Что такое диагностика нервно психического развития


Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращаются в одну из актуальнейших проблем современного образования, а также в первоочередную проблему. Её разрешение возможно только в случае разработки и внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений вариативных моделей ранней и дифференцированной диагностики, а также психолого-педагогической коррекции и профилактики различных нарушений развития.

В раннем детском возрасте выделяется несколько периодов, связанных с психофизиологическими особенностями развития. Если не уделять внимания тем или иным направлениям, которые наиболее успешно могут быть реализованы именно на конкретном возрастном этапе, то в ближайшем будущем почти неизбежна задержка значимых умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
kontrol_npr.doc 67 КБ
karta_razvitiya.doc 49 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ.

Развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении, должно систематически контролироваться.

В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие заведующая, старший воспитатель, медсестра и конечно же воспитатель группы раннего возраста. (см. схему 1)

Воспитателю необходимо вести листы адаптации детей к условиям ДОУ, составление карт развития и поведения детей (по показателям нервно-психического развития) и определение группы развития ребёнка по параметрам, разработанным К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой.

Цель контроля – определить фактический уровень развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания, качество всей воспитательной работы дошкольного учреждения.

Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребёнка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, а при планировании занятий учесть не только действующую программу, но и фактический уровень развития и поведения детей. (см.карту развития ребёнка)

Опираясь на материалы об особенностях психического развития детей раннего возраста, которые были разработаны Н.М.Щеловановым, Н.М. Аксариной, учитываем следующее:

  1. Чем младше ребёнок, тем быстрее он развивается, тем чаще требуется смена занятий, условий воспитания. Поэтому на первом году жизни степень зрелости малыша контролируется ежемесячно (в условиях семьи), на втором – один раз в квартал, на третьем – один раз в полгода в условиях ДОУ.
  2. У маленького ребёнка, как и у взрослого, все функции организма взаимосвязаны и воспринимаются в единстве: состояние здоровья, физическое, нервно-психическое развитие, поведение. Поэтому и контроль над ними проводится одновременно, исходя из результатов, намечается комплексный план оздоровительно-воспитательной работы.
  3. Развитие ребёнка идёт неравномерно: в различные возрастные периоды, определённые умения формируются наиболее интенсивно. Так, возрастной период жизни малыша от 1 года до 2 лет можно условно разделить на 4 периода развития:

1г. 1мес. – 1г. 6мес.;

1г. 4мес. – 1г. 6мес.;

1г. 7мес. – 1г. 9мес.;

На третьем году жизни выделяются два периода в развитии ребёнка:

2г. 1мес. – 2г. 6мес.;

В каждом из них контролируется:

  1. Понимание речи.
  2. Активная речь.
  3. Сенсорное развитие.
  4. Игры и действия с предметами.
  5. Изобразительная деятельность.
  6. Конструктивная деятельность.
  7. Степень развития общих движений.
  8. Формирование навыков самостоятельности.
  9. Поведение.

Помимо психического развития необходимо контролировать поведенческие реакции, такие как сон, аппетит, настроение, а так же индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка.

Отклонения в поведении малыша могут быть результатом неправильных педагогических мер, применяемых родителями и воспитателями, но могут быть и симптомом заболевания. В этом случае необходимо проконсультироваться с врачом.

В процессе контроля за нервно-психическим развитием детей могут быть использованы следующие основные методы:

1) Беседа с матерью.

2) Наблюдение за ребёнком в группе (выявляющее особенности его

3) Диагностика психического развития (выявление уровня НПР).

От обычного наблюдения метод диагностики отличается тем, что контроль проводится по единой методике, иногда с помощью какого-либо материала в определённой ситуации, которая максимально приближена к естественным условиям жизни малыша. Важно установить близкий контакт с ребёнком, взрослый своим отношением должен внушить малышу уверенность в том, что предложенное задание ему по силам. Однако поведение взрослого при диагностике не совсем обычно: ему полагается не обучать ребёнка чему-либо, а только умело выявлять уже сформированные умения, не прибегая к подсказкам.

Ребёнок, как правило, ждёт оценки со стороны взрослых. И если малыш хорошо справился с заданием, нужно похвалить его.

Если ребёнок не выполняет задание по какой-либо из линий своего периода развития, воспитатель проверяет уровень его знаний и умений по этой же линии, но на возраст ниже. Уровень развития движений может определяться на занятиях гимнастикой, навыки самостоятельности при выполнении режимных моментов.

Наблюдения за поведением детей проводятся ежедневно. В кризисные сроки результаты наблюдений заносятся в карту развития ребёнка.

При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечаются опережение или задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребёнка второго года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала, а на третьем году – в пределах полугодия.

Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребёнка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.

По уровню развития дети распределены на три основные группы (четвёртая группа встречается редко и составляет примерно 1,25% детей).

В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением развитии. Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году – 1 квартал, на третьем году – 1 полугодие). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой – на два эпикризных срока, а четвёртую с ещё большей задержкой – на три эпикризных срока.

В каждой группе определена степень опережения или задержки в развитии. В первой группе в первой группе опережение на один эпикризный срок – это ускоренное развитие; на два эпикризных срока – это высокое развитие. Во второй, третьей и четвёртой группе выявлены три степени задержки развития (в зависимости от количества несформированных навыков – линий задержки); I степень – 1-2, II – 3-4, III – 5-7 линий. В каждой группе выделены дети с негармоничным развитием. В I группе – дети с верхнегармоничным развитием ( одна часть линий выше на 1, другая – на два эпикризных срока), во II – с негармоничным развитием (одна часть линий вышена 1 , другая ниже на 1 эпикризный срок), в III группе – с нижнегармоничным развитием (одна часть линий ниже на 1 эпикризный срок, другая часть – на 2 эпикризных срока).

Во второй группе развития большую часть составляют дети с задержкой степени на 1-2 показателя, чаще всего это дети с первоначальной задержкой активной речи. Таких детей следует сразу же взять на учёт с целью их речевого развития. Дети третьей группы требуют особого внимания педагога, врача, логопеда, а четвёртой – обязательной консультации психоневролога.

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА.

I. Настроение : бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое.

Бодрое – положительно относится к окружающему, реакции менее эмоционально окрашены, часто улыбается, смеётся, охотно контактирует с окружающими.

Спокойное – положительно относится к окружающему, реакции эмоционально окрашены, меньше контактирует с окружающими.

Раздражительное, возбуждённое состояние – имеют место аффективные вспышки возбуждения, конфликтность, могут наблюдаться озлобленность, крик.

Подавленное настроение – ребёнок вял, бездеятелен, пассивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго.

Неустойчивое – быстро переходит из одного состояния в другое, может весело смеяться и тут же заплакать, часто вступает в конфликты или замыкается.

II. Сон : засыпание, характер сна, продолжительность.

Засыпание – быстрое, медленное (более 15 минут), спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями.

Характер сна - глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный.

Продолжительность – сон короткий, длительный, соответствующий возрасту.

III. Аппетит : хороший, неустойчивый, избирательное отношение к пище, плохой.

IV. Характер бодрствования : ребёнок активный, малоактивный, пассивный.

V. Индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка :

Социальные связи – контактен, доброжелателен, правильно реагирует на оценку взрослых, инициативен в играх и т.д.

Познавательные способности – проявляет интерес к занятиям, окружающему, легко обучаем, внимание достаточно устойчиво.

Обидчив, застенчив, медлителен или чрезмерно подвижен.

Имеются отрицательные привычки – сосёт палец, раскачивается, грызёт ногти и пр.

ФАКТОРЫ РИСКА НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ

I . Факторы медико-биологического риска:

  1. наличие наследственных заболеваний в семье;
  2. пороки развития системы организма, врожденные

- нарушения в строении и развитии опорно-двигательного

аппарата (мышечной системы и скелета);

- аномалии развития ЦНС (микроцефалия, черепно-

мозговые грыжи и др.);

  1. органическое поражение ЦНС и периферической НС:

- ДЦП, церебральные и спинальные параличи;

  1. психические заболевания (ранние проявления):

  1. выраженная соматическая патология различной этиологии:

- пороки развития основных систем организма (порок сердца)

и хронические соматические заболевания;

- частая заболеваемость в связи со снижением иммунитета

(в том числе врождённый иммунодефицит);

II. Факторы биологического риска:

- недоношенные и маловесные дети, рождённые с массой

тела менее 1500 г;

- дети, рождённые на сроке гистации меньше 33 недель;

- дети, перенёсшие асфиксию во время родов;

- дети, находившиеся в отделении интенсивной терапии.

III. Факторы социального риска:

  1. наркомания и алкоголизм родителей;
  2. малолетние родители (моложе 17 лет);
  3. дети беженцев;
  4. стресс, пережитый ребёнком;
  5. длительная разлука с матерью;
  6. социально-эмоциональная депривация вследствие резкого ограничения общения со взрослыми.

ВОЗРАСТНАЯ ШКАЛА ОЦЕНКИ ПСИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Что такое нервно психическое развитие ребенка?

Нервно психическое развитие детей – важный показатель развития ребенка и его
здоровья. Нервно-психическое развитие – это показатель зрелости нервной системы ребенка, показатель нормального роста и развития ребенка. Наряду с таким показателем, как физическое развитие, обязательно нужно учитывать нервно психическое развитие ребенка, особенно у детей раннего возраста, у детей до года, грудничков (мальчиков и девочек).

Нервно психическое развитие ребенка, причины задержки, почему отклонения?

На нервно психическое развитие ребенка влияют много факторов. Особенно отрицательно влияют на нервнопсихическое развитие ребенка внутриутробная гипоксия плода, перинатальная энцефалопатия (ПЭП), токсикоз и гестоз матери во время беременности, родовая травма, стимуляция, вакуум экстракция, стресс во время беременности, инфекции во время беременности, низкие баллы по шкале Апгар (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 баллов).

Оценка нервно психического развития детей

Диагностика нервно психического развития

Диагностика нервно психического развития детей в частной медицинской практике Саратова проводится с учетом возраста ребенка, особенностей протекания беременности, преморбидного фона и анамнеза. Нужно оценивать все показатели. Если ребенок вовремя не держит голову, не переворачивается, не гулит, не ползает, не следит за игрушкой, не сидит, не стоит, не ходит, не говорит слоги, не говорит слова, мало говорит слов, говорит только 1, 2, 3 слова, нужно обязательно обращаться к специалисту. Не теряйте драгоценное время. Чем раньше начато лечение, тем выше его эффективность.

Показатели нервно психического развития ребенка

Задержка нервно психического развития, лечение, реабилитация, стимуляция, восстановление в Саратове

Сарклиник проводит лечение задержки нервно психического развития у детей раннего возраста, у детей до года, дошкольников, школьников, подростков, у мальчиков и девочек в Саратове (Россия). Эффективные методы лечения позволяют провести комплексное восстановление нервно психического развития у детей, малышей, грудничков, новорожденных. Реабилитация ребенка зависит от степени тяжести ранее перенесенной патологии и степени тяжести задержки нервно психического развития. Стимуляция определенных структур головного мозга, центральной нервной системы (ЦНС) позволяет улучшить показатели нервного и психического развития. Проводится лечение задержки речевого развития и психомоторного развития. Также Сарклиник уделяет повышенное внимание таким показателям, как схема развития, карта развития, таблицы, группы, нервно психические отклонения развития у детей и подростков, трудности усвоения учебного материала в школе, плохая успеваемость в гимназии, слабая память при обучении в лицее, плохое запоминание учебного материала. Сарклиник знает, как лечить задержку нервно психического развития у детей, что делать, куда обращаться, куда идти, чем может помочь невролог, невропатолог, микроневролог, неонатолог, как лечить ЗПР, ЗРР, ЗПРР, ЗПМР, ЗПНР, ЗПР.

Запись на консультации.
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.


Нарушение психического развития (НПР) — это психическое состояние, сопровождающееся замедленными темпами формирования психических функций личности, а также, нарушениями познавательной и умственной способности. НПР чаще всего, проявляются в детском и младенческом возрасте.


Основными причинами нарушений психического развития являются:

  • наследственные патологии головного мозга;
  • хромосомные заболевания;
  • пороки головного мозга;
  • эпилептический синдром;
  • поражения и патологии центральной нервной системы, головного мозга;
  • тяжелые заболевания нервной системы и нейрокожные синдромы;
  • наследственные эндокринные заболевания;
  • соматические патологии;
  • нарушения и заболевания органов чувств;
  • отсутствие воспитания и педагогическая запущенность.


Формы отклонений в нервно-психическом развитии

  1. Психическое недоразвитие, типичной моделью которого является умственная отсталость.
  2. Задержка развития, представляющая собой различные варианты инфантилизма, нарушения навыков обучения, недостаточность высших корковых функций и т.д. В отличие от умственной отсталости, задержка развития характеризуется частичным отставанием в развитии и разной степенью его обратимости.
  3. Поврежденное умственное развитие подразумевает случаи, когда у ребенка заболеваниям (прежде всего центральной нервной системы) или травмам предшествовал период нормального развития.
  4. Дифицитарное развитие – это вариант психофизического развития в условиях глубоких зрительных, слуховых и суставно-мышечных аномалий.
  5. Искаженное развитие представляет собой комбинацию недоразвития, задержки и повреждения.
  6. Дисгармоническое развитие – нарушения в формировании личности. Свойственной такому типу дезонтогенеза могут быть различные формы психопатий.


Классификация

Сегодня психиатры различают следующие типы нарушений психического развития:

  • Патологическое психическое развитие, которое спровоцировано соматическими и психическими патологиями.
  • Дисгармоничное психическое развитие.
  • Дизонтогенез (искаженное, замедленное и поврежденное развитие).
  • Дегенеративное психическое развитие, которое связано с эпилепсией или другими психическими заболеваниями.
  • Необратимое психическое недоразвитие.

Кроме этого, существуют еще несколько типов НПР. Медспециалисты классифицируют их по шизофреническому процессу:

  • Умственная отсталость.
  • Ретардация.
  • Асинхрония.

По клинических формах различают:

  • Соматопатия.
  • Аутизм.
  • Акселерация.
  • Инфантилизм.

По типу олигофрении НПР обладают следующими формами:

  • Психопатическая.
  • Анализаторная.
  • Нейродинамическая.
  • Неосложненная.


Этапы формирования психики ребенка

Формирование психики ребенка, как и всего в этом мире, подразделяется на этапы, их всего четыре:

  • Моторный этап. Проходит на первом году жизни и характеризуется обретением двигательных умений и навыков
  • Сенсорный этап. Он продлится от года до трех. Характеризуется осознанием действий и развития внимания, мышления, сознания, восприятия и целенаправленной деятельности.
  • Аффективный этап. Он пролегает между двумя основными кризисами личности — кризисом трех лет и подростковым кризисов. Ему свойственно проявление индивидуальности в поведении
  • Идеаторный этап. Подростки его проходят в 12-14 лет. В это время формируется абстрактное мышление, умение строить планы на будущее, усваивать сложные понятия и суждения.

Особенно внимательно за детьми следят в первые годы жизни, это все потому, что именно тогда нервно-психическое развитие проходит наиболее стремительно. Существуют определенные таблицы диагностики нервно-психического развития детей. Они есть у каждого доктора, неоднократно публиковались как в печатных так и в Интернет изданиях.


Нервно-психическое развитие детей первого года жизни

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

  • Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
  • Эмоции;
  • Общие движения;
  • Движения руки и действие с предметами;
  • Подготовительные этапы развития и понимания речи;
  • Навыки и умения.


Основные закономерности психического развития ребенка

Для того чтобы обеспечить должную профилактику развития и не допустить задержки психического развития необходимо соблюдать несколько правил:

  1. Обязательное посещение врача в соответствии с графиком. Дети с задержкой психического развития идут по индивидуальному графику, с обязательным посещением невролога.
  2. Должны быть опробованы и использованы все методы и способы развития интеллектуальных особенностей ребенка, особое внимание уделено роли игры в психическом развитии ребенка;
  3. Обязательное наблюдение за детьми, имеющими факторы риска. Для этого врач невролог прописывает схему, разъясняющую этиологию нервных нарушений;
  4. При каждом выявленном нарушении или отклонении в психическом развитии детей дошкольного возраста обязательным является полное выполнение мероприятий, коррекционных мер и назначений специалиста.


Почему происходит задержка психического развития?

  • мама перенесла во время беременности какую-то болезнь либо чем-то хронически больна (диабет);
  • токсикоз;
  • мама, будучи беременной, курила, пила и, хуже всего, употребляла наркотики;
  • если у родственников малютки есть неврологические, психические заболевания;
  • патологические роды (преждевременные, кесарево сечение, ошибка врача);
  • разные инфекционные заболевания, которые малыш перенес в раннем детстве.

  • неблагополучная семья;
  • нет контакта с матерью;
  • с малышом мало общаются, играют, дают ему недостаточно информации, ничему не учат;
  • для крохи делают все, что ему не нужно совершать даже малейших усилий;
  • постоянная агрессия со стороны окружающих (бьют, кричат);
  • психологические травмы (отец избивает мать в присутствии детей).


Диагностика задержки психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни, нейропсихологическое тестирование, диагностическое обследование речи, изучение медицинской документации ребенка. В обязательном порядке проводится беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.


Лечение нарушений психического развития

Лечением нарушений психического развития занимаются педиатры, психологи, неврологи, логопеды, психиатры и дефектологи. Терапия должна быть направлена на гармоничное взаимодействие этих специалистов и их методов.

Для назначения точного вида лечения необходимо установить причины нарушений и их тип. Основной задачей лечения является длительная коррекция развития ребенка.

В состав медикаментозной терапии должны входить следующие препараты: ноотропы, сосудистые и противосудорожные, противовоспалительные и иммуностимулирующие. В качестве дополнения назначают витаминную терапию.

При нарушениях психического развития назначают определенные виды реабилитации. К ним можно отнести:

  • коррекцию психологического характера, включающую занятия с дефектологом и психологом, направленную на восстановление познавательной функции, речи и памяти, эмоционального восприятия, коммуникации и социальной адаптации;
  • коррекцию логопедического типа, включающую занятия с логопедом, направленные на формирование правильной речи и звукообразование, устранение дефектов произношения, вырабатывание навыков и способностей для содержательной речи;
  • сенсорные упражнения с психологом для восстановления чувствительности, улучшения восприятия и психологической разгрузки;
  • аппаратные занятия с биологической обратной связью, направленные на тренировку внимания и запоминания, регулирование ребенком собственного восприятия;
  • релаксационные упражнения;
  • лечебную физкультуру и гимнастику для стимулирования физического и психического развития;
  • физиотерапию, включающую тепловые, водные и электропроцедуры.


Подходы в психотерапии детских неврозов

Закономерности психического развития детей сейчас таковы, что помимо определенных стадий, они обязаны быть ознакомлены с возможными отклонениями в нервно-психическом развитии. В психотерапевтической помощи могут нуждаться дети с синдромом жестокого обращения, врожденными нарушениями и аномалиями развития, психическими травмами, логоневрозами, посттравматическими стрессовыми расстройствами. Противопоказаниями к проведению подобного вида лечения являются: умственная отсталость, тяжелые органические заболевания нервной системы, возраст до четырех лет.

Этапы психотерапевтической помощи:

  1. контакт;
  2. контракт;
  3. собственно психотерапия;
  4. завершение и окончание.

Методы психотерапии, которые могут применяться у детей дошкольного возраста:

  1. арт-терапия;
  2. внушение (суггестия);
  3. игровая терапия;
  4. музыкотерапия;
  5. психотерапия творческим самовыражением;
  6. дебрифинг.


Профилактика задержки психического развития (ЗПР)

Чтобы быть спокойными и уверенными в том, что нервно-психическое развитие сына или дочери протекает нормально, родителям следует озаботиться профилактикой нарушений и отставания.

  • Необходимо посещать врача регулярно в соответствии с намеченным планом. Дети, находящиеся в группе риска, имеют свой особый график, в который входит обязательное наблюдение и контроль врача-невролога.
  • Нужно использовать все доступные развивающие игры и занятия, повышающие интеллект. Однако не следует перегружать ребенка ранним обучением: языки, секции, кружки. До школы игровая деятельность должна быть основной.
  • Обязательное наблюдение за детьми, находящимся в группе риска. Это касается не только родителей и врачей, но и воспитателей в детском дошкольном учреждении, а затем и учителей в школе.
  • При любом выявленном врачом нарушении или отклонении точно выполнять предписания врача в полном объеме.

  1. Лечение страха гипнозомГипноз является одним из самых эффективных методов лечения неврозов. Словосочетание.
  2. Женские расстройства сексуального возбужденияРасстройства сексуального возбуждения были ранее известны как фригидность у женщин.
  3. Причины депрессии у женщинПрежде чем разобраться в причинах возникновения депрессии у женщин, необходимо.
  4. Деперсонализация личностиСиндром дереализации-деперсонализации — это психическое расстройство, при котором человек ощущает.

Врач с 36 летним стажем работы. Медицинский блогер Левио Меши. Постоянный обзор животрепещущих тем по психиатрии, психотерапии, зависимостям. Хирургии, онкологии и терапии. Беседы с ведущими врачами. Обзоры клиник и их врачей. Полезные материалы по самолечению и решению проблем со здоровьем. Посмотреть все записи автора Левио Меши

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.