодолевать гогландский противолодочный рубеж, выходить на оперативный простор и наносить врагу серьезный ущерб.

Свои минные заграждения неприятель совершенствовал постоянно. Несколько месяцев наши подлодки вообще не могли их прорвать. Постоянно шли тяжелейшие воздушные и морские бои.

В сентябре 1944 года Красной армии при поддержке флота удалось вывести из войны Финляндию, а немецкие войска отступили вглубь Эстонии. Острова и воды снова перешли под контроль Красной армии.


Сегодня на этих острова команда "Гогланд" совместно с Поисковым движением России ищет останки погибших здесь советских военнослужащих: участников десантных операций, жертв Таллиннского перехода (эвакуация Балтфлота из осажденного Таллинна в Кронштадт, в ходе которого погибли десятки кораблей и тысячи людей в конце августа 1941 года). Пока, к сожалению, удается найти лишь фрагменты. Ландшафт очень сложный, а исторических документов по захоронениям обнаружить так и не удается ни в российских, ни в немецких, ни в финских архивах.

Хроника событий

Гогланд

Остров был оставлен советскими войсками 7 декабря 1941 года и тут же взят под контроль финнами. 2 января 1942 года после беспрецедентного многокилометрового перехода от острова Мощный по только что установившемуся льду отряд полковника Баринова внезапной атакой разгромил финский гарнизон и освободил остров. Началась героическая оборона Гогланда.

Около пяти сотен советских солдат сражались с численно превосходящим врагом, находясь фактически в четырехкратном кольце вражеской блокады. Им удалось без малого три месяца удерживать самую западную точку всего фронта. Солдаты имитировали присутствие большого гарнизона — разжигали печи в оставленных гражданским населением домах, но вражеские разведчики разоблачили этот маневр.


27 марта 1942 года финские войска, имея семикратное преимущество в живой силе и абсолютное превосходство в артиллерии, начали штурм. В результате тяжелого боя советским войскам пришлось оставить Гогланд и отойти на остров Мощный. Более 200 человек погибли.

Размещенный на острове финский гарнизон удерживал Гогланд до выхода Финляндии из войны против СССР 19 сентября 1944 года. Примечательно, что одним из условий прекращения боевых действий был вывод немецких войск с территории Финляндии до 15 сентября. Именно в этот день немецкие войска предприняли попытку захвата острова, но потерпели поражение. Примечательно, что на подмогу финнам пришла еще несколько дней назад вражеская для них советская авиация.

Соммерс

Остров Соммерс располагается на 11 километров севернее Гогланда. Он был оставлен силами КБФ 30 декабря 1941 года, а уже в январе был занят финнами, которые разместили там усиленный гарнизон.

8-12 июля 1942 года вокруг Соммерса развернулось масштабное воздушно-морское сражение между КБФ и объединенным финско-германским флотом — первое сражение подобного рода с начала Великой Отечественной войны. В нем участвовали 18 боевых кораблей, 90 боевых катеров и других вспомогательных единиц, около 150 самолетов.


Захватить Соммерс было принципиально важно по целому ряду причин, но главной было то, что с него отлично просматривался остров Мощный, где стояли советские части. Однако операция по захвату острова была обречена на провал, так как была плохо проработана. Людей отправили на верную гибель.

Мощный

Остром Мощный, или, как его называли финны, Лавенсаари, расположен в 45 километрах к востоку от Гогланда. В конце августа 1941 года он был укреплен, а после того, как советские войска вынужденно оставили Гогланд, оказался самой западной точкой, контролируемой КБФ. Именно отсюда уходили подлодки, истребительная авиация и десанты на Гогланд, Соммерс и Тютерс. Это происходило несмотря на то, что Лавенсаари находился в тройном кольце блокады!

Сескар

Остров Сескар расположен в 27 километрах восточнее острова Мощный. Его обороняли части полка морской пехоты из состава гарнизона Лавенсаари.

В конце августа 1941 года КБФ установил на нем береговые батареи. Зимой между Сескаром и Шепелевским маяком действовала ледовая автодорога протяженностью 71 километр. В 1943 году был построен аэродром, с которого начали летать истребители и штурмовики ВВС КБФ. В июне 1944 года из добровольцев гарнизона Сескара было сформировано несколько разведгрупп. Все они героически погибли на Берёзовых островах.

Нерва

До июня 1944 года остров Нерва не принадлежал ни одной из воюющих сторон, но после высадки советского десанта противник безуспешно попытался его отбить.В тех боях советские торпедные катера уничтожили миноносец Т-31 — самый крупный боевой корабль Германии, потопленный во время ВОВ надводными силами СССР.


19 июня 1944 года в Финском заливе состоялось морское сражение у острова Нерва. С немецкой стороны в нем участвовали миноносцы Кригсмарине, с советской — катера ВМФ. Этот бой считается одной из самых крупных надводных побед СССР во Второй мировой войне.

В предстоящей битве противостояли 2 немецких миноносца и 28 советских катеров, половина из которых были с торпедами, другие с артиллерией.

В ночь на 20 июня 44-го остров, который не контролировался до этого момента ни одной из сторон, высадился десант советских войск.


Как описывал в воспоминаниях командующий Балтийским флотом Владимир Трибуц, в 23 часа с северной стороны неожиданно появились силуэты двух крупных кораблей. Один из отрядов приблизился к противнику. Немецкие корабли развернулись, предполагая, что на этих катерах имеются торпеды. Завязался бой и стало понятно, что советские моряки столкнулись с миноносцами, которые превосходили катера в артиллерии во много раз.

Стычка закончилась в пользу гитлеровцев: огонь врага повредил МО-106, флагманский катер дивизиона охотников и два бронекатера — МБК-503 и МБК-505. Немцы могли нанести и более сокрушительный удар, но командование думало, что столкнулось с торпедными катерами и опасалось атаки. В итоге миноносцы отходили, отстреливаясь при отступлении. Отошли к острову и советские моряки.

Однако затем в схватку с неприятелем вступили подошедшие торпедные катера. Тремя отрядами командовали Ущев, Иванов и Тихонов. Руководил ими прославленный командир дивизиона капитан 2-го ранга Сергей Осипов, позже ставший Героем Советского Союза.


В первой атаке на миноносцы участвовали катера ТК-53, ТК-63 и ТК-153. Они выпустили 6 торпед, но все прошли мимо целей. В то же время, на катерам открыли ответный огонь, причинив им повреждения. Больше всего досталось ТК-63, в него попало три снаряда малого калибра. Не принесла результата и вторая атака советских ВМФ. Пострадало еще два катера от вражеских обстрелов.

Затем миноносцам пришлось отойти к шхерам, дав советским морякам время подготовиться к очередной атаке.

В полночь Т-30 и Т-31 снова подплыли к Нерве. Сергей Осипов принял решение нанести удары сразу всеми катерами, у которых еще оставались торпеды. Под прикрытием дымовых завес выдвинулись две группы, зажимая с двух сторон вражеские корабли. Ответный огонь гитлеровцев оказался безуспешным, так как был распределен на много целей. Сделав рывок, ТК-37 и ТК-60 прорвались и оказались на малой дистанции от миноносца Т-31. Моряки-красноармейцы выпустили торпеды. Эта атака оказалась фатальной для корабля нацистов, который получил тяжелые пробоины и затонул через полчаса. Второй миноносец поспешил отступить, даже не оказав помощи своим сослуживцам.

Советские моряки выловили 6 немецких военнослужащих и покинули поле боя. Финские катера спасли 86 нацистов. Однако 76 членов экипажа погибли.


Данная победа советского флота имела большое тактическое значение, потому что была снята угроза десанту на острове Нерва. В итоге утром 20 июня морские пехотинцы завершили высадку. В последствии остров стал опорным пунктов Балтфлота СССР, сыграв большую роль в дальнейших сражениях.

Немецкий миноносец Т-31 стал самым крупным боевым кораблем, который уничтожили силами надводного советского флота во время войны. потопленным во время войны надводными силами советского флота. Отметим, что в сводках Совинформбюро много раз сообщалось об уничтожении вражеских миноносцев и кораблей, поэтому важный бой у острова Нерва не получил широкого признания и известности.

Фото: из открытых источников

Какая же в Хабаровске мучительная жара.

Ни ветерка. Вязкая, тропическая влажность, из-за которой не то что на митинг, на балкон выйти страшно.

А внизу обливаясь потом и водой из бутылок, идут люди. Десятки тысяч. Идут бесконечной рекой. Идут.


К платошкинцам после колебаний примкнули и коммунисты. Фото: Дмитрий Моргулис/ТАСС

И если кто-то – например, я - сомневался в прочности протеста. То теперь нет.

Хабаровск придется принять таким, какой он есть. Это не общегородская блажь. Не истерика.

Хабаровск упрям, зол и последователен.


В нем произошел исторический перелом - словно город сам на себя вдруг посмотрел по другому.

С уважением. И спокойной решимостью устроить новую (правда, пока непонятно какую) жизнь.


Хабаровск придется принять таким, какой он есть. Это не общегородская блажь. Не истерика. Фото: REUTERS


Хабаровск упрям, зол и последователен. Фото: EAST NEWS

Он потом долго оправдывался перед городом. Говорил, что его не так поняли.

А я, наблюдая, как демонстранты обложили мэрию (в тот момент Кравчук покинул ее – официально для объезда города), решил все-таки честно ответить на щекотливый вопрос, который здесь задавать не принято – есть ли у хабаровского протеста организаторы?


Кто выводит хитропродуманный Хабаровск на митинги? И платят ли людям за это деньги? Фото: REUTERS

ПОРТИТЬ СЕБЕ БИОГРАФИЮ НЕ ХОТЯТ, А ПОКАЗАТЬ ДУЛЮ ВЛАСТЯМ - ПОЖАЛУЙСТА

Я спрашивал митингующих – откуда узнали об акции? Инстаграм – говорила молодежь.

- Телеграм – твердили мужики

- Да, весь город знает – удивляются пенсионеры.

И опять-таки кто-то печатает листовки, кто-то продает майки, наклейки.


Среди протестующих выделялось ядро. Точнее несколько ядер. Фото: EAST NEWS

Жириновский объяснил, почему не останавливает людей, выходящих на митинги в Хабаровске

Но среди протестующих выделялось ядро. Точнее несколько ядер.


Хабаровск упрям, зол и последователен. Фото: Борис КОКУРИН

Именно эта группа пареньков ходила по городу в будние дни, поддерживая градус протеста. По словам моего приятеля, местного фоторепортера – на митинги парни выходили посменно. В один день одни, в другой – другие.

Часть группы опознать несложно - местные активисты Навального. Но часть явно не аборигены (в разговорах путались в хабаровской географии).


В Хабаровске произошел исторический перелом - словно город сам на себя вдруг посмотрел по другому. С уважением. И спокойной решимостью устроить новую (правда, пока непонятно какую) жизнь. Фото: Борис КОКУРИН

Группа №3. Самая интересная. Ну хотя бы потому, что я в нее . вхожу. Это журналисты, блогеры и другие бродяги, прилетевшие сюда, похоже, со всей России . Со стороны смотримся, как информационная банда циников, которой Хабаровск отдали на разграбление. Вооруженные телескопическими держателями телефонов, с рюкзаками напичканными батареями, проводами, компьютерами, они бродят по городу, пристают к прохожим и беспрестанно говорят сами с собой. Повсеместное бормотание называется репортаж.


Какая же в Хабаровске мучительная жара. Ни ветерка. Вязкая, тропическая влажность, из-за которой не то что на митинг, на балкон выйти страшно. Фото: Борис КОКУРИН

Но все это, конечно, песчинка в хабаровском людском море, которое выплеснулась на главные улицы и площади в субботу.

- Кстати, ты заметил, что на площади людей всегда меньше, чем на марше, - смеялся над моей печалью приятель (я бился над загадкой – почему в субботу с площади стартовало и финишировало меньше 10 тысяч, а на середине маршрута митинг вдруг вырос раза в три, а потом снова скукожился)

– А все потому хабаровчане хитрые, - говорил он, - Они не хотят стоять под видеокамерами на главной площади и портить биографию. Они прошлись, показали свою дулю властям с безопасного расстояния и ушли.


Обливаясь потом и водой из бутылок, идут люди. Десятки тысяч. Идут бесконечной рекой. Идут. Фото: Борис КОКУРИН

С НАРОДОМ НАДО ГОВОРИТЬ. ЕСЛИ ЕСТЬ ЧТО СКАЗАТЬ

Везет мне на трагикомедии.

Ну а мой радийный разговор с мэром Хабаровска Сергеем Кравчуком вообще закончился престранно.


Первая попытка властей поговорить с народом вышла комом. Фото: Борис КОКУРИН

Мэр долго уверял, что не уклоняется от встречи с протестующими. Просто график, мол, не совпадает. Занят очень Кравчук. Да не известно, дескать, где эти бузотеры.

- Приходите в 21.00 на площадь – советую, - они в это время всегда там.

- Вы предлагаете на ступеньках с ними говорить? – затосковал Кравчук, - Нет, я не работаю в правительстве. Зачем мне туда ехать.

- Но с людьми надо кому-то поговорить? – удивляюсь я, - Давайте, прямо в эфире назначайте встречу у мэрии, мы все придем.


Это не общегородская блажь. Не истерика. Фото: Борис КОКУРИН

Проходит два часа. И по какому-то смешному совпадению - ну нельзя же всерьез представить, чтоб пристыженный Кравчук бросил в пекло своего однопартийца – к протестующим вышел министр здравоохранения края Александр Витько .

Хабаровск: взгляд изнутри. Чего местные ждут от властей?









  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 262 467
  • КНИГИ 606 115
  • СЕРИИ 22 741
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 570 943

Арсенал-Коллекция 2015 № 06 (36)

Сверхтяжелый танк Panzerkampfwagen VIII Maus

Первые американские штурмовики

Германская минозаградительная операция на Балтике 22 июня 1941 г.

Арсенал-Коллекция 2015 № 06 (36)

Арсений Малахов

Сверхтяжелый танк Panzerkampfwagen VIII Maus


Создание сверхтяжёлого танка Maus и предшествующих ему проектов боевых машин массой превосходящих серийные образцы было продиктовано не столько гигантоманией фюрера, сколько необходимостью что-либо противопоставить разрабатываемым советским танкам аналогичного класса. Также перед этими машинами ставилась задача прорыва линии обороны противника. По данным немецкой разведки на вооружение Красной Армии новые танки должны были поступить к весне 1943, что определяло и срок поставки первого прототипа Maus, и направление работ в целом.

С декабря 1941 года фирма Krupp вела разработку перспективного танка под индексом VK 70.01. Техзаданием предусматривалась масса 70 тонн, толщина лобовой брони 140 мм, двигатель от торпедного катера мощностью 1000 л.с. и максимальная скорость 44 км/ч. Чтобы остаться в рамках заданной проектом массы, толщину лобовой брони снизили до 100 мм, и установили менее мощный двигатель. В ходе дальнейших конструктивных изменений толщина лобовой брони достигла 120 мм, а масса 90 тонн. Основным орудием выбрана 105-мм пушка KwK L/70. Прорабатывались варианты с носовым и кормовым расположением башни. Машине присвоили новое наименование - VK 72.01 (К) Lowe, а к концу июля 1942 года проект был закрыт, чтобы дать дорогу новой идее - разработке 100-тонного танка, заказ на который Krupp получил еще 5 марта 1942 года. 22 марта 1942 года аналогичное задание дали и Porsche. Разработчиком башни для образцов обеих фирм назначили Krupp.

Проект танка получил название Mammut (Мамонт) и индекс VK 100.01. Летом 1942 года в документах стало употребляться обозначение Pz.Kpfw. Mauschen (Мышонок), а с сентября стало использоваться Pz.Kpfw. Maus или просто Maus (Мышь). Проект Порше имел заводское обозначение Porsche Тур 205.



Первый вариант проекта задавал массу танка в 100 тонн, а в качестве орудия рассматривалась 149-мм пушка KwK L/40 с раздельным заряжанием или 128-мм на базе зенитки 12.8 см Flak 40 L/61, укороченная до 50 калибров, однако в мае года конструкторы стали рассматривать установку 128-мм орудия на базе зенитки 12.8 см Flak 40 L/61, с увеличением длины ствола до 70 калибров. В июле разработчики стали склоняться к 105-мм пушке на базе зенитки 10.5 см Flak 38 с длиной ствола 70 калибров или 149-мм пушке с длиной ствола 37 калибров. Также предусматривалось наличие вспомогательной 75-мм пушки. Первоначально её хотели установить в отдельной башни, но вскоре от этого отказались.

13 мая 1942 года Гитлер пересмотрел технические требования, повысив проектную массу до 120 тонн и сделав упор на максимальную защищенность и мощное орудие в ущерб скорости.

Проект башни фирмы Krupp был утвержден 18 апреля 1942 года, а макет был представлен 25 июня. В качестве вооружения были выбраны 149-мм пушка 15 см KwK L/31 с унитарным заряжанием и 7.5 см KwK L/24. Боекомплект основного орудия составлял 25 выстрелов, а вспомогательного 50. Лобовая броня имела толщину 250 мм, борта и корма 200 мм. Соединение бронелистов сварочное шиповое с применением шпонок. В кормовой части башни имелся люк для демонтажа пушки, по бортам - смотровые щели. На крыше справа размещалась командирская башенка, слева люк заряжающего и бронированный перископ. Масса башни с боекомплектом составляла 57 тонн.

Porsche в своем проекте предусматривала оснастить башню 15 см KwK L/37 или 128-мм орудием.


Тур 205A Mauschen, 28 октября 1942 гола


Тур 205, 14 ноября 1942 года

При разработке самого танка требовалось учесть немалую массу башни и возможность транспортировки машины по железной дороге, что накладывало ограничения на габариты и массу. В октябре 1942 года Porsche представила два варианта проекта, отличавшихся силовой установкой: Тур 205А - 12-цилиндровый V-образный дизель водяного охлаждения Daimler-Benz объёмом 42,4 литра мощностью 1000 л.с. при 2400 об/мин.

Тур 205В - 18-цилиндровый дизель Тур 141 воздушного охлаждения объёмом 41,5 литра мощностью 780 л.с. при 2400 об/мин. разработки Porsche Масса возросла до 150 тонн, расчётная скорость составила 20 км/ч. Башню расположили в корме, ходовую часть разместили под бортовыми бронеэкранами, к которым с внутренней стороны крепился внешний ряд тележек подвески. Ходовая часть на борт состояла из пяти сдвоенных двухкатковых тележек с продольными торсионами (аналогичные тележки применили на танке Tiger конструкции Porsche и на самоходках Ferdinand на его базе). Были варианты относительно гусениц - либо 2 гусеницы с траком шириной 1000 мм, либо 4 гусеницы по 500 мм шириной.

В носовой части корпуса размещалось отделение управления с раздельными люками механика-водителя и радиста-пулемётчика с шаровой установкой пулемёта MG-34 в лобовом бронелисте. По бокам в нишах расположили 780 литровые топливные баки, а в полу имелся люк для эвакуации. В походе механик-водитель мог вести танк, высунувшись из люка за счёт приподнимаемого кресла, а в боевом положении ориентирование осуществлялось по перископическим приборам наблюдения.

Далее в корму следовали моторный, боевой и трансмиссионный отсеки с силовой установкой, системой охлаждения, частью боекомплекта в нишах надгусеничных полок, электродвигателями, промежуточными редукторами с тормозами и бортовыми передачами. Особенностью танка стала электромеханическая трансмиссия, уже применённая Porsche на танке Tiger собственной разработки и на самоходках Ferdinand на его базе - двигатель вращал генераторы, которые питали электромоторы, приводившие в движение через передачи ведущие колёса. Крыша моторного и трансмиссионного отделений имела съёмные панели для доступа к агрегатам.

В силу возросшей до 168 тонн массы танка в декабре 1942 года толщину брони корпуса снизили на 10%, а лобового листа башни с 250 до 220 мм, убрали шаровую установку пулемета.

В январе 1943 года Гитлеру были представлены проекты обеих фирм. Образец Porsche был принят к дальнейшей разработке и производству, а проект Krupp, именовавшийся Tiger-Maus, в последующем лёг в основу сверхтяжёлого танка Е-100. В качестве основного орудия утвердили модифицированную зенитную пушку 12.8 KwK, как вспомогательное, в спарке с основным, утвердили пушку 7.5 см KwK 44 L/36. Внесли правки по башне - смотровые приборы по бортам башни заменили на пистолетные порты, люк для демонтажа пушки поменяли на люк для выброса гильз. Также были разработаны более лёгкие траки гусениц, люки механика-водителя и радиста увеличили до 500 мм в диаметре, добавили 100-мм бронезащиту ходовой части спереди.

Управлением вооружений были определены производители и поставщики узлов и агрегатов: корпус и башня - Krupp, силовая установка - Daimler-Benz, электродвигатели и электрогенераторы - Siemens-Schuckert, ходовая часть и трансмиссия - Skoda, итоговая сборка и траки - Alkett.


(ООО "Точка зрения", автор сценария - З. Прилепин, режиссёр - А. Осипов)

6,7,8 мая. В 15:30.

6 мая, среда

Сегодня нашу страну нередко обвиняют в том, что она накануне войны сотрудничала с нацистским режимом, что в наших авиашколах обучались немецкие асы, что мы аннексировали Западную Украину и Белоруссию. В данной серии с помощью конкретных цифр и исторических фактов доказывается, каким образом западные демократии в 30-е годы ХХ века экономически поддержали Гитлера, аннулировав кредиты. Кто сорвал в 1939 году проведение Международной конференции по предотвращению нацистской агрессии? Кто участвовал в разделе Чехословакии? И, наконец, почему нам не оставили выбора, когда пришлось ввести советские войска в Западную Украину и Белоруссию?

Нападая на Советский Союз, Гитлер рассчитывал, что наша экономика сможет продержаться не более нескольких месяцев. Между тем, история не знает более масштабной эвакуации промышленности, людей, научных институтов, чем была проведена в Советском Союзе в течение 1941 года. Каким образом удалось переместить на восток тысячи советских оборонных предприятий? Почему ни на один день не останавливался конвейер производства? И, наконец, как за несколько лет до начала войны создавалась дублирующая промышленность?

Исторический факт – миллионы людей воевали на оккупированной территории, в партизанских отрядах и в подполье. Немцам приходилось отвлекать от театра военных действий сотни тысяч своих солдат. В данной серии на примере исторических фактов рассказывается о том, какими, по-настоящему, серьезными врагами, стали для партизанской войны бандеровцы. Миф о том, что украинские националисты сражались с гитлеровскими захватчиками, развенчивается с помощью документов и хроникальных кадров.

7 мая, четверг

Во время Великой Отечественной войны, советский флот, вовсе не числивший себя сильнейшей морской силой в мире, сумел оказать фашистам серьезное сопротивление. Запертые в своих внутренних морях, наши моряки смогли не сдать Заполярье, защитить Одессу, прославиться в битве за Севастополь. Наши подводники потопили непотопляемые гитлеровские корабли. В данной серии открываются неизвестные страницы Великой Отечественной войны на морском театре военных действий.

Великая Отечественная война принесла в пантеон героев небывалое количество имен – маршалов и партизан, рядовых, детей, женщин. Эта война стала поистине народной. Александр Матросов и Аркадий Каманин, Зоя Космодемьянская и Марат Казей, Зина Портнова и Валя Котик – их подвиг навсегда остался в памяти народа.

Всего за годы Великой Отечественной войны было организовано около четырех тысяч фронтовых бригад. В общей сумме было сыграно 1 миллион 350 тысяч спектаклей и концертов. Данная серия построена на воспоминаниях любимых актёров – Иннокентия Смоктуновского, Юрия Никулина, Владимира Этуша, Анатолия Папанова, которые воевали на фронтах. Откровенные мемуары о самых трогательных и страшных моментах войны.

8 мая, пятница

В этой серии развенчиваются мифы о неудачах Красной армии в первый период Великой Отечественной войны, о том, что Ленинград, ради его спасения нужно было сдать. С помощью исторических фактов доказывается, что советских военнопленных варварски уничтожали вовсе не потому, что Сталин не подписал Конвенцию. И уж, конечно, совсем смехотворными выглядят расчеты об изнасилованных немецких женщинах. Документы и факты, представленные в этой серии, опровергают семь наиболее живучих мифов о Красной Армии.

Заключительный этап Второй мировой войны. За несколько недель в 1945 году Красная армия разгромила японских захватчиков, положив конец самой кровавой войне в истории человечества. История противостояния Советского Союза и Японии в ХХ веке. В этой серии с привлечением фактов и уникальной хроники рассказывается, как закончилась Вторая мировая война.

Они были одногодками и оба родились в декабре. Маршалы победы – Константин Рокоссовский и Георгий Жуков. В фильме рассказывается о непростом пути выдающихся советских полководцев, об их характерах и поступках. Константин Рокоссовский и Георгий Жуков – талантливые стратеги, чьи заслуги сегодня так упорно стараются принизить или замолчать.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.