Чем отличается невролог от нейропсихолога

Чем нейропсихолог отличается от психоневролога?

Психоневролог – это врач, и решение проблемы он предлагает медицинское, часто медикаментозное.

Нейропсихолог – это психолог, специализирующийся на психофизиологическом развитии мозга детей. Коррекция этими специалистами проводится без использования лекарственной терапии, в основном при помощи сбалансированной диеты и специальных двигательных занятий, так как развитие мозга очень сильно зависит от развития двигательных возможностей ребенка и грамотно подобранного питания, дающего рост и выравнивание работы базовых структур мозга.

Нейропсихологическая диагностика

Диагностика готовности к школе поможет избежать многих проблем в учебной деятельности. Поэтому нейропсихологическую диагностику лучше сделать за год до школы, чтобы успеть вовремя скорректировать проблемы в развитии мозга и нервной системы ребенка.

Практика показывает, что более чем 60% процентам современных детей желательно провести до школы курс нейропсихологической коррекции, иногда и не один, а многим детям нужно нейропсихологическое сопровождение в течение всего времени обучения в начальной школе.

Кроме коррекционного есть и развивающий курс для здоровых детей, который помогает развить мыслительные способности ребенка, его память, внимание, логику….

Показания к нейропсихологической диагностике и коррекции

Осложненные беременности, стимуляции в родах приводят к тому, что растут дети с дефицитом внимания, гиперактивностью, другими нарушениями работы центральной нервной системы.

Основная причина этих проблем — недостаточная сформированность определенных зон головного мозга. Нейропсихологическая коррекция помогает развить эти зоны и связанные с ними высшие психические функции.

Таким образом, нейропсихологическое обследование выявляет уровень готовности ребенка к обучению в школе, причины школьной неуспеваемости. И тогда главной задачей родителей является лишь развить способности и учесть возможные трудности.

С какого возраста проводится психокоррекция?

Нейропсихологическая коррекция особенно эффективна с 5 до 10 лет. С началом подросткового возраста ее эффективность резко снижается, так как начинается активное физиологическое развитие, а мозговые структуры становятся менее гибкими, хуже образуются новые нервные связи. Поэтому очень важно успеть провести коррекцию вовремя – это значительно может облегчить жизнь ребенку и родителям.

Результат работы с нейропсихологом

Главным предметом гордости, основой профессионального самоуважения составляют такие случаи, когда к нейропсихологу приводят ребенка 5-6 лет и предстоит выяснить, что с ним — умственная отсталость или задержка психического развития. И после года работы этот ребенок может идти в массовую школу! Но это заслуга не только нейропсихолога, к сожалению, у него нет волшебной палочки, но есть огромное желание помочь и комплексный подход к проблеме. Большое значение имеет труд самих родителей и грамотно подобранное лечение, поэтому в нашем центре нейропсихолог тесно взаимодействует с неврологом, массажистами, логопедами и психологами. Более яркий и быстрый результат достигается за счет применения метода микрополяризации головного мозга.

В результате правильно организованной работы с нейропсихологом ребенок становится более спокойным и усидчивым, у него улучшается память, внимание. Занятия в школе усваиваются лучше, домашние задания выполняются быстрее.

Как проводится диагностика?

Нейропсихологическая диагностика — это безаппаратный психологический метод исследования, в основе которого лежат нейропсихологические пробы (определенные задания и упражнения). Такое обследование дает родителям возможность не только понять особенности развития ребенка, но и видеть его актуальные и потенциальные возможности. Пройти нейропсихологическое обследование полезно любому ребенку от 4,5 до 12 лет, и особенно необходимо детям со сложностями в поведении и усвоении школьной программы, а также при диагнозах: СДВГ, ММД, ЗПР, ЗРР, ОНР, ПЭП, РДА.

Полная диагностика возможна с 5 лет. Коррекционные мероприятия проводятся до 12лет.

Наибольшая польза от нейропсихологической коррекции будет, если работа начнется как можно раньше с дошкольного и младшего школьного возраста. Диагностика проводится без присутствия родителей, это связано с тем, что дети бояться ошибиться, боятся быть наказанными, в результате они часто замыкаются и перестают отвечать на вопросы, что дает недостоверную картину диагностики.

По результатам обследования делается вывод об актуальном состоянии высших психических функций (ВПФ): внимания, памяти, мышления, речи, зрительного, слухового и тактильного восприятия, пространственных представлений, произвольной регуляции и контроля.

Диагностика состоит из трёх этапов.

На первом этапе выслушивается запрос (жалобы родителя). Психолог

знакомится с ребенком — устанавливает контакт, исследует материал, наглядно демонстрирующий развитие ребенка (тетради, рисунки и т.п.), собирает информацию о развитии ребенка.

На втором этапе ребенку предлагается серия заданий в игровой или учебной форме (в зависимости от возраста) с картинным (стимульным) материалом или без него. Задания направлены на изучение состояния функций внимания, зрительной и слуховой памяти, зрительно-пространственных функций, навыков планирования и самоконтроля, мышления, речи и т.д.

На третьем этапе нейропсихолог интерпретирует полученные данные и дает предварительное заключение с рекомендациями в устной форме.

Письменное заключение выдается через некоторое время по предварительной договоренности и обязательно отсылается неврологу для коррекции назначений.

Знающие мамы, расскажите мне, кто такой нейропсихолог? чем он занимается и в каких случаях нужно к нему обращаться.

Про невролога мне все понятно, регулярно наблюдаемся, и в принципе как то не думала, что нужно еще идти к специалисту подобного плана.

Вот, допустим, психолог? когда в нем есть необходимость?

Еще же есть невропатологи.





  • #ДЦП и нарушения опорно-двигательного аппарата
  • #Задержка психического развития
  • #Нарушение речи
  • #Недоношенные детки
  • #Онкологические заболевания
  • #Синдром Дауна
  • #Синдром раннего детского аутизма
  • #Эпилепсия
  • *Правила сообщества
  • Off


Комментарии пользователей




нам помог нейропсихолог, делали упражения вроде бы простые, но соображать стал лучше












Нейропсихология — раздел психологии, изучающий мозговую организацию психических процессов : внимания, памяти, восприятия, речи, моторики, мышления, эмоционального реагирования. Детская нейропсихология занимается изучением закономерностей развития психических функций в норме и отвечающих за них отделов головного мозга. В поле зрения детского нейропсихолога попадают как здоровые дети, чьи индивидуальные особенности не позволяют максимально эффективно усваивать новую информацию или реализовывать свои способности, так и их сверстники, имеющие различные проблемы со здоровьем.

В последние годы детская нейропсихология активно внедряется в психологическую службу в системе образования и участвует в оказании помощи детям с самыми разными проблемами развития. Наиболее эффективной помощь нейропсихолога оказывается в тех случаях, когда ребёнок испытывает трудности в подготовке и адаптации к школьному обучению, имеет такие нарушения, как задержка психического развития (ЗПР) и отставание в речевом развитии (ОНР), а также при работе с неуспевающими учениками.

Нейропсихологические методы диагностики и коррекции доказали свою эффективность и в работе содарёнными детьми. Очень часто юные гении демонстрируют потрясающие успехи в какой-то одной области, но отстают от сверстников в овладении другими знаниями и навыками, — например, в коммуникативной сфере.

В отличие от логопеда или детского психолога общей практики, детский нейропсихолог строит коррекционные занятия, исходя из индивидуальных особенностей функционирования мозга ребёнка, что особенно важно в случае неравномерности или отставания в развитии психических функций.


Если и задумываемся о лекарях душ человеческих, то чаще всего теряемся в догадках, к какому специалисту обратиться за консультацией.

НЕВРОЛОГ

Например, приходит на прием к неврологу мама с ребенком: врач осматривает малыша, проверяет его рефлексы, мышечный тонус, положение шеи, позвоночника, стоп, симметричность левой и правой сторон тела, задает маме вопросы о поведении ребенка. После этого невролог может назначить дополнительные аппаратные исследования (электроэнцефалографию, ультразвуковую диагностика и др.), чтобы уточнить положение дел. И собрав воедино свои наблюдения и данные исследований, невролог дает рекомендации. Для лечения он может назначить препараты, влияющие на работу нервной системы (притом, выбор лекарств обширен и каждому конкретному ребенку можно подобрать таблетки, оптимально ему подходящие). Если нужно, дополнительно назначаются массаж и физиопроцедуры, рекомендуется консультация мануального терапевта или рефлексотерапевта, логопеда и, возможно, психолога или психиатра. Также невролог может дать маме конкретные частные советы: например, больше водить ребенка за правую руку или в течение месяца по 1-2 часа в день надевать правый башмачок на левую ногу, а левый – на правую. Назначения невролога лучше выполнять курсом – все сразу. Если мы сначала пропьем препараты, через месяц сходим на массаж, а еще через пару недель доберемся до рефлексотерапевта, то эффект такого лечения будет несколько смазан.

В каких случаях стоит обращаться к неврологу:

· у младенцев: родовые травмы, асфиксия, гипоксия, обвитие пуповиной;

· задержка речевого и психического развития;

· гиперактивность, неусидчивость, невозможность сосредоточиться;

· послетравматические неблагоприятные состояния, особенно при травмах головы, шеи, спины;

· головные боли, головокружение, тошнота, рвота;

· тики, навязчивые движения, заикания, страхи;

· радикулиты, остеохондроз, нарушение чувствительности.

ПСИХИАТР


Психиатр (иногда – психопатолог) - это тоже специалист с высшим медицинским образованием, который прошел специальную подготовку в области психических расстройств. Соответственно, область интересов врача психиатра - психические растройства, их диагностика, динамика и лечение. Психиатр сосредоточен на психических функциях человека: восприятии, памяти, мышлении, эмоциональных переживаниях, - и если эти психические функции заметно нарушаются, расстраиваются, то психиатр знает, как привести их в норму. Кроме того, психиатры занимаются лечением и психосоматических заболеваний, таких как астма, диабет, заболевания щитовидной железы, язвенная болезнь и некоторые другие. Лечит этот специалист таблетками, режимом и психотерапевтической беседой. Но в основном – таблетками и режимом (может еще, конечно, скальпелем и электрошоком, но нам с вами об этих методах думать рано). И существенным отличием психиатра от других специалистов по психическому здоровью является то, что только он имеет право использовать в лечении особые психофармакологические препараты .

Например, к психиатру обращаются родитель и ребенок с жалобами на гиперактивность, истеричность и невнимательность. Врач наблюдает за ребенком, задает ему вопросы, просит выполнить различные задания, спрашивает родителя об особенностях поведения ребенка. Психиатр может направить ребенка к неврологу и затем ознакомиться с его заключением и рекомендациями. Психиатр также может порекомендовать дополнительные аппаратные исследования для уточнения ситуации (электроэнцефалография, например). Хороший специалист обязательно обратит внимание на черты характера ребенка, его семейную среду и наследственность, учтет возрастные особенности и многие другие факторы и только потом даст оценку состояния ребенка и если необходимо, порекомендует терапевтические меры: медикаменты, общеукрепляющие средства, процедуры и режим, а также, при необходимости – работу с психологом. В ведении психиатра – решение таких вопросов, как направление в специализированный детский сад или школу, перевод ребенка на индивидуальное обучение, освобождение от экзаменов в школе (и армейской службы, кстати), при необходимости – оформление инвалидности.

В каких случаях стоит обращаться к психиатру:

· навязчивые страхи и чрезмерная тревога;

· депрессии, длительное снижение настроения или апатия;

· чрезвычайные взлеты и падения настроения;

· заметные изменения привычного режима еды и сна;

· неспособность справляться с повседневной деятельностью и повседневными проблемами;

· чрезмерные ложь и фантазирование (когда ребенок не может отличить реальный мир от мира своих фантазий и верит, что это происходит на самом деле);

· неадекватное поведение: чрезмерная агрессивность, ритуальное, навязчивое поведение;

· а также у взрослых и взрослеющих: мысли или разговоры о самоубийстве;

· заметное изменение личности;

· странные или грандиозные идеи;

· злоупотребление алкоголем или наркотиками.

ПСИХОЛОГ

Прежде всего, психолог – это не врач . Это специалист с высшим гуманитарным образованием , получивший подготовку в области научной и прикладной психологии . Психологи обладают значительным багажом знаний о развитии и функционировании психики, о психологии личности и психологии индивидуальных различий.

Как правило, психолог имеет специализацию в одной или нескольких областях практической психологии: детская психология, социальная психология или организационная психология. Психологи в большей степени сосредоточены на проблемах в целом психически здоровых людей.

Но когда мы собираемся к психологу по поводу своего или детского душевного нездоровья, по поводу семейных неурядиц или проблем на работе, то чаще всего мы подразумеваем именно практического консультирующего психолога. В идеале, специалист-консультант обладает не только теоретическими знаниями, но и уверенными навыками работы с клиентами. Хорошо, если психолог сам проходил психотерапию: во-первых, для того чтобы лучше понимать механизмы работы психики в кризисных ситуациях, а во-вторых, для того чтобы не пытаться за счет клиентов решать свои собственные проблемы. Психологи-консультанты помогают найти выход из кризисной ситуации, поверить в свои силы, найти внутренние резервы, выйти из депрессии. В зависимости от сложности проблемы, от состояния клиента, от техники, в которой работает психолог, речь может идти как о краткосрочном консультировании, рассчитанном на одну или две встречи, так и о длительной терапии протяженностью от нескольких недель до нескольких месяцев, а то и лет.

В каких случаях стоит обращаться к психологу:

· неудовлетворенность собой и своей жизнью;

· отсутствие понимания с близкими людьми;

· расставание, развод или другие кризисные ситуации в личной жизни и на работе;

· у детей – в том числе для диагностики и коррекции познавательной сферы (внимание, мышление, память, воображение) – при задержке речевого и психического развития, трудностях в обучении, для диагностики готовности ребенка к школе;

· энурез, тики, заикание;

· психосоматические заболевания (если вы заметили, что у ребенка при стрессах обостряются хронические заболевания – астма, язва, нейродермит);

· проблемы в общении со взрослыми и ровесниками;

· если ребенок пережил сексуальное, физическое или психологическое насилие;

· после травмы (смерть близкого человека, развод родителей, операция, ДТП и проч.)


НЕЙРОПСИХОЛОГ

Скажем пару слов о нейропсихологах, которые могут оказать действенную помощь многим детям. Это специалисты, владеющие особым методом диагностики и коррекции трудностей в учебе и проблем в поведении. Нейропсихологи говорят, что психические процессы (внимание, мышление, память и др.) связаны с определенными отделами головного мозга. И у нейропсихологов разработаны особые упражнения, которые помогают доразвить или скорректировать нужные отделы мозга, чтобы тем самым повлиять на поведение желаемым образом. Например, для снятия гиперактивности и бОльшей концентрации внимания ребенку 8-ми лет нейропсихолог назначает такую гимнастику: в течение двух недель по пять минут в день лежать смирно, высунув язык, дышать животом на счет, шевелить конечностями и вращать глазами. Все это – под руководством нейропсихолога. Детям нравится :) Нейропсихолог помогает спрогнозировать дальнейшее развитие ребенка, а также правильно построить коррекционную работу.

В каких случаях стоит обращаться к нейропсихологу:

· трудности в обучении;

· проблемы поведения, гиперактивность;

· задержки речевого и психического развития;

· дисгармоничное развитие (допустим, с памятью и мышлением все в порядке, а вот волевая сфера и контроль за поведением оставляет желать лучшего);

· родовые травмы, минимальные мозговые дисфункции.

ПСИХОТЕРАПЕВТ

Психотерапевтом в нашей стране имеет право называться только специалист с высшим медицинским образованием, то есть, врач. Который в дополнение к своему врачебному диплому прошел специализацию по психотерапии, то есть, этот врач обязан владеть методами психотерапевтической работы с пациентом. Например, очень часто психотерапевтическими методиками овладевает психиатр, тогда он говорит о себе как о психиатре-психотерапевте.. Методов психотерапевтической работы множество: эриксоновский транс, гештальт-терапия, НЛП, трансперсональная терапия, телесно-ориентированная терапия… В ходе психотерапевтического взаимодействия пациент имеет возможность более объективно рассмотреть свою душевную проблему, обратиться к своим внутренним ресурсам, пережить "забытые" переживания, получить поддержку.

Порой психотерапевтами называют себя психологи, которые также владеют определенными психотерапевтическими техниками, и в каком-то смысле это оправдано, хоть и некорректно с официальных позиций. Однако практикующий психолог не является врачом, следовательно, при необходимости он не может назначить клиенту лекарства (те же антидепрессанты в случаях выраженной клинической депрессии или успокаивающие средства при панических атаках и фобиях). На практике, при работе с относительно здоровыми людьми, разницы между хорошим врачом психотерапевтом-психологом и хорошим врачом психотерапевтом-психиатром может и не быть. Когда же речь идет о серьезных психических заболеваниях, то лучше сочетать психиатрическую и психотерапевтическую помощь. В некоторых случаях бывает эффективно, когда и то, и другое лечение осуществляет один врач психотерапевт, в других случаях лучше разделять эти два вида помощи между двумя разными специалистами.

В каких случаях стоит обращаться к психотерапевту:

· неудовлетворенность жизнью и недовольство собой;

· жизненные проблемы и потрясения;

· тревожные состояния и навязчивые страхи;

· вялость, раздражительность, упадок сил;

· психосоматические заболевания (обострения хронических болезней при стрессах).

Как видите, разграничить профессиональные сферы всех перечисленных специалистов довольно сложно: существуют психологи-психотерапевты, психиатры-психотерапевты, практикующие психологи разных направлений… И чтобы не запутаться, можно следовать простому правилу: если в вашем поле зрения есть врачеватель душ, в компетентности которого вы уверены, то обращайтесь смело к нему – будь то невролог или психолог. А он уже, если это будет нужно, перенаправит вас к другим специалистам – возможно, адресно.

А мы пожелаем ю-мамовцам развесистого душевного здоровья и сил для преодоления любых житейских передряг!

Очень часто приходится видеть отчаявшихся родителей, которые приводят на прием ребенка-школьника, записанного в разряд "трудных" или "необучаемых". При разговоре и анализе медицинской документации, как правило, выясняется, что у большинства мам этих детей отмечались проблемы, связанные с протеканием беременности и родов. Малыши рождались в асфиксии, в родах использовалось пособие, врачи ускоряли или замедляли естественный ход рождения ребенка.

Однако большинству таких детей не выставляли диагноз "родовая травма". Отчасти это происходило по невнимательности медиков, отчасти оттого, что на врачебный прием отпущено не больше десяти минут, а хороший первичный осмотр занимает никак не меньше получаса. Педиатр, не зная неврологической симптоматики, не направил вовремя к специалисту. Дети не наблюдались у невропатолога после выписки из роддома, в первые месяцы жизни. Было упущено драгоценное время, которое чем дальше, тем труднее наверстать.

Кроме того, у нас просто не существует статистики по родовому травматизму. Умалчивание этой проблемы ведет к тому, что врачи неонатологи, акушеры, гинекологи вообще не отвечают за состояние родившихся детей и творят что хотят. Скажите, какая женская консультация, какой роддом дают самый высокий процент детского церебрального паралича в Москве? Никто не знает. О легких нарушениях вообще молчат, при том что процент перинатальной энцефалопатии (легкие нарушения мозгового кровообращения) в Москве приближается к девяноста.

Некоторые дети до года стояли на учете у невропатолога, иногда им даже прописывали ванны, успокоительные сборы и проводили курсы массажа. Но после двенадцати месяцев ребятишки исчезали из поля зрения докторов по двум причинам.

Во-первых, в этом возрасте проявления заболевания "стираются", соответственно, при быстром и невнимательном осмотре врачи их не замечают.

Во-вторых, до трех или даже до семи лет у многих больных наступает период "затишья". Заболевание не дает о себе знать потому, что происходит компенсация: сосуды начинают справляться с повышенной нагрузкой. К сожалению, это возможно лишь до следующего критического периода, когда от них снова потребуется работа в усиленном режиме. В три года и в семь лет формируются новые связи между нервными клетками, требующие повышенных энергозатрат и питания. Прибавьте сюда то, что в этом возрасте большинство детей идут в садик или школу соответственно. В результате проблемы расцветают пышным цветом.

И вот возбудимые и неловкие дети стройными рядами идут в массовую школу. Родители стонут, сынуля или дочурка рыдает, учитель опускает руки. Ребенок становится частым гостем в кабинете невролога. Однако доктор отмечает в карте развития: "Очаговой симптоматики нет". Это значит, что все отделы головного мозга устроены правильно, нервные клетки функционируют нормально. Но на самом деле нет лишь грубых симптомов. Например, обе ноги одной длины, обе руки одинаковой толщины, ребенок не хромает, может прыгать и бегать.

Но ведь есть малозаметные признаки болезни! Например, при письме напрягаются мышцы руки, шеи, ребенок не замечает то, что написано справа или слева на доске. Эти признаки врач может обнаружить лишь тогда, когда спровоцирует некоторые симптомы. Например, попросит закрыть один глаз, или держит правую руку ребенка, пока тот выполняет задание левой.

А родители просят "что-нибудь сделать" - и школьнику снова прописывают препараты. Он посещает врача с периодичностью раз в три-четыре месяца, а потом снова исчезает - и теперь уже навсегда, разочаровавшись в медицине.

Почему врачи не в состоянии помочь? Этому, как ни парадоксально, не учат в институте. Там дают только базу. Дальше врач должен развиваться самостоятельно, искать учителей, единомышленников. А то, что медицинское образование поставлено на поток и каждый человек с дипломом идет врачевать, это кризис.

Но к сожалению, большинство врачей, с которыми, возможно, пришлось столкнуться и вам, довольны своим уровнем подготовки. Что также порочно, большинство родителей довольны тем, что от них не требуется никаких усилий. Ребенка считают больным, и ему прописывают препараты. И лишь вдумчивый или отчаявшийся родитель будет искать тех специалистов, которые предложат не химию, а именно коррекционный курс.

Условно всех детей, которые должны бы быть под наблюдением невролога, можно разделить на две группы.

Первая - возбудимые дети. Они писаются днем и/или ночью; заикаются; имеют тики, моргают, непроизвольно двигают плечами, губами и пр.; часто совершают стереотипные и/или ритуальные действия: нюхают руки, без конца открывают и закрывают двери, включают и выключают свет и воду и пр.

В чем причина возбудимости ребенка? Только команда специалистов, в которую войдут психолог, нейропсихолог, невролог, иногда психиатр, может ответить на этот вопрос. А ведущую причину возбудимости (обычно этих причин несколько) нельзя выявить без точной диагностики состояния малыша.

Если нет возможности проконсультироваться в одном месте, значит, придется искать специалистов из разных учреждений или кабинетов одного здания. Но только команда специалистов может определить стратегию и тактику коррекции. Как правило, каждый специалист из вышеперечисленных найдет повод для работы с ребенком.

Иногда встречаются семьи, где темперамент малыша трактуется как патология. Например, случается, что дети, которые не могут полностью реализовать себя в жизни, начинают плохо спать. Или ребенок умудряется отдохнуть за четыре часа ночью, что совершенно не устраивает родителей. В каждом конкретном случае приходится распутывать клубок семейных проблем.

Иногда возбудимым детям нужны медикаменты. Но чаще всего может помочь изменение отношения к ребенку, выстраивание режима дня и программ действий - например, выполнение домашней и рукодельной работы, требующей соблюдения определенной последовательности.

Вторая группа - дети, перенесшие гемипарез. Гемипарез - это следствие асимметричного поражения головного мозга. Может быть, из-за кровоизлияния, может быть, из-за недостаточного поступления крови (пережаты сосуды). Симптомом гемипареза является асимметричное поражение конечностей. Одна рука, нога или они вместе начинает слабеть, медленнее развиваться, легче напрягаться и "поджиматься". Помимо "скрюченности" одной ножки и/или ручки возможны перекос туловища, неподвижность в шее, когда ребенок смотрит только в одну сторону.

В детской практике это чаще связано с родовой травмой, но бывают и более поздние причины - тяжелая травма (автокатастрофа), инфекция головного мозга, кровоизлияние, не связанное с родами

Дети, перенесшие гемипарез, не могут сосредоточиться на одном занятии, они непостоянны в своих желаниях даже в течение четверти часа. Они не могут построить программу действий и хватаются за все сразу. У них все "горит" и ломается в руках. Они не могут работать без взрослого, который сидит рядом и говорит: "Внимательнее, сосредоточься, проверь еще раз, что ты отвлекаешься. ". Часто они бесцельно бегают по кругу. Могут беспричинно разрыдаться.

В более старшем возрасте эти дети становятся моторно неловкими. Набивают шишки в дверных проемах, иногда на одном и том же плече. Не любят лепить, вязать, шить. Не могут сами закончить начатый проект. Мальчики предпочитают бесцельное вождение машинок игре в конструктор. Часто дети демонстрируют "полевое поведение": носятся без цели по кругу на отрытом пространстве, хватаясь за все игрушки, которые оказались в поле зрения.

Грубые нарушения в виде "пареза", когда ребенок не может пользоваться одной половиной тела, которая быстро отстает в росте, встречаются не так часто. К тому же мимо такого новорожденного врач не пройдет. Гораздо больше "легких" поражений, незаметных на первом году жизни (если только их не искать специально). Я не могу сказать, сколько таких детей рождается, так как здоровые, как правило, не попадают ко мне на глаза. Но вот среди неуспевающих по русскому языку школьников, среди "неумех" детского сада таких больше 90%. А официальной статистики по этим детям просто нет. Они не стоят ни на каких учетах.

И возбудимым, и перенесшим гемипарез детям врачи назначают различные успокоительные препараты - от травяных сборов и ванн до снотворных и успокоительных таблеток. Но стандартные препараты в средневозрастных дозировках не приводят к желаемому результату. Во-первых, из-за отсутствия комплексного подхода. Во-вторых, из-за того, что чувствительность пораженной и здоровой половины головного мозга к медикаментам разная. Малые дозы лучше усваиваются больной стороной, а "лошадиные" - здоровой.

Иногда симптомы уходят, а проблемы остаются. Или, например, с тиком доктор справится, но начнется энурез. Это происходит из-за того, что таблетки не дают выстроить "базу" развития того или иного навыка. У новорожденных в отличие от людей более старшего возраста (от дошколенка до старика) нарушение кровообращения происходит в тех отделах головного мозга, которые расположены ниже, ближе к спинному мозгу (отдел ствола головного мозга). В то время как у старших страдает как правило кора (она находится выше). Так как внутри- и внеутробное развитие идет снизу вверх, то дефицит внизу не позволяет происходить нормальному развитию мозга. Разово подействовавшая таблетка может только произвести свою работу на конкретном участке (как правило, на коре), никак не повлияв на развитие нижележащих пораженных участков. Есть таблетки, которые действуют на нижележащие отделы, но только лишь снижая их возбуждение, опять же никак не влияя на созревание и развитие. В результате патологически возбужденные клетки успокоятся, но тогда возбудятся те, которые расположены правее, левее, чуть выше, чуть ниже. Сути это не меняет. Созревание головного мозга пойдет не по правильному пути.

Скажу сразу, я не являюсь сторонником медикаментозного лечения возбудимых детей. Как я уже рассказала, традиционное лечение связано с назначением чрезмерных для этих детей доз. Кроме того, не учитывается "локальная фармакокинетика" препаратов. Что это такое? Есть области, которые более чувствительны к тем или иным медикаментам. Назначение многих лекарств не учитывает эту особенность. Например, сонапакс не рекомендуется употреблять больным с поражением правого полушария, но сплошь и рядом врачи его выписывают. Эффект - нулевой или противоположный. Кроме того, лекарство начинает действовать быстро, а при накоплении работать перестает. А мы видим, что традиционные курсы рассчитаны на срок не меньше месяца.

Стратегия ведения таких пациентов должна быть принципиально иной. Прежде всего необходимо внимательно обследовать ребенка по схеме, которую мы предложим в этой серии публикаций в одном из ближайших номеров. Родителям имеет смысл ознакомиться с нашими диагностическими приемами, чтобы привлечь внимание специалиста к тем или иным особенностям развития ребенка, если они по какой-то причине выпадут из поля внимания врача. Родители также могут сами провести некоторые тесты, да и просто понаблюдать за поведением малыша.

Если ваша информированность и внимательность будет раздражать врача - это дурной сигнал. Хорошему доктору полезен информированный родитель, поскольку он "настроен на собственное чадо". Он готов работать и прикладывать усилия, а не просто ждать, когда врач назначит таблетку - и все пройдет. Информированный родитель добросовестнее выполняет рекомендации, лучше отслеживает динамику изменений.

Помните о том, что, чем раньше начнется реабилитация ребенка, тем прочнее и быстрее будет положительный результат. К сожалению, проблемы у этих детей остаются на всю жизнь, но с некоторыми школьными неудачами можно справится, даже если начать реабилитацию и лечение после 6 лет.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.